III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ПОЧЕМУ ПРОИСХОДЯТ ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
Слепенко С.М.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

В настоящее время маленькие дети и подростки очень часто ломают себе кости руки и ног. В этом учебном году в нашем классе трое учащихся, в том числе и я, сломали ноги, а еще два одноклассника попали в больницу с вывихом и неполным перелом рук. Я решила выяснить, почему происходят переломы костей и можно ли это предотвратить.

Выбранная тема исследования актуальна, так как в последние несколько десятилетий в России1 частота переломов конечностей повышается, особенно у детей.

Цель исследования: определение причин переломов костей конечностей и способов профилактики возникновения переломов.

Задачи:

  • изучить теоретический материал о строении костей, видах перелома костей, профилактике детского травматизма;

  • провести анкетирование учащихся;

  • научиться оказывать первую помощь при переломах конечностей;

  • подготовить буклеты для одноклассников о способах профилактики переломов костей.

Методы исследования: анализ информации, анкетирование, наблюдение.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что переломы костей конечностей происходят из-за несоблюдения правил безопасности.

Объект исследования: переломы костей.

Предмет исследования: причины переломов костей.

Глава 1. Теоретические основы изучения переломов костей

  1.  
    1. Интересные факты о скелете человека

Изучив энциклопедию «Анатомия человека», мы выяснили, что слово «скелет» в переводе с древнегреческого означает «высохший» - не очень подходящее название для созданного природой инженерного чуда, которое поддерживает тебя и придает твоему телу форму. Скелет состоит из большого количества костей, они соединяются между собой и образуют крепкий и легкий опорный каркас. Кости живые. Они образованы костной тканью - разновидностью соединительной ткани, снабженной нервами и кровеносными сосудами. Но скелет - это не просто опорная система. К костям прикрепляются мышцы, которые позволяют нам стоять, ходить, бегать и прыгать.

Кости черепа и ребер служат защитой для таких хрупких и нежных органов, как головной мозг и сердце. Костная система рук, на которую приходится четверть всех костей тела, позволяет писать, шить, выполнять другую сложную работу.

Мы были сильно удивлены, узнав тот факт, что, когда ребенок рождается, то в его организме около 350 костей, а скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Так куда же исчезают более 100 костей? Феномен «исчезновения» костей из организма объясняется тем, что по мере роста и взросления, скелет человека претерпевает многочисленные изменения, и многие кости, особенно мелкие, срастаются, образуя более крупные формирования. Рост скелета прекращается в 24 года.

Итак, мы выяснили, что в организме взрослого человека более 200 костей разного размера. Так, самыми короткими костями являются три косточки внутри уха. Из них самая маленькая называется стремечко (стремя). Ее длина – чуть больше 3 мм.

Самая длинная в организме человека – бедренная кость, принимающая на себя вес всего тела. Она составляет ¼ часть всего роста человека. Эта кость имеет саблевидную форму и в норме хорошо выдерживает механическое воздействие ударов, падений или же сжатий, выдерживает нагрузку давления до 1500 кг. Повреждения кости бедра чрезвычайно опасны и могут привести в пожилом возрасте к полной неподвижности.

Самая «костлявая» часть тела — кисти рук вместе с запястьями. Она состоит из 54 косточек, благодаря которым человек играет на фортепиано, смартфоне, пишет.

Кость человека и легкая, и прочная одновременно. Она в 6 раз прочнее стального прута того же веса! Но если всё же наш скелет состоял из стальных костей, то вес скелета достигал бы 240 кг!

Кость — орган, состоящий из нескольких тканей (костной, хрящевой и соединительной) и имеющий собственные сосуды и нервы. Каждая кость имеет определенные, присущие только ей, строение, форму, положение.

Кости состоят из органических и неорганических веществ. Органические вещества помогают кости быть упругой и эластичной. Неорганические вещества (фосфор, магний, натрий, кальций) делают кость прочной. Химический состав кости во многом определяется возрастом человека.

У здорового человека кости должны быть прочными. Однако, существуют некоторые факторы, влияющие на их прочность, вследствие которых человек может сломать руки, ноги, позвоночник и т.д.

  1.  
    1. Виды переломов

Переломы - это повреждения кости, при которых нарушается их целостность. Переломы можно классифицировать по нескольким критериям. В современных классификациях выделяют основные типы переломов:

1. по причине возникновения:

  • травматические — вызванные внешним воздействием;

  • патологические — возникающие в результате каких-либо заболеваний;

2. по тяжести поражения:

  • полные без смещения и со смещением отломков;

  • неполные, т.е. трещины и надломы;

3. по целостности кожных покровов:

  • закрытые переломы, при которых живая ткань вокруг места перелома не повреждается;

  • открытые переломы костей, сопровождающиеся ранениями мягких тканей, также повреждение кожи человека.

К переломам нижних конечностей относятся:

  • переломы бедренной кости

  • переломы надколенника

  • переломы костей голени

  • переломы лодыжек

  • переломы костей стопы

К переломам верхних конечностей относятся:

  • плечевой кости

  • ключицы

  • лопатки

  • локтевого сустава

  • лучевой кости

  • запястья

У перелома имеются признаки, при наличии которых можно предположить, что произошел перелом . Это:

Боль — усиливается в месте перелома при нажатии или нагрузки. Например, при постукивании по пятке резко усилится боль при переломе голени.

Отёк — возникает в области повреждения.

Гематома — т.е. большой синяк, вызванный повреждение сосудов, по которым в нашем организме переноситься кровь.

Абсолютные признаки перелома:

  • неестественное положение конечности;

  • патологическая подвижность — конечность подвижна в том месте, где нет сустава;

  • крепитация (своеобразный хруст) — ощущается под рукой в месте перелома, иногда слышна ухом;

  • костные отломки — могут быть видны в ране.

  1.  
    1. Причины переломов костей у детей

Владимир Меркулов, профессор, доктор медицинских наук, руководитель клиники детской травматологии имени Н.Н. Приорова в Москве, говорит, что статистика детского травматизма свидетельствует о том, что переломы костей у детей возникают чаще всего при нетяжелой травме и банальных обстоятельствах в быту, на улице, на спортивной площадке, например при падении с большой высоты, во время бега или ходьбы и т.п. Переломы костей рук у детей встречаются в 2 раза чаще, чем ног. Наиболее частым местом переломов является локтевой сустав и кости предплечья. К счастью, тяжелые множественные травмы у детей встречаются не часто, и составляют от 3% до 10% среди всех повреждений опорно-двигательного аппарата. У ребенка кости более эластичные и менее прочные, чем у взрослых, поэтому риск получения переломов у детей выше, чем у взрослых.

Кроме переломов, произошедших по неосторожности, невнимательности, баловства, есть еще ряд причин, по которым они происходят. Оказывается, прочность кости может снизиться и такое состояние врачи называют остеопенией. Это означает, что минеральная плотность костей ниже нормы. По данным разных исследований нарушения подобного рода обнаруживают у каждого третьего подростка от 11 до 17 лет. Существуют пять главных факторов риска:

  1. дефицит кальция, основного «строительного материала» для костной ткани;

  2. неправильное питание - костям кроме кальция необходим белок, фосфор, железо, медь, цинк и марганец, витамины, а все эти полезные вещества, как правило, присутствуют в тех продуктах, которые дети любят меньше всего;

  3. гиподинамия (малоподвижный образ жизни) – для нарастания костной массы необходимо движение, которое нагружает и тренирует кости;

  4. «гормональный шторм» - в период взросления у ребенка могут случиться нарушения в работе организма;

  5. заболевания желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей, печени, почек, щитовидной железы.

Потеря плотности костей развивается постепенно и заметить на глаз ее невозможно, но вот обратить внимание на 5 причин, по которым можно определить, что в организме не хватает кальция нужно:

  1. стали портиться зубы, то есть появился кариес;

  2. «отчего-то» секутся волосы, слоятся и ломаются ногти;

  3. время от времени появляются боли в ногах, особенно в голенях;

  4. на уроках трудно сидеть с выпрямленной спиной, она очень быстро устает;

  5. если есть аллергия, из –за которой нужно ограничивать себя в питании и не есть молочные продукты и рыбу.

Даже если присутствует только один из этих симптомов, нужно обязательно сходить в больницу, пройти обследование и выяснить, действительно ли не хватает кальция.

Укреплению костей способствуют достаточное количество витаминов и микроэлементов в рационе. Обязательны для крепких костей кальций, магний, фосфор, марганец, витамин D, С, К и витамины группы В. Существует огромное количество пищевых продуктов, богатых этими микроэлементами и витаминами. К ним относятся: йогурт, сыр, лосось, шпинат, соя, сардины, листовая капуста, злаки (например, коричневый рис).

Большой вред для костей приносят:

  • кофеин,

  • сладости,

  • кислые продукты и соки,

  • алкоголь.

Выводы по главе 1.

Кости – уникальный строительный материал. У здорового человека кости должны быть прочными. Однако, существуют некоторые факторы, влияющие на их прочность, вследствие которых человек может сломать руки, ноги, позвоночник и т.д. Переломы можно классифицировать по нескольким критериям. Причинами переломов могут быть бытовые травмы и серьезные неполадки в работе организма. Укреплению костей способствует правильное питание, подвижный образ жизни.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Исследование причин переломов костей

Изучив теоретический материал, мы решили проверить, по каким причинам происходили переломы костей у наших одноклассников.

Цель исследования: изучение причин перелома костей

Метод исследования: письменный опрос учащихся, у которых был перелом костей.

Метод обработки данных: анализ данных и их обобщение.

Результаты анкетирования были сведены в наглядные диаграммы (приложение 1).

Анализируя полученные ответы, нами сделаны следующие выводы:

  1. Переломы костей случаются у детей самого разного возраста.

  2. Причинами переломов школьники называли неосторожность, невнимательность, падение с велосипеда, катание на коньках на проезжей части.

  3. Учащиеся отдают предпочтение самым разным продуктам питания, как полезным, так и вредным.

  4. Большая часть детей на вопрос, занимаются ли они спортом, ответили, что да, а сами пишут, что в свободное время любят играть в планшет, компьютер, рисовать, смотреть телевизор.

  5. Все ребята, которые проходили лечение после перелома, отмечали, что было страшно перед уколами, чувствовалось постоянное неудобство, настроение часто было грустным, печальным.

  6. Всем ребятам учащиеся посоветовали быть осторожными, соблюдать технику безопасности, не падать.

Чтобы узнать предпочтения в еде, всем учащимся класса было предложено заполнить анкету № 2.

Цель исследования: выяснение соответствия эффективности диеты учащихся класса для укрепления костей.

Метод исследования: письменный опрос учащихся класса.

Метод обработки данных: анализ данных и их обобщение.

Результаты анкетирования были сведены в наглядные диаграммы (приложение 2).

Анализируя полученные ответы, нами сделаны следующие выводы:

  1. Употребление свежих овощей и фруктов не является постоянным в рационе детей.

  2. Лук, чеснок, петрушку, укроп употребляют только некоторые из них ежедневно в небольшом количестве.

  3. Кисломолочные продукты не употребляются ежедневно подавляющим большинством класса.

  4. Больше всего дети предпочитают хлебобулочные изделия из муки высшего сорта.

  5. Рыбные блюда употребляются редко.

  6. Больше всего ученики любят пить сладкие газированные напитки.

  7. На гарнир чаще всего школьники употребляют картофельное пюре.

  8. Сладости являются любимым лакомством.

  9. Больше всего ученики любят «вредную» (жареную, жирную, копченую, маринованную) пищу.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что большая половина учащихся класса находится в зоне риска. Такие предпочтения в еде не способствуют укреплению костей и сохранению здоровья школьников. Данные анкетирования дают основание для предположения, что кроме неосторожности, несоблюдения правил техники безопасности, причинами переломов костей также могут быть «слабые» кости вследствие неправильной диеты и малоподвижного образа жизни.

2.2. Профилактика детского травматизма

Проблема переломов костей серьезная. Что же можно сделать, чтобы их избежать? С этим вопросом я обратилась к своей бабушке Кривенко Татьяне Павловне, которая работает в Тулунской городской больнице в перевязочном травматологическом кабинете. Она посоветовала мне и моим одноклассникам:

  • придерживаться правильного питания, избегать «плохих» продуктов (чипсов, газировки, сладостей, газировки), стараться кушать больше продуктов, содержащих кальций, фосфор (рыбу, молочные, мясные продукты);

  • бывать чаще на солнце для получения организмом витамина D;

  • вести активный образ жизни, больше двигаться, заниматься спортом;

  • не иметь вредных привычек;

  • поддерживать вес в норме;

  • правильно поднимать тяжести;

  • правильно распределять время для работы и отдыха, не напрягать организм.

  • соблюдать правила техники безопасности во время занятий спортом, игр, катании на велосипеде.

2.3. Оказание первой помощи при переломах

Очень важно уметь оказать человеку первую помощь. Как оказалось при устном опросе одноклассников, никто не умел этого делать. Этому нас научила Серебренникова Елена Владимировна, заместитель директора по обеспечению безопасности жизнедеятельности, информационной среды образовательной организации.

Нередко при сильном ушибе может произойти перелом кости. В этих случаях в первую очередь необходим полный покой поврежденному участку тела. Для создания неподвижности (иммобилизации) в области перелома, ногу надо уложить на доску, фанеру или плотный картон и прибинтовать его к ноге. При переломе костей рук иммобилизация может быть достигнута при помещении руки, согнутой в локтевом суставе, на широкую косынку, концы которой завязываются на шее или поврежденная конечность прибинтовывается к туловищу. Благодаря иммобилизации уменьшается боль, состояние больного улучшается, и он должен быть срочно доставлен к врачу, в травматологическое отделение.

Правило, которое необходимо учитывать при обездвиживании поврежденного участка:

  1. необходимо фиксировать конечность в том положении, в котором она находится после травмы и не стоит пытаться вправить кость на место, т.к. это может нанести ещё большую травму;

  2. фиксировать необходимо минимум 2 сустава (выше и ниже перелома). При наличии ран сначала нужно обработать раны, остановить кровотечения, а только потом накладывать шины.

Дальнейшее лечение переломов должно происходить под присмотром врачей.

Выводы по главе 2.

Во время выполнения исследовательской работы было прочитано большое количество литературы и изучено много информации в интернете.

Нами была выдвинута гипотеза, что дети могут получать переломы костей только по причине своей беспечности, несоблюдению правил техники безопасности. Наша гипотеза подтвердилась частично. Кроме несоблюдения правил техники безопасности существуют и другие определенные факторы, влияющие на степень прочности костей: болезни, которые перенес человек, недостаточное количество кальция и других минеральных веществ в организме, малоподвижный образ жизни.

Работая над данной темой, мы поняли, что причинами переломов костей могут быть как неосторожность, так и внутреннее состояние организма человека. Является ли «виновницей» переломов в нашем классе нехватка кальция или других минеральных веществ, мы не можем сказать, так как обследование организма на определение количества кальция никто из учащихся пока не проходил.

Заключение

Материалы нашего исследования были представлены на классном часе. Думаем, что одноклассникам будет над чем задуматься. Учащимся были предложены буклеты, содержащие информацию о профилактике переломов костей. Ведь каждый человек может свести к минимуму риск возникновения переломов. А самое главное в жизни – это здоровье!

С материалами исследования мы планируем познакомить родителей на собрании. Возможно, эта информация поможет родителям скорректировать рацион питания своих детей.

В дальнейшем я хотела бы продолжить изучение вопросов укрепления здоровья человека.

Список литературы

  1. Андреева Т.М. Травматизм в Российской Федерации в начале нового тысячелетия / Т.М. Андреева, Е.В. Огрызко, И.А. Редько // Вестник травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова. – 2007. – №2. – С. 59-63

  2. Ричард Уокер. Анатомия человека. Иллюстрированный атлас для детей./ОНИКС 21 век. Москва – 2001.

  3. 50 правил здорового питания/Сост. Г.С. Выдревич. – М.: Эксмо; СПБ.: Терция, 2007. – 64 с.

  4. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Медицина/Сост. Н.Ю. Буянова; Под общ. Ред. О.Г. Хинн; Худож. А.В. Кардашук, Т.В. Березкина и др. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 480 с.

  5. http://www.aif.ru/

Приложение 1

Результаты анкеты № 1

Приняли участие в анкетировании 7 учащихся класса, получившие перелом костей в разные годы жизни

Вопросы анкеты

Результаты

  1. Когда у тебя был перелом костей?

1уч-ся – 2 раза ( в 3 года и в 10 лет в 2016 – 2017 учебном году);

1 уч-ся – в 4 года сломал ногу, упав с велосипеда;

1 уч-ся – в 7 лет сломал руку;

2 уч-ся – в 10 лет в 2016 – 2017 учебном году сломали ноги;

2 уч-ся – травмировали руки в 10 лет в 2016 – 2017 учебном году.

По какой причине ты получил перелом костей?

Упал с горки – 1 (14,2%);

Упал с велосипеда – 1 (14,2%);

Катался на коньках в неположенном месте – 2 (28,6%);

Упала с лестницы – 1 (14,2%);

На тренировке – 2 (28,6%)

Что ты больше всего любишь кушать?

Молочные продукты – 4(57%)

Мясные блюда – 3 (42,9%)

Фрукты, овощи – 4 (57%)

Сладости – 4 (57%)

Рыбные блюда - 0 (0%)

Чипсы, газировка – 4 (57%)

Занимаешься ли ты спортом?

Да – 5 (71,4%)

Нет – 1(14,2%)

Иногда – 1 (14,2%)

Чем ты занимаешься в свободное время?

Гуляю – 2 (28,6%)

Смотрю телевизор –2 (28,6%)

Играю в компьютер – 3 (42,9%)

Рисую – 2 (28,6%)

Занимаюсь спортом – 2 (28,6%)

Что ты посоветуешь своим одноклассникам?

Соблюдать технику безопасности – 7 (100%)

Приложение 2

Результаты ответов на вопросы анкеты № 2

В анкетировании приняли участие 18 учащихся 4а класса

Вопрос анкеты

Варианты ответов

Количество человек

%

  1. Употребляете ли вы в пищу свежие овощи?

Всегда

10

56%

Редко

7

39%

Не употребляю

1

6%

2)Как часто на вашем столе бывают фрукты?

Всегда

9

50%

Редко

7

39%

Не употребляю

2

11%

3)Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?

Всегда

7

39%

Редко

2

11%

Не употребляю

9

50%

4)Как часто вы употребляете молочные продукты?

Всегда

7

39%

Редко

11

61%

Не употребляю

0

0%

Вопрос анкеты

Варианты ответов

Количество человек

%

5)Какой хлеб предпочитаете?

Хлеб ржаной с отрубями

0

0%

Серый хлеб

2

11%

Из муки высшего сорта

16

89%

Вопрос анкеты

Варианты ответов

Количество человек

%

6) Рыбные блюда в рацион входят:

2 и более раз в неделю

8

44%

1 – 2 раза в месяц

5

28%

Не употребляю

5

28%

Вопрос анкеты

Варианты ответов

Количество человек

%

7) Какие напитки вы предпочитаете?

Сок, компот, кисель

6

33%

Чай, кофе

5

28%

Газированные

7

39%

Вопрос анкеты

Варианты ответов

Количество человек

%

8)В вашем рационе гарниры бывают:

Из разных круп

4

22%

В основном картофельное пюре

11

61%

Макаронные изделия

3

17%

Вопрос анкеты

Варианты ответов

Количество человек

%

9)Любите ли вы сладости?

Все лакомства употребляю умеренно

10

56%

Пирожные, печенье, мороженое употребляю часто

3

17%

Могу сразу съесть полкилограмма конфет

5

27%

Вопрос анкеты

Варианты ответов

Количество человек

%

10)Отдаёте чаще предпочтение:

Постной, вареной или паровой пище

7

39%

Жареной и жирной пище

6

33%

Маринованной, копченой

5

28%

1 Андреева Т.М. Травматизм в Российской Федерации в начале нового тысячелетия / Т.М. Андреева, Е.В. Огрызко, И.А. Редько // Вестник травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова. – 2007. – №2. – С. 59-63.