III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПИСЬМЕННУЮ РЕЧЬ
Мусатова Е.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


1.Введение

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, она имеет огромное влияние на развитие ребёнка в целом, соответственно, развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всем процессом обучения, поэтому можно сделать вывод о том, что среди неуспевающих школьников большую часть составляют дети с различными отклонениями в развитии речи. Нарушения речи снижают социальную актив­ность человека, влияют на выбор профессии.

Каждый год нарушения речи у школьников, поступающих в школу выявляются чаще. Всевозможные недостатки развития речевого аппарата приводят к тому, что дети не могут наравне с остальными учиться письму и чтению, что может привести к полному неприятию школьной программы и как следствие необразованности и исключению из учебного учреждения. Выявление таких детей, установление причин нарушения речи, исправление речевых нарушений по-прежнему остается актуальным способом интегрировать таких детей в образовательный процесс.

Цель исследований: ознакомиться с видами нарушений речи у детей в нашей школе и установить их влияние на успеваемость школьников.

Задачи:

1) установить количество детей с речевыми нарушениями в школе;

2) изучить влияние нарушений речи на написание слов;

3) изучить влияние нарушений речи на успеваемость школьников.

Методы исследований : 1) теоретический – изучение и анализ специальной литературы, обобщение, классификация и сравнение;

2) эмпирические методы применялись при сборе данных, наблюдении и изучении влияния нарушений речи детей на письменную речь;

3)математический – подсчет количества детей с нарушениями речи в классах.

Объект исследования — речевая деятельность детей школьного возраста.

Предмет исследования — письменная речь детей с нарушениями устной речи.

Сроки проведения исследований: сентябрь 2016г. – март 2017 г.

2

2.Литературный обзор

2.1.Что такое речь

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.

И. П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.

2.2.Функции речи

В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего она является средством общения (коммуникативнаяфункция), т. е. передачи информации, и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяются три стороны: 1) информационная, которая проявляется в передаче общественного опыта и знаний; 2) выразительная, помогающая передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения; 3) волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Будучи средством общения, речь служит и средством воздействия одних людей на других (поручение, приказ, убеждение).

Речь также выполняет функцию обобщения и абстрагирования.Эта функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда конкретных признаков. Так, произнося слово «собака», мы абстрагируемся от всех особенностей внешнего вида овчарки, пуделя, бульдога, добермана и закрепляем в слове то общее, что характерно для них.

Поскольку речь является и средством обозначения, то она выполняет сигнификативную(знаковую) функцию. Если бы слово не имело

обозначающей функции, оно не могло быть понято другими людьми, т. е. речь потеряла бы свою коммуникативную функцию, перестала бы быть речью. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных.

Все перечисленные функции тесно переплетаются между собой в едином потоке речевого общения. (1)

2.3.Виды речи

Слово как раздражитель существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое. В зависимости от этого различают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).

Внешняяречь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо. по количеству участников коммуникации она подразделяется на монологическую, диалогическую и полилогическую

Самым древним видом речи является устная диалогическаяречь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий. Диалогическая речь – наиболее простая форма речи, во-первых, потому, что это поддерживаемая речь: собеседник может задать уточняющие вопросы, подает реплики, помогает закончить мысль. Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия, когда они могут воздействовать друг на друга еще и жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса.

Внутренняяречь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.

Для внутренней речи характерны некоторые особенности:

• она существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ слова;

• ей присущи фрагментарность, отрывочность, ситуативность;

• внутренняя речь свернута: в ней опускается большинство членов предложения, остаются лишь слова, определяющие сущность мысли. Образно говоря, она носит «телеграфный стиль»;

• в ней изменяется и структура слова: в словах русского языка выпадают гласные звуки как несущие меньшую смысловую нагрузку;

• она беззвучна.

У детей дошкольного возраста отмечается своеобразный вид речи – эгоцентрическаяречь. Это речь ребенка, адресованная самому себе, которая является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Такой переход совершается у ребенка в условиях проблемной деятельности, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение практической цели. (2,3)

2.4.Устная и письменная речь

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную(письмо и чтение), по форме обмена информацией (с помощью звуков или письменных знаков) речь подразделяется на устную и письменную. (4)

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа).

Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не "заученной", походила на непосредственное общение.

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной неподготовленной речи много пауз, а использование заполнителей пауз (слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем. Говорящий контролирует логико-композиционный, синтаксический и частично лексико-фразеологический уровни языка, т. е. следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения мысли. Фонетический и морфологический уровни языка, т. е. произнесение и грамматические формы, не контролируются, воспроизводятся автоматически.

Поэтому устной речи свойственны меньшая лексическая точность, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных. (5,6)Устная речь - форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).

Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством (телефоном и т. п.), если общение происходит на значительном расстоянии.

Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:

  • избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений);

  • использование невербальных средств общения (жестов, мимики),

  • экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем можно легко догадаться).

Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией.

Устная речь- может быть монологической (рассказ о событиях, публичные выступления – на митинге, собрании, конференции и т.п.) и диалогической (беседа, дискуссия, обсуждение) в зависимости от коммуникативных задач. Преобладание функции общения способствует усилению диалогичности речи, преобладаниефункции сообщения – монологичности. Совмещение функций сообщения, общения и воздействия в устнойпубличной речи обусловливает насыщенность монологической формы элементами диалога. (7)

Письменная речь — это речь, изображённая на бумаге (перга­менте, бересте, камне, полотне и т.п.) с помощью графических знаков, предназначенных для обозначения звуков речи. Пись­менная речь является вторичной, более поздней по времени возникновения формой существования языка, противопоставляемой устной речи.

Между устной и письменной речью выделяется и ряд различий психолого-ситуативного характера:

1)в устной речи говорящий и слушающий видят друг друга, что позволяет в зависимости от реакции собеседника изменить содержание разговора. В письменной речи этой возможности не имеется: пишущий может лишь мысленно представлять себе по­тенциального читателя;

2)устная речь рассчитана на слуховое восприятие, пись­менная — на зрительное. Буквальное воспроизведение устной речи, как правило,

возможно лишь при помощи специальных технических устройств, в письменной же речи читающий имеет возможность неоднократно перечитывать написанное, равно как и сам пишущий — неоднократно совершенствовать написанное;

3)письменная речь делает общение точным, фиксированным.Она связывает общение людей прошлого, настоящего и будущего, выступает основой делового общения и научной деятельности, устная же речь часто отличается неточностью, неоконченностью, передачей общего смысла. (8)

Письменная речь — исторически позднее возникший способ речевого общения.

Письменная речь– речь, изображенная на бумаге (пергамене, бересте, камне, полотне или какойлибо др. поверхности) с помощью специальных графических знаков (знаковписьменности). Использование письменной формы речи позволяет пишущему обдуманно отбиратьязыковые средства, строить высказывание постепенно, исправлять и совершенствовать текст. (9)

Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В то же время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельной функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения.

Речь устная и речь письменная - это две формы речевой функции. И та и другая - основное средство общения в человеческом обществе. Устная речь формируется первой, а письменная - надстройка над уже созревшей устной речью - использует все ее готовые механизмы, совершенствуя и значительно усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы, специфические для новой формы выражения языка. (10)

2.5.Нарушения речи у детей

Нарушения и недоразвитие устной речи влияют на формировании письменной речи, следствием этого является неуспеваемость обучающихся по русскому языку и чтению, оказывает отрицательное влияние и на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка

Механизмы возникновения речи весьма сложны. В них задействованы слуховой, зрительный и двигательный анализаторы мозга, а также речевой аппарат. Последний функционирует благодаря слаженной работе всех отделов коры головного мозга, а также ряда органов дыхательной, голосовой и артикуляционной системы. (11)

Дефекты речи, которые в последствии могут оказать негативное влияние на формирование письма и чтения:

Фонетическое недоразвитие речи –дефект, который проявляется особенно явно. Это нарушение произношения отдельных речевых звуков либо их групп. В норме ребёнок должен говорить правильно все речевые звуки в 5 лет. Если этого не происходит, необходимо принимать срочные меры и до начала школьного обучения научить ребёнка говорить все звуки правильно.

Дефекты звуковой стороны речи могут сопровождаться недоразвитием фонематического восприятия – специфического слухового восприятия звуков речи. Этот дефект у ребёнка внешне проявляется в звуковых и слоговых заменах, однако степень его выраженности и особенности у данного ребёнка может определить только специалист. Фонематическое недоразвитие приводит к недоразвитию письма и чтения, появлению ряда специфических ошибок, неуспеваемости.

И наибольшую тревогу вызывает такое положение, когда у будущего первоклассника: 1)недоразвитие фонетической стороны речи и фонематического восприятия сопровождается недостаточным запасом знаний об окружающем мире, бедностью словарного запаса; 2)нарушением звуконаполняемости и слоговой структуры слова; 3) недоразвитием грамматической стороны речи (умения употреблять слова в различных грамматических формах, правильно строить предложения); 4) недоразвитием связной речи. Такой дефект называется общим недоразвитием речи. Он сказывается не только на усвоении грамоты, но и на общей успешности обучения ребёнка в школе. (12, 13, 14)

Причины нарушения речи у детей:

- негативное влияние некоторых неблагоприятных факторов на плод в период беременности и родов;

- родовые или послеродовые поражения мозга;

- травмы и повреждения головы у детей младше 3 лет;

- плохая наследственность;

- анатомические особенности, своеобразное строение челюстей;

- недостаток общения с ребенком;

- привычка сосать пальцы;

- психические травмы;

- испуг:

- длительная напряженная ситуация в семье.

Расстройства произношения звуков речи подразделяются на функциональные и механические. Функциональные обычно со­провождаются нарушением нервных процессов в «речевых зонах» головного мозга или слухового восприятия; механические — нарушениями строения артикуляционного аппарата: языка, губ, небной занавески. Отклонения могут проявляться в произношении звуков речи, слов, предложений и в их понимании, что может быть связано с нарушениями слуховых, двигательных и зрительных анали­заторов. Недостатки речи нередко отражаются и на грамотности. Дефекты речи затрудняют усвоение учащимися проходимого материала. (15)

Основные виды нарушения речи

1. Алалия. Состояние, при котором у ребенка отмечается нормальный слух, но полностью или в значительной мере отсутствует речь по причине недоразвитости либо патологии участков головного мозга, ответственных за речевую деятельность, – называется алалией.

2. Дизартрия (одна из относительно легких форм анартрии – полной утраты речи) является результатом патологий нервной системы, а именно расстройств иннервации речевого аппарата. У детей с диагнозом дизартрия часто наблюдается общее недоразвитие речи.

3. Дислалия. Наиболее частое нарушение речи – это дислалия, проблемное звукопроизношение; в просторечье – косноязычие. В этом случае ребенок не может правильно воспроизвести тот или иной согласный звук – либо несколько, либо практически все.

4. Заикание – древнейшее нарушение речи у детей и взрослых, характеризующееся сбоями темпа и ритма речи из-за судорог либо спазмов, поражающих различные отделы речевого аппарата. (16)

Отрицательные «стороны» неправильного звукопроизношения

1. Прежде всего, как бы многие люди ни пытались сознательно закрывать глаза на это, дефектное произношение человеком даже одного только звука очень портит его речь и сразу привлекает к ней внимание окружающих. В этом случае даже вполне грамотная и глубокая по своему содержанию речь сразу как бы несколько «обесценивается» в глазах слушателей, хотим или не хотим мы это признать. Вам приходилось когда-нибудь слышать «картавых» или «шепелявых» лекторов? Вспомните о производимом ими на вас впечатлении!

2.Во многих случаях дефекты в произношении звуков (в частности, замены и смешения одних звуков другими) отражаются на письме и приводят к появлению так называемых дисграфий. А это значит, что из-за не исправленного своевременно звукопроизношения у ребенка будет страдать успеваемость по русскому языку.

3. Не устранённый дефект звукопроизношения очень часто приводит к появлению у человека «вторичных психических наслоений», то есть связанных с этим дефектом переживаний. Ведь с возрастом ребенок начинает замечать, что его речь отличается от речи сверстников, которые к тому же нередко его передразнивают, доводя иногда до слез и до нежелания посещать школу.

4. Для многих подростков именно неправильность звукопроизношения является основным препятствием для выбора профессии по душе. К логопедам нередко буквально прибегают юноши, которых, говоря их словами, «только из-за одного несчастного звука» не принимают в военные училища. Это же относится и ко многим профессиям, связанным с речью, - путь к ним для таких подростков оказывается полностью закрытым. А для тех, кто хочет поступить в школу с углублённым изучением иностранного языка, эта преграда на пути к получению образования начинает возникать уже с детских лет. (17)

Поступление в школу ребенка, плохо к ней подготовленного по речи, имеет неблагоприятные последствия для дальнейшего его развития, если не будут приняты необходимые психолого-медико-педагогические меры. Такие дети из-за несформированности звуковой и лексико-грамматической сторон речи оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике, при письме появляются многочисленные дисграфические и орфографические ошибки: пропуски, вставки, перестановки букв или слогов, нарушения структуры слов и границ предложений, неверное написание предлогов и приставок и т. д. Кроме того, к нарушению письменной речи приводит недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. Это проявляется в замене графически сходных рукописных букв или в неправильном расположении элементов букв. (18)

У большинства детей с нарушениями речи выявляется недифференцированное представление о речевой действительности, нерасчлененность в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение, текст), отставание в практическом овладении навыком языкового анализа и синтеза, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготовности к овладению письменной речью. (19)

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается от года к году.

Выявление таких детей, установление причин нарушения речи, исправление речевых нарушений по-прежнему остается актуальным способом интегрировать таких детей в образовательный процесс.

3.Экспериментальная часть

Исследования проводили в школе с сентября 2016 г. по март 2017 г. В эксперименте принимали участие дети с нарушениями произношения отдельных речевых звуков либо их групп.

Методы исследований : 1) теоретический – изучение и анализ специальной литературы, обобщение, классификация и сравнение;

2) эмпирические методы применялись при сборе данных, наблюдении и изучении влияния нарушений речи детей на письменную речь;

3)математический – подсчет количества детей с нарушениями речи в классах.

Объект исследования — речевая деятельность детей школьного возраста.

Предмет исследования — письменная речь детей с нарушениями устной речи.

Исследования проводились в два этапа.

I.Было проанализировано количество детей с нарушениями произношения отдельных звуков в каждом классе. Нами установлено, что количество детей с нарушениями устной речи

в первом классе составило 37% от общего количества детей, обучающихся в этом классе;

во втором классе – 17% ;

в третьем классе – 14%

в четвертом классе – 0%;

в пятом классе – 14%;

в шестом классе –12%;

в седьмом классе – 0,06%;

в восьмом классе – 0,09%;

в девятом классе – 0.12%;

в десятом классе – 0,12%;

в одиннадцатом классе – 0.06%.

Т.О., количество детей с нарушениями произношения отдельных речевых звуков либо их групп в старших классах (7-11 классы) составляет менее 1%, в 3-6 классах – 12-14 %, во втором классе – 17 %, в 1 классе их количество достигло 37 %. Проследить за развитием речи у детей начиная с 1 класса до 11 класса у нас не было возможности. Можно предположить, что в связи с увеличением объема знаний и умений (компетенций) у учеников от 1 класса к 11 классу количество ошибок при написании слов уменьшается.

II. Детям было предложено написать под диктовку скороговорки:

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Карл у Клару украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет», «Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша», «Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб».

Нами было установлено, что не все нарушения произношения отдельных речевых звуков влияют на написание скороговорок.

Нарушения речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

В наших исследованиях картавость, заикание не повлияло на правильность написания слов. При не проговаривании звуков «з», «с», «ш» и т.д. отмечалось неправильное написание скороговорок.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказывались на успешности написания слов. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает.

Нарушение и недоразвитие устной речи влияет на формировании письменной речи и на успеваемость обучающихся по русскому языку и чтению.

Таким образом, выявление детей с речевой патологией, установление причин нарушения речи, исправление речевых нарушений является актуальным способом интегрировать таких детей в образовательный процесс.

4.Выводы.

  1. Количество детей с нарушениями произношения отдельных речевых звуков либо их групп в школе увеличивается с каждым годом.

  1. В связи с увеличением объема знаний и умений (компетенций) у учеников от 1 класса к 11 классу количество ошибок при написании слов уменьшается.

  2. Не все нарушения произношения отдельных речевых звуков влияют на написание отдельных слов и предложений.

Нарушения речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

  1. Выявление детей с речевой патологией, установление причин нарушения речи, исправление речевых нарушений является актуальным способом интегрировать таких детей в образовательный процесс.

5. Источники

1. http://www.e-reading.by/chapter.php/98064/17/Tarasova_-_Obshchaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html

2. http://pedagogicheskaya.academic.ru/2818/РЕЧЬ

3. http://www.e-reading.by/chapter.php/98064/17/Tarasova_-_Obshchaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Речь

5. http://www.medicinform.net/psycho/psych_pop104.htm 6.http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-30182.htm

7. http://stylistics.academic.ru/230/Устная_речь

8. http://www.studfiles.ru/preview/5610546/page:5/

9. http://stylistics.academic.ru/107/Письменная_речь

10. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2016/02/11/narushenie-rechi-u-detey-shkolnogo-vozrasta

11. http://fb.ru/article/44558/chto-takoe-rech

12. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/05/13/roditelskoe-sobranie-po-teme-rechevaya-gotovnost-k

13. http://www.stranamam.ru/post/22515/, http://studopedia.ru/4_108920_pismennaya-rech.html

14. http://www.menobr.ru/article/59729-qqe-16-m9-narushenie-rechi-u-shkolnikov-inklyuzivnoe-obrazovanie

15. http://studopedia.ru/5_153809_narusheniya-rechi-i-ih-ustranenie.html

16.http://dr20.ru/health/narushenie-rechi

17./http://olga-v-korotkova.narod.ru/index/0-9

18. https://infourok.ru/statya-na-temuvliyanie-rechevogo-razvitiya-na-uspevaemost-rebenka-v-shkole-981686.html

19. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2016/02/11/narushenie-rechi-u-detey-shkolnogo-vozrasta.