III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ И ЕЁ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Селезнева Н.С.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


1. Введение.

1.1. Цель проекта.

Показать зависимость работоспособности сердца подростков от физической нагрузки и возможность приспособления сердечно-сосудистой системы к факторам окружающей среды.

1.2. Задачи проекта.

1. Определение функциональной пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы.

2. Определение ортостатической пробы.

3. Определение индекса Робинсона как показателя резервных возможностей сердца.

4.Применение полученных данных для составления практических рекомендаций учащимся.

1.3. Гипотеза проекта.

В ходе определения функциональной сердечно-сосудистой пробы, ортостатической пробы и вычисления индекса Робинсона мы получим данные по состоянию сердечно-сосудистой системы подростков и сможем дать практические рекомендации для сохранения здоровья сердечно-сосудистой системы.

1.4. Актуальность проекта.

Я думаю, что мой проект актуален, так как сейчас очень многие люди страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы. По данным сайта http://greenfuture.ru/profile/Homa/смертность от патологий развития и заболеваний сердечно-сосудистой системы занимает первое место в России.

Заболевания сердечно-сосудистой системы встречаются и у подростков. Я основываюсь на фактах заболеваемости по школе №10. По данным, предоставленным медицинскими работниками школы 4 человека(0,7%) страдают врождённым пороком сердца, 9 человек (1,6%) имеют пролапс митрального клапана, а 48 человек (8,6%) - малые аномалии развития сердца (МАРС).

В подростковом возрасте идёт активное формирование сердечно-сосудистой системы. У многих наблюдаются связанные с этим такие возрастные изменения, как развитие вегето-сосудистой дистонии, кардиологический синдром, тахикардический синдром, брадикардический синдром, аритмический синдром, МАРС, начальные стадии гипертонии, аритмия(http://www.knigamedika.ru/). Поэтому учащиеся должны знать о состоянии своей сердечно-сосудистой системы, её резервных возможностях, а при низких адаптационных способностях сердца и сосудов уметь их развивать.

Мой проект покажет подрастающему поколению актуальность данной проблемы, заставит задуматься о своём здоровье сейчас и в будущем.

2.Обзор литературы.

Роль сердечно-сосудистой системы в работе организма.

Важное место в адаптации, особенно к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, имеет состояние сердечно-сосудистой системы. По данным сайта http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=1648 от состояния данной системы во многом зависит становление остальных систем, поскольку, участвуя в процессах обмена веществ, система кровообращения определяет дальнейшую жизнеспособность всего организма в целом.

Ведущую роль в обеспечении любых процессов адаптации играет сердечно-сосудистая система. Эта роль определяется, ее функциями:

1) транспорт питательных веществ, кислорода и углекислого газа по организму, лежащий в основе обеспечения клеток и тканей источниками энергии;

2) обеспечение целостности реагирования всего организма по каналам гуморальной связи.

Особенности сердечно-сосудистой системы подростков.

В подростковом возрасте чаще всего наблюдаются функциональные нарушения ритма сердечной деятельности. Со стороны сердца (в виде неприятных ощущений в груди и нарушения ритма сердцебиения) иногда могут возникать в результате каких-либо нервных потрясений или переутомлений в результате физических и учебных нагрузок. Они могут быть в разные периоды детства, но чаще всего в период полового созревания.У некоторых подростков в это время происходит задержка в росте и развитии сердца и сосудов.На сайте http://med2c.ru/чем-болеют-подростки/ среди причин, способствующих задержке развития сердца, следует назвать неблагоприятные условия: хронические заболевания, очаги воспаления в миндалинах, зубах, пазухах носа и других органах. Немаловажную роль при этом играют различные нарушения режима жизни, малая подвижность подростков или, наоборот - чрезмерные физические перегрузки. Повышенные умственные нагрузки, эмоциональные срывы создают условия для развития расстройства тонуса гипертонических сосудов или гипотонических состояний. Подростки жалуются на чрезмерную утомляемость, слабость, головные боли, одышку при проведении физических упражнений.Исследования сердца таких подростков показывает относительно маленькое сердце, пульс у них нередко учащается. У других исследуемых подростков наблюдается временное увеличение левого желудочка сердца и, соответственно, повышение артериального давления до 160 миллиметров ртутного столба.

Однако, по исследованиям ученых. У современных подростков сердце гораздо большего размера, чем у взрослого человека полвека назад. При таком значительном увеличении размеров сердца диаметры крупных сосудов остались сравнительно узкими. Это может неблагоприятно отражаться на сердечно-сосудистой системе, так как создает для сердца дополнительную нагрузку, связанную с обеспечением кровообращения. Поэтому подростки часто отмечают боли в области сердца. Врач при осмотре и на электрокардиограмме может обнаружить признаки обменных или воспалительных изменений в мышце сердца, иногда нарушения сердечного ритма. Во время ускоренного роста организма иногда могут наблюдаться отклонения в развитии формы и величины сердца.

К концу периода полового созревания все описанные вышеявления у здоровых подростков исчезают, как показано на сайте http://www.medical-enc.ru/revmatizm/u-detey/serdtse-podrostka.shtml.

Показатели состояния сердечно-сосудистой системы.

Главными показателями состояния сердечно-сосудистой системы являются давление и пульс. Основываясь на этом утверждении, я провела функциональную сердечно-сосудистую пробу (ФССП) и ортостатическую пробу среди учащихся нашего класса, с помощью этих измерений вычислила индекс Робинсона.

Функциональная сердечно сосудистая проба (ФССП).

ФССП является неотъемлемой частью комплексного врачебно-физкультурного обследования.Показатели этих проб дополняют представление об общей физической подготовленности и степени тренированности исследуемых.

Функциональные пробы помогают определить резервные возможности организма в связи с физическими нагрузками. Как считал Д. Ф. Шабашов, задачей функциональных исследований сердечно-сосудистой системы является определение запасных сил сердца, степени и характера приспособляемости к работе организма, амплитуды его адаптационной способности.

Доктор производит обследование, когда исследуемый находится в состоянии покоя, после чего испытуемому предлагается выполнить некоторую физическую нагрузку и обследование производится повторно. Такая методика описана на сайте http://www.fizkultura-vsem.ru.

Ортостатическая проба

Эта проба заключается в анализе работы сердечно-сосудистой системы в ответ на вставание. В основном она характеризует функцию вегетативной нервной системы (симпатического отдела).

По данным сайта http://heartbum.ru/ortostaticheskaya-probaортостатические изменения возникают из-за перераспределения крови в организме под действием силы тяжести. Значительная часть жидкого содержимого в вертикальном положении скапливается в венах нижних конечностей. За счет этого снижается венозный возврат к сердцу и, как следствие, сердечный выброс.

На сайте http://allrefs.net/c50/484xw/p44/ говорится, что ортостатические реакции организма связаны с тем, что при перемене положения тела в нижней его половине застаивается значительное количество крови. В результате ухудшается венозный возврат крови к сердцу, в связи с чем уменьшается ударный объем крови (на 20—30%). Компенсация этого неблагоприятного воздействия осуществляется в первую очередь за счет учащения сердечных сокращений. Кроме того, важная роль принадлежит и изменениям сосудистого тонуса.

Индекс Робинсона.

По данным сайта здоровье.com.ua индекс Робинсона применяется для оценки энергетического потенциала организма. Данная величина демонстрирует систолическую деятельность главного органа – сердца. Чем этот показатель будет у вас выше на высоте нагрузки – тем выше и функциональные способности сердечной мышцы. По индексу Робинсона можно сказать о количестве кислорода, потребляемого миокардом.

Тест проводится таким образом: испытуемый отдыхает в течение 5 минут и считает свой пульс в течение 1-й минуты в вертикальном положении (х1). Далее следует измерить давление. Для расчета индекса используется верхнее систолическое давление (х2).

Индекс Робинсона (искомая величина) выглядит следующим образом:

ИР = (х1* х2) /100.

Распространённые заболевания сердечно-сосудистой системы среди подростков.

В подростковом возрасте, на примере нашей школы (МОУ СШ № 10), распространены такие заболевания сердечно-сосудистой системы, как врожденный порок сердца, пролапс митрального клапана, малые аномалии развития сердца (МАРС).

Врождённый порок сердца (ВПС) — дефект в структуре сердца и/или крупных сосудов, присутствующий с рождения (Ю. М. Белозеров,«Детская кардиология», с.162). Большинство пороков нарушают ток крови внутри сердца или по большому (БКК) и малому (МКК) кругам кровообращения. Пороки сердца являются наиболее частыми врождёнными дефектами и являются основной причиной детской смертности от пороков развития.

Пролапс левого (митрального) двустворчатого клапана (ПМК), синдром Барлоу —заболевание, сопровождающееся нарушением функции клапана, расположенного между левыми предсердием и желудочком. При некоторой патологии соединительной ткани или изменениях сердечной мышцы происходит нарушение строения митрального клапана, что ведёт к «прогибанию» его створок в полость левого предсердия во время сокращения левого желудочка, часть крови поступает обратно в предсердие. По величине обратного потока судят о выраженности данной патологии. Считается, что чаще всего это отклонение наблюдается у молодых людей (Белозёров, с 150).

МАРС- малые аномалии развития сердца–это многочисленная группа состояний, в которую входят анатомические отклонения в строении сердца, не вызывающие значительных клинических и гемодинамических (определяющих работу сердца) нарушений. Малыми эти аномалии принято считать, потому что они могут исчезать в процессе развития ребенка и не оказывают значимого влияния на работу сердечно-сосудистой системы и всего организма в целом (http://www.medicalj.ru/diseases/congenital-anomaly/1186-mars). К малым аномалиям развития сердца относят:

- аномальное (не в тех местах, где нужно) расположение хорд сердца — своеобразные хрящевые нити, которые придают прочность сердцу;

- нарушения строения особых сердечных мышц — сосочковых мышц;

- измененные количество или размер клапанов сердца, их зазубренность;

- незначительные по размерам отверстия в межпредсердной или межжелудочковой перегородке, не закрывшиеся в первые полтора года жизни;

- открытое овальное окно маленьких размеров, до 2-3 мм;

- незначительное увеличение диаметра отходящих сосудов;

- небольшие аневризмы перегородок сердца;

- "порхающие" или ложные хорды.

3. Объекты изучения:

Учащиеся 10-11 классов МОУ СШ №10.

4. Результаты исследования и их анализ.

4.1. Методика измерения артериального давления (АД).

Учитывая значимость квалифицированного определения артериального давления у человека, приводим методику измерения артериального давления, утвержденную ВОЗ (1999 г).

Методика измерения артериального давления с помощью плечевого электронного тонометра (рекомендации экспертов ВОЗ) представлена на сайте http://celitel.kiev.ua/index.php/artikles/124-metodkorotkova.html

1. Обстановка. Измерение АД должно проводиться в тихой, спокойной и удобной обстановке при комфортной температуре. Следует избегать внешних воздействий, которые могут увеличить вариабельность АД или помешать аускультации. Пациент должен сидеть на стуле с прямой спинкой рядом со столом. Отклонение положения середины манжетки, наложенной на плечо пациента, от уровня сердца может привести к ложному изменению АД: завышению АД при положении манжетки ниже уровня сердца и занижению АД - выше уровня сердца. Опора спины на спинку стула и руки на поддерживающую поверхность исключает повышение АД из-за изометрического сокращения мышц.

Измерение давления должно производится в тихой, спокойной и удобной обстановке.

2. Подготовка к измерению АД и продолжительность отдыха. АД следует измерять через 1-2 ч после приема пищи. В течение 1 ч до измерения пациенту не следует курить и употреблять кофе. На пациенте не должно быть тугой, давящей одежды. Рука, на которой будет производиться измерение АД, должна быть обнажена. Пациент должен сидеть, опираясь на спинку стула, с расслабленными, нескрещенными ногами. Объясните пациенту процедуру измерения и предупредите, что на все вопросы вы ответите после измерения. Не рекомендуется разговаривать во время проведения измерений, так как это может повлиять на уровень АД. Измерение АД должно производиться после не менее 5-минутного отдыха.

3. Размер манжетки. Ширина манжетки должна охватывать не менее 40% окружности плеча и не менее 80% его длины. АД измеряют на левой руке или на руке с более высоким уровнем АД (при заболеваниях, при которых наблюдается существенная разница между правой и левой рукой пациента, как правило, более низкое АД регистрируется на левой руке). Использование узкой или короткой манжетки приводит к существенному ложному завышению АД.

Ширина манжеты должна охватывать не менее 40% окружности плеча и не менее 80% его длины. АД, как правило, измеряют на левой руке, а при неодинаковом наполнении и напряжении пульса на обеих руках.

4. Положение манжетки. Определите пальпаторно пульсацию плечевой артерии на уровне середины плеча. Середина баллона манжетки должна находиться точно над пальпируемой артерией. Нижний край манжетки должен быть на 2,5 см выше локтевой ямки. Плотность наложения манжетки: между манжеткой и поверхностью плеча пациента должен проходить палец.

Нижний край манжетки должен быть на 2,5 см выше локтевой ямки. Плотность наложения манжетки: между манжеткой и поверхностью плеча пациента должен проходить указательный палец.

5. Определение максимального уровня нагнетания воздуха в манжетку необходимо для точного определения систолического АД при минимальном дискомфорте для пациента, избежания "аускультативного провала".

6. Запись результатов измерения АД. Рекомендуется записать, на какой руке проводилось измерение, размер манжетки и положение пациента. Результаты измерения записываются в протокол.

7. Повторные измерения АД. Повторные измерения АД производятся через 1—2 мин после полного выпускания воздуха из манжетки.

Уровень АД может колебаться от минуты к минуте. Среднее значение двух и более измерений, выполненных на одной руке, точнее отражает уровень АД, чем однократное измерение.

4.2. Методика подсчета пульса.

Для измерения пульса испытуемых мы использовали пальпаторный способ.

1. Положить первый палец руки на тыльную сторону выше кисти пациента, а второй, третий и четвертый пальцы — по ходу лучевой артерии, начиная с основания первого пальца пациента.

2. Прижать слегка артерию к лучевой кости и почувствовать её пульсацию.

3. Взять часы с секундомером.

4. Провести подсчет пульсовых волн на артерии в течение 1 мин.

5. Определить интервалы между пульсовыми волнами (равномернонеравномерно).

6. Зафиксировать полученные данные в таблице.

Если пульс на лучевой артерии «прослушивается» с трудом или вообще не прослушивается – можно посчитать пульс на сонной артерии, расположенной слева от гортани, или на подключичной артерии, расположенной в подключичной ямке, не сильно надавливая на них с помощью указательного и среднего пальцев.

Методика представлена на сайте http://allrefs.net/c1/49su5/p19/.

4.3. Результаты измерения АД и пульса у учащихся. Таблица 1

Все измерения артериального давления и пульса представлены в таблице ниже.

Ф. И.

Пока-

зате-ли

Покой (сидя)

Сред-

нее

Встава-

ние

Сред-

нее

После физической нагрузки

Сразу

Через 1 минуту

Через 2

минуты

Через 3 минуты

Респондент 1

А.Д.

ПУЛЬС

1. 118/93

2. 111/68

3.103/61

111/74

1.99/67

2.86/61

3.98/53

94/60

93/56

103/59

99/58

100/59

1. 67

2.74

3.81

74

1.83

2.80

3.77

80

101

77

63

69

Ф. И.

Пока-

зате-ли

Покой (сидя)

Сред-

нее

Встава-

ние

Сред-

нее

После физической нагрузки

Сразу

Через 1 минуту

Через 2

минуты

Через 3 мину

ты

Респондент 2

А.Д.

ПУЛЬС

1. 105/74

2. 98/74

3.110/74

107/74

1.103/74

2.114/69

3.103/70

106/71

122/79

113/76

122/86

118/72

1.75

2.75

3. 80

77

1.77

2.85

3.75

79

113

76

83

82

Респондент 3

А.Д.

ПУЛЬС

1. 127/86

2.122/86

3.131/91

127/88

1.122/80

2.115/82

3.117/98

118/87

115/98

124/90

131/83

118/84

1. 96

2. 93

3.97

95

1. 97

2.99

3.101

99

138

100

96

98

Респондент 4

А.Д.

ПУЛЬС

1.134/81

2.108/68

3.119/72

120/74

1. 118/69

2.104/71

3.95/67

106/69

131/72

124/64

132/110

95/62

1. 99

2. 96

3.101

99

1.101

2.96

3.102

100

140

114

110

102

Респондент 5

А.Д.

ПУЛЬС

1.116/77

2. 100/68

3.90/60

102/68

1.90/63

2.95/65

3.132/71

106/66

124/88

118/96

115/79

113/75

1. 90

2.76

3.72

79

1. 81

2.78

3.71

77

131

121

85

78

Респондент 6

А.Д.

ПУЛЬС

1. 98/60

2.104/63

3.96/64

99/62

1. 113/65

2.91/66

3.105/67

103/66

115/87

109/65

93/55

106/65

1. 68

2.59

3.67

65

1. 67

2.79

3.72

73

116

67

66

66

Респондент 7

А.Д.

ПУЛЬС

1. 89/55

2.83/52

3.81/53

84/53

1. 88/57

2.88/54

3.83/71

86/61

106/81

101/63

72/57

77/61

1. 84

2. 83

3.87

85

1.87

2.85

3.87

86

133

95

78

78

Респондент 8

А.Д.

ПУЛЬС

1. 121/67

2.110/62

3. 101/62

110/64

1.111/51

2.102/55

3.95/50

103/52

106/64

111/63

129/56

107/44

1. 86

2.78

3.80

81

1.79

2.80

3.82

80

133

83

76

94

Ф. И.

Пока-

зате-ли

Покой (сидя)

Сред-

нее

Встава-

ние

Сред-

нее

После физической нагрузки

Сразу

Через 1 минуту

Через 2

минуты

Через 3 минуты

Респондент 9

А.Д.

ПУЛЬС

1. 119/59

2. 110/59

3.108/61

112/60

1.117/57

2.123/55

3.119/56

120/56

122/48

128/48

113/56

117/53

1. 47

2.50

3.56

51

1. 48

2.51

3.47

49

45

47

51

51

Респондент 10

А.Д.

ПУЛЬС

1. 112/67

2.112/64

3.106/61

110/64

1. 111/65

2.106/67

3.117/63

111/45

115/66

108/57

100/57

102/67

1. 62

2.64

3.60

62

1. 70

2.80

3.75

75

73

62

58

67

Респондент 11

А.Д.

ПУЛЬС

1.132/102

2.115/87

3.123/75

123/88

1. 126/80

2.121/73

3.117/86

121/80

130/99

130/83

127/83

120/77

1. 64

2.65

3.63

64

1.74

2.84

3.71

76

121

72

69

70

Респондент 12

А.Д.

ПУЛЬС

1. 110/71

2.107/69

3.103/72

107/71

1.101/61

2.94/77

3.106/67

100/68

130/103

93/76

111/80

112/88

1. 77

2.74

3.80

77

1.83

2.80

3.78

80

80

65

67

70

Респондент 13

А.Д.

ПУЛЬС

1. 101/73

2.83/69

3.92/70

92/71

1.90/66

2.82/62

3.88/69

87/66

124/74

88/71

91/60

121/61

1. 93

2.97

3.99

96

1.98

2.101

3.101

100

114

110

85

93

Респондент 14

А.Д.

ПУЛЬС

1. 117/88

2.104/93

3.108/90

110/90

1.126/81

2.107/79

3.95/77

109/79

99/79

107/76

98/66

100/65

1. 114

2. 113

3.116

114

1.117

2.117

3.126

120

134

124

120

115

Респондент 15

А.Д.

ПУЛЬС

1. 113/66

2.115/56

3. 116/62

115/61

1.123/59

2.115/59

3.112/58

117/59

104/56

119/59

114/63

124/65

1. 75

2.81

3.73

76

1.74

2.76

3.76

75

101

102

76

66

Ф. И.

Пока-

зате-ли

Покой (сидя)

Сред-

нее

Встава-

ние

сред-

нее

После физической нагрузки

Сразу

Через 1 минуту

Через 2

минуты

Через 3 минуты

Респондент 16

А.Д.

ПУЛЬС

1. 104/65

2. 102/61

3.113/63

106/63

1.108/66

2.105/62

3.117/64

110/64

107/73

103/59

106/64

94/61

1. 71

2.74

3.88

78

1.83

2.83

3.75

80

98

78

84

84

Респондент 17

А.Д.

ПУЛЬС

1. 122/78

2.111/78

3.107/79

113/78

1.111/73

2.116/78

3.110/68

112/73

119/72

112/72

114/71

129/75

1. 87

2.70

3.80

79

1.82

2.69

3.76

82

112

75

77

73

Респондент 18

А.Д.

ПУЛЬС

1. 102/65

2.99/59

3.93/67

98/64

1.98/61

2.93/63

3.98/64

96/63

99/60

103/49

100/65

98/71

1. 60

2.56

3.61

59

1.66

2.65

3.65

65

99

77

54

64

Респондент 19

А.Д.

ПУЛЬС

1. 123/79

2.117/72

3.125/72

122/74

1.122/78

2.116/84

3.141/85

126/82

100/89

128/74

118/75

107/78

1. 68

2.64

3. 70

67

1.81

2.81

3.77

80

76

71

70

67

Респондент 20

А.Д.

ПУЛЬС

1. 115/77

2.97/56

3.91/71

101/68

1.104/68

2.107/64

3.104/65

105/66

114/59

109/45

102/47

99/44

1. 72

2.77

3.67

72

1.79

2.66

3.69

71

89

68

62

67

Респондент 21

А.Д.

ПУЛЬС

1. 115/78

2.117/77

3.107/72

113/76

1.109/76

2.107/76

3.102/72

106/76

101/89

112/83

129/79

107/78

1. 102

2. 95

3.98

98

1.111

2.105

3.107

108

136

110

88

85

Респондент 22

А.Д.

ПУЛЬС

1. 129/68

2.129/72

3. 117/64

125/68

1.118/55

2.123/71

3.120/80

120/69

132/67

128/71

102/83

104/68

1. 56

2.57

3.61

58

1.85

2.86

3.71

81

74

87

97

66

4.4. Методика проведения функциональной пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы.

Методика исследования функциональной пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы и ортостатической пробы взята из книги М. В. Высоцкой Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. 10-11 классы – Волгоград: учитель, 2008. Стр. 33-35.

Испытуемый заходит в комнату и садится на стул, в состоянии покоя пульс и давление высчитываются 3 раза для определения среднего значения.

По просьбе испытуемый резко встаёт и сразу же измеряется его давление и пульс. Процедура повторяется 3 раза.

Затем испытуемым выполняется дозированная физическая нагрузка в виде 20 приседаний.

Давление и пульс испытуемого измеряется один разу сразу после физической нагрузки, затем через1 минуту, 2 минуты и 3 минуты.

В итоге можно зафиксировать за какое время пульс и давление испытуемого пришли в норму, какие показатели он имеет при ортостатической пробе и делаем общий вывод о состоянии сердечно-сосудистой системы испытуемого.

4.5.Оценка функциональной сердечно-сосудистой пробы

В норме гемодинамические показатели человека(частота пульса и артериальное давление) нормализуется в течение 3-х минут по окончании работы. (М. В. Высоцкая с. 34)

На основание полученных данных (таблица 1) 17 учащихся (77%) имеют хорошие показатели функциональных проб на реактивность сердечно-сосудистой системы, 5 человек (23%) имеют отклонения от нормы в гемодинамических показателях.Из них 2-е учащихся имеют специальную группу здоровья и наблюдаются у врача по причине сердечно-сосудистых заболеваний. Три человека отличаются низкими показателями физической активности, для улучшения гемодинамических показателей им необходимы регулярные физические нагрузки.

4.6. Методика проведения ортостатической пробы.

Методика исследования функциональной пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы и ортостатической пробы взята из книги М. В. Высоцкой Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. 10-11 классы – Волгоград: учитель, 2008. Стр.35.

Испытуемый в течение 3-5 минут спокойно находится в положении лежа. На 5-й минуте экспериментатор подсчитывает его пульс и фиксирует результат. Далее по команде обследуемый резко встает, и в этот момент экспериментатор вновь определяет частоту пульса. Для получения более достоверного результата опыт повторяют несколько раз.

4.7. Оценка ортостатической пробы

Для оценки ортостатической пробы и подведению результатов была взята таблица оценки из книги М. В. Высоцкой Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. 10-11 классы – Волгоград: учитель, 2008. Стр. 35.

ТАБЛИЦА 2

Увеличение частоты пульса

Количество учащихся

Состояние организма, его реакция

Не более чем на 4 удара в минуту

14(64%)

Очень благоприятная, организм способен выносить физическую нагрузку

В интервале от 4 до 40 ударов в минуту

8(36%)

В целом благоприятная

На 40 и более ударов в минуту

0(0%)

Неблагоприятная, организм не может выносить физическую нагрузку

4.8. Методика вычисления индекса Робинсона.

Для вычисления индекса Робинсона необходимо знать показания верхнего артериального давления(х1) и пульса(х2) испытуемого. Для расчета индекса Робинсона используем формулу:

ИР=(х1*х2)/100

4.9. Оценка индекса Робинсона.

Для оценки проведенных расчетов использовалась таблица с сайта здоровье.com.us

Оценка состояния

Индекс Робинсона

Отличное

Функциональные резервы сердечно-сосудистой системы в отличной форме

69 и менее

Хорошее

Функциональные резервы сердечно-сосудистой системы в норме

70-84

Среднее

Можно говорить о недостаточности функциональных возможностях сердечно-сосудистой системы

85-94

Плохое

Есть признаки нарушения регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы

95-110

Очень плохое

Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы нарушена

111 и более

По этим данным составлена таблица оценки результатов:

Таблица 3

Респондент,

№ п/п

Показания пульса в состоянии покоя

Величина верхнегоАД

Индекс Робинсона

Оценка состояния функциональной способности мышц сердца

Респондент 1

77

107

82

Хорошее

Респондент 2

95

127

121

Очень Плохо

Респондент 3

99

120

119

Очень Плохо

Респондент 4

79

102

81

Средне

Респондент 5

65

99

64

Отлично

Респондент 6

85

84

71

Хорошо

Респондент 7

81

110

89

Средне

Респондент 8

51

112

54

Отлично

Респондент 9

62

110

68

Отлично

Респондент 10

64

123

79

Хорошо

Респондент 11

77

107

82

Хорошо

Респондент 12

96

92

88

Средне

Респондент 13

114

110

125

Очень плохо

Респондент 14

76

115

87

Средне

Респондент 15

78

106

83

Хорошо

Респондент 16

79

113

89

Средне

Респондент 17

59

98

58

Отлично

Респондент 18

67

122

82

Хорошо

Респондент 19

72

101

73

Хорошо

Респондент 20

98

113

111

Очень плохо

Респондент 21

59

125

73

Хорошо

Респондент 22

74

111

82

Хорошо

По окончанию вычисления индекса Робинсона я установила, что отлично состояние сердечно-сосудистой системы имеет 4 человека (18,2%), хороший результат получили 9 человек (40,9%), средние показатели имеют 5 человек (22,7%), очень плохие – 4 человека (18,2%).

Исходя из результатов исследования, в классе имеется группа учащихся, у которых наблюдаются неблагоприятные показатели функциональных проб на состояние сердечно-сосудистой системы. При беседе с испытуемыми с неблагоприятными показателями состояния ССС выяснилось, что у троих есть хронические заболевания, многие учащиеся не получают достаточных физических нагрузок, не посещают спортивные секции. Этим учащимся необходимо следить за состоянием сердечно – сосудистой системы.

5. Меры по профилактике заболеваний ССС и повышению адаптационных возможностей сердца и сосудов.

Есть такие заболевания сердечно-сосудистой системы, которые не требуют серьезных врачебных или хирургических вмешательств. Для борьбы с такими заболеваниями или уменьшения их действия на организм человека, а так для профилактики появления их в будущем существует масса различных методов. Любой человек знает о таких методах, я имею ввиду самые популярные из них, такие как:

- отказ от вредных привычек или уменьшение дозы отравляющих веществ (никотин, табак, алкоголь и тому подобное).

- совершенствование своего рациона питания: в идеале, эта мера представляет собой полный переход на правильное питание, исключающее определенные продукты.

- соблюдение режима труда и отдыха: иными словами – работать по мере своих сил.

- избежание стрессовых ситуаций. Эта мера представляет собой естественное избежание таких ситуаций, без применения психо-подавляющих препаратов и успокоительных препаратов.

6. Выводы.

1. В результате проведения функциональной пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы я установила, что 77% испытуемых (17 человек) имеют хорошие показатели, их сердечно-сосудистая система адаптирована к физическим нагрузкам. У 5 человек в классе (23% испытуемых) имеются отклонения от нормы, их сердечно-сосудистая система не адаптирована к физическим нагрузкам.

2. В результате проведения ортостатической пробы я выявила, что 14 человек (64%) имеют очень благоприятное состояние сердечно-сосудистой системы, и 8 человек (36%) – в целом благоприятное состояние сердечно-сосудистой системы. Неблагоприятное состояние сердечно-сосудистой системы не имел ни один человек. У всех учащихся в классе в норме функционирует вегетативная нервная система, которая определяет работу сердца и сосудов, обеспечен оптимальный возврат венозной крови к сердцу при перемене положения тела.

3. По результатам вычисления индекса Робинсона выяснилось, что большинство учащихся имеют хорошие (41%) и отличные (18%) показатели, что говорит о хороших функциональных возможностях сердечной мышцы, высоким уровнем энергетического обмена в миокарде. Наличие неудовлетворительных показателей у 4 человек должны подтолкнуть их на заботу о своем здоровье и ведению здорового образа жизни.

3. По окончанию работ и обследований я составила практические рекомендации участникам проекта. По результатам исследований я посоветовала систематические физические нагрузки, ведение активного образа жизни и изменение своего рациона питания. Это способствует укреплению стенок сосудов и тренировке миокарда.

7. Список использованных источников.

Александров А. А. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в молодом возрасте – М.: Медицина, 1987. – 80 с.

Алмазов В. А., Шляхото Е. В. Профилактика болезней сердца. – Л.: Медицина, 1988. – 88 с.: ил.

Арутюнов, Г. П. Терапия факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний

Белозеров, Ю. М. Детская кардиология – Медпрессинформ, 2004. – 200с.

Высоцкая М.В. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. 10-11 классы – Волгоград: Учитель,132с.

Джанашия П. Х., Шевченко С.В. Неотложная кардиология. – М.:Бином,2006,288с.

http://greenfuture.ru/profile/Homa/

http://www.knigamedika.ru/

http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=1648

http://med2c.ru/чем-болеют-подростки/

http://www.medical-enc.ru/revmatizm/u-detey/serdtse-podrostka.shtml

http://www.fizkultura-vsem.ru

http://heartbum.ru/ortostaticheskaya-proba

http://allrefs.net/c50/484xw/p44/

здоровье.com.ua

http://www.medicalj.ru/diseases/congenital-anomaly/1186-mars

http://celitel.kiev.ua/index.php/artikles/124-metodkorotkova.html

http://allrefs.net/c1/49su5/p19/

http://moeserdtse.ru/profilaktika-serdechno-sosudistyx-zabolevanij.html