III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

КРАСКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Низамутдинов А.Э., Шалфеева В.В.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


ВВЕДЕНИЕ

Возьму самые яркие краски,В жизнь добавлю немного сказки.Эти серые мрачные тучи,Синей краской закрашу - так лучше!А вот черные вовсе сотру,Ну зачем мне смотреть поутру Как они закрывают мне свет,Лучше буду смотреть на рассвет.Желтой краской рисую я солнце,Пусть со мной посидит на оконце.А смотреть мой ночной звездопадБудет каждый и счастлив и рад.Краска черная только для ночи,И на карие темные очи.

Больше светлой, чтоб солнечный лучРазогнал это скопище туч!Нарисую я много цветовДля красивых больших городов!А для маленьких деревушекНарисую счастливых старушек!Этот мир изменять я не буду,Просто место оставлю чуду.Возьму самые яркие краски,В жизнь добавлю немного сказки.

Краски в нашей жизни занимают огромное место. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремится найти способ разукрасить окружающий его мир.

С самого раннего возраста детей так и тянет что-нибудь почеркать на бумаге, все дети любят рисовать и в десять, и в семь, и в пять лет. Сколько раз в детском саду и на уроках рисования в школе мы сталкивались с красками? Мы даже пытались акварель съесть, и почти у всех была привычка облизать кисточку. А между тем, акварель далеко не так съедобна, хотя и в самом деле содержит мед. Ведь краски делают из химических элементов. Поэтому у нас возник вопрос - можно ли изготовить экологически чистые краски в домашних условиях?

Вот так мы и выбрали тему для своего исследования. А помогать нам будут наши учителя.

Цель исследования:

1.Изготовление красок в домашних условиях.

2. Определение преимущества и недостатков «самодельных» красок.

Задачи исследования:

  1. Ознакомиться с учебной литературой по теме исследования.

  2. Изучить из каких веществ состоят краски.

  3. Изучить виды красок.

  4. Провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.

  5. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленных в магазине.

  6. Выполнить рисунки из изготовленных красок

Гипотеза: предположим, что красками, созданными в домашних условиях – можно рисовать.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. История возникновения красок.

Мы выяснили, что древние художники много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже! (Кстати, обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.) Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром.

Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Поэтому из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века. Какими же красками рисовали древнейшие художники? Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые... Чёрный цвет давала копоть, сажу.

Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица — жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны — коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.

Средневековые художники готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

  1.  
    1. Состав красок.

Мы узнали, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество.

Первое – пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д.

Второе – связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.

Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

Проанализировав литературу и статьи в Интернете, мы хотим рассказать, как готовятся краски. Сначала ищем сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

1.3. Виды красок.

Акварельные краски

Пожалуй, этот вид художественных материалов знаком каждому из нас ещё с детства. Акварель — краска, в основе которой лежит вода, она предназначена для рисования на бумаге.

Акварельные краски имеют лёгкие, полупрозрачные цвета, которые дают новые оттенки при смешивании. Акварель отлично подходит для создания портретов, пейзажей и натюрмортов.

Гуашь

Гуашь имеет более плотную текстуру, чем акварель, а при высыхании поверхность становится матовой. Гуашевыми красками сложно и одновременно просто рисовать: допущенные погрешности можно «спрятать», нанеся новый слой, но для получения другого оттенка придётся поэкспериментировать. При этом нельзя допускать, чтобы слой был слишком толстый, иначе при высыхании гуашь может потрескаться или осыпаться.

Гуашь делится на два вида: художественная и плакатная. Первая предназначена исключительно для живописи, а вторая — для оформительских работ. Она имеет большую плотность, более насыщенные цвета. А вообще, гуашевыми красками можно рисовать на бумаге, картоне, холсте и даже ткани.

Гуашь продаётся в отдельных баночках, в них же разводится водой. Однако при длительном хранении гуашь может подсохнуть. Разбавить её можно обычной водой, добавив капельку столярного клея.

Акриловые краски

Акрил — сравнительно новый, но уже достаточно популярный вид художественных материалов. Преимущество акрила в том, что «рабочей поверхностью» для него может стать что угодно: бумага, ткань, керамика, дерево, стекло или металл. А цвета акриловых красок, независимо от художественной цели, всегда остаются яркими, сочными и «радующими глаз». После высыхания на поверхности образуется стойкое покрытие, не тускнеющее со временем и не смывающееся водой.

Акриловые краски бывают разных видов: матовые, глянцевые, перламутровые, блестящие, а также жидкие или густые. Слишком густые можно разбавлять водой или специальной жидкостью. Но можно и не делать этого: в этом случае акрил позволяет создавать настоящие шедевры с необычной фактурой.

Масляные краски

В состав масляных красок входит цветной пигмент и масло — льняное, ореховое или подсолнечное. Они всегда находятся в отдельных тюбиках и требуют от художника не столько определённых навыков работы с ними, сколько обязательных атрибутов: это палитра, холст, качественные кисти, растворитель, мольберт.

Масло по праву считается основным материалом в живописи: начиная с XVI века, многие художники в своих работах используют именно этот художественный материал. Масляные краски, славящиеся своей долговечностью, имеют яркие цвета и плотную фактуру, то есть то, что позволяет добиться объёмности и максимальной реалистичности изображения человека, пейзажа или натюрморта. Писать картины маслом можно не только на холсте, но и на картоне, загрунтованной бумаге, дереве или других поверхностях.

Темперные краски

В долговечности, а главное, практичности этого вида художественных материалов сомневаться не приходится: темперу использовали ещё живописцы эпохи Возрождения. Это краска, в состав которой входит цветной пигмент, вода, клей и масло. Однако в отличие от масляных, темперные краски высыхают намного быстрее. Помимо этого у темперы есть ещё масса достоинств: она не меняет своего цвета с течением времени, не смывается водой после полного высыхания и сочетается с другими видами красок.

Но самое интересное свойство темперы — многогранность, позволяющая работать в различных техниках: наносить прозрачные слои так же, как акварелью, или, наоборот, плотные, как гуашью. А использование пастообразной темперы напоминает работу с маслом. При этом картина, написанная темперой, не будет похожа ни на одну из тех, которые выполнены с использованием перечисленных видов красок.

Выяснив, какие виды красок существуют, изучив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, мы пришли к выводу, что сможем сделать некоторые краски сами и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми мы рисовали очень много раз.

  1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    1. Приготовление краски гуашь в домашних условиях.

Итак, для приготовления красок в домашних условиях нам необходимо:

  1. Мука 200 гр.

  2. Соль мелкая 2 ст. ложки.

  3. Масло растительное 2 ст. ложки.

  4. Клей ПВА 1,5 ст. ложки.

  5. Пищевые красители разных цветов.

  6. Баночки для красок.

В миску для приготовления красок высыпаем муку, добавляем соль и хорошо перемешиваем. Затем добавляем клей ПВА, растительное масло. Если получилось густо можно налить немного воды. Воду льем тоненькой струйкой и не забываем перемешивать, чтобы не образовывались комочки. Консистенция получается сметанообразной. Если вам кажется, что масса получилась сильно жидкая – добавьте муку, если сильно густая, то воду. Следующим шагом мы разделяем полученное тесто на несколько частей – столько, сколько у нас должно получиться цветов красок. Теперь займемся самым интересным – добавим цвета в наши краски. Можно использовать красители, которые идут в комплекте к пасхальному набору для окрашивания яиц. А можно окрашивать краски в различные цвета при помощи продуктов. (Приложение 1)

Розовый цвет дает – сок свеклы;

оранжевый цвет – апельсин, морковь, цедра мандарина;

зеленый цвет – шпинат или укроп. Для этого необходимо запарить зелень в кипятке, после чего процедить через марлю;

лиловый цвет – черная смородина;

коричневый цвет – добавляем шоколад, какао или кофе;

желтый цвет – куркума;

красный цвет – можно получить благодаря использованию в создании пальчиковых красок вишни, брусники, клюквы, красной смородины, барбариса, кизила;

малиновый цвет — малина.

После добавления красителя – снова хорошо перемешиваем краски, чтобы цвет равномерно распределился, и краски были однородного оттенка. Ну, вот теперь, можно сказать, что краски в домашних условиях готовы. Рецепт очень простой, не занимает много времени на изготовление, мы легко с этим справились и получили огромное удовольствие.

  1.  
    1. Приготовление витражной краски в домашних условиях.

Для создания краски для витражей своими руками нам необходимо:

  1. Клей ПВА.

  2. Пищевые красители.

  3. Файл.

  4. Желаемый рисунок.

Для начала подготовим рисунок. Распечатываем или рисуем выбранный мотив и помещаем лист с рисунком под файл.

В небольшие стаканчики наливаем по 2 столовые ложки клея ПВА и добавляем пищевые красители. Перемешиваем смесь. Получаются очень яркие и насыщенные цвета. Когда краски готовы можно приступать к творчеству. Наносим краску с помощью кисти на выбранный участок рисунка. Краску следует накладывать густым слоем, потому как после высыхания он станет гораздо тоньше. Это стоит учитывать, чтобы не допустить деформации рисунка.

Готовую работу можно перевести на поверхность зеркала или стекла. Для этого аккуратно снимаем рисунок с файла и прикладываем к обезжиренной поверхности той стороной, которая была на файле. (Приложение 4)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные опыты подтверждают гипотезу, что красками, созданными в домашних условиях можно рисовать. Теперь мы знаем, из чего состоят краски и как их можно приготовить своими руками. Мы научились делать наблюдения, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы.

Выводы:

  • История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Древние художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах и даже на собственной коже! В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск. Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами.

  • В ходе экспериментов нам удалось получить краски разных цветов и оттенков, нарисовать красивые рисунки. Больше всего нам понравилось работать с витражными красками, они легко наносились и давали насыщенные цвета.

  • Полученные краски имеют как преимущества, так и недостатки.

Самое важное это то что, из доступных недорогих продуктов, возможно, изготовить яркие цвета гуаши и витражных красок в домашних условиях. А ведь родителям детей, которые очень любят рисовать, коробочка гуаши хватает на неделю, приходится тратить большие суммы денег для покупки красок. Краски, созданные своими руками практически не отличаются от покупных. Иногда, смотря на готовый рисунок нам казалось, что он покрыт бархатной гуашью. (Приложение 2) А самое главное то, что мы получили колоссальные эмоции от создания этих красок, видя, как готовая текстура становится красной, синей, зеленой или когда высушенный витражный рисунок снимали с файла. Кажется, в наше время детей мало чем можно удивить, но это произошло с нами при проведении наших экспериментов. Мы гордо преподнесли самодельные гуаши одноклассникам. Им было интересно послушать наши опыты, они с большим удовольствием попробовали их на практике. (Приложение 3)

К недостаткам можно отнести то, что вокруг рисунка нарисованный гуашью на бумаге образовался ободок от растительного масла, но это не бросается в глаза и при нанесении красок на более плотную бумагу этого можно избежать. Срок хранения таких красок в холодильнике 1-2 недели. Витражные краски, приготовленные в домашних условиях нужно использовать в тот же день, при хранении они теряют свои свойства и становятся непригодными для дальнейшего использования. (Приложение 5)

Наша работа может пригодиться на уроках окружающего мира и изобразительного искусства. Считаем, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

- обучающее занятие по изготовлению экологически чистых красок с учащимися других классов;

- более подробное изучение одного вида красок и использование разных техник рисования ею;

В будущем мы будем работать над получением акварели в домашних условиях. Это будет продолжением нашей исследовательской работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Блинчева И. Б. Из чего в древности делали краски. - М.: «Мир книги», 2013.

  2. Энциклопедический словарь юного художника. М. «Педагогика».1983.

  3. Краткий справочник школьника. «Харвест».2004.

  4. Детская энциклопедия, Что? Зачем? Почему?- Минск: «БЭСТ»,2008.

  5. http://kruchinskaya.com/palchikovye-kraski-svoimi-rukami/

  6. http://naukaveselo.ru/kak-sdelat-kraski-svoimi-rukami.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Опыт №1. Приготовление краски гуашь в домашних условиях.

Приложение 2. Рисунки с красками гуашь.

Приложение 3. Рисунки одноклассников.

Приложение 4. Опыт №2 . Приготовление витражной краски в домашних условиях.

Приложение 5. Новогоднее оформление своими руками.