III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЕСТЬ ГРИБЫ ОСОБЫЕ. . . .
Аликина И.А.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Мама тесто замесила,

Меня в тесто положила.

От пузырьков углекислого газа,

Тесто вылезло из таза!!

Моя мама сама печет нам хлеб. Однажды, поставив тесто, она позвала меня и сказала чтобы я смотрела за тестом, чтобы оно не «убежало.» Я обратилась к ней с вопросом: «Как может тесто убежать?» Мама объяснила мне, что тесто через некоторое время начнёт увеличиваться в объёме и подниматься, благодаря тому, что она добавила туда дрожжи. На столе лежал пакетик сухих дрожжей. Мне захотелось выяснить, что же это за продукт дрожжи и как они работают в тесте?

Актуальность:

Чтобы вести здоровый образ жизни необходимо знать всю пользу употребляемых продуктов в пищу.

Поэтому мы поставили цель нашей работы:

Цель:

Узнать, что такое дрожжи и как они работают.

Задачи:

1.Выяснить историю возникновения дрожжей.

2.Какие виды дрожжей бывают.

3.Определить пользу и вредность дрожжей

4. Узнать, что помогает работе дрожжей.

5.Понаблюдать, как дрожжи работают в тесте.

В соответствии с целью, задачами исследования были определены следующие методы исследования: изучение литературы, опрос, наблюдение, сравнение, анализ.

Этапы исследования: работа состоит из двух этапов: теоретического (изучение соответствующей литературы), и практического (проведение исследований).

-3-

История возникновения дрожжей.

В энциклопедии мы нашли два определения этого слова.

1. Дрожжи –это вещество из микроскопических грибков, вызывающие брожение.

2. В переводе со старого английского- дрожжи –это выделять газ.

Дак что же такое дрожжи? Человек сумел «приручить» дрожжи с глубокой древности, еще и не подозревая об их существовании. Например, напиток, похожий на современное пиво, был известен в Древнем Египте во II тысячелетии до нашей эры. Там же возник способ приготовления хлеба из кислого дрожжевого теста. Все это время люди думали, что брожение возникает само собой или по волшебству.

Лишь в 1680 г. нидерландский натуралист Антони ван Левенгук, рассматривая под микроскопом каплю бродящего пива, впервые увидел клетки дрожжей.

И только в 1857 году великий французский микробиолог Луи Пастер доказал: что дрожжи и процесс брожения очень тесно связаны между собой. Характерной особенностью дрожжей является их способность производить спиртовое брожение сахара, при котором происходит разложение сахара на этиловый спирт и углекислый газ.

Дрожжи— это похожие на бактерии простейшие одноклеточные растения. Они принадлежат семейству грибов. Дрожжи размножаются почкованием. В идеальных условиях почкование происходит настолько быстро, что новые почки формируются на материнской и дочерних клетках прежде, чем они отделяются.

-4-

Использование дрожжей животными.

Оказывается, обыкновенный комар выращивает их в специальном отделе пищевода. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе с его слюной впрыскивается растворённый в ней углекислый газ. Попадают туда и сами дрожжи. Углекислый газ помогает комару сосать кровь, замедляя её свёртывание. А дрожжи вызывают всем знакомый зудящий волдырь на месте укуса насекомого. Дрожжи живут в кишечнике плодовой мушки дрозофилы, помогая своей хозяйке переваривать сладкие ягоды и фрукты. Некоторые дрожжи живут в пчелином меде, есть и такие, которые предпочитают гнезда муравьев.

-5-

Виды дрожжей.

-Хлебопекарные

В хлебопечении используют хлебопекарные дрожжи. Они проводят спиртовое брожение с образованием множества пузырьков углекислого газа, которые заставляют «подниматься» тесто. Производство хлебопекарных дрожжей основано на размножении дрожжей в жидких питательных средах. Сырьем для дрожжевого производства является кормовая патока(отходы свекольно-сахарного производства)

-Пивные

Для пивоварения используют зерно. Ячмень измельчают и смешивают с водой и варят а потом сбраживают дрожжами. Для квасоварения используют рожь.

-Кормовые

Кормовые дрожжи используют для подкормки домашних животных и птиц. Для роста и прибавления веса, обогащения витаминами.

-Винные

Винные дрожжи живут на кожице ягод. Они видны в виде белого налета или белого пушка .на ягодах и плодах.

-Чайный гриб

Чайный гриб является ассоциацией дрожжей и уксусных бактерий. Применяется для изготовления вкусного напитка.

-Патогенные

Патогенные дрожжи могут вызывать заболевания у людей со слабым здоровьем.

Таким образом, дрожжи – это одноклеточные грибы, которые вызывают брожение при добавлении сахара. При этом выделяется углекислый газ.

-6-

Польза и вредность дрожжей.

Дрожжи используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении, квасоварении, в сельском хозяйстве, как пищевую добавку для корма скота и птицы. Их используют и в медицине.

Поговорив с детской медсестрой Светланой Александровной я узнала что в дрожжах содержится

1. витамины группы B,

2. углеводы,

3. белки,

4. минеральные вещества, например, хром и селен.

Высушенные пивные дрожжи используют для производства лекарственных препаратов. Пивные дрожжи используют при нарушениях обмена веществ. Из дрожжей получают ферменты и органические кислоты. С помощью дрожжей из различного растительного сырья делают спирт. А это горючее, которым можно при необходимости заменять бензин. Некоторые виды дрожжей участвуют в очистке сточных вод, так как они усваивают содержащиеся в сточных водах органические вещества.

Вредные свойства дрожжей.

Дрожжи приносят не только пользу, но и вред. Они могут стать причиной порчи пищевых продуктов, когда на поверхности продуктов образуется белый налет (например, на сыре или на мясе), перебродить соки, варенье, они же образуют белую пленку на поверхности рассола соленых огурцов. Патогенные (болезнетворные) дрожжи могут вызывать заболевания (кандидоз) у людей со слабым здоровьем. Так же при неумеренном употреблении хлебобулочных изделий может вызвать избыток веса и привести к таким болезням как диабед ,ожирению, и заболеванию сердца.

-7-

Практическая часть.

Мы провели анкетирование во 2-м и 8-м классах нашей школы В анкете было 2 вопроса .

1.Что из этого грибы: лисичка, дрожжи, подосиновик, белый гриб ?

А ) Лисички

Б) Дрожжи

В) ПодосиновикГ) Белый гриб

2. Знаешь ли ты, для чего используют дрожжи?

А) Для роста растений

Б) Для лекарства

В) Для выпечки

Г) Не знаю

Результаты анкетирования мы занесли в таблицу и диаграмму (Прилож.таблица № 1) и проанализировав сделали вывод .

Вывод: Мы думаем, что не только нам интересна эта работа, наши исследования будут интересны и моим одноклассникам и старшеклассникам и даже взрослым.

-8-

Мои исследования.

Для опытов нам понадобятся дрожжи. Они могут прессованными (продаются в магазине в виде небольших упаковок) или сухими. Если прессованные дрожжи долго хранятся, то их качество может ухудшиться. Запах прессованных дрожжей должен быть свежим и приятным, слегка кисловатым. Если запах затхлый, то это говорит о процессе гниения. Наличие резкого кислого запаха свидетельствует о том, что произошло заражение уксуснокислыми бактериями. Окраска у свежих дрожжей должна быть равномерная, по цвету допускается беловато-желтый или матово-желтый. Если дрожжи несвежие, то верхний слой светлее, чем средний. Белый налет на поверхности дрожжей говорит о заражении плесневым грибком. При внешней оценке дрожжей, следует обращать внимание еще и на их консистенцию. Они должны быть однородными по структуре, твердыми на ощупь и, как бы, противостоять нажатию пальцем. Мягкие дрожжи могут говорить об их несвежести или о наличии плесневого грибка. Как проверить качество дрожжей. Для этого надо взять небольшое количество сухих дрожжей или маленький кусочек свежих, растереть их пальцами в чашку , добавить немного теплой воды (примерно 30- 35 градусов), ложку сахара, размешать и оставить минут на 10-15. Обычно этого времени хватает, чтобы начался процесс брожения. Если стали выделяться пузырьки углекислого газа, значит, дрожжи живые и их можно использовать для выпечки. Если за это время не произошло никакого движения – дрожжи не пригодны к применению.

Опыт 1.Питание дрожжей.

Цель: Выяснить, чем питаются дрожжи .

Материал для опыта: дрожжи, вода, сахар, яйцо, масло растительное.

Мы развели дрожжи в теплой воде, разлили в 4 стакана, в первый стакан добавили ложку сахара, во второй стакан – яйцо, в третий стакан налили растительное масло, в четвертый стакан дополнительно ничего не добавляли. Через час в стакане с сахаром дрожжи стали пениться на поверхности, в трех других дрожжи выпали в осадок на дне.

Вывод: дрожжи питаются сахаром (углеводами), и не едят белки и жиры.

-9-

Опыт 2.Строение дрожжей.

Цель: выяснить строение дрожжей.

Оборудование: микроскоп

Материалы для опыта: вода, дрожжи, сахар .

Мы развели в воде дрожжи и сахар, на предметное стекло нанесли каплю раствора .Накрыли покровным стеклом, поместили под микроскоп. Видно множество овальных или продолговатых клеток. Клетки лежат отдельно или соединены вместе.

Вывод: Грибы-дрожжи – это одноклеточные организмы и имеющие форму шарика. Живут в питательной жидкости, богатой сахаром.

Опыт 3.Размножение дрожжей

Цель: Выяснить, как размножаются дрожжи

Оборудование: микроскоп

Материалы для опыта: вода, дрожжи, сахар

Мы развели дрожжи в теплой воде, добавили ложку сахара, подождали, пока дрожжи «поднимутся», вновь размешали и капнули смесь на предметное стекло, поместили под микроскоп. Мы увидели, как на дрожжах образуются выпуклости, они растут, которые разрастаются в виде цепочек. Цепочки образуются в результате почкования.

Вывод: дрожжи размножаются почкованием.

Опыт 4.Влияние температуры на дрожжи.

Цель: Выяснить, влияет ли температура окружающей среды на процесс брожения.

Материал для опыта: дрожжи, мука, вода, сахар, соль.

Мы замесили тесто, разложили его в два горшочка. Один горшочек поставили в теплое место, поближе к батарее. Другой горшочек в холодное место. Через час тесто, которое стояло около батареи значительно увеличилось в объеме, поднялось. Тесто, стоявшее в холодном месте, тоже поднялось, но значительно меньше.

Вывод: Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.

-10-

Опыт 5. Выделяется ли газ при брожении дрожжей.

Цель: Выяснить, выделяют ли дрожжи углекислый газ в результате брожения?

Материал для опыта: чашка, вода, дрожжи, сахар, бутылка, воздушный шарик.

Мы взяли стакан. Налили в него до половины теплой воды. Положили по столовой ложке дрожжей и сахара. Все хорошенько перемешали. Всё содержимое стакана перелили в бутылку, на горлышко надели воздушный шарик. Бутылку поставили в миску с тёплой водой. Через некоторое время смесь поднялась, и шарик надулся.

Вывод: в тёплой воде дрожжи «проснулись», начали питаться сахаром и стали выделять углекислый газ. Он поднял смесь вверх, и пузырьки надули шарик.

Опыт 6.Какой газ выделяют дрожжи.

Цель: . Мы захотели проверить, действительно ли дрожжи выделяют углекислый газ?

Материалы для опыта: две баночки, дрожжи, сахар, тёплая вода, спички.

В баночке «1» (экспериментальная) приготовили смесь из дрожжей, воды и сахара. В баночку «2» (контрольная) залили воду и дрожжи. Баночки плотно закрыли. Через 2 часа в каждую баночку поместили горящую спичку. В баночке «2» она продолжала гореть, а в «1» погасла, так как там скопился углекислый газ.

Вывод: дрожжи выделяют в процессе своей работы углекислый газ.

Опыт 7. Влияние дрожжей на вкус и внешний вид изделия .

Цель : определить, влияют ли дрожжи на вкус изделий из теста.

Материал для опыта: вода, дрожжи, сахар, мука, сода, растительное масло.

Замесили 2 вида теста: дрожжевое и бездрожжевое для хлеба. Испекли хлеб и сравнили внешний вид, запах , вкус.

Вывод: Мы определили большую разницу как внешне так и по вкусу. Дрожжевой хлеб был пышный ароматный и вкусный в отличии от бездражживого хлеба . Значит дрожжи влияют на изделия из теста .

-11-

Опыт 8. Изготовление дрожжей в домашних условиях.

Мы узнали, что дрожжи можно вырастить самим на различных продуктах. Дрожжи из ржаного хлеба. Мы смешали мелко измельченный ржаной хлеб (0,5 кг) и теплое кислое молоко (0,5 литр), добавили 3 ст. ложки сахарного песка. Оставили в теплом месте на сутки. Затем процедили смесь через сито, отжав хлеб на сите. На таких дрожжах готовили закваску для теста в старину. Вывод: дрожжи можно получить дома, их наличие мы определили по запаху.

-12-

Заключение.

1.В начале нашей исследовательской работы нам удалось выяснить, что дрожжи – это одноклеточные грибы, о них известно с давних времён.

2.Дрожжи используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении, сельском хозяйстве, медицине.

3.Мы увидели, как выглядят дрожжи под микроскопом и узнали, чем они питаются и как размножаются.

4. Среди свойств дрожжей выявлено:

-чувствительность к температуре окружающей среды;

-способность размножаться только в тепле;

-для процесса брожения дрожжам необходим сахар;

-дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ; выделяющаяся при брожении энергия необходима дрожжам для жизни и работы.

5.Нами получены дрожжи из хлеба.

6.При изготовлении хлеба мы сделали вывод что при выпечке образовавшиеся пузырьки в тесте лопаются углекислый газ испаряется и остаются характерные дырочки в хлебе и объем не пропадает.

7.С помощью дрожжей изделия из теста становятся ароматные, вкусные, пористые.

В заключении можно сделать вывод что дрожжи необходимы для человека и животных, но при злоупотреблении этого продукта могут возникнуть проблемы со здоровьем.

-13-

Список литературы и Интернет ресурсов.

1.Энцеклопедия для любознательных . Почему и отчего? М. Астрель 2010

2. Яковлева М.А. Большая книга научных опытов для детей и взрослых / М.А. Яковлева, С.В. Болушевский. – М. :Эксмо, 2014. – 280 с. : ил

3. Детская энциклопедия «Почему и потому». Сост.О.Н.Корчагина. М., РОСМЭН-ПРЕСС,2005 г.

4. http://murzim.ru/biologiya/8975-drozhzhi.html

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дрожжи

-14-

Анкетирование классов (таблица №1).

8 класс. Участвовало 23 человека.

Дрожжи – это не грибы. Дрожжи – это грибы.

17 человек.

6 человек

Куда используют:

Не знаю

Для выпечки

1 человек

16 человек

Для роста

Для лекарства

Для выпечки

2 человека

Для лекарства

Для выпечки

4 человека

2 класс . Участвовало 23 человека.

Дрожжи – это не грибы.

Дрожжи – это грибы.

Лисичка – это не гриб.

Подосиновик – это не гриб.

Белый гриб – это не гриб.

21 человек

2 человека

3 человека

3 человека

6 человек.

Куда используют:

Не знаю

Для лекарства

Для выпечки

5 человек

1 человек

17 человек

   
   

-23-

Вопрос №1

Вопрос №2