III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

МЕДОНОСНАЯ ПЧЕЛА. МЁД – ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ ПЧЕЛОВОДСТВА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА МЁДА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Гарипов Л.И.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Цель:1. Изучить роль медоносной пчелы и значение продуктов пчеловодства для человека.

2. Выяснить способы определения качества мёда в домашних условиях.

Задачи исследования:

1.Изучить особенности жизни семьи медоносной пчелы.

2.Определить значение мёда для человека - как основного продукта пчеловодства.

3.Провести простейшие исследования образцов мёда на наличие в них посторонних добавок таких как (вода, мел, крахмал, сахар) и зрелости в домашних условиях.

Гипотеза: Продукт для взрослых и детей. Вкус лета в нем, цветов, полей! Весны и солнца аромат. Напомнить он зимою рад. Защитник наш от злых болезней. Что может мёда быть полезней.

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
    1. История пчеловодства
    2. Пчёлы – общественные насекомые
    3. Продукты пчеловодства. Мёд – основной продукт пчеловодства
    4. Практическая часть. Простейшие способы определения качества

мёда в домашнихусловиях

  1. Заключительная часть
  2. Литература

Введение

Человеку свойственно бояться пчел. Даже смелые и мужественные люди могут теряться, когда к ним случайно подлетит пчела. Если же они ближе познакомятся с жизнью этих удивительных насекомых, то поймут, что страх этот напрасный. Все знают - насколько разнообразен мир насекомых: считается, что на Земле их до пяти миллионов. Науке же пока известно около миллиона. Как будто немало, но вот используется на благо человека совсем мизерный их процент. Выкармливают, например, лакового червеца, тутового и дубового шелкопряда. В самых больших масштабах человек использует пока лишь европейскую пчелу. Карл Линней назвал её пчелой медоносной.Актуальность темы и заключается в том, что говоря о пчёлах, мы сразу же вспоминаем о мёде, этом приятном и полезном продукте. Мёд один из ценнейших продуктов питания человека, способный восполнить дефицит во всех минеральных веществах, витаминах и биологически активных веществах. Но, к сожалению не весь мед, который мы покупаем, отвечает необходимым требованиям. Практическая значимость работы заключается в том, что она позволяет с помощью простых домашних способов определить качество мёда и не обмануться при покупке мёда.

2.1. История пчеловодства

Согласно данным, пчелы обитали на Земле уже 30 млн. лет назад – их окаменевшие останки найдены в пластах третичного периода. Род человеческий примерно на 28 млн. лет моложе пчелиного.

О том, что пчелиные гнезда – ценная добыча, люди знали уже в каменном веке. Поэтому они усердно охотились за ними, чтобы добывать мед и воск, хотя это было делом опасным и трудным. Пчелы могли изжалить сборщиков до смерти, когда они из расщелин скал или дупел высоких деревьев вырезали соты с воском и медом.

То, что наши предки собирали мед, подтверждают древние наскальные рисунки. В Испании, например, есть Паучья пещера. На ее стене изображен человек, вынимающий соты из пчелиного гнезда. Первобытный художник нарисовал его примерно за 7 000 лет до нашей эры. Трудно сказать, когда древние люди перешли от собирательства меда к пчеловодству, но археологические данные подтверждают, что 6000 лет назад в Египте разводили домашних пчел. В Древнем Египте мед ценили высоко: все египетские фараоны носили титул «Повелитель пчел». Символическое изображение этого насекомого при жизни фараона украшало царскую эмблему, а после смерти – его гробницу.

В Древней Греции пчеловоды впервые научились вставлять в улья перегородки и с их помощью изымать избыточные запасы меда. Великий Гомер воспел мед и его замечательные пищевые и лечебные свойства. Одна из его героинь чудесным напитком лечила бессонницу и вдохновляла воинов на подвиги. Философ Аристотель положил начало научному пчеловодству, а основоположник античной медицины Гиппократ описал лечебные качества меда. Одна из легенд рассказывает, что на могиле Гиппократа поселился рой пчел, которые изготавливали особый мед, исцелявший от множества болезней.

А вот история пчеловодства Казанского края уходит своими корнями в эпоху неолита, климат которой в Среднем Поволжье был несколько мягче современного и способствовал благополучному выживанию диких пчёл. Очевидно, пчеловодство здесь прошло все стадии от «охоты за мёдом» до бортничества, а затем и пасечного пчеловодства. Казанское ханство, образовавшееся на месте Булгарии, унаследовало и приумножило древние пчеловодные традиции. Среднее Поволжье славилось лесами, мёдом и воском. Мёд был обязательным продуктом, как в повседневном питании, так и на свадебных торжествах. В разное время на благо пчеловодства трудились целая плеяда учёных, а также выдающихся организаторов и специалистов пчеловодства. Интересно, что Александр Михайлович Бутлеров по праву открывает этот список. Он родился в городе Чистополе Казанской губернии. Он знаменитый химик, основатель органической химии, страстный пропагандист рационального пчеловодства в России. Занимался в каникулярное время пчеловодством в своем имении Бутлеровке Спасского уезда Казанской губернии, где содержал пасеку из 100 пчелиных семей. По сохранению позиций пчеловодства в общественном секторе Татарстан занимает лидирующее место. В основном у нас разводится среднерусская порода медоносной пчелы [3].

2.2. Пчелы – общественные насекомые

Это означает, что они живут колониями, иногда состоящими из тысяч насекомых. Вся пища и работа в колонии четко распределены. В каждой колонии есть матка – единственная самка, откладывающая яйца. Кроме того, в каждой колонии есть самцы (у пчел они называются трутни), единственная обязанность которых состоит в спаривании с маткой. Третий вид насекомых в колонии – это недоразвитые самки. Они называются рабочими. У каждого рабочего насекомого своя определенная задача – добыча еды, забота о яйцах и личинках, охрана гнезда. Гнездо пчелиной семьи состоит из вертикальных двусторонних сот. Жизнь пчелиной семьи неотделима от сот, которые они строят из выделяемого ими воска. Соты состоят из множества ячеек, расположенных рядом с выходом. Пласты сот в гнезде располагаются всегда вертикально. Толщина сот, составляет 24—25 мм. Между сотами пчелы оставляют от 10 до 12 мм свободного пространства (улочку). Ячейки сота имеют правильную шестигранную форму[5].

Ячейки разделяются по строению на несколько типов:

Пчелиные — для вывода рабочих пчёл, складывания и хранения в них мёда;

Трутневые — для вывода трутней, складывания мёда, трутневые ячейки имеют больший размер, по сравнению с пчелиными;

Маточники — особые ячейки для вывода маток. Обычно они строятся вне сот;

Переходные — ячейки неправильной формы, которые строят пчёлы при переходе от пчелиных к трутневым;

Медовые — расположены, как правило, в верхней части сота. Они имеют удлинённую форму.

Ячейки у разных пород пчёл различаются, поскольку у каждой породы свой размер рабочей пчелы. Выделяют несколько пород медоносных пчёл: среднерусская, степная украинская, украинская, итальянская, серая горная кавказская, карпатская. Породы отличаются друг от друга внешним видом (окраской и размерами), поведением (агрессивностью, склонностью к воровству мёда из других семей), устойчивостью к перепадам температуры. Существует три группы медоносных пчел, которые живут в пчелином улье. Первая группа – это пчелиная матка, которая в семье является единственной полноценной самкой. От неё происходит весь состав семьи: рабочие пчёлы, трутни и молодые матки. Матка постоянно находится в окружении рабочих пчёл, которые ухаживают за ней: дают корм, чистят её тело, очищают ячейки сотов для откладки в них яиц и т. д. Присутствие в семье матки пчёлы узнают по её запаху. Матка выделяет особое вещество так называемое «маточное вещество», которое слизывают рабочие пчёлы из окружающей её «свиты». Запах этого вещества передаётся всём членам пчелиной семьи благодаря существующему между ними постоянному обмену пищей. При гибели матки поступление «маточного вещества» прекращается, и её отсутствие быстро ощущает вся семья. Матка выделяется среди рабочих пчёл более крупными размерами тела от 18 до 25 мм, а у рабочих пчёл от 12 до 15 мм, и сравнительно короткими крыльями. Она, как и рабочие пчёлы, имеет жало, но использует его лишь в борьбе с другими матками.

Если личинку пчелы кормят только высокопитательным молочком, из неё вырастает матка. Если же личинку после трех дней её жизни начинают кормить мёдом и пергой (белковый корм, приготовленный из пыльцы растений), то из личинки развивается рабочая пчела. Пчелы выращивают маток в специально отстраиваемых для этого больших ячейках сота — маточниках. Личинка быстро растет, и через 5 дней (через 8 дней после того, как было отложено яйцо), пчелы запечатывают маточник пористой крышечкой из смеси воска и перги. В запечатанном маточнике личинка в течение 7-8 дней превращается в куколку, а затем во взрослое насекомое — молодую матку. Через 3—4 дня после выхода из маточника молодая матка начинает вылетать на облёты для ознакомления с местностью и расположением улья. На 7—10-й день своей жизни она вылетает для встречи с трутнями («брачные вылеты»). С 10-дневного возраста пчелиные матки начинают откладывать яйца. Первое время молодые матки откладывают небольшое количество яиц, но затем число их быстро возрастает. В весенне - летний период при благоприятных условиях пчелиные матки откладывают 1500—2000 и более яиц в сутки, а за весь сезон до 150—200 тыс. яиц. Наибольшую ценность матка представляет в первые два года своей жизни. Начиная, же с третьего года количество откладываемых ею яиц быстро уменьшается. Пчелиные матки живут до пяти лет и более. Вторая группа - рабочие пчёлы. Пчелиная семья состоит в основном из рабочих пчёл. В хорошей семье зимой их насчитывается обычно 20—30 тыс., а летом до 60—80 тыс. и больше. Все рабочие пчёлы в семье — сёстры, происшедшие от одной матки. Пчелиные матки, отложив яйца, больше не заботятся о своём потомстве. Развивающихся из яиц личинок выращивают уже рабочие пчёлы. Рабочие пчёлы выполняют все работы внутри улья и вне его. Они чистят гнездо, готовят ячейки сотов для откладки в них яиц маткой, выделяют воск и строят новые соты, выкармливают личинок, поддерживают в улье необходимую температуру, охраняют гнездо, собирают с цветков растений нектар и пыльцу и приносят их в улей; словом, рабочие пчёлы выполняют все работы, связанные с жизнью пчелиной семьи. Третья группа - молодые (ульевые пчёлы). Только что вышедшая из ячейки молодая пчела ещё очень слаба. Она едва передвигается по соту, ей нужно ещё некоторое время, чтобы окрепнуть. Молодых беспомощных пчёл подкармливают другие, более взрослые пчелы. Но, чуть окрепнув, молодые пчелы уже стремятся включиться в выполнение простейших работ в улье. Первая такая работа — чистка ячеек сота. Пчелы забираются в ячейку, очищают и вылизывают (полируют) её стенки и донышко. Если ячейки сота не будут очищены и отполированы пчёлами, матка не отложит в них яйца. На четвёртый день жизни молодые пчелы способны уже кормить взрослых личинок смесью меда и перги. Если в семье имеется такая потребность, то они становятся пчёлами-кормилицами. К седьмому дню у пчёл начинают функционировать железы, выделяющие молочко. С этого времени пчелы могут кормить молочком самых молодых личинок (до трёхдневного возраста) и маток.

Молодые пчелы (ульевые, нелётные) в возрасте до 15—18 дней выполняют многие другие работы в улье. Они поддерживают чистоту в гнезде, запечатывают крышечками ячейки сотов при наполнения их медом к ячейки со взрослыми личинками, охраняют гнездо от проникновения в него других насекомых и пчёл-воровок из чужих семей, стремящихся поживиться готовыми кормовыми запасами. Молодые пчелы принимают нектар от возвратившихся в улей пчёл-сборщиц. Свежепринесённый нектар содержит в среднем около 50 % воды. В таком виде он долго храниться не может, так как в нём вскоре могло бы начаться брожение. Пчёлы испаряют из нектара лишнюю воду и доводят содержание её в меду в среднем до 18—20 %. Для этого свежесобранный нектар они сначала размещают маленькими капельками (напрысками) по стенкам пустых ячеек сотов, а после некоторого сгущения переносят его в другие ячейки и складывают несколько большими порциями. Более взрослые (чаще с 15—18-дневного возраста) пчелы занимаются сбором нектара и пыльцы с цветков растений, приносом в улей воды и клейких смолистых веществ это - лётные пчелы [3]. Для разыскивания медоносных растений и рассматривания мелких предметов в полумраке жилища у пчел выработались некоторые особенности зрения. Рабочая пчела, а также матка и трутень имеют по бокам головы по два сложных глаза, состоящих из большого количества мелких глазков, которые воспринимают изображение в виде мозаики, Кроме того, на темени пчелы, матки и трутня имеется по три простых глаза. Они служат как бы, дополнением к сложным глазам. Установлено, что пчелы хорошо видят ультрафиолетовую часть солнечного спектра (не видимую человеком). Считают, что пчелы хорошо различают следующие цвета: жёлтый, сине-зелёный, синий, фиолетовый и ультрафиолетовый, по последним данным, многие цвета, в зависимости от характера отражения ими ультрафиолетовых лучей, пчёлам кажутся совсем иными, чем человеку. Так, синий и фиолетовый цвета пчелы видят как четыре различных цвета. Красный цвет они могут путать с фиолетовым и чёрным. Зелёный и оранжевый цвета пчелы воспринимают как жёлтый цвет.

Пчелы хорошо запоминают лишь такую форму предметов, которая напоминает расчленённые лепестки цветков. У пчёл очень хорошо развито обоняние. Эти органы находятся у пчёл на усиках. Обоняние имеет большое значение в жизни пчёл: по запаху они отличают чужих пчёл от пчёл своей семьи, разыскивают нектар и т. д. Помимо нектара, пчелы собирают с растений цветочную пыльцу, являющуюся их белковым кормом. Тело пчелы густо опушено волосками, При посещении пчёлами цветков между волосками накапливается большое количество пыльцевых зёрен. Их пчелы счищают щёточками ножек и укладывают в корзиночки (углубления на задних ножках). Пыльцу при сборе пчелы несколько увлажняют нектаром, благодаря чему пыльцевые зерна надёжнее удерживаются в корзиночках в виде плотных шариков, называемых обножкой. Вернувшись в улей с обножкой, пчёлы сбрасывают принесённые комочки пыльцы в ячейки сотов. Молодые пчёлы тут же утрамбовывают пыльцу головой, а когда ячейка будет почти заполнена, заливают её доверху мёдом. Пыльца, сложенная в ячейки сотов, утрамбованная и залитая мёдом, называется пергой. Это источник белкового питания пчелиной семьи. Воду во время взятка пчёлы получают в достаточном количестве из собираемого с цветков и приносимого в улей нектара. Но если в природе нет взятка, а семья в это время выращивает много расплода, пчёлы ощущают недостаток в воде и вынуждены приносить её в улей. Для полировки сотов, заделки мелких щелей в ульях пчёлы применяют прополис. В состав его входят бальзамические вещества оболочек пыльцевых зёрен, смолистые вещества растений и примесь воска. Ещё бывают трутни. Их назначение — осеменение молодых маток. Никаких других функций трутни в семье не выполняют. Развиваются они из неоплодотворённых яиц, которые матка откладывает в ячейки сот, имеющих несколько больший объём по сравнению с обычными пчелиными ячейками. Развитие трутня совершается в течение 24 суток. Трутень заметно крупнее рабочей пчелы. Он весит около 0,2 г. На выкармливание личинки трутня пчелы расходуют корма в три раза больше, чем на вскармливание личинки рабочей пчелы. Органы трутней не приспособлены для работы. У трутней короткий хоботок, у них нет корзиночек для переноса пыльцы, нет восковых и других желез. У трутней нет и жала, но они обладают сильными крыльями. С прекращением медосбора пчелы изгоняют трутней из ульев, и они погибают от голода и холода [4].

Поведение пчёл и ориентировка их в пространстве

Молодые пчёлы во время ориентировочных облётов запоминают расположение своего улья относительно окружающих его предметов (деревья, кустарники, другие улья и пр.). Достаточно передвинуть улей в сторону на расстояние даже меньше 1 м, как возвращающееся со взятком пчёлы ищут его на прежнем месте и не сразу находят его на новом. Если же отнести улей на большое расстояние, то пчёлы вообще не смогут найти его. То же самое следует сказать об окраске ульев и изменениях в предметах, окружающих улей (другой цвет соседних ульев, вырубка дерева, кустарника).

Собирая нектар или пыльцу, каждая пчела стремится придерживаться какого-либо одного вида растений. Например, посещая цветки гречихи, пчёлы не перелетают на растения другого вида, пока не отцветёт гречиха. Это имеет большое биологическое значение для опыления растений. После окончания цветения одних растений пчёлы, собиравшие нектар с их цветков, присоединяются к пчёлам, посещающим другие растения, или же начинают разыскивать распускающиеся цветки других видов растений. В последнем случае пчёл называют разведчицами. Найдя новый источник корма, пчёлы набирают его в медовый зобик, и облетев несколько раз цветущие растения для запоминания их местоположения, возвращаются в свой улей. Пчела возвращается в улей в возбуждённом состоянии. Она отдаёт принесённый нектар пчёлам — приёмщицами, а сама выполняет на соте характерные движения, получившие название «вербовочных танцев», которые привлекают на поиски взятка других пчёл этой семьи. Если корм был найден вблизи пасеки, не дальше 100 м от улья, то пчела быстро пробегает вокруг какой-либо ячейки сота, а затем поворачивается и делает такой же круг в обратном направлении. Перебегая по соту от одних пчёл к другим, она повторяет эти движения в течение нескольких секунд. Такой танец называется круговым. Когда цветущие растения обнаружены от улья на расстоянии более 100 м, прилетевшие с нектаром пчелы, выполняют этот танец по-другому.

Танцами пчелы сообщают не только расстояние до источника корма, но и в каком направлении нужно лететь к цветущим растениям [6].

2.3. Продукты пчеловодства. Мёд – основной продукт пчеловодства

Продукты пчеловодства: мед, маточное молочко, прополис, пыльца, перга, пчелиный яд – это целая лаборатория уникальных природных веществ. С древних времён они использовались людьми для повседневного питания и лечения различных заболеваний, даря молодость и продлевая жизнь. Пчелы производят мед из нектара – сладкого, ароматного сока, который выделяют специальные клетки – нектарники – цветов. В состав нектара входит вода (59 – 75%), моносахара (20 -24%), сложные сахара (13 – 24%), минеральные вещества, белки, эфирные масла, каротин, витамины и т.д. Пчелы предпочитают посещать цветущие растения, нектар которых содержит много сахаров.Превращение цветочного сока в мед – сложный физиологический, химический и физический процесс, в котором участвуют все рабочие пчелы семьи.

Когда зацветают медоносные растения, пчелы – разведчицы, усердно обследуя округу, возвращаются в улей с «отчетом» о цветущих медоносах. Их местоположение они описывают своим подругам по средствам своеобразного танца. Усвоив информацию пчелы – сборщицы прямиком вылетают к месту назначения за нектаром и пыльцой.

Пчела высасывает сладкий нектар из цветка до тех пор, пока не наполнит свой медовый зобик. При этом к нектару добавляется секрет глоточной железы, содержащей фермент, с помощью которого сахароза превращается в главное составляющее меда – глюкозу и фруктозу.

Доставив нектар в улей, сборщица передает его одной из молодых нелетных пчел – приемщиц: она выпускает из хоботка капельки нектара, а приемщица аккуратно высасывает его своим хоботком. Вся процедура занимает около 4 минут, после чего сборщица улетает за новой порцией, а приемщица в течение почти 20 минут обрабатывая полученный нектар – она много раз перегоняет его из ячейки в зобик.

В результате из нектара удаляется значительная часть воды, добавляются ферменты и органические кислоты, и под их воздействием сахароза начинает расщепляться на глюкозу и фруктозу.

3.4. Практическая часть. Определение качества мёда в домашних условиях.

Материалы и реактивы: образцы мёда, дистиллированная вода, уксусная эссенция, спирт, спиртовой раствор йода, стальная проволока, лист бумаги, теплый чай, тонкая палочка.

Подготовка проб к испытанию:

Все имеющиеся образцы мёда подписываем и размещаем в стеклянную посуду. Заранее приготовим чай, несколько стальных проволок и пипетку для забора уксусной эссенции.

Проведение исследований

1. Определение зрелости мёда. Удельный вес зрелого мёда 1,409-1,429.

В литровой банке должно быть не менее 1,4 кг мёда.

2. Определение содержания в мёде воды (если воды в мёде больше нормы – то он тоже считается незрелым). Для этого взяли лист бумаги и капнули на него мед. Если мёд не растекается по листку и не оставил влажные пятна, значит, воды мёд не содержит.

3.Чтобы узнать, есть ли в меде сахар, мы взяли раскаленную на огне проволоку и опустили ее в мёд. Если мед повиснет на ней, значит, образовалась карамель, следовательно, мёд содержит сахар.

4.Дальше мы определили, есть ли в мёде крахмал.

1 способ. Положили в стакан мёд и чуть разбавили его с водой, размешали и капнули 2-3 капли йода. Если состав не посинел, значит, в мёде не содержится крахмал.

2 способ. Добавили к раствору мёда 15 мл спирта. Если раствор приобретёт молочный цвет, значит, в мёде содержится крахмал, а если раствор приобретёт светло-жёлтый цвет, то мёд без крахмала. У нас получился светло - жёлтый раствор – мёд без крахмала.

5.Дальше капнули в такой же раствор вместо йода несколько капель уксусной эссенции. Так мы проверили мёд на содержание мела. Если мед содержит мел, значит, раствор зашипит.

6.Проверили фальшивость мёда ещё одним способом. Налили в чашку теплый чай, разбавляли в нем мёд. Если чай потемнел, значит, нас обманули, это не натуральный мёд, если чай не потемнел, значит, мёд натуральный [1,2].

Сводная таблица результатов исследования образцов мёда

Образцы мёда

Зрелость

Наличие воды

Наличие

сахара

Крахмал

Мел

Чай

1

Мед у Гарафиева В.

+

_

_

_

_

_

2

Мед у Сабирова И. Г.

+

_

-

 

_

_

3

Мед у Шарапова Р.З.

+

_

_

_

-

_

4

Мед у Зиятдиновой Р

-

+

-

_

_

_

5

Мед у Зайнуллина Ш.

+

-

-

_

_

_

6

Мед у Зайнуллина Р.

+

_

_

_

_

_

7

Мед у Яруллина М.

+

-

-

-

_

_

8

Мед у Насырова Р.В.

+

_

-

_

_

-

9

Мёд у Сарбаева С.

+

-

-

-

-

-

10

Мёд у Зарипова Г

+

-

-

-

-

-

Выводы.

В ходе исследования образцов мёда были получены следующие результаты: Из десяти образцов мёда:

- нормальная зрелость наблюдалась в девяти образцах;

- наличие воды обнаружилась в одном образце;

- сахар не был обнаружен ни в одном образце;

- крахмал не был обнаружен ни в одном образце;

- мел не был обнаружен ни в одном образце;

- помутнение чая не было ни в одном образце;

- самый качественный образец мёда был мёд в девяти образцах.

Исходя из полученных результатов, сделали следующий вывод:

  1. Покупать мёд уверенно можно у семи пчеловодов села Тат.Янтык фамилии которых указаны в таблице, у Зарипова Гафура из села Малые Елги, у Сарбаева Сергея из села Среднее Девятово (пасека Сарбаева Сергея находится в Янтыковском лесу)

  2. Зиятдиновой Розе посоветовать подождать с откачкой мёда. Незрелость её мёда, по - нашему связана с тем, что она раньше всех в селе начинает откачивать мёд.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Пчелы — частица живой природы. Там, где есть медоносные пчелы, благополучнее среда обитания для человека, снижается экологическая напряженность. Велика польза от этих удивительных насекомых для народного хозяйства. Опыляя растения, они повышают, а часто целиком формируют их урожай. Не существуй пчелиного племени, флора Земли была бы несчастной!

Роль пчеловодства в настоящее время во много раз возросла. Недаром медики самих пчел называют крылатыми фармацевтами, а благоустроенную пасеку, на которой размещены ульи с пчелами, природной здравницей. Воздух на ней необычайно чист, насыщен целебным запахом трав и деревьев, прополиса, воска и меда. Возможно, пчелы обладают какой-то притягательной силой, и человек, увлёкшийся пчелами, не расстаётся с ними всю жизнь. Маленькое трудолюбивое насекомое на своих крыльях приносит людям здоровье.

Натуральный мёд – ценнейший продукт питания. Определить качество мёда каждый желающий сможет простейшими способами. В настоящее время не существует никаких сомнений в том, что все продукты, вырабатываемые медоносной пчелой, являются большой ценностью.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Акунин Н.А. Подделка меда. Москва, Знание, 1987 год.

  2. Захарова Н.И. Советы покупателю при выборе меда. Москва, Просвещение, 2004 год.

  3. Кривцов Н.И, «Татарский мёд», Казань, «Магариф», 2007 год.

  4. Мамаев Б.М., «Энтомология для учителя»,М.,«Просвещение»,1985 г

  5. Рахимов И.И., «Растительный и животный мир Татарстана», Казань, «Магариф», 2007 год.

  6. Теремов А., «Занимательная зоология», М. «АСТ-ПРЕСС», 1999 год