III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ПОДРОСТОК В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
Мещанинова Д.С.
Автор работы награжден дипломом победителя первой степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

«Семья — это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья — это самые прочные узы всей вашей жизни».Джонни Депп

В успехе любого человека огромную роль играет семья. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком в жизни для каждого из нас.

Семья разделяет такие вещи, как мечты, надежды, воспоминания, улыбки, печаль и радость. Семья — это стержень, который поддерживает человека во всех начинаниях, во всех неудачах, который держится на любви, уважении и понимании. И действительно счастлив тот, человек, который имеет возможность вдоволь насладиться семейной жизнью. Семья – это, прежде всего, муж, жена и дети. Дети, которые растут в полных семьях, более уравновешены и эмоционально стабильные, они изначально обеспечены платформой для дальнейшего развития. Однако, все чаще, дети в 21 веке воспитываются в «неполных» семьях, то есть в семьях, где воспитанием ребенка занимается единственный родитель. Причины возникновения «неполных» семей бывают разные: один из родителей умер, признан судом безвестно отсутствующим (умершим), лишен родительских прав (ограничен в родительских правах), отбывает срок наказания в местах лишения свободы, но чаще всего это уход их семьи одного из родителей (развод).

Актуальность темы: Почему я выбрала именно эту тему? Эта тема актуальна лично для меня. В 2014 году в моей семье развелись родители, я и мой младший брат с тех пор живем в «неполной» семье и воспитываемся мамой. Я очень сложно пережила тот период, пыталась сама разобраться в сложившейся ситуации, ходила к психологу, но чтобы это пережить необходимо время. Поэтому я хотела бы узнать, как чувствуют себя мои сверстники, столкнувшиеся с такими же обстоятельствами. Как семейные отношения сказываются на их эмоциональном состоянии и их успеваемости в школе.

Цель исследования: Изучение эмоционального состояния ребёнка, воспитывающегося в неполной семье.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение «неполной» семьи;

- проанализировать данные анкетирования о статусе семей учащихся 5-8 классов;

- выявить зависимость психо-эмоционального состояния подростка от статуса семьи;

- предложить практические рекомендации по оказанию помощи подростку, по выходу из тяжёлой жизненной ситуации.

Методы исследования: Для решения поставленных задач, мной были использованы следующие методы исследования:

- теоретический: мной был проведен теоретический анализ литературных источников, было изучено определение «неполной» семьи, причины ее появления, эти данные были обобщены в теоретической части данной работы;

- эмпирический: в феврале 2017 года мной было проведено анкетирование среди учащихся 5-8 классов в МАОУ «СОШ №111» г. Перми, на результатах которого были сделаны выводы в данной работе.

2. Основная часть 2.1.Теоретический аспект.

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова: Семья - это, во-первых, «группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми)», во-вторых - это «группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а также обособленная группа некоторых животных или растений одного вида».

И в-первом и во-втором случае, писатель делает акцент на наличие обоих родителей в социальной ячейке общества, именно оба родителя образуют семью. Так ли это в современном мире? Сейчас же в настоящее время все чаще встречаются семьи, состоящие из одного родителя и детей, так называемые «неполные» семьи. Можно ли такую группу назвать семьей? И всегда ли это плохо с точки зрения ребенка?

2.1.1. Возникновение семьи

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами (стадами). Но эти группы не были семьями, объединяющими отца, мать и детей (как мы понимаем это сейчас), хотя женщины, вероятно, заботились, прежде всего, о своих собственных детях. Отец обычно приносил пищу для матери и малыша, защищал их от врагов. Роль матери была более важна, так как она вскармливала ребенка молоком.

На смену первобытному стадному обществу пришла родовая община. В отличие от стада, община состояла из родов. Род – это коллектив людей, ведущих свое происхождении от одного общего предка по мужской или женской линии. Таким образом, в родовую общину входили только родственники. Родственные отношения стали играть важную роль в определении принадлежности человека к тому или иному роду. Род состоял из отдельных семей. А в семью входили взрослые мужчина и женщина, и их дети.

Таким образом, постоянная семья, возникла вместе с родовой общиной, создаваемая для рождения детей. Потом отдельные семьи стали обзаводиться собственным хозяйством, и необходимость их объединения в род постепенно отпала.

2.1.2. Функции семьи

Семья выполняет целый ряд социальных функций, среди которых, прежде всего, выделяют репродуктивную и воспитательную.

Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

Воспитательная функция обусловлена необходимостью развития привычек и нравственных качеств ребенка, как отрицательных, так и положительных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Ребенок благодаря семье получает первые трудовые и нравственные навыки: помощь по дому, определенные правила поведения, забота о родителях.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости, увеличилось число «неполных» семей.

2.1.3. «Неполная» семья

«Неполная» семья – что это?

Традиционно принято считать, что «неполной» называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

По своей совокупности, «неполные» семьи неоднородны и многообразны. Считается, что источниками их возникновения являются разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребёнка, выделяют материнские и отцовские «неполные» семьи. В обыденном понимании «неполная» семья рассматривается как семья, в которой забота о детях и защита их интересов осуществляется либо одним из родителей, либо родственниками и иными лицами, проживающими совместно с этими детьми.

Большинство «неполных» семей возникают по причине ухода отца. Матери чаще всего не могут сдерживаться и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и другая ситуация, когда мать подчеркивает роль жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка чрезмерной опекой. Во всех подобных случаях воспитательная функция семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка. Многие ученые провели немало психологических исследований, которые свидетельствуют о травмирующем влиянии развода на ребенка. Большинство психологов-практикантов рассматривают развод родителей как главное негативное воздействие на ребенка и его жизнь, источник неуверенности, болезненных переживаний. Одни специалисты утверждают, что в большинстве случаев душевные раны, которые получают дети в результате развода, в течение какого-либо времени залечиваются; а другие настаивают на том, что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности ребенка. Часто дети испытывают гнев к одному из родителей или к обоим сразу.

Однако, все это, не означает, что «неполная» семья обязательно является неблагополучной. Выше сказанные, проблемы могут возникнуть в «неполной» семье, с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь "ради детей", зачастую приносят напрасную жертву.

Таким образом, «неполная» семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей.

Согласно статистическим данным, на сегодняшний день количество разводов в Российский Федерации стремительно растет. Раньше разрушить ячейку общества было моральным преступлением, сегодня же в этом нет ничего зазорного, поэтому в наше время мужчины и женщины легко образуют семьи и точно также легко их рушат, не задумываясь о судьбе своих детей, которые в сложившейся ситуации страдают больше всего.

Проанализируем эмоциональное состояние учащихся 5-8 классов, в отдельно взятой школе Пермского края и попытаемся выявить зависимость между их успеваемостью в школе и семейного статуса семьи.

2.2. Исследование. 2.2.1. Исходные данные

В феврале 2017г. мной было проведено исследование, в котором участвовали учащиеся 5-8 классов МАОУ «СОШ №111» г. Перми. Данная научно-практическая работа основывается на аналитических данных, полученных путем анонимного анкетирования. Респондентам было задано 7 вопросов, анкета прилагается (Приложение №1).

Приложение №1 «Анкета»

1) с кем ты живешь?

2) кто является главой семьи?

3) сколько детей в семье?

   

а) с мамой и папой

 

а) папа

 

а) один

     

б) с мамой

 

б) мама

 

б) два

     

в) с папой

 

в) бабушка

 

в) три и более

     

г) ___________

 

г) ___________

         
               

4) бывают ли у вас ссоры в семье?

5) ты чувствуешь себя комфортно в семье?

6) ты считаешь свою семью счастливой?

7) как ты видишь свою успеваемость в школе?

а) нет

 

а) да

 

а) да

 

а) я отличник

 

б) да, редко

 

б) нет

 

б) нет

 

б) я учусь на 4 и 5

 

в) да, часто

 

в)_________

 

в)_________

 

в) я учусь на 3 и 4

 

г) ___________

         

г) __________

 
               

Целью данной исследовательской работы является анализ эмоционального состояния детей, которые воспитываются в «полных» и в «неполных» семьях. В результате анкетирования было выявлено, что из 124 человек (это 100% респондентов), 98 подростков или 79% это дети, проживающие в «полных» семья, а 26 подростка, или 21% всех анкетируемых – это дети из семей одиноких матерей.

2.2.2. Количество детей в «полных» и «неполных» семьях

Диаграмма №1 «Количество детей в семьях»

В «неполных» семьях количество детей не имеет ярко выраженную тенденцию, в таких семьях одинаково часто встречаются семьи как с одним ребенком (35%) или двумя (38%), так и многодетные «неполные» семьи (27%). Что касается «полной» семьи, то здесь преобладают семьи с двумя детьми 61%, семьи с одним ребенком встречаются в 18% случаях, а многодетные семьи – 21%. (Диаграмма №1).

Вывод: В основном в «неполных» семьях количественный состав детей варьируется от 1 до 3, в то время как в «полных» чаще встречаются 2 ребенка.

2.2.3. Счастливая семья

Для того чтобы проанализировать, как дети из «полных» и «неполных» семей оценивают свое семейное положение, респондентам был задан вопрос: «Считаете ли вы свою семью счастливой?». А что значит счастливая семья? На мой взгляд, счастливой можно назвать ту семью, в которой царит мир и взаимопонимание, где ссоры бывают крайне редко.

Из 124 подростков 107 назвали свою семью «счастливой». Если рассматривать статистику по данному вопросу в разрезе «неполной» семьи, то ситуация складывается на мой взгляд печально, лишь 63% (16 из 26) детей из таких семей считают свою семью «счастливой», против 93% (91 человек из 98) детей из «полных» счастливых семей. Конечно, нельзя уверенно утверждать, что главным аргументом семейного счастья, рассматривалось наличие обоих родителей, однако, как мы видим из статистики, это играет не последнюю роль.

Вывод: Среди сверстников, дети из «неполных» семей в 1,5 раз меньше считают свою семью счастливой, чем дети из полных семей.

2.2.4. Наличие ссор в семье

Диаграмма №2 «Ссоры в счастливых и несчастливых семьях»

Интересной получилась зависимость семейного счастья от присутствия ссор между членами одной семьи. 88% всех анкетируемых отметили, что в их семьях не бывает ссор или они бывают очень редко, а 12% - отметили, что ссоры очень часто сталкивают членов их семей. В «полных» семьях прослеживается прямая зависимость семейного счастья от наличия ссор, т.е. 89 из 98 подростков (или 91%), проживающих с обоими родителями отметили, что в их семьях редко случаются ссоры, 91 респондент (93%) считают свою семью счастливой. В то же время, в семьях одиноких матерей данный показатель значительно выше и такой синхронности уже не наблюдается, лишь в 77% (20 из 26) семей ссоры случаются редко, при этом счастливых семей лишь 62% (16 семей из 26). (Диаграмма №2). Интересен тот факт, что все (100%) респондентов из «неполных» семей, которые указали, что в их семьях часто ссорятся, считают свою семью не счастливой. Однако это составляет лишь половину всех несчастных семей, то есть здесь основная причина несчастья – не ссоры.

Вывод: Дети в «неполных» семьях чаще конфликтуют с родителями и чувствуют себя несчастливыми.

2.2.5. Комфортная семья

Семья может быть «полной» или «неполной», счастливой или несчастливой, главное чтобы ребенку в ней было комфортно. Именно душевное состояние и поведение ребенка определяют благополучность семьи. «Неполная» семья тоже может быть благополучной, если детям в ней комфортно. Участникам анкетирования был задан вопрос: «Комфортно ли вы себя чувствуете в своей семье?»

Диаграмма №3 «Комфортная семья»

88% всех опрошенных уверенно ответили, что им комфортно проживать в тех условиях, в которых они находятся в данный момент. В зависимости от статуса семьи этот показатель делится так: детям из «неполных» семей комфортно в 81% случаях, а детям из «полных» семей комфортно в 91% случаях. (Диаграмма №3). Респонденты из «неполных» семей, которые указали, что им не комфортно в своей семье – это 100% семьи, где часто возникают ссоры и одновременно семьи, которые не считаются счастливыми. На мой взгляд, в этих семьях дети глубоко несчастны и им необходима какая-то помощь извне, сами они не в состоянии справится со сложившимися обстоятельствами. В «полных» семьях, где детям не комфортно не проявляется никакой зависимости.

Вывод: В «неполных» семьях, где ссорятся члены семьи, 100% детей чувствуют себя не комфортно.

2.2.6. Успеваемость респондентов

Диаграмма №4 «Успеваемость учащихся»

Во всей проанализированной мной литературе по нашей теме, авторы указывают на то, что дети из «неполных» семей – это потенциальные «троишники», даже приводится статистика, что у таких детей значительно снижена успеваемость. Что касается успеваемости учащихся, участвовавших в анкетировании, то из них 52% - это те, у кого итоговые оценки 4 или 5 и 48% учащихся, у которых итоговые оценки – 3 и 4. В нашем исследовании не выявлено большой разницы между успеваемостью детей из «полных» и «неполных» семей. 53% учащихся из «полных» семей учатся на 4 и 5, в то время как среди учеников из «неполных» семей этот показатель на уровне 46%. (Диаграмма №4). Таким образом, нельзя уверенно сказать, что успеваемость учеников на прямую зависит от состава семьи. Это наглядный примет того, что семейное положение ребенка не влияет на его успеваемость. Конечно, это накладывает отпечаток на эмоциональное состояние ребенка, что может повлиять на уровень его оценок, но прямой зависимости здесь не прослеживается. Поэтому можно сделать вывод, что решение быть успешным в образовании или нет, ребенок принимает сам, все зависимости от его семейного положения. На что ребенок замотивирован, то он и выбирает. Дать правильную мотивацию под силу и одинокому родителю.

Вывод: Прямой зависимости между статусом семьи и успеваемостью ребенка в школе не выявлено.

2.3. Обобщенные данные по Пермскому краюи Российской Федерации в целом.

По последним данным проведенной переписи населения, в 2012г. неполные семьи в России составляют 30% от всего количества семей. Этот процент наиболее низкий по сравнению с цифрами других стран. (Приложение №2).

Приложение №2

страна

% неполных семей, 2012год

Российская Федерация

30%

США

33%

Исландия

64%

Швеция

54%

Великобритания

38%

Финляндия

37%

В нашем случае, в анализе принимали участие «неполные» семьи, где в роли единственного родителя выступала мать, что касается статистических данных в целом по стране, то в каждой десятой такой семье, единственный родитель – это отец, а в 90% случаев - это семьи с одинокими матерями.

Вывод: Количество «неполных» семей в Российской Федерации ниже, чем в странах с более высоким экономическим уровнем развития. Это может свидетельствовать о том, что моральные принципы в нашей стране пока преобладают.

2.4. Состав семьи в Российской Федерации

Диаграмма №5 «Количество детей в семьях по РФ в целом»

Что касается «полных» семей, то, согласно статистическим данным, в целом в стране преобладают семьи, с одним ребенком - 65%, 28% семей имеют два ребенка и только 7% «полных» семей имеют три и более детей, при этом 70% из них воспитывают троих детей. Среди «неполных» семей, чаще всего встречаются семьи, состоящие из матери и одного ребенка (44%); матери и двоих детей (33%) и матери с тремя и более детей (23%), по отцам – одиночкам такая статистика отсутствует.

Вывод: В России, согласно статистике, в целом в стране больше «полных» семей с один ребенком, чем «полных» семей с двумя, тремя и более детей. Так же «неполных» семей больше с одним ребенком, чем «неполных» семей с двумя, тремя и более детей.

2.5. Успеваемость детей из неполных семей в Российской Федерации

Статистические исследования свидетельствуют, что дети из «неполных» семей, по сравнению со сверстниками из «полных» семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению. Все это приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями. Эти трудности становятся причиной асоциального поведения несовершеннолетних. По экспертной оценке более половины несовершеннолетних правонарушителей воспитываются в «неполной» семье, в их числе 30-40% подростков, употребляющие алкоголь или наркотики, 53% занимающихся проституцией.

Вывод: Успеваемость детей в «неполных» семьях снижается с годами, мотивация на профессиональное самообразование снижается.

3. Заключение.

В 2014 году в моей семье развелись родители, с тех пор я живу с мамой и младшим братом в «неполной» семье. Я очень сложно переживала тот период, поэтому передо мной была задача изучить, как чувствуют себя мои сверстники, столкнувшиеся с такими же обстоятельствами и как можно помочь подростку из «неполной» семьи выйти из тяжелой жизненной ситуации.

В результате исследования мной были сделаны следующие выводы.

  1. 21% подростков проживают в «неполных» семьях;

  2. Количественный состав детей в «неполных» семьях варьируется от 1 до 3, в то время как в полных семьях преимущественно 2 ребенка;

  3. Дети из «неполных» семей считают свои семьи в 1,5 раза менее счастливыми, чем дети из «полных» семей;

  4. Дети в «неполных» семьях чаще конфликтуют с родителями и чувствуют себя несчастливыми;

  5. В «неполных» семьях, где ссорятся члены семьи, в 100% случаях дети чувствуют не комфортно;

  6. Прямой зависимости между статусом семьи и успеваемостью ребенка в школе не выявлено.

Как видно из данной работы, «неполная» семья все чаще становится нормой для современного общества, однако, такое положение вещей значительно сказывается на эмоциональном состоянии подростка, его трудоспособности и эмоциональной устойчивости. Однако, это не приговор, и конечно ребенок может достойно пережить все тяготы, связанные с отсутствие одного из родителей и стать полноценным членом общества. В силу своего возраста, подросток не может сам разобраться с тяжелой жизненной ситуацией, в которой он оказался, поэтому ему, прежде всего, необходима помощь взрослого. Можно обратиться к профессионалу, в настоящее время в Пермском крае при каждой поликлиники есть штатный психолог, к которому можно прийти на прием в любое время и попросить помощи или поддержки, с которым можно поделиться своими страхами и проблемами. Конечно, посторонний человек сможет помочь подростку в какой-то мере, но основная роль в такой ситуации ложится на родителя. Для начала, одинокому родителю необходимо пообщаться с ребенком, обсудить сложившуюся ситуацию, узнать, что ребенок думает по этому поводу, при этом не давить на ребенка, а предоставить ему самостоятельно сделать выводы. Родитель должен воспитывать своего ребенка, а не контролировать его каждый шаг и не навязывать свою гипер-опеку. Ребенка непременно надо хвалить за успех, чтобы он чувствовал свою значимость, успешность. Необходимо поддерживать ребенка как личность, по возможности быть добрым и последовательным, в меру строгим родителем. И тогда, несмотря на все житейские сложности, ребенок вырастит полноценной, стрессо-устойчивой личностью. И в силах любого родителя, в одиночку или совместно с партнером дать своему ребенку комфортную семью, где ребенок будет успешен и счастлив.

4. Список используемой литературы
  1. Все обо всем: популярная энциклопедия для детей. Редактор В.Славкин. в 14т. Издательство ТКО «АСТ». –М. Подписано в печать с готовых диапозитивов 18.03.1996.

  2. Словарь русского языка Ожегов С.И.: Ок. 57 000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. –М.: Рус. Яз., 1987. – 797 с.

  3. Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3т./ сост. В.С. Шергин, А.И.Юрьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:АСТ, 2007.

  4. Щербакова Е.М. Демографические итоги I полугодия 2016 года (часть I) [Электронный ресерс]//Демоскоп Weekly. 2016. № 693-694. URL: http://demoscope.ru/weekly/2016/0693/barom01.php

  5. Статистика браков и разводов в Пермском крае на 28.12.2016 [Электронный ресурс] http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ permstat /ru/statistics/population/