III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЧИСТИТЬ ЗУБЫ НЕОХОТА, ДА И НАДО ЛИ?
Чернышова Виктория Николаевна
Автор работы награжден дипломом победителя первой степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Улыбнись смелее,

Пусть все видят, что твои зубы,

Круглые и ровные,

Острые и твердые,

Белые и крепкие,

Самые красивые!

Введение

Раньше мне не хотелось чистить зубы, но мама всегда говорила, что это обязательно для того, чтобы зубы были здоровыми и красивыми.

Я решила понять, почему же надо чистить зубы и стала читать детские энциклопедии. У меня появились вопросы, на которые стала отвечать мне мама, читая взрослые книги. На наши общие вопросы ответила врач-гигиенист городской поликлиники №10 Чехломина Татьяна Леонидовна. Она учит и маленьких, и взрослых правильно чистить зубы.

Актуальность:

Мне нравится видеть у детей и взрослых белоснежную улыбку. Красивые зубы – это результат хорошего ухода и регулярного посещения зубного врача. Разрушенные зубы являются причиной многих заболеваний полости рта и всего организма. Тема сохранения здоровья всегда актуальна, тем более что болезни зубов и десен причиняют нам много страданий и боли.

Проблема:

Как сохранить зубы здоровыми знают не все. Многие дети плохо или неправильно чистят зубы, считают, что чистить зубы - это напрасная трата времени, а также не придают значения больным зубам.

Цель работы:

Понять, что зубы чистить надо и что чистота зубов является залогом здоровья, а также доказать, как важно регулярно чистить зубы.

Задачи:

  1. Выяснить, зачем нужны зубы и как они устроены.

  2. Узнать, можно ли бороться с болезнями зубов, найти их причину.

  3. Рассказать о самом простом и доступном способе сохранения здоровья зубов.

  4. Научиться самой и научить других детей правильно чистить зубы.

Результат работы:

Полученные знания и наглядные примеры помогут детям сохранить свои зубы здоровыми.

2.Основная часть

2.1 Теоретическая часть

2.1.1 Строение и функции зубов

Дети рождаются без зубов. Зубы появляются на первом году жизни. Они называются молочными. К 2-3 годам их становиться 20. В 6-7 лет молочные зубы постепенно начинают меняться на постоянные, и меняются они только один раз. Если человек потеряет постоянный зуб, то новый уже не вырастет никогда. У взрослого человека всего 32 зуба. Они одинаковой высоты и расположены ровными рядами. Передние зубы – это резцы. Ими человек откусывает небольшие кусочки пищи. За резцами следуют клыки. Они нужны для того, чтобы разгрызать твердую пищу. Затем идут коренные зубы. Они пережевывают пищу. Поэтому очень важно, чтобы во рту были все зубы и хорошо справлялись со своей работой. Зубы участвуют в разговорной речи. Без них мы не сможем чётко разговаривать. Выпадение нескольких зубов, или неправильное их развитие, может резко сказаться на чёткости речи. Если зубы неровные, может измениться даже форма лица. Например, нижняя челюсть слишком выступит вперед. Здоровые зубы и правильное их размещение украшают внешность человека [6].

Каждый зуб состоит из трех основных частей - коронки, шейки и корня. Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта. Корни - уходят в десну и прочно закрепляют зуб в челюсти. Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Коронка сверху покрыта эмалью, самой твердой тканью в организме, состоящей из различных минералов – магния, кальция, фтора, углерода. Она защищает дентин, который содержит живые клетки, ощущает боль и образует большую часть зуба. В центре зуба находится пульпа. Это мягкая, рыхлая, очень чувствительная ткань, состоящая из сплетения кровеносных сосудов и нервов.

2.1.2 Повреждения и болезни зубов и десен

Как ни тверда и прочна эмаль зуба, она может разрушаться. После еды на поверхности зуба или же между зубами остается пища. Она приклеивается к десне, постепенно превращаясь в "зубной налет" – липкую, тонкую плёнку на поверхности зуба, в которой хорошо размножатся микробы. В настоящее время абсолютно точно установлено, что главной причиной повреждения эмали являются бактерии зубного налета, выделяющие токсины и кислоту. Возникает кариес, воспаление десен - очень распространенные заболевания в настоящее время [1](приложение 1, схема 1).

Когда в зубе образуется полость, он начинает болеть, часто очень сильно. Боль доставляет массу неудобств, её трудно терпеть, невозможно ничего есть. Такие зубы лечит врач-стоматолог. Он ставит на поврежденные зубы пломбы и предотвращает их разрушение. Если человек упорно не хочет лечить кариес, все заканчивается удалением зуба. К стоматологу надо заходить раз в полгода, даже если ничего и не болит. Врач заметит мельчайшую дырочку и сразу ее запломбирует, и зуб снова станет здоровым (приложение 1, рисунок 1).

2.1.3 Уход за полостью рта

Уход за полостью рта и зубами – дело очень важное и жизненно необходимое. Люди это поняли давно. Самым простым и доступным способом убрать зубной налет и предотвратить развитие кариеса является чистка зубов. Если чистить их кое-как, сделав несколько движений зубной щёткой, то это будет напрасной тратой времени. Зубы надо чистить правильно[3].

Для чистки зубов нужны: хорошая зубная щётка, зубная паста и знание, как правильно чистить зубы.

ЗУБНАЯ ЩЕТКА должна быть у каждого человека. Нельзя чистить зубы чужой зубной щеткой, потому что микробы в полости рта у всех свои. У своего хозяина они не вызывают заболевания, а у другого человека могут это сделать, поэтому если нет зубной щетки, то безопаснее просто прополоскать рот. Выбирать зубную щетку надо средней жесткости. Она является универсальной. Перед первым применением достаточно вымыть щетку проточной теплой водой с мылом. Кипятком обливать не надо, так как нарушается структура щетинок щётки, и она и быстро приходит в негодность. Головка зубной щётки у детей должна быть приблизительно 2 сантиметра. Щетинки должны быть из полиэстера с закругленными концами, чтобы не травмировать десны. Щетку надо менять по мере износа щетинок, когда они торчат в разные стороны, приблизительно один раз в 3-4 месяца. Обязательно надо сменить щетку после перенесенной болезни, потому что оставшиеся на щетке микробы могут вызвать повторное заболевание. После чистки зубов щетку надо поставить сушиться в специальный стаканчик щетинками кверху[4].

ЗУБНАЯ ПАСТА помогает щетке лучше очистить зубы, делает чистку зубов приятной и мятной, смягчает действие щетинок зубной щетки на эмаль зуба, нормализует кислотность в полости рта. Наши предки чистили зубы мелом, деревянным углем, золой, медом, зубным порошком. Только вначале двадцатого века появилась зубная паста в тюбиках. Зубная паста бывает гигиенической и лечебно-профилактической. Для каждодневной чистки лучше использовать гигиеническую пасту. Лечебно-профилактическую лучше применять по совету стоматолога. Детям надо использовать только детскую зубную пасту. Нельзя постоянно чистить зубы пастой содержащей фтор. Надо периодически менять зубную пасту, чтобы микробы полости рта к ней не привыкали. На щетку надо наносить немного зубной пасты, величиной с горошину. После чистки зубов надо тщательно прополоскать рот от зубной пасты[5].

КАК ПРАВИЛЬНО ЧИСТИТЬ ЗУБЫ

Существует множество методик по чистке зубов, которые отличаются характером движений зубной щетки и последовательностью этих движений, но их все можно свести к нескольким главным правилам[2].

1. Зубы нужно чистить регулярно. В идеале хорошо чистить зубы после каждого приема пищи, но это не всегда возможно. Поэтому надо чистить зубы хотя бы дважды в день - утром после завтрака и вечером, перед сном. Вечерняя чистка намного важнее утренней, так как ночью не происходит самоочищения зубов с помощью жевания и мало вырабатывается слюны.

2. Перед тем, как чистить зубы, нужно вымыть руки с мылом.

3. Сначала нужно прополоскать рот водой, а щетку тщательно промыть.

4. Щетку надо прикладывать к зубам под углом 45 градусов и совершать ею выметающие вертикальные движения от десны к режущему краю зуба (эксперимент №1).

5. Чистить зубы надо с наружной и внутренней стороны, разделив весь зубной ряд на небольшие участки и делая на них не менее 10 выметающих движений зубной щеткой.

6. Жевательную поверхность зубов можно чистить горизонтальными и круговыми движениями.

7. На зубную щетку сильно давить не надо, так как сильное давление не улучшает качества очистки зубов, а вот десны можно повредить, да и эмаль зубов тоже.

8. Качественная чистка зубов занимает 2-3 минуты.

9. Проверить, хорошо ли вы чистите зубы можно с помощью колор-теста (эксперимент №2).

2.2 Практическая часть

2.2.1 ЭКСПЕРИМЕНТ №1

Почему надо чистить зубы выметающими движениями?

На зубцы расчески для волос намотаем кусочки ваты. Это будут остатки пищи и зубной налет. Попробуем удалить их движениями вверх-вниз. От движений вниз кусочки ваты опускаются, а от движений вверх возвращаются обратно. Горизонтальные движения оставляют вату на месте.

ВЫВОД: Все боковые поверхности зубов, наружные и внутренние, надо чистить только выметающими движениями зубной щётки[5].

2.2.2 ЭКСПЕРИМЕНТ №2

Определение качества очистки зубов.

С помощью этого эксперимента можно выявить наличие зубного налета. Я использовала «КОЛОР-ТЕСТ №3». Он предназначен для выявления зубного налета и оценки гигиены полости рта врачом или самостоятельно пациентом в домашних условиях. Содержащаяся в «КОЛОР-ТЕСТЕ» метиленовая синь окрашивает бактериальный зубной налет в синий цвет, а эмаль зубов и слизистая оболочка полости рта не окрашиваются.

Ход работы:

  1. Ватной палочкой «Колор-тест» наносится на зубы и десны (приложение 2, фото 1).

  2. Рот прополаскивается небольшим количеством воды в течение 10-20 секунд.

  3. Оценивается наличие зубного налета и его количество.

Повторные оценки проводятся после полоскания водой, использования жевательной резинки, чистки зубной щёткой в течение 30 секунд, одной минуты, двух минут.

ВЫВОД:

1. На нечищеных зубах скапливается большое количество зубного налета.

2. Полоскание полости рта и применение жевательной резинки уменьшают количество зубного налета, но не убирают его до конца.

3. Полностью зубной налет убирает добросовестная чистка зубной щеткой в течение двух минут (приложение 2, фото 2).

2.2.3 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1.

Демонстрация правильной чистки зубов.

На макете зубов показать, как надо правильно чистить зубы, движения зубной щетки вертикальные и горизонтальные, показать различные зубные щетки, старую зубную щетку, которую необходимо заменить, зубные пасты (гигиеническую и лечебно – профилактическую), количество зубной пасты, необходимой для чистки зубов(приложение 3, фото 1).

.

2.2.4 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2.

Анкетирование одноклассников для изучения их знаний о гигиене полости рта (приложение 4).

2.2.5 НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СКАЗКА «32 богатыря»

Дети не любят слушать скучные научные доклады, поэтому презентацию к своей работе я сделала в форме сказки, но не простой, а научно-познавательной и сама нарисовала картинки к ней (приложение 5).

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прочитав книги, побывав на приеме у врача гигиениста и сделав эксперименты, я поняла и доказала, что зубы чистить надо. Теперь я регулярно и добросовестно, без наблюдения мамы, чищу зубы два раза в день. Полученные мной знания и мою твердую уверенность в необходимости чистки зубов я смогу передать другим детям и помочь им сохранить свои зубы. А ещё, когда у меня выпало сразу несколько молочных зубов сразу, я поняла, как важны для нас зубы. Когда появляются постоянные зубы, уход за ними становится особенно важным.

ВЫВОД:

1. Надо бережно относиться к своим зубам, потому что никто не сможет им так помочь, как их собственный хозяин.

2. Зубы чистить надо для того, чтобы убрать зубной налет с бактериями, обезвредить кислоту, которая образуется после еды, не допустить образования кариеса и болезней десен, избежать зубной боли и лечения у стоматолога.

3. Зубы надо чистить правильно и добросовестно.

4. Каждый зуб очень важен для человека, несмотря на то, что их много.

5. Кариес – это серьезная болезнь, приводящая не только к разрушению зуба, но и к ангинам, болезням сердца и почек, нарушению пищеварения.

6. Люди уже несколько тысячелетий назад поняли важность зубов и стали их чистить.

7. Регулярная чистка зубов – очень простой и эффективный способ сохранения зубов.

8. Забудь про лень – чисти зубы дважды в день.

9. Детей надо обязательно учить, правильно чистить зубы, как это делают в Европе и Америке.

В дальнейшем я хочу узнать больше о причинах, вызывающих кариес, продуктах питания, помогающих сохранению зубов, о вредных факторах, разрушающих эмаль зубов.

4.Список использованных источников и литературы

1. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний.- М.: Тонга принт, 2001.- с. 115 – 122.

2. Леонтьев В.Н., Аврамова О.Г. Стоматология для всех.-М.: Эксмо, 2000.- с. 14 – 16.

3. Ликум А.А. Всё обо всём. -М. :Компания «Ключ – С», 1995. -с.360- 428.

4.Микуленок И.Секреты зубной щетки//Будь здоров. №2,2017.- с.70-76.

5. Сударикова Н.А. 36 и 6 правил здоровых зубов .-М. :Эксмо, 2011,-120 с.

6. Шукшина С.Е. Я и моё тело.- М. :Школьная пресса, 2009. -с. 62 – 65.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Схема 1. Развитие кариеса

Рисунок 1. Процесс развития кариеса

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Фото 1

Фото 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Фото 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Анкетирование одноклассников «Как я ухаживаю за своими зубами».

В анкетировании участвовало 10 человек.

Результаты:

Чищу зубы ежедневно 90%

иногда 10%

не чищу 0%

Чищу зубы после завтрака и перед сном 60%

до завтрака и перед сном 40%

Пользуюсь жевательной резинкой

после еды 20%

когда захочу 80%

Посещаю стоматолога

Когда болят зубы 20%

Когда не болят зубы 0%

По результатам опроса выяснилось, что все дети чистят зубы. 93% чистят зубы регулярно, но не посещают стоматолога с целью профилактики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

НАУЧНО ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СКАЗКА

«32 БОГАТЫРЯ»

Жили-были 32 богатыря. Каждый из них был красивый и белый, крепкий и сильный, одетый в прочную блестящую эмаль.

Богатыри охраняли вход во дворец, и каждый выполнял свою работу. Заботливые руки хозяина дворца приносили им пищу. Богатыри-резцы её откусывали, богатыри-клыки разгрызали твердую пищу, а коренные мелко её измельчали. Ещё богатыри помогали хозяину дворца быть красивым и весело улыбаться, хорошо и понятно говорить. И жили богатыри - не тужили.

Но однажды богатыри заметили, что их гладкая и блестящая одежда-эмаль перестала блестеть и покрылась серо-желтым налетом. В налете стали размножаться с огромной скоростью злые и вредные микробы.

И завелось во дворце чудище, пряталось оно в складках дворца и звалось ужасным именем КАРИЕС.

Оно нападало на богатырей и постепенно точило их крепкую эмаль. Богатыри почуяли неладное. «Что случилось с нами? Что происходит? Что делать?» - тревожно спрашивали они друг друга, но никто не знал ответа. И вот у одного из богатырей защита дрогнула и появилась в эмали маленькая трещинка. Огромной толпой злые, маленькие микробы налета ринулись в эту трещинку и стали точить её днём и ночью. Трещинка превратилась в дырочку, микробы забрались в тело богатыря и вызвали там воспаление.

Богатырь совсем занемог, сильная боль скрутила его. Он не мог выполнять свою работу.

Да и хозяину дворца стало очень плохо. Болел всего один богатырь, а хозяину был немил весь белый свет. Нельзя было ни поесть, ни поспать. Мучился, он мучился, а потом вскочил на коня и быстро поскакал в тридесятое царство к знаменитому мудрому лекарю.

Вылечил он богатыря быстро и без боли. И сказал хозяину дворца: «Если бы ты не приехал ещё один день, то я не смог бы спасти твоего богатыря. В твоей защите образовалась бы дырка и ты не смог бы так красиво улыбаться».

«Что же надо делать, чтобы никогда не было этой ужасной боли, а мои богатыри были бы здоровы?» - спросил хозяин дворца.

«Ты, правда, хочешь знать эти великие тайны?» - спросил лекарь.

«Да, да, да!» - закричал хозяин дворца.

Лекарь лукаво улыбнулся и протянул ему пропуск в волшебную школу.

Быстрее лани помчался хозяин дворца разыскивать эту школу. Она находилась в густом лесу, и было там несколько домиков.

В первом домике жили зубные щётки. Они были разные: красные, синие, жёлтые, белые, с большими и маленькими головками, с длинными и короткими щетинками, простые, электрические и ультразвуковые. Щётки закружились в медленном танце, и хозяин дворца смог их хорошо рассмотреть. Но вот музыка смолкла, щётки расступились, и появилась королева зубных щёток. Она была красиво одета, все щетинки на её голове были тщательно расчесаны, и ни одна из них не выбивалась из общего строя.

Королева сказала: «Только мы, зубные щётки, сможем помочь твоим богатырям! Только мы сможем очистить эмаль твоих богатырей от злого налёта! Только мы спасем богатырей от ужасного кариеса! И я открою тебе самую большую тайну!»

Королева огляделась вокруг, приложила палец к губам и тихо проговорила: «У щётки должна быть хорошая прическа! Щетинка к щетинке, как у меня. Если причёска плохая и щетинки торчат в разные стороны – это верный знак, что она уже заколдована злым кариесом. Ужас! Такая щётка помогает кариесу творить его черное дело! С ней надо немедленно расстаться! И выбрать себе новую щётку, такую же, как я, средней жесткости, с небольшой головкой, приблизительно 2 сантиметра, со щетинками из нейлонового волокна с закруглёнными концами, чтобы защищать дёсны. Красавицы – щётки тоже любят уход за собой. Их надо хорошо промывать, хранить в стаканчике щетинками кверху. Щётка должна принадлежать только одному хозяину дворца!»

Королева зубных щёток весело посмотрела на хозяина дворца, улыбнулась и сказала: «Ты очень внимательно слушал меня и мне это очень нравится! Я дарю тебе подарок! Выбери себе любую зубную щетку. Она будет служить тебе верой и правдой! А теперь тебя ждут во втором домике».

Обрадовался хозяин дворца, выбрал себе красивую правильную щётку, сказал королеве «Спасибо!» и побежал во второй домик.

Открыв дверь домика, он ахнул. Весь домик был полон тюбиков с зубной пастой. В сторонке скромно стояли зубные порошки, потому что их сейчас редко выбирали хозяева дворцов. Увидев гостя, все тюбики очень разволновались и наперебой стали хвалить себя.

«У меня мятный вкус!» - говорил один. «А у меня отбеливающие свойства! – перебивал другой. «А я могу бороться со злобными микробами! – кричал третий. Четвертый визгливым голосом всё время повторял: «Во мне много фтора, во мне много фтора!». У хозяина дворца закружилась голова, он хотел убежать, но тут появился очень толстый тюбик на коротеньких ножках, и все другие тюбики сразу замолчали. Он пригласил хозяина дворца сесть на диванчик и стал ему рассказывать.

«Зубная щётка самая главная в поддержании блеска и здоровья эмали богатырей. А мы, тюбики с зубной пастой только помогаем ей удалять вредный налет. Обеспечиваем приятный вкус и бережем эмаль. Открою тебе главную тайну. Зубных паст очень много, а детям нужно чистить богатырей только одной: детской! Не забудь – только детской! Вот тебе подарок – замечательная детская зубная паста. А теперь иди в третий домик». Хозяин дворца поблагодарил тюбика с пастой и побежал в третий домик. Он был на курьих ножках, а над дверью кривыми буквами было написано «Эсбушка».

Хозяин дворца засомневался, стоит ли заходить в этот домик, но твердо решил узнать все. Открыв дверь, он увидел Бабу-Ягу и совсем не испугался, ведь он уже разговаривал с зубной щёткой и тюбиком пасты. Баба-Яга сидела на полу и кого-то подманивала к себе.

«Здравствуйте, бабушка!» - сказал хозяин дворца.

«Проходи, милок», - отозвалась Баба-Яга.

«А кого вы зовете? Кошку?» - спросил хозяин дворца.

«Нет», - ответила Баба-Яга.

«Тогда собаку или мышку?» - поинтересовался гость.

«Какая ещё мышка? Немного подожди и сам всё увидишь! – взвизгнула Баба-Яга.

Вдруг из темного угла выскочили вставные челюсти и ловко запрыгнули на шкаф. Баба-Яга схватила метлу и стала сметать их со шкафа. Хозяин дворца бросился помогать ей. Челюсти упали прямо ему в руки.

«Молодец!» - похвалила его Баба-Яга. Она привязала к челюстям поводок, чтобы они не убежали снова, и стала учить хозяина дворца премудрости сохранения богатырей.

Когда она была маленькой, она не ценила своих богатырей, не ухаживала за ними, не чистила их. И вот теперь она знает, что надо делать для здоровья богатырей, но челюсти у неё уже вставные, да ещё и непослушные.

«Слушай и запоминай, а, главное, делай!

Возьми зубную щётку и расположи её под углом 45 градусов на десне. Чисти зубы выметающими движениями от десны к краю зуба. Объясню, почему именно выметающими. Возьмем расческу для волос с намотанными на её зубцах кусочками ваты. Представим, что это остатки пищи и их надо удалить. Удалить их движениями вверх вниз или круговыми не удается. От движений вниз кусочки ваты опускаются, а от движений вверх возвращаются обратно. Горизонтальные движения тоже не приводят к желаемому результату. Поэтому все боковые поверхности зубов, наружные и внутренние надо чистить только выметающими движениями, как я выметала челюсти со шкафа. Жевательную поверхность зубов надо чистить горизонтальными движениями вперед назад. Надо разделить весь зубной ряд на небольшие участки и на каждом делать не менее 10 выметающих движений!»

Хозяин дворца очень внимательно слушал Бабу-Ягу, не перебивал её и запоминал каждое слово. Челюсти притихли и охотно помогали Бабе-Яге.

«Ты хороший ученик, молодец, поэтому я открою ещё одну тайну. Если ты регулярно и тщательно два раза в день, утром после еды и вечером перед сном будешь очищать эмаль богатырей от злого микробного налета, то ужасный КАРИЕС навсегда покинет твой дворец, и богатыри в ответ на твою заботу станут ещё крепче и белее. Только ты, хозяин дворца, отвечаешь за своих богатырей! Пару раз поленился, и кариес вновь появится в твоем дворце.

И ещё одна тайна. Твои усилия по чистке богатырей можно проверить: провести колор-тест. На зубы наносится специальное синее вещество. Оно окрашивает злой зубной налет и его видно сразу. Если ты видишь окрашенные участки, значит это те места, которые плохо очищены.

Вот тебе на память подарок: волшебная инструкция по освобождению богатырей от злого, коварного налета. Береги своих богатырей!» Поклонился хозяин дворца Бабе-Яге, погладил челюсти и поехал домой. С той поры он всегда помогал своим богатырям быть чистыми и здоровыми, ведь теперь хозяин дворца знал все тайны.