III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИССЛЕДОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА БУ «УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Большакова М.Г.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Здоровье человека формируется в подростковом возрасте под влиянием биологических и социальных факторов. От нормального физического развития, функционирования органов и систем человека зависит способность его организма сохранять устойчивость к внешним факторам, адаптироваться к меняющимся условиям среды. Существует множество методов оценки состояния здоровья, одним из которых является метод определения биологического возраста.

Актуальность исследования связана с тем, что современный человек ведет малоподвижный образ жизни, мало заботиться о своем здоровье, что приводит к преждевременному старению организма. В подростковом возрасте происходит усиленный рост и развитие организма. Поэтому важным является мотивировать студентов заботиться о своем здоровье, предупредив преждевременный износ и старение организма, ведь от этого зависит будущая жизнь и профессиональная деятельность выпускника колледжа.

Цель исследования: изучение биологического возраста и состояния здоровья студентов 1 курса.

Задачи исследования:

1. Определение показателей, характеризующих биологический возраст человека;

2. Выявление признаков преждевременного старения организма среди студентов колледжа;

3. Определение состояния здоровья студентов;

4. Разработка практических рекомендаций (памятки) по сохранению здоровья студентов.

Объект исследования: студенты 1 курса.

Предмет исследования: биологический возраст и состояние здоровья студентов.

Гипотеза исследования:у студентов может быть выявлено несоответствие календарного и биологического возрастов, преждевременное старение организма.

Методы исследования: методы определения функционального состояния организма (проба Штанге (продолжительность задержки дыхания после глубокого вдоха), определение артериального давления), определение времени статической балансировки, определение массы тела; анкетирование; статистические методы.

Практическая значимость работы. Исследования, проведенные в работе, могут использоваться для определения биологического возраста и состояния здоровья студентов и сотрудников колледжа.В работе даны практические рекомендации по сохранению здоровья студентов. Материалы также могут быть представлены к печати с целью привлечения внимания общественности к данной проблеме и популяризации здорового образа жизни среди студентов и молодежи. В дальнейшем планируется создание и реализация проекта по здоровьесберегающим технологиям среди студентов и сотрудников колледжа.

1. Обзор литературных источников

Биологический возраст – это показатель, отражающий степень морфологического и физиологического развития организма [6]. Биологический возраст по В. В. Фролькису [7] может служить мерой изменения во времени биологических возможностей организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный) возраст не является достаточным критерием состояния организма человека. Среди сверстников по календарному возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений.

Теоретически физиологическое старение организма человека и его биологический возраст должны совпадать. Если биологический возраст отстает от календарного, то это может говорить о большей продолжительности жизни, если же они равны, то идет нормальный физиологический процесс, если же календарный возраст отстает от биологического – это преждевременное старение [4].

Если биологический возраст превышает календарный – это означает, что повышен риск развития заболеваний иммунной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы. Преждевременно стареющие люди быстро устают, ощущают слабость, у них нарушается сон, появляются боли в суставах, головные боли. Сейчас не редкость, когда такое самочувствие появляется у совсем молодых людей. Причины, приводящие к таким состояниям - это нервно-эмоциональное перенапряжение, психическое переутомление, гиподинамия, неправильное питание, употребление алкоголя, курение.

Все составляющие здоровья влияют на биологический возраст. Укрепление здоровья или стабилизация - это замедление старения. Суровые, неблагоприятные условия жизни, постоянный тяжёлый физический труд, психологический дискомфорт не закаляют, а преждевременно изнашивают организм. Между показателями уровня индивидуального здоровья и биологического возраста существует достаточно жесткая корреляционная связь, вплоть до того, что при некоторых обстоятельствах возможно применять методики исследования одного с целью определения другого и наоборот [6].

Факторы, увеличивающие биологический возраст:

1. Неправильное питание;

2. Гиподинамия;

3. Вредные привычки (курение, алкоголизм);

4. Постоянные стрессы;

5. Неблагоприятная экологическая ситуация.

Факторы, уменьшающие биологический возраст:

1. Здоровая пища: овощи, фрукты, морепродукты.

2. Спорт (аэробика, плавание, регулярные занятия фитнесом);

3. Дружелюбие, уважительное отношение, любовь к другим людям;

4. Отказ от вредных привычек.

Методы определения биологического возраста.

В 80-е годы сотрудниками Института геронтологии АМН СССР под руководством В.П.Войтенко интенсивно разрабатывались методы определения биологического возраста. В последнее время исследования по этому вопросу проводятся в лаборатории онтогенеза Пермской медицинской академии [5].

Классификация методов определения биологического возраста:

1. Метод Моргана (1977) - по показателям артериального давления, слуха, зрения, зубным индексам [1];

2. Метод Вебстера I (1976) - по содержанию мочевины в крови, холестерина в плазме, сывороточного кальция, форсированному объему выдоха, систолическому артериальному давлению, скорости оседания эритроцитов [1];

3. Метод Вебстера II (1985) - по параметрам жизненной емкости легких, систолического артериального давления, содержанию мочевины в крови, холестерина в плазме сывороточного кальция [1];;

4. Метод Фурукавы (1975) - по показателям артериального давления, роста, массы тела, жизненной емкости легких, динамометрии кисти, гибкости туловища, состоянию зрения, частоте сердечных сокращений [1];;

5. Метод Суоминена (1978) - по показателям жизненной емкости легких, систолического артериального давления, вибрационной чувствительности, символ-цифрового теста, слуха и максимального поглощения кислорода при физической нагрузке [1];

6. Метод Института геронтологии АМН СССР (1984) - по показателям артериального давления, продолжительности задержки дыхания на вдохе и выдохе, жизненной емкости легких, массе тела, состоянию слуха и зрения, статической балансировке, скорости распространения пульсовой волны по артериям эластичного и мышечного типа и их соотношению, электрокардиографическим показателям, субъективной оценке здоровья, символ-цифровому тесту [2].

2. Основная часть

В ходе выполненной работы нами было обследовано 75 студентов 1 курса (44 юноши и 31 девушка). Возраст обследуемых составил 16 лет. Обследованные лица были разделены по полу.

Исследование биологического возраста проводилось по методике В. П. Войтенко [3]. На первом этапе проводились исследования физиологических показателей:

1. МТ (масса тела). Определялось при помощи электронных весов (взвешивание проводилось в килограммах);

2. АДС (артериальное давление систолическое) измерялось с помощью аппарата для измерения артериального давления (АД) на правой руке в мм.рт.ст.;

3. АДП (артериальное давление пульсовое). Это разница между АДС (артериальным давлением систолическим) и АДД (артериальным давлением диастолическим);

4. ЗДВ (продолжительность задержки дыхания после глубокого вдоха) измерялось трижды с интервалом 5 минут с помощью секундомера. Учитывалась наибольшая величина ЗДВ, измеренная в секундах;

5. СБ (статическая балансировка) определялась при стоянии испытуемого на левой ноге, без обуви, с закрытыми глазами, опущенными вдоль туловища руками. Продолжительность СБ измерялась трижды с помощью секундомера с интервалом 5 минут. Учитывался наилучший результат. СБ измерялась в секундах.

На втором этапе проводилась субъективная оценка здоровья (СОЗ) студентов методом анкетирования [3]. Анкета включала 29 вопросов (приложение 1). Для первых 28 вопросов анкеты возможны ответы "Да" или "Нет". Неблагоприятными считались ответы "Да" на вопросы 1-25 и ответы "Нет” на вопросы 26-28. На вопрос 29 в анкете возможны следующие ответы: «хорошее», «удовлетворительное», «плохое» и «очень плохое». Неблагоприятным считался один из двух последних ответов. После ответов на вопросы анкеты подсчитывалось общее количество неблагоприятных ответов (оно может колебаться от 0 до 29). Число неблагоприятных ответов, выраженное цифрой от 0 до 29, входило в формулу для определения биологического возраста, вместо стоящих в формуле букв СОЗ. Индекс субъективной оценки здоровья (СОЗ) является информативным критерием для оценки признаков преждевременного старения, имеющихся у человека.

На третьем этапе для определения биологического возраста студентов была использована расчётная формула [3]:

1. БВ (биологический возраст) мужчин:

БВ (м) = 26,985 + 0,215 АДС - 0,149 ЗДВ - 0,151 СБ + 0,723 СОЗ

2. БВ (биологический возраст) женщин:

БВ (ж) = -1,463 + 0,415 АДП - 0,140 СБ + 0,248 МТ + 0,694 CОЗ

На четвертом этапе проводился анализ результатов исследования, статистическая и графическая обработка результатов исследования при помощи программы Microsoft Office Excel.

На пятом этапе были разработаны практические рекомендации (памятка) по сохранению здоровья студентов.

По результатам анкеты «Субъективная оценка здоровья» нами были определены состояние здоровья и признаки преждевременного старения (приложение 2). На диаграмме видно (приложение 2, рис. 1), что 45 % студентов (34 человека) оценивают состояние своего здоровья как хорошее, 39 % студентов (29 человек) оценивают состояние своего здоровья как удовлетворительное, 16 % студентов (12 человек) оценивают состояние своего здоровья как плохое. Проведенное анкетирование показало, что студенты разного биологического возраста неодинаково оценивают состояние своего здоровья.

Данные графика (приложение 2, рис. 2) показывают, что 16 студентов беспокоят головные боли, 13 студентов беспокоят боли в области сердца, 9 студентов беспокоят боли в суставах, 8 студентов беспокоят боли в области поясницы, у 6 студентов ухудшилось зрение, 5 студентов беспокоят боли в области печени, у 3-х студентов бывают головокружения.

Расчет биологического возраста студентов показал (приложение 3, рис. 1), что у 61 % юношей (27 человек) он превышает календарный в среднем на 13-20 лет, у 29 % юношей (13 человек) он практически совпадает с календарным (превышение не более 1-3 лет), у 10 % юношей (4 человека) биологический возраст меньше календарного (на 1-2 года). У 52 % девушек (16 человек) биологический возраст превышает календарный на 10-13 лет, у 42 % девушек (13 человек) оп практически совпадает с календарным (превышение не более 1-2 лет), у 6 % девушек (2 человека) биологический возраст меньше календарного (на 2-3 года) (приложение 3, рис. 2). Проведенные исследования отражают общую тенденцию ухудшения здоровья подростков и ставят задачу сохранения и укрепления здоровья молодежи. Поэтому нами были разработаны и розданы памятки студентам колледжа по сохранению их здоровья (приложение 4).

Заключение

В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Среди студентов более половины составляют лица с признаками преждевременного старения (61 % юношей и 52 % девушек);

2. Биологический возраст соответствовал календарному у 29 % юношей и 42 % девушек;

3. Биологический возраст был меньше календарного у 10 % юношей и 6 % девушек;

4. У девушек наблюдается меньшая скорость старения по сравнению с юношами, что совпадает с общим мнением геронтологов, согласно которому женщины медленнее стареют и живут дольше.

5. Наблюдается общая тенденция ухудшения здоровья подростков, что может быть связано с неправильным питанием, малоподвижным образом жизни, вредными привычками, климатическими условиями.

6. Разработаны и розданы памятки студентам колледжа по сохранению их здоровья.

Список использованных источников

1. Бердышев, А. Г. Реальность долголетия и иллюзия бессмертия / А. Г. Бердышев. - М: Медицинская книга Н.Новгород: НГМА, 1989. - 343 с.

2. Верхацкий, Н. П. Предупреждение преждевременного старения / Н. П. Верхацкий. - М.: Медгиз, 1978. - 256 с.

3. Войтенко, В.П. Биологический возраст. /В. П. Войтенко // Биология старения. - Л.: Наука,1982. - С. 102-115

4. Гаврилов, Л.А. Биология продолжительности жизни / Л. А. Гаврилов, Н.С. Гаврилова. - М.: Наука, 1986. - 122 с.

5. Минц, А. Я. Показатели функционального состояния нервной системы в определении биологического возраста / А. Я. Минц. - М.: Наука, 1984. - 365с.

6. Павловский, О.М. Биологический возраст человека / О. М. Павловский. - М.: МГУ, 1987.- 454 с.

7. Фролькс, В. В. Старение и биологические возможности организма / В В. Фролькс - М.: Наука, 1975. - 293 с.

Приложение 1

Анкета «Субъективная оценка здоровья» (СОЗ)

1. Беспокоят ли Вас головные боли?

2. Можно ли сказать, что Вы легко просыпаетесь от любого шума?

3. Беспокоят ли Вас боли в области сердца?

4. Считаете ли Вы, что в последние годы у Вас ухудшилось зрение?

5. Считаете ли Вы, что в последнее время у Вас ухудшился слух?

6. Стараетесь ли Вы пить только кипяченую воду?

7. Уступают ли Вам место в автобусе, троллейбусе, трамвае младшие по возрасту?

8. Беспокоят ли Вас боли в суставах?

9. Бываете ли Вы на пляже?

10.Влияет ли на Ваше самочувствие перемена погоды?

11.Бывают ли у Вас такие периоды, когда из-за волнений Вы теряете сон?

12.Беспокоят ли Вас запоры?

13.Считаете ли Вы, что сейчас Вы так же работоспособны, как прежде?

14.Беспокоят ли Вас боли в области печени?

15.Бывают ли у Вас головокружения?

16.Считает ли Вы, что сосредоточиться сейчас Вам стало труднее, чем в прошлые годы?

17.Беспокоят ли Вас ослабление памяти, забывчивость?

18.Ощущаете ли Вы в различных частях тела жжение, покалывание, “ползание мурашек”?

19.Бывают ли у Вас такие периоды, когда Вы чувствуете себя радостным, возбужденным, счастливым?

20.Беспокоят ли Вас шум и звон в ушах?

21.Держите ли Вы для себя в домашней аптечке один из следующих медикаментов: валидол, нитроглицерин, сердечные капли?

22.Бывают ли у Вас отеки на ногах?

23.Приходится ли Вам отказываться от некоторых блюд?

24.Бывает ли у Вас одышка при быстрой ходьбе?

25.Беспокоят ли Вас боли в области поясницы?

26.Приходится ли Вам употреблять в лечебных целях какую-либо минеральную воду?

27.Беспокоит ли Вас неприятный вкус во рту?

28.Можно ли сказать, что Вы стали легко плакать?

29.Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

Приложение 2

Рисунок 1 - Состояние здоровья студентов по результатам анкеты

«Субъективная оценка здоровья»

Рисунок 2 - Признаки преждевременного старения студентов по результатам анкеты «Субъективная оценка здоровья»

Приложение 3

Рисунок 3 - Биологический возраст юношей

Рисунок 4 - Биологический возраст девушек

Приложение 4

ПАМЯТКА

«КАК СОХРАНИТЬ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ»

1.Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, но не перенапрягать организм интенсивными физическими нагрузками.

2.Правильно питаться. Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, но ограничивая себя в животных жирах и сладком.

3. Чтобы глаза были здоровыми необходимо:

• Читать при хорошем освещении (свет должен падать с левой стороны);

• Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30 см;

• Необходимо давать глазам отдых каждые 30 минут;

• Не следует долго смотреть на яркие и блестящие поверхности, читать лежа.

4. Позаботьтесь о своей осанке при работе за столом или компьютером:

• Держите голову прямо, не наклоняйтесь;

• Плечи должны быть расслабленны и слегка отведены назад;

• Нижняя часть спины должна прижиматься к спинке стула;

• Ноги должны доставать до пола.

5. Чтобы уберечься от инфекционных заболеваний необходимо:

• Соблюдать личную гигиену;

• Мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета;

• Пить только бутилированную или кипяченую воду;

• Пользоваться индивидуальной расческой и полотенцем.

6.Не переутомляться умственной работой. Менять виды деятельности.

7.Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения.

8. Соблюдать режим дня (сон должен составлять не менее 8 часов в сутки, отдых после учебы - не менее 2-х часов).

9. Избавиться от вредных привычек (если они есть): от курения, употребления алкоголя. Учиться сдерживать себя и не поддаваться, когда кто-нибудь будет соблазнять попробовать сигарету или спиртное.