III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЦВЕТ КАК ЛЕКАРСТВО
Сергеева К.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

«Самое главное для человека это его здоровье», «желаем тебе крепкого здоровья», «здоровье не купишь», «здоровье дороже золота» - как часто мы это слышим, но понимаем это тогда, когда возникают проблемы. Мы часто на уроках и классных часах говорим о здоровье, а недавно наш учитель познакомил нас с данными официальной медицинской статистики: «…последние десятилетия свидетельствуют о росте психических расстройств. Так, по данным ВОЗ, дети и подростки с различными нарушениями психического здоровья – 20%, в Европе это составляет от 14% - 32»%. По данным института Мозга человека РАН, проблемы с психическим здоровьем имеют 15% детей, 25% подростков и до 40% призывников. Как свидетельствует большинство научных исследований, самой широкомасштабной проблемой подросткового возраста, по прежнему, остается проблема зависимостей, связанная сейчас с высоким риском развития алкоголизма и наркомании, но и с так называемыми нехимическими зависимостями: интернет, межличностные… Сейчас очень актуальны проблемы подростковой агрессии, нарушение пищевого поведения, суицидального поведения…». Услышав о таких цифрах, невольно задумываешься о здоровье. Сейчас существует огромное количество методик, направленных на поддержание здоровья, они все идут в помощь официальной медицине:

-герудотерапия

-иглотерапия

-арттерапия

-апитерапия

-спицетерапия

-цветотерапия

И я подумала: «А что я могу сейчас сделать для себя, для своего здоровья? И тут же себе дала ответ: «Изучать, применять, беречь и ценить!». Наше незнание – это завязанные глаза и ненадо сражаться вслепую, нужно изучать и применять свои знания во благо. Самая доступная для моего возраста терапия – это арт и цветотерапия и я решила побольше узнать о цветотерапии.«Обожаю этот цвет» ,«Глаза отдыхают» - как часто мы об этом слышим и говорим и не задумываемся о том, что постоянно испытываем влияние цвета на наш организм. «Все живое стремиться к цвету», так сказал великий Гете. Конечно, наша жизнь немыслима без различных оттенков цвета. Цвет нас радует и огорчает, цвет – это чудо, великий дар, он таинственен т.к. по нему можно «прочитать» внутреннее состояние человека. Цвет нужен всем т.к. он поддерживают душу. Весь мир человек видит в цветах, он присутствует почти во всем - в одежде, в украшениях, в картинах, в интерьере помещения, в пище. Но мы не знаем, какую пользу может принести знания и правильное использование цвета.

Цель :

Изучить влияние цвета на человека, на возможность снятия стресса, возможность использовать цвет в противовес химическим препаратам.

Задачи:

1. Проанализировать содержание понятия цветотерапия в специальной литературе

2. Провести наблюдения за использованием цвета в одежде при оформлении дома , класса, комнаты. Изучить взаимосвязь между любимыми цветами одежды и поведением человека.

3.Исследовать основные любимые цвета одноклассников и их ощущения.

4.Разработать рекомендации по использованию цвета для сохранения здоровья и выступить перед своими друзьями.

Методы:

  1. Изучение литературы

  2. Анкетирование

  3. Эксперименты

Актуальность:

Самое драгоценное у человека – это здоровье. Только здоровый человек может быть хозяином судьбы своей и своей страны. Самого рождения и до конца нашей жизни нас сопровождают различные цвета, знание значения цвета в жизни принесет огромную пользу т.к. уже учеными установлено, что каждый цвет излучает свою энергию, которую мы можем использовать для улучшения нашего здоровья. Главная задача - это повысить стрессоустойчивость обучающихся, т.к. здоровье ученика непосредственно связано с обучением. Знание значение цвета необходимо каждому человеку. И я решила побольше узнать о цветах, об их влиянии на здоровье , чтобы в будущем применять эти знания и использовать. А еще очень хочется познакомить своих друзей с теми познаниями, которые я получила при работе над этим проектом. И моим девизом стало выражение «Изучи и используй»

2. Основная часть:

2.1.Кто изучал влияние цвета на здоровье человека?

Цвет окружает человека повсюду и постоянно воздействует на организм человека. Издавна врачи использовали элементы цветотерапии. Еще египетские, индийские, китайские медики древности изучали влияние цвета на человека. А вот что гласит основной постулат китайских врачей при дворе китайского императора: «Все оттенки красного отвечают за физическое здоровье тела, синие тона помогают «настроить» разум, желтый цвет отвечает за душевное состояние…». Врачи прошлого считали цвет одним из важнейших факторов в процессе лечения.Так Авиценна назначал своим пациентам лечение определенными цветами в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. Для лечения ран он употреблял черный, зелёный, красный или белый пластырь, в зависимости от типа раны. Ставил диагноз по цвету кожи и мочи больного. Широко использовала лечение цветом и народная медицина. Так как , издавна в России для лечения скарлатины использовали красную ткань, а при рожистом воспалении – красную шерсть , а чтобы уберечься от желтухи носили золотые бусы . В старой Англии ручку для маленького ребенка обвязывали красной ниткой , чтобы у него росли зубки. И сейчас в наше время очень стало модно носить на запястье красную ленту – для благополучия. А вот пример из литературы: один из мостов Лондона был окрашен в черный цвет. Было замечено , что наибольшее количество самоубийств в городе случалось именно на этом мосту. У колыбели цветотерапии стояли величайшие умы: Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, а в наше время И.П.Павлов, С.Н.Вавилов.

2.2 Цветотерапия

Цветотерапия – это медицинское направление , которое использует воздействие цвета на психоэмоциональное состояние человека и на его самочувствие. Оказывается, мрачные тона посылают меньше импульсов в эндокринную систему, а следовательно, она вырабатывает меньше гормонов, которые влияют на развитие организма и поэтому снижается сопротивляемость, обостряются хронические заболевания. Цвет очень важен для медиков, художников, психологов, строителей, педагогов, ученых и политиков. Цветом лечат бессонницу , гипертоническую, язвенную болезнь , многие неврологические заболевания, восстановление нормальной жизнедеятельности. Учеными доказано, что цвет вызывает определенные биохимические реакции в человеческих тканях, стимулирует различные железы и некоторые отделы головного мозга, в том числе и гипофиз. Последний стимулирует выработку целого ряда гормонов, которые отвечают за обмен веществ, сон, аппетит, наше эмоциональное состояние и пр. Иначе говоря, то, как мы себя чувствуем, во многом зависит от цветов, которыми мы окружены. Поэтому медицина научилась использовать цвета во благо – для благотворного влияния на наше здоровье. Основы цветотерапии были заложены на Востоке ( Индия, Китай) в IV – III тысячелетии до нашей эры. Отдавали должное цветотерапии и такие выдающие ученые как Гиппократ и Парацельс. Макс Люшер известный швейцарский психотерапевт, в XX веке создал цветодиагностику

2.3 Интересные факты :

1. Воспитание в Японии: Детям предлагают создать рисунок, а затем по нему судят о состоянии здоровья ребенка: сначала обнаруживают цвета , какие отсутствуют в их рисунках , потом анализируют, почему ребенку не нравится тот или тот цвет. Потому что японцы считают: «Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в жизни». После небольшого такого теста намечается план работы с ребенком т.к. по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках, можно определить характер ребенка, его реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье .

2. «О чем говорят цвета в детских рисунках»: цвета в рисунках говорят о душевных переживаниях. Рисование чаще используют психологи для коррекции и для успокоения и рисование разными цветами лучше и эффективнее чем различные таблетки

2.4 Лечебные свойства цветов

цвет

стимулирует

используется

Красный

активизирует все функции организма, заряжает энергией мышцы и печень, повышается давления и температуры, учащается дыхание.

Используется для лечения некоторых кожных заболеваний, помогает при простуде, пневмонии, астме

Оранжевый

стимулирует активность, повышает аппетит, улучшает кровообращение и цвет кожи, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности, обладает антиспазматическим свойством.

 

Желтый

стимулирует зрение и нервную деятельность, интеллектуальные способности, жажду знаний, активизирует двигательные центры, стремление изучать что-то новое, побуждает к поездкам, путешествиям.

Используется для лечения диабета, пищеварения, депрессии.

Зеленый

успокаивает, понижает давление, расширяет капилляры, облегчает головную боль

Используется при лечении нервов и сердечно-сосудистой системы, астме, бессоннице.

Голубой

успокаивает, снижает мышечное напряжение, понижает давление, температуру, помогает собраться с мыслями, сосредоточиться.

Используется при бессоннице, нервных расстройствах.

Синий

Успокаивает, понижает давление и температуру, обладает снотворным эффектом.

Используется при лечении эмоциональных и нервных людей, лечит отеки, ожоги, ревматизм, головную боль, воспаление глаз.

Фиолетовый

Вызывает чувство усталости , тормозит и угнетает.

Используется при лечении нервных и психических заболеваниях, болезнях почек, печени, мочевого и желчного пузырей.

Серый

вызывают депрессию, скуку, аппатию

Используется при лечении

Белый

выражает потребность защититься, скрыть эмоции, отгородиться от людей.

Используется при лечении нервной системы, активизирует обмен веществ, хорошо влияет на кровеносную систему и сердечную деятельность

Черный

вызывают депрессию

Используется при лечении

коричневый

вызывают депрессию

Используется при лечении бессонницы, лучшее снотворное.

Вывод: эти достижения ученых применяются в медицине.

2.5 Каждый цвет имеет свою символику и свои психологические особенности: По этим цветам можно дать характеристику человеку и определить его душевное состояние.

Оранжевый: цвет теплоты, спокойствия, способствует хорошему настроению. Цвет оказывает поддержку в тяжелой ситуации. Он дает способность что то делать, но его нужно вводить постепенно. Это один из лучших цветов в психотерапии.

+ сила, энергия, волнение, терпимость, свободолюбие

- всепрощение, высокое самомнение.

Черный: цвет депрессии, пустоты, печали, подавленности, тишины и спокойствия. Человек выбирает этот цвет, если ему чего то не хватает или в жизни нет чего то очень важного. Он вызывает бездействие, скрытость.

+ созидание, содержательность

- подавление, депрессия, пустота

Синий цвет: Цвет упорства, настойчивости, преданности, серьезности, строгости. Синий цвет успокаивает, расслабляет, охлаждает. Люди выбравшие синий цвет организованны, сильны духом, всегда имеют свою точку зрения, это честный и совестливый человек. Но этот цвет вгоняет в меланхолию, слабость, вызывает духовные впечатления.

+ организованность, сила духа, непреклонность

- подчиненность

Коричневый цвет: Цвет надежности, стабильности, преданности, открытости. Он успокаивает, поддерживает. Человек, выбирающий этот цвет, желает физического отдыха, покоя и внимания.

+ надежность, здравый смысл

- депрессия, разочарование

Красный цвет: Цвет силы, жизни, радости, здоровья, воли к победе, источник энергии. Человек, выбирающий этот цвет, всегда любит быть первым, он максималист, любит споры и дисскусии. Человек практичный, прямолинейный, эгоист.

+ лидерство, упорство, настойчивость, динамичность, демонстративность

- насилие, жестокость, упрямство,

Зеленый цвет:цвет спокойствия, стабильности, надежды и свежести. Человек, выбирающий этот цвет, замкнутый, скрытый, у него есть свой мир, они умеют взвешивать ситуацию и находить правильный выход, они могут успокаивать людей.

+ обязательность, стабильность

-эгоизм, ревность

Серый цвет: цвет сдержанности, он успокаивает нервы. Человек, выбирающий этот цвет, чувствует себя раздвоенным, чувствует себя плохо, одиноко, ненужным и чужим. Они не верят в эмоции, не верят людям, не верят в искренность. Но он всегда думает, что лучшее еще впереди, но ничего для этого не делает.

+ реальность, здравомыслие, информированность

- печаль, меланхолия, депрессия, боязнь

Белый цвет: цвет совершенства, равенства, невинности и чистоты.

+ честность, уверенность в себе, справедливость, свобода, радость, веселье

- нетерпимость, цвет сплетен, склонность к осуждению.

Фиолетовый цвет: тяжелый цвет, цвет раскаяния. Человек, выбирающий этот цвет, не может найти в себе силы реализоваться, боится потерять независимость, контролирует свои эмоции.

+ чувственность, идеализм

- завышенная самооценка, гордыня.

3.Практическая работа.

3.1 Какого цвета наш класс?

Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе. Поэтому учеба, мероприятия направленные на сохранение здоровья, являются важным делом. Цвет это мощное средство влияния на психическое здоровье человека и современный человек должен знать и понимать, как цвет влияет на здоровье человека. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять спокойствие или возбуждать.

Главная задача школы – создание благоприятных условий для разностороннего развития и самообразования. Мы большую часть времени проводим в школе и школа по праву называется «второй дом». «Дома и стены помогают» -известная пословица и она права. В нашей школе многое сделано для разнообразия классов: стены голубого, зеленого, розового и салатового цветов, оформление – у каждого класса свое. Ведь наш класс это корабль, на котором мы отправляемся в страну Знаний, и это путешествие продлится 5 лет, класс - это мост в мир будущего. Разнообразные классы соответствуют разнообразному природному миру, в котором живет человек. Учеными было установлено, что разные в цветовом решении классы создают творческую атмосферу, успокаивают и повышают работоспособность учащихся.

кабинеты

цвета

Русского язык

Голубой и

географии

Голубой

Математика

Голубой

История

Зеленая

Физики

Голубой

Информатики

Зеленый

Иностранного языка

Зеленый

Библиотека

Светло - желтый

Обж

Зеленый

технологии

Зеленый

Татарские языка

Бежевый и голубой

музыка

Зеленый

Начальных классов

Светло - желтый

Вывод: Разные цвета дарят радость, силу, энергию, бодрость духа, поднимают настроение. Используя систему этих цветов, наша школа стала притягательной для детей, радостной:

Светлые и бледные постельные цвета - соответствуют рождению, молодости, силе.

Зеленые кабинеты - соответствуют состояниям природы от весны до конца лета, состояние роста, желание познать.

Синие и голубые кабинеты – соответствуют доброте и удовлетворенности.

3.2 Влияние цвета на умственную продуктивность (внимания)

Для эксперимента была создана группа учащихся в количестве 10 человек.

Исследование умственной работоспособности осуществляется при помощи таблицы Анфимова. Таблицу мы разместили на бумаге разного цвета: оранжевого, синего, светло-зелёного и белого.

Задание: быстро и точно вычеркнуть заданную букву в течении одной минуты. Причем, для определенного цвета бумаги – определенная буква. Концентрация внимания оцениваем по количеству ошибок.

 

оранжевый

синий

зеленый

белый

Эля

4

3

2

2

Ксюша

3

4

1

1

Вероника

5

4

4

5

Ильзия

3

3

1

1

Руслан

5

5

3

3

Катя

2

1

-

1

Алина

3

1

-

1

Данияр

4

5

5

4

Андрей

3

4

2

2

Руслан

4

4

3

3

диляра

3

4

2

3

Вывод: при анализе оказалось, что внимание учащихся зависит от цвета бумаги и лучше внимание концентрируется на зеленой бумаге

Фрагмент таблицы В.Я. Анфимова

СХАВСХЕВИННААИСНХВХВКСНАИСВХВГВХЕНАИСНЕВХАРВНХИВСНАВСАВСНАЕКЕАХВВКЕХИСХВИКИПХИВХЕИСНЕИНАИЕНХХКЖХЕЕКВ

Фрагмент таблицы В.Я. Анфимова

АКСНВЕАНЕРКВСОАЕНВРАКОЕСАНРКВНЕОРАКСВОЕСОВРКАНВСАЕРНВКСОАНЕОСВНЕРКАОСЕРВКОАНКСАНКАНЕОСВРЕНАКСОЕНВРКСАРЕСВНЕСКАОЕНСВКРАОЕВРЕСОАКВНЕСАКВРЕНС

3.3 Исследование проведено с помощью метода анкетирования среди начальных классов- 2-4 классы

- Какие цвета вы больше любите?

- В какой цвет вы бы хотели покрасить стены вашего класса?

- На каких листочках интереснее было бы вам писать?

Исходя из полученных данных можно сделать вывод:

Учащиеся начальных классов предпочитают красные и сине– голубые цвета. Красный выражает жизненную силу, активность, стремление получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе. Синий означает полное спокойствие, довольство, умиротворенность. Красный-синий – гармония и активность, эмоциональная удовлетворенность. Ученики 2 класса выбирают красный и синий цвет – это говорит об активности и желании победить. Ученики 3и 4 классов выбирают так же красный, черный и белый цвета – это говорит о деятельности, импульсивности, загруженности. А классные руководители в этих классах выбрали голубой цвет – это говорит об их добросовестности, строгости.

3.4 Цветовая энциклопедия человеческих эмоций: Тестирование по М. Люшеру.

У меня имеется все 8 цветов. Ученик выбирает из них самый любимый, а затем из оставшихся еще и так до конца. Глядя на получившуюся гамму цветов, можно сказать о состоянии человека. О таком тесте рассказывала наша учительница, она сама его проходила в больнице, после очень серьезной операции. А вот некоторые личностные характеристики цветов, которые используют психологи:

Красный – энергетичный, решительный, напряженный, отзывчивый, уверенный. общительный, сильный

Зеленый – волевой, самостоятельный, невозмутимый, черствый.

Желтый – оптимистичный, разговорчивый, открытый, энергичный, разговорчивый

Синий – добрый, честный, справедливый, добросовестный, спокойный. невозмутимый

Фиолетовый – несправедливый, неискренний, эгоистичный

Мы провели исследование среди учеников с помощью теста по цветотерапии М. Люшера и получили следующие результаты, которые выявили, какие же цвета предпочитают мои друзья и дать им небольшую характеристику:

Это мой класс:

имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Эля

красный

желтый

оранжевый

голубой

фиолетовый

синий

зеленый

белый

коричневый

Катя

голубой

синий

красный

зеленый

белый

оранжевый

желтый

фиолетовый

черный

Ильзия

синий

голубой

желтый

белый

оранжевый

красный

фиолетовый

зеленый

серый

Диляра

синий

голубой

оранжевый

желтый

фиолетовый

белый

красный

зеленый

черный

Алина

синий

голубой

оранжевый

красный

белый

зеленый

черный

фиолетовый

черный

Вероника

зеленый

красный

фиолетовый

голубой

желтый

оранжевый

белый

черный

серый

Ксюша

бежевый

розовый

белый

красный

оранжевый

зеленый

фиолетовый

желтый

коричневый

Андрей

голубой

синий

желтый

серый

фиолетовый

белый

зеленый

черный

красный

Руслан

голубой

оранжевый

синий

фиолетовый

желтый

белый

серый

черный

коричневый

Руслан

голубой

серый

синий

черный

коричневый

желтый

фиолетовый

красный

зеленый

Данияр

голубой

черный

серый

синий

желтый

фиолетовый

белый

красный

зеленый

По всей школе:

Цвета

Количество обучающихся

Красный

5

Коричневый

3

Черный

7

Серый

1

Белый

4

Оранжевый

2

Желтый

10

Синий

0

Зеленый

12

Голубой

9

Фиолетовый

1

Из данной таблицы можно увидеть, что основное предпочтение отдается:

1 место: Зелёный

2 место: Желтый

3 место: Голубой

4 место: Черный

3.3 Влияние цвета одежды на здоровье человека

Следующим этапом исследовательской работы было выявление предпочтений цвета в одежде. Для этого был использован тест, «Какого цвета ваше платье?». Были опрошены девушки только старших классов: с 5 по 11 класс - 24ученицы и были выявлены следующие результаты, которые мы внесли в таблицу:

Цвета

Количество обучающихся

Красный

5

Розовый

1

Черный

1

Серый

-

Белый

1

Оранжевый

-

Желтый

4

Синий

5

Зеленый

3

Голубой

4

Таким образом, мы определили, что большинство опрошенных выбрали бы платье :

1 место: красный и синий

2 место: желтый и голубой

3 место: зеленый

Нами были разработаны рекомендации по использованию цвета в одежде:

- Благодаря розовому или персиковому цвету, другим людям будет приятно общаться с вами. Зеленый, голубой и бирюзовый цвета помогают испытывать сочувствие к другим и вникать в их проблемы. Сочетание голубого и зеленого цветов помогает поддерживать общение с аудиторией.

-Одежда голубого цвета успокаивает и помогает прийти в себя, розовый цвет одаривает чудесным настроением. Серый цвет наделяет ощущением пространства, серую одежду хорошо носить в тех случаях, когда возникает желание помечтать. Если необходимо вечером подготовиться к экзамену, то лучше надеть что-нибудь желтое для обострения интеллектуальных способностей.

3.4"Цветовой релаксатор"

Можно мысленно насыщать себя необходимым цветом с помощью медитации или просто долго и пристально рассматривать "носитель" необходимого цвета, которым может быть, например, лист цветной бумаги – «цветовой релаксатор» и поправить свое здоровье, повысить стрессоустойчивость.

Возьмите лист цветной бумаги, в центре листа нарисуйте или наклейте из бумаги, другого цвета, кружок диаметром 1-2 см, соответствующий вашему темпераменту. Диаметр кружка подбирается так, чтобы с расстояния 2 м он был ещё отчетливо виден. Нужно повесить "Цветовой релаксатор" на стену на уровне глаз в положении сидя у себя в комнате и пользоваться им: если необходимо уравновесить свои эмоции, нужно сесть напротив "Цветового релаксатора" на расстоянии 1,5-2 м., расслабиться и посмотреть в центр листа на цветной кружок в течение 20-30 минут. Смотреть до легкого утомления, затем, отдохнув с закрытыми глазами, снова смотреть на точку без напряжения и усталости.

Примечание:

Темперамент это проявление процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Тип нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов: силой, уравновешенностью и подвижностью.

  1. Сангвиник – легко увлекается новым делом, легко приспосабливается, дисциплинированный, энергичный, общительный, стрессоустойчивый

  2. флегматик – медлительный, терпимый, выдержанный, стрессоустойчивый

  3. холерик – общительный, эмоциональный, вспыльчивый, обидчивый, несдержанный, с высокой самооценкой

  4. меланхолик – чувствительные, неуверенные в себе, тревожные, с низкой работоспособностью

Цвет листа для холериков - зеленый (салатовый), точки - красный.

Цвет листа для сангвиников - синий, точки - желтый.

Цвет листа для флегматиков - красный (розовый), точки - зеленый.

Цвет листа для меланхоликов - желтый (золотой), точки - синий.

5. Заключение

Все поставленные задачи я решила: изучила исторические данные об изучении лечебного воздействия цвета, провела наблюдения за использованием цвета в одежде и при оформлении класса , дома и школы, исследовала основные цветовые предпочтения одноклассников, составила рекомендации по использованию цвета для сохранения здоровья; предложила использовать "Цветовой релаксатор" для снятия психического напряжения и достижению спокойствия. А еще посоветовала сделать релаксатор для своей мамочки. Я сделала для своей мамы, ей очень понравилось, т.к. она работает в клубе, а работа с людьми требует много сил и терпения, все люди разные. И мой главный вывод: по возможности использовать цветотерапию и на уроках, в школе, т.к. наше здоровье непосредственно связано с обучением. Это необходимо, чтобы повысить стрессоустойчивость

Литература:

  1. материалы из интернета

  2. материал из журнала «1000 советов»

  3. материалы Республиканского фестиваля «Паруса науки»

  4. материалы по психологии.