III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ГИДРОПОНИКА И АЭРОПОНИКА: ИССЛЕДОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ С ТРАДИЦИОННЫМ ПОЧВЕННЫМ МЕТОДОМ ВЫРАЩИВАНИЯ РАСТЕНИЙ
Егоров И.А.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


I. Введение

Весной и детом люди проводят много времени на даче - выращивают различные овощные и цветочные культуры. Замечено, чтобы вырастить растения необходимо затратить много усилий и времени: найти свободный участок для посадки, подготовить почву, снабдить растения водой, светом, питательными веществами. Но не всегда результат Вашего труда даст хорошие результаты.

На уроках окружающего мира мы узнаем много интересных фактов из жизни и об открытиях ученых, в том числе, нашего земляка К. Э. Циолковского. Так, однажды, учитель упомянул о блестящем его открытии нового метода выращивания растений, основанного на выращивании растений «в воде». Что это? «Новое достижение» или «теория из области фантастики»? Меня очень заинтересовало, насколько альтернативные методы выращивания растений сопоставимы с традиционными (почвенными)?

Поэтому тема моей работы - «Гидропоника и аэропоника: исследование и сравнение с традиционным почвенным методом выращивания растений».

Практическая часть работы мною построена на основе эксперимента по выращиванию растений различными способами и наблюдением за их развитием.

Актуальность:

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в мире остро встает проблема истощения и загрязнения плодородных земель, экологической безопасности и нехватки продуктов питания, решения проблем космической биологии, занимающейся, вопросами жизнеобеспечения в космическом пространстве, засушливых и безводных территорий.

Вместе с тем, в современной науке накоплен значительный материал об альтернативных методах выращивания растений. Необходимо непрерывно искать, исследовать, осваивать и практически применять новые экологически безопасные методы выращивания растений на небольших площадях с применением минимального количества удобрений, воды и человеческого труда.

Цель работы: исследовать альтернативные (аэропоника и гидропоника) и сравнить с традиционным (почвенным) методом выращивания растений.

Задачи работы:

1. Изучить материал по теме исследования

2. Подготовить и провести эксперимент по выращиванию растений альтернативными методами в домашних условиях

3. Вести наблюдение и фиксировать результаты

4. Обработать результаты и сделать выводы: выявить особенности альтернативных методов выращивания растений в сравнении с традиционным (почвенным) методом;

Объект исследования: альтернативные (гидро- и аэропоника) и традиционный (почвенный) методы выращивания растений

Предмет исследования: выращивание растений альтернативными и традиционным методами

Гипотеза: считаю, что альтернативные методы (гидропоника и аэропоника) менее затратны по трудоемкости, экономичны и обеспечат получение лучшего результата, чем традиционный (почвенный) метод.

Практическая значимость

Сегодня альтернативные методы выращивания растений широко применяются в промышленности и в домашних условиях. На небольших территориях получают отличный урожай экологически чистых продуктов: овощей, ягод, грибов. Начав осваивать альтернативные методы выращивания растений много веков назад, человечество не только не утратило к ним интерес, но активно использует и совершенствует их, расширяя сферы их применения.

Для меня - это способ усовершенствовать навыки проведения эксперимента и научиться выращивать растения альтернативными методами (аэропоника и гидропоника).

II. Основная часть 1. Теоретическая часть 1.1 Беспочвенные методы выращивания растений, применяемые в древности

Гидропоника не нова. История ее начинается с глубокой древности: миллионы лет назад жизнь на Земле только зародилась, миром правили простейшие организмы и морские водоросли, существовавшие именно благодаря гидропонным способам питания посредством извлечения питательных веществ из водяного раствора ( Приложение 1, рис.1)

Висячие сады древнего Вавилона (600 год до нашей эры), являющиеся одним из Семи чудес света, могут считаться одной из первых удачных попыток выращивания растений на искусственных почвах (Приложение 1, рис.2). Однако сам факт того, что желоба были наполнены землей и омывались беспрерывным напором воды, отвергает возможность предположить, что этот способ является гидропоникой.

Плавающие сады ацтеков в Центральной Америке «Чампас» (Приложение №1 рис.3). - самый удачный пример применения технологии гидропоники. На берегах озера Теночитлан (Мексика) кочевые племена индейцев были вытеснены со своих плодородных земель воинственными соседями. И тогда ацтеки изобрели из длинных стеблей тростника плоты, на которые уложили ил со дна озера. Эти плоты они назвали Так, и выращивался обильный урожай овощей и фруктов, ведь даже деревья прекрасно росли и плодоносили. Корни пробиваясь к воде доставляли растению влагу.

1.2 Идея К. Э. Циолковского о гидропонике

Жизнь на космических кораблях невозможна без земных ресурсов (воздуха, воды, еды). В этом легко убедиться: одному человеку в день необходимо 600 — 700 г обезвоженных продуктов и более 2 литров воды. Следовательно, около целых 3т воды и еды потребуется экипажу трёхместного корабля для полёта длительностью в 1 год.

Как же будет разрешена проблема питания и дыхания в длительном космическом полёте?

К. Э. Циолковским впервые была выдвинута идея создания в космической ракете замкнутой системы кругооборота всех необходимых для жизни веществ, которую сейчас называют замкнутой экологической системой. По идее Циолковского, на космическом корабле в миниатюре должны быть воспроизведены все основные процессы превращения веществ, которые совершаются на нашей планете. С этой целью Циолковский предложил на сравнительно небольших космических кораблях создавать искусственную атмосферу, занимая определённую площадь под оранжереи. Циолковский предложил использовать для этой цели высшие растения, выращивая их на жидких питательных средах, т. е. метод, который называют ГИДРОПОНИКА. Его успешно развивал К. А. Тимирязев, однако длительное время исследования по гидропонике проводили только с различными солевыми питательными растворами.

В связи с этим большой интерес представляет работа последователя К.Э. Циолковского, известного советского пионера ракетной техники Ф. А. Цандера. Он полагал, что в условиях космического полета можно будет перейти от выращивания растений в воде к простому опрыскиванию корней растений питательной жидкостью, т. е. использовать метод аэрации.

Какие же растения могут стать спутниками космонавтов?

В настоящее время предложено использование как высших растений так и одноклеточных водорослей. Сам Циолковский так же полагал, что высшие растения, наиболее продуктивные и должны стать спутниками человека в космических полётах. Во всём мире 20 лет биологи проводят экспериментальные исследования, направленные на поиск растений, которые более всего отвечали бы требованиям космических спутников человека.

1.3 Понятие гидропоники, аэропоники как беспочвенных методов выращивания растений

Что же представляет собой новый метод выращивания растений – гидропоника? Слово гидропоника произошло от греческого «гидро» (вода) и «понос» (работа, труд), в итоге получается «рабочий раствор». В общих чертах смысл этого метода заключается в следующем: растения размещаются на «безжизненном» субстракте (керамзит, гравий, мох, солома, минеральная вата), насыпанных в водонепроницаемое корыто – поддон, корни растений периодически орошаются питательным растворм или постоянно находятся в нем.

В 1936 году в США профессор Калифорнийского университета У. Герикке испытал выращивание овощей в растворах, дав название этому методу гидропоника. В нашей же стране первые удачные опыты выращивания овощей на гидропонике были поставлены в 1938-1939 годах. Аэропоника — процесс выращивания растений в воздушной среде без использования почвы, при котором питательные вещества к корням растений доставляются в виде аэрозоля. Слово «аэропоника» происходит от греческих понятий «аэро» (воздух) и «ponos» (труд).

Основной принцип аэропонного выращивания растений - это распыление аэрозолем в закрытых или полузакрытых средах питательного, богатого минеральными веществами, водного раствора. Само растение закрепляется опорной системой, а корни просто висят в воздухе, орошаемые питательным раствором. Смесь подается к корням непрерывно или через короткие промежутки времени так, чтобы корни не успевали высохнуть. Листья и ствол растения изолированы от зоны распыления. При таком подходе, среда остается свободной от вредителей и болезней, связанных с почвой, а значит, растения могут расти здоровыми и быстрее, чем растения, выращиваемые в почве. Использование аэропоники позволяет создавать полностью автоматические системы выращивания растений.

Выращивать растения новым способом (аэропоникой) предложил в 1910г. Профессор В. М. Арциховский. В наши дни сотрудник научно-исследовательского института овощного хозяйства И.Г. Мураш применил его в производстве и стал выращивать овощи без земли и гравия, на весу, в воздухе. Первая аэропоническая установка была сооружена в Подмосковном совхозе «Марфино». Для этого в теплице установили легкие стеллажи с отверстиями, к которым прикрепили сетчатые мешочки. Рассаду растений размещают в этих мешочках. Корни, густо пронизывая сетку, висят в воздухе. Снизу они периодически смачиваются питательными растворами, которые подаются по трубам и затем распыляются пульверизаторами.

1.4 Технологии сегодняшнего дня

В век высоких технологий выращивание растений методами гидропоники развивается с космической скоростью. Сейчас существует огромное количество вариантов гидропонных систем, как для любителей, так и коммерческого выращивания в промышленных целях.

Как и прежде развивается два основных направления: промышленная и любительская (домашняя) гидропоника. На рынке появилось множество компактных домашних установок, а для больших хозяйств огромных компьютеризированных гидропонных станций (Приложение 1, рис.4). С каждым днем на полках книжных магазинов появляются новые учебники по гидропонике и другая связанная с наукой литература. Появляются новые сайты по беспочвенному выращиванию культурных растений, которые собирают на форумах огромные общественные движения сторонников и любителей этого замечательного способа выращивания. Люди возводят огромные тепличные хозяйства и адаптируют их под современные способы выращивания. Большинство из таких теплиц уже доказали свою необычайную эффективность и превосходство по отношению к стандартным, традиционным способам выращивания в земле. Сейчас не редкость целые гидропонные фабрики, где выращивают овощи, там же обрабатывают, упаковывают и поставляют на рынок готовую продукцию. Десятки ученых, как и прежде, пытаются найти наиболее совершенные способы дешевого выращивания культурных растений и внедряют ее использование в декоративном ландшафтном дизайне и дизайне интерьера, украшая свои участки, крыши, лоджии. Так в помещении можно выращивать растения, которые великолепно очищают воздух, на балконе декоративные растения, придающие неповторимый вид из-вне (Приложение 1, рис. 5)

В настоящее время появляется большое количество исследовательских институтов, целью которых является поиск наиболее эффективных способов выращивания растения в Австралии, в Индии и других странах.

Развитие гидропоники в России связано с возрастающим интересом, особенно проявляющимся у малых фермерских хозяйств, так как им на небольшой площади приходиться выращивать овощи, зелень, цветочные и ягодные культуры в промышленных масштабах. Так, все больше растет популярность систем капельного полива. Они позволяют создать при небольших затратах автоматическую оросительную систему, которую можно использовать как для традиционного выращивания в земле, так и для гидропонных установок.

2. Экспериментальная часть 2.1 Используемые методы исследования и его основные этапы

В практической части моей работы использованы следующие методы исследования:

  • отбор растений по определённым критериям для эксперимента

  • моделирование оборудования для выращивания растений различными методами.

  • эксперимент по выращиванию растений различными методами:

1) метод аэропоники; 2) метод гидропоники; 3) почвенный (традиционный) метод – контрольная группа.

  • наблюдение за ростом и развитием растений;

  • измерение ежедневного прироста по каждому экземпляру растения в группе,

  • сравнение значений по каждому методу выращивания;

  • обработка полученных данных и выводы по результатам исследования;

Три основных этапа исследовательской деятельности:

  1. Подготовка к проведению эксперимента

  2. Посадка, уход и наблюдение за растениями, фиксирование параметров роста (развития)

  3. Обработка результатов, выводы, подтверждение или опровержение гипотезы

2.2 Подготовка и проведение эксперимента

Подготовка эксперимента

Для проведения эксперимента были выбраны растения: лук-севок и фасоль.

Принцип отбора растений для эксперимента:

 

Однодольное

Двудольное

Биологические особенности

Преимущества отбора

Выращиваем растение из видоизменённого

побега (луковица)

лук-севок

   

доступность

быстрый рост

хорошо

наблюдаемая корневая система и другие органы растений

Выращиваем растение из семени (фасоль)

 

фасоль

семена интенсивно дышат при проращивании

Лук-севок и семена фасоли для эксперимента были приобретены в семенном магазине в большем количестве, чем необходимо для эксперимента для выборки одинакового исходного материала. Весь приобретенный материал был незначительно пророщен до «проклёвывания» корневой системы достаточной для посадки. Были отобраны 15 штук лука-севка и 15 семян фасоли: по 5 экземпляров лука-севка и 5 семян фасоли на каждый метод (Приложение 2, фото 1 и 2). Семена для эксперимента отбирались по размеру и качеству прорастания.

Материалы и оборудование

Для эксперимента также понадобилось

  • сконструировать 20 установок для выращивания растений методами аэро- и гидропоники: пластиковые стаканчики с фиксирующими сеточками для растений (использовал сеточки для слива воды в раковинах). Потребовалось 30 пластмассовых стаканчиков, 20 сеточек для слива воды в раковинах;

  • удобрение на основе биогумуса «Идеал» в качестве питательного раствора;

  • вода;

  • пульверизатор для опрыскивания корней при выращивании методом аэропоники;

  • пакет грунта для выращивания растений почвенным методом.

Условия эксперимента

Исследовательский эксперимент был осуществлен в домашних условиях. Растения всех групп были помещены для наблюдения в оконном проеме квартиры. Была обеспечена одинаковая освещенность растений и температурный режим. Посадка растений по всем методам и группам осуществлялась одновременно (Приложение 2, фото 3). Наблюдение и уход за растениями осуществлялись в течение 12 дней.

Наблюдение за экспериментом

Ежедневно, на протяжении всего эксперимента, мною проводились измерения максимальной высоты ростка/пера в каждом экземпляре и по каждому методу во всех группах растений. Измерения производились в одно и тоже время суток и результаты заносились в соответствующие таблицы (Приложение №3, №4). Кроме того, вычислялся и заносился в те же таблицы прирост каждого растения с начала эксперимента и средний прирост за тот же период по каждому методу (расчет проводился с помощью калькулятора). В Приложении 3 представлены фото на 2, 7 и 12 день эксперимента каждого метода выращивания.

Эксперимент:

1. «Выращивание растений методом аэропоники».

Материалы и оборудование.

Растения: проростки фасоли (5 штук) и лук-севок (5 штук) .

Оборудование:

  • пластмассовые стаканчики – 10 шт.

  • сеточки для фиксации растений – 10 шт.

  • Питательный раствор (удобрение на основе биогумуса «Идеал» в качестве питательного раствора и отстоянная вода: приготовление раствора - 1 мерный колпачок на 1 литр воды)

  • пульверизатор для опрыскивания корней

  • марлевые салфетки для обертывания корней с целью поддержания постоянной влажности – 10 шт.

Ход работы

Для работы использовал проростки фасоли и лук-севок. При высадке растений в «аэропонную установку» фиксирование наземной части в стакане осуществлялось при помощи «удерживающей сеточки». Кроме того, при высадке растений в «аэропонную установку» к фиксирующей сетке вокруг корней растения прикреплялась марля с целью поддержания постоянной влажности корней.

Уход: корни лука-севка и фасоли, выращиваемых аэропонным способом, орошались из пульверизатора питательным раствором 1-3 дни - 3 раза/день, 4-7 дни - 4 раза/день, 8-12 дни - 5 раз/день, на 7-ой день - замена питательного раствора в пульверизаторе .

Зачётные значения по результатам наблюдения на 12-й день: лук-севок – прирост 5,7 см; фасоль – прирост 17, 4 см

Вывод: из этого наблюдения сделали вывод о том, что метод аэропоники почти в 3 раза эффективнее для выращивания растений из семян, так как семя интенсивно дышит при прорастании, чем для выращивания органа (листьев) растения с видоизменённым побегом.

2. «Выращивание растений методом гидропоники».

Материалы и оборудование.

Растения: проростки фасоли (5 штук) и лук-севок (5 штук) .

Оборудование:

  • пластмассовые стаканчики – 10 шт.

  • сеточки для фиксации растений – 10 шт.

  • питательный раствор (удобрение на основе биогумуса «Идеал» в качестве питательного раствора и вода: приготовление раствора- 1 мерный колпачок на 1 литр отстоянной воды)

Ход работы

Для этой работы используют проростки фасоли и лук-севок. При высадке растений в «гидропонную установку» фиксирование наземной части в стакане осуществлялось при помощи «удерживающей сеточки», корни растений помещались в питательный раствор, который представлял собой отстоянную воду с добавлением удобрения биогумуса «Идеал».

Уход: 7-ой день - замена питательного раствора в стаканчиках лука-севка и фасоли на свежий питательный раствор.

Зачётные значения по результатам наблюдения на 12-й день: лук-севок – прирост 16,7 см; фасоль – прирост 15, 1см

Вывод: из этого наблюдения сделали вывод о том, что метод гидропоники эффективен как для выращивания растений из семян, так и выращивания органа (листьев) растения с видоизмененным побегом.

3. «Выращивание растений почвенным методом (контрольная группа)».

Материалы и оборудование.

Растения: проростки фасоли (5 штук) и лук-севок (5 штук) .

Оборудование:

  • пластмассовые стаканчики – 10 шт.

  • пакет грунта для выращивания растений почвенным методом

  • питательный раствор (удобрение на основе биогумуса «Идеал» в качестве питательного раствора и вода: приготовление раствора- 1 мерный колпачок на 1 литр отстоянной воды)

Ход работы

Для этой работы используют проростки фасоли и лук-севок. Посадка растений в почву осуществлялась обычным способом.

Уход: при почвенном методе выращивания полив растений питательным раствором осуществлялся по мере высыхания почвы. Лук-севок: 1, 3, 5, 7, 9, 11 дни - 1полив/день = всего 6 поливов + замена раствора. Фасоль: 1, 3, 7, 9, 11 - 1полив/день = всего 5 поливов + замена раствора.

Зачётные значения по результатам наблюдения на 12-й день: лук-севок – прирост 12, 6 см; фасоль – прирост 6,4см

Вывод: из этого наблюдения сделали вывод о том, что метод гидропоники более эффективен, чем аэропоника и почвенный метод для выращивания растений с видоизмененными побегами по сравнению с выращиванием растений из семян.

4.Результаты эксперимента

Наилучшие показатели роста органа (листьев) лука-севка получены при выращивании методом гидропоники, при котором средний прирост за период эксперимента составил 16,7 см. На следующем месте – почвенный метод с приростом в 12,6 см. Самые низкие показатели показал метод аэропоники с приростом в 5,7 см.

Наилучшие показатели роста растения (фасоли) получены при выращивании методом аэропоники, при котором средний прирост за период эксперимента составил 17,4 см. На следующем месте – данные гидропоники с приростом в 15,1 см. Самые низкие показатели показал почвенный метод с приростом в 6,4 см.

Полученные результаты проведенного эксперимента позволили мне сделать следующие выводы:

1) альтернативные методы выращивания разных видов растений и их органов (гидропоника и аэропоника) дают лучшие результаты по сравнению с традиционными: среднее значение прироста методом гидропоники – прирост 15,9 см, аэропоники – прирост 11, 5 см, почвенным методом – прирост 9, 5 см;

2) наиболее эффективным методом выращивания для разных видов растений и их органов оказалась гидропоника – среднее значение прироста 15,9 см

3) менее трудоёмким для выращивания растений в домашних условиях тоже оказался метод гидропоники – только замена раствора в стаканчиках на 7-ой день.

5.Экономические затраты на выращивание растений

1)почвенный метод: пакет грунта (1/2 пакета) - 32 рубля стаканчики для высадки растений - 10 шт *4 рубля = 40 рублейудобрение "идеал" для приготовления раствора для полива (2 колпачка) - 4 рубля 80 копеек вода отстоянная - 0 рубИТОГО: 76 рублей 80 копеек2)гидропоника:стаканчики для высадки растений - 10 шт *4 рубля = 40 рублейудобрение "идеал" для приготовления раствора для полива (2 колпачка) - 4 рубля 80 копеек сеточки для удерживания растения в стаканчике - 2 руб*10= 20 рублейвода отстоянная - 0 рубИТОГО: 64 рублей 80 копеек 3)аэропоника: стаканчики для высадки растений - 10 шт *4 рубля = 40 рублейудобрение "идеал" для приготовления раствора для полива (2 колпачка) - 4 рубля 80 копеек сеточки для удерживания растения в стаканчике - 2 руб*10= 20 рублейвода отстоенная - 0 рубИТОГО: 64 рублей 80 копеек

III. Заключение

В ходе выполнения работы цель была достигнуты и поставленные задачи выполнены: изучил историю возникновения и развития беспочвенных методов выращивания растений; узнал об идеях К. Э Циолковского о беспочвенных методах выращивания растений и практическом их применении. Выяснил, что такое гидропоника и аэропоника, изучил принципы современных технологий альтернативных методов выращивания растений и их органов и провел собственный эксперимент по выращиванию растений и их органов, провел наблюдение, сравнил данные альтернативных методов выращивания растений и их органов с данными традиционного почвенного метода, обработал данные и сделал выводы. С результатами работы познакомил учащихся начальных классов.

Выдвинутая мною гипотеза доказана практически. Важность проделанной работы имеет огромное практическое значение, в том числе позволило мне усовершенствовать навыки проведения эксперимента и научиться выращивать растения альтернативными методами (аэропоника и гидропоника).

IV. Выводы

1) выбор способа выращивания растений и их органов зависит от их биологических особенностей, а также от того, что взято для выращивания - растение из семени или из видоизмененного побега;

2) наибольший прирост показали альтернативные методы выращивания – гидропоника и аэропоника;

3) менее трудоёмким оказался альтернативный метод выращивания растений – гидропоника;

4) наиболее экономичными по использованию питательного раствора и отсутствию затрат на приобретение грунта оказались также альтернативные методы выращивания растений – гидропоника и аэропоника.

По итогам проведенной мною работы считаю, что альтернативные технологии выращивания растений являются одним из наиболее важных достижений науки за последние годы, которым принадлежит будущее на земле и в космосе

V. Список использованной литературы:

1. Гидропоника. Сборник переводов. Сельскохозяйственная наука. Практика за рубежом./Москва, 1966. С.21-29

2. Детская энциклопедия. T.6. Сельское хозяйство/науч. ред. К. А. Иванович, П.А. Генкель, Ф.Д. Сказкин, Е. А. Арзуманян /М.:Просвещение, 1967. С.166

3. Б.Л. Микая, Ю.И. Чичев Искуственное поле./Л.:Колос, 1983.C.129-139

4. Клеп-история «Воздушные» оранжереи//Клепа 2013, №8. С.6-7

5. Ю. Мартиросян. Огород на пару.//Приусадебное хозяйство 2008 №12. С.34-35

6. К. Циолковский. Растение Будущего. Животное космоса. Самозарождение. Калуга:издание

автора, 1929.-32с.

7. К. Э. Циолковский Вне Земли/М.: Из-во АН СССР, 1958.C.44-47

8. К. Э. Циолковский Промышленное освоение космоса//Машиностроение, М., 1989.C.34-37

9. Бентли М.Промышленная гидропоника. М.: Колос,1959. -456c.

10. Давтян Г.С. Культура растений без почвы и перспективы развития гидропоники. // Агрохимия. 1964.-С.31-35

11. Козловцев М.И.,. Вазюля И.В.NFT система для выращивания растений без субстрата. // Гавриш, 2005.-№ 2, с. 32-35

12. Современное растениводство. Гидропоника [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://saddoc.com/

13. Прогрессивное растениводство. [Электронный ресурс] - Режим доступа.: http://gidroponika.by/urok-1-chto-takoe-gidroponika/#more-61

14. Гидропоника. [Электронный ресурс]–Режим доступа.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гидропоника

15. Что такое гидропоника? [Электронный ресурс] –Режим доступа.: http://www.promgidroponica.ru/index.php?q=node/10

16. Гидропоника - Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] –Режим

доступа.: https://dzagi.club/articles/_/growers/hydroponic/istoriya-gidroponiki

17. Гидропоника –Ботаничка.ру. [Электронный ресурс] –Режим доступа.: http://www.botanichka.ru/blog/2010/03/17/hydroponic/

VI. Приложение

Приложение №1

Рис. 1 Водоросли Рис. 2 Висячие сады Вавилона Рис. 3 Плоты «Чампас»

Рис. 4 Компактные установки и компьютеризированные гидропонные станции

Рис. 5 Примеры использования гидропоники в ландшафтном дизайне

Приложение 2

Фото1 Отобранные семеня фасоли Фото 2 Отобранный лук

Фото 3 Посадка отобранного материала

Фото 4 Изменения по каждому методу выращивания на 2-ой день для группы 1

Приложение 3

Фото 5 Изменения по каждому методу выращивания на 5-ый день для группы 2

Фото 6 Изменения по каждому методу выращивания на 12-ый день для обеих группы

Приложение 4

Результаты наблюдений за ростом растений (фасоль)

№ п/п

Методы выращивания

номер экземпляра растения

Результаты наблюдения

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

6 день

7 день

трудоемкость ухода

max. высота ростка (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоемкость ухода

max. высота ростка (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоемкость ухода

max. высота ростка (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоемкость ухода

max. высота ростка (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоемкость ухода

max. высота ростка (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоемкость ухода

max. высота ростка (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоемкость ухода

max. высота ростка (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

1

аэропоника

1

орошение 3 раза в день

-

-

-

орошение 3 раза в день

-

-

-

орошение 3 раза в день

-

-

-

орошение 4 раза в день

2,0

-

-

орошение 4 раза в день

4,0

2,0

1,2

орошение 4 раза в день

5,0

3,0

3,2

орошение 4 раза в день и замена расвора

7,0

5,0

6,1

2

-

-

-

-

-

-

4,5

-

6,0

1,5

7,0

2,5

9,0

4,5

3

-

-

-

-

-

-

1,6

-

3,0

1,4

6,5

4,9

10,0

8,4

4

-

-

-

-

-

-

1,0

-

1,0

0,0

3,0

2,0

7,0

6,0

5

-

-

-

-

-

-

1,0

-

2,0

1,0

4,5

3,5

7,5

6,5

2

гидропоника

1

-

-

-

-

-

-

-

-

 

-

-

-

-

1,5

-

-

-

2,5

1,0

1,4

-

4,0

2,5

3,1

замена раствора

7,5

6,0

5,8

2

-

-

-

-

-

-

4,5

-

5,5

1,0

7,0

2,5

10,0

5,5

3

-

-

-

-

-

-

5,0

-

7,0

2,0

9,0

4,0

11,0

6,0

4

-

-

-

-

-

-

5,6

-

8,0

2,4

9,0

3,4

11,0

5,4

5

-

-

-

-

-

-

1,0

-

1,8

0,8

4,0

3,0

7,0

6,0

3

почвенный метод

1

полив раствором

-

-

-

-

-

-

-

полив раствором

-

-

-

-

4,3

-

-

-

5,5

1,2

1,1

-

6,0

1,7

1,6

полив раствором+замена раствора

6,0

1,7

2,9

2

-

-

-

-

-

-

1,5

-

2,0

0,5

3,0

1,5

4,5

3,0

3

-

-

-

-

-

-

5,2

-

7,0

1,8

7,5

2,3

9,0

3,8

4

-

-

-

-

-

-

1,0

-

2,0

1,0

2,2

1,2

3,5

2,5

5

-

-

-

-

-

-

1,5

-

2,5

1,0

3,0

1,5

5,0

3,5

*Под трудоемкостью ухода понимается частота полива и замена раствора

                                     

Приложение 5

№ п/п

Методы выращивания

номер экземпляра растения

Результаты наблюдения

8 день

9 день

10 день

11 день

12 день

итоговые значения

зачетные значения* по результатам наблюдения

трудоемкость ухода

max. высота ростка (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоемкость ухода

max. высота ростка (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоемкость ухода

max. высота ростка (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоемкость ухода

max. высота ростка (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоемкость ухода

max. высота ростка (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоемкость ухода

номер экземпляра растения

max. высота ростка (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста (см)

1

аэропоника

1

орошение 5 раз в день

9,0

7,0

8,3

орошение 5 раз в день

11,1

9,1

12,0

орошение 5 раз в день

11,5

9,5

12,6

орошение 5 раз в день

15,0

13,0

14,7

орошение 5 раз в день

16,0

14,0

17,2

орошение 50 раз + замена раствора

-

   

17,4

2

12,0

7,5

15,0

10,5

15,5

11,0

18,0

13,5

21,8

17,3

2

21,8

17,3

3

13,0

11,4

16,0

14,4

17,0

15,4

18,0

16,4

20,5

18,9

3

20,5

18,9

4

8,5

7,5

14,0

13,0

14,4

13,4

16,0

15,0

17,0

16,0

4

17,0

16,0

5

9,0

8,0

13,9

12,9

14,9

13,9

16,5

15,5

20,7

19,7

-

   

2

гидропоника

1

-

12,0

10,5

9,0

-

16,0

14,5

11,3

-

19,0

17,5

13,3

-

19,5

18,0

14,0

-

21,0

19,5

15,5

замена раствора 1 раз

-

   

15,1

2

14,0

9,5

17,0

12,5

17,5

13,0

18,0

13,5

19,0

14,5

2

19,0

14,5

3

14,0

9,0

15,0

10,0

16,0

11,0

16,5

11,5

18,0

13,0

-

   

4

13,0

7,4

16,1

10,5

16,4

10,8

18,0

12,4

20,0

14,4

4

20,0

14,4

5

9,5

8,5

10,0

9,0

15,0

14,0

15,5

14,5

17,3

16,3

5

17,3

16,3

3

почвенный метод

1

-

6,4

2,1

4,4

полив раствором

6,0

1,7

4,3

-

6,5

2,2

5,2

полив раствором

7,0

2,7

5,6

-

8,9

4,6

7,0

полив 5 раз + замена раствора

-

   

6,4

2

7,0

5,5

7,0

5,5

7,5

6,0

8,0

6,5

9,5

8,0

2

9,5

8,0

3

11,3

6,1

11,9

6,7

13,2

8,0

13,4

8,2

16,5

11,3

-

   

4

4,7

3,7

4,7

3,7

6,0

5,0

6,2

5,2

6,9

5,9

4

6,9

5,9

5

6,0

4,5

5,3

3,8

6,5

5,0

6,8

5,3

6,9

5,4

5

6,9

5,4

*зачетные значения - значения без учета экземпляров растений с наибольшим и наименьшим приростом

Приложение 6

Результаты наблюдений за луком-севком

№ п/п

Методы выращивания

номер экземпляра растения

Результаты наблюдения

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

6 день

7 день

трудоемкость ухода

max. высота пера (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоемкость ухода

max. высота пера (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоемкость ухода

max. высота пера (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоемкость ухода

max. высота пера (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоемкость ухода

max. высота пера (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоемкость ухода

max. высота пера (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоемкость ухода

max. высота пера (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

1

аэропоника

1

орошение 3 раза в день

0,5

-

-

орошение 3 раза в день

0,8

0,3

0,2

орошение 3 раза в день

1,3

0,8

0,7

орошение 4 раза в день

1,5

1,0

1,0

орошение 4 раза в день

1,5

1,0

1,4

орошение 4 раза в день

2,0

1,5

2,0

орошение 4 раза в день

2,0

1,5

2,5

2

1,7

-

2,0

0,3

2,2

0,5

2,2

0,5

2,2

0,5

2,5

0,8

2,6

0,9

3

0,2

-

0,3

0,1

0,5

0,3

0,9

0,7

1,5

1,3

2,0

1,8

2,3

2,1

4

0,3

-

0,8

0,5

2,0

1,7

3,0

2,7

4,3

4,0

5,5

5,2

7,0

6,7

5

0,1

-

0,1

0,0

0,1

0,0

0,2

0,1

0,3

0,2

0,8

0,7

1,2

1,1

2

гидропоника

1

-

1,7

-

-

-

2,0

0,3

0,6

-

3,0

1,3

1,7

-

4,0

2,3

2,9

-

5,0

3,3

3,9

-

6,6

4,9

5,5

замена раствора

8,0

6,3

7,0

2

0,2

-

0,5

0,3

1,5

1,3

2,5

2,3

3,7

3,5

5,0

4,8

6,0

5,8

3

2,0

-

3,6

1,6

5,0

3,0

6,5

4,5

7,6

5,6

9,5

7,5

11,0

9,0

4

0,5

-

0,8

0,3

2,0

1,5

3,5

3,0

5,0

4,5

7,0

6,5

9,5

9,0

5

0,5

-

1,0

0,5

2,0

1,5

3,0

2,5

3,2

2,7

4,5

4,0

5,3

4,8

3

почвенный метод

1

полив раствором

0,5

-

-

-

0,5

0,0

0,5

полив раствором

1,0

0,5

0,9

-

2,2

1,7

1,4

полив раствором

3,8

3,3

2,1

-

5,2

4,7

2,9

полив раствором+замена раствора

7,5

7,0

4,7

2

0,1

-

0,1

0,1

0,2

0,2

0,3

0,3

0,5

0,5

1,5

1,5

2,8

2,8

3

1,5

-

3,4

1,9

5,0

3,5

6,0

4,5

7,5

6,0

8,5

7,0

13,0

11,5

4

0,2

-

0,4

0,2

0,4

0,2

0,5

0,3

0,5

0,3

0,8

0,6

1,2

1,0

5

0,3

-

0,4

0,1

0,4

0,1

0,6

0,3

0,8

0,5

1,2

0,9

1,7

1,4

Приложение 7

№ п/п

Методы выращивания

номер экземпляра растения

Результаты наблюдения

8 день

9 день

10 день

11 день

12 день

итоговые значения

зачетные значения* по результатам наблюдения

трудоекость ухода

max. высота пера (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоекость ухода

max. высота пера (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоекость ухода

max. высота пера (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоекость ухода

max. высота пера (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоекость ухода

max. высота пера (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста по методу (см)

трудоекость ухода

номер экземпляра ратения

max. высота пера (см)

прирост с начала эксперимента (см)

среднее значение прироста (см)

1

аэропоника

1

орошение 5 раз в день

2,0

1,5

3,2

орошение 5 раз в день

2,5

2,0

4,0

орошение 5 раз в день

2,6

2,1

5,2

орошение 5 раз в день

2,7

2,2

6,1

орошение 5 раз в день

3,0

2,5

5,4

орошение 50 раз + замена раствора

-

   

5,7

2

2,7

1,0

4,3

2,6

5,0

3,3

6,5

4,8

7,2

5,5

2

7,2

5,5

3

3,0

2,8

2,7

2,5

5,0

4,8

5,0

4,8

7,5

7,3

-

   

4

9,6

9,3

11,6

11,3

13,5

13,2

15,8

15,5

7,3

7,0

4

7,3

7,0

5

1,6

1,5

1,7

1,6

2,5

2,4

3,5

3,4

4,7

4,6

5

4,7

4,6

2

гидропоника

1

-

10,0

8,3

9,3

-

11,0

9,3

11,1

-

13,3

11,6

13,0

-

15,5

13,8

15,4

-

16,6

14,9

16,7

замена раствора

один раз

1

16,6

14,9

16,7

2

8,4

8,2

10,5

10,3

12,5

12,3

15,3

15,1

16,4

16,2

2

16,4

16,2

3

14,0

12,0

16,0

14,0

18,2

16,2

20,5

18,5

21,0

19,0

3

21,0

19,0

4

12,7

12,2

15,3

14,8

17,0

16,5

20,0

19,5

22,5

22,0

-

   

5

6,4

5,9

7,5

7,0

9,0

8,5

10,5

10,0

12,0

11,5

-

   

3

почвенный метод

1

-

10,0

9,5

6,2

полив раствором

11,7

11,2

7,4

-

13,3

12,8

9,2

полив раствором

15,0

14,5

10,7

-

17,3

16,8

12,6

полив 6 раз + замена раствора

1

17,3

16,8

12,6

2

4,0

4,0

5,7

5,7

8,0

8,0

10,5

10,5

13,6

13,6

2

13,6

13,6

3

16,0

14,5

17,0

15,5

20,0

18,5

21,5

20,0

23,5

22,0

-

   

4

1,2

1,0

1,7

1,5

2,5

2,3

3,0

2,8

3,5

3,3

-

   

5

2,5

2,2

3,4

3,1

4,5

4,2

6,0

5,7

7,7

7,4

5

7,7

7,4

*зачетные значения - значения исключая лучший и худший экземпляры растений