III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИЗУЧЕНИЕ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Цовбун Е.К.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


1.Введение

1.1.Актуальность изучения темы исследования

Лев Николаевич Толстой словами одного из любимых своих героев, князя Андрея Болконского, высказал мысль, что в мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье. То есть он говорил о духовном и физическом здоровье. Возникает вопрос: как же надо жить, чтобы быть здоровым? Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану, и укрепление здоровья называют здоровым образом жизни. По данным Министерства образования РФ 80-90% поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20 %-пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. Еще В.А.Сухомлинский писал: «…примерно у 85% неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся лечению. По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Здоровый образ жизни обеспечивает разностороннюю жизнедеятельность; рациональная организация учебы и труда является важным компонентом в формировании здорового образа жизни. Предупреждение нервно-психической перегрузки, повышение общей работоспособности обеспечиваются рациональным чередованием умственного и физического труда, повышением роли физической культуры в режиме дня учащихся. Нервная система постоянно подвергается «бомбардировке» как здоровыми, возбуждающими эмоциями, так и отрицательными, даже болезнетворными. При этом усиливаются расстройства памяти, нарушения сна, депрессии, нервозность, возрастает агрессия.

Глава Русской православной церкви обратил внимание, что сегодня на телеэкранах «почти ни одного часа не обходится без показа того, как рекой льется человеческая кровь».

На души подростков обрушился виртуальный мир. Блуждая по виртуальным лабиринтам, ребенок не только наблюдает, но виртуально участвует в убийстве монстров, а также своих сверстников игроков. Неудачи во время игры приводят к расстройствам, нервозности, обидам, агрессивному поведению. Психическое напряжение вызывает у детей стрессовое состояние. Многие школьники соглашаются с тем, что в последнее время стали чаще ссориться с товарищами, чаще ссоры переходят в драку, школьники часто обижают друг друга обидными словами и высказываниями.

К числу проблем, имеющих прямое отношение к развитию детей, относится проблема детских стрессов. В последнее время появилось много подтверждений ( публикации, СМИ) увеличения количества заболеваний школьников неврозами, возникающими вследствие стрессов. Установлено, что существуют особенности возникновения и протекания стресса в организме мужчины, женщины и ребенка. Дети, испытывающие стрессы более подвержены заболеваниям. Они хуже себя ведут, им труднее учиться. Нарушается сон, чаще возникают кожные и инфекционные заболевания. Стресс часто становится первоисточником бактериальных заболеваний горла у детей. Под влиянием развивающихся в детстве стрессов могут проявиться наследственные заболевания – астма, аллергия, диабет.

По данным статистики, у каждого пятого ребенка его недомогания и болезни вызваны или усугублены пережитыми стрессами. Даже образование бляшек в коронарных артериях начинается в раннем возрасте.

Таким образом, причины многих заболеваний взрослых могут быть связаны с перенесенными в детстве стрессами. Учитывая, что большую часть времени школьники проводят в детском коллективе, то отношения внутри микросоциальных групп и в классе в целом, очень важны для ребенка. Изучение этого вопроса актуально, так как позволит не только определить стадию формирования классного коллектива, но и выявить проблемы в развитии отношений внутри класса, что поможет устранить экологические риски проблемы и способствовать развитию позитивной среды внутри классного коллектива.

1.2.Цель и задачи работы

Цель: определить стадию развития классного коллектива с целью создания положительной позитивной среды внутри класса.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по теме исследования

  2. Провести анкетирование среди обучающихся класса для выявления существования микросоциальных групп и проблем межличностных отношений

  3. По итогам исследования разработать рекомендации для положительного решения обозначенной проблемы

  4. Представить результаты исследования на педагогическом совете в школе и общешкольном родительском собрании

Предмет исследования – развитие классного коллектива

Объект исследования – обучающиеся 7 класса МБОУ «Лицей №6»

Гипотеза проекта: Межличностные отношения внутри класса влияют на здоровье школьников и зависят от стадии развития классного коллектива

1.3.Материалы и методика

Уровень развития классного коллектива изучался по методике А.Н. Лутошкина «Психофизические методики», Саратов, «Вако», 2010г. Анкетирование проводилось среди обучающихся 6 класса в 2016г. и 7 класса в 2017г. Анкета разрабатывалась мною самостоятельно, затем анализировалась руководителем работы и школьным психологом. При работе были использованы следующие методы:

1. метод отбора и анализа литературы по заявленной проблеме;

2. метод анкетирования;

3. метод опроса;

4. метод сравнительного анализа;

5. метод математического моделирования.

Практическая значимость исследования заключается в наглядном обосновании значимой проблемы. Результаты исследования могут применяться для подготовки к родительским собраниям и классным часам.

2. Обзор литературы

Работая с учебником «Экология человека», я поняла, что развитие классного коллектива зависит не только от возраста школьников, но и от многих других причин: мотивации на учение, уровня воспитанности, темперамента, типа характера. Анализируя источники литературы, я для себя выяснила особенности межличностных отношений внутри классного коллектива

Анализируя проблему формирования в классе микросоциальных групп, я сделала вывод, что объединение в эти группы происходит не случайно. Ребят в них объединяют: общность взглядов на определенные жизненные ситуации. Разобраться в этом вопросе мне помогла книга Авагимян В.М. «Социально-психологический климат в школьном коллективе». Из нее я узнала, что группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, обладает некоторыми сходными характеристиками:

♦ дети имеют трудности в общении со сверстниками;

♦ неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости;

♦ нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность;

♦ многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах школьного возраста.

Для детей, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: красивая внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила.

«Непривлекательные» для сверстников дети характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость. Школьники оценивают своих сверстников по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

Учитывая, что в любом классе ребят прежде всего объединяет обучение разным школьным предметам, я познакомилась с особенностями восприятия необходимости учиться для разных школьников. В этом мне помогла книга Крутецкий В.А. «Психология подростка», Минск, 2008г. В ней выделены уровни учебной мотивации для младшего подросткового возраста, куда можно отнести обучающихся 6-7 классов. Этот период повышенной активности, стремление к деятельности, значительного роста энергии школьника. Этот возраст характеризуется резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень– высокий уровень мотивации учения, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень –хорошая учебная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень– низкая учебная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Пятый уровень– негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно -психические нарушения.)

Кроме мотивации огромное влияние на уровень жизни классного коллектива, с моей точки зрения, имеет и уровень воспитанности. Очень важно, что бы у школьника была адекватная самооценка и он умел вести себя в команде сверстников. При работе над этим вопросом мне помогла книга. Куликов В.В.

«Исследование межличностных отношений подростков в школьном классе», М.2014г. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое я, выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Вам подходит определение: «вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего вы защититесь утверждением, что все врут календари. А жаль... Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.

Для определения уровня развития классного коллектива, я воспользовалась книгой Буровой И.А. «Возрастная психология», в которой приведена методика определения уровней развития классного коллектива по А.Н. Лутошкину.

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них – сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее – и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе и в то же время каждый – отдельно. Нет того, что сцепляет, соединяет людей. В таких группах люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Такая группа существует формально, не принося радости тем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

В группе, которая находится на этой стадии, заметны первые усилия по сплочению коллектива. Пока не все получается, так как у организаторов нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще являются дисциплина и требования взрослых. Отношения разные – доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, участники которых мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет, или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк»

Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание учиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть люди, на которых можно опереться. Авторитетны «смотрители» маяка – те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив. Группа заметно выделяется среди других своей индивидуальностью. Однако бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей; некоторым в группе не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел, активность проявляется всплесками и не у всех.

3. Результаты практических исследований

Так как в результате анализа материалов я должна была определить уровень развития классного коллектива, я составила анкету, которую впоследствии обсудила с школьным психологом и руководителем моего проекта.

1. Считаете ли вы, что в классе существуют группировки:

Как видно из диаграммы, большинство считают, что в классе есть микрогруппировки. По итогам визуальных наблюдений и общения внутри класса, я в прошлом году выделила пять таких групп, в этом году - две.

2.Укажите ваш пол:

В нашем классе 27 человек, но в исследовании принимало участие 25 чел., 12 мальчиков и 13 девочек.

3.По каким причинам ребята объединяются в группы:

Исходя из анализа диаграммы можно сделать вывод, что основной причиной формирования микрогрупп в классе является совпадение интересов, на втором месте – личные отношения и на третьем месте – по месту жительства.

4.Какой стиль общения с ребятами из других групп вы выбираете:

Меня порадовало, что большинство ответили, что выбирают дружелюбный стиль общения с одноклассниками.

5.В личностных отношениях вы предпочитаете:

В личностных отношениях ребята предпочитают общаться, дружить, играть. С теми ребятами, с которыми они мало общаются, предпочитают не конфликтовать. Только один человек ответил, что ему приходится враждовать с одноклассниками.

6.Вы относите себя к типу:

Ребята должны были определить свое место в классном коллективе. Меня насторожило то, что 3 человека несчастны в классе, 2 человека находятся в состоянии конфликтов, 6 человек нейтральны к участникам классного коллектива. Радует, что более половины одноклассников видят себя как разумного человека, адекватно оценивающего себя в коллективе. Выделились шесть человек, которые позиционируют себя как лидера.

7. Как вы считаете, правильно ли вас понимают одноклассники:

Пять человек считают, что их не понимают в коллективе, ответы совпали у тех, кто считает, что несчастен в классе и имеет конфликты.

8.Влияет ли на ваше настроение обстановка в классе:

Мое исследование важно, так как практически половина ребят ответили, что обстановка в классе влияет на их настроение и на успеваемость.

9.Влияет ли на вашу успеваемость обстановка в классе:

10.Возможно ли создать в классе дружный коллектив без негативных личностных отношений:

Оптимистично настроены более половины одноклассников.

Далее были проведены исследования на самоопределение в личностных отношениях среди одноклассников. Анкетирование было повторено в этом году.

  1. респондент

  1. респондент

  1. респондент

  1. респондент

  1. респондент

  1. респондент

  1. респондент

8. респондент

9.респондент

10.респондент

11.респондент

12.респондент

  1. респондент

  1. респондент

  1. респондент

  1. респондент

  1. респондент

  1. респондент

  1. респондент

  1. респондент

  1. респондент

  1. респондент

  1. респондент

В течение двух лет межличностные отношения изменились следующим образом:

Как видно из диаграммы, уменьшилось количество врагов, увеличился выбор нейтральных отношений, но без конфликтов. Увеличилось количество приятельских отношений и одноклассники стали более ответственно подходить к понятию «друзья».

Таким образом, можно сформулировать стадию развития классного коллектива как «Мерцающий маяк».

4.Выводы по итогам исследования.

  1. Большинство ребят считают, что в классе есть микрогруппировки. По итогам визуальных наблюдений и общения внутри класса, я в прошлом году выделила пять таких групп, в этом году - две.

  2. Основной причиной формирования микрогрупп в классе является совпадение интересов, на втором месте – личные отношения и на третьем месте – по месту жительства.

  3. Большинство выбирают дружелюбный стиль общения с одноклассниками.

  4. В личностных отношениях ребята предпочитают общаться, дружить, играть. С теми ребятами, с которыми они мало общаются, предпочитают не конфликтовать. Только один человек ответил, что ему приходится враждовать с одноклассниками.

  5. Пять человек считают, что их не понимают в коллективе, ответы совпали у тех, кто считает, что несчастен в классе и имеет конфликты. Эти ребята составляют группу риска, с которыми будет работать школьный психолог.

  6. При определении своего места в классном коллективе, 3 человека выбрали, что они несчастны в классе, 2 человека находятся в состоянии конфликтов, 6 человек нейтральны к участникам классного коллектива. Радует, что более половины одноклассников видят себя как разумного человека, адекватно оценивающего себя в коллективе. Выделились шесть человек, которые позиционируют себя как лидера.

  7. Практически половина ребят ответили, что обстановка в классе влияет на их настроение и на успеваемость.

  8. Практически все ребята оптимистично настроены на позитивную среду внутри классного коллектива

  9. Можно определить стадию формирования классного коллектива как «Мерцающий маяк»

5.Рекомендации по итогам исследования:

Наиболее общие рекомендации состоят в следующем:

♦ вовлечение изолированного ученика в интересную деятельность;

♦ помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой прежде всего зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т. д.);

♦ преодоление аффективности ребенка (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является не только причиной, но и следствием психологической изоляции;

♦ у некоторых детей рекомендуется вырабатывать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми;

♦ использование косвенных мер: например, предложить авторитетным сверстникам поддерживать робкого ребенка.

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Предоставление частичной свободы выбора, например: «Что ты хочешь к завтрашнему дню подготовить? Реферат или презентацию?» «Что сегодня будешь сдавать? Прыжки в длину или через скакалку?»;

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения;

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей;

4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти;

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации;

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным;

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию;

8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно;

10. Изменять методы и приемы обучения;

11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое;

12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла;

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета;

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся;

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину;

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления;

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;

19. Рефлексия. Через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.);

20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки;

21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу;

22. Необычная форма преподнесения материала;

23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;

24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий;

25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами;

26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера;

27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности;

28. Применяйте новые информационные технологии;

29. Уважайте личность каждого ребенка.

Памятка для родителей

1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.

4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят по крайней мере 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.

5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.

6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.

9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.

10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.

11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

14. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.

18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

20. Любите ребенка.

Данные памятки - это материал, который включен в буклет «Для пап и мам и наших педагогов». Эти материалы будут использоваться на родительских собраниях и классных часах.

Гипотеза, определенная в начале работы полностью подтвердилась. В результате исследования я доказала, что микроклимат внутри класса очень важен для мотивации учения и полноценной работы классного коллектива. В будущем я продолжу свои исследования в масштабах школы.

6.Спсисок используемой литературы

1.Б.Т. Величковский «Здоровье человека и окружающая среда», Москва «Новая школа», 2001 год.

2.В.М. Галушин «Основы промышленной экологии», Москва «Дрофа», 2002 год.

3.В.С.Кучменко «Основы здорового образа жизни», Москва «Вентана – Граф», 2004 год.

4.Журнал «Биология в школе» №3 -2001г.

5. Авагимян В.М. Социально-психологический климат в школьном коллективе. 2003

6. Бурова И.А. Возрастная психология. Ростов на Дону, 2014

7. Ежкин И.И., Абрамцева Э.Л.. Общая возрастная психология. Волгоград, 2007.

8. Жамкочьян М. Личность в современной школе. 1994.

9. Кузьмин Е.С., Ковалев А.Г. Социальная психология Минск, 2003

10. Крутецкий В.А. Психология подростка.Минск, 2008

11. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.Москва, 2004

12. Никитин Б.П. Ступеньки творчества подростка.

13. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся, Вопросы психологии № 3

14. Караваева Н.В. Базовые модели психологического анализа подростков в школьном коллективе, Научная конференция «Психологическая диагностика и информационные системы» 2008 год.

15. Кулешова И.В. Типы конфликтов между подростками и родителями и способы их преодоления, Минск, 2003

16. Куликов В.В. Экспериментальное исследование межличностных влечений и проблемных переживаний подростков, М, 2009

17. Куликов В.В. Исследование межличностных отношений подростков в школьном классе, М., 2014

18. Минияров А.В. Исследование стилей воспитания подростка в семье, http://www.7ya.ru .

19. Сабирова Е.В. Подросток и семья: психология отношений, М.2016

20. Ягупова Н.А Возрастная педагогика М, 2008.

28