III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

КАНИСТЕРАПИЯ
Рыбников Е.М.
Автор работы награжден дипломом победителя первой степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Актуальность. Каждый из нас в своей жизни, так или иначе, общается с домашними животными. Роль животных в жизни и становлении человека на протяжении почти всего развития человечества - велика. Животные в разные периоды, так или иначе, помогали человеку - и физически, и духовно. Благодаря животным у людей было питание, одежда, защита, тепло. Почти во всех культурах мира какое-то животное было олицетворением власти и духовного преклонения, добра и зла.

Есть ли психологический смысл в общении с животными? Существует ли научное обоснование положительного и лечебного влияния собак на человека? Каким же образом собаки оказывают терапевтическое воздействие и каковы результаты канистерапии? Все эти вопросы придают актуальность и практическую значимость данной темы.

Эксперты Организации Объединённых Наций (ООН) и Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) считают, что процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения планеты. В России ежегодно увеличивается количество детей, имеющих различные нарушения развития. Причины: патология беременности и родов, инфекционные и дегенеративные заболевания, отсутствие условий для здорового образа жизни, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально - технического обеспечения медицинских учреждений и др. Сегодня во всех странах мира много детей с диагнозом «детский церебральный паралич» (ДЦП). Психологи, психиатры, логопеды, дефектологи и неврологи бьют тревогу по поводу задержки психофизического развития детей. Такие дети нуждаются в комплексной терапии и в постоянном внимании. Одним из таких методов эффективной терапии может стать, широко распространённый в США и Европе, метод канистерапии, который приобретает всё большую популярность и в России.

Научная новизна. Состоит в том, что выявлены и впервые теоретически обоснованы особенности содержания тренировочного процесса на основе использования канистерапии у детей с психофизической задержкой развития.

Цель исследования: экспериментально обосновать влияния собак-терапевтов во время канистерапии на общее состояние и здоровья детей с психофизической задержкой развития. На примере канистерапии доказать благоприятное и лечебное влияние собак на жизнь людей в целом.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс во время занятий по канистерапии у детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психофизического развития.

Предмет исследования: содержание методики занятий канистерапии в учебно-тренировочные группы у детей с задержкой психофизического развития.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что собаки-терапевты, как основные участники канистерапии, и сама методика лечения, оказывают лечебное и благоприятное влияние на детей.

Задачи и пути достижения цели:

1.Выявить влияние канистерапии на психофизическое состояния детей с психофизической задержкой развития.

2.Разработать методику с применением канистерапии для детей с задержкой развития.

3.Оценить эффективность применения канистерапии на состояние здоровья детей с задержкой развития.

Методы исследования:

  1. Теоретические - изучение, анализ научной и учебной литературы по канистерапии.

  2. Практические - присутствие на коррекционно-развивающих занятий центра канистерапии Елены Дюковой в городе Перми. Применение методик на практике, сбор, анализ и обобщение результатов.

Структура исследовательской работы: изложена на 24 страницах компьютерного текста, и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Канистерапия – как один из методов влияния на организм человека

  1.  
    1. Предпосылки и история возникновения метода

Одной из предпосылкой появления канистерапии является одомашнивание собак. Как показывает история этого процесса, собака сопровождает человека практически с самого начала эволюции нашего вида. За это время у людей сформировался положительный подсознательный образ собаки, как защитника, помощника и друга.

Кроме этого, американскими учеными в 1982 году были проведены интересные исследования, которые показали отношение детей к собакам. Детям в возрасте от года до 1,5 лет показывали змей, пауков, крыс, кроликов, разные предметы и собаку. В эксперименте участвовали только те дети, которые никогда не видели животных. К изумлению исследователей из 67 детей увидевших собаку, 67 отреагировали на нее улыбкой. Такая реакция была отмечена только при демонстрации собаки. В ходе этих обсуждений была высказана смелая теория о том, что архетипический (подсознательный) образ собаки, как защитника, вполне может иметь место у человека. У детей собака вызвала положительную реакцию и интерес к себе.

Положительные терапевтические свойства при общении человека с домашними животными были известны ещё со времён Гиппократа, о чём свидетельствуют сохранившиеся документы, произведения искусства и данные раскопок археологов. В Древней Греции и Египте около 3 тыс. лет назад были обнаружены способности собак справляться с различными человеческими недугами.

Сохранившиеся документы свидетельствуют, что в 1792 году в английском городе Йорке собак использовали в терапевтическом процессе в больнице для душевнобольных. Во время ухода за животными больные общались с ними. Было отмечено положительное влияние такой методики и, как следствие, эффективное лечение.

Широкое распространение канистерапия получила во второй половине 20 века. Подробное описание положительного влияния на психику больных детей было сделано «отцом» анимал-терапии доктором Борисом Левинсоном, 21 Нью-Йоркским психологом в 1970 году. Он первый в современной истории подробно описал эффект положительного влияния на пациентов с расстройствами психики и нервной системы от общения с доброжелательно настроенными животными разных видов.

Чуть позже стали появляться статьи описывающие положительный эффект от канистерапии при работе с взрослыми пациентами, страдающими различными неврологическими, психическими и поведенческими расстройствами, развившимися вследствие инсультов, нейротравмы, рассеянного склероза, возрастных изменений.

Лабораторно подтвержден эффект быстрого снижения уровня стрессового гормона кортизола в крови и слюне пациентов, которых реабилитировали при помощи собак.

После Второй мировой войны врачи Красного Креста заметили, что в госпиталях, в которых разрешалось находиться собакам, раненые старались проводить с ними больше времени. Было отмечено, что в таких учреждениях процесс выздоровления происходил гораздо быстрее. В связи с этим в госпитале военно-воздушных сил в Нью-Йорке стали широко использовать этот метод.

Термин канистерапия пришел к нам из Польши в 90 годы 20 века. На данный момент медицинское сообщество пользуется термином animalassistedtherapydog, то есть терапия при помощи собаки. Канистерапия представляет собой специально организованное взаимодействие человека с собакой.

Канистерапи́я (от лат. сanis — собака + греч. терапия — лечение) — разновидность энималтерапии — метод лечения и реабилитации, с использованием специально отобранных и обученных собак. Канистерапию используют в медицинской и социальной реабилитации. Канистерапия может использоваться не только как психотерапевтическая методика, способствующая развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики, а также для усиления эффективности развития личности при коррекции, реабилитации и социальной адаптации детей с нестандартными особенностями развития. Существуют программы для слепых и слабовидящих детей для их общего развития, повышения интереса к познанию внешнего мира.

В настоящее время канистерапия может использоваться при лечении и таких серьёзных заболеваний как детский церебральный паралич, аутизм, гиперактивность, сердечно-сосудистые заболевания, различные фобии, тревожность, задержка речи. Это направление стало широко развиваться и распространяться не только за рубежом, но и в России.

  1.  
    1. Научное обоснование метода

Канистерапия, действительно, является эффективным психотерапевтическим методом терапии и реабилитации людей. Это не что-то надуманное и сверхъестественное, а вполне научно обоснованная методика лечения. Ниже приведены примеры таких обоснований:

  1. Сформировавшийся положительный образ собаки в подсознании человека, что является очень большим мотиватором для привлечения собак в качестве терапевтов.

  2. Американские ученые доказали, что при взгляде на собаку у человека уменьшается гормон стресса - кортизол и увеличиваются гормоны счастья - эндорфины.

  3. Замечено, что при стрессе люди берутся за голову, начинают теребить и трогать волосы, следовательно, идет контакт с волосами, а значит, и шерстью. Можно сделать вывод, что шерсть животных успокаивает.

  4. Собака даёт все сенсорные ощущения: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения, следовательно, во время контакта с собакой у детей развивается головной мозг, постоянно образуются новые связи между нейронами.

  5. Люди могут управлять своим дыханием, а у животных естественное дыхание и сердцебиение. В итоге при контакте с животными пациент настраивается на естественное дыхание и сердцебиение. Как результат такой слаженной работы, организм человека восстанавливается, следовательно, происходит естественное снабжение питательных веществ, идет обогащение клеток кислородом, мозг развивается, все органы и системы приходят в норму.

  6. Собака является хорошим тренажёром. С помощью собаки можно выполнить любые двигательные упражнения: хождение, ползание, массаж и т.д.

  7. Собака - терапевт подсказывает, постоянно мониторит состояние пациента (уровень сахара в крови, артериальное давление, учащение пульса и т.д.), она умеет подстраиваться под человека.

  8. Собаки обладают некоторыми качествами, сходными с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные инициативы человека.

  9. Собаки легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются.

  10. Собаки являются отличными эмпатиками, они способны выражать сочувствие.

  1.  
    1. Основные методы канистерапии, степени квалификации специалистов

Существует различие между деятельностью с участием собак и терапией с участием собак. Деятельность с участием собак подразделяется на пассивную и активную. При пассивной деятельности пациенты не контактируют непосредственно с собаками. В этом случае терапевтическое воздействие достигается путём наблюдения за животными в вольерах, природных парках — пациенты могут получать ощутимую пользу для здоровья просто от их присутствия. При активной деятельности во время общения с собаками терапевтический эффект достигается за счёт вовлечения животных в совместные игры с пациентами, а также процесс ухода за ними (расчёсывание, кормление).

Квалификация специалистов по канистерапии подразделяется на три основные степени:

  • Волонтёр-вожатый — доброволец, участвующий в процессе лечения. Обладает только базовыми знаниями в области канистерапии и терапевтических животных. Помогает в занятиях, проводимых уполномоченными лицами, но не имеет права самостоятельно проводить терапевтические мероприятия.

  • Волонтер-стажер — теоретически обученный доброволец находящийся в стадии прохождения практики работы в канис-терапии.

  • Методист — канис-терапевт (иногда называемый «куратор») — человек с образованием не ниже среднего профессионального в области педагогики, специальной педагогики, психологии, ЛФК, АФК. Должен обязательно пройти специализированный курс или подготовку в области канис-терапии, в том числе по организации работы канис-терапевтов. Канис-терапевт может самостоятельно вести мероприятия, составлять программы и методики на основе медицинских указаний квалифицированного врача или указаний педагога, руководить работой и контролировать волонтёров, проводить первичный отбор волонтеров и собак. Канис-терапевт не имеет права ставить диагнозы или давать рекомендации по лечению.

  • Специалист-канистерапевт — опытный специалист с полномочиями для осуществления определённого вида терапии или занятий. Обычно это врач,-невролог, психиатр, медицинский психолог, реабилитолог, инструктор ЛФК или АФК, или специальный педагог. Специалист-канистерапевт обязан завершить специализированные курсы и пройти дополнительные занятия по канистерапии.

  1.  
    1. Требования и подготовка собак-терапевтов

Для канистерапии пригодны собаки любых пород и беспородные. Статистика старейшей организации тестирующей собак-терапевтов с 1974 года — Therapy Dog International (TDI) — не показывает преобладания каких либо пород, в качестве собак терапевтов.

Собаки предварительно тестируются по специальным поведенческим тестам на отсутствие агрессивной реакции к людям, собакам, отсутствию страха громких звуков и нестандартных предметов (например раскрывающегося зонта). После этого собаки проходят обучение, завершающеяся сдачей экзамена и получения свидетельства «собака-средство реабилитации». В приложении на рисунке 1 прилагается фотография свидетельства.

Тест на сертификацию «Собаки-Терапевта» (TherapyDogInternationaltest – TDItest) включает в себя 2 градации тестирования. Собаки, сдавшие полностью весь тест, получают сертификат «Собаки-Терапевта», идентификационный жетон собаки- терапевта и попону. Собаки, сдавшие облегченный вариант теста, без пунктов:

Е (Послушание)

Л (Кресло-каталка)

М (Игра с пациентом)

О (Лапы)

получают свидетельство «Собаки-Помощника» (без жетона и попоны).

Собака-Помощник – это собака, которая может быть использована для работы с любыми пациентами и здоровыми людьми для нелечебной работы. Собака-Помощник не может быть использована для плановой терапии и реабилитации пациентов. То есть Собака-Помощник может участвовать в выступлениях, посещать детские дома, кружки, школы, социальные дома и т.п. Но эта собака не может быть использована для лечебной работы с пациентами с ДЦП, аутизмом и прочими заболеваниями. Собака-Помощник не должна проявлять агрессию и должна быть управляема – это основное, что от нее требуется.

Дополнительные сведения общего характера, касающиеся тестирования:

Тестирование проводят в помещении с искусственным освещением. Во время тестирования не должно быть дополнительных отвлекающих факторов, кроме тех, которые проводятся по пункту теста. К тестированию допускаются собаки не младше 6 месяцев, имеющие идентификационную метку, ветеринарное свидетельство, необходимые вакцинации, антигельминтную обработку соответствующие местному ветеринарному законодательству. По поводу идентификационной метки. До 2015 г это может быть как чип, так и клеймо. С 2015 г – только чип. Что делать, если у вашей собаки нет идентификационной метки? Собака будет допущена к тестированию. Но сертификат собака получает только после чипирования. Результаты тестирования заносятся в книгу регистрации и подлежат архивному хранению.

Собака-терапевт не порода, а стандарт обучения. Собаки мелких размеров успешно используются при работе с взрослыми, пожилыми и лежачими пациентами, пациентами хосписов. Крупные и средние собаки пригодны для работы с детьми и подростками, страдающими различными заболеваниями. Выбор размера и породы собаки-терапевта определяется стратегией реабилитации, а не личными пристрастиями специалиста-канис-терапевта. Для детей с девиантным поведением, психологическими отклонениями или имеющими ограниченные возможности часто используются северные ездовые собаки — маламуты, хаски, самоеды, чинуки, чукотские и таймырские ездовые собаки. Собаки этих пород отличаются особым доброжелательным отношением к людям и в особенности к детям. Часто используются собаки породы шелти, черный терьер. Овчарки (как группа пород) отличаются высоким уровнем альтруизма, а потому очень легко адаптируются и быстро включаются в программу терапии. Шелти также хороша тем, что даже у детей, склонных к фобиям, формирует положительные эмоции — обыгрывается образ всем известной доброй колли по кличке Лесси, но в миниатюрном варианте. Однако, это не значит, что адаптация пациента и собаки сводится к нулю. Мероприятия по адаптации необходимы в любом случае. Не самыми подходящими для терапевтической работы оказались пудели разновидности «той» и некоторые другие декоративные породы. В силу особенностей психики, они быстро устают и отказываются от работы и требуют очень длительной реабилитации, врожденная слабость психики не позволяет применять этих собак без вреда для них самих. Возможности собак декоративных пород ограничиваются рамками реабилитации и лечебной кинологии, но для терапии эти возможности недостаточны

  1.  
    1. Мировое признание. Канистерапия в России

С 1976 года энималтерапия с собакой или канистерапия применяется в различных клиниках, реабилитационных центрах, домах ухода, военных госпиталях и других подобны учреждениях. Международная база медицинских исследований Pubmed содержит более 230 статей о применении канис-терапии в медицинской практике и около 1500 статей о применени энимал-терапии.

  • С 1 июля 2010 года в Польше введена специальность «канистерапевт» в государственный список профессий, благодаря инициативе Польского Общества Канистерапии (PTK).

  • В некоторых клиниках Германии официально применяют канис-терапию.

  • На двух специальных фермах при больнице содержатся животные от мелких (которых можно взять в руки) до крупных (например: верховых лошадей).

  • В Норвегии подготовкой собак-помощников занимаются целые государственные учреждения и благотворительные сообщества. Щенков для этих целей зачастую бесплатно предоставляют владельцы собачьих питомников

  • В США 95 % животных, используемых в психотерапии, составляют собаки.

  • В Великобритании в Исследовательском Центре выявления рака и биологических опасностей с помощью собак (англ. Cancer and Bio-Detection Dogs research center) в Эйлсбери, производится целенаправленное обучение собак, направленное на распознавание опасного уровня глюкозы в крови диабетиков. По завершении обучения они будут переданы больным с сахарным диабетом 2-го типа.

  • В Финляндии, в ряде городов, практикуется помощь собак для корректировки логопедических проблем у детей

В России канистерапия используется ограниченно. На пути широкого применения собак в больницах встает как законодательство, так и предубеждение. Имеет место также неосведомленность и ложное представление о методе. В девяностых годах Наталья Фёдоровна Орбелиани, первая сделала попытку не только разработать методики подготовки собак, но и систематизировать и описать их, сформулировать требования к работающим с детьми собакам. Основной задачей занятий было знакомство детей с собаками и формирование позитивного отношения к животным. В 2003 году в Москве был создан коллектив «Солнечный Пёс» - группа энтузиастов с собаками, обученными по курсу «собака-терапевт» или 22 «собака-помощник инвалида», которые в экспериментальном порядке, в сотрудничестве с врачами-неврологами, логопедами, дефектологами, родителями детей с нарушениями в развитии разрабатывают комплексную долгосрочную программу канистерапии. В начале 2012 года в Санкт-Петербурге зарегистрировано «Сообщество поддержки и развития канистерапии». Члены организации проходили обучение методам и приемам реабилитации с помощью собак. Создаются и отрабатываются методики реабилитации больных с различными диагнозами. Совместно с СПБГМУ им. Павлова проводятся исследования клинической эффективности канистерапии при реабилитации больных после инсульта. Таким образом, предпринята попытка упорядочить стихийную работу энтузиастов, свести к нулю риск нанесения вреда пациентам, а также создать материальную и информационную базу для развития данного направления реабилитации больных.

В Перми «Благотворительный собачий театр» в настоящее время только начинает работу в направлении канистерапии. «Благотворительный собачий театр» организовывает периодические праздники для детей детских домов. Организатором одним из таких мероприятий является Елена Дюкова. Елена активно проводит занятия по канисттерапии со своим ирландскиим терьером Никой (собака-терапевт) в центре уже на протяжении многих лет. Фотография Ники прилагается в приложении – рисунок 2. Организует фестивали, мастер-классы, семинары, где рассказывает о всех тонкостях работы с детьми-инвалидами. Фотографии – приложение, рисунки 3,4,5,6. Она является профессиональным кинологом, очень добрым и отзывчивым человеком. Все занятия для детей в ее центре проходят на бесплатной основе с единственной целью – помочь детям и поддержать их родителей.

Глава 2. Организация и методика исследования

  1.  
    1. Обзор основных методов канистерапии на примере занятий по канистерапии Елены Дюковой

Исследования проводились на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Дог-актив" по будням и по субботам в специально оборудованном зале школы №122. В будни занятия проходят в вечернее время с 16..00 до 20.00, а по субботам в дневное с 11.00 до 15.00. Как правило, занятия проходят по предварительной записи, заранее обговаривается структура занятий. Продолжительность одного занятия в среднем 30 – 40 минут. Ведется документация, динамика развития ребенка отслеживается специалистом.

Все свои занятия Елена проводит на безвозмездной основе. Она говорит, что не может брать деньги с родителей, у которых дети инвалиды. Тем не менее, родители детей стараются всегда отблагодарить Елену Дюкову и ее замечательную собаку Нику, кто чем может. На занятиях всегда царит атмосфера любви и доброиы и бесконечные слова благодарности за эти занятия.

Из интервью с Еленой Дюковой, я узнал, что для достижения результатов и динамики в лечении минимум необходимо посетить 10 полноценных занятий после подготовительного этапа занятий. Конечно, продолжительность количества занятий по канистерапии определяется индивидуально и зависит от степени задержки в развитии.

Весь процесс по канистрерапии Еленой был орагнизован следующим образом:

  •  
    1. Занятия проходили на мягком гимнастическом коврике или на мате.

    2. Сертифицированная собака-терапевт ирландский терьер Ника все время работы находилась на мягком поводке (или в шлейке с жестким поводом – при работе с не ходящими детьми). Недопускается использование поводков-рулеок, т.к они могут выпасть из руки ребенка и травмировать его или собаку.

    3. Во время работы собака и ребенок все время находились на расстоянии вытянутой руки от канистерапевта Елены.

    4. Перед занятиями собака помыта, находится в отличной физической форме, без соматических заболеваний.

    5. Во время занятий мамы детей также находились с ними на ковриках

    6. Обычно занятие проходило в индивидуальной форме, но есть и групповые – до трех человек.

    7. Во время занятий используются дополнительные предметы, игрушки, такие как кольца, расческа, мячики и т.д.

    8. Все занятия проходили в очень доброжелательной обстановке, в игровой форме. Особенно завораживали эмоции детей во время общения и совместной работы с Никой.

Сами занятия в зависимости от состояния и успехов ребенка делятся на несколько этапов. Сначала необходим подготовительный этап, на котором требуется, в зависимости от состояния ребенка, от одного до десяти и более занятий продолжительностью не более пятнадцати минут. Такое ограничение во времени объясняется тем, что ребенок на первых занятиях быстро утомляется от большого количества раздражителей и воздействия на различные анализаторы, особенно тактильного, зрительного, слухового, а также от обилия новых впечатлений. Это и шерсть собаки, ее тепло, холодный нос, шершавые подушечки на лапках, разнофактурные игрушки, ковры с различной поверхностью и т.д.

На втором (основном) этапе по принципу «от простого к сложному». Перед началом упражнения проговаривается стоящая перед ребенком задача. Используются следующие упражнения на пространственную ориентацию:

  1. Ходьба с собакой на поводке в заданном темпе

  2. Преодоление вместе с собакой невысоких препятствий, горки, тоннеля, ползание под собакой.

  3. Выполнение элементов общего курса дрессировки на месте, хотьба по заданному маршруту – проведи собаку от красного конуса к зеленому, потом к синему, «змейка» между конусами и т.д.

Далее даются упражнения на расслабление, лежа и сидя с лежащей собакой. В это время вводятся упражнения на формирование мелкой моторики:

  1. «Где у Ники носик, ушки, лапки?».

  2. Причесывание собаки с помощью расчестки,

  3. Поглаживание собаки

  4. Манипуляции с игрушками

  5. Пальчиковые игры

  6. Определение частей тела

  7. Игры с бубном

  8. Надевание колец на собаку и т.д.

  9. Во время этой части ребенок может читать собаке вслух, кормить ее.

Затем вводятся упражнения на активную совместную работу с собакой:

  1. Упражнения и игры на апортировку – ребенок бросает мяч собаке, а та приносит его обратно, ребенок берет мяч и снова бросает.

  2. Отработка жестовых или голосовых команд.

  3. Введение элементов фристайла (танец с собакой).

  4. Игра «спрячь игрушку»

  5. «Назови игрушку»

  6. «Кто быстрее по команде доползет до игрушки, ты или собака?»

В результате таких занятий решаются самые разные коррекционные задачи: на цветовое, пространственное восприятие, формирование и коррекцию речи и т.д. Перешагивание через препятствия улучшает равновесие, все это развивает координационные способности. Переползание по поверхности разной фактуры, манипуляции с разнофактурными игрушками, контакт с шерстью собаки стимулирует сенсорное восприятие, тем самым влияя на развитие зон в коре головного мозга. Уход за собакой приучает к ответственности, опрятности, формирует понятие частей тела и т.д.

Третий заключительный завершается или свободным общением ребенка с собакой, или любимым упражнением, которое у ребенка получается лучше всего, чтобы поддержать положительный эмоциональный фон, интерес ребенка к дальнейшим занятиям. В конце занятия ребенок угощает и благодарит собаку за работу.

Таким образом, канистерапия погружает маленького пациента в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение поставленной реабилитационной задачи, создаёт условия для разрушения уже существующих порочных функциональных систем и формирования новых, более физиологичных. Помимо этого, общение с животным улучшает эмоциональный фон больного ребёнка и расширяет его диапазон знаний об окружающем мире.

  1.  
    1. Описание клинических случаев и пациентов центра с различными диагнозами

Для исследования и оценки результатов были отобраны 3 ребенка дошкольноого возраста до 7 лет и 3 ребенка младшего возраста до 11 лет. В приложении на рисунках 7-12 изображены фотографии некоторых детй с практических занятий по канистерапии. По договоренности с Еленой, удалось посетить два занятия с детьми нужных возрастов, для этого понадобилось два дня. Дополнительно к этим двум дням, у нас состоялась с Еленой Дюковой в самом начале моей исследовательской работы, еще одна очная встреча, где я узнал все тонкости работы центра по канистерапии и теоретическую базу метода.

В проводимых нами исследованиях приняло участие 6 детей с разной степенью отклонений в психофизическом развитии:

  1. Мальчик Глеб – 6 лет, синдром Дауна. Синдром Дауна — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями. С первых же занятий Глеб проявил большой интерес к Нике, легко пошел на контакт с Еленой, к нам подходил пару раз. Глеб охотно занимался, выполнял все упражнения, с удовольствием угощал собаку. За семь занятий хорошо усвоил основные команды, при небольшой коррекции со стороны Елены справлялся с управлением собакой. Не сразу получалось найти игрушку, порой отвлекался, не с первого раза удавались упражнения на мелкую моторику. К концу 10 занятия был виден существенный прогресс.

  2. Мальчик Дима – 6 лет, ДЦП. Детские церебральные параличи — термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном (околородовом) периоде. Дима мог ходить только с поддержкой, правая рука приведена к груди, у левой спастика менее выражена, мог неуверенно захватить предмет. Не говорил. На первых же занятиях проявил интерес к собаке, охотно взял поводок, быстро запомнил основные жесты. После подготовительного этапа начал ходить с собакой в качестве подвижной опоры, без поддержки. Когда увлекался игрой в мяч, собака переставала подавать ему апорт чётко в руку, как была обучена, а бросала под ноги. Мальчику приходилось наклоняться и самому брать мяч с пола, инструктор в разгар игры подключал более спастичную правую руку. Постепенно Дима научился бросать апорты правой и левой рукой, после таких игр и причёсывания собаки правая рука практически полностью распрямлялась. Родители Димы отметили, такой эффект сохраняется на несколько дней.Через полгода занятий Дима играл с собакой в футбол (забивал мяч в ворота, собака, как вратарь, ловила мяч), самостоятельно ходил и бегал с собакой на поводке, научился самостоятельно вставать у стены и посреди зала, опираясь на собаку. Дома под впечатлением от занятий самостоятельно начал рисовать собак.

  3. Девочка Юля – 5 лет, ГМД. Генерализованная мышечная дистония – двигательные расстройства, при которых устойчивые мышечные сокращения вызывают скручивание и повторяющиеся ненормальные движения. Поначалу Юле на занятиях было очень сложно скоординировать свои движения. Она не могла без помощи взрослых взять нужный предмет, надеть кольца на Ники и т.д. Спустя месяц Юлины движения уже были скорректированы частично, отдельные элементы упражнений она выполняла самостоятельно. Могла без промаха показать части тела собаки, проползти вместе с собакой, расчесать ее, прицепить прищепки на поводок.

  4. Мальчик Арсений 8 лет, боялся собак, фобии. На первых занятиях проявлял негативную реакцию, кричал, сидя на руках у мамы, на контакт ни с кем из сотрудников не шёл, при малейшем приближении собаки крики усиливались. В течение пяти занятий инструктор с Никой на поводке и в ошейнике из бубенцов постепенно и плавно приближался к сидящему на руках у мамы Арсению, привлекая его внимание звуками бубенцов, бубна ( мальчик начинал прислушиваться и замолкал, при этом подпускал собаку ближе) выполняемыми собакой в замедленном темпе элементами фристайла. После пятого занятия Арсений начал спокойно подпускать собаку к себе, но по прежнему не шёл на контакт ни с собакой, ни с инструктором. Ему предлагались упражнения "Кто громче ударит в бубен" . Арсений бил в бубен по очереди с собакой, "Укрась собаку"- на шею собаки ребёнок надевает, затем снимает ремни с бубенцами, "Дотянись до бубна"-чтобы ударить в бубен, Арсению нужно было тянуться через собаку и т.д. Все позитивные действия мальчика подкреплялись маленькими кусочками шоколада. Постепенно Арсений начал не только интересоваться, но и брать в руки специальную жёсткую шлейку и поводок с прикрепленными бубенцами, в сопровождении мамы ходить по кругу с собакой, держась за шлейку.На десятом занятии, Арсений, неожиданно сам взял в руки поводок и шлейку и самостоятельно пошёл с собакой по кругу, по команде инструктора подвёл собаку к маме, надевал и снимал с собаки нарядный колпачок, причёсывал собаку, пытался угощать.

  5. Девочка Ксения 10 лет, поражение головного мозга, не говорила. Очень долго проходила курс канистерпаии. Елена просила ее дать команду Нике – Дай лапу, принеси мячик и т.д. Примерно, на 15 занятии она впервые начала говорить слогами, к концу 17 занятия уже говорила отдельные слова. Девочка общалась только с собакой, со взрослыми по-прежнему нет. Мама с Ксенией продолжают занятия по канистерапии до сих пор. Они очень благодарны, что есть положительная динамика.

  6. Девочка Ирина – 7 лет, РДА. Ранний детский аутизм - психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Со слов мамы, не только боялась собак, но и не переносила звука детских голосов. Когда собака неподвижно легла, заинтересовалась предложенным поводком, попыталасяь воздействовать им на собаку, потрогать её ногой, но после каждой новой попытки возвращалась к маме на колени. Постепенно смогла спуститься на пол, собака Ника плавно встала и, по команде инструктора, начала медленно двигаться вперёд, слегка натягивая поводок и побуждая ребёнка двигаться за собой. На этом занятии девочка смогла сделать свои первые шаги от мамы. Делала попытки прикоснуться к собаке, но сразу после попытки увеличивал дистанцию на длину поводка. Заинтересовалась мячом с бубенцами, по команде инструктора бросила мяч, который подала собака. После того, как несколько раз Ника подала девочке апорт, она засмеялась, и впервые в жизни погладила собаку.По словам родителей, после этого занятия Ирина начала спокойно реагировать на встречных собак на улице.На следующих занятиях Ирина сразу брала поводок, шла с собакой по кругу, начала преодолевать с собакой небольшие препятствия, бросать апорты, но быстро теряла интерес к занятиям, переключаясь на различные предметы. При применении звуковой стимуляции (предложенные в качестве апорта игрушки с бубенцами, пищалками) возобновляла игру с собакой, гладила, смеялась. Начала повторять за инструктором жестовые команды собаке.

Глава 3. Результаты исследования по канистерапии.

  1.  
    1. Анализ влияния методов канистерапии на психофизическое развитие детей с различными отклонениями

В комплекс специальных занятий включались следующие упражнения: дыхательные, артикуляционные, пальчиковая гимнастика, подвижные игры дидактического направления. Все упражнения несли сюжетный смысл, что позволяло расширить представления детей об окружающей среде. Активные действия с предметами способствовали восприятию и различению цвета, формы, величины, веса, качества материала и других свойств предметов. Для этого применяли малый (флажки, кубики, кегли, скакалки и др.) и большой (обручи, мячи и т.д.) физкультурный инвентарь и т.д.

После внедрения методики канистерапии были достигнуты результаты, которые мы определяли путем сопоставления исследуемых показателей у детей до эксперимента и после него.

Сравнительный анализ результатов по канистерапии.

Имя ребенка

Возраст

Диагноз

До занятий

Через 10 занятий

Через 20 занятий

Юля

5 лет

ГМД

Двигательные расстройста, нарушена координация движений

Выполняла упражнения с помощью тренера или мамы

Самостоятельно смогла прицеплять прищепки, надевать кольца на собаку, проползать под собакой.

Дима

6 лет

ДЦП

Неуверенно захватывал предметы, мог ходить только с поддержкой, не говорил.

Начал ходить с собакой в качестве подвижной опоры

Научился самостоятельно бросать мячи Нике обеими рукми, правая рука почти полностью распрямилась, спастика стала уменьшаться.

Глеб

6 лет

Синдром Дауна

Не мог сконцентрировать внимание, с трудом удавались упражнения на мелкую моторику, был крайне подвижен, эмоционально неустойчив, затруднения с речью

Стал более внимателен, появилась концентрация на предмете. С небольшими подсказками выполнял все действия.

Мог самостоятельно выполнить упражнения с кольцами, прищепками, расчесать и покормить собаку. Проползал под собакой. Пытался повторять команды, проговаривал вслух.

Арсений

8 лет

Фобии

Негативная реакция, кричал, не шел ни с кем на контакт.

Начал подпускать собаку к себе, украшал ее, бил в бубен по очереди с собакой.

Мог самостоятельно ходить по кругу с собакой, расчесывал, угощал собаку.

Ксения

11 лет

Пораже-ния ГМ

Не говорила

Выполняла упражнения все молча, постепенно начала повторять звуки, слоги

Впервые появились отдельные слова во время совместной работы с Никой.

Ирина

7 лет

РДА

Боялась любого контакта, не могла переносить звук детских голосов.

Стала делать первые попытки, чтобы погладить собаку.

Начала активно играть с собакой, давать команды – апорт, смеялась, расчесывала, украшала собаку.

Итак, изучение динамики уровня психофизических функций показало достоверные изменения в показателях у детей. Сравнительный анализ исходных данных с конечными свидетельствует об эффективности методики канистерапии детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с различными отклонениями, с задержкой в развитии. Все дети, которые регулярно посещали занятия по канистерапии показали положительную динамику. Следовательно, вышеупомянутое еще раз подтверждает высокую эффективность разработанной и существующей методики канистерапии для детей с задержкой в развитии.

Заключение

Анализ литературных источников позволил установить, что на сегодня в России ежегодно увеличивается количество детей, имеющих различные нарушения развития в силу разных причин.

Нами было проведено исследование на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Дог-актив" с 30 января по 1 марта 2017 года. Всего в исследовании было задействовано 6 детей: 3 ребенка дошкольного возраста и 3 ребенка младшего школьного возраста с различными отклонениями.

Был проведен анализ показателей здоровья детей до занятий по канистерапии, после 10 занятий и через месяц. Все дети показали положительную динамику. Результаты внедрения канистерапии свидетельствует о значительном улучшении здоровья детей и показателей физического и психического развития. Об эффективности специальных занятий свидетельствует прирост всех исследуемых показателей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Сравнительный анализ исходных данных с конечными свидетельствует об эффективности проводимой методики канистерапии для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с задержкой в развитии.

Разработанная методика физических упражнений способствовала коррекции психофизического развития детей данной категории.

Улучшилось качество таких показателей как: двигательная память, мелкая моторика, статическая координация, общее эмоциональное состояние ребенка значительно улучшалось.

Таким образом, цель исследовательской работы достигнута, задачи решены. Теперь можно, несомненно, заявить о правильности выдвинутой гипотезы. Действительно, собаки-терапевты, как основные участники канистерапии, и сама методика лечения, оказывают лечебное и благоприятное влияние на детей, в этом мы убедились на практических занятиях по канистерапии.

Канистерапия – это занятия со специально обученными собаками, направленные на коррекцию, реабилитацию и социальную адаптацию лиц, нуждающихся в социально-психологической помощи, проводимые под руководством квалифицированного канистерапевта. Канистерапия – метод, содействующий возрастанию психологического здоровья личности. Понимание канистерапии является широким. Она может предполагать • Использование собаки как тренажера,• Использование собаки как мотиватора поведения,• Рассмотрение собаки как участника группового психотерапевтического действия. Канистерапия рассматривается как профессиональный вид помощи, требующий специальной подготовки канистерапевтов и специального обучения животных, соблюдения правил техники безопасности и этического кодекса канистерапевта.

Библиографический список

1. Агафонычев В. Как нас лечат собаки. М., 2015

2. Борякова Н.Ю. «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии». М.:АСТ; Астель, 2008 – 222 с.

3. Ильичев В.Д, Силаева О.Л., с использованием данных из книги J.Serpell «IntheCompanyofAnimals». Любимые животные вместо лекарств.

4. Кряжева Н.Л. «Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей». - Академия Развития, Академия И К°, 2010г.

5. Русский медицинский журнал, Том 10 № 5, 2002 .

6. Медведев А., Медведева И. Собака-целитель. 10 основных методов канистерапии. М., 2007

7. Субботин А.В., Ращевская Л.Л. Лечебная кинология// Теоретические подходы и практическая реализация /А.В. Субботин, Л.Л. Ращевская. - М.: Макцентр, 2004. – 96 с.

8. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: Российское психологическое общество, 2009

9. Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/Канистерапия

http://www.perm.aif.ru/society/details/123878

http://konovalovanv.teach.obr55.ru/files/2014/11

/Канис-терапия-при-синдроме-Дауна.pdf

Приложения

Рисунок 1 – Свидетельство соответствия собаки

Рисунок 2 – ирландский терьер Ника

Рисунок 3 – Семинар Елены Дюковой

Рисунок 4 – Мастер-класс Елены Дюковой

Рисунок 5 – Мастер-класс Елены Дюковой

Рисунок 6 – Мастер-класс Елены Дюковой

Рисунок 7 – Арсений (практические занятия)

Рисунок 8 – Глеб (практические занятия)

Рисунок 9 – Юля (практические занятия)

Рисунок 10 – Юля (практические занятия)

Рисунок 11 – Глеб и Юля (практические занятия)

Рисунок 12 – Глеб и Юля (практические занятия)

Эмблема мероприятий по Канистерапии в Перми