III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВЛИЯНИЕ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ НА РАСТУЩИЙ ОРГАНИЗМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Фокин Н.А.
Автор работы награжден дипломом победителя первой степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

В промышленно развитых странах воды практически всех поверхностных и многих подземных источников загрязнены. Наиболее часто в воде регистрируется повышенное содержание железа, фтора, марганца, нитритов, хлоридов, сульфатов. Особую опасность представляют хлорорганические соединения, которые появляются в водопроводной воде как результат избыточного хлорирования в процессе её подготовки на водопроводных станциях.

Каждый из нас нуждается в чистой воде. Она – основа здоровой жизни. К сожалению, мы не можем полагаться на чистоту воды прямо из крана. Даже если она прозрачна на вид и отсутствует неприятный запах, вода содержит невидимые невооружённым глазом загрязнения, которые могут являться угрозой для нашего здоровья. Поэтому проблема качества питьевой воды является в настоящее время очень актуальной.

Изучением качества воды и её влияние на организм человека занимались такие известные учёные химики и биохимики, как О.В. Мосин, И.Л. Андреев, Ю.А. Рахманин, Ф. Батмангхелидж. Все они, изучая состав, свойства, особенности воды, пришли к единому выводу, что здоровье человека, а в особенности детского организма, зависит от качества употребляемой питьевой воды.

Цель исследования: изучить качество питьевой воды и её влияние на организм младшего школьника.

Задачи:

1.изучить литературу по данной теме;

2.изучить значение воды для организма школьника;

3.изучить статистические данные по основным заболеваниям школьников МОУ СОШ «64» 2 «Д» класса;

4.провести опрос среди школьников на предмет осведомлённости по данной теме;

5.исследовать качество нескольких образцов питьевой воды.

Объект исследования: организм младшего школьника.

Предмет исследования: питьевая вода.

Гипотеза: качество питьевой воды оказывает влияние на организм младшего школьника.

Методы исследования:

- изучение научной и познавательной литературы;

- анкетирование;

- интервью;

- анализ качества питьевой воды (сдача нескольких образцов воды в лабораторию для получения химического анализа);

- анализ полученных нами данных.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Глава1. Теоретическое обоснование влияния питьевой воды на растущий организм младшего школьника.

1.1. Ключевые понятия темы: «вода», «организм», «младший школьник».

Одним из самых важных веществ и главным условием жизни на нашей планете является вода и, поскольку, в данной работе мы попытаемся изучить качество питьевой воды и её влияние на организм младшего школьника нам необходимо рассмотреть основные ключевые понятия нашей темы: «вода», «качество», «организм» и «младший школьник».

В большой энциклопедии «вода» – одно из самых распространённых веществ в природе и главная составная часть всех живых организмов. Вода – это простейшее химическое соединение – является основой жизни на Земле.

[3 – с.102]

Вода – это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ. Вода имеет три состояния: жидкое, твёрдое и газообразное.

[10 – с.123]

Вода – это жизнь. Вода наполняет все клеточки, из которых состоят живые организмы.[6 – с.187]

Организм человека представляет собой сложно устроенную систему, выполняющую многочисленные и разнообразные функции. Человек состоит из клеток, тканей и органов. Органы, построенные из тканей, образуют системы и аппараты органов, которые формируют целостный человеческий организм. [1 – с.23]

Организм – это совершенно независимая, самостоятельная жизненная форма. Все люди – организмы. В любом организме каждый орган играет свою собственную роль, причем функционирование организма зависит от слаженности работы всех его органов.[2 – с.53]

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.[8 – с.61]

Вывод. Таким образом, основными понятиями нашей темы являются – качество питьевой воды и организм младшего школьника. Они тесно связаны между собой, поскольку вода жизненно необходима для развития и нормального функционирования организма.

Качество питьевой воды может оказывать положительное или отрицательное влияние на растущий организм младшего школьника.

1.2. Изучение мнения учёных о влияниикачества питьевой воды на растущий организм младшего школьника.

Научные открытия стали прорывом в научном изучении воды как физического, биохимического, физиологического и медицинского феномена.То, что налито в стакане и что мы по привычке называем простой водой, на самом деле всегда представляет собой раствор очень многих веществ в воде.

В ней растворены газы: азот, кислород, аргон, углекислый газ и все примеси, находящиеся в воздухе. В ней растворены соли из почвы, железо из водопроводных труб. В ней растворены, наверное, сотни, а может быть и тысячи, различных соединений почти всех элементов периодической системы. В ней взвешены мельчайшие нерастворимые частицы пыли. Это мы и называем чистой водой. [9 - с. 58]

Вода является необходимым условием существования всех живых организмов на Земле.Организм человека примерно на 70 % состоит из воды, а младшего школьника около 80%. В здоровом организме наблюдается состояние водного равновесия, или водного баланса, т.е. количество потребляемой воды равно количеству воды, выводимой из организма. [9 – с.55]

Дети растут. Процесс роста и деления клеток, а также нормальное функционирование всего организма, требует большого количества воды. Поэтому дети, как никто другой, должны обязательно употреблять чистую питьевую воду. Питьевая вода содержит микроэлементы, которые необходимы для растущего организма. Но если количество этих микроэлементов превышает норму (например: железо, фтор, кальций, калий), то такая вода может оказать негативное влияние на здоровье школьника.[4 – с.64]

По мнению учёных и профессоров из научно – исследовательского института экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н.Сысина (Г.Н. Красовский, Г.Г. Онищенко, Ю.А. Рахманин, А.А. Акатова) питьевая вода может оказывать на организм не только положительное, но и отрицательное влияние. При употреблении воды с химическим загрязнением у школьника могут развиваться тяжёлые заболевания. Например, превышение количества фтора в воде может быть причиной появления бронхиальной астмы, флюороза, а наличие тяжёлых металлов может привести к циррозу печени. Изучением воды и её влияние на организм человека занимались такие известные учёные химики и биохимики, как О.В. Мосин, И.Л. Андреев, Ю.А. Рахманин. В своих исследованиях они указывают однозначное влияние качества питьевой воды на нормальную работу всех органов в детском организме.[5 - с.25]

Считается, что качественная вода - это хорошо очищенная, без загрязнителей и микробов. При этом совершенно не учитывается её солевой состав. В то же время потребление воды может негативно сказаться на здоровье. Так, например, недостаток солей и микроэлементов ведёт к повышенной ломкости костей, заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

Рассмотрим подробней влияние вредных веществ, содержащихся в питьевой воде, согласно экспертного мнения ученых НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина (г.Москва) Ю.А. Рахманина, Г.Н. Красовского, на организм школьника (Таблица 1).

Таблица 1.

Превышение вредных веществ, содержащихся в питьевой воде и их влияние на организм человека.

Вещество

Негативное влияние

Хлор

Большое содержание хлора в воде сушит кожу, вызывает аллергические реакции, повреждает дыхательные пути при вдыхании и пищеварительную систему.Есть риск заболеваний печени, мочевого пузыря, сердца.

Магний

Нарушение сердцебиения – аритмия, диабет, хроническая депрессия, мышечные спазмы.

Фтор

Кариес. Крапчатость и потемнение зубов. Ослабление эндокринной системы. Угри, дерматит. Могут возникать частые головокружения, судороги конечностей.

Свинец

Токсичное вещество, которое быстро абсорбируется организмом, особенно у маленьких детей, и может вызвать свинцовое отравление. Поражение почек. Поражение нервной системы.

Натрий

Приводит к появлению отёков, повышению нагрузки на сердце, увеличению артериального давления. Чувство постоянной жажды.

Медь

Может спровоцировать разные воспалительные заболевания, проблемы с почками, образование злокачественных опухолей. Может стать причиной инфаркта. Может привести к бронхиальной астме, хроническому бронхиту, пневмонии.

Цинк

Может привести к сильной интоксикации, а также стать причиной ухудшения иммунитета. Оказывает негативное влияние на функцию сердца, кровеносной системы и печени.

Кальций

Избыток является одной из причин заболевания крови, нарушения иммунной системы. Плохо усваиваются витамины и микроэлементы. Гипертония.

Железо

Заболевания желудочно – кишечного тракта, сердца, развитие онкологических заболеваний.

Марганец

Избыток приводит к нарушениям в работе ЦНС. Может привести к развитию аллергических реакций. Приводит к заболеваниям костей, они становятся более хрупкими и ломкими.

Вывод: Вода в организме человека играет ключевую роль. В целом, можно сказать, что все физиологические функции, так или иначе строятся на основе воды. На основе изученного нами материала, можно сделать следующий вывод, что превышение различных веществ, содержащихся в питьевой воде, безусловно, оказывает негативное влияние на растущий организм младшего школьника.

Выводы по 1 главе. Изучив большое количество литературы на выбранную нами тему «влияние питьевой воды на растущий организм младшего школьника», изучив воду, её свойства, химический состав, её место в нашем организме, мы можем сделать вывод, что качество питьевой воды действительно может оказывать большое влияние на организм школьника и жизненные процессы в нём, так как питьевая вода играет большую роль в организме, помогая функционировать всей системе органов слаженно.

Для здоровья организма младшего школьника вода должна содержать правильное соотношение и содержание различных элементов. Активный процесс роста организма младшего школьника подразумевает постоянную востребованность в воде и, при употреблении качественной воды, как утверждается учёными, все клетки и даже мозговые начинают работать намного лучше. Организму вреден избыток какого-то одного вещества и недостаток другого. Превышение в составе воды различных веществ (магния, кальция, хлора, меди, цинка) может быть причиной появления у ребёнка серьёзных заболеваний. Таких как: гипертония, заболевания ЖКТ, хронический бронхит, поражение почек, нарушение иммунной системы, флюороз, мочекаменная болезнь, кариес, аллергия, заболевания крови, нарушение нервной системы. Качественная питьевая вода является незаменимым помощником для восстановления сил и развития школьника.

Организм младшего школьника наиболее чувствителен к критичным превышениям вредных веществ, ведь именно в этом возрасте такие вещества оказывают особо пагубное влияние на здоровье и возможны необратимые эффекты от их воздействия. Обычная питьевая вода может содержать большое количество примесей, которые находятся во взвешенном или растворенном состоянии. Примеси могут оказывать на организм младшего школьника положительное, нейтральное или отрицательное воздействие.

Состав воды зависит от способов её очистки и состояния природного источника (река, водохранилище, подземный источник),поэтому примеси могут быть в воде самые разные. Обычно содержание вредных веществ в воде невелико, но проблема в том, что даже малые количества могут поступать в организм регулярно и поэтому, в конечном итоге, они могут оказывать негативное влияние на организм. Так как питьевая вода прямым образом влияет на здоровье младшего школьника, то нас заинтересовали следующие вопросы: Что запитьевая вода течёт из нашего крана? Какие вещества содержатся в ней? Насколько безопасно её пить?

Глава 2. Эмпирическое изучение качества питьевой воды и её влияние на растущий организм младшего школьника.

2.1. Интервью как метод исследования.

Всё чаще медики стали говорить о влиянии воды, содержащей соли металлов и химических соединений, на здоровье человека. Здоровье школьника отчасти зависит и от того, какую воду он использует для питья.

Первым этапом в нашей работе было интервьюирование. Мы взяли интервью у врачей разных специализаций и попытались выяснить, какое влияние оказывает питьевая вода на растущий организм младшего школьника. При интервьюировании были заданы следующие вопросы: Как вы считаете - влияет ли питьевая вода на растущий организм школьника?Может ли питьевая вода быть причиной каких-либо заболеваний (каких?)? Мы взяли интервью у врача – ортодонта детской стоматологии г. Магнитогорска, Попкова Дмитрия Петровича.

Фото 1. Исследователь берёт интервью у стоматолога.

Ответ: Качество питьевой воды является очень важным фактором в сохранности зубов. Вода – это источник микроэлементов и полезных минеральных веществ. И её состав оказывает влияние на организм младшего школьника. В первую очередь, страдают, конечно, зубы. Если в питьевой воде недостаток или переизбыток таких важных веществ, как фтор, кальций, магний, то зубы начинают портиться. В итоге зубы начинают разрушаться. Например, недостаток фтора повышает вероятность возникновения кариеса, а его переизбыток может привести к флюорозу. Флюороз – это заболевание, которое проявляется сначала появлением белых и жёлтых пятен на зубах, а потом наступает поражение костной ткани скелета. А кальций – это основной строительный материал зубов. Его переизбыток в составе воды обеспечит крепость зубов. Но есть вероятность того, что появится отложение солей, и это приведёт к артриту, артрозу.

Следующая наша встреча была с врачом – нефрологом 8 детской поликлиники, Антипановой Любовью Васильевной.

Фото 2. Исследователь берёт интервью у нефролога

Ответ: Каждый день человек должен употреблять до 2 – 2,5 литров воды. Ведь вода в организме человека служит для растворения и транспорта питательных веществ, а так же участвует в биохимических реакциях нашего организма. Очень важно употреблять обычную питьевую воду, так как чистая вода помогает сохранить наше здоровье. Содержание в питьевой воде таких вредных веществ, как свинец, цинк, ртуть вызывают сильную интоксикацию детского организма и очень опасны. Употребление воды с очень высоким содержанием солей кальция и магния является одной из главных причин появления камней в почках и мочевом пузыре. Превышение ПДК железа также могут вызывать заболевания почек. Поэтому очень важно обращать внимание на воду, которую мы пьём. Врач – гастроэнтеролог (г. Челябинск) Фокина Валентина Петровна также ответила на наши вопросы о влиянии питьевой воды на детский организм.

Фото 3. Исследователь берёт интервью у гастроэнтеролога.

Ответ: Как известно, человеческий организм на 70-80% состоит из воды, которую мы пьём. Известно, что вода насыщает клетки организма минералами, помогает нормально им функционировать. Для сохранения здоровья, работоспособности человек должен употреблять качественную питьевую воду. Мы советуем пить горячую воду утром натощак. Горячая вода запускает в работу ЖКТ и вымывает шлаки и токсины, которые за ночь скапливаются на стенках ЖКТ. Через несколько дней заметно очищается кожа, исчезают проблемы с пищеварением. Какая вода подходит? Пить лучше сырую горячую воду, но не кипячёную. Водопроводная вода для этого не подходит, нужно её пропускать через фильтр. Вообще, вода, поступающая в водопроводную систему, подвергается хлорированию, чтобы очистить её от вредных микробов. И хотя содержание хлора в воде невелико, но при употреблении 2 литров такой воды ежедневно, хлор раздражает слизистую желудка и кишечника, подавляет полезную микрофлору. Чтобы удалить хлор из воды нужно отстаивать её в открытом сосуде не меньше часа (лучше в течение суток) или кипятить. Также, хлор удаляется при замораживании воды. Нужно помнить, что вода в питании человека выполняет важную роль!

2.2. Анкетирование как метод исследования. Анализ полученных данных.

Следующим этапом нашей работы было анкетирование (см. Приложение 1.). Мы провели опрос на тему: «Какую воду вы употребляете и влияет ли она на растущий организм?» В анкетировании принимали участие младшие школьники 2«Д» класса МОУ СОШ №64 в количестве 24 человек, общее количество которых мы взяли за 100% для удобства в расчётах.

Фото 4, 5. Проведение анкетирования в классе.

Мы выяснили, что 85% учащихся предполагают, что питьевая вода может быть причиной серьёзных заболеваний. 90% школьников используют для питья чистую, фильтрованную воду.

Исходя из результатов проведённого анкетирования, мы сделали вывод, что младшие школьники достаточно хорошо информированы о воздействии некачественной воды на организм человека.

2.3. Анализ статистических данных заболеваний по медицинским картам учащихся.

Далее мы занимались исследованием статистических данных диагнозов заболеваний учащихся 2 «Д» класса МОУ СОШ №64. Основой метода данного исследования была обработка статистических данных заболеванийпо медицинским картам учащихся с учётом конфиденциальности, опираясь на помощь медицинского сотрудника СОШ№64.

Фото 6. Исследователь изучает статистические данные заболеваний из медицинских карт.

Выводы: Изучив статистические данные медицинских карт учащихся, можно с уверенностью заявить, что заболеваний, при которых некачественная питьевая вода может оказывать влияние, выявлено не было. В контексте нашего исследования - 20% учащихся имеют кариес и 20% учащихся определены как аллергики.

Одним из заключительных этапов в нашей работе была лабораторная экспертиза химического анализа разных образцов питьевой воды, которые мы сдали на проверку в МУП «Водоканал» для определения соответствия качеству согласно нормам СанПиН.

Фото 7. Исследователь сдаёт пробы воды в лабораторию.

Рассмотрим таблицу 2.

Таблица 2.

Основные показатели качества питьевой воды согласно нормам СаНПиН.

№ п/п

Определяемые

показатели

Единицы

измерения

ПДК

1

Запах

балл

2

2

Вкус

балл

2

3

Цветность

градус

20

4

Мутность

мг/дм3

1,5

5

Водородный показатель

ед.pH

6 – 9

6

Аммоний – ион (по N)

мг/дм3

2 (по N)

7

Нитриты

мг/дм3

3

8

Нитраты

мг/дм3

45

9

Жёсткость

Ж

7

10

Железо общее

мг/дм3

0,3

11

Хлориды

мг/дм3

350

Где ПДК – предельно допустимые концентрации.

Получив заключения (см. Приложение 2), сравнили их с ПДК и сделали вывод, что все образцы прошли проверку и вещества, находящиеся в воде, соответствуют нормам. Следовательно, можно смело говорить о том, что все образцы питьевой воды пригодны для употребления и не оказывают негативного влияния на растущий организм младшего школьника.

Выводы по 2 главе. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед её поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора водопроводной сети.

Нами была проведена объёмная работа по исследованию и изучению влияния воды на организм и, в частности, на организм младшего школьника. В своей работе мы применили такие методы, как анкетирование (опрос учащихся МОУ СОШ №64 2 «Д» класса), интервьюирование (нами были выбраны врачи разных специализаций), а также анализ имеющихся статистических данных (медицинские карты учащихся МОУ СОШ №64 2 «Д» класса) и обобщение всего материала.

На основе полученного материала можно сделать следующие выводы: одним из важнейших факторов, влияющих на нормальное функционирование растущего организма младшего школьника, является потребление качественной питьевой воды. Согласно проведённого опроса, учащиеся достаточно хорошо проинформированы о влиянии питьевой воды на здоровье человека. 90% (опрошенных) учащихся 2 «Д» класса при употреблении питьевой воды пользуются системой очистки (фильтр). Также по результатам исследования медицинских карт учащихся не было выявлено каких-либо серьёзных заболеваний, связанных с негативным воздействием некачественной питьевой воды.

Заключение

Безусловно, можно сказать, что вода очень важна для большинства процессов в организме человека. Организм просто не сможет работать без неё. Дело в том, что функции абсолютно всех клеток и органов зависят от воды.Она необходима для перемещения полезных веществ, восстановления систем, полноценной работы органов. В обычной жизни человека вода попадает внутрь через рот, поэтому нужно внимательно следить за её качеством. Хорошая вода усваивается в разы лучше, что, несомненно, сказывается на обмене веществ и работе всех систем организма. Вода для питья должна быть прозрачной, бесцветной. Также она не должна иметь запаха и вкуса.Выбор воды не должен стать фактором, ограничивающим её потребление. Если из-под крана питьевая вода не содержит свинца, ртути, пестицидов, инсектицидов или других опасных бактерий и химикатов, можно остановить выбор на ней. Не должна беспокоить жёсткость воды, а растворённый кальций может даже пойти на пользу.

Основываясь на результатах исследований и изученной литературы по теме «Влияние питьевой воды на растущий организм младшего школьника», мы можем сделать вывод, что питьевая вода действительно обладает уникальными свойствами и имеет важное значение в нашей жизни. Качество воды влияет на растущий организм школьника.

Качество воды имеет большое значение. Без всякого преувеличения можно сказать, что высококачественная вода, отвечающая санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим требованиям, является одним из непременных условий сохранения здоровья человека. Но чтобы она приносила пользу, её необходимо очистить от всяких вредных примесей и доставить чистой человеку.

Какие советы и рекомендации можно дать младшим школьникам по употреблению питьевой воды? Если вода слишком пахнет хлоркой, надо наполнить емкость без крышки и дать постоять на воздухе. Хлор испарится менее чем за полчаса и вода станет пригодной для питья. Если вы не уверены в качестве воды из-под крана, то можно установить хороший угольный фильтр. Если его нет, можно отстаивать воду и полезно положить на дно серебряную ложку для обеззараживания воды.

Для того, чтобы хорошо себя чувствовать человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. Улучшить качество водопроводной воды можно при помощи фильтров. Сегодня бытовые фильтры для очистки воды есть почти в каждой семье. Фильтры снижают жесткость воды, удаляют вредные примеси, микробы, неприятный вкус и запах. Нужно просто налить воду из крана в кувшин или через насадку на кран; вода сама проходит через фильтр в специальную емкость. Сегодня у нас есть выбор, какую воду использовать для питья и приготовления пищи, - родниковую, водопроводную или бутилированную. Важно, чтобы это был выбор, основанный на понимании влияния воды на здоровье.

Запомните, чистая вода – залог здоровья!

Список используемой литературы

1.Сапин М. Р.

Анатомия человека / М. Р. Сапин, Э.В. Швецов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 368 с.

2.Вайткене, Любовь Дмитриевна.

Биология / Л. Д. Вайткене. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 160 с.

3. Шереметьева, Татьяна Леонидовна.

Большая энциклопедия. Земля / Т.Л. Шереметьева, А.А. Спектор. – Москва: Издательство АСТ, 2015. – 192 с., с.102

4. Батмангхелидж, Ф. «Вода для здоровья» / Ф. Батмангхелидж ; пер. с англ. О. Г. Белошеев. – Минск :Попурри, 2015. – 288 с.

5. Онищенко Г.Г., Рахманин Ю. А., Зайцева Н.В., Землянова М.А., Акатова А.А. Научно-методические аспекты обеспечения гигиенической безопасности населения в условиях воздействия химических факторов. М.: МИГ «Медицинская книга», 2004. — 368 с.

6. Толмачова Л.П.

Окно в удивительный мир природы: Занимательная экология. – Д.: Сталкер, 1998. – 400 с.

7. СаНПиН 2.1.4. 1074 – 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.»

8. Истратова О. Н.

Психолог в начальной школе: справочные материалы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 406.[1] с.

9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт. – сост. Л. А. Савина; Худож. А. В. Кардашук, О. М. Войтенко. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998. – 448 с.

10. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.- сост. А. Е. Чижевский. Худож. В. В. Николаев, А. В. Кардашук, Е. В. Гальдяева. Под общ.ред. О. Г. Хинн – М.: Издательство АСТ-ЛТД, Олимп, 1997. – 432 с.

Приложение 1

Анкета

  • Как вы думаете, влияет ли питьевая вода на организм школьника?

  1. Да

  2. Нет

  • Какую воду вы пьёте дома?

  1. Водопроводную (из-под крана)

  2. Фильтрованную (проточный фильтр, кувшин и др.)

  3. Бутилированную (магазинную)

  4. Кипячёную

  5. Родниковую

  • Как вы думаете, может ли питьевая вода быть причиной болезней?

  1. Да

  2. Нет

  • Можно ли есть снег (сосульки)?

  1. Да

  2. Нет

  • Можно ли проверить качество питьевой воды в домашних условиях?

  1. Да

  2. Нет

  • Согласны ли вы с утверждением «Чистая вода - залог здоровья»?

  1. Да

  2. Нет

  • Какой способ очистки воды вы используете дома?

  1. Проточный фильтр

  2. Кувшин (фильтр)

  3. Кипячение воды

  4. Отстаивание воды

  5. Заморозка воды (вымораживание)

Приложение 2

Протоколы исследования качества проб питьевой воды.