III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ОБУЧАЮЩИХСЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИНАМИКЕ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ. (9, 11 КЛАССЫ)
Бугвин В.С.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Актуальность. Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, измеряют время

Изучение умственной работоспособности обучающихся необходимо для контроля, за функциональным состоянием центральной нервной системы и его изменения под действием различных факторов.

Целью данной работы является определение хронобиологического типа по тесту-опроснику и его влияние на умственную работоспособность учащихся. В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

- подбор и анализ литературы по данной проблеме

- определение хронобиологического типа по тесту-опроснику;

- ознакомление и освоение методики исследования умственной работоспособности при помощи корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова);

- проведение исследования в течение учебной недели;

- подведение итогов и анализ результатов.

Гипотеза: возможно, что у «жаворонков» во время занятий в первую смену умственная работоспособность выше, чем у «сов».

Объект и методы. Работа проведена на базе СОШ с. Балтика Иглинского района. Исследованы 10 учащихся в возрасте 14 лет (9 класс) и 7 учащихся в возрасте 16 лет (11 класс). Для выявления хронотипа использован опросник-тест. Результаты обработаны статически. Для определения умственной работоспособности применили таблицы Анфимова. Результаты обработаны статически (вычисляли: коэффициент точности, умственную продуктивность). По результатам вычислений построены графики.

Практическая значимость. Полученные данные можно использовать при составлении недельного расписания и распределения недельной нагрузки. При этом желательно учитывать особенности хронотипа учащихся и их умственную работоспособность, а именно, основную нагрузку сконцентрировать во вторник и четверг.

Глава 1. Обзор литературы.

Современное учение о хронотипах зародилось в Европе примерно в 1970-х годах. Поначалу к нему относились весьма скептически, но постепенно эта информация распространилась повсеместно и сегодня, когда данные о хронотипах подтверждены многочисленными научными исследованиями, можно с уверенностью сказать — совы, жаворонки и голуби существуют.

Основная характеристика, которую описывает хронотип, — это уровень работоспособности, который и позволяет разделить людей на утренний (жаворонок), дневной (голубь) и вечерний (сова) типы. Для каждого из этих типов подъем интеллектуальной и физической активности наступает в соответствующее описанию время.

  1.  
    1. «Совы», «Жаворонки», «Голуби»

Широкомасштабные исследования позволили определить оптимальные часы для различного рода занятий. Эти данные действительны почти для 80% людей. К остальным 20% относятся так называемые «утренние» и «вечерние» люди, чьи биологические часы значительно спешат или отстают.

Люди - дневные существа; среди них нет и не может быть явновыраженных ночных личностей, но отклонения в сторону утра иливечера возможны. Примерно каждый пятый человек - или «утренний»,то есть «жаворонок», или «вечерний», то есть «сова». Эта

особенность наследуется точно так же, как цвет глаз или оттенок волос, но влияет на жизнь человека несравнимо сильнее. «Жаворонки» просыпаются обычно рано и в первой половине дня чувствуют себя бодрыми и работоспособными. Во второй половине дня и ближе к вечеру их работоспособность понижается. Вечером у них появляется сонливость, и они рано ложатся спать.

«Совы» же ложатся спать в 2-3 часа ночи и просыпаются поздно. Утром они вялые их работоспособность на очень не высоком уровне. Ближе вечеру «совы» становятся активными и работоспособными. «Жаворонки» первыми являются на работу, «совы» - последними уходят. «Жаворонки» делают зарядку утром, «совы» - вечером и неохотно. «Жаворонки» любят завтракать, «совы» часто не понимают, как вообще можно есть в такое время. «Жаворонки» меньше выпивают и не очень любят громкую музыку. Чтобы успеть сделать побольше, «жаворонок» раньше встает. «Сова» встает как обычно, но сидит над работой заполночь. [Детари, 1984].

«Голуби» — люди дневного типа. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период наилучшей умственной и физической активности у них отмечается с 10 до 18 часов.

Голуби встают чуть позже жаворонков, весь день достаточно активно трудятся, и отходят ко сну около 23 часов.

Они лучше адаптированы к смене света и темноты. Но даже у голубей при переездах на большие расстояния, со сменой часовых поясов и ночной работе, наблюдается сбой /смещение собственных биологических часов. Например, при 3-часовой разнице во времени у них возникает бессонница ночью, сонливость и усталость днем, а также снижение работоспособности.

Перемещение / путешествие на запад может удлинять биоритмы «голубей», а при перелете на восток — укорачивать.

Если разница во времени более 4 часов, то выработка нового стереотипа сна и бодрствования произойдет у «голубей» только через 7—14 дней, а уровень стероидных гормонов нормализуется через 2—3 месяца.

Перемещение на восток «голуби» переносят легче, чем на запад.

  1.  
    1. Дети: «совы» и «жаворонки».

У детей группы жаворонков активная деятельность начинается с раннего утра. Умственная деятельность усиливается у них в первый пик биологической активности, который приходится на 9 часов утра, физическая – во второй (примерно 12 часов), третий пик у них практически отсутствует. В вечернее время жаворонки становятся довольно вялыми и неподвижными. Они рано ложатся спать.

Группа детей, которая по образу жизни не относится ни к жаворонкам, ни к совам, можно сказать самая активная. Эти дети способны «трудиться» целый день, с утра и до вечера.

Они встают каждое утро в определенные часы и начинают день довольно активно. В течении всего дня они достаточно подвижны. В течение дня их биоритмы активизируются и угасают три раза. Самая большая активность, тем не менее, наблюдается именно в утренние часы.

Второй пик чуть более слабый – в это время ребенок не так уже подвижен, ему больше подойдет какое-либо занятие требующее не физической, а мыслительной активности. Посильной окажется довольно сложное задание, причем материал усвоится гораздо легче и запомнится надолго. После таких занятий ребенку необходим непродолжительный отдых.

Третий всплеск активности почти незаметен. Он приходится примерно с 20 до 22 часов.

У детей, которых можно назвать совами, день начинается немного позже, они медленно встают и в утренние часы совсем не активны.

У детей-сов биологическая активность в течение дня достигает своего пика три раза. Первый пик начинается примерно в 11 часов утра. В это время дети очень активны, они с удовольствием займутся выполнением посильной физической работы.

Второй пик достаточно слаб, в это время им лучше заняться мыслительной деятельностью.

Поле второго пика им необходимо расслабиться, но отдых должен быть непродолжительным.

Третий пик биологической деятельности у детей-сов довольно сильный. В послеобеденное время они могут заниматься умственной деятельностью. Дети становятся усидчивыми и воспринимают новую информацию довольно хорошо.

Под вечер таким детям хочется гулять или играть в подвижные игры. Ко сну дети-совы готовятся довольно резво, так как они не исчерпали дневной запас энергии. [Доскин, 1989]

  1.  
    1. Умственная работоспособность и её недельная динамика.

Под работоспособность понимается способность человека развить максимум энергии, и экономно ее, расходуя, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. [Антропова, 1969].

Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Умственная и физическая работоспособность тесно связана с возрастом, все показатели умственной работоспособности возрастают по мере развития и роста детей. За равное время работы дети 6-8 лет могут выполнить 39-53% объема заданий, выполняемых 15-17 летними учащимися. При этом и качество работы у первых на 45 – 64% ниже, чем у вторых.

Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохромно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма [Харабуга, 1976].

Во всякую работу, в том числе и в умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работу, лил вырабатывание. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок, точность) показатели работы часто асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый их них достигнет своего оптимума. [Доскин, 1989].

За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности,

когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Поглотительные способности высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.

Спустя некоторое время, меньшее у обучающихся 6-10 лет и большее у подростков, юношей и девушек, начинает развиваться утомление и проявляется третья фаза работоспособности. [Антропова, 1969].

Динамика работоспособности в течении недели имеет свои характерные особенности (по данным Дубровинской, 1992). В понедельник у обучающихся всех классов общеобразовательных школ регистрируются низкие показатели умственной работоспособности. Во вторник и среду обучающимся свойственен не только более высокий уровень показателей умственной и физической работоспособности, но и большая их устойчивость. Четверг и пятница в большинстве случаев оказываются днями сниженной работоспособности. Суббота наиболее неблагоприятный учебный день. Работоспособность детей и подростков бывает низкой.

Часто наблюдается двухвершинная недельная кривая работоспособности. Помимо вторника или среды относительный подъем работоспособности проявляется в четверг или пятницу [Антропова, 1969].

У обучающихся средних классов оптимум работоспособности в большинстве случаев приходится на вторник. В среду же регистрируется

резкий спад всех показателей работоспособности, а в четверг наблюдается существенный подъем скорости и точности работы.

Падение работоспособности в среду указывает на раннее наступление утомления, существенное напряжение механизмов регуляции функционального состояния физиологических систем и поиск ресурсов для выравнивания работоспособности. В результате обеспечивается относительно высокий подъем всех показателей работоспособности.

Часто падение работоспособности к середине недели и поиск организмом ресурсов для её выравнивания затягивается у старшеклассников до пятницы. Тогда лишь в пятницу проявляется относительный подъем работоспособности, при её низкой устойчивости. В этих случаях недельная

кривая работоспособности учащихся имеет две вершины и соответственно два спада [Куприянович, 1976].

Мы рассмотрели общие закономерности изменения работоспособности в течении учебной недели. Однако любой учитель хорошо знает, что дети одного и того же возраста значительно отличаются друг друга не только по своим способностям, темпу усвоения знаний, но и работоспособности, по утомляемости при одной и той же нагрузке. Кто-то из детей с трудом высиживает урок, кто-то не может сосредоточиться. [Доскин, 1989].

Доказано, что индивидуальные особенности работоспособности связаны с большим количеством различных факторов, прежде всего с физическим развитием, функциональным состоянием здоровья, эмоциональным состоянием. Индивидуальные варианты работоспособности различаются по уровню и динамике изменений в течение определенного периода (дня, недели). Уровень работоспособности условно разделяют на высокий, средний и низкий уровень.

Примерно половина детей в среднем школьном возрасте до уроков средний уровень работоспособности, обеспечивающий хорошую работу на работе, хорошее освоение материала. Около 30% детей имеет высокую работоспособность и примерно 20% школьников имеет низкий уровень работоспособности. Вот этот исходный уровень оказывает большое влияние на развитие утомления. Дети с высоким и средним уровнем работоспособности утомляются только при интенсивной и длительной работе, а дети с низким уровнем работоспособности могут быстро утомляться даже при малоинтересной и непродолжительной работе [Доскин, 1989].

Глава ll. Результаты собственных исследований и их обсуждение.

2.1. Объект и методы исследования.

Исследования проведены на базе СОШ с. Балтика Иглинского района. Исследованы хронотипы с умственной работоспособностью у 10 учащихся 9 класса и 7 учащихся 11 класса.

2.2 Определение хронобиологического типа у учащихся.

Методы: с помощью предлагаемого теста определяется хронотип.

Рекомендации при выполнении тестого задания:

- прежде, чем ответить, добросовестно прочитайте тест.

- ответить необходимо на все вопросы в заданной последовательность.

- на каждый вопрос надо ответить независимо от другого.

- для всех вопросов даны на выбор ответы с оценочной шкалой. Перечеркните крестиком только один ответ.

- на каждый вопрос ответить как можно откровеннее. [Практикум по экологии человека, 2004](Приложение 1).

Результаты:

Проведя тест и подсчитав сумму баллов, пользуясь схемой оценки, определили хронобиологический тип учащихся.

Из 10 учащихся 9 класса:

8 человек – «голубь»,

2 человека – « сова»,

Из 7 учащихся 11 класса: 6 человек – «голубь»,

1 человек – «слабо выраженный утренний тип».

2.3 Методика исследования процесса умственного утомления.

Исследования умственной работоспособности проводились при помощи корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова) (Приложение 2) [Зайнутдинова, 2006]

Проводились с учащимися 9 и 11 классов в течении недели в 11 часов дня на 3 уроке.

Таблица Анфимова используется для исследования умственной работоспособности. Эти таблицы помогают изучить особенности внимания при действии однообразных раздражителей, какими являются буквы, относительно разное количество одноименных букв в строках исключает возможность запоминания и одновременно требует большой сосредоточенности внимания. В организации опыта работы с буквенными таблицами большую роль играет предварительная работа – ознакомление испытуемых с буквенными таблицами и техникой выполнения задания, сообщения им цели работы: по возможности быстро и точно выполнить задание, т.е. вычеркнуть заданную букву. Напомнить, что работать нужно внимательно, не пропускать строчек, не пропускать нужных знаков и не зачеркивать лишних. Работа с таблицей Анфимова длиться 4 минуты.

Оборудование: буквенные таблицы Анфимова, секундомер.

Ход выполнения работы.

Взять в руки секундомер. Раздать буквенные таблицы. Дать инструкцию по выполнению задания: взять шариковую ручку и поставить правую руку на локоть;

Внимательно просматривать каждую строчку слева направо и вычеркивать буквы Х и А одной косой чертой (написать буквы на доске и зачеркнуть их).

Спросить понятно ли задание. Затем подать команду: «Начали работать», включить секундомер, стереть все с доски;

Через 4 минуты командой «Стоп» остановит работу, попросить поставить уголок, где каждого застал сигнал «Стоп» (нарисовали уголок на доске);

Собрать таблицы. (Практикум по физиологии человека).

Дни недели

Буквы – условные раздражители.

Понедельник

Х,А

Вторник

С, А

Среда

Х, И

Четверг

В, Н

Пятница

С, Е

Обработка результатов:

Подсчитывается объем работы, т. е. количество знаков просмотренных за 4 минуты, характеризующих объем и скорость выполнения задания; число зачеркнутых знаков заданного качества, содержащихся в общем количестве просмотренных букв; число допущенных ошибок (пропущенных букв).

С помощью формул рассчитываются следующие показатели:

А) коэффициент точности выполнения задания (А):

А=М/N;

Где, А – коэффициент точности;

М – количество вычеркнутых букв;

N – общее количество букв, которое необходимо вычеркнуть в просмотренном тексте.

Б) коэффициент умственной продуктивности (Р):

Р = А × S;

Где, Р – коэффициент умственной продуктивности;

А – коэффициент точности;

S – общее количество просмотренных знаков.

Вычисляют δ – стандартное отклонение: δ =, где

М – среднее значение, v – варианты, n – число вариантов.

2.4 Анализ динамики работоспособности учащихся в течении недели

Динамика изменения умственной продуктивности

в течение недели в 9 классе.

Дни недели

Р (среднее значение

продуктивности, у.е.)

Понедельник

554 ±35

Вторник

598 ± 22.3

Среда

538±22.6

Четверг

561±49.1

Пятница

550±43

В данном случае наблюдается двухвершинная недельная кривая работоспособности. Во вторник регистрируется оптимум работоспособности. В среду происходит резкий спад показателей работоспособности, а в четверг наблюдается подъем скорости и точности работоспособности.

Динамика изменения умственной продуктивности

в течении недели в 11 классе.

Дни недели

Р(среднее значение

продуктивности, у.е.)

Понедельник

739 ±27

Вторник

789 ± 54

Среда

650±49

Четверг

760±26

Пятница

650±25

В данном случае также наблюдается двухвершинная недельная кривая работоспособности. Во вторник регистрируется оптимум работоспособности. В среду происходит резкий спад показателей работоспособности, а в четверг наблюдается подъем скорости и точности работоспособности.

Сравнение умственной продуктивности у разных хронотипов

в динамике рабочей недели в 9 классе

Дни недели

голубь

сова

Понедельник

577,8

591

Вторник

708,3

627,7

Среда

605,9

557,8

Четверг

664.9

574,8

Пятница

531,2

518,5

В динамике рабочей недели имеет место различия умственной работоспособности у представителей среднего хронотипа (голубь) и вечернего хронотипа (совы)

Сравнение умственной продуктивности у разных хронотипов

в динамике рабочей недели в 11 классе

Дни недели

голубь

Слабо выраженный утренний тип

Понедельник

645,4

733,8

Вторник

892,3

876

Среда

740

765.1

Четверг

764.4

824,8

Пятница

643,7

635

В динамике рабочей недели имеет место незначительное различие умственной работоспособности у представителей среднего хронотипа (голубь) и слабо выраженного утреннего типа.

Заключение

Окружающий нас мир существует на биоритмах. Поэтому биоритмология – это наука будущего. Громадные возможности открывает биоритмология в повышении производительности труда. В часы максимального подъема человек может сделать очень много, а правильное сочетание напряженного физического труда и активного отдыха принесет большую пользу.

Согласно моим исследованиям, диагностика хронотипа обучающихся сельской школы выявила преобладание среднего (смешанного хронотипа) и практическое отсутствие крайних хронотипов, причиной чего, на мой взгляд, является современная организация жизни (поздние телепередачи, необходимость выполнять домашние задания, освещенность, использование различных гаджетов и т.д.)

При организации образовательного процесса, на мой взгляд, следует учитывать не только общие закономерности динамики умственной работоспособности обучающихся, но и ее особенности у школьников разных классов.

Умственная работоспособность в течении недели колебнется по дням недели у всех хронотипов.

Как мы видим, у обучающихся 9 и 11 классов максимум работоспособности приходится на вторник и четверг,

В среду можно рекомендовать несколько уменьшить учебную нагрузку, начиная с 4 урока.

В пятницу и субботу для обучающихся всех классов необходимо обеспечить наименьшую нагрузку за счет максимального уменьшения в расписании в эти дни уроков с учебными дисциплинами высокой трудности.

Мы советуем:

  • Для поддержания оптимальной работоспособности нужно соблюдать режим дня, освещённость рабочего места.

  • Всякую работу делать, чередуя труд и отдых.

  • Самую ответственную работу выполнять в пик максимальной работоспособности – в интервалах между 10-12 и 16-18 часами

  • Правильно организовывать отдых, что является хорошей профилактикой переутомления и оказывает положительное влияние на здоровье человека .Нужно уметь отдыхать!

  • «Жаворонкам», важную и сложную работу не следует оставлять на вечер.

  • Если у «сов» утром всё валится из рук, не нужно огорчаться – впереди целый вечер.

  • Если вы «голубь», не расслабляйтесь и не сбивайте свои идеальные биологические часы.

Если человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным самой природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, то уважительное отношение и учет этих ритмов— основа человеческого здоровья и успешного будущего.

Список использованной литературы

1. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1969 – 251 с.

2. Детари Л. Биоритмы / Л. Детари, В. Карцаш – М.: Мир, 1984. – 160 с.

3. Доскин В. А. Биологические ритмы растущего организма / В. А. Доскин, Н. Н. Куинджи. – М.: Медицина, 1989. – 224 с.

4. Зайнутдинова Э.М. Основы физиологии человека. – Уфа: УГНТУ, 2006. – 105 с.

5. Куприянович Л. И. Биологические ритмы и сон. – М.: Наука, 1976. – 66 с.

6. Практикум по экологии человека. Под редакцией Лязиной Л.В. БГПУ, 2004. – 87 с.

7. Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. – М.: Знание, 1976. – 144 с. 8. http://www.zvezda-zd.ru/chronotype.php - Биоритмология (хронобиология). Хронотип человека.

9. http://nbazanovainfo.narod.ru/info_cherepaha_bioritmi.htm - Следуем биоритмам. Ритмы часа рождения: "жаворонки", "голуби" и "совы".

Приложение 1.

Вопросы с приложенными оценочными тестами.

1.Когда вы предпочитаете вставать, если имеете совершен­но свободный от планов день и можете руководствоваться толь­ко личными чувствами?

(перечеркните крестиком только одну клеточку).

Часы суток:

5.00 5..30 6.00 6.30 7.00 7.30 8.00 8.30 9.00 9.30 10.00 10.30 11.00 11.30

                                                       

2. Когда вы предпочитаете ложиться спать, если совершенно свободны от планов на вечер к можете руководствоваться толь­ко личными чувствами ?

(перечеркните крестиком только одну клеточку).

Часы суток:

20.00 20..30 21.00 21.30 22.00 22.30 23.00 23.30 24.00 0.30 1.00 1.30 2.00 2.30

                                                       

3. Какова степень вашей зависимости от будильника, еслиутром вы должны вставать в определенное время? Совсем независим 4

Иногда зависим 3

В большой степени зависим 2

Полностью зависим 1

4. Как легко вы встаете утром при обычных условиях? Очень тяжело 1

Относительно тяжело 2

Сравнительно легко 3

Очень легко 4

5. Как вы деятельны впервые полчаса после утреннего вста­вания?

Большая вялость 1

Небольшая вялость 2

Относительно деятелен 3

Очень деятелен 4

6. Какой у вас аппетит после утреннего вставания впервыеполчаса?

Совсем нет аппетита 1

Слабый аппетит 2

Сравнительно хороший аппетит 3

Очень хороший аппетит 4

7. Как вы себя чувствуете впервые полчаса после утренне­го вставания?

Очень усталым 1

Усталость в небольшой степени 2

Относительно бодр 3

Очень бодр 4

8.. Если у вас на следующий день нет никаких обязанностей, когда вы ложитесь спать по сравнению с вашим обычным вре­менем отхода ко сну?

Всегда или почти всегда в обычное время 4Позднее обычного менее, чем на 1 час 3

На 1-2 часа позднее обычного 2

Позднее обычного больше, чем на 2 часа 1

9. Вы решили заниматься физкультурой (физзарядкой, физической тренировкой). Ваш друг предложил заниматься дважды в неделю, по 1 часу утром, между 7 и 8 часами. Будет ли это благоприятным временем для вас?

Мне это время очень благоприятно 4

Для меня это время относительно приемлемо 3Мне будет относительно трудно 2

Мне будет очень трудно 1

10. В какое время вечером вы так сильно устаете, что долж­ны идти спать?

(перечеркните крестиком только одну клеточку).

Часы суток:

20.00 20..30 21.00 21.30 22.00 22.30 23.00 23.30 24.00 0.30 1.00 1.30 2.00 2.30

                                                       

11. Вас собираются нагрузить 2-часовой работой в период наи­высшего уровня вашей работоспособности. Какой из 4-х данных сроков вы выберете, если вы совершенно свободны от дневных планов и можете руководствоваться только личными чувствами?

8.00-10.00 6

11.00-13.00 4

15.00-17.00 2

19.00-21.00 0

12. Если вы ложитесь спать в 23.00, то какова степень вашей усталости?

Очень усталый 5

Относительно усталый 3

Слегка усталый 2

Совсем не усталый 0

13. Какие-то обстоятельства заставили вас лечь спать на не­сколько часов позднее обычного. На следующее утро нет необ­ходимости вставать в обычное для вас время. Какой из 4-х ука­занных возможных вариантов будет соответствовать вашему со­стоянию?

Я просыпаюсь в обычное" для себя время и не хочу спать 4

Я просыпаюсь в обычное для себя время

и продолжаю дремать 3

Я просыпаюсь в обычное для себя время и снова засыпаю 2Я просыпаюсь позднее, чем обычно 1

14. Вам предстоит какая-либо работа или отъезд ночью, между 4 и 6 часами. На следующий день у вас нет никаких обя­занностей. Какую из следующих возможностей вы выберете? Сплю сразу после ночной работы 1

Перед ночной работой дремлю, а после нее сплю 2

Перед ночной работой сплю, а после нее дремлю 3

Полностью высыпаюсь перед ночной работой 4

15. Вы должны в течение 2-х часов выполнять тяжелую фи­зическую работу. Какие часы вы выберете, если у вас полнос­тью свободный график дня и вы можете руководствоваться только личными чувствами? 8.00-10.00 4

11.00-13.00 3

15.00-17.00 2

19.00-21.00 1

16. У вас возникло решение серьезно заниматься закалива­нием организма. Друг предложил делать это дважды в неделю, по 1 часу, между 22 и 23 часами. Как вас будет утраивать это время?

Да, полностью устраивает. Буду в хорошей форме 1

Буду в относительно хорошей форме 2

Через некоторое время буду в плохой форме 3

Нет, это время меня не устраивает 4

17. Представьте, что вы сами можете выбрать график своего рабочего времени. Какой 5-часовой непрерывный график рабо­ты вы выберете, чтобы работа стала для вас интервале и прино­сила большее удовлетворение?

(перечеркните крестиком только одну клеточку).

Часы суток:

24 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

                                                       

(при подсчете берется большее цифровое значение)

18. В какой час суток вы чувствуете себя «на высоте»?

(перечеркните крестиком только одну клеточку).

Часы суток:

24 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

                                                       

(при подсчете берется большее цифровое значение)

19. Иногда говорят «утренний человек» и «вечерний чело­век». К какому типу вы себя относите?

Четко к утреннему типу — «Жаворонок» 6

Скорее, к утреннему типу, чем к вечернему 4

Индифферентный тип — «Голубь» 3

Скорее, к вечернему типу, чем к утреннему 2

Четко к вечернему типу — «Сова» 0

Обработка результатов и выводы

Подсчитайте сумму баллов и, пользуясь схемой оценки, опреде­лите, к какому хронобиологическому типу вы относитесь: «Го­лубь », «Сова» или « Жаворонок ».

Схема оценки хронобиологического типа человека по опроснику - тесту

«Жаворонок» (четко выраженный утренний тип) 69 балловСлабо выраженный утренний тип 59-69 баллов

«Голубь» (индифферентный тип) 42-58 баллов

Слабо выраженный вечерний тип 31-41 балл

«Сова» (сильно выраженный вечерний тип) 31 балл

Приложение 2

Приложение 3

Результаты исследования показателей умственной работоспособности у учащихся в течении 1 недели.

9 класс

Понедельник

Ф.И.

М

 

A

   

хронотип

1

Ахматвалеева Р.

132

233

0,57

1020

577,8

Голубь

2

Гиниятуллина

109

233

0,47

1020

477,1

Голубь

3

Шарафутдинова

166

233

0,71

1020

726,7

Сова

4

Крупнов

105

233

0,45

1020

459,7

Голубь

5

Храбров

135

233

0,58

1020

591

Сова

6

Кислицина

131

233

0,56

1020

573,5

Голубь

7

Кондренко

62

233

0,27

1020

274

Голубь

8

Федяева

123

233

0,53

1020

545,9

Голубь

9

Втюрина

150

233

0,64

1020

663,9

Голубь

10

Василян

146

233

0,61

1020

627,7

Голубь

Среднее значение продуктивности Р

554

 

Вторник

Ф.И.

М

 

A

   

1

Ахматвалеева Р.

161

247

0,65

1020

577,8

2

Гиниятуллина

111

247

0,45

1020

477,1

3

Шарафутдинова

192

247

0,78

1020

726,7

4

Крупнов

107

247

0,43

1020

459,7

5

Храбров

152

247

0,62

1020

591

6

Кислицина

121

247

0,49

1020

573,5

7

Кондренко

88

247

0,36

1020

274

8

Федяева

165

247

0,67

1020

545,9

9

Втюрина

177

247

0,716

1020

663,9

10

Василян

169

247

0,68

1020

627,7

Среднее значение продуктивности Р

598

Среда

Ф.И.

М

 

A

   

1

Ахматвалеева Р.

152

256

0,59

1020

605,9

2

Гиниятуллина

74

256

0,29

1020

294,8

3

Шарафутдинова

188

256

0,73

1020

749

4

Крупнов

118

256

0,46

1020

470

5

Храбров

140

256

0,46

1020

557,8

6

Кислицина

120

256

0,47

1020

478,1

7

Кондренко

99

256

0,39

1020

398,3

8

Федяева

141

256

0,55

1020

567,3

9

Втюрина

130

256

0,5

1020

515

10

Василян

165

256

0,64

1020

663,8

           

538

Четверг

Ф.И.

М

 

A

   

1

Ахматвалеева Р.

175

252

0,69

1020

708,3

2

Гиниятуллина

90

252

0,36

1020

364,2

3

Шарафутдинова

190

252

0,75

1020

769

4

Крупнов

108

252

0,43

1020

438,5

5

Храбров

142

252

0,56

1020

574,8

6

Кислицина

135

252

0,54

1020

546,4

7

Кондренко

92

252

0,36

1020

376

8

Федяева

136

252

0,54

1020

555,9

9

Втюрина

160

252

0,63

1020

654

10

Василян

152

252

0,6

1020

621,2

           

561

Пятница

Ф.И.

М

 

A

   

1

Ахматвалеева Р.

125

240

0,52

1020

531,2

2

Гиниятуллина

134

240

0,56

1020

569,5

3

Шарафутдинова

175

240

0,73

1020

743,6

4

Крупнов

131

240

0,55

1020

561

5

Храбров

122

240

0,5

1020

518

6

Кислицина

105

240

0,44

1020

446,2

7

Кондренко

74

240

0,3

1020

317,2

8

Федяева

131

240

0,55

1020

562,2

9

Втюрина

158

240

0,66

1020

678

10

Василян

135

240

0,56

1020

579,3

           

550

11 класс

Понедельник

Ф.И.

М

 

A

   

хронотип

1

Ахматвалеева Р.

146

233

0,63

1030

645,4

Голубь

2

Свистун

176

233

0,76

1030

778

Голубь

3

Егоров

171

233

0,73

1030

756

Голубь

4

Бугвин

178

233

0,76

1030

786,8

Голубь

5

Базевич

132

233

0,57

1030

584

Голубь

6

Гагина

197

233

0,84

1030

870,8

Голубь

7

Юдинцев

166

233

0,71

1030

733,8

Слабо выраженный утренний тип

Среднее значение продуктивности Р

739

 

Вторник

Ф.И.

М

 

A

   

1

Ахматвалеева Р.

150

247

0,6

1030

626

2

Свистун

214

247

0,87

1030

892,3

3

Егоров

188

247

0,76

1030

784

4

Бугвин

207

247

0,83

1030

863

5

Базевич

170

247

0,69

1030

708,9

6

Гагина

210

247

0,85

1030

876

7

Юдинцев

200

247

0,82

1030

873

Среднее значение продуктивности Р

789

Среда

Ф.И.

М

 

A

   

1

Ахматвалеева Р.

125

256

0,49

1030

503

2

Свистун

190

256

0,74

1030

764,4

3

Егоров

172

256

0,67

1030

692

4

Бугвин

195

256

0,76

1030

784,5

5

Базевич

165

256

0,64

1030

663,8

6

Гагина

202

256

0,79

1030

812,7

7

Юдинцев

205

256

0,8

1030

824,8

           

650

Четверг

Ф.И.

М

 

A

   

1

Ахматвалеева Р.

161

252

0,63

1030

658

2

Свистун

181

252

0,7

1030

740

3

Егоров

170

252

0,68

1030

694,8

4

Бугвин

175

252

0,69

1030

710,7

5

Базевич

168

252

0,66

1030

679,8

6

Гагина

195

252

0,77

1030

798

7

Юдинцев

185

252

0,73

1030

756,1

           

760

Пятница

Ф.И.

М

 

A

   

1

Ахматвалеева Р.

134

240

0,56

1030

575

2

Свистун

150

240

0,62

1030

643,7

3

Егоров

138

240

0,57

1030

592,2

4

Бугвин

135

240

0,56

1030

579

5

Базевич

135

240

0,56

1030

579

6

Гагина

165

240

0,68

1030

708

7

Юдинцев

148

240

0,61

1030

635

           

650