III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ДВОЕ ИЗ ЛАРЦА – ОДИНАКОВЫ С ЛИЦА?
Ерошенко В.Д.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Ты мой брат, и я твой брат, Мы удивительно похожи, Не будет в жизни нам преград, Ведь нам рассориться негоже. В моей руке твоя рука, И если страшно – я прикрою, Одной мы крови – ты и я, Мы – близнецы – И это круче вдвое!

Во все времена рождение близнецов было необычным явлением, вызывавшим удивление и любопытство. Во многих культурах тема близнецов отразилась в мифологии.

В древнеперсидской религии были известны близнецы Ахурамазда, бог добра и света, и Ахриман, бог зла и тьмы. В древнеиндийском культе богов почитались братья близнецы Ашивна. Им молились, как заступникам за бедных, детей, любящих, беременных.

Самыми известными близнецами являются Ромул и Рем, которые были вскормлены волчицей и воспитаны пастухами. Согласно мифу в 753 году до н. э. ими был основан город на том самом месте, где они были найдены. Ромул, стремясь к единовластию, убил своего брата Рема и стал первым царем Рима. Близнецы увековечены в городском гербе Рима.

Но вот достоверными знаниями о близнецах стали располагать сравнительно недавно. Английский ученый Френсис Гальтон (1822-1911) опубликовал в Лондоне в 1876 году статью о близнецах, в которой поднял важные вопросы, связанные с развитием человека, Сто лет назад это было гениальной идеей. Именно с появлением этой статьи началось изучение близнецов. И в настоящее время близнецовый метод является одним из методов изучения генетики человека.

Во многих странах мира изучению близнецов уделяется большое внимание. Известные ученые США, Англии, Италии, Бельгии Швеции, Дании, Японии, Канады используют близнецовый метод. Для организации и координации генетических исследований, применяющих данный метод, в этих странах созданы специальные регистры близнецов, которые собираются уже несколько десятков лет и считаются национальным достоянием.

На основе этих регистров создаются базы данных, содержащих полные сведения об особенностях многоплодной беременности и родов, пери - и неотального периода, последующего развития, заболеваний.

В настоящее время при ухудшающейся экологической обстановке очень важна проблема рождения здоровых малышей как в физическом, так и в психическом планах.

Рожденные близнецы бывают монозиготными, развивающимися из одной яйцеклетки, и очень схожие внешне, вследствие одинаковой наследственности. Второй тип близнецов – дизиготные, развивающиеся из разных яйцеклеток, оплодотворенных разными сперматозоидами. Внешнее сходство при этом не совсем обязательное. Встречая на улицах города совершенно одинаковых людей, возникает вопрос, а так ли эти люди похожи на самом деле?

Цель исследовательской работы: Доказать, что люди, имеющие одинаковый генотип, могут отличаться друг от друга по многим признакам.

Задачи:

-Выявить рождаемость близнецов в ст. Барсуковской за период 1990-2017.

-Привлечь к исследованию несколько пар близнецов, проживающих и обучающихся в МОУ СОШ №:6 в ст. Барсуковской

-Сравнить развитие близнецов в антропометрическом плане.

-Проанализировать сходства и различия, интересы близнецовых пар.

-Рассмотреть особенности воспитания близнецов в семьях.

Методы исследования:

-теоретические (анализ литературы по данной теме);

-общенаучные (личные наблюдения, опросы, анкетирование);

-экспериментальные;

-статистические (обработка результатов анкетирования).

Объект исследования: 3 близнецовые пары учащиеся 2-8 классов МОУ СОШ №6 ст. Барсуковской.

Гипотеза: Предположим, что близнецы, имеющие одинаковый генотип и находящиеся в одной социальной среде, могут отличаться.

Актуальность проблемы: Исследования близнецов невероятно важны для практики: они могут обосновывать существование генетических источников различных заболеваний, особых форм поведения, выявить факторы риска возникновения физических, психических поведенческих расстройств, что позволяет изучать условия развития познавательной, эмоциональной, личностной сфер человека.Не менее важно воспитание близнецов: дети должны развиваться на одном уровне, и родители таких детей должны иметь «в арсенале» тонкое чутье и мудрую душу.

Глава I. Теоретическая часть.

1.1. Интерес ученых к близнецам.

Что связывает близнецов с наукой? Чем обусловлен пристальный и неподдельный исследовательский интерес к близнецам со стороны ученых?

Во-первых, ученых давно интересовало, чем отличаются близнецы от одиночно рожденных малышей, и чем семьи близнецов отличаются от других многодетных семей. В конце - начале XX века подобные исследования стали довольно характерным явлением: изучали как происхождение близнецов, так и их психологию, биологию и патологию. В настоящее время психологи исследуют особенности развития близнецов в течение всей жизни, особенности их взаимоотношений между собой и с другими членами семей, особенности воспитания близнецов, а также типичные проблемы и трудности близнецов.

Во-вторых, изучение близнецовых пар является одним из основных методов генетических исследований в психологии, биологии, медицине, позволяющим ученым оценить, что именно - наследственность или среда - в большей мере ответственны за формирование тех или иных особенностей человека, за возникновение тех или иных отклонений развития.

Условно считается, что монозиготные близнецы, будучи одного и того же возраста и воспитываясь в одной семье, развиваются приблизительно в одной и той же среде, и следовательно ее влияние на них примерно одинаковое. Поэтому, сравнивая сходство в идентичных парах близнецов и генетически разных по какому-нибудь параметру, можно определить, детерминирован ли этот признак наследственностью или средой, что является основополагающим в развитии личности.

Именно поэтому во всем мире существуют своеобразные базы данных близнецов, добровольно участвующих в различных исследованиях. Подобные базы получили название «близнецовые регистры». На основе этих регистров создаются базы данных, содержащих полные сведения об особенностях многоплодной беременности и родов, пери - и неотального периода, последующего развития, заболеваний. Наличие таких регистров - необходимое условие для надежной реализации разнообразных исследовательских проектов - медицинских, педагогических, социологических, психологических.

1.2. Близнецовый метод.

Близнецовый метод – это метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пар, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических свойств. Метод был предложен Ф. Гальтоном в 1875 году. Основан на том, что монозиготные близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные неидентичный. Окончательное оформление метод получил после 1924 года благодаря работам Г.Сименса, который предложил внутрипарное сравнение наследственно стойких признаков у моно - и дизиготных близнецов. И стал одним из главных инструментов современной психогенетики. Однояйцовые близнецы возникают из одного оплодотворенного яйца на стадии зиготы. Они имеют одинаковый генотип, всегда одного пола, имеют одну группу крови и внешне очень похожи друг на друга. Разнояйцовые развиваются из разных яйцеклеток и могут быть как разнополыми, так и однополыми и похожи друг на друга не более чем братья и сестры от других беременностей. Близнецы интересуют ученых с точки зрения психогенетики - науки, изучающей влияние среды и наследственности на формирование психологических характеристик, которые определяют индивидуальность человека.

При изучении близнецов используются несколько методов.

  1. Сравнение однояйцевых близнецов между собой (внутрипарное). Предпосылкой для их сравнения по определенным физическим и психическим признакам является их генетическая идентичность. Поэтому все различия между ними должны объясняться воздействиями внешней среды в самом широком смысле слова. Но при объяснении результата нужно исходить из принципа взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды. Особенно это относится к рассмотрению психических вопросов.

  2. Сравнение однояйцевых близнецов сдвуяйцевыми. Этот метод важен, прежде всего, для психологии, так как сравнения только однояйцевых пар бывает недостаточно при постановке большинства психологических вопросов.

  3. Экспериментальное сравнение однояйцевых близнецов. Этот метод используется на выборках монозиготных близнецов. Один близнец подвергается определенным экспериментальным воздействиям, а другой освобождается от этого. Это позволяет выявить влияние среды на изменчивость признака.

  4. Сравнение близнецов с другими братьями и сестрами. Сравнивая близнецов в такой ситуации, можно проанализировать влияние внешней среды на формирование и развитие личности.

Известные ученые США. Англии, Италии, Франции, Бельгии, Дании, Японии успешно используют разные разновидности близнецового метода. Для организации и координации генетических исследований, применяющих данный метод, в этих странах созданы специальные регистры близнецов, которые собираются уже несколько десятков лет и считаются национальным достоянием.

В Риме в институте Менделя более 20 лет существует кафедра изучения близнецов, где работает известный исследователь Луиджи Гедца, который впервые организовал в 1974 году Всемирный конгресс ученых, занимающихся изучением близнецов. С тех пор на такой конгресс каждые три года съезжаются исследователи со всего мира, которые рассматривают многие научные проблемы: происхождение и распространенность близнецов; формирование и развитие личности; интеллект; близнецы и усыновленные дети; близнецовый метод в физиологии и антропологии; эмбриология близнецов; болезни сердца, курение; алкоголизм и наркомания; генетика поведения; проблемы многоплодной беременности.

1.3.Рождаемость близнецов

На каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. За последние 50 лет процент рождения таких пар вырос в 2,5 раза. У представителей разных стран и народов частота появления близнецов различна. Основной причиной увеличения частоты рождения близнецов и называют успехи современной медицины в области лечения бесплодия. Причиной появления монозиготных и дизиготных близнецов называют наследственность. Способность женщины одновременно продуцировать несколько яйцеклеток передается в семье от поколения к поколению. Немаловажную роль играет и возраст матери. В 35-39 лет у женщин увеличивается синтез фолликулостимулирующего гормона, который влияет на созревание двух яйцеклеток. Причины, приводящие к делению оплодотворенной яйцеклетки на несколько частей, и приводящие к появлению идентичных близнецов, до конца не выяснены. Некоторые исследователи отмечают такие факторы, как национальность, климат, питание, длина светового дня.

1.4. Интересы близнецов.

В отличие от одиночных детей, близнецы с малых лет намного чаще приобретают одинаковый опыт в общении с окружающими, как с взрослыми, так и со сверстниками. Совместная, одинаковая жизнь близнецов способствует развитию чувства сплоченности между ними, привязанности друг к другу, склонность к одинаковым занятиям, одному виду спорта, музыке, рисованию. Близнецы - лучшие друзья друг для друга.

1.5. Успеваемость близнецов.

Все пары близнецов в школе учатся в одном классе. У некоторых пар прослеживается достаточно сильная мотивация к учебе, они взаимно стимулируют друг друга, вместе готовят учебные задания, обсуждают школьные проблемы. Взаимная помощь и поддержка способствуют активному развитию близнецов: каждый хочет быть таким же хорошим, как и другой. Многие близнецы используют эти благоприятные возможности своего «двойственного союза» и достигают благодаря этому высокой успеваемости.

Однако некоторые из них довольствуются скромными успехами, занимая порой последние места в школе. В этом случае они находят для себя оправдание и легче переносят отрицательные эмоции по поводу слабой успеваемости. Близнецов постоянно сравнивают друг с другом учителя, родственники, дети, что не всегда оказывает положительную роль. Монозиготные близнецы, несмотря на одинаковый набор генов, отличаются друг от друга по многим параметрам. И нужно с уважением и вниманием относиться к индивидуальности каждого ребенка и к уникальным взаимоотношениям внутри пары.

1.6. Мнения родителей о детях - близнецах.

Перед родителями близнецов встает двойная работа воспитывать не одного, а сразу двоих, а то и троих детей. Повышенное внимание окружающих, многочисленные советы, физическая усталость, нервные срывы, т. д. Но какими будут близнецы, во многом существенно зависит от стиля воспитания родителей. В семье складываются основные черты личности подрастающего человека, формируются его интересы, привычки, ценности, жизненные цели. Стиль воспитания родителей закладывает основу поведения близнецов, но в более поздние годы, все большее значение приобретают индивидуальные особенности характера. Чем больше родители подчеркивают идентичность детей, стимулируют их одинаковое поведение воспитательными воздействиями, тем сильнее выражается и чаще сохраняется на долгие годы чувство сплоченности. Результаты анкетирования следующие:

1.Какие у детей отношения между собой?

(Родители отвечают: в основном отношения у детей тёплые, дружеские, отзывчивые, но иногда идёт борьба за лидерство.)

2.Какие трудности в воспитании вам пришлось преодолеть?

(Многие родители отмечают трудности переходного возраста, концентрация внимания, усидчивость, конфликты между детьми.)

3.Какие характеры на ваш взгляд у ваших детей?

(Все родители отметили, что у каждого ребёнка свой индивидуальный характер.)

4.Как вы отличали близнецов, начиная с рождения?

(Ответы были следующие: по ниточкам на руках разного цвета, по внешности, по комплекции по родимому пятну, по родинке на ноге.)

5.Как они ведут себя в разлуке?

(На этот вопрос ответ был один: скучают друг без друга.)

6.Были ли в ваших семьях еще случаи рождения близнецов?

(Ответ был очень интересным: у половины опрошенных по родословным были случаи рождения близнецов, что говорит о наследственной предрасположенности появления многоплодных беременностей.)

Вывод: Родители оказывают большое влияние на воспитание близнецов, формируя у них чувство сплоченности на многие года, воспитывая каждого из них как особенную личность со своими индивидуальными особенностями, определяя их интересы, стиль поведения, жизненные цели.

II. Глава 2. Практическая часть (исследование)

2.1 Антропометрические исследования близнецов.

Первым этапом моего исследования было установление сходства и различия близнецов по различным признакам. В качестве испытуемых были использованы ученики 2- 8 класса Дубков Крилл и Игорь, Братков Николай и Максим, и мои родные братья близнецы (ИМЯ). Так как известно, что фенотип - это совокупность свойств и признаков организма, которые формируются в результате взаимодействия генотипа особи и окружающей среды, то исследование фенотипов близнецов позволяет оценить роль среды в реализации генетической информации, а так же определить тип зиготности близнецов. Исследователями (Сименс, Вейтц, Фершуер) был разработан простой, удобный и сравнительно надежный метод идентификации однояйцевых близнецов, основанный на сравнении определенных физических признаков, которые в высокой степени наследственно обусловлены. Так называемый полисимптоматический диагноз сходства исходит из таких физических признаков, как цвет глаз, цвет и качество волос, оттенок кожи, веснушки, форма носа, губ, ушей, расположение зубов, группа крови. При сравнении учитываются также размеры тела, например рост, вес, объем черепа. Чем сильнее совпадают признаки у пары близнецов, тем больше вероятность, что это однояйцевые близнецы.

Таблица № 1 «Сравнение фенотипов исследуемых близнецовых пар.

Признак

Кирилл

Игорь

Николай

Максим

Егор

Игнат

Дата рождения

24.10.02

24.10.02

10.08.09

10.08.09

07.05.15

07.05.15

Рост при рождении

57см

56см

52см

52см

53см

53см

Вес при рождении

2800кг

2600кг

3300кг

3000кг

3100кг

2700кг

Рост (на момент исследования)

174см

176см

129см

128см

84см

82см

Вес (на момент исследования)

56кг

55кг

28кг

29кг

14900кг

13300кг

Обхват грудной клетки

79см

78см

62см

67см

57см

55см

Расположение родинок

нет

на правой щеке.

на левой щеке, над нижней губой

в верхней части лба

нет

нет

Обхват головы

   

51см

54см

48см

47см

Длина руки

75см

75см

55см

55см

37см

36см

Длина ноги

87см

87см

67см

64см

45см

43см

Доминирующая рука

правая

правая

правая

левая

левая

левая

Веснушки

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Цвет глаз

карие

карие

голубой

голубой

серо-голубой

серо-голубой

Цвет волос

русые

русые

темно-русый

темно-русый

светло-русый

светло-русый

Форма носа

прямая

прямая

прямая

прямая

прямой

прямой

Проанализировав таблицу можно сразу сделать вывод о том, что Кирилл, Игорь, Николай, Максим, Егор и Игнат фенотипически очень похожи и это свидетельствует об их монозиготности.

Как видно из таблицы у двух пар наблюдалось сходство (80%) по изучаемым признакам, у одной пары сходство (90%)

В среднем % сходства по всем парам составил 25%, различий- 75%.

Монозиготные близнецы в парах между собой по антропометрическим данным имеют больше сходств, чем отличий. Несовпадения указывают на то, что вклад окружающей среды в развитии ребенка гораздо более значителен, чем думают многие, вплоть до внутриутробного развития. На это указывают разный вес детей при рождении, разная комплекция, которая сохранилась до юного возраста.

Сравнение личностных данных

Кириллу, Игорю, Николаю и Максиму были розданы листочки бумаги, на каждом из которых написано несколько раз слово "Я". Они должны были дать определение каждому "Я", рассказывая о себе и своих качествах.

Таблица № 2 «Мое Я»

Кирилл

Игорь

Николай

Максим

творческий

болтливый

спокойный

творческий

активный

искренний

трудолюбивый

активный

трудолюбивый

активный

усидчивый

артистичный

любознательный

трудолюбивый

внимательный

неусидчивый

дружелюбный

веселый

любознательный

аккуратный

По результатам этой анкеты можно сделать вывод, что между близнецами есть сходства, но и различия.

Наблюдения одноклассников за близнецами 8 « а» класса

Мною был проведен письменный опрос среди одноклассников Кирилла и Игоря Я спросила: «Кирилл и Игорь, какие они?» Вот, что написали ребята. Кирилл - активный, ответственный, веселый, умный, добрый, отзывчивый, дружелюбный, верный, Игорь - смешной, классный друг, крутой, веселый, душа компании, добрый, умный, жизнерадостный, забавный. Анализ: Кирилл и Игорь для своих одноклассников практически одинаковы, но Кирилл более ответственней, отзывчивей, дружелюбней, а Игорь - любит большие компании у него много друзей.

Склонности к изучению школьных предметов.

Я ребятам предложила список учебных предметов, которые они изучали. Рядом с каждым предметом нужно поставить ( + ) или (-), где нужно выбрать тот предмет, который им больше всего нравиться, или легко поддается изучению.

Таблица № 3 «Склонности к изучению школьных предметов»

Предмет

Кирилл

Игорь

Николай

Максим

Алгебра, математика

+

+

+

+

Русский язык

+

+

_

+

Литература, чтение

_

_

+

+

Биология, окружающий мир

_

+

+

+

Химия

_

+

   

Физика

+

+

   

Физическая культура

+

+

+

+

Технология

_

_

+

+

Музыка, искусство,

_

_

+

+

Рисование

+

_

+

+

Это задание позволило мне выяснить, что не все предметы нравятся ребятам одинаково, у каждого из них свои склонности к изучению отдельных школьных предметов.

Сравнение вкусов и интересов близнецов

Близнецам была предложена анкета, в которой надо было рассказать о своих предпочтениях, вкусах и интересах.

Таблица №4 « Сравнение вкусов и интересов близнецов».

Предпочтения

Кирилл

Игорь

Николай

Максим

любимый цвет

синий

зеленый

зеленый

синий

любимое дерево

дуб

дуб

сосна

тополь

любимый фрукт

груша

банан

яблоко

груша

любимая ягода

малина

арбуз

тутовник

арбуз

любимый праздник

День рождения

День рождения

День рождения

День рождения

любимое животное

собака

собака

собака

собака

Благодаря результатам анкетирования я наблюдаю различие вкусов и интересов у близнецовых пар. Следовательно, на наследование способностей и других свойств психики человека большое влияние оказывает воспитание и образование, поэтому психологические характеристики монозиготных близнецов могут отличаться.

2.2.Исследование близнецовых пар в ст. Барсуковской

В ст. Барсуковской с 1990года по 2017 год родилось 6 пар близнецов. Самое большое количество отмечается в 2015 году – 2 пары. Близнецы всегда были редкостью и во все времена окружающие не переставали им удивляться. Для своего исследования, я обратилась к близнецам - мальчикам ст. Барсуковской, учащихся МОУСОШ №6 , и к своим родным братьям близнецам. Все пары неразлучны с детства и воспитываются в одной семье. Для изучения общественного мнения к близнецам, мною было проведено анкетирование среди учителей, родителей, учеников. Опрошено 87 человек.

На первый вопрос анкеты: различаете ли вы близнецов?

( Различаю- 8,7 %; не различаю, испытываю затруднения – 92,3%)

На второй вопрос: Что вы испытываете при виде близнецов?

(Удивление, радость, любопытство, восторг - 95 %: безразличие – 5 %)

Заключение

Близнецы - это уникальное явление природы, приковывающее внимание людей уже многие века Они не только привлекательны сами по себе, их изучение является важным и перспективным для выявления роли наследственности и среды в формировании различных признаков.

Результаты данной исследовательской работы полностью подтвердили, гипотезу, что близнецы, имеющие одинаковый генотип и находящиеся в одной социальной среде, могут отличаться по многим параметрам (физическому развитию, интересами, увлечениями). Проведённые мною исследования показали, что каждый из близнецов является индивидуальностью со своими особенностями характера. И в этом немаловажную роль играет окружающая среда.

Хочется отметить, что исследования близнецов очень актуальны, но связаны с большими организационными трудностями. Очень много других вопросов я не смогла затронуть в своей работе (заболеваемость близнецов, доминирование в паре, особенности физического и психического развития, профессиональное определение).

Я убеждена, что этот метод необходимо широко использовать для исследований проблем развития личности. К сожалению, в нашей стране не создано психологического сопровождения, развития и обучения близнецов, хотя во многих странах таких, как Италии, США, Австралии, Германии, есть центры и службы, которые помогают семьям имеющих близнецов. Эти службы организуют все виды помощи, просветительскую работу для родителей близнецов.

Изучение близнецов является важным и перспективным. Исследования в этом направлении нужно продолжать. Данные моей работы могут быть востребованы родителями, учителями, социальными работниками, психологами, врачами.

Список литературы.

  1. Канаев И.И., Близнецы, Москва, Ленинград: 1959.

  2. Лучшие рефераты по биологии / Сост. Л.П. Черникова. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

  3. Равич-Щербо И.В. Проблемы генетической психофизиологии. Москва,1978.

  4. Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику, 2 изд., М., 1968.

  5. Сайт: http://twins.popular.ru

  6. Сайт:http://www.genotera.ru

  7. Cайт:http://www.terpsy.ru