III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТУПНОЙ АНИМАЛОТЕРАПИИ
Земляк Т.А., Лысенко Р.А.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


 

Введение.

«Если посмотреть на природу взглядом врача,

ищущего лекарственные средства,

то можно сказать: мы живем в мире

лекарств для тела и души».

История медицины.

Именно в наши дни человек все более подвержен воздействию отрицательных факторов таких как: ухудшение экологической обстановки, возрастание нервных нагрузок, гиподинамия, несбалансированное питание, употребление большого количества лекарств, психологические нагрузки и стрессы.

И в духовной атмосфере нашей жизни также произошли большие перемены – жизнь стала сложнее и будет ещё сложнее. Большинство родителей работает, зачастую далеко от дома, а дети в основном проводят время в детском саду, школе, а дома чаще всего смотрят телевизор или играют в компьютерные игры. Это приводит к дефициту общения, одиночеству, стрессовым состояниям, к всевозрастающему числу депрессий.

Все это, естественно, отрицательно сказывается на здоровье. Все чаще возникает вопрос – Как выйти из создавшегося положения, найти оптимальное решение, ту золотую середину, которая привела бы к гармонии с собой и окружающим миром. И здесь необходимы нетрадиционные методы самооздоровления, психотерапии, использования опыта народной медицины и просто знания, которые помогут подрастающему поколению справиться с ожидающим их множеством проблем.

И в этой ситуации, считают многие психологи и психотерапевты, может помочь общение с животными и основанная на этом терапия, то есть анималотерапия.

Цели работы:

- способствовать созданию системы знаний по самооздоровлению человека;

- показать положительное влияние анималотерапии на развитие духовного состояния человека;

- на основе теоретических знаний шире использовать возможности анималотерапии в своей жизни;

- воспитывать чувство любви и благодарности к «братьям нашим меньшим»;

1. Анималотерапия как наука.

  • Животные в нашей жизни.

Помните чудесный рассказ А. И. Куприна, где настоящий слон, приведенный из зверинца, «вылечил» больную девочку? Конечно – это случай исключительный. Но не обязательно в качестве врачевателя приводить огромное животное. Есть не мало примеров, когда на помощь к ребенку приходил щенок или котенок, хомячок или попугай.

Кто из нас не мечтал о собаке? Кто с замиранием сердца и тайной завистью не провожал глазами счастливого обладателя пушистой болонки или элегантной колли. А кто из нас восхищенно не любовался царственной грациозностью дворовой Мурки, без тени смущения и подобострастия принимающей из наших рук самое изысканное угощение? (часто - свой школьный завтрак).

Кошка, собака, кролик, хомяк, попугай... Они приходят в наш дом по-разному. По немалой цене нам приобретают редкий породистый экземпляр с причитающейся ему родословной. Или мы приносим с улицы маленькое жалкое существо без роду и племени и сдаемся на милость родителям.

Они входят в наш дом, переворачивают привычный уклад нашего бытия, обрушивают на нас тысячу разных трудных и радостных хлопот. Мы обучаем их простым и важным для совместного общежития вещам, ухаживаем за ними, кормим, оберегаем от болезней. Мы приручаем их и привязываем к себе. И они озаряют нашу жизнь редкой по силе и глубине любовью и преданностью. Им не важно, какая у нас внешность и сколько денег, есть ли «крутой» сотовый телефон и компьютер, хорошо или плохо мы учимся. Их приводит в восторг сам факт нахождения рядом с нами, тем самым они заполняют вакуум общения, отсутствие близкого человека.

Наш милый четвероногий питомец, деликатный или озорной, прямодушный или лукавый, похожий, впрочем, на тысячу таких же милых своих собратьев, становится для нас единственным, самым - самым, в целом мире. Между нами устанавливаются изумительные узы родства, о которых дивно поётся в испанском «Блюзе моей собаке» (приложение № 1).

Наши Мурки и Шарики прощают нам все: плохое настроение, раздражительность, равнодушие. Они спасают нас от тоски, одиночества, горьких обид. Щедро одаривают нас, почти разучившихся любить просто так, ни за что, беззаветно жертвенной любовью, ничего не требуя взамен, разве что простой человеческой ласки.

Они не навязчиво учат нас любить, быть нежными и добрыми, воспитывают у нас чувство ответственности, способствуют гармонизации отношений с родителями и друзьями, снижают напряжение во многих ситуациях и вызывают множество положительных эмоций. Даже простое зрительное созерцание живых существ полезно, так как оно расслабляет, умиротворяет и дает массу эстетических переживаний (1).

Современная медицина применяет много лекарственных веществ, которые снимают страх, тоску, угнетенность и предохраняют организм от вредных последствий отрицательных эмоций. Однако эти лекарства не всем людям можно прописывать. они не всегда безвредны для организма. Их применяют, в крайнем случае, когда нужно спасать организм от тяжелого недуга.

Психологи и физиологи справедливо полагают, что лучшее средство борьбы с отрицательными эмоциями – умение ими управлять, создавать ровные доброжелательные отношения с друзьями, в семье, быть в хорошем настроении. (2)

И здесь нам на помощь приходит анималотерапия. Что же это за наука?

  • Предмет анималотерапии.

Анималотерапия – вид психотерапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи (3). Впрочем, слово «использовать» отдает утилитаризмом. Мы их использовали и бросили? - Конечно же, нет. Но от нас требуется совсем немного – просто не предавать их, ведь они никогда не поступили бы с нами подобным образом.

Проблема анималотерапии достаточно актуальна. Недаром во всем мире эта наука рассматривается как возможность оказания помощи людям, с использованием животных и все шире применяется как за рубежом, так и в России, у нас в городе Ростове-на-Дону.

Деятельность с участием животных может быть пассивной или активной, в качестве примера первой можно привести наблюдение за аквариумными рыбками или зверями в вольерах, птичками в клетках; при этом люди не контактируют непосредственно с животными, а получают ощутимую пользу просто от их присутствия. При активной деятельности с участием животных они играют с ними или ухаживают за ними. Таким образом, такое общение может улучшить качество жизни, облегчить страдание, вызванное одиночеством.

В противоположность просто деятельности, не важно, активной или пассивной терапия с участием животных является целенаправленным вмешательством, при котором животное является полноправным участником лечебного процесса и от него во многом зависит терапевтический эффект. Наибольшее распространение получила анималотерапия с использованием 3-х видов животных: собак, лошадей и дельфинов, соответственно канистерапия, иппотерапия, дельфинотерапия. На таких занятиях, как правило, присутствуют медик, психолог, тренер.

Все животные делают нашу жизнь лучше. Можно уверенно говорить о том, что они помогают нам жить дольше и получать большее удовлетворение от жизни. Исследования показали, что они могут помочь справляться со стрессами, последствиями сердечного приступа, преодолевать депрессию, снижать артериальное давление, могут укрепить семью и просто принести радость в жизни любому человеку, позволяют искать ресурс в самих себе. Можно сказать, что животные и их символы были одними из первых психотерапевтов, оказывали психологическую помощь человеку.

Как и у всякого метода анималотерапии есть свой инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно (приложение № 2).

  • Из истории анималотерапии.

Анималотерапия имеет древнюю историю. Так в ещё только формирующемся первобытном обществе, пишет Л. Н. Княжева, вера в могущество животного тотема заставляла людей соблюдать определенные нормы и правила, регулировала общение, и являлось одним из источников благополучия и покоя (4).

В пятом веке до нашей эры Гиппократ заметил влияние окружающей природы на человека и говорил о пользе лечебной верховой езды. он же отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдался и психологический эффект занятий верховой ездой.

А. Э. Брэм отмечал, что внешние чувства у собак развиты превосходно, а их душевные способности ставят, по крайней мере, некоторые виды, впереди всех животных. Они веселы, резвы, мужественны, а одомашненные виды представляют собой настоящих «друзей человека» неподкупных, честных, беззаветно преданных. «Вся собака, можно сказать одно лекарство» (5).

Ещё в царской России во всех учебных заведениях студенты и лицеисты на обязательных условиях работали с животными, что было одним из основных факторов, оказывающих положительное влияние на характер и психику.

После второй мировой войны американские врачи Красного креста заметили, что в госпиталях, где собакам не возбраняется гулять по территории, раненые стремились проводить с ними как можно больше времени. После проведенного исследования выяснилось, что и процесс выздоровления шел более успешно.

Как самостоятельный метод анималотерапия начинает приобретать популярность со второй половины 20-го века. Так пионером этого метода считается Б. Левинсон, канадский детский психиатр, который начал использовать свою собаку в терапевтических сессиях в 1962 г.

В настоящее время анималотерапия широко распространена за рубежом и у нас в стране. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России создано более 60 центров, использующих верховую езду для восстановления здоровья.

В мурманском океанарии дельфины и арктические тюлени участвуют в лечебной программе. Их пациенты – дети с проблемами в эмоциональной сфере. В Москве и Сочи дельфинотерапией занимается «Утришский дельфинарий». Проведенные исследования доказали, что дельфинотерапия способствует улучшению состояния при неврозах и ДЦП (примерно в 45%). Список примеров можно продолжать долго.

В нашем городе в течение 12 лет был пони-клуб «Барби». Руководителем, которого со дня основания – 2001 г. Работали Н.Б. Жердева и И. В. Соболева. За это время методом иппотерапии здесь прошли реабилитацию более 300 ребят.

На протяжении 2-х лет, когда в Ростове функционировал дельфинарий, специалисты НИИ акушерства и педиатрии (Т. Л. Баташова) приводили сюда своих маленьких пациентов для проведения дельфинотерапии. Дельфины подплывали к ребятам, катали на себе, позволяли погладить, играли в мяч. Такой непосредственный контакт и обеспечивал терапевтический эффект. За это время с дельфинами успели пообщаться около ста больных людей – в основном страдающих заболеваниями центральной нервной системы, ДЦП. Т.Л. Баташова отмечает, что несколько лет тому назад они работали со спецназовцами, которые прошли через Чечню. Результаты отличные... (6)

  • Функции анималотерапии.

Вслед за В. А. Ясвиным и С. Д. Деребо можно выделить следующие функции анималотерапии (7):

1. Психофизиологическая функция: взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.

2. Психотерапевтическая функция: взаимодействие с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.

3. Реабилитационная функция: контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психической, так и социальной ее реабилитации.

4 Функция удовлетворения потребности в компетентности: взаимодействие с миром природы может являться дополнительным каналом удовлетворения этой потребности, позволяет существенно повысить самооценку и тем самым благоприятно влияет на людей, имеющих трудности в социальной адаптации.

5. Функция самореализации: взаимодействие с природой позволяет опосредованно удовлетворить эту потребность (например, когда ребенок устраивает аквариум, он выступает в роли творца, «вершителя судеб», создает свой мир, в котором он сам обладает абсолютной властью).

6. Функция общения: одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные, и даже растения в процессе взаимодействия человека с ними – это функция партнеров общения.

2.Исследования и их результаты.

  • Анкетирование.

Наша школа № 82 находится на улице Фурмановская, 82 в окружении домов частного сектора. Наши ученики, в большинстве, живут в своих собственных домах, имеют участки земли и, конечно, множество самых разных домашних животных, с которыми они постоянно общаются, ухаживают за ними, лечат от болезней и сами того не подозревая, получают постоянные сеансы активной пассивной анималотерапии.

Для получения полной картины масштабов анималотерапии мы провели анкетирование среди учащихся 5 – 9 классов по следующим вопросам:

  1. Какие у тебя есть домашние животные?

  2. Помогают ли тебе твои домашние животные в жизни?

  3. Кто ухаживает за ними?

  4. Какое животное ты бы ещё хотел себе завести?

  5. Если твоё животное заболеет или состарится, как ты с ним поступишь?

  6. Какие бы ты предложил меры по решению проблемы бездомных животных?

  • Анализ полученных результатов.

Анализ ответов по первому вопросу показал, что из 190

опрошенных учеников только 8 не имеют домашних животных. Многие имеют по несколько собак, кошек и иных животных. Первенство принадлежит кошкам и собакам. Данные результатов анкетирования показаны на диаграмме №1.

По второму вопросу: помогает ли тебе животное в жизни?

Можно выделить следующие ответы:

- животные меня утешают, успокаивают, помогают пережить трудности и одиночество;

- они самые лучшие мои друзья, когда грустно, с ними все забываешь, прижмешься к своей собаке, обнимешь ее и становится легче и теплее;

- очень хочется за кем-то ухаживать, заботиться, отдавать свою любовь, быть для него главным;

- они помогают пережить смерть близких;

- хочется просто наблюдать за ними, играть, гулять, особенно, если скучно и получать от этого удовольствие;

- когда я плачу, моя собака облизывает меня и никого не подпускает и помогает мне успокоиться;

- собаки провожают в школу, защищают, с ними не страшно и всегда ждут меня дома;

- мы любим, наблюдать за рыбками, это красиво и успокаивает;

- мой попугай будит меня по утрам;

- с ними всегда весело, они такие смешные и забавные;

- кошки лечат маму и меня, они ложатся на больное место, мурлыкают и боль проходит;

- очень интересно дрессировать животных.

Результаты анализа ответов по третьему вопросу представлены в диаграмме №2.

Откуда видно, что ухаживают за своими животными, кормят их, лечат, прогуливают в основном сами дети или вместе с родителями, братьями и сестрами, т.е. у них имеется тесный и постоянный контакт со своими любимыми питомцами.

Анализ ответов по четвертому вопросу: какое животное ты

ещё хотел бы завести? Показывает, что многие дети хотят завести себе собаку, т.е. это животное по своей значимости находится на первом месте, что подтверждается данными исследований по анималотерапии. Незначительное количество детей хотели бы завести экзотических животных, таких как змеи, обезьян. Результаты ответов представлены в диаграмме №3

Нас порадовали ответы учащихся на вопрос: как они поступят с больным или состарившимся животным. Дети были единодушны: никогда, ни за что, не отдам свое животное, буду ухаживать до конца.

По решению проблемы бездомных животных ребята предложили следующие меры:

- строить приюты для животных и впоследствии находить им хозяина;

- ответственно относиться к наличию домашних животных;

- взять себе домой;

- стерилизовать самок животных;

- нужно их тоже любить и прикармливать;

- надо обратиться к Путину В. В. он любит животных и обязательно поможет.

3. Выводы.

Результаты проведенных исследований показали, что ученики нашей школы с раннего детства постоянно и тесно общаются с домашними животными, т.е. систематически получают сеансы анималотерапии, о функциях которой было сказано выше.

Мы считаем, что анималотерапия помогает нашим ученикам использовать свои собственные скрытые возможности, раскрыть в себе новые ресурсы, решить свои психологические проблемы, уйти от одиночества, стать мягче и добрее и благодаря этому улучшить качество своей жизни.

Хочется вспомнить слова Л. Леонова: «Человек, который понимает природу, благороднее чище. Он не сделает дурного поступка. Он прошел «душевный» университет». Мы думаем, что у наших детей чистое сердце, и благодаря анималотерапии они прошли «душевный» университет. Атмосфера добра и взаимопонимания в нашей школе является тому подтверждением.

Наша школа – школа добра и согласия, в ней обучается более 400 учащихся, в мире и дружбе живут представители...... национальностей. Один из основных принципов общения в школе – принцип толерантности. Т.е. отношений построенных на взаимопомощи, любви и уважении друг к другу.

В этом году наша школа принимает участие в реализации проекта Южно-российского фонда развития толерантности и профилактики экстремизма «Город добра». Мы считаем, что значительную роль в этом сыграла анималотерапия.

Рекомендации:

Если вы хотите поправить свое здоровье или нервную систему, получить заряд положительных эмоций, снять напряжение, обрести ещё одного друга и реализовать потребности в заботе, подумайте, кто из животных подойдет именно вам. И, может быть, уже через некоторое время в вашем доме появится ещё один обитатель.

Если по каким-то причинам вы не можете или не решаетесь завести животное дома, то для вас есть другой вариант. Можно чаще посещать зоопарк или просто парк с птичками, озеро с утками и лебедями, ходить на выставки кошек или собак, купить билеты в цирк. А если не можете общаться с братьями нашими меньшими из-за аллергии или какой-либо болезни, наблюдайте их на картинках или по телевизору. Вариантов множество: пение птиц в аудио записи, фильмы про животный мир, компьютерные программы с различными имитациями животных, фотообои на стены, заставки на компьютер, открытки и календари, Интернет сайты про животных. Дерзайте уже сегодня!

Список литературы.

1. Анималотерапия и я в ней. elly17.narod.ru

2. Физиология высшей нервной деятельности и психология.

М. 1984. с. 186

3. Анималотерапия, лечение животными. www.grandex.ru

4. Анималотерапия – лечение животными med.israelinfo.ru

5. А. Э. Брэм. Жизнь животных. М. 1992. с. 270

6. Дельфинотерапия помогает детям и спецназовцам. газета «Вечерний Ростов». 2000г.

7. Анималотерапия: животные наши доктора и психологи.

www.myjane.ru

Приложение№1.

Испанский «Блюз моей собаке».

У меня есть собака,

Верней,

У меня есть кусок души,

А не просто собака.

Я люблю её и порой

Очень сочувствую ей:

Нет собаки у бедной собаки моей.

И вот, когда мне бывает грустно...

А знаешь ли ты, что значит собака,

Когда тебе грустно?

...И вот, когда мне бывает грустно,

Я обнимаю её за шею

И говорю ей:

«Собака, хочешь, я буду твоей собакой».

Стихи ученика 6 «А» класса Волошина Сергея.

У меня есть любимый друг.

Добрый, верный, хороший пес.

Веселимся на пару с ним,

И, уткнув мне в ладошку нос,

Пожалеет меня мой пес,

Если вдруг коленку разбил,

И забота его обо мне

Придает мне немало сил.