III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛУННЫХ ФАЗ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Чистякова П.В., Цыганкова С.М.
Автор работы награжден дипломом победителя первой степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Луна богата силою внушенья,

Вокруг нее всегда витает тайна.

Она нам вторит: «Жизнь есть отраженье,

Но этот призрак дышит не случайно»

Константин Бальмонт

О том, как Луна влияет на человека существует много разных теорий и домыслов. Но одно можно утверждать точно – в зависимости от лунного цикла и лунной фазы может меняться наше самочувствие и даже состояния здоровья. Луна находится в постоянном движении вокруг нашей планеты, она регулярно отражает солнечный свет с разных сторон своей поверхности, и это влияет на жизнь человека на планете Земля. Более того, Луна имеет прямое влияние на приливы воды – ее гравитационное поле притягивает большие водные массы, что вызывает подъем их уровня.

Морские приливы и отливы строго подчинены фазам луны. Но и человек, состоит из воды примерно на 80%. А это означает, что, независимо от своего желания, он в той или иной степени подвергается лунному влиянию. Причем наиболее остро оно проявляется в те периоды, когда наступают фазы полнолуния.

Характер влияния Луны на здоровье человека зависит в значительной степени от фаз лунного цикла, каждая фаза которого длится примерно неделю. Если лунные дни в большей степени определяют наше поведение, то фазы Луны влияют на состояние нашего организма, степень его жизнестойкости и активности.

Влияние полнолуния на свой организм люди заметили давно. Оно связано с резким обострением самых разнообразных эмоций – радости до отчаяния. А статистика свидетельствует о том, что наибольший процент случаев самоубийств приходится именно на время полнолуния. То же самое можно сказать и про обострения заболеваний, имеющих хронический характер, в первую очередь это касается психических болезней. Нас заинтересовала тема влияния луны на психику человека и мы решили исследовать как себя чувствуют люди в полнолуние, во время убывающей, растущей луны и в новолуние.

Тема исследовательской работы: «Исследование влияния лунных фаз на психоэмоциональное состояние старшеклассников»

Цель работы: Выявить существует ли зависимость психоэмоционального состояния старшеклассников от лунных фаз.

Задачи:

  • Изучить научную литературу о лунных циклах.

  • Выяснить каково влияние фаз лунного цикла на процессы на Земле и выявить результат влияния на человека.

  • Выявить данные лунного календаря за октябрь 2016 гг.

  • Провести диагностику психоэмоционального состояния старшеклассников в различные дни лунного цикла.

  • Проанализировать полученные результаты диагностики

  • Сделать выводы, опираясь на изученные источники информации и результаты психологического исследования.

Объект исследования: Психоэмоциональное состояние старшеклассников

Предмет исследования: Психоэмоциональное состояние старшеклассников в различные фазы лунного цикла

Гипотеза исследования: Фазы Луны сказываются на земных процессах, и как следствие, влияют напсихоэмоциональное состояние старшеклассников.

2. Теоретическая часть

2.1 Лунный календарь

Лунный месяц составляют четыре фазы – полнолуние, новолуние, растущая луна и убывающая луна. Первым лунным днем является день начала новолуния. На 7–8 лунные дни приходится первая четверть месяца. Полная луна наблюдается с 14 по 17 лунные сутки. На 22–23 лунные дни приходится третья четверть, а четвертая четверть знаменует окончание месяца.

Для того чтобы попробовать проанализировать влияние луны на организм человека или его эмоциональное состояние, лучше приобрести специальный лунный календарь. В нем все фазы луны четко обозначены.

Фазы Луны на Октябрь 2016 года

По лунному календарю на Октябрь 2016 года будет циклическая смена фаз Луны в следующей последовательности: Новолуние в октябре 2016 года 1 октября в 3 часа 13 минут, 30 октября в 21 час 39 минут.

Растущая Луна в октябре 2016 со 2 по 16 октября, 31 октября.

Полнолуние в октябре 2016 года 17 октября в 7 часов 24 минуты.

Убывающая Луна в октябре 2016 с 18 по 29 октября.

Лунное затмение - отсутствует.

Солнечное затмение - отсутствует.

Замечено, что в одни дни месяца люди просыпаются бодрыми и полными энергии, а в другие — вялыми и уставшими. Смены нашего самочувствия происходят циклически. Различные фазы Луны сказываются на нашем эмоциональном состоянии, нервной системе и энергетическом уровне. Особенно сильно Луна влияет на женщин, поскольку женский организм в большей степени подчиняется лунным циклам.

Чего ожидать от наступления полнолуния?

Ощущать влияние полнолуния может далеко не каждый человек. У всех, кто обладает способностью чувствовать воздействие на организм человека ночного светила, возникают различные ощущения. Однако некоторые общие моменты все же можно отметить.

Особенно остро влияние полнолуния воспринимает наша нервная система. В первую очередь это касается людей с тонкой психикой. У многих происходят обострение или изменение рефлексов, всплески положительных и отрицательных эмоций (от отчаянной радости до фатальной обреченности), появляются необъяснимые фобии. Даже люди с самой здоровой психикой в период полнолуния нередко жалуются на бессонницу.

Луна способна влиять не только на эмоциональное и психическое состояние человека. Множество экспериментов, известных еще со времен знаменитого Гиппократа, позволяют сделать вывод о том, что во время наступления полнолуния в организме человека происходит снижение скорости обмена веществ, что негативно сказывается на состоянии крови. В связи с этим есть мнение, что на полнолуние лучше не назначать хирургических операций, так как в этот период, во-первых, чаще происходят кровотечения, которые сложно остановить; во-вторых, процесс выздоровления занимает больше времени.

Полнолуние тяжело переносят люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в частности, гипертоники – у них наблюдаются нарушение работы сердца, увеличение количества жидкости в тканях.

Фазы полной луны связаны также с возрастанием риска заболеваний желудочно-кишечного тракта, а также отравление. Объясняется это тем, что в дни полнолуния активизируется жизнедеятельность микробов и вирусов, а эффективность лекарственных препаратов, напротив, снижается.

Существует и еще одна интереснейшая особенность влияния луны на организм человека. Во время полнолуния многократно повышается возможность зачатия. Дело в том, что процесс прохождения созревшей яйцеклетки по фалопиевым трубам и попадания в матку ускоряется. К тому же влечение к общению с противоположным полом в периоды, когда стоит полная луна, увеличивается.

В период новолуния человек наиболее ослаблен и обессилен, энергетический ресурс организма находится на минимуме. По мере роста Луны энергетика будет накапливаться вплоть до полнолуния. Мужчины реагируют на новолуние сильнее, чем женщины. Они в это время бывают агрессивными и нервными.

В период новолуния не желательны любые нагрузки на организм, не рекомендуется заниматься тяжелым физическим трудом. Нужно постараться свести к минимуму нервное напряжение и агрессию, ведь именно в период новолуния, наблюдается наибольшее количество инсультов и инфарктов.

Фазы растущей Луны — это лучшее время для новых начинаний. По отношению к здоровью это может быть укрепление иммунной системы, увеличение мышечной массы, ускорение процесса обмена веществ, повышение гибкости позвоночника и т.п. В период растущей Луны следует начинать мероприятия, направленные на достижение данных целей.

На растущей Луне у человека много энергии. Поэтому все физические упражнения, начатые в это время, будут даваться легко и выполняться с энтузиазмом. Любые нагрузки в эти дни допускаются более высокие, чем, на первый взгляд, может выдержать человек.

В период растущей Луны рекомендуются курсы профилактического лечения: прием витаминов, обогащенное необходимыми элементами питание и т.п. Благоприятно проведение процедур, питающих кожу, ногти и волосы. В это время наш организм особенно жадно поглощает все, что в него попадает. Поэтому нужно следить за своим питанием: оно должно быть полноценным и качественным, но ни в коем случае не избыточным.

В фазы убывающей Луны необходимо проанализировать достигнутые результаты и исправить ошибки. В это время нужно начинать решительную борьбу с хроническими заболеваниями и с тем в своем организме, что вам не нравится. Период убывающей Луны — самое подходящее время, чтобы окончательно избавиться от всего, что вас раздражает. Если вам необходимо ограничить себя в еде, чтобы избавиться от лишнего веса, начинайте соблюдать новый режим в период убывающей Луны, после полнолуния.

Болезнь во время убывающей Луны теряет свою силу, а организм старается избавиться от нее как от инородного в себе. Если ему в этом помочь своими усилиями в виде нормализации режима дня, прогулок на свежем воздухе, восстановления режима питания, коррекцией некоторых вредных привычек, можно значительно улучшить самочувствие и достичь отличного результата. Все физиологические процедуры, направленные на снятие воспалительных процессов и выведение токсинов, в это время эффективны как никогда. В этот период можно посещать стоматолога и соглашаться на операцию.

В фазе убывающей Луны процессы обмена веществ замедляются. Пища, которая плохо усваивается, будет скапливаться в организме в виде шлаков. Поэтому в питании упор следует делать на злаки, овощи и фрукты, а мясо употреблять в небольших количествах. Рекомендуется пить больше жидкости, чтобы облегчить выведение токсинов из организма.

Жизнь в согласии с лунным циклом позволяет сохранять стабильное здоровье и нервную систему, а при лечении болезней с учетом фаз Луны можно добиться более эффективного и ускоренного выздоровления.

2.2 Психоэмоциональное состояние, его составляющие

Психоэмоциональное состояние - особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты (В.П. Зинченко, Б.Т. Мещеряков, 1999). Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение - условие готовности к эффективной деятельности и ее благоприятному для здоровья личности осуществлению. Так как психоэмоциональное состояние отличается от психического состояния именно выраженным преобладанием эмоций, необходимо более подробно остановиться на их определении и функциях.

Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворённости, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности (Б.И. Додонов, 1978).

Эмоциональные состояния или эмоции представляют собой сложные и богатые реакции человека от взрывов страстей до тонких оттенков настроений. Относительно классификации и функций эмоций существует множество подходов, одним из которых является информационная концепция эмоций П.В. Симонова, которая относится к разряду когнитивистких теорий (П.В. Симонов, 1981).

В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он даёт для вероятности её удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты.

Подход П.В. Симонова относительно возникновения положительных и отрицательных эмоций был реализован в формуле: Э = П (Ин - Ис),

где: Э - эмоция, ее сила и качество; П - величина и специфика актуальной потребности; Ин - информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности; Ис - существующая информация, т. е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то и эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции.

Если рассматривать психоэмоциональные состояния с физиологической точки зрения, то необходимо заметить, что они имеют рефлекторную природу. Хотя подавляющее большинство их условнорефлекторного происхождения (К. Изард, 2009).

Основу психических и психоэмоциональных состояний составляет определенное соотношение нервных процессов (от эпизодического до устойчивого, типичного для данного человека) в коре головного мозга. Под влиянием совокупности внешних и внутренних раздражителей возникает определенный общий тонус коры, ее функциональный уровень. Физиологические состояния коры получили название фазовых состояний. После прекращения действий раздражителей, вызвавших то или иное состояние, оно сохраняется еще некоторое время или воздействует на образование новых или актуализацию старых условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий головного мозга. Эти состояния коры в свою очередь могут быть условными раздражителями, сигнализирующими о каких либо изменениях, важных для приспособления организма к среде и в последующем в аналогичных ситуациях ускоряют адаптацию психики к нерядовым условиям (Е.П. Ильин, 2005).

Психические состояния внешне проявляются в изменении дыхания и кровообращения, в мимике, пантомимике, движениях, жестах, интонационных особенностях речи и т.д.

Так в состоянии удовольствия наблюдается увеличение частоты и амплитуды дыхания, неудовлетворенность вызывает уменьшение того и другого; дыхание в возбужденном состоянии становится частым и глубоким; в напряженном - замедленным и слабым; тревожном - убыстренным и слабым; в состоянии страха - резко замедленным, а при неожиданном удивлении дыхание мгновенно становится частым, но сохраняет нормальную амплитуду.

В возбужденном состоянии или состоянии напряженного ожидания (часто вызванных ситуациями экстремального характера) может повышаться частота и сила пульса, величина кровяного давления в очень широком диапазоне. Изменение кровообращения обычно сопровождается побледнением или покраснением тела человека.

Индикатором эмоционального состояния человека нередко служат его движения и действия (по неуверенным или вялым движениям мы судим об утомлении, по резким и энергичным - о бодрости). Мимика так же способна выразить очень тонкие оттенки переживаний. Голос говорящего может также дать существенные данные о его психоэмоциональном состоянии. Психоэмоциональные состояния представляют собой сложные, целостные, динамические образования, во многом определяющие своеобразие всей психической деятельности (протекание процессов, проявление свойств) личности на данном отрезке времени.

Психоэмоциональным состояниям присущи следующие особенности (Е.П. Ильин, 2005):

Целостность. Хотя состояния и относятся преимущественно к определенной сфере психики (познавательной, эмоциональной, волевой), они характеризуют психическую деятельность в целом за определенный промежуток времени.

Подвижность и относительная устойчивость. Психоэмоциональные состояния изменчивы: имеют начало, конец, динамику. Они, конечно, менее постоянны, чем свойства личности, но более устойчивы и измеряются большими единицами времени, нежели психические процессы.

Прямая и непосредственная взаимосвязь с психическими процессами и свойствами личности. В структуре психики психоэмоциональные состояния располагаются между процессами и свойствами личности. Они возникают в результате отражательной деятельности мозга. Но раз возникнув, психоэмоциональные состояния, с одной стороны, влияют на психические процессы (определяют тонус и темп отражательной деятельности, избирательность ощущений, восприятий, продуктивность мышления личности и т.д.), с другой - представляют собой «строительный материал» для формирования свойств личности. Психоэмоциональные состояния служат фоном, который способствует проявлению особенностей личности или маскировке их. Индивидуальное своеобразие и типичность. Психоэмоциональные состояния каждого человека своеобразны, поскольку неразрывно связаны с индивидуальными особенностями личности, ее нравственными и другими чертами. Черты личности и переживаемые психоэмоциональные состояния не всегда, но часто соответствуют друг другу. То, что принимается иногда за черту личности, оказывается нетипичным для данного человека, временным состоянием. Например, подавленность может быть не только устойчивой чертой личности меланхолического темперамента, но и проявляться как состояние, вызванное у ученика неприятностями по учебе или в семье.

Многообразие психоэмоциональных состояний. Существует невероятное множество состояний личности психоэмоционального характера. Судить об этом позволяет даже не полный их перечень: удивление и недоумение, растерянность и сосредоточенность, надежда и безнадежность, уныние и бодрость, подъем и возбужденность, нерешительность и решительность, напряженность и спокойствие и т.п.

Полярность. Как можно было понять из описания предыдущего качества, каждому состоянию соответствует противоположное. Так активности противостоит пассивность, уверенности - неуверенность, решительности - нерешительность.

Все состояния психоэмоционального характера группируют по разным основаниям. По соответствию основным состояниям высшей нервной деятельности можно различать оптимальное, возбужденное и депрессивное состояние. Например «нормальное бодрое состояние» с равновесием между процессами возбуждения и торможения может быть положено в основу оптимального психоэмоционального состояния, при котором деятельность человека активна и наиболее продуктивна.

В настоящее время принято различать состояния:

активное и пассивное;

творческое и репродуктивное;

парциальное и общее состояние;

состояния, вызываемые избирательным возбуждением и торможением в коре и подкорке головного мозга (активность подкорки и приторможенность коры порождает истерическое состояние, и, наоборот, торможение подкорки при возбуждении коры - астеническое и т.п.).

По чисто психологическому признаку психоэмоциональные состояния классифицируются на интеллектуальные, волевые и комбинированные.

В зависимости от рода занятий личности состояния делят на состояния в боевой, учебной, трудовой, спортивной и других видах деятельности.

По роли в структуре личности состояния могут быть ситуативными, личностными и групповыми. Ситуативные состояния выражают особенности ситуации, вызвавшей у человека нехарактерные для его психической деятельности реакции. Личностными и коллективными (у ряда авторов - групповыми) являются состояния, типичные, присущие данному конкретному человеку или же коллективу.

По глубине переживаний различают - глубокие и поверхностные. Например, страсть более глубокое состояние, чем настроение.

По характеру влияния на личность, коллектив состояния делят на положительные и отрицательные. По длительности протекания состояния бывают продолжительными и кратковременными.

По степени осознанности состояния могут быть более или менее осознанными.

2.3Особенности психоэмоционального состояния учащихся старшего школьного возраста

В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 17 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет). Таким образом, старшие школьники относятся к периоду ранней юности. Психическое формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс их воспитания и обучения.

К социальным факторам особенностей психического развития подростков относят специфическое положение подростка в социуме, та самая маргиналъностъ.8Психологические особенности подростка в определенной мере обусловлены особенностями психических процессов, которые отличаются от психических процессов как детей, так и взрослых. Маргиналъностъ — пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами — миром детей и миром взрослых. При этом ни одним из этих миров подростки не принимаются как полноправные участники: они уже слишком большие, чтобы быть детьми, но еще слишком малы, чтобы быть взрослыми. Противоречивость предъявляемых к ним требований и ожиданий приводит к возникновению конфликтных по своему социальному содержанию форм поведения.

Подростковый возраст относится к стадиям онтогенеза, опасным для дезинтеграции психоэмоционального состояния личности. Являясь зеркалом общества, подросток мгновенно отражает происходящие в нем тенденции, воспроизводя, в ряде случаев с помощью механизма идентификации, эмоциональное состояние значимых для него взрослых людей. С точки зрения протекания отдельных психологических процессов старший школьный возраст принципиально не отличается от периода взрослости. Существенная разница имеется лишь в более импульсивной и менее подчиненной воле эмоциональной жизни. В старшем подростковом возрасте фон настроения становится более устойчивым по сравнению с ранним подростковым возрастом, эмоциональные реакции более дифференцированными. Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении - желанием уединиться и т.д. Существенной особенностью старшеклассников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором профессии. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, т.е. начинается процесс профессионального самоопределения.

Рост уровня тревожности от к 16 годам во многом связан с ведущей деятельностью в этом возрасте — интимно-личностным общением. По наблюдениям. Д.В. Ярцева у современных подростков прослеживается ряд особенностей в общении со сверстниками. Они предпочитают легкие чему не обязывающие контакты близким доверительным отношениям. Однако потребность в глубоком, интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения. В старшем подростковом возрасте социальная тревожность становится доминирующей. Сложные межличностные отношения подростков самым замысловатым образом переплетаются с собственными страхами и переживаниями.

3. Практическая часть

Исследование психоэмоционального состояния учащихся старшего школьного возраста во время различных фаз луны

Организация исследования.

Место проведения исследования: МБОУ «Лицей № 36» г.Калуги, База исследования: учащиеся 10-11 классов.

Эмпирические измерения производились в первой половине дня,

Исследования проводились в условиях искусственного освещения при нормальном температурном режиме (около 20 градусов).

В исследовании принимали участие 20 человек. На момент исследования были все здоровы.

Этапы исследования:

Этап 1. Измерение показателей психоэмоционального состояния учащихся 10-11 классов в различные фазы лунного цикла.

На данном этапе измерялись такие показатели, как самочувствие, активность, настроение (с помощью методики САН), тревожность и депрессия (с помощью методики ТИД), (с помощью теста Люшера).

Методика САН (самочувствие, активность, настроение).

Методика является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработана В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай и М.П. Мирошниковым в 1973 г.

САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). Каждую из них представляет 10 пар слов. На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала.

Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале. При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое).

При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния - самочувствие, активность и настроение - могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений.

Текст методики и ключи к ней представлены в приложении 1.

Методика ТИД (тревожность и депрессия).

Диагностика уровня тревожности и депрессии. Тест разработан Ханиным Ю.Л. (1976).

Методика позволяет выявить состояние тревожности и депрессии, обусловленное неуравновешенностью нервных процессов. Исследование коллективное или индивидуальное. Тестируемые получают бланк ответов, их внимание обращается на то, чтобы они не допускали ошибок при заполнении бланка.

Диагностируемые показатели описываются следующим образом:

ТРЕВОЖНОСТЬ - повышенная возбудимость, неуверенность в общении, беспорядочность деятельности;

ДЕПРЕССИЯ - сниженный эмоциональный фон, апатия, сужение контактов с окружающими.

Текст методики и ключи к ней представлены в приложении 2.

Тест Люшера (краткий вариант из 8 карточек).

Цветовой тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Разработан М. Люшером, первая редакция теста опубликована в 1948 году. Известен также под названиями «Восьмицветовой тест Люшера».

Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

В кратком варианте прохождения теста, необходима таблица из 8 цветов: серого, синего, зелёного, красного, желтого, фиолетового, коричневого и чёрного.

Тестирование заключается в упорядочивании цветов по уровню того, насколько они приятны глазу. Тест выполняется при естественном освещении, однако на таблицу не должны попадать прямые лучи света. Тест Люшера исходит из объективного значения различных цветов, которое одинаково для всех людей. Например, синий цвет означает мир и покой, независимо от того, нравится этот цвет человеку или нет. Воздействие же цвета на человека является сугубо субъективным: один и тот же цвет может по-разному действовать на разных людей, одному человеку он нравится, другой к нему равнодушен, а у третьего вызывает неприязнь. В случае же, если мы имеем дело с одним каким-то цветом, как это представлено в цветовом тесте Люшера, предпочтение одного цвета другому отражает состояние мозга человека, состояние его желез внутренней секреции. Текст методики и ключи к ней представлены в приложении 3.

Для обработки первичных эмпирических данных применялись следующие математико-статистические методы: расчет среднего арифметического (М).

Этап 2. Результаты исследования и их обсуждение

Психоэмоциональное состояние учащихся 10-11 классов в различные фазы луны

Первоначально у учащихся 10-11 классов измерялись такие показатели, как самочувствие, активность, настроение (с помощью методики САН) 10.10.16фаза растущей луны. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты исследования самочувствия, активности, настроения у учащихся 10-11 классов МБОУ «Лицей №36» г.Калуги 10.10.16 - фаза растущей луны

Самочувствие

Активность

Настроение

4,6

5,1

5,0

4,8

4,0

5,2

5,9

5,8

5,8

2,6

2,3

2,8

3,3

3,4

3,0

5,0

4,4

6,2

5,0

5,9

5,5

6,9

6,1

5,2

5,5

4,3

5,8

4,6

5,0

6,8

3,2

2,6

3,4

5,9

3,0

5,4

6,3

4,2

6,3

6,9

5,6

5,8

5,4

6,1

3,4

5,8

4,9

5,4

5,2

4,4

4,9

4,6

5,1

5,0

3,9

4,9

4,6

4,6

6,1

5,0

среднее

5,0

4,66

5,025

Исходя из анализа данных таблицы 1, мы констатировали следующее.

По шкале «самочувствие»: благоприятное состояние - у 7 испытуемых (35%), из них нормальные оценки состояния - у 9 (45%); неблагоприятное состояние - у 4 испытуемых, что составляет 20% от их общего числа.

По шкале «активность»:благоприятное состояние - у 5 испытуемых (25%), из них нормальные оценки состояния - у 11 (55%). Неблагоприятное состояние - у 4 испытуемых, что составляет 20% от их общего числа.

По шкале «настроение»: благоприятное состояние - у испытуемых 6 (30%), из них нормальные оценки состояния – у10 (50%). Неблагоприятное состояние - у 4 испытуемых, что составляет 20% от их общего числа.

Далее с помощью методики ТИД измерялись показатели тревожности и депрессии.

Таблица 2 - Результаты исследования тревожности и депрессии у учащихся 10-11 классов МБОУ «Лицей №36» г.Калуги число 10.10.16 - - фаза растущей луны

Тревожность

Депрессия

1

-5,97

-5,72

2

-2

-6,5

3

0,56

4,67

4

0,73

4,35

5

-6,43

4,77

6

4,24

3,3

7

-2,54

1,87

8

-2,91

-3,15

9

-2,47

1,54

10

4,52

5,99

11

-2,91

1.87

12

4,5

0,73

13

0,55

-2,23

14

0,65

-3,99

15

-2,89

1,45

16

-6,43

1,68

17

0,54

-3,13

18

0,73

-4,21

19

-5,95

-3,14

20

-2,05

-3,89

Среднее

значение

- 1,27

- 0,28

Анализ таблицы показывает, что средние значения и тревожности, и депрессии в исследуемой выборке выше нормативных показателей.

Далее производилась обработка данных, полученных с помощью методики Люшера. Результаты показали, что большинство испытуемых находится в актавном эмоциональном состоянии, стремление к деятельности, учению, познанию (отдавались предпочтения красному, желтому, синему цветам).

На следующем этапе у учащихся 10-11 классов измерялись такие показатели, как самочувствие, активность, настроение (с помощью методики САН) 14.11.16 – фаза полнолуния. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты исследования самочувствия, активности, настроения у учащихся 10-11 классов МБОУ «Лицей №36» г.Калуги 17.10.16 - фаза полнолуния

Самочувствие

Активность

Настроение

1

6,5

6,2

6,1

2

6,4

4,2

6,6

3

6,5

5,7

6,9

4

5,5

5,2

5,7

5

5,8

5,6

5,1

6

5,8

3,8

5,7

7

5,7

4,5

6,6

8

4,9

5,0

4,9

9

4,3

4,3

5,0

10

4,6

2,9

5,9

11

3,1

3,3

3,3

12

3,0

3,0

3,9

13

5,0

4,6

5,3

14

6,3

5,2

6,4

15

5,0

5,2

6,4

16

4,9

5,7

5,3

17

6,1

5,4

3,9

18

5,3

4,4

5,0

19

4,5

4,9

5,1

20

4,7

6,1

5,3

Среднее

значение

5,15

4,76

5,4

Исходя из анализа данных таблицы 3, мы констатировали следующее.

По шкале «самочувствие»: благоприятное состояние - у 8 испытуемых (40%), из них нормальные оценки состояния - у 4(20%); неблагоприятное состояние - у 8 испытуемых, что составляет 40% от их общего числа.

По шкале «активность»:благоприятное состояние - у 3 испытуемых (15%), из них нормальные оценки состояния - у (%). Неблагоприятное состояние - у 4 испытуемых, что составляет 20% от их общего числа.

По шкале «настроение»: благоприятное состояние - у 9 испытуемых (45%), из них нормальные оценки состояния – у 9 (45%). Неблагоприятное состояние - у 2 испытуемых, что составляет 10% от их общего числа.

Далее с помощью методики ТИД измерялись показатели тревожности и депрессии.

Таблица 4 - Результаты исследования тревожности и депрессии у учащихся 10-11 классов МБОУ «Лицей №36» г.Калуги 17.10.16 - фаза полнолуния

Тревожность

Депрессия

1

2,05

3,25

2

0,91

5,37

3

1,84

0,38

4

1,39

- 7,93

5

-5,95

0,73

6

-2,8

-2,31

7

-5,16

-4,15

8

3,61

1,28

9

1,16

1,1

10

-2,59

-3,54

11

-3,2

-4,65

12

-2,36

-3,42

13

-3,41

2,42

14

4,71

3,76

15

2,15

1,15

16

4,13

2,42

17

-1,2

0,29

18

4,71

1,15

19

2,4

0,39

20

4,43

3,72

Среднее

значение

0,341

0,0705

Анализ таблицы показывает, что средние значения и тревожности, и депрессии в исследуемой выборке выше нормативных показателей.

Далее производилась обработка данных, полученных с помощью методики Люшера. Результаты показали, что 50% испытуемых находится в тревожном эмоциональном состоянии, нуждаются в психологическом отдыхе и покое (отдавались предпочтения черному, серому, синему цветам), а 50% находится в благоприятном эмоциональном состоянии.

В заключение у учащихся 10-11 классов измерялись такие показатели, как самочувствие, активность, настроение (с помощью методики САН) число – 24.10.16фаза убывающей луны. Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5 Результаты исследования самочувствия, активности, настроения у учащихся 10-11 классов МБОУ «Лицей №36» г.Калуги 24.10.16 - фаза убывающей луны

Самочувствие

Активность

Настроение

4,6

3,3

4,1

5,1

5,0

5,7

3,9

3,7

3,1

4,3

3,7

4,1

5,4

5,5

6,1

4,1

3,3

3,9

5,6

5,6

5,2

6,5

4,9

6,7

5,2

4,1

5,4

5,5

5,3

5,2

11

4,3

4,1

4,1

12

3,9

3,3

3,2

13

4,1

3,3

4,0

14

3,1

4,0

4,9

15

5,0

4,2

3,9

16

4,1

3,2

4,2

17

3,7

3,7

4,6

18

4,3

4,8

5,0

19

4,0

5,1

3,6

20

3,6

4,5

4,2

Среднее

значение

4,5

4,23

4,56

Исходя из анализа данных таблицы 5, мы констатировали следующее.

По шкале «самочувствие»: благоприятное состояние - у 2 испытуемых (10%), из них нормальные оценки состояния - у 10 (50%); неблагоприятное состояние - у 8 испытуемых, что составляет 40% от их общего числа.

По шкале «активность»:благоприятное состояние - у 1 испытуемых (5%), из них нормальные оценки состояния - у 9 (45%). Неблагоприятное состояние - у 10 испытуемых, что составляет 50 % от их общего числа.

По шкале «настроение»: благоприятное состояние - у 3 испытуемых (15%), из них нормальные оценки состояния - у 12 (60%). Неблагоприятное состояние - у 5 испытуемых, что составляет 25% от их общего числа.

Далее с помощью методики ТИД измерялись показатели тревожности и депрессии.

Таблица 6 - Результаты исследования тревожности и депрессии у учащихся 10-11 классов МБОУ «Лицей №36» г.Калуги 24.10.16 - фаза убывающей луны

Тревожность

Депрессия

1

-10,84

2,11

2

4,39

4,38

3

5,28

-1,84

4

-1,57

-5,31

5

-3,41

2,4

6

-4,88

1,15

7

-5,0

-3,99

8

-2,23

-3,13

9

-1,87

-4,21

10

4,21

1,45

11

-2,23

-2,5

12

-3,12

-4,17

13

-1,97

0,45

14

2,7

2,43

15

-1,78

-1,15

16

-2,12

0,45

17

-1,78

0,44

18

2,88

2,55

19

3,45

2,78

20

5, 16

5,13

Среднее

значение

- 0,9945

- 0,029

Анализ таблицы показывает, что средние значения и тревожности, и депрессии в исследуемой выборке ниже нормативных показателей.

Далее производилась обработка данных, полученных с помощью методики Люшера. Результаты показали, что большинство испытуемых находится в тревожном эмоциональном состоянии, нуждаются в психологическом отдыхе и покое (отдавались предпочтения черному, серому, фиолетовому).

На следующем этапе у учащихся 10-11 классов измерялись такие показатели, как самочувствие, активность, настроение (с помощью методики САН)– фаза новолуния. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Результаты исследования самочувствия, активности, настроения у учащихся 10-11 классов МБОУ «Лицей №36» г.Калуги.16 - фаза новолуния

Самочувствие

Активность

Настроение

1

3,5

5,2

4,1

2

4,4

4,2

3,6

3

3,5

3,7

3,9

4

5,5

3,2

5,7

5

3,8

5,6

5,1

6

5,8

3,8

5,7

7

3,7

4,5

3,6

8

4,9

5,0

4,9

9

4,3

3,3

3,0

10

3,6

2,9

3,9

11

3,1

3,3

3,3

12

3,0

3,0

3,9

13

3,0

4,6

3,3

14

6,3

3,2

3,4

15

4,0

3,2

2,4

16

3,9

3,7

4,3

17

3,1

4,4

3,9

18

4,3

4,4

5,0

19

4,5

3,9

3,1

20

4,7

6,1

5,3

Среднее

значение

4,14

4.06

4,07

Исходя из анализа данных таблицы 4, мы констатировали следующее.

По шкале «самочувствие»: благоприятное состояние - у 1 испытуемых (5%), из них нормальные оценки состояния - у 6 (25%); неблагоприятное состояние - у 14 испытуемых, что составляет 70% от их общего числа.

По шкале «активность»:благоприятное состояние - у 1 испытуемых (5%), из них нормальные оценки состояния - у 8 (40%). Неблагоприятное состояние – у 11 испытуемых, что составляет 55 % от их общего числа.

По шкале «настроение»: благоприятное состояние - у 1 испытуемых (5%), из них нормальные оценки состояния - у 6 (25%). Неблагоприятное состояние – у 13 испытуемых, что составляет 65% от их общего числа.

Далее с помощью методики ТИД измерялись показатели тревожности и депрессии.

Таблица 4 - Результаты исследования тревожности и депрессии у учащихся 10-11 классов МБОУ «Лицей №36» г.Калуги 30.10.16 - фаза полнолуния

Тревожность

Депрессия

1

2,05

3,25

2

0,91

5,37

3

1,84

0,38

4

1,39

- 7,93

5

-5,95

0,73

6

-2,8

-2,31

7

-5,16

-4,15

8

3,61

1,28

9

1,16

1,1

10

-2,59

-3,54

11

-3,2

-4,65

12

-2,36

-3,42

13

-3,41

2,42

14

4,71

3,76

15

2,15

1,15

16

4,13

2,42

17

-1,2

0,29

18

4,71

1,15

19

2,4

0,39

20

4,43

3,72

Среднее

значение

0,341

0,0705

Анализ таблицы показывает, что средние значения и тревожности, и депрессии в исследуемой выборке выше нормативных показателей.

Далее производилась обработка данных, полученных с помощью методики Люшера. Результаты показали, что большинство испытуемых находится в тревожном эмоциональном состоянии, нуждаются в психологическом отдыхе и покое (отдавались предпочтения черному, серому, синему цветам).

3.2 Динамика показателей психоэмоционального состоянияучащихся 10-11 классов в различные фазы луны

Чтобы проследить динамику изменения САН в среднем по группе, мы вычислили средний арифметический показатель самочувствия, активности и настроения для группы и занесли эти данные в таблицу 7.

Таблица 7 - Среднеарифметические показатели САН

Растущая луна

Полнолуние

Убывающая луна

Новолуние

С

А

Н

С

А

Н

С

А

Н

С

А

Н

5,0

4,7

5,0

5,2

4,7

5,4

4,5

4,2

4,5

4,1

4,1

4,1

Как видно из данной таблицы, среднегрупповые показатели самочувствия, активности и настроения выше при растущей луне и в полнолуние, при убывающей луне снижение самочувствия, активности и настроения, в новолуние показатели более снижены, но не ниже нормы.

Таблица 9 - Среднеарифметические показатели ТИД

Растущая луна

Полнолуние

Убывающая луна

Новолуние

Тревожность

Депрессия

Тревожность

Депрессия

Тревожность

Депрессия

Тревожность

Депрессия

-1,27

-0,28

0,341

0,0705

-0,9945

-0,029

0,341

0,0705

Анализ таблицы показывает, что среднегрупповые показатели тревожности и депрессии снизились в новолунии.

4. Выводы

Луна способна влиять на эмоциональное и психическое состояние человека. Результаты диагностики подтвердили:

При растущей луне и в полнолуние старшеклассники были более активными, у большинства отмечено хорошее настроение и самочувствие.

При убывающей луне – снижение активности, стабильное настроение, но предрасположенность к депрессии, повышена тревожность.

В период новолуния старшеклассники наиболее ослаблены и обессилены, энергетический ресурс организма находится на минимуме.

5. Заключение

Полагаться на судьбу и оправдывать все свои проблемы влиянием луны не стоит, ведь очень многое зависит от жизненной позиции и поведения человека.

В полнолуние лучше отказаться от активных мероприятий, ведь психика реагирует на все достаточно остро, а защитные механизмы организма снижаются.

К тому же в те дни, когда стоит полная луна, лучше поберечь собственную психику и не смотреть фильмы ужасов, криминальные новости. То же самое касается и общения с малоприятными людьми. Если избежать его не удается, лучше свести общение к минимуму, так можно защитить себя от стресса.

Благоприятное воздействие полной луны использовать для новых начинаний.

Полнолуние считается временем артистов и рекламщиков. Концерты, презентации, рекламные акции и другие подобные мероприятия проходят успешно.

На растущей луне человек чувствует прилив сил, оптимизм, готовность справиться с любой задачей и уверенность в своих силах. На убывающей, наоборот, упадок сил, слабость, желание все бросить. В это время наблюдается наибольшее число обращений людей в депрессивном состоянии.

В связи с этим на растущей луне следует начинать любые проекты, а на убывающей - завершать. Это, конечно, не означает, что нужно успеть провернуть свой проект в течение одного и того же лунного месяца. Просто желательно учитывать этот момент и разбивать свои планы на этапы, которые и стоит подгонять под лунный календарь.

Исследование показывает, что новолуние - самое спокойное время, а полнолуние - самое беспокойное.

Ко всему сказанному следует относиться с должной долей скептицизма. Не стоит отменять намеченное мероприятие из-за того, что оно не согласуется с лунным календарем. Однако, при планировании не срочных дел вполне было бы рационально поглядывать на то, как смотрит на это Луна. Как впрочем, и оставлять серьезные нагрузки на время растущей Луны, а при убывающей - больше времени посвятить медитации или мягкому очищению.

Тема «Исследование влияния лунных фаз на психоэмоциональное состояние старшеклассников» вызвала большой интерес и мы планируем продолжить изучение влияния луны на человека.

Литература

  1. Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1984. Т. 4.

  2. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л., 1990.

  3. Даль В. Толковый словарь. М., 1989

  4. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.

  5. Изард К. Психология эмоций. СПб, 2009.

  6. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с.

  7. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

  8. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009.

  9. Практическая психодиагностика / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1998.

  10. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.

  11. Психологический словарь // Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Т. 2-е изд. М., 1999.

  12. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.

  13. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2001.

  14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

  15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

  16. Возрастная Психология (Психология развития). Электронный учебник. Автор-составитель: Кагермазова Л.Ц., д.психол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ

  17. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980.

  18. Крэйг Г. Психология развития— СПб. : Питер Ком. 2000..

  19. Миславский- Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте.М.: Педагогика, 1991.

  20. Морозов А.В. «Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений»: СОЮЗ; Санкт Петербург; 2008

  21. Немов Р.С., Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений, в 3-х книгах, 3 издание, М.: «Владос», 2009.

 

26