III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ВКУСНОЕ ЗОЛОТО.
Фёдоров А.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Пчела – одна из семи сокровищ мира.

Ависценна (Абу Али ибн Сина)

- Тебе что намазать?

Мёду или сгущённого молока?

- И того, и другого, и можно без хлеба.

Винни Пух.

В нашей семье на обеденном столе всегда стоит маленькая красивая вазочка. Если посмотреть на свет, то в ней переливается самое настоящее золото. Так уж получилось в моей жизни, что я иногда болею. И одним из лекарств, которым лечит меня мама, является мёд. И вот как-то раз, размешивая ложку мёда в стакане молока, я задумался: «А что такое мёд? Откуда он берет свою историю и как его «делают» пчелы?» Именно на эти вопросы я и захотел получить ответ.

Актуальность исследования заключается в том, что, употребляя мёд, очень большое количество людей даже не задумываются о том, насколько уникален мёд и какую важную роль он играет в жизни человека.

Но в нашей стране наметилось снижение развития пчеловодства. Будем надеется, что это временное явление. Впереди у пчеловодства прекрасное будущее.

Я поставил перед собой цель: расширить запас знаний о пчеловодстве.

Для этого я решил следующие задачи:

- изучить биологию пчёл;

- выявить особенности разведения пчёл;

-объяснить технологию получения продукции пчеловодства,

её обработку и хранение;

- изучить технологию получения мёда, особенности его хранения;

Объект моего исследования: пчёлы.

Предмет: пчеловодство.

Гипотеза исследования. Узнаю технологию получения мёда, получу практические навыки работы на пасеке.

Ожидаемые результаты:

1. Пополнение словарного запаса;

2. Овладение практическими навыками сбора мёда;

3. Получение вкусного продукта;

Глава I. Из истории мёда

1.1 Знакомство человека с мёдом.

Раздумывая над этими вопросами, я заглянул в энциклопедию, и первое, что я прочитал, было вот такое определение:

«Мед – сладкое сиропообразное вещество, вырабатываемое рабочими пчёлами главным образом из нектара медоносных цветов и используемое ими в качестве корма. Ценный продукт питания человека».

Учёные уверены, что человек начал охотиться на ульи диких пчёл ещё в каменном веке. Это умение перешло к нему от далеких предков – высших приматов. Например, даже сегодня можно наблюдать то, как наши родственники обезьяны воруют сладкое лакомство у этих насекомых. Что касается неоспоримых фактов, то в Аранской пещере (Валенсия, Испания) найден уникальный наскальный рисунок. На нем изображен человек с кошелкой, который карабкается на отвесную скалу или дерево в окружении диких пчел. Согласно радиоуглеродному исследованию, возраст этой находки колеблется в пределах 7-8 тыс. лет.

1.2. Пчеловодство в нашей стране. Однако прошли долгие века, прежде чем диких пчел удалось приручить и одомашнить, а произ­водство меда и других ценных продуктов пчеловодства сделать отраслью домашнего хозяйства, которое получило название - пчеловодство.

Сегодня пчеловодство – это целенаправленное разведение пчёл с целью получения мёда и воска, использования других производных жизнедеятельности пчёл.

В настоящее время мёд в ус­ловиях России остается довольно дефицитным и до­рогим продуктом. Но он необходим для гармоничного развития человека. В некоторых странах (например, в Китае) мёд обязательно дают два раза в сутки детям. Поэтому развитие пчеловодства, в том числе приусадебного, является настоятель­но необходимой задачей для нашей страны. Практически каждому доступно пчеловодство, но оно требует кропотливой работы и целеустремлённости. Если человек правильно ухаживает за ульями, он даже может получить значительный доход.

1.3. Пчеловодство в нашей семье. В нашей семье пчеловодством занимаются с 19 века, а возможно, это началось и раньше. Сейчас продолжателями семейных традиций являются мои дедушки Погодин Владимир Николаевич, Погодин Николай Николаевич, и прадедушка Погодин Николай Ефимович. Всю жизнь они занимаются пчеловодством. Их мёд считается одним из лучших в районе, и даже за его пределами. Они трудятся на семейной пасеке (рис.2) в Тверской области, Бежецкого района, в деревне Иванищи. В моих исследованиях они мне очень помогали.

Все мои наблюдения и опыты проводились летом 2016 года .

Рис.2 Семейная пасека

Глава 2. Технология разведения пчёл.

2.1Кто такие пчёлы?

Пчела (лат. Anthophila) — это летающее насекомое, относящееся к надсемейству жалящих перепончатокрылых, подотряду стебельчатобрюхие, отряду перепончатокрылые. Ближайшими родственниками ей являются осы и муравьи.

Тело пчелы окрашено чёрным с жёлтым напылением. Её тело покрыто ворсинками. На них цепляются пыльца и нектар.

На голове у неё 5 глаз: 2 больших фасеточных и 3 маленьких, которые различают только свет и темноту. Нектар пчёлы собирают с помощью хоботка. На голове также расположены усики, которые помогают ей ориентироваться в пространстве.

У пчелы 6 ног, как у большинства насекомых.

Но боимся мы пчёл из-за ядовитого жала, спрятанного в хвостике. Им она пользуется в момент опасности.

Пчёлы – это (в основном) общественные насекомые. Они живут роем. Домашние пчёлы живут в ульях.

2.2Как устроен домик пчелы.

Улей состоит из нескольких частей.

В корпус основного домика ставится магазин – это дополнительный блок с рамками. Рамки – это прямоугольники с воском.

2.3Семья пчёл.

.

Пчёлы живут семьёй. Самая главная – это матка – королева.

Дедушки постоянно проверяют домики на наличие маточников – это личинки пчёл, которые станут матками. Если не надо, чтобы улей роился, то их удаляют. Когда семья достигает больших размеров или не хватает питания, происходит разделение ее на две части (роение). Одна часть остается со старой маткой, вторая с новой маткой ищет себе пристанище.

Молодые пчёлы вылетают из улья. Улететь они могут куда угодно. Но перед тем как улететь они собираются в рой.

Например, летом у дедушки они сели на яблоню, чтобы собраться. Их собирали в специальный ящик и посадили в домик – улей.

2.4 Как пчёлы собирают мёд.

За весну-лето-осень пчёлы успевают наносить мёд в рамки основного корпуса и в магазин. Как они его собирают?

На цветках пчёлы собирают нектар и пыльцу. Они счищают их с ворсинок в мешочки на задних ножках. С этим грузом пчёлы (рис.3) летят в улей и выгружают его в соты – на восковые рамки. Соты запечатывают воском, и там через некоторое время получается мёд.

Рис.3

Мёд бывает разный, смотря с каких цветов его собирают: гречки, акации, луговых. У нас мёд чаще всего кипрейный, так как возле пасеки много этого растения – целые поля.

Зимой им хватит запаса мёда для питания. Если мёда мало, то пчёл подкармливают осенью – ставят для них сладкий сироп.

Глава 3. Технология получения мёда.

Основным продуктом жизнедеятельности пчёл, используемым человеком, является мёд. Но кроме этого при разведении пчёл получают воск, пергу, прополис, маточное молочко.

В процессе переработки нектара в мед, до его запечатывания, пчела-приемщица многократно, до 200 раз, выпускает из медового зобика на хоботок капельку нектара и заглатывает его обратно. При этом происходит превращение сахарозы в глюкозу и фруктозу, и мед насыщается ферментами, витаминами, бактерицидными и биологически активными веществами, поступающими в него из медового зобика пчелы. Далее происходит накопление мёда в ячейках сот. Как только ячейка соты наполняется мёдом, пчела запечатывает её и процесс продолжается. Мёд нельзя извлекать из улья, пока рамка не запечатается.

3.1 Как же его достать из улья? Надо хорошо одеться – чтобы пчелы тебя не покусали. ( рис.4) Необходимо, чтобы одежда была чистая и не пахла духами или другими резкими запахами. И есть что-то резко пахнущее (например лук, чеснок) перед посещением ульев нельзя.

Рис.4

 

Берут специальное устройство – дымарь (рис.5). Оно дымит из-за розжига в нём трухи деревьев. (рис.6) Так создается как бы имитация пожара. Пчелы, являясь древними обитателями леса, при появлении дыма набрасываются на мед, чтобы запастись им на дальнюю дорогу. Когда же брюшко пчелы заполнено медом, она не может пустить в ход жало и можно спокойно попасть в улей и извлечь рамку. И забирают рамки из улья.

Рис.5

 

 

Рис.6

 

И вот рамки у вас в руках!

Но мёд запечатан воском. Этот воск срезают. Его потом будут перетапливать. Вот что срезали.

3.2 Откачка мёда.

Берут специальную машину – медогонку. ( Рис.8)

Помещают туда рамки (рис.9) и начинаем вращать, мёд выбрызгивается на стенку чана с одной стороны рамки и по стенке чана стекает на дно ( рис.10), над которым имеется кран или отверстие для слива мёда.

Вот что получилось.

Рис.8 Рис. 9 Рис. 10

3.3 Правила хранения мёда.

После откачки меда из сотов его сливают из медогонки и отстаивают в таре несколько часов, чтобы кусочки воска всплыли на поверхность. После снятия поверхностного слоя дополнительной фильтрации мёда не требуется, его можно сразу расфасовывать.

Мёд сохраняет свои вкусовые качества и аромат, если его хранят в сухом помещении с влажностью воздуха 60-70% и температурой воздуха от +5 до 100 C.

Повышение влажности может привести к закисанию мёда. Рядом нельзя хранить рыбу и другие сильно пахнущие продукты, так как мёд имеет свойства впитывать запахи. Лучшей тарой для мёда считаются стеклянные банки разного объёма с плотными крышками либо эмалированная посуда.

Глава 4. Свойства мёда.

В посуде из железа, цинка, меди и алюминия мёд хранить нельзя, потому что образуются ядовитые соединения.

В составе мёда очень много витаминов и полезных веществ.

Мед — хорошее питательное средство. Основные питательные веществ меда — углеводы, белки, минеральные вещества, витамины, ферменты и др. При расщеплении глюкозы и фруктозы выделяется большое количество энергии, необходимой для жизненных процессов организма.

Полезные свойства меда очень разнообразны и обусловлены, прежде всего, его уникальным сложным составом. Мед содержит очень много сахарозы (глюкозы, фруктозы и других), богат витаминами С, Е, РР, группы В. В состав меда входят яблочная, виноградная, лимонная кислоты, кальций, калий, медь, магний, железо, фосфор, натрий, цинк, хром, бор, кремний, титан, никель, осмий и другие полезные вещества.

Мёд используют в различных областях: в медицине, косметологии, пищевой промышленности.

И хоть добыть мёд достаточно сложно – он желанный гость на нашем столе!

Заключение.

В результате моей исследовательской работы я очень много узнал о пчеловодстве, как виде приусадебного хозяйства, хотя пасека у нас давно, я никогда не задумывался о её значимости. Пчеловодство требует хорошей теоретической и практической подготовки. Я никогда не задумывался, как дедушки получают мёд.

В результате исследований выявил, что климат нашего района подходит для развития пчеловодства.

Пчела – это одно из немногих насекомых, которое производит продукты годные для употребления человеком.

Ухаживая за ними, можно многому научиться: внимательности, терпению.

Пчеловодство – это занятие очень интересное, которое трудно не полюбить, и которым трудно заниматься без любви к нему.

Кроме того, я думаю, что приусадебное пчеловодство является не только источником меда и других ценных продуктов, но и объектом заботы человека об окружающей среде.

В целом цель достигнута, задачи по овладению знаниями и навыками разведения и содержания пчел оправданы. В дальнейшем мне бы хотелось изучить зависимость качества продуктов пчеловодства от состояния окружающей среды.

Используемая литература и интернет-ресурсы:

http://nashzeleniymir.ru/пчела

http://fb.ru/article/283294/istoriya-m-da-interesnyie-faktyi-i-pervyie-upominaniya-o-m-de

http://school-collection.lyceum62.ru/ecor/storage/26ed2af2-6836-438e-abfd-68d5bc45422a/[BI7GI_7-05]_[IL_02]-k2.jpg

https://sad6sotok.ru/пчеловодство-для-начинающих.html

http://o-mede.com/sostav-myoda.html

http://mirpchel.com/himicheskiy-sostav-meda.html

Аветисян Г. А. Пчеловодство. М.: Колос, 1982. С. 26-33, 77-85.

Буренин Н. Л., Котова Г. Н. Справочник по пчеловодству. М.: Колос, 1984. с. 199-213.

Шабаршов И.А. Юному пчеловоду. М.: Просвещение. 1983. 112с.