III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ПЛЕСЕНЬ И ЧЕЛОВЕК
Баранникова Д.А.
Автор работы награжден дипломом победителя первой степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Научно-исследовательская работа

Введение

Плесень встречалась мне в самых разных местах – холодильник, хлебница, общественный туалет, магазин, старые дома. Меня заинтересовало, что же это такое - плесень? Как она может появляться в столь разных местах? Оказывает ли она какое-то влияние на человека? Было очень много вопросов. Сначала я спросила у ребят в классе, что они знают о плесени? Оказалось, что 20 человек из 20 встречали плесень (см, приложение№ 1). Обнаружив плесень на продуктах, 16 человек избавятся от них, 4 человека затруднились с ответом. Считают, что плесень приносит пользу 1 человек, вред - 13 человек, пользу и вред - 6 человек. О том, что плесень относится к царству грибов, знают 6 человек. 5 человек думают, что плесень - это растение, остальные сомневаются в ответе. Я решила провести исследовательскую работу, чтобы узнать как можно больше информации о плесени и поделиться полученными знаниями со своими одноклассниками.

Объект исследования: плесень.

Предмет исследования: полезные и вредные свойства плесени и условия ее размножения.

Я задала вопросы работнику детского сада №508 Бабенковой Юлии Николаевне, чтобы получить от нее информацию о плесени с медицинской точки зрения (см. приложение № 2).

Гипотеза: Предположим, что плесень может быть и «вредной», и «полезной», и появляться в самых разных местах.

Цель моей работы: изучить и понять, что такое плесень, условия ее размножения и как она влияет на здоровье человека.

Задачи работы:

  • изучить теоретические материалы по данной теме, используя различные источники информации;

  • изучить, какую пользу и какой вред плесень приносит людям;

  • провести анкетирование среди одноклассников и выяснить их отношение к плесени;

  • провести интервью с медицинским работником о плесени;

  • провести практические опыты по выяснению условий размножения плесени и способов борьбы с ней.

Научная и практическая значимость: исследуя эту проблему, я смогу больше узнать о плесени и поделиться своими знаниями с одноклассниками на уроках окружающего мира.

Методы исследования: изучение информации, анкетирование, интервьюирование, анализ.

Изучая всю найденную информацию, я узнала, что плесень появилась на земле гораздо раньше человека. Она сопровождает нас всю жизнь, от рождения до смерти. Она может быть и другом, и врагом.

  1.  
    1. Что такое плесень, условия ее появления и развития.

Плесень – одно из пяти царств живой природы. Это микроскопические грибы и они есть в составе любой экосистемы. Распространена плесень повсеместно: в почве, в воздухе, в воде, на поверхности и внутри растений и животных, в жилищах людей.

Грибы – это самое удивительное царство природы, ведь они сочетают в себе признаки и растений, и животных. Науке известно более ста тысяч грибов, однако предполагается, что их реальное число 250-300 тысяч видов.

Считается, что именно грибной мицелий мог стать прообразом кровеносной и нервной системы живых организмов.

Плесень весьма разнообразна. Она распространяется по воздуху в виде микроскопических спор (см. приложение №3). Попадя в подходящую среду, плесень начинает прорастать. Она образует подобные нитям клетки, называемые гифами. Когда гифы переплетаются между собой, они образуют пушистый клубок нитей – мицелий. Это и есть то, что мы называем плесенью (см. приложение № 4).

Идеальными условиями для появления и развития плесени считаются температура +20 0С и относительная влажность воздуха выше 95%.

Плохо проветриваемое помещение, грязь в нем – все это поддерживает рост грибков. В таких условиях плесень активно размножается практически на всех материалах и покрытиях. Благотворные условия для развития плесени образуются также в цветочных горшках. Микроспоры могут подниматься по вентиляции из сырых подвалов. Плесень наиболее активно распространяется осенью, это связано с разложением растительности. При понижении температуры, плесень «замирает», не живет активной жизнью. При повышении температуры она снова начинает образовывать споры и размножаться.

  1.  
    1. Какая бывает плесень.

Виды плесени, как и ее расцветка, очень разнообразны. Выделим несколько основных видов плесени, встречающихся в наших квартирах (см. приложение № 5).

  1. Грибок плесневелый. Это пятна серого цвета, встречаются на деревянных и бетонных поверхностях, очень быстро разрастается на больших площадях.

  2. Грибок гниения. Белая плесень, которая образуется на дереве, почве, продуктах питания. Некоторые виды белой плесени достаточно безвредны, их применяют для приготовления сыров. Но ту плесень, которую мы встречаем в своей квартире, надо уничтожать.

  3. Грибок синевы. Эта плесень заражает деревянные перекрытия, селится внутри бревна или доски и ее проблематично сразу обнаружить.

  4. Черная плесень – самая вредная и опасная для людей. Она живет в ванных комнатах или на кухне, достаточно живуча, быстро захватывает и заражает все большие и большие площади.

  5. Дрожжевая плесень. Эту плесень можно встретить на кухне. Селится она на продуктах питания. Занести в дом ее можно вместе с зараженным хлебом и молоком.

Это основные виды плесени, которые можно встретить у себя дома.

  1.  
    1. Вредные свойства плесени.

Опасные свойства плесени известны уже очень давно. В VI веке до н.э. воины использовали древний вид биологического оружия – спорынью, с помощью которой они отравляли воду в колодцах своих врагов. Это вызывало у многих людей зуд, судороги, галлюцинации и гангрену. Необъяснимая причина смерти людей, вскрывавших гробницу фараонов в Египте – это присутствие в гробницах желтой плесени, выделяющей смертельно опасное вещество.

Плесень вызывает различные заболевания, начиная аллергией и заканчивая тяжелой формой пневмонии и цирроза печени, а также онкологическими заболеваниями. Влиянию плесени наиболее подвержены люди, страдающие астмой, аллергики, с пониженным иммунитетом, а также те, кто по роду своей деятельности, часто сталкивается с плесенью – например, фермеры.

Плесень разрушает дома. В старину избу, зараженную белым домовым грибом, сжигали, чтобы не пострадали соседние дома (см. приложение № 6). И сейчас она разрушает любую поверхность в доме, поселившись на ней.

Плесень на продуктах образуется в каждом доме. Испорченные продукты мы выбрасываем. Это наносит материальный вред нашему благосостоянию.

  1.  
    1. Полезные свойства плесени.

Но у плесени есть и полезные свойства. Грибы – важный элемент экологической цепочки. Если бы в природе не было грибов, то вся поверхность нашей планеты оказалась бы покрытой остатками растений. Грибы являются главными разрушителями растительных остатков.

В 1928 году Александр Флемминг случайно обнаружил антибактериальное свойство зеленой плесени. Эта плесень способна убивать бактерии, но абсолютно безвредна для человека. Именно это послужило началом открытия одного из самых важных средств современной медицины – пенициллина. С тех пор плесень стали применять для получения различных лекарственных препаратов, например, от мигрени, для лечения болезни Паркинсона.

Плесень также открыла двери в восхитительный мир вкуса. Некоторые благородные сорта сыра, такие как бри, камамбер обязаны своим особенным вкусом плесени (см. приложение № 7). То же самое можно сказать о салями, пиве и вине.

В Португалии ученые выделили пять сотен видов плесени, способных поглощать трудноперерабатываемые отходы. При переработке они выделяют вещества, которые в дальнейшем используются в фармакологии.

1.5 Способы борьбы с плесенью.

Хотя плесень и имеет полезные свойства, но с видами, которые могут обитать в наших домах, необходимо бороться. Есть основные принципы борьбы:

  • Не закупать продукты впрок;

  • По возможности, хранить продукты при низкой температуре;

  • Не допускать в доме повышенной влажности;

  • Обеспечить хорошую вентиляцию;

  • Просушивать влажную одежду и обувь, прежде чем убрать ее;

  • Обнаруженную на поверхностях плесень обрабатывать перекисью, уксусом или специальным средством.

Нужно помнить, что предупредить появление плесени проще, чем бороться с уже появившейся и ее последствиями.

1.6 Интересные факты о плесени.

Изучая найденную информацию, я узнала много интересных фактов о плесени.

Плесень – особенный живой организм, который имеет сходство и с растительным, и с животным миром. Японские исследователи считают, что у плесени есть зачатки интеллекта.

Плесень самый древний житель, который появился на планете. Она на 200 миллионов лет старше человека.

На Кавказе есть пещера, где живет флуоресцентная плесень. Свечение настолько сильно, что можно различать лица людей, которые находятся на расстоянии полуметра.

Плесень совсем не боится радиации. Она усиленно распространяется там, где радиационный фон повышен.

Споры плесени летали в космосе на обшивке космического корабля. В безвоздушном пространстве она не только выжила, но и обзавелась сильным иммунитетом и приобрела более агрессивную форму.

2.1 Плесень – живой организм.

После того, как я изучила всю найденную мной информацию, плесень не стала мне менее интересна. Я решила вырастить плесень и убедиться, что это живой организм.

Я взяла кусок вареной морковки, положила его в светонепроницаемую коробку и стала наблюдать (см. приложение № 8). Через три дня на кусочке появился белый пушок. Через пять дней с начала опыта на кусочек моркови весь был покрыт белой плесенью и издавал неприятный запах. Кусочек уменьшился в размерах, а количество плесени увеличилось. Значит, плесень – это живой организм. Она растет, питается. Но выросла она в полной темноте. Значит – это не растение. Плесень постоянно росла, питалась всей своей поверхностью, она неподвижна – значит, это не животное. При рассмотрении плесень напоминает пушок, состоящий из тоненьких нитей – значит, это не бактерии. Можно сделать вывод: плесень питается органическими веществами, она неподвижна, она растет и развивается – это гриб, живой организм.

2.2 Выяснение оптимальных условий развития плесени.

Потом я решила выяснить, какие условия являются оптимальными для появления и развития плесени.

Я взяла три кусочка хлеба. Первый образец поместили в пакет и положили в шкаф, второй – смочили водой, положили в пакет и поместили в шкаф, третий – смочили, положили в пакет и убрали в холодильник ( см. приложение № 9).

На пятый день с начала эксперимента на первом образце появился легкий пушок плесени, на втором образце были плотные пятна плесени, третий образец был чист. На десятый день на первом образце количество плесени немного увеличилось, на втором образце весь кусочек был покрыт разноцветной плесенью, на третьем образце появилось малюсенькое пятнышко. В результате наблюдений получилось, что быстрее всего плесень появилась на увлаженном куске хлеба, лежащем в шкафу. Позже всего плесень появилась на увлажненном куске хлеба в холодильнике. Значит, наилучшие условия для развития плесени – это тепло и влажность.

2.3 Сравнение видов плесени.

Чтобы убедиться в том, что существует много видов плесени, я сравнила образцы, полученные в предыдущих опытах. Я рассмотрела плесень на кусочках моркови и кусочках хлеба. Плесень была разная. Значит, существует много видов плесени (см. приложение № 10)

Заключение.

На основании всех изученных материалов, я могу сделать вывод, что плесень бывает как вредная, так и полезная.

Плесень может разрушить все, даже бетон. Плесень, которая появляется на еде без нашего участия, не содержит пенициллин и не имеет никаких полезных свойств. Она причиняет вред нашему здоровью, вызывая утомляемость, головные боли, аллергии, онкологические заболевания.

Есть полезная плесень. Плесневый гриб пеницилл оказал огромную пользу в развитии медицины. Вырабатываемое из этого гриба лекарство – пенициллин – стало важнейшим препаратом и спасло миллионы человеческих жизней.

Плесень является основным переработчиком растительных остатков на поверхности нашей планеты и играет большую роль в почвообразовании.

Плесень используют при приготовлении различных деликатесов –сыры, соевый соус, вино, салями.

Проводя исследования, я узнала много нового о плесени и какое влияние плесень имеет на здоровье человека. Я сама вырастила плесень, выяснила, какие условия наиболее благоприятны для ее развития, способы борьбы с плесенью.

Я научилась обрабатывать результаты анкетирования и сопоставив результаты диаграмм выяснила, что в большинстве мои одноклассники знакомы с плесенью. Но вот способы борьбы с нею я им расскажу на уроке окружающего мира.

Я впервые попробовала себя в роли журналиста и взяла интервью у работника детского сада. Она подтвердила все мои выводы относительно плесени.

Плесень нужна и важна, но только если она контролируется человеком.

Список литературы.

Список литературы:

  1. Бабьева И.П. «Мир растений». Просвещение, 1990

  2. Багрова Л.А. «Я познаю мир» Энциклопедия для детей. АСТ –ЛТД, 1997

  3. Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Энциклопедия для детей. АСТ ЛТД , 1997

  4. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Ключ, 1994

  5. Грин Н, Стаут У. Тейлор Д. Биология, т.1. Мир, 1993

  6. Губарева Л.И. Экология человека. Владос, 2005

  7. Журнал «Здоровье» №2. Плесень: опасный сосед, 2011

  8. Исмаилова С. Энциклопедия для детей, т.2. Биология. Аванта+, 1995

  9. Рогожкин А.Л. Энциклопедический словарь юного натуралиста. Детская литература,1981

  10. Славкин В.В. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей, том 1. АКТ, 1995.

  11. Смирнов А.В. «Мир растений». Молодая гвардия, 1982

  12. Трифонова М.М. «Место эксперимента – кухня». Детская книга, 1991

  13. Ханга З.И. «Здоровье человека в современной экологической обстановке». Гранд,2001

  14. Чистовский О.П. «Грибы-целители». Юнипресс, 1997

  15. Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия, том 1. АСТ,2005

http://www.svetlanas.info/view_post.php?id=7

http://pleseninet.ru/mold/what-is-mold

http://dic.academic.ru/dic.nsf/medic/5520

wikipedia.ru

http://www.svetlanas.info/view_post.php

Приложение № 1.

Анкета для одноклассников и результаты.

  1. Встречали ли вы плесень?

  2. Как поступите, если обнаружите на продукте маленькое пятно плесени?

  3. Как вы считаете – плесень приносит пользу или вред?

  4. Знаете ли вы, к какому царству живой природы относится плесень?

Приложение № 2.

Интервью «О пользе и вреде плесени» с медицинским работником Бабенковой Ю.Н.

1. Я: Что такое плесень?

Ю.Н.: Это грибы, живая группа живых организмов. Они встречаются повсюду. Известно более 80000 видов грибов, и это лишь 10% от их общего числа.

2. Я: Как распространяется плесень?

Ю.Н.: споры плесени распространяются по воздуху.

3. Я: Наносит ли плесень вред здоровью человека?

Ю.Н.: Да, плесень наносит вред здоровью. Особенно опасна она для малышей, пожилых людей и тем, у кого снижен иммунитет.

4. Я: какая польза от плесени?

Ю.Н.: Самое главное, это изобретение антибиотика пенициллин. Это лекарство спасло жизнь многим людям. Также плесень используется в пищевой промышленности.

5. Я: Как уберечься от плесени?

Ю.Н. Нужно укреплять иммунитет, никогда не употреблять в пищу продукты, пораженные плесенью. Нужно проветривать помещение, поддерживать в нем чистоту.

Приложение № 3.

Споры плесени.

Приложение № 4.

Строение плесени.

Приложение № 5.

Основные виды плесени.

  1. Грибок плесневелый.

  1. Грибок гниения.

  1. Грибок синевы.

  1. Черная плесень.

  1. Дрожжевая плесень.

Приложение № 6.

Белый домовой гриб.

Приложение № 7.

Деликатесные продукты с плесенью.

Голубой сыр с плесенью.

Сыр Рокфор.

Салями.

Вино.

Приложение №8.

Опыт с морковью «Плесень – живой организм»

1день

3день

5день

Приложение № 9.

Опыт с хлебом. Выяснение оптимальных условий развития плесени.

1 день.

В шкафу В шкафу мокрый В холодильнике мокрый

5 день.

10 день.

Приложение № 10.

Опыт с хлебом и морковкой. Сравнение видов плесени.

Плесень на моркови.

Плесень на хлебе.