III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

МЫ РЕКЛАМЕ ВЕРИМ, НО МЫ ЕЕ ПРОВЕРИМ!
Шевцова Д.С.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение.

Реклама – это средство заставить

людей нуждаться в том, о чем они раньше не слыхали.

М. Ларни

Все мы любим комфорт, удобство, хорошую технику, предметы быта, модную одежду. Мы желаем создать себе, своей семье, своему дому особенный имидж. Мы стремимся получать от жизни лучшее. Но каким образом мы узнаем, какой товар купить, что сейчас модно, что заслуживает нашего внимания? Ответ прост: с помощью рекламы. Реклама дает нам такую возможность! Она позволяет выбрать товар, удостоверится или усомниться в его качестве, отдать ему свое предпочтение или отказаться от него. И независимо от того, раздражает реклама или нет, она, несомненно, влияет на наш выбор.

Роль рекламы в жизни современного человека важна, но к ней надо относиться, очень вдумчиво и критично. Читая любую рекламу, необходимо попытаться выяснить – не противоречит ли её содержание тем законам и понятиям естественных наук, которые мы изучали в школе? И нет ли в тексте явных ошибок, неправильно написанных формул, неверно объясняемых с точки зрения химии процессов. А такое, к сожалению, случается довольно часто. Поэтому я выбрала тему своей исследовательской работы « Мы в рекламу верим, но мы её проверим».

Я в своей работе проанализирую несколько рекламных роликов, где отслеживаются химические процессы, и оценю их достоверность с позиции химика.

Цели и задачи работы:

-ознакомиться с литературными источниками, посвященными рекламе;

- проанализировать несколько рекламных роликов и оценить их достоверность с точки зрения химии;

- сравнить состав и свойства разных видов рекламируемого стирального порошка, зубной пасты, мыла;

-провести эксперименты, доказывающие достоверность или ошибочность рекламных роликов.

Методы исследования:

-теоретические (анализ литературы по данной теме);

-общенаучные (личные наблюдения, опросы, анкетирование);

-экспериментальные;

-статистические (обработка результатов анкетирования).

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1.Понятие рекламы.

Слово «реклама» происходит от итальянского «reklamepe»- кричать, выкрикивать. «Реклама - это средство одурачивания покупателей и навязывание им часто товаров сомнительного качества.

Что же такое реклама? Существует множество определений. Если ограничиться узкими рамками, то можно сказать, что реклама – это платное однонаправленное неличное и посредственное общение, агитирующее в пользу конкретного товара или услуги.

Реклама обеспечивает две взаимосвязанные функции: известить потенциальных покупателей о фирме, продукте, услуге и побудить потребителя к употреблению продукта, а в дальнейшем - к совершению повторной покупки.

1.2. Из истории зубной пасты.

Упоминание об уходе за зубами и соответствующих средствах встречается уже в письменных источниках Древнего Египта. Так, например, в одном из найденных манускриптов описывается рецепт некоего средства, в состав которого входили следующие ингредиенты: пепел внутренностей быка, мирра, растертая яичная скорлупа и пемза. К сожалению, способ применения данного средства остался загадкой, но по предположениям ученых, полученная смесь должна была втираться в зубы пальцами, так как, насколько известно, специальные палочки, предшественницы зубных щеток, к тому времени еще не были изобретены. Но начало было положено.

После свой вклад в совершенствование зубной пасты внесли персы. Найденные инструкции по уходу за полостью рта предостерегали против использования слишком жестких зубных порошков и рекомендовали применение порошка из оленьего рога, размельченных раковин улиток и моллюсков, а также обожженного гипса.

Зубной порошок, а затем и зубная паста, наиболее приближенные к современным, впервые появились в конце 18 века в Великобритании. В 1873 году компания “Colgate” представила на американском рынке ароматизированную зубную пасту в банке. В 1915 году в состав средств начинают вводить экстракты из некоторых деревьев, растущих в юго-восточной Азии, например, эвкалипта. А также используются "натуральные" зубные пасты, содержащие мяту, клубнику и др. растительные экстракты. Наиболее, важным открытием 20 века в этой области можно считать введение в состав зубных паст соединений фтора, которые способствуют укреплению эмали - в 1956 году компания “Proctor & Gamble” представила первую пасту (Crest) с фтором.

Остается только добавить, что, несмотря на всю сложность истории развития зубной пасты и некоторый дух экспериментаторства, свойственный нашим предкам, зубы у людей продолжали расти, и это вселяет надежду на то, что когда-нибудь человечество доживет-таки до того счастливого дня, когда мы забудем, что такое кариес.

1.3. История развития мыла.

Мыло, скорее всего, было открыто случайно, когда над костром жарили мясо, и жир стекал на золу, обладающую щелочными свойствами. Взяв в руки горсть этого простейшего мыла, древний человек обнаружил, что оно легко растворяется в воде и смывается вместе с грязью.

С 164 г. н. э. римляне стали использовать мыло в качестве моющего средства.

Арабы в VII веке н. э. узнали способ обработки мыльного раствора гашеной известью и таким образом стали изготавливать твердое мыло. От арабов искусство мыловарения проникло в Испанию. Здесь научились делать твердое красивое мыло из оливкового масла и золы морских растений. С этого времени мыло начало все более широко применяться в качестве моющего средства.

В IX веке была развита мыловаренная промышленность. Мыло, которое изготавливалось из оливкового масла и соды, было важным товаром торговли. В России мыло изготавливали ещё в допетровскую эпоху, используя поташ и животные жиры.

1.4. Немного о стиральных порошках

Основным компонентом синтетических моющих средств, служат поверхностно-активные вещества. В состав современных, СМС входят различные синтетические поверхностно-активные вещества – сульфанол, алкилсульфаты, алкилсульфанаты, различные неионогенные поверхностно-активные вещества. Какова же их роль?

При стирке необходимо, чтобы грязь перешла с ткани в моющий раствор, в воду. Однако многие загрязнения в воде не растворяются. Как же удержать их там и не дать повторно осесть на ткань? Вот это и достигается с помощью поверхностно-активных веществ. Эти вещества способны дробить загрязнения на мельчайшие частицы и удерживать их в воде, не давая снова осесть на ткань.

Кроме указанных веществ СМС могут содержать еще ряд полезных добавок. Так, чтобы белье выглядело белоснежным, а окрашенные вещи – яркими. в состав моющих средств вводят оптические отбеливатели – флуоресцирующие вещества (так называемые белые красители),оседающие на ткани при стирке. Они поглощают свет в ультрафиолетовой части спектра и излучают его в голубой, что придает изделию яркость и особую белизну.

II. Глава 2. Практическая часть (исследование)

2.1. Изучение защитных свойств рекламируемых зубных паст.

Развитию кариеса в значительной степени способствует избыточное потребление продуктов, содержащих большое количество углеводов. Речь идёт не только о сахаре и конфетах, но и о хлебе, печенье и т.п.

Данный факт можно объяснить тем, что глюкоза , содержащаяся во всех сладостях или образующаяся при гидролизе сахарозы, легко подвергаются процессу молочно-окислительного брожения:

крахмал глюкоза

сахарозаглюкоза фруктоза

глюкоза молочная кислота

Таким образом, остатки сладкой пищи в полости рта превращаются в молочную кислоту, которая растворяет зубную эмаль.

Ещё одним фактором, способствующим разрушению зубной эмали, является непосредственно кислота, содержащаяся в ягодах и фруктах. Об этом свидетельствует ощущение оскомины после их потребления, что приводит к повышению чувствительности зубов к горячей и холодной пище.

Реклама зубной пасты по частоте стоит на первом месте. В продаже появилось много сортов зубной пасты российского и импортного производства. Часто рекламируемые зубные пасты: «Blend-a-med», «Сolgate. Нас уверяют, что уникальная фтористая система флористат эффективно укрепляет зубную эмаль, абразивные вещества, содержащиеся в пастах, способны механически удалять зубной налет и полировать поверхность зубной эмали. В качестве абразивов чаще используют химически осажденный карбонат кальция. На экране телевизора рекламодатели демонстрируют действительно впечатляющий опыт с куриным яйцом, которое после обработки пастой не растворяется в уксусной кислоте.

Так какую же выбрать зубную пасту? Какая зубная паста эффективнее снимает зубной налет? А не лучше ли проверить самому? Ведь не случайно народная мудрость гласит: «Доверяй, но проверяй». Пусть же личный опыт, подтвержденный химическим экспериментом, станет основой для правильного выбора.

Поскольку провести эксперимент на зубах, подтверждающий или опровергающий защитные свойства зубных паст невозможно, я решила, самостоятельно проверить защитные свойства нескольких видов зубных паст, ссылаясь на опыт с куриным яйцом.

Просмотрев рекламные ролики зубной пасты, я выявила три наиболее популярные виды зубных паст: «Новый жемчуг», «Colgate», «Blend-a-med».

Цель исследования: изучение защитных свойств рекламируемых зубных паст.

Методы исследования: эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ.

Краткое содержание:

Для проведения опыта мне потребовались следующие предметы и реактивы:

1.Четыре куриных яйца (три - для обработки пастой, одно - контрольное)

2. Три вида зубных паст: «Colgate», «Новый жемчуг», «Blend-a-med».

3. Слабый раствор уксусной кислоты, pH=3 (расход 250 мл на каждое яйцо).

4.Четыре химических стакана.

Выполнение эксперимента:

1.Намазываем три куриных яйца зубными пастами и выдерживаем 15 минут.

2.Смываем пасту водой.

3. Опускаем яйца (три обработанных пастой и одно контрольное, не обработанное) в раствор уксусной кислоты. Время выдержки в растворе кислоты 15 мин.

Результаты эксперимента:

Эксперименты показали, что куриные яйца, обработанные разными видами зубных паст, вели себя по-разному по отношению к уксусной кислоте. При нахождении в растворе уксусной кислоты контрольное яйцо, и обработанное зубной пастой «Colgаte», покрылись множеством пузырьков, в отличие от обработанных другими пастами яиц, на поверхности которых пузырьки наблюдались, но не в таком количестве.

По истечении 15 мин выдержки яиц в растворе уксусной кислоты наблюдались следующие изменения:

1.На скорлупе контрольного яйца появилась трещина.

2.На скорлупе яйца, обработанного пастой «Новый жемчуг», появился небольшой рельефный рисунок.

3.Скорлупа яйца, обработанного пастой «Blend-a-med», выглядела лучше, чем у яйца, обработанного пастой «Новый жемчуг», на ней не было полупрозрачных пятнышек, она стала блестящей и гладкой.

Скорлупа каждого яйца разбивалась хорошо, небольшое отличие было у яйца, обработанного пастой «Colgаte» - его скорлупа разбилась при небольшом усилии. А для того, чтобы разбить скорлупу яиц, обработанных пастами» Новый жемчуг» и «Blend-a-med», потребовались значительно больше усилий.

Итак, в рекламе зубной пасты утверждается, что она защищает зубы от действия кислоты, образующейся во рту. На основании проведенных опытов мы можем сказать, что не всё в рекламе соответствует действительности. Из трех выбранных паст только одна - «Blend-a-med» защищает зубы от действия кислоты и укрепляет их. Наши наблюдения подтверждают это. А вот другая часто рекламируемая зубная паста, -«Сolgate» - не оправдала надежд, она не защищает в должной степени зубы, как нам это обещают производители.

ВЫВОДЫ:

Зубные пасты должны соответствовать ГОСТу 7983-82. Состав зубной пасты должен указываться на ее упаковке, так же, как и название ее изготовителя (страна, завод, компания), дата изготовления, срок реализации и отметка о клиническом тестировании, что многие производители скрывают от потребителей.

Лучшей зубной пастой, по мои наблюдениям, явилась паста «Blend-a-med», так как она проявила себя с качественной стороны, в отличии от других паст.

Не всё в рекламе соответствует действительности!

2.2 Исследование кислотно-щелочных свойств мыла

В современной жизни невозможно обойтись без моющих средств. На полках магазинов представлено их огромное разнообразие. С помощью моющих средств мы моемся, стираем, отбеливаем, выводим пятна и т.д. Но какое же средство лучше? Чтобы потребителю определиться с выбором, рекламодатели создают различные рекламные ролики, предлагающие купить именно эту продукцию. Надо ли безоговорочно верить всему, что говорится в рекламе? Насколько тот или иной товар хорош, можно убедиться лишь тогда, когда приобретешь его и используешь сам. Некоторые виды моющих средств, в процессе потребления внешне дают одинаковые результаты. Преимущество одного средства перед другим не так уж и заметно. Бывает так, что дешёвый отечественный товар ничуть не хуже, чем дорогой разрекламированный импортный.

Проблема выбора моющего средства, удовлетворяющего требованиям потребителя, проблема сочетания цены и качества является крайне актуальной. Следовательно, объектом анализа будут выступать мыла, а предметом анализа, то есть тем, что подлежит исследованию в объекте, будет изучение свойств и сравнение различных моющих средств между собой.

Прежде всего, выясним, что представляют собой мыла. Мыла, соли высших жирных кислот, а также нафтеновых и смоляных кислот. Получают из животных и растительных жиров, нафтеновых кислот, канифоли, талового масла. Растворимые в воде мыла (обычно натриевые и калиевые) обладают моющим действием и составляют основу туалетного, хозяйственного и технического мыла.

Как любой продукт химической промышленности, используемый в быту повседневно, должно быть безопасным для человека. Чаще всего при работе с мыльными растворами мы не используем средств защиты кожи от воздействия этого раствора. Поэтому значения рН мыльного раствора должны лежать в пределах семи, то есть мыльный раствор должен иметь нейтральную реакцию. Только при таких условиях использование мыла человеком не вызовет раздражение кожных покровов, и, как следствие, заболеваний кожи.

Водородным показателем рН называют десятичный логарифм концентрации водородных ионов, взятый с обратным знаком:

рН= lg(H+) или (H+)= 10-рН ,

где (H+)- концентрация ионов водорода в растворе, моль/л.

С помощью рН реакция растворов характеризуется так: нейтральная - рН=7, кислая- рН7.

Цель исследования: определение кислотно – щелочных свойств мыла.

Методы исследования: эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ.

Краткое содержание:

Для проведения опыта мне потребовались следующие предметы и реактивы:

1.Четыре бруска мыла: «Safeguard», «Dove»,«Детское», «Fax».

2. Лабораторный рН- метр- милливольт метр рН- 121.

3.Четыре химических стакана.

Выполнение эксперимента:

В ходе работы были проверены сорта мыла, которые чаще всего рекламируют с экранов телевизора. Определение рН каждого раствора проводили с помощью рН - метра.

  1.  
    1. Я взвесили навеску мыла - 2 г.

    2. Приготовила мыльный раствор- каждого сорта мыла.

    3. С помощью мерного цилиндра отмерили дистиллированную воду -47,5мл.

    4. Тщательно перемешала мыльный раствор стеклянной палочкой.

    5. Затем погрузила в него до половины объема электроды (предварительно тщательно промыв дистиллированной водой) и включив в измерительную цепь электроды.

    6. По шкале отсчитывала рН.

Результаты эксперимента:

Водородный показатель разных сортов мыла.

Таблица 1

Название мыла

Значение рН

Среда

Safeguard

Щелочная

Dove

Слабокислотная

Детское

Нейтральная

Fax

Сильнощелочная

Результаты экспертизы показали, что мыло «Dove» оправдывает свою рекламу о хорошем качестве. Во время опытов оно пенилось лучше.Опыт показал, что мыло «Dove» содержит меньше всего свободной и общей щелочи, поэтому его лучше использовать для сухой и нормальной кожи. « Safeguard» содержит больше щелочи и водородный показатель pH>7, поэтому его следует использовать для жирной кожи. Детское мыло содержит 67% жирных кислот и имеет почти нейтральную среду. Самый высокий показатель рН в «Fax». Содержание жирных кислот составляет 95%. Людям с сухой и нормальной кожей следует воздержаться от его использования.

ВЫВОДЫ:

Основной характеристикой мыла является щёлочность. Чем более щелочную реакцию имеет раствор мыла, тем лучше он удаляет кожное сало, но при этом сушит кожу.

Лучшими сортами мыла по моим наблюдениям являются:«Dove», « Safeguard» и «Детское мыло».

2.3. Исследование содержания ПАВ, фосфатов и энзимов в стиральных порошках

Важнейший для потребителя вопрос о сравнительных свойствах порошков не так прост, особенно, если прочитать этикетки на коробках. Сразу видно, что составы современных стиральных порошков довольно близки, а основные компоненты практически одинаковы. Это поверхностно-активные вещества, отделяющие частицы грязи от волокон ткани, фосфаты, снижающие жесткость воды и способствующие удалению грязи, отбеливатели. В состав стиральных порошков входит много других веществ: парфюмерные отдушки, регуляторы пенообразования, стабилизаторы и т.д. Стоит отметить такую добавку, как ферменты (энзимы), которые эффективно удаляют белковые загрязнения - пятна крови, пота, следы от молочных продуктов и яичных желтков-белков.

Выбирая стиральный порошок, каждая хозяйка хочет добиться отличного качества стирки и при этом не потратить слишком много денег. Сегодня в отделах бытовой химии огромное разнообразие стиральных порошков. Возникает вопрос, какой марке стирального порошка отдать предпочтение? И можно ли верить рекламе? Ведь реклама откровенно заявляет, что есть порошок, так сказать, отличный, а есть и порошок - неумеха, после стирки, которым остаются неотстиранные пятна. Чтобы ответить на все эти вопросы, решила приобрести 3 вида стиральных порошков для ручной стирки различной ценовой категории и провести тест.

Цель исследования: исследование содержания ПАВ, фосфатов и энзимов в стиральных порошках

Методы исследования: эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ.

Краткое содержание:

Для проведения опыта мне потребовались следующие предметы и реактивы:

1. Стиральные порошки марки: «Tide», «Миф», «Аriel»

2. Кусочки ткани (3 штуки, ХБ)

3. Стакан химический (3штуки)

4. Вода с температурным режимом 40С

Выполнение эксперимента:

1)Взяв 3 одинаковых кусочка ткани, я нанесла на них кофе, шоколад, и чай.

2)Опустила в теплую воду с уже растворенным в ней порошком и оставила на 30 минут.

3) Далее потерла, прополоскала, дала высохнуть и посмотрела на результат. Результаты эксперимента:

Все кусочки нашей ткани были полностью избавлены от нанесенных на них пятен, что свидетельствует о том, что порошки справились с задачей на «отлично». Единственное, на что мы обратили внимание при стирке, так это на само качество порошка. «Tide» и «Аriel» имели гранулы одинакового размера и были однородными, чего не скажешь про

« Миф» в котором попадались большие куски порошка. По запаху все, кроме « Миф», имели довольно приятный свежий аромат: «Аriel» — пах лимонной свежестью, Tide — просто свежестью, «Миф» — практически не имел запаха.

ВЫВОДЫ:

После проведенного эксперимента, можно сказать следующее: по составу(а где исследовался состав?) все порошки имели необходимые компоненты, поэтому отлично справились с поставленной перед ними задачей. Но перед тем как сделать окончательный вывод, давайте посмотрим на ценовую категорию. В нашем случае качественными оказались все порошки и за 70р и за 140р ,и за 80р поэтому наш лидер — порошок «Миф»!Обладает теми же качествами, что и дорогие порошки, но по более низкой цене. Производитель товара заинтересован, прежде всего, в результате его распространения, поэтому реклама приукрашает действительность, либо что-то недоговаривает. Необходимо внимательно относиться к своему здоровью и самостоятельно анализировать рекламный текст, при покупке того или иного товара.

3.Заключение.

Подводя итог в моей работе, кратко напомню, что я сделала. Я исследовала стиральные порошки, зубные пасты, мыла. Описала их свойства, состав, компоненты, каким стандартам должны соответствовать исследуемые продукты, провела анализ каждого рекламируемого товара.

Мое исследование может помочь некоторым людям при выборе стирального порошка, мыла, зубной пасты, в магазинах, так как рекламная индустрия предлагает нам огромный выбор товаров, кроме того моя работа лишний раз подчеркивает, что не все рекламируемое соответствует реальности.

В результате проделанной работы я могу сделать вывод, что рекламе нельзя безоговорочно доверять. Производитель товара заинтересован, прежде всего, в результате его распространения, поэтому реклама приукрашает действительность, либо что-то недоговаривает. Необходимо внимательно относиться к своему здоровью и самостоятельно анализировать рекламный текст, при покупке того или иного товара.

Мы не рекламируем товар и не отрицаем, необходимость рекламы и ее важной роли в жизни современного человека, но призываем относиться очень вдумчиво и критично ко всему, что обрушивают на нас рекламные фирмы со страниц газет, с экранов телевизоров, многочисленных плакатов, листовок и брошюр.

Список литературы:

1. Л.Ю. Аликберова. Занимательная химия, М., Аст-Пресс2002г.

2. Н.С.Ахметов Неорганическая химия. ,М., Высшая школа.,1975г.

3. В.Малышкин Занимательная химия. С-Петербург, Тригон 1998г.

4. Т.А.Смолина практические работы по органической химии. М., Просвещение,1986г.

5. Химия в школе ж/л 39 2007г.

6. Сайты Интернета

www.wellmedia.ru/

www.evolutsia.com

www.twinpeaks.cinema.ru

7. Энциклопедия для детей. Том 17.Химия. /гл. ред. В.А.Володин - М., Аванта 2001 г