III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СЛАДКИЙ РАЗГОВОР: О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ САХАРА
Сошина П.Р.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Известно, что большинство детей, а также многие взрослые, любят сладкое. Я тоже очень люблю конфеты, шоколад. Когда мой брат приезжает на каникулы, мы всей семьёй пьём чай с тортом. Приходят гости на мой день рождения – обязательно к чаю покупаем всякие сладости (ПРИЛОЖЕНИЕ I). Мама называет меня сладкоежкой и часто говорит, что много сладкого есть вредно. Но ведь почему-то мы любим сладкое, и в магазине продают сладкие продукты питания? Если бы эти продукты были только вредны, то зачем их производить и продавать? Мне стало интересно узнать, действительно ли сахар так вреден для нашего организма, или польза от него всё-таки есть?

Гипотеза: сахар приносит организму человека и пользу, и вред.

Цель работы: установить положительное и отрицательное влияние сахара на организм человека.

Задачи:

  1. провести анкетирование среди одноклассников с целью выявления их пищевых наклонностей и знаний о роли сахара;

  2. установить уровень разнообразия сладких продуктов питания в магазинах Калуги, расположенных в разных точках нашего города;

  3. изучить литературу по теме исследования;

  4. апробировать методику проведения опыта по проверке человека на «вкусовой дальтонизм»;

  5. выявить положительное и отрицательное действие сахара на организм;

  6. ознакомить одноклассников с результатами исследования и дать рекомендации по употреблению сахара и сладких продуктов в пищу.

Актуальность исследования

В настоящее время из-за изобилия и большого разнообразия продуктов питания, в том числе продуктов, содержащих сахар, большинство людей страдают от неправильного питания. Особенно это опасно для детей, которые зачастую отдают предпочтение сладостям. Немногие люди задумываются, как неправильное питание влияет на здоровье. В народе есть такая поговорка: «ты – то, что ты ешь». Но в современном мире в повседневной суете люди часто не обращают внимания на то, что они едят и тем более не задумываются о том, как это влияет на их организм. А между тем неправильное питание и его последствия являются причиной большинства различных заболеваний. Каждый третий, причем это может быть как взрослый, так и ребенок, испытывает различные недомогания, которые связаны с нарушениями питания.

II. Основная часть 1. Сбор фактического материала

Прежде всего, я решила провести анкетирование и выяснить пищевые приоритеты учащихся 4 а и 4 б классов нашей гимназии, а также их мнение о том, полезен сахар человеку или нет. Всего было опрошено 63 человека.

Вопросы анкеты

  1. Нравится ли Вам сладкий вкус пищи? (да или нет)

  2. Можете ли Вы прожить без сладкого один день? (да или нет)

  3. Можете ли Вы прожить без сладкого неделю? (да или нет)

  4. Как вы думаете, приносит ли сахар пользу нашему организму? (да или нет)

  5. Какой сладкий продукт Вам больше всего нравится? (выбрать один ответ)

а) конфеты б) шоколад

в) печенье г) вафли д) торт

е) сладкие напитки ж) йогурт

  1. Назовите заболевания человека, которые возникают из-за избыточного употребления сахара и сладких продуктов питания.

После подсчёта данные анкетирования были занесены в таблицы и диаграммы.

Таблица 1. Результаты анкетирования (вопросы № 1-4)

№ вопроса

1

2

3

4

Да

54

53

36

29

Нет

9

10

25

30

Воздержались

0

0

2

4

Результаты показали, что 54 учащихся, как и я, тоже очень любят сладкое. И только 9 человек ответили, что его не любят. (Табл. 1) Без этого продукта питания из 63-х человек 53 не могут прожить даже день, а 25 человек - неделю. При ответе на вопрос, приносит ли сахар пользу нашему организму, мнения разделились: 29 написали, что пользу, 30 – вред, а 4 человека воздержались. (Рис. 1) При ответе на 5-й вопрос можно было называть только один сладкий продукт, который больше всего нравится. Как видно из диаграммы, самым любимым сладким продуктом питания в классе являются «сладкие напитки». На втором месте – «шоколад». Меньшей популярностью пользуются йогурты и торты. Три человека назвали конфеты, два человека – печенье, и только один – вафли.

Рис. 1 Диаграмма «Ответы на вопросы анкеты: № 1-4»

Рис. 2 Диаграмма «Ответы на вопрос анкеты: № 5»

Среди заболеваний, вызываемых избыточным употреблением сахара, учащиеся назвали диабет - 55 человек, кариес - 7 человек, ожирение - 6 человек, аллергия - 3 человека, гастрит - 1 человек, язва - 1 человек. (Рис.3)

Рис. 3 Диаграмма «Ответы на вопрос анкеты: № 6»

Далее я установила уровень разнообразия сладких продуктов питания в магазинах, расположенных на разных улицах нашего города (ПРИЛОЖЕНИЕ II) . Это магазины: «Звёздный» (ул. Гагарина), «Кондитерский» (ул. Суворова), «Магнит» (ул. Труда), «Елена» (ул. Кирова), «Праздничный» (ул. Мичурина).

Рис 4. Карта г. Калуги с обозначением мест расположения магазинов

Исследование показало, что большее количество сортов конфет, шоколада и всех сладких продуктов продают в магазине «Кондитерский», расположенном по улице Суворова. Это и понятно – ведь магазин специализированный. Но то, что столько видов сладкого – 2100! (Табл. 2) Я даже никогда не задумывалась. Соблазн-то как велик! В других магазинах – от 45 до 70 сортов конфет и от 30 до 100 видов шоколада. В магазине «Звёздный» я насчитала 400 видов сладких продуктов (печенье, кексы, йогурты, торты, вафли и др.). (Табл. 3)

Таблица 2. Сладкие продукты в магазинах г. Калуги

Название магазина

Количество видов сладких продуктов

1

«Звёздный», ул. Гагарина

400

2

«Кондитерский», ул. Суворова

2100

3

«Магнит», ул. Труда

100

4

«Елена», ул. Кирова

150

5

«Праздничный», ул. Мичурина

300

Таблица 3. Количество сортов конфет и шоколада в магазинах г. Калуги

Название магазина

Конфеты

Шоколад

1

«Звёздный», ул. Гагарина

70

40

2

«Кондитерский», ул. Суворова

300

100

3

«Магнит», ул. Труда

45

30

4

«Елена», ул. Кирова

54

35

5

«Праздничный», ул. Мичурина

67

35

Так хорошо это или плохо? Я стала изучать литературу о сахаре.

2. Изучение истории получения сахара из тростника и сахарной свёклы

Ещё 3000 лет до н.э. в Индии делали сахар из тростника. В VIII веке нашей эры сахарный тростник выращивали на юге Европы. Колумб во вторую экспедицию в 1493 году вёз тростниковый сахар в Америку. В течение последующего периода времени тростниковые плантации широко распространились в Америке. В настоящее время из сахарного тростника получают до 65 % мирового производства сахара. Основные современные плантации сахарного тростника находятся в Индии, в Индонезии, на Филиппинах, на Кубе, в Бразилии и Аргентине. Для добывания сахара срезают стебли до их цветения; в стебле находится до 21 % сахара. Срезанные стебли раздавливают железными валами и отжимают сок, который особым образом обрабатывают, а затем фильтруют и выпаривают до кристаллизации сахара. Тростниковый сахар может содержать примеси и иметь тёмный цвет. [4]

Рис. 5 Получение тростникового сахара

Сахарная свёкла — это двулетнее корнеплодное растение, возделывается в основном для получения сахара, но может также возделываться для корма животным. [3]В середине XVIII было выяснено, что сахар, который до того получали из сахарного тростника, содержится и в свёкле. В нынешних сортах сахарной свёклы, выведенных селекционерами, оно превышает 20 %. В Европе возделывание сахарного тростника было всегда очень небольшим, так как привозимый из тропиков сахар обходился дешевле. После того, как стали получать сахар из свёклы, возделывание сахарного тростника в Европе было вовсе оставлено. В XX веке сахарную свёклу выращивают в основном в странах с умеренным климатом. На территории России сахарная свёкла появилась в первой половине XIX века. Раньше самым распространённым сладким продуктом был мёд, который, кроме сахаров, содержит большое количество полезных веществ. [2]Пчеловодыиздавна получали мёд, который люди принимали также при простуде и других болезнях (ПРИЛОЖЕНИЕ III).

Рис. 6 Возделывание сахарной свёклы

3. Разные виды сахара

Интересно, что кроме тростникового и свекловичного сахара, есть ещё пальмовый, кленовый, сорговый и солодовый сахар. Мы о них реже слышим и меньше знаем. Получают их из разных растений, но основу составляет вещество сахароза. [3]

Кленовый сахар. Лист сахарного клена является национальной эмблемой Канады. Именно он изображен на флаге страны. Сахарный клен произрастает на юго-востоке страны. Осенью его листья становятся пламенно-красными, а на рубеже зимы и весны, когда набухают почки, из кленов добывают невероятно сладкий сок. Технология была известна индейцам Северной Америки: они делали в стволе дерева надрез, собирали сок в глиняный горшочек, оставляли его на всю ночь, а поутру употребляли свое незатейливое лакомство в виде «сладкого льда», как называли его европейцы. В настоящее время сок, собранный из дерева, сгущают и выпаривают. Он становится основой кленового сиропа, который известен и любим по всему миру (ПРИЛОЖЕНИЕ IV).

Пальмовый сахар. В древней Индии люди научились добывать сок из соцветий сахарной или финиковой пальмы. Особым способом посредством выпаривания из него получали сладкое вещество бурого цвета. На юго-востоке Азии располагаются главные посадки пальм. Оттуда и происходят поставки сахара для всей Западной Европы и США. Пальмовый сахар с древних времен и по сегодняшний день является неотъемлемым участником индийских ритуалов и подношений божествам. Он имеет золотисто-бурый цвет. В магазины пальмовый сахар попадает в виде спрессованных плиток, мягкой медовой, густой консистенции или в форме кристаллов или кусочков. Его также используют при тушении мяса в индийской национальной кухне. Пальмовый сахар содержит большое количество природных минералов: калий, цинк, фосфор, кальций и ряд витаминов, способствующих укреплению иммунитета. Пальмовый сахар я пробовала, когда была в Мексике с родителями.

Сорговый сахар. Сахар, получаемый из сока растения сахарное сорго, которое распространено в Индии, Африке, Китае. [3]Как правило, сорговый сахар представлен в виде темного сиропа. Он ценится за экологическую чистоту. Для получения сахара стебли мелко режут и отжимают сок, который затем подогревают и фильтруют. При этом не добавляются никакие химические вещества. Его добавляют при приготовлении карамели, помадок, выпечки, напитков, муссов, каш, детского питания. Из этого растения получают также крупу сорго (ПРИЛОЖЕНИЕ V).

Солодовый сахар. Солод является продуктом брожения проросших, просушенных, а затем смолотых злаков – ячменя, ржи, риса, пшеницы, овса, маиса. Солодовый сахар рассыпчат, кристаллы бесцветны, легко растворим в воде. По сравнению с тростниковым или свекловичным этот вид сахара менее сладок. Именно в Японии было замечено, что из ячменя получается не самый лучший хлеб, но проросшие зерна ячменя имеют сладковатый вкус. Солодовый сахар не такой интенсивный по вкусу и менее приторный, чем свекловичный или тростниковый, поэтому он добавляется в некоторые продукты детского питания. В нем есть ряд витаминов группы B, клетчатка, аминокислоты, калий, магний, железо, цинк и фосфор.

Так для чего производят в мире так много сахара? Неужели только для сладкоежек?

3. Значение сахара для организма человека. Заболевания, вызываемые излишним употреблением сахара

Сладкое – это вещества углеводы. Вкус сладкого имеют глюкоза, фруктоза, мальтоза, сахароза. Чистый сахарный песок или сахар-рафинад – это сахароза (ПРИЛОЖЕНИЕ VI).

Опыт.Проверка на «вкусовой дальтонизм» (ПРИЛОЖЕНИЕ VII)Мне стало известно, что некоторые люди не различают вкусы. [6] Это называется «вкусовой дальтонизм». Я решила апробировать эту методику на своём брате. В стаканы я налила растворы: кислый, сладкий, солёный и горький. Раствор вводят в полость рта ложкой, он должен омывать её всю. Между опробованием вкусовых веществ должна быть пауза в течение 1-2 мин. После каждой пробы рот следует ополоснуть водой. Результаты проб я заносила в анкету. Брат правильно определил все образцы с четырьмя видами вкуса, что подтверждает отсутствие у него «вкусового дальтонизма». [6]

Вкус

Правильность ответа

Кислый

+

Сладкий

+

Солёный

+

Горький

+

Углеводы - это вещества, полезные для человеческого организма. Любой углевод, попадая в организм, в итоге превращается в глюкозу. В организме человека и животных глюкоза является основным источником энергии. Тот факт, что сладкое несет в организм ребенка энергию, может называться положительным, но при этом плохо усваиваются витаминов и важнейшие вещества. Углеводы способны становится гликогеном, который необходим для синтеза ферментов и гормонов. Глюкозу даже вводят внутривенно, например, при пищевом отравлении, так как она является универсальным антитоксическим средством. [1]

Сегодня педиатры затрудняются ответить однозначно, но склоняются к тому, что, конечно, сладости – это в первую очередь еда нездоровая, приводящая к набору веса, диабету, кариесу, расстройствам кишечника, аллергическим высыпаниям на коже, и даже к неадекватному поведению (агрессивность и гиперактивность детей). [1]

В медицинской энциклопедии я прочитала о сахарном диабете, ожирении, кариесе. Все эти болезни связаны с большим употреблением сахара и сладких продуктов питания. [5]

Сахарный диабет – это заболевание, характеризующееся повышением уровня сахара в крови, появлением сахара в моче, нарушением всех видов обмена веществ в результате недостатка в организме гормона поджелудочной железы - инсулина. [5]Диабет распространен во всем мире, заболеваемость растет среди всех групп населения. Посетив «Аптеку № 1», расположенную по улице Ленина, я увидела очень большой ассортимент продуктов для больных диабетом, которые содержат не сахар, а фруктозу (ПРИЛОЖЕНИЕ VIII). Мной был составлен список этих продуктов (ПРИЛОЖЕНИЕ IX)

Ожирение у детей – это хроническое нарушение обмена веществ, сопровождающееся избыточным отложением жировой ткани в организме. Диагноз детского и подросткового ожирения ставится на основании измерения роста и массы тела. Это состояние, при котором фактическая масса тела ребенка превышает возрастной норматив на 15% и более. Данные исследований свидетельствуют, что избыточную массу тела имеют около 12% российских детей. Во всем мире отмечается эпидемический рост распространения ожирения среди детей, что требует серьезного отношения к данной проблеме. Почти у 60% взрослых, страдающих ожирением, проблемы с лишним весом начались в детском и подростковом возрасте. Прогрессирование ожирения у детей ведет к развитию в будущем сердечнососудистых заболеваний, заболеваний пищеварительного тракта и опорно-двигательного аппарата. Во всех случаях в основе ожирения у детей лежит повышенное потребление и сниженный расход энергии. Развитие ожирения у большинства детей связано с нарушением режима питания и снижением уровня физической нагрузки. Обычно в питании детей с избыточной массой тела и ожирением преобладают легкоусвояемые углеводы - хлебобулочные изделия, сладкие десерты, сладкие напитки (соки, газировка, чаи) при недостаточном употреблении клетчатки, белка, воды. При этом большинство детей ведут малоподвижный образ жизни (не играют в подвижные игры, не занимаются спортом, не посещают уроки физкультуры), много времени проводят у телевизора или компьютера, испытывают интенсивную умственную нагрузку, способствующую гиподинамии. Иногда прослеживается связь ожирения с внешними эмоциональными факторами, например, поступлением в школу. [5]

Кариес зубов – это заболевание, которое возникает в результате действия бактерий при плохой устойчивости эмали. Это заболевание характеризуется разрушением твердых тканей зуба. Кариес – самое распространенное стоматологическое заболевание. У детей кариес является самым частым заболеванием и поводом для обращения за медицинской помощью. Согласно статистическим данным распространенность кариеса зависит от традиций питания и места проживания людей. Так, в Африке и Азии, где основу питания составляет растительная пища, кариес выявляется реже, чем в странах Скандинавии и Северной Америке, где традиции питания предусматривают употребление большого количества рафинированных продуктов. Недостаточный уход за полотью рта провоцируют кариозный процесс. В полости рта обитает огромное количество микроорганизмов, но в возникновении кариеса основная роль отводится тем, которые образуют кислоты, например, стрептококкам, и лактобактериям, которые вызывают брожение углеводов. В результате действия этих микробов в зубном налете скапливаются кислоты, губительно действующие на эмаль. [5]

4. Влияние сладкой пищи на детский организм

Совершенно убрать сахар из детского питания невозможно, но это и не стоит делать. Ведь даже в молоке матери имеется лактоза – молочный сахар. Ягоды, фрукты, злаки содержат фруктозу и глюкозу. Но вот насколько нужны детям сладости сверх этих, то есть, шоколад, мороженое, варенье и т.д.? Это вопрос остается открытым. Растущему организму углеводы необходимы, их дефицит приведет однозначно к проблемам со здоровьем. Потребность в углеводах может повыситься от стресса, болезней с высокой температурой. Если ребенок тратит много энергии, занимается спортом, подвижен, то качественные натуральные сладости ему будут полезны. Дети, получая сладкие гостинцы, очень легко привыкают к ним. Сладости на столе – это выбор и ответственность за здоровье ребенка самих родителей. Только от них зависит, вырастет ли ребёнок здоровым и подвижным. Все дети могли бы потреблять сладкие продукты в огромных количествах, если бы не родительский контроль. Ведь последствия сладкой диеты очень печальны: может развиться диабет, ожирение, другие нарушения обменной системы организма. [1]

Существуют подсластители, используемые для питания больных диабетом в диетических продуктах. Чаще всего это ксилит, сорбит и другие синтетические вещества. Их тоже не следует использовать в детском рационе. Единственной заменой сахару, приемлемой в детском питании, может стать мёд, при условии, что ребенок не страдает аллергией. [5]

III. Выводы
  1. В магазинах имеется очень широкий ассортимент продуктов питания, содержащих легкоусвояемые углеводы, такие, как сахароза.

  2. Дети, употребляя большое количество сладких продуктов, могут приобрести различные заболевания, среди которых сахарный диабет, ожирение, кариес и другие.

  3. У ребенка быстро вырабатывается стойкое пристрастие к сладкой пище. Роль родителей – уберечь детей.

  4. Заменить сладкие продукты, приносящие вред организму, можно мёдом (при отсутствии аллергической реакции) и фруктами.

  5. Правильное питание, режим дня, занятия физкультурой и спортом, прогулки на свежем воздухе – залог здоровья человека.

IV. Список литературы
  1. Алфёрова В.П. Как вырастить здорового ребёнка – Л.: Медицина, 1991

  2. Буренин Н.Л. Справочник по пчеловодству – М.: Агропромиздат, 1986

  3. Ветвичка В.П. Растения полей и лесов – П.: Артия, 1987

  4. Головкин Б.Н. Рассказы о растениях-переселенцах – М.: Просвещение, 1984

  5. Медицинская энциклопедия – М.: КРОН-ПРЕСС, 1999

  6. Меньшиков В.В. Образовательный экскурс в химию углеводов // Химия в школе, М.: Центрхимпресс, 2016, № 1

V. Приложения
  1. Фотографии. Мои любимые лакомства. (Фото научного руководителя автора работы)

  1. Фотографии. Изучение ассортимента сладких продуктов питания в магазинах г. Калуги. (Фото научного руководителя автора работы)

  1. Фотографии. Мёд – древнейший и полезнейший продукт питания. (Фото научного руководителя)

  1. Фотографии. Сосуд с кленовым сиропом. (Фото автора работы)

  1. Растение сорго, из которого производят сорговый сахар. (https://yandex.ru/images/search)

  2. Схема: «Вещества, дающие продуктам сладкий вкус».

  1. Фотографии. Опыт.Проверка на «вкусовой дальтонизм». (Фото научного руководителя автора работы)

  2. Фотографии. Изучение ассортимента продуктов питания для больных сахарным диабетом в Аптеке №1 по ул. Ленина.

(Фото научного руководителя автора работы).

IX. Список продуктов питания для людей, больных сахарным диабетом, которые имеются в продаже в Аптеке № 1

  1. цукаты на фруктозе

  2. гематоген на фруктозе

  3. печенье на фруктозе апельсиновое, абрикосовое

  4. пряники на фруктозе черничные

  5. цукаты из имбиря

  6. батончики на фруктозе

  7. мармелад на фруктозе

  8. конфеты на фруктозе

  9. конфеты на сорбите

  10. шоколад на фруктозе горький, с орехом, молочный

  11. халва на фруктозе