III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ГИДРОПОНИКА, КАК СПОСОБ ВЫРАЩИВАНИЯ РАСТЕНИЙ
Жукова П.В.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

История исследований по выращиванию растений не на естественных почвах начинается с глубокой древности.

Археологические раскопки свидетельствуют, что висячие сады древнего Вавилона, вошедшие в число ―Семи Чудес Света были одной из первых удачных попыток земледелия на искусственных почвах. Висячие сады Семирамиды (Аль-Хилла, Ирак) были построены вавилонским царѐм Навуходоносором II около 600 г до н.э. Известно, что Навуходоносор II приказал возвести сады, чтобы порадовать свою жену, Амитис из Мидии. Мидийская царица скучала в пыльном Вавилоне под деревьями и благоухающими растениями своей зелѐной родины. Вокруг дворца соорудили целую сеть каналов, чтобы подвести к растениям воду, подкачиваемую с помощью архимедова винта.

Плавающие сады Ацтеков в Центральной Америке - еще один пример удачного применения гидропоники. На берегах Озера Теночитлан (Мексика) кочевые племена были вытеснены с пахотных плодородных земель враждебными более сильными соседями. И тогда ацтеки построили из длинных стеблей тростника плоты. На них они уложили ил, поднятый со дна озера. Эти плоты назывались ―Чампас. На них выращивался обильный урожай овощей, цветов, и даже деревья замечательно росли и плодоносили. Влагу растения получали корнями, которые пробивались вниз к воде.

Известно, что впервые в России в 1896 году на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде К.А. Тимирязев демонстрировал растения, растущие в красивом стеклянном домике. Растения находились в сосудах, заполненных раствором минеральных солей. В те времена такой метод был признан "кощунственным" и далее лабораторных исследований не получил распространения.

В 1929 году в Калифорнийском университете У.Ф. Герикке осуществил промышленное выращивание овощных культур в водных растворах минеральных солей. Этот метод он назвал гидропоникой (от ―hydro-вода и ―ponos-работа).

В Россию технология гидропоники попала лет 18 назад, и многие современные тепличные комплексы работают по этой методике.

Цель данной работы: сравнение развития и продуктивности растений, выращенных в почве и в водном питательном растворе.

В число основных задач входило следующее:

1.Освоить методы гидропоники.

2.Вырастить образцы хлорофитума в питательной смеси и в обычной почве.

3.Выявить различия в развитии и продуктивности растений, выращенных в почве и методом гидропоники.

Актуальность.

Актуальность этой темы заключается в том, что в сельском хозяйстве, промышленности и даже в быту возрастает роль гидропоники. Здесь важную роль играет знание концентрации не только макро-, но и микроэлементов. Поскольку всем без исключения растениям для построения ферментных систем- биокатализаторов - необходимы микроэлементы, среди которых наибольшее значение имеют железо, марганец, цинк, бор, молибден, кобальт и др., ряд ученых называют их «элементами жизни», как бы подчеркивая, что при отсутствии указанных элементов жизнь растений и животных становится невозможной. Недостаток микроэлементов не приводит к гибели растений, но является причиной снижения скорости и согласованности протекания процессов, ответственных за развитие организма. В конечном итоге растения не реализуют своих возможностей и дают низкий и не всегда качественный урожай.

Практическая значимость:

Результаты исследований могут послужить основой для разработки практических мероприятий по выращиванию растений методом гидропоники.

1 Литературный обзор

1.1. История метода гидропоники.

Метод гидропоники был основан на изучении корневого питания растений. Много ученых упорно работало десятки лет, чтобы узнать, что корень извлекает из почвы. Понять это удалось в результате опытов выращивания растений в воде (метод водных культур). Опыты показали, что растение хорошо развивается лишь в том случае, если в растворе солей есть калий, кальций, железо, магний, сера, фосфор и азот. Если из питательного раствора исключить калий, рост растения останавливается. Без кальция не может развиваться корневая система. Магний и железо необходимы растению для образования хлорофилла. Без серы и фосфора не образуются белки, входящие в состав протоплазмы и ядра.

Долгое время думали, что только эти элементы необходимы для нормального развития растений. Но потом выяснилось, что растению нужны также очень небольшие количества других элементов, которые поэтому и назвали микроэлементами.

Примерно в одно и то же время в девятнадцатом веке немецкий ботаник Ф.Кноп, а в России К.А.Тимирязев и Д.Н. Прянишников разрабатывали в научных целях метод культуры растений в водных растворах неорганических соединений.

В 1936 г. В США Герикке США испытал выращивание овощей в растворах, назвав данный метод гидропоникой. Первые успешные опыты выращивания овощей в растворах без почвы в нашей стране были поставлены в 1938-1939 гг. Первоначально растения на гидропонике выращивались исключительно в водной среде. Но при водной культуре снабжение корней кислородом оказалось неудовлетворительным, реакция раствора неустойчива, отдельные корни и целые растения быстро отмирали.

Поэтому чисто водная культура растений не нашла применения, но в последствии были разработаны другие методы. Сущность их сводится к тому, что корни растений размещают в каком-либо относительно инертном субстрате. Субстрат и корни погружены в раствор всех необходимых растениям питательных веществ.

В зависимости от используемого субстрата появились такие методы как:

Агрегатопоника - когда корни размещены в твердых инертных, неорганических субстратах – щебне, гравии, керамзите, песке и т.п.;

Хемопоника - при которой корнеобитаемым субстратом служат мох, верховой торф, опилки и другие малодоступные для непосредственного питания растений органические материалы;

Ионитопоника - субстрат из ионообменных материалов;

Аэропоника - твердого субстрата нет, корни висят в воздухе затемненной камеры.

1.2. Субстраты растений, выращиваемые гидропонным методом.

При гидропонном методе выращивания применяются инертные заменители земли: гравий, вермикулит, перлит, керамзит, крупнозернистый песок, мох, торф. По названию субстратов, используемых в чистом виде или смеси, дается название способу выращивания: гравийная культура, песчаная культура, торфяная культура и т.д. Инертные субстраты легко поддаются дезинфекции, не вступают в химические реакции с растворенными в воде минеральными солями и хорошо обеспечивают доступ воздуха к корням.

Субстрат должен обладать следующими свойствами:

  • легко пропускать воздух и раствор, хорошо смачиватьсяим;

  • не вступать в химическое соединение с растворенными веществами;

  • иметь слабокислую или нейтральную реакцию;

  • не препятствовать развитию корневой системы и удерживать растение в вертикальном положении.

При правильной эксплуатации субстраты из гранита и кварца используют до 10 лет, из керамзита и перлита 6-10 лет, а из вермикулита только 2-3 года.

Керамзит

Для выращивания растений на гидропонике обычно используют субстрат из мелкого керамзита (0,1 – 0,5 см.), так как он обладает лучшей водоудерживающей способностью. Керамзит воздухопроницаем, водопроницаем, влагоемок. Корни в нем хорошо удерживаются и увлажняются. Высаженное в керамзит растение не травмируется, корневая шейка не выпирает на поверхность, а хорошо разветвленные корни не повреждаются и пронизывают весь субстрат.

Керамзит в эксплуатации не нужно часто дезинфицировать, он дешев и не вреден для растений. При длительном выращивании растений (в течение 3 – 4 и более лет) в керамзитном субстрате, керамзит необходимо периодически промывать водой или перекисью водорода слабой концентрации (3%).

Вермикулит

В гидропонике используют обожженный вермикулит. В результате обжига он приобретает легкость, стерильность, уникальную влагоёмкость и долговечность использования.

Очень важен размер фракции. Оптимум для возделывания многолетних и однолетних культур - 0.5 - 2 см. В субстрате с более мелкими фракциями затрудняется аэрация, и он больше годится для посева семян, пикировки сеянцев, укоренения черенков, либо как рыхлитель для почво-смесей.

Торф

Хорошим субстратом является торф. Наиболее пригоден сфагновый торф верховых болот, почти неразложившийся, с нормальной зольностью (не более 12%). Относительная влажность торфа должна находиться в пределах 60 – 65%. Более сухой торф хуже смачивается. Относительная влажность торфа должна находиться в пределах 60-65%, более сухой торф при поливе растений хуже смачивается. Верховой торф имеет довольно высокую кислотность, поэтому перед употреблением торфяной субстрат нейтрализуют мелом или доломитовой мукой.

Песок

Песок как следует применять крупнозернистый, кварцевый. Перед применением его несколько раз промывают. Он пригоден главным образом для гидропонной культуры суккулентов и других растений при поливе сверху, а также для укоренения черенков.

1.3. Основные способы выращивания на гидропонной культуре.

1. В емкость или специальный горшок наливается питательный раствор и в него помещается корневая система растения. По мере испарения раствора добавляют воду, а через определенные промежутки времени раствор полностью заменяется свежим, так как со временем в растворе наступает дисбаланс пропорций питательных веществ. Недостаток этого способа: снабжение корней кислородом затруднено, а это переносят далеко не все растения.

2. Для другого способа используются два горшка, один больше другого. В меньший горшок, имеющий много мелких отверстий, помещают корни растения и засыпаются гравием, керамзитом или другим материалом. Затем этот горшок помещают в больший по объему и наливают питательный раствор, при этом корни должны оказаться погруженными в раствор не более чем на 2/3.

1.4. Питательные растворы и их приготовление.

Питательные растворы приготавливают, растворяя в воде химические соли, которые содержат макроэлементы, а также бор, медь и другие необходимые для развития микроэлементы. Питательный раствор должен иметь в своем составе все элементы в соотношениях, не превышающих норму потребления их растениями.

Концентрация питательного раствора может повыситься из-за того, что растения быстрее поглощают корнями воду, чем растворенные в ней минеральные соли. Кроме того, вода частично испаряется, а это тоже приводит к повышению концентрации питательного раствора. Особенно важно следить за питательным раствором летом, когда испарение воды в сосудах усиливается. Когда раствора становиться меньше, его доливают водой до первоначального объема: летом обычно добавляют через 2-3 дня, зимой реже.

Для приготовления раствора соль берется в определенных пропорциях. Концентрация питательного раствора должна быть в пределах 1-5 г минеральной соли на 1 л воды. На концентрацию водного раствора минеральных солей растения реагируют по-разному. Если она выше 13,5 г на 1 л воды, ряд видов растений угнетается, при более низких концентрациях 1,5-2,5 г на 1 л, те же виды развиваются нормально. Концентрация раствора 0,5-0,6 г на 1 л воды сдерживает рост и развитее растений. В зимних условиях в холодных помещениях растениям, находящимся в периоде покоя, достаточно давать питательный раствор пониженной концентрации - 50% от нормы.

Сухие соли хранят (каждую отдельно) в стеклянной зарытой посуде.

Вода для приготовления питательных растворов должна быть чистой, мягкой, без примесей. Вместо дистиллированной воды можно использовать дождевую или дополнительно очищенную при помощи фильтров воду. Смягчать жесткую воду при помощи торфа или специальных картриджев. Соли необходимо растворять, строго придерживаясь порядка следования их в прописи питательной смеси.

Начинают с макроэлементов, т.е. элементов необходимых растению в больших количествах.

Сернокислый магний растворяют в небольшом количестве воды и, после того, как он растворился, выливают в общий сосуд, в который предварительно было налито небольшое количество воды. Затем также растворяют аммиачную и калийную селитры, после них хлористый калий, а в конце фосфорнокислый аммоний.. После вливания очередного раствора соли тщательно перемешивают.

Хорошо перемешав общий раствор, к нему добавляют микроэлементы. Их тоже растворяют в определенной последовательности в отдельной стеклянной посуде в небольшом количестве воды.

Приготовленный раствор готов к употреблению.

Реакция раствора имеет огромное значение для нормального роста и развития растений. Питательный раствор для растений, выращиваемых без почвы, в зависимости от культуры должен иметь pH5,5-7,0. Сдвиг реакции раствора в щелочную строну (Ph выше 7) отрицательно влияет на растения, в таком растворе соли железа, магния, кальция, фосфора и марганца переходят в соединения нерастворимые, которые растениями не усваиваются. Иногда изменения состава и концентрации раствора бывают незначительными, но все же могут отрицательно сказаться на развитии растений, поэтому необходимо периодически определять кислотность раствора. Готовый раствор в закрытой посуде можно хранить 2-3 месяца

Питательный раствор, готовый к употреблению, должен иметь температуру, одинаковую с температурой воздуха помещения, в котором растут растения. Правильно приготовленные растворы действуют продолжительное время. Сменяют раствор через 30-40 дней, в зависимости от вида растения. Количество питательных солей в растворе зависит от потребности в них растений: в зимние время должен преобладать калий, в весенне-летний период азот.

1.5. Преимущества гидропоники.

Гидропоника имеет большие преимущества по сравнению с обычным (почвенным) способом выращивания.

  • Регулировка подкормки растений

  • Экономия воды

  • Экономия питательных веществ

  • Благодаря улучшенному здоровью и ускоренному росту меньше потребность в пестицидах

  • Гербициды не нужны

  • Растение, изначально выращенное гидропонными методами, более жизнеспособно

  • Увеличиваются размеры, повышается качество

  • Доступ к корням

  • Выращивание культур в экстремальных условиях

  • Рациональнее используется пространство

  • Не нужно перетаскивать землю

  • Быстрый рост материнского растения

1.6. Методы

Различают следующие методы выращивания растений с использованием гидропоники:

  • гидропоника (водная культура

  • гидрокультура (субстратная культура)

  • аэропоника (воздушная культура)

  • хемокультура (культура сухих солей

  • ионопоника

  • аквапоника (совместное выращивание водных животных и растений)

Гидропоника (водная культура)

Гидропоника (водная культура) – это метод выращивания, при котором растение укореняется в тонком слое органического субстрата (торф, мох и т.п.), уложенного на сетчатую основу, опущенную в поддон с питательным раствором.

Корни растений через субстрат и отверстия основы опускаются в раствор, питая растение. При гидропонном способе выращивания растений сложность представляет аэрация корней, так как содержащегося в питательном растворе кислорода растению недостаточно, и корневую систему растения полностью погрузить в раствор нельзя. Для обеспечения дыхания корней между раствором и основой оставляют воздушное пространство для молодых растений 3см, для взрослых – 6см. При этом необходимо позаботиться о поддержании повышенной влажности воздуха в этом пространстве, иначе корни быстро засохнут.

Аэропоника (воздушная культура)

Аэропоника (воздушная культура) представляет собой метод выращивания растений без субстрата вообще.

Растение закрепляется зажимами на крышке сосуда, наполненного питательным раствором таким образом, чтобы 1/3 корней находилась в растворе, а остальные корни находятся в воздушном пространстве между раствором и крышкой сосуда и периодически увлажняются. Чтобы не повредить зажимом стебель растения и не препятствовать его утолщению по мере роста, рекомендуется применять мягкие эластичные прокладки, например, из поролона.

Кроме вышеописанного способа выращивания растений на аэропонике, можно использовать способ опыления корней питательным раствором. Для этого в сосуде, где находятся корни, помещается туманообразующий распылитель, с помощью которого 2 раза в сутки по 2-3 минуты корням подается питательный раствор в виде мельчайших капель.

При аэропонном выращивании особенно важно позаботиться о поддержании повышенной влажности воздуха в пространстве, окружающем корни, чтобы они не засохли, но при этом обеспечить доступ воздуха к ним.

Хемокультура

Хемокультура, или культура сухих солей, при котором растения укореняются в органическом субстрате, пропитанном раствором питательных веществ. (к примеру, «голландские» кактусы- один из вариантов культуры сухих солей).

Ионопоника

Ионопоника – зародившаяся полтора — два десятка лет тому назад ионитопонная – культура выращивания растений на ионообменных материалах. В качестве субстрата применяют ионитные смолы, волокнистые материалы, блоки и гранулы пенополиуретана.

Совершенно новые возможности по размножению особо редких видов и форм представляют методы размножения invitro, когда целостное растение получают из кусочка его ткани или даже одной клетки ткани. Суть метода в том, что используются действительно богатые питательные растворы (да еще и с витаминами и гормонами) и в обычных условиях там будет моментально поселяться микрофлора. Чтобы этого избежать, эксплант культивируется в стерильных условиях. Механическим субстратом для растений обычно является агар.

Аквапоника

Аквапоника представляет собой искусственную экосистему, в которой ключевыми являются три типа живых организмов: водные животные (обычно рыбы), растения и бактерии. Такая технология считается экологически безопасной. Работает по принципу эко-системы рыб и растений: рыбы обеспечивают питание растениям, а растения очищают воду. Суть метода — в использовании отходов жизнедеятельности водных животных (рыб, креветок) в качестве питательной среды для растений. Водные животные выделяют токсичные для них самих продукты жизнедеятельности: азотистые, калийные, фосфорные соединения, углекислый газ. Накопление этих веществ в воде представляет главную проблему как в замкнутой промышленной аквакультуре, так и в простом аквариуме. Эти же вещества абсолютно необходимы в гидропонике и их добавляют в воду для получения питательных растворов для растений. В аквапонике эта проблема решается сама собой: продукты жизнедеятельности рыб утилизируются бактериями и растениями.

1.7.Гидропонные системы

Есть много модификаций на основе базовых систем, но все гидропонные системы – это разновидность или комбинация этих шести типов.

Глубоководная культура (DeepWaterCulture – DWC) – наиболее простой тип активной гидропонной системы. Гоpшок с субстратом и растением, закреплѐн в крышке бака с питательным раствором и корнями. Компрессор подаѐт воздух в раствор, обеспечивая корни кислородом. На 10 литров раствора рекомендуется компрессор производительностью не менее 150л/ч.

В системе периодического затопления (Ebb / Flow) емкость с субстратом и корнями время от времени затопляется питательным раствором, а затем сливается обратно в резервуар. Погружной насос работает по таймеру. Когда таймер включается – насос закачивает питательный раствор в ѐмкость с корнями. Когда таймер выключается – питательный раствор самотеком сливается обратно в бак. Таймер настраивается так, чтобы производить эту процедуру несколько раз в сутки, в зависимости от размера растения, температуры и типа используемого субстрата. В случае отключения электричества, поломке таймера или насоса – корни быстро сохнут.

Капельный полив (DripSystem)

Системы капельного полива вероятно наиболее популярный тип гидропонных систем используемых в мире. Таймер включает насос и питательный раствор капает под основание каждого растения маленькими каплями.

В реверсионной капельной системе (Recovery Drip System) избыток питательного раствора собирается обратно в резервуаре для повторного использования. Это так же учитывает использование менее дорогого таймера, поскольку реверсионным системам не требуется точного управления циклами полива.

В нереверсионной капельной системе (Non-RecoveryDripSystem) раствор повторно не используется, так что pH и содержание питательных веществ в растворе не будут изменяться. Вы можете заполнить резервуар питательным раствор с отрегулированным pH, и забыть о нем, до тех пор пока не потребуется новая порция раствора. Нереверсионные системы должны иметь более точный таймер, чтобы его можно было отрегулировать так, чтобы растения получали достаточно питательного раствора.

В системе идет постоянный ток питательного раствора (NutrientFilmTechnique – NFT), таймер для насоса не требуется. Растения удерживаются в маленьком горшке с субстратом, питательный раствор качается в ѐмкость (обычно трубы) с корнями, омывая их, и затем снова стекает в резервуар. В случае отключения электричества, поломке таймера или насоса – корни быстро сохнут.

Аэропоника (воздушная культура) - выращивание без использования субстрата. Растения находятся в подвешенном состоянии со свободно свисающими в воздухе корнями, в емкости где находятся корни помещается распылитель, который с определенным интервалом времени орошает корни питательным раствором в виде мельчайших капель. Интервал орошения (обычно несколько минут) задается исходя из времени поглощения и испарения питательного раствора. Очень важно обеспечить бесперебойное поддержание повышенной влажности воздуха в емкости с корнями.

В последнее время получили широкое распространение ультразвуковые генераторы тумана – их возможно использовать в качестве распылителя, но пока информации о их применении для выращивания конопли мало.

Фитильная система (Фитильный полив) – наиболее простая пассивная гидропонная система (у неѐ отсутствуют движущиеся части). Питательный раствор подается в субстрат, из резервуара по фитилю. В этой системе можно использовать разнообразные субстраты, наиболее популярны: кокогрунт и вермикулит.

Отваживает от этой системы то, что большие растения (которым требуется много воды) могут расходовать питательный раствор быстрее чем может поступить через фитиль.

1.8.Техника замены питательного раствора.

Вода заменяется питательным раствором только через 7 дней после посадки растения.

Это время необходимо для адаптации корней растения к новым условиям. Если корни были повреждены, они успеют восстановиться. В противном случае питательный раствор сожжѐт их и растение в лучшем случае будет долго болеть.

Затем остается только подливать питательный раствор по мере того, как он будет заканчиваться. Так же можно доливать воду вместо раствора.

Для приготовления одного литра раствора вам потребуется две составляющие (для дозировки хорошо подходит 5-мл шприц, продающийся в каждой аптеке). Разведите 1.67 мл комплексного удобрения «Унифлор Рост» в литре воды.

Питательный раствор заменяется по следующей схеме: заливается в пустую ѐмкость раствор до определѐнного уровня; когда уровень раствора понизиться доливают тот же раствор; на 3 доливку раствор заменяют простой водой. Это снижает концентрацию солей в растворе. Раз в месяц, если растение хорошо потребляет раствор, заменяют питательный раствор полностью. Если растение не влаголюбивое, то можно менять раствор реже.

Еще один важный момент. Необходимо раз в месяц (или другой период, зависит от растения и установки) полностью заменять раствор на новый. Это необходимо для того, чтобы растение имело доступ ко всем питательным элементам раствора. Во-первых, растение поглощает элементы не равномерно, что нарушает оптимальны баланс. Во-вторых, при доливании воды, понижается концентрация раствора и растение получает с каждым разом все меньшее количество питательных элементов.

Следует доливать, а не менять полностью раствор тем растениям, которые его полностью впитывают.

Так же следует следить за тем, чтобы питательный раствор всегда был выше нижней части стаканчика, в котором находится растение и, если дно стаканчика будет находиться выше уровня жидкости, раствор не будет поступать в резервуар с растением, и растение погибнет. Через некоторое время, корневая система растения разрастется на столько, что его корни полезут из всех проделанных вами отверстий.

Глава 2. Результаты исследования и их обсуждение

2.1.Сравнение выращивания хлорофитума стандартным способом и при помощи гидропоники.

Материалы: Растение хлорофитум (Chlorophytum), питательный грунт, керамзит, комплексное удобрение «Унифлор Рост».

Для начала я взяла комнатное растение хлорофитум и отделила 2 одинаковых молодых отростка. (рис. 1 в Приложении № 5)

Один из отростков я посадила в питательный грунт (рис. 2 в Приложении №5) ,

а второй - в гидропат (рис. 3 в Приложении №5).

Предварительно я сделала наипростейшую установку. Мне потребовалась пластиковая бутылка объемом 0,5 л и пластиковый стаканчик.

Я отрезала в бутылке верхнюю половину. В стаканчике на дне вырезала небольшие отверстия для проникновения питательного раствора. Вставила подготовленный стаканчик в нижнюю половину бутылки. (рис. 5, в Приложении №5).

Я взяла керамзит вместо питательного грунта и подготовила его к применению, промыв горячей водой из-под крана. (Рис. 6 в Приложении №5)

Далее я перешла к непосредственной посадке растения. Для этого удерживая растение одной рукой вверхней части установки, приблизительно на том уровне, на котором в дальнейшем оно будет находиться, второй рукой, засыпала, керамзит так, чтобы корни растения оказались полностью засыпаны им.

Затем я полила растение водой, чтобы вода полностью смочила керамзит, и еѐ излишки скопились в нижней части установки.

После долила воду до нужного нам уровня. Уровень определить не сложно. Керамзит должен на 1-2 см находиться в воде. (Рис. 7 в Приложении №5).

В течении всего времени выращивания растения, я вела Дневник исследования, который размещен в Приложении №6.

Также производился по мере необходимости полив (подлив) воды обоих растений.

Итог исследования я оформила в виде таблицы, представленной в Приложении №7

2. 2.Анкетирование учащихся 6-8 классов МБОУ «Школа №41» на тему «Что ты знаешь о гидропонике?»

Вопросе приняли участие 100 человек. Учащимся школы были предложены следующие вопросы:

  1. Знаешь ли ты, что такое «гидропоника»?

  2. Что такое «аэропоника»?

  3. Выращивал ли ты когда-либо растения с помощь гидропоники?

  4. Как ты думаешь: гидропоника является прогрессивным способом выращивания растений и могут ли современные тепличные комплексы работать по этой методике?

Результаты анкетирования:

1 вопрос. Знают о гидропонике- 30 человек, не знают- 70 человек.

(приложение №2);

2 вопрос. С аэропоникой знакомы – 13 человек, не знакомы – 87 человек. (приложение №3);

3 вопрос. Выращивали – 25 человек, не выращивали – 75 человек. (приложение №4);

4 вопрос. Ответ «да» - 62 человека, ответ «нет» - 38 человек. (приложение №5)

Опрос показал, что ребята мало знакомы с этим интересным методом. После моего рассказа они заинтересовались гидропонным способом выращивания растений и считают, что его можно с успехом использовать в тепличных агрокомплексах.

Заключение.

Таким образом, за 67 дней исследования растение на гидропонике увеличилось в своем росте на 30 см., тогда как растение в грунте на 20 см. Растение на гидропонике визуально выглядит более «куститстым» и здоровым, темпы его роста опережают растение в грунте.

Используемая концентрация питательного раствора (1.67 мл на литр воды) оказалась благоприятной для растения на гидропонике растение на гидропонике развивалось лучше, чем растение в грунте, а значит

домашние методы гидропоники также имеют важное значение среди всех остальных методов выращивания. Растения, выращенные своими руками это не только и не столько экономия и доход, сколько повышение экологичности жилища и мощный антистрессовый фактор. Любой человек чувствует себя намного комфортней в окружении зеленеющих и расцветающих растений, особенно зимой. И квадратный метр подоконника, на котором они растут, будет нелишним в современной квартире.

Перейдя на гидропонный метод, можно избежать частых подкормок и пересадок, которые негативно влияют практически на все растения

Для однолетников пересадки становятся ненужными, для многолетников резко сокращаются (раз в 3-5 лет), а подкормки становятся тем, чем и должны - улучшением питания растений. Все соли, в применяемых дозах, не вызывают никаких побочных эффектов, и могут быть заменены в течение 10-15 минут, в отличие от почвенного внесения, где внесение солей это непростое дело, а их изъятие в случае, например передозировки, практически невозможно.

Ассортимент возможных для выращивания в комнатных условиях культур не так уж и мал, можно привести, например, теневыносливые сорта томатов, огурцов, салата, редиса, лука (на перо), клубники, перца, не говоря уж о пряной зелени типа мелиссы и мяты.

Цитированная литература

1.Алиев Э. А. Питательные растворы для выращивания томатов на искусственных субстратах.— Агрохимия, I960, № 3, с. 12-1—128.

2. Алиев Э. А., Кадыш А. Г., Лаврик А. С. Контроль питания растений по химическому составу листьев при беспочвенной культуре—Агрохимия, 1969, № 8, с. 87—92.

3. Алиев Э. А. Питательные растворы для выращивания рассады при беспочвенной культуре.— В кн.: Физиология растений, 1970—176.

4. Алиев Э. А. Выращивание овощей в теплицах без почвы— К-: Урожаи, 1971.—232 с.

5. Алиев Э. А. Субстраты для выращивания растений при беспочвенной культуре.— В кн.: Выращивание овощей в гидропонных теплицах. К-: Урожай, 1977, с. 17—29.

6. Алиев Э. А., Новиков В. К. Внекорневая подкормка растений в гидропонных теплицах.— Картофель н овощи, 1969, № 3, с. 18—19.

7. Брызгалов В. А., Советкиа В. Е., Савинова Н И. Овощеводчество защищенного грунта.— М.: Колос, 1983.— 351 с.

8.Вашемко С., Корднчева Н. Против засоления субстратов в теплицах.— Картофель и овощи, 1969, № 11, с. 23—24.

9. Гайдамак П. М., Петренко Г. Т. Физиологические активные вещества корневых остатков огурцов, разлагающихся в искусственном субстрате.— Агрохимия, 1969, Л» 7, с. 121—124.

10. Гелер Ф. Состояние работ в области беспочвенной культуры овощей в ГДР.— В кн.: Гидропоника в сел. хоз-ве. М.: Колос, 1965, с. 9—20.

12.Давтян Г. С. Гидропоника как производственное достижение агрохимической науки.— Ереван, 1969.— 84 с.

13. Ермаков Е. И. Метод щелочной регенерации почвозаменителей п промышленной гидропонике.— Картофель и овощи, 1975, № 2, с. 25—27.

14. Журбнцкий 3. И. Теория и практика вегетационного метода.—М.: Наука, 1968,—264 с.

15. Колосов И. И. Поглотительная деятельность корневых систем растений.— М.: Изд-во АН СССР, 1962.—385 с.

16. Лемаи В. М. Курс светокультуры растений.— М.: Высш. шк., 1976.—268 с.

17. Магницкий К. П. Диагностика потребности растений в удобрениях.— М.: Моск. рабочий, 1972.— 270 с.

18. Митрофанов Б. А., Гуляев Б. П., Алиев Э. А. Митрофанова С. В Углекислый режим гидропонных теплиц.— В кн.: Физиология и биохимия культурных растений, 1976, т. 8, пып. 3, с. 293— 298.

19. Мураш И. Г. Аэропоника в теплицах.— М.: Моск. рабочий, 1964.—95 с.

20. Овощеводство защищенного грунта/Под ред. С. Ф. Ващенко,— М.: Колос, 1974,-34с.

Интернет- ресурсы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. http://womanadvice.ru/gidroponika-v-domashnih-usloviyah-zelen

  3. http://better-house.ru/dacha/gidroponnaya-ustanovka-svoimi-rukami/

  4. http://vseoteplicah.ru/pomidory/pomidory-gidroponika.html

  5. http://gidroponika.com/forums/topic1121.html

  6. http://floweryvale.ru/houseplants/what-is-hydroponics.html

Приложение №1

филодендрон (Philodеndron) фатсия(Fatsia)

антуриум (Anthúrium) колеус (Coleus)

драцена (Dracāena) кактус (Cactaceae)

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №5

Рис.1

Рис. 2 Рис. 3

Рис. 4 - Установка из бутылки и стаканчика

Рис. 5 - Делаем отверстия в стаканчике

Рис. 6 - Промывка керамзита

Рис. 7 - Уровень воды

Приложение №6

Дневник исследования.

Дата иссле-дования

Описание исследования

03.11.15

Посадка обоих растений

10.11.15

Замена воды питательным раствором для растения на гидропонике (использование комплексного удобрения «Унифлор Рост»)

17.11.15

Удобрение растения в грунте (использование комплексного удобрения «Унифлор Рост»)

10.11.15

Полная замена питательного раствора для растения на гидропонике

(использование комплексного удобрения «Унифлор Рост»)

10.12.15

Полная замена питательного раствора для растения на гидропонике

(использование комплексного удобрения «Унифлор Рост»)

24.12.15

Удобрение растения в грунте (использование комплексного удобрения «Унифлор Рост»)

10.01.16

Полная замена питательного раствора для растения на гидропонике(использование комплексного удобрения «Унифлор Рост»)

Приложение №7

Дата

Высота растения

 
 

Растение в грунте

Растение на гидропонике

 

03.11.15

15 см.

15 см.

 

18.11.15

18 см.

19 см.

 

5.12.15

21 см.

25 см.

 

20.01.16

26 см.

32 см

 

4.02.16

30 см.

39 см.

 

10.02.16

35 см.

45 см.