III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЧТО СКРЫВАЕТ ФАНТИК. . .
Прималенная Д.Г.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Актуальность: Я считаю, что эта тема актуальна. Так как конфеты очень популярны и среди детей, и среди взрослых, значит, каждый из нас довольно часто имеет дело с конфетным фантиком. Интересно и полезно знать его историю, с пользой для себя и других применять в жизни.(приложение 1)

Цель: доказать, информация на фантиках поможет изучению русского языка.

Задачи:

  • узнать историю фантика;

  • узнать, чем отличаются фантики друг от друга;

  • провести опрос среди учащихся школы;

  • рассказать одноклассникам, как изучать правила русского языка при помощи фантиков.

Объект исследования: надписи на фантиках.

Предмет исследования: история происхождения, особенности названий и оформления, возможность использования фантиков на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что из фантиков можно получать различную информацию.

Методы исследования:

  • опрос

  • изучение литературы по данному вопросу

  • анализ лексического значения и орфографии названий

  • классифицирование названий по группам.

Участники исследования: ученики 4а,4б, 5а классов

Основная часть:

Заворачивать конфеты в бумажные обертки начали довольно давно. Первые двуслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон

Эдисон — удивительный человек. По его проекту в 1882 году Нью-Йорке была построена первая в мире электростанция постоянного тока. Он создал прибор, явившийся прототипом диктофона, аппарат для записи телефонных разговоров, фонограф, пишущая машинка, биржевой телеграф, генератор переменного тока и, конечно, лампочку и много чего еще (всего около 1000 изобретений). И среди всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872 году Эдисон придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет (http://stranamasterov.ru/node/33544;http://pochemuha.ru/istoriya-fantika).

Рассматривая фантик, мы черпаем информацию:

- об эпохах и их особенностях

- портреты писателей и поэтов (Пушкин, Гоголь – нач.19 века)

- о пословицах, поговорках, частушках, с гаданием и пожеланиями и «образовательные» - с таблицей умножения или азбукой. Например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике.

- агитационной направленности («Урожай убрал ты в срок — очень Родине помог!» нач. 20 века)

- космос (60 г 20 века Космическая, Космос)

- о животных, растениях (Резеда, Слива, Мишка на севере, Буревестник…)

- о картинах известных художников (Мишки в сосновом бору – Шишкин, Васнецов – Алёнушка)

Русский язык и фантики

Фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка). Материалом служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга. Кроме основного предназначения в качестве упаковки, является также объектом коллекционирования и для игры в «фантики», которая была популярна среди детей в дореволюционное и советское время.

А вот как толкуется значение слова в толковых словарях Ожегова, Ефремовой и Кузнецова:

Фантик (Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c.) – фантик, - а, л*.

1. см. фант.

2. у детей: конфетная обертка как предмет игры (разг.) собирать фантики, меняться фантиками.

Фантик (Словарь русского языка: В 4-х т. АН СССР, под ред. А.П. Евгеньевой.-3-е изд.,- М.: Русский язык,1985-1988) – фантик, - а, л*.

1) конфетная обертка.

2) особым образом свернутая конфетная обертка как элемент игры в фантики. разг.

3) уменьш. к сущ.: фант.

Фантик — а; м. Разг.

1. Уменьш. ласк. к Фант (1 зн.).

2. Цветная обёртка конфеты. Снять, развернуть ф. Яркий, красивый ф. Мягкий, плотный ф. Конфеты в фантиках, без фантиков. // мн.: фантики, ов. Такая обёртка, свёрнутая в виде квадратика, как предме. (Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка. – СПб.: «Норинт», 1998.)

Правила орфографии в названиях конфет

Проанализировав названия некоторых конфет, мы обнаружили в них следующие орфограммы:

Безударная гласная в корне:

«Лесная лакомка»

«Петушок золотой гребешок»

«Мишка косолапый»

«Маскарад»

«Теремок»

«Чародейка»

«Василек»

«Гусиные лапки»

«Алёнка»

Непроверяемые написания

«Резеда» «Кот в сапогах»

«Барбарис» «Мишка на севере»

«Ромашка»

«Фиалка»

«Театральная»

«Балет»

«Премьера»

«Детский сувенир»

«Ореховая роща»

Написание парных согласных:

«Маскарад»

«Золотая рыбка»

«Коровка»

«Маска»

«Бонус»

«Ирис Золотой ключик»

«Загадка»

«Василёк»

Правописание чк, чн, чт, ст, нч

«Красная Шапочка»

«Белочка» «Русалочка»

«Ласточка» «Черноморочка»

«Сочный лимон»

«Сочный апельсин»

«Волшебство одуванчика»

«Сливочные»

«Восточный базар»

Учителя русского языка и начальных классов обратили моё внимание на следующие орфограммы на фантиках: большая буква в начале предложения, в именах собственных, раздельное написание слов с предлогами, написание имён существительных, гласные и согласные звуки и буквы. (приложение 2)

Вывод: фантики помогают изучать правила орфографии, чтобы лучше запомнить правила орфографии мы решили написать сочинение, используя фантики (приложение 3)

Заключение

В своей работе мы изучили историю происхождения конфетного фантика, особенности его названий, возможность использования фантиков в нашей повседневной жизни, в том числе и на уроке в школе.

Закончив работу по данной теме, мы пришли к выводу:

  1. Фантики действительно не простые бумажки, они являются источником информации.

  2. Названия многих конфет имеют интересное лексическое значение, а сами фантики могут являться хорошим материалом для работы на уроке: в них можно найти различные орфограммы русского языка.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтверждается.

Литература:

  1. Словарь русского языка: В 4-х т. АН СССР, под ред.А.П.Евгеньевой.-3-е изд.,- М.: Русский язык,1985-1988

  2. Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка. – СПб.: «Норинт», 1998.

  3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c.

  4. Истории фантика.http://stranamasterov.ru/node/33544

  5. История фантика и конфет http://pochemuha.ru/istoriya-fantika

Приложение.

  1. Анкетирование

Знаете ли вы что при помощи фантиков можно изучать русский язык?

Эффективный это способ или нет?

Вывод: из опроса видно, что большинство учащихся не представляют себе как можно изучать орфограммы русского используя конфетный фантик и считают это неэффективным способом.

Данный опрос подтверждает актуальность темы, над которой я работаю.

  1. Как вы себе представляете изучение орфограмм при помощи фантиков?

  • написаны слова с орфограммами – смотришь и запоминаешь

  • сделать таблички из разных фантиков на каждую орфограмму

  • при помощи загадок – отгадка слово с орфограммой

  • писать внутри правила с примерами

  • внимательно читать название конфет

  • картинка - орфограмма

  • правильно написаны слова

  • на обратной стороне правильное написание слов, на внешней правило на эту орфограмму

Какие правила русского языка на ваш взгляд можно изучать при помощи фантика? Ваши примеры, (отвечали учителя).

  • большая буква – Красная Шапочка, Гулливер

  • раздельное написание предлогов со словами – « Мишки в лесу», «Кот в сапогах», «Мишка на севере»

  • чк-чн – «Ромашка», «Белочка»

  • правописание корней имён существительных – «Козинак», «Коровка»

  • находить гласные, согласные, мягкие и твёрдые согласные звуки – «А ну-ка, отними», «Буревестник», «Красный мак», «Желейная», «Саянские»…

Вывод:

  1. Опрос показал, что изучать орфограммы при помощи фантиков можно.

  2. Много учащихся были заинтересованы данным вопросом, предложили очень интересные способы изучения орфограмм по фантикам.

3.Сочинения про фантики написали учащиеся 4 – 5 класса МБОУ СШ № 92

Похищение Золотого ключика

Это случилось в пустыне Каракум . Пока беспечный Буратино отдыхал на горячих источниках его Золотой ключик похитили. На место преступления послали секретного агента Краскршу 00-7.

Никаких улик… , кроме следа от ириски обнаружено не было.

- Приём, приём, как слышите?

- Это агент, Мишка на севере, слышу вас хорошо!

- Пришлите подкрепление! Отряд Лесной орешек во главе с Белочкой не смогли мне помочь.

- Вас понял, к вам прибудет спецотряд Ромашка.

После экспертиз проведённых спецотрядом Ромашка всё стало ясно. Это мог быть только Самый страшный преступник всех времён. Он очаровывает вас своими огромными кошачьими глазами , а потом похищает у вас всё, что блести. Ромашки догадались, что преступником был кот Ирис Кис – кис и его помощник киска Барбариска. Так просто их не поймать!

Краскоша 00-7 решительно берёт дело в свои лапки.

- Мы заманим преступников на алмазную шахту, пустим слух, что там ещё много алмазов - сказал Краскоша.

Так кот Ирис Кис – кис и его помощник киска Барбариска оказались в ловушке. Преступников окружили спецотряд Ромашка и Краскоша 00-7.

- Лапки за голову, выходи по одному!

Первой сдалась киска Барбариска. Кот Ирис Кис – кис никак не хотел покидать шахту с алмазами.

- А теперь усатый, я сказал усатый! – прокричал Краскоша.

Когда кот Ирис Кис – кис понял, что он проиграл - он вышел из шахты с поднятыми вверх лапами.

Преступники пойманы и обезврежены. Краскоша и Белочка отправились на дискотеку Чио – Рио.

Прищеп Софья 5а класс

Коровка

Жила – была в Польше на одной ферме Коровка. Давала она молоко. В один прекрасный день на ферме начали делать ириски. А делали ириски из молока Коровки. Ириски очень полюбили дети из ближнего от фермы городка. Хозяевам фермы нужно было делать много ирисок, чтобы не обидеть никого из детей. Решили хозяева построить завод – ирисок. Коровка начала давать не просто молоко, а ещё и помадку. Так появились конфеты «Коровка».

Прокопенко Максим 5а класс

Коровка

Есть такая конфета «Коровка». Она очень вкусная.

Фантик очень красиво оформлен. На нём изображена коровка, цветочки. Фон фантика оранжевый.

Внутри конфеты находится мягкая масса - она самое вкусное, что есть в конфете. По размеру конфета - средняя. По вкусу она сладкая.

Первый раз я попробовала «Коровку» когда мне было три года, она мне очень понравилась. «Коровку» очень любит моя кошка, иногда я угощаю её вкусным лакомством.

Сучкова Анна 4а класс

Лесная лакомка

Как – то раз построили бобры в лесу магазин и назвали его «Лесная

лакомка».

В этом магазине продавали: малину, орехи и мёд, землянику, грибы. В «Лесную лакомку» ходили все жители леса. Серый волк завидовал бобрам. Ночью прокрался волк в магазин и всё съел.

Пришлось жителям леса самим собирать грибы и ягоды. Среди лесных жители были слабые и малые им было тяжело собирать самим в лесу еду. Собрались все звери и решили волка наказать. Построили они в лесу ловушку, поймали волка и выгнали его из леса.

Снова заработал магазин «Лесная лакомка».

Лёвкина Дания 4а класс

Мишка косолапый

Бурого и косолапого мишку можно назвать одним из самых известных

хищников. У многих народов он упоминается в сказках и легендах.

Мишка косолапый частый герой русских сказок. Это один из самых крупных наземных хищников.

У косолапого мишки мощное тело, высокая холка, крупная голова с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными когтями. Шерсть густая, от светлого до тёмного бурого, почти чёрного цвета.

Александрина Ксения 4а класс

Маска и Маскарад

Наверное, маскарад любят все. Маскарад – это праздник, там собирается много людей, и никто друг друга не узнаёт. Маска один из атрибутов маскарада.

Человек, который придумал фантик для конфеты маска, наверное очень любил маскарад и хотел остаться на нём неузнаваемым.

Фантик для этой конфеты золотистый в середине, чёрный с краёв. В центре фантика две маски красная и чёрная. По задумке художника красная – для дамы, чёрная – для кавалера.

Конфета сверху покрыта шоколадной глазурью, начинка конфеты зависит от рецепта фабрики – изготовителя.

Я люблю Маску и очень хочу попасть на маскарад.