III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

«ДОМ ЭТО ТАМ, ГДЕ ТВОЕ СЕРДЦЕ» (КОНЦЕПТ «ДОМ» В ЛИТЕРАТУРЕ) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Муллагалиева А.А.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем Родина. У каждого человека есть своя Родина. У одних – это большой город, у других – маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. У каждого человека есть родной дом, в котором он родился, где живут его родные. Говорят: в гостях хорошо, а дома лучше. Для меня дом не просто строение или жилье, это место, где я чувствую тепло и заботу. Часто слово «дом» приводится в разных значениях. Когда человек едет из другой страны, он говорит, что едет домой в Россию, а моя мама говорит, что летом ездила отдыхать домой, где живут ее родители. В художественной литературе много места отдается описанию дома. Я задумалась: что же скрывается в этом маленьком слове «Дом»?

В школе в разделе «Лексика» мы изучаем понятие «лексическое значение слова». Чтобы узнать значение любого слова, знаем, что следует обратиться к толковому словарю, но в современном языкознании есть такое понятие как «концепт». Концепты наиболее полно могут рассказать о том или ином понятии, отражают особенности сознания человека, вызывают определенные чувства, ассоциации. Они не так сложны для восприятия школьника, как это может показаться.

Для исследования я выбрала понятие «дом». Считаю целесообразным раскрыть это явление через обращение к концепту. Предложенная тема актуальна, поскольку концепт «дом» как единица лексикона раскрывает совокупность всех смыслов, характерных для русской культуры. За словом «дом» стоит мир образов, представлений, система ценностных установок, метафор.

Значение концепта «Дом» – нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней.

Целиработы:

1. Доказать, что концепт «Дом» является бесценным ключом к пониманию культуры русского народа; развивает языковое чутье; воспитывает эстетическое чувство языка, чувство любви к родному дому.

Задачи:

  1. Создать словарный портрет и объяснить значения слов «дом»; термина «концепт»;

  2. Составить синонимичный ряд слова «дом»;

  3. Собрать материал о бытовании этого слова в пословицах, загадках и фразеологизмах русского народа и пословицы сгруппировать их по их общему значению;

  4. Проанализировать слово «дом» в контексте художественных произведений русских писателей;

  5. Сравнение концепта «дом» в текстах разных художественных произведений

  6. Выводы.

Объектом исследования является концепт «дом».

Предметом исследования являются факты использования концепта «дом» в пословицах, загадках, фразеологизмах и произведениях писателей.

Гипотеза: Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

Методы исследования:

- на первом этапе работы над темой был произведён отбор материалов и произведений, которые впоследствии были использованы;

- на втором этапе был использован сравнительно-исторический метод и метод контекстуального анализа ключевых эпизодов произведений; на третьем этапе были сделаны обобщения и выводы.

1.1.Толкование термина «концепт»

В начале своего исследования я решила выяснить значение слова «концепт». Изучив научные работы лингвистов, узнала, что, несмотря на высокую активность употребления, термин «концепт» не стал логически определённым понятием.

В настоящее время термин «концепт» широко используется в различных научных дисциплинах, что приводит к его неоднозначному пониманию. Слово «концепт» часто употребляется в качестве синонима слова «понятие». Необходимо отметить, что наиболее широко термин «концепт» представлен в когнитивной лингвистике (направление в языкознании), которая занимается проблемами соотношения языка и мышления, языка и познания, а также хранения и переработки информации.

Если обратиться к словарям, можно узнать следующее:

1. «Концепт» в Энциклопедическом словаре: Концепт - (от лат. conceptus – мысль - понятие), 1) смысловое значение имени (знака), т. е. содержание понятия, объем которого есть предмет (денотат) этого имени (напр., смысловое значение имени Луна – естественный спутник Земли).2) Произведение концептуального искусства. 2.«Концепт» по Логическому словарю:Концепт - (от лат. conceptus— понятие) — содержание понятия, то же, что и смысл. В семантической концепции Р. Карнапа между языковыми выражениями и соответствующими им денотатами, т. е. реальными предметами, имеются еще некоторые абстрактные объекты - К. 3. «Концепт» по словарю Ушакова:КОНЦЕПТ, концепта, м. (латин. conceptum) (филос.), общее понятие, общее представление.

Термин «концепт» (лат. conceptus/conceptum), если брать во внимание его этимологию, рассматривается как аналог слова «понятие». В сфере же, где концепт становится термином, он представляет собой более широкую категорию, хотя по своему значению «концепт» и «понятие» близки.

При этом нельзя не отметить то, что семантика концепта всё же глубже, богаче семантики понятия. Концепт - образование из мира человеческого мышления, поэтому ему свойственны некоторые специфические черты. «Концепты представляют собой коллективное наследие в сознании народа, его духовную культуру, культуру духовной жизни народа. Именно коллективное сознание является хранителем констант, то есть концептов, существующих постоянно или очень долгое время». (Степанов Ю.С., Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 824 с.).

Концепт включает в себя следующие признаки:

  • это объект идеальный, т.е. существующий в нашем сознании;

  • это слово во всём многообразии языковых и внеязыковых связей;

  • это слово, включающее в себя все возможные ассоциативные смыслы.

Мы разработали свой концептуальный анализ, который рассматривается следующим образом:

  • создание словарного портрета слова (слово на уровне словаря);

  • создание контекстуально-метафорического портрета слова (слово на уровне пословиц, загадок и фразеологизмов);

  • создание художественного портрета концепта (слово на уровне художественного текста).

1.2.Словарный портрет слова «Дом»

Значение слова «Дом» в толковом словаре русского языка И.В. Даля дается так:

Дом (м.) – строения для житья; в городе: жилое строение; хоромы; в деревне: изба со всеми ухожами и хозяйством. Крестьянский дом – изба; юж. хата; княжеский и вообще большой, вельможеский – палаты, дворец; помещичий, в деревне – усадьба; маленький и плохонький – хижина, лачуга; врытый в землю – землянка. Семейство, семья, хозяева с домочадцами; род, поколенье, говоря о владетельных или высоких особах. К стр.тв р. дом – домовище, домовина, гроб.

В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.:

ДОМ ( -а (-у), мн. –а, -ов, м.) 1.Жилое (или для учреждения) здание. Д-новостройка. Каменный д. Дойти до дома. Вышел из дома. Флаг на доме. Сбежался весь д.(все живущие в доме). 2. Свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Дойти до дому.

  1. (мн.нет). Место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования. Общеевропейский д. Родина – наш общий дом. 4. Чего или какой. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-н. общественные нужды. Д.отдыха. Д.творчества. Д.ученых. Д.ветеранов сцены. Торговый д. (название некоторых торговых фирм). Д.моделей. Д.мебели. Д.обуви. Д.торговли (названия больших магазинов). 5. Династия, род. Царствующий д. Д. Романовых. На дому – дома. Работать на дому. На дом – домой. Брать работу на дом. Заказ доставлен на дом.

Лексическое значение слова «дом»: словарь Д. Ушакова даёт такое толкование слова «ДОМ»

  1. Жилое здание, строение. // перен. разг. Жильцы, проживающие в таком здании.

  2. Жилое помещение, квартира. // Люди, живущие вместе; семья. // разг. Хозяйство отдельной семьи.

  3. перен. устар. Царствующий род, династия.

  4. Место постоянного проживания человека, характеризующееся определенными отношениями и укладом жизни.

  5. Учреждение, имеющее культурное значение или посвященное памяти какого-л. исторического лица.

  6. Заведение, предприятие»

В историко-Этимологическом словаре современного русского языка П.Я. Черных (М., 1999, 1 том) указано:

Domos – «дом», «постройка», «здание», «комната», «семья»; ср. «строю», «воздвигаю»; древнеинд. «дом»;

Словарь Фасмера даёт происхождение этого слова от общеславянского индоевропейского характера

Dama(ср. др.-инд.) «дом», греч. Domos «строение» и т.д.). Производное от demti «строить». Дом буквально – строение, построенное (руками человека) жилище.

  1.  
    1. Концепт «Дом» в пословицах, загадках и фразеологизмах

В основе народного представления о доме лежало не только понятие о здании, но и понятие о чем-то созданном, постоянном, общем для всех «своих», которые объединяются кровом такого дома. Об этом свидетельствуют «Словарь живого великорусского языка В.И. Даля» (М., 2005), «Пословицы русского народа: сборник в 2-х томах» (М., 1984) и приведенные в них многочисленные пословицы и загадки, относящиеся к дому.

Изучив пословицы, я разделила их на 4 группы:

  •  
    1. Дом как семейный очаг. 2. Дом как родная сторона, родина. 3.Дом-бездомье. 4. Дом- «пристанище души».

Группа «Семейный очаг»- это и семья, и умение вести хозяйство, и гостеприимство. К ним можно отнести следующие пословицы:

«Всякий дом хозяином хорош», «Своя избушка – свой простор», «Всяк хозяин в своем дому большой», «Хозяин добр – и дом хорош; хозяин худ – и в доме тож», «В гостях хорошо, а дома лучше того», «Из больших гостей домой хлебать щей», «Домом жить - не разиня рот ходить», «Дом невелик, да лежать не велит», «Худу быть, кто не умеет домом жить», «Горе тому, кто непорядком живет в дому», «Жить домком – не ломать хлеб ломком(а резать ломтем)», «Коли изба крива – хозяйка плоха», «Дом вести – не бородой (не вожжой) трясти», «Дом вести – не лапти плести», «Домом жить – обо всем тужить», «Домом жить – не развеся уши ходить», «Домом не управил, так и волостью (городом) не управить», «Всякий страх в дому хорош(страх в знач. Любви, почитания, послушания)», , «Кто умеет домом жить, тот не ходит ворожить», «Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай», , «Всякая избушка своей кровлей (крышей) покрыта», «Дом хорош, да хозяин не гож», «Изба красна углами, обед – пирогами», «Мило тому, у кого много всего в дому».

К группе « Дом как родная сторона, родина» подходят такие пословицы:

«И холодно, и голодно, и до дому далеко», «Спасибо здешнему дому – идти к иному», «Дома все споро, а вчуже житье хуже», «Дома сидеть – ничего не высидеть», «В чужом доме побывать - в своем гнилое бревно увидать», «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине», «На стороне добывай, а дома не покидай», «Чужой человек в доме – колокол».

К группе « Дом - бездомье» решила отнести такие пословицы:

«Горе тому, кто плачет в дому, а вдвое тому, кто плачет без дому!», «Ни у одного вора нет каменного дома», «Вор не сколотит дома, а свой растрясет».

Издавна считалось, что дом был пристанищем души, только дома было спокойно и уютно. Я думаю, что к этой группе можно отнести следующие пословицы:

«И тесен дом, да просторен он», «В своем дому, хоть болячкой сяду, нет дела никому», «Мое дело сторона. Моя хата с краю, я ничего не знаю» «И стены в доме помогают. Дома и солома съедома».

Концепт «Дом» в загадках:

«Стоит бычище, проклеваны бочища (дом и окна)», «Основа соснова, уток соломенный (крыша)», «Снаружи рогата, изнутри комола (углы в избе)», «Марья-царевна сама в избе, рукава на дворе (матица)», «Что ни гость, то постелька(венцы и мох в пазах)», «У нас да у вас поросенок увяз (мох)», «Сто гостей, сто постелей: у каждого гостя своя постеля (бревна избы)», «На улице кромушка, в избе ломоток (бревно в стене)», «Два братца глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок)», «По сеням ходит, а в избу нейдет (дверь)», «Маленький мальчик всем под ноги смотрит (порог)», «Поля стеклянны, межи деревянны (окно и рамы)». Эти и подобные изречения говорят о том, что дом рассматривался народом как осязаемое воплощение своего, родного, безопасного пространства, а привязанность к нему считалась добродетелью.

Рассмотрим устойчивые выражения с общим компонентом «дом», которые отражают специфику русской духовности. Например, в Словаре живого великорусского языка В.И. Даля можно встретить такие словосочетания: «Держать дом, вести дом – хозяйство, распорядок», «Открытый дом – хлебосольный», «Сгори мой дом – клятва», «Жил на дому, а очутился на Дону – в бегах», «Не все дома», « У него дом, что монастырь (обилен). Дом - полная чаша», «Своим домом жить». В толковом словаре Ожегова С.И. можно встретить следующие фразеологизмы: «Дом вверх дном – беспорядок», «Отказать от дома – перестать принимать, приглашать к себе», «Как дома – без стеснения, свободно». Эти фразеологизмы обозначают разнообразную деятельность человека.

Таким образом, пословицы, загадки и фразеологизмы являются краткими, но меткими и яркими фразами, с помощью которых по - разному раскрывается значение слова «Дом».

  1.  
    1. Синонимы концепта «Дом»

Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же понятие. Значения их либо тождественны, либо предельно близки. Синонимы способны разнообразить речь, сделать ее образной, интересной, богатой. В разных ситуациях общения можно выбрать наиболее уместное, подходящее слово.

  1. Дом – жилище, квартира, жилплощадь, пристанище, приют, угол, гнездо, хата, крыша, дворец , здание, барак, балаган, беседка, будка, вилла, дача, семейство, загородный дом, землянка, изба, караулка, кибитка, куща, лачуга, мазанка, палаты, постройка, сторожка, терем, усадьба, хижина, хоромы, чум, шалаш, юрта.

Слова – синонимы из сайта «ABCSynonym.ru»:

  1. династия

  2. жилище

  3. здание

  4. усадьба

  5. обиталище

  6. обитель

  7. дача

  8. домик

  9. семья

  10. лачуга

  11. очаг

  12. пенаты

  13. семейство

  14. берлога

  1. курень

  2. фамилия

  3. изба

  4. хата

  5. синагога

  6. домина

  7. сруб

  8. семейка

  9. пепелище

  10. хоромы

  11. лупанар

  12. терем

  13. ханака

  14. фанза

  1. халупа

  2. сакля

  3. хоромина

  4. особняк

  5. домишко

  6. лупанарий

  7. мазанка

  8. коттедж

  9. домок

  10. вилла

  11. тясицу

  12. пуэбло

  13. небоскреб

  14. пятистенка

  1. домище

  2. ночлежка

  3. храмина

  4. детдом

  5. госпициум

  6. курганча

  7. роддом

  8. девятиэтажка

  9. саманка

  10. бегхауз

  11. инсула

  12. яранга

  13. дно

  1.  
    1. Концепт «Дом» в художественной литературе

Концепт «Дом» занимает одно из центральных мест в художественных произведениях, как в русской, так и в мировой литературе, поскольку с домом соотнесены все важнейшие категории мира у человека.

Концепт «Дом» имеет достаточно продолжительную историю, и многие древние представления человека о жилище находят место в современности, хотя и в несколько иной форме. Это можно проследить на примере произведений русских писателей, ведь «концептуализация мира в художественном тексте отражает как индивидуальные, уникальные идеи, так и универсальные законы мироустройства» (Бабенко, Казарин, 2004).

У представителей «деревенской» прозы часто встречаются одни и те же слова, которые раскрывают концепт «Дом». Так, в текстах повестей В.Распутина «Живи и помни», «Пожар», «Последний срок» можно отметить следующие значения концепта «Дом»: изба, избушка, хоромы, жилище, курятник, домишко, пятистенник, многоэтажка, жилплощадь. Слова избушка и изба по частотности занимают первое место.

В «Последнем поклоне» В.Астафьева концепт «Дом» пополняется словами «караулка», «избушка», «домовина». В произведении К.Паустовского «Мещерская сторона» дом описывается так: «Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом. Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом».

Анализируя рассказ А.Чехова «Ванька», можно понять, что для Вани дом деда в деревне – родной. Через описание картины зимней природы, А.Чехов дает понять, что для Вани дорога его малая родина: «А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом...»

Ванька вспоминает свою жизнь в деревне у дедушки, только там он чувствовал любовь и заботу. Он не знает названия деревни, но из письма понятно, насколько Ване плохо в чужом доме. Строки из его письма четко дают это понять: «Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»

В повести «Детство» Л.Н. Толстого дом – это счастливое, безмятежное детство, полное любви и нежности. Это память о годах, прожитых с родителями. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.

Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая - лицо ее не больше пуговки; но оно мне все так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть ее такой крошечной. Я прищуриваю глаза еще больше, и она делается не больше тех мальчиков, которые бывают в зрачках; но я пошевелился - и очарование разрушилось; я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло».

Чтобы точнее, ярче выразить образы героев, раскрыть характер главного героя Герасима И.С. Тургенев использует описание дома. Например, в рассказе «Муму», портрет Герасима можно сопоставить с описанием его каморки:

«Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плеч. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе».

Описание каморки Герасима: «Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, - истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный…»

И.С.Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой комнатке, да еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью. Автор использует этот прием, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу, а также, несомненно, исподволь показывает читателю колоссальную силу духа молчаливого героя.

Также можно сопоставить образ героя из рассказа «Бирюк» и описание его избушки. Автор пишет: «увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем. Из одного окошечка тускло светил огонек». Люди прозвали лесника «Бирюком», они считали, что лесник был угрюмым и одиноким. Одно окошечко избушки также является символом одиночества. Описывая внутреннее убранство избушки, автор показывает нищету и безысходность положения: «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». Затем автор узнает, что лесника вместе с детьми бросила жена. А дом без хозяйки как сирота. Об этом говорят такие строки: «Изба показалась мне еще печальнее прежнего. Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание».

Анализируя произведения русских писателей, я заметила, что многие из них оживляют дом – вкладывают живую душу. Дом стареет вместе со своим хозяином, страдает, радуется.

Неразрывную связь с домом, переживания героев, связанные с разлукой родной землей можно увидеть в произведении В.Распутина « Прощание с Матерой»: «Огонь пополз по забору во двор, но и тут не захотели его остановить — к чему двор без избы? Кто станет спасать ноги, оставшиеся без головы?». Изба ассоциируется с головой, а двор с ногами. А окна дома сравнивают с глазами человека, потому их автор называет «бельмоватые»: «В серой темноте улицы было пусто и спокойно. Тихо, ничем не выдавая своей жизни, стояли избы с бельмоватыми окнами…» Кроме того, В.Распутин сопоставил ворота и рот человека: «…Мертво застыли окна в опустевших избах и растворились ворота во дворы – их для порядка закрывали, но какая-то нечистая сила снова и снова открывала, чтоб сильнее сквозило и скрипело, да хлопало…» (т.е. окна – глаза, ворота – рот).

В повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» рассказ ведется от лица мальчика. Вася из хорошей, богатой семьи, но после смерти матери не находит понимания в своей семье. В одной из своих прогулок он знакомится с детьми подземелья. Вася очень удивился, узнав о том, что у детей нет дома:

« - Вы все здесь живете? - спросил я, когда мы втроем стали спускаться с горы.

- Здесь.

- Где же ваш дом? Я не мог себе представить, чтобы дети могли жить без "дома".

Валек усмехнулся с обычным грустным видом и ничего не ответил».

Для этих детей домом является подземелье. Картина мрачного, каменного, холодного жилья создает ощущение мёртвого мира, в котором нет места живому. Но в этом мире живут люди, в том числе дети — Валек и Маруся. У них нет настоящего, теплого, уютного дома и это еще больше усиливает понятия нищеты, голода и безысходность положения. Вася понимает, что дети не должны плакать и страдать, а смерть маленькой Маруси накладывает тяжелый, горький отпечаток в его душе. После всех событий и переживаний Вася обретает покой и в отношениях с отцом, и в своей душе. Мне кажется, он понял, что есть люди, у которых жизнь еще хуже и печальнее, чем у него и надо дорожить тем, что у тебя есть.

После прочтения рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» у меня остался тяжелый осадок в душе. Действительно, чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события «… был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его». Ужасный подвал с мертвой матерью вызывает чувства тоски и безысходности. Все это резко сменяется яркой, праздничной улицей. Но мальчику нет места в этой богатой, сытой жизни. У него нет своего дома, и никто не ждет его. Он здесь лишний, и куклы в витринах более живые, чем люди с очерствевшей душой. Описание ёлки у Христа дает понять, что мальчик там обрел свой дом, ему тепло, уютно и мама рядом. Для Ф.М. Достоевского было важно: ребенок не должен плакать и страдать. Каждый человек должен вспоминать свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.

Анализируя повесть «Пожар» В.Распутина мы понимаем, что герой Иван Петрович недоволен своей жизнью. Он ищет ответы на вопросы, которые мучают его в последнее время. Вроде бы все есть у него: и жизнь сложилась, и достаток есть, но беспокойные мысли не оставляют его: «В долгих и обрывистых раздумьях перебирая жизнь во всем ее распахе и обороте, пришел Иван Петрович к одному итогу. Чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома. Вот: дома. Поперед всего – дома, а не на постое, в себе, в своем собственном внутреннем хозяйстве, где все имеет определенное, издавна заведенное место и службу. Затем дома – в избе, на квартире, откуда с одной стороны уходишь на работу, и с другой – в себя. И дома – на родной земле».

Заключение

Работая над проектом, я пришла к следующим выводам:

Концепт «дом» является бесценным ключом к пониманию культуры, поскольку передает специфику и мышление народа, развивает языковое чутье, воспитывает эстетическое чувство языка, чувство любви к родному дому.

В ходе исследования я научилась самостоятельно анализировать тексты, используя детали при описании дома. Исследуя и анализируя произведения писателей, я постаралась рассмотреть концепт «Дом» с разных сторон. Выяснила: дом – это семейный очаг, ведь в родном доме тепло, уютно, безопасно; дом – это малая Родина. В родном городе или деревне мы учимся любить природу, учимся различать хорошее от плохого; дом – это Родина, большой дом для всего народа; дом – это пристанище души, потому что красота и тепло дома тесно связаны с красотой души его хозяев. Это духовное начало наших помыслов; дом – это Земля, и каждый уголок её частичка большой и прекрасной планеты, которую мы должны любить так же, как родительский дом.

Несмотря на то, что дом – слово многозначное, и оно требует дальнейшего исследования, я думаю, что моя работа поможет учащимся при написании сочинений. Я приготовила буклеты «Рекомендуем прочитать» и «Прислушаемся к мудрым», которые будут готовым материалом при подготовке к экзаменам по русскому языку.

Список литературы

1.Андреева Р. П. Этимологический словарь для школьников. СПб.: 2002. - 480 с.

2. Астафьев В.П. Последний поклон. 1997г.

3.Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста.2004г.

4. Валеева Д.Р. Устойчивые сочетания, репрезентирующие концепт дом в русском языке. Вестник ВГУ.Серия:. Лингвистика и межкультурная коммуникация.2009.

5. Достоевский Ф.М. Мальчик у Христа на ёлке.

6. Короленко В.Г. В дурном обществе.

7.Крылов Г.А. Этимологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2011

8.Даль В. И. Толковый словарь русского языка современная версия. М.: ЗАО Издательство ЭКСМО – Пресс, 2002. - 736 с.

9.Ожегов С.,Шведова Н. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений: OOO "А ТЕМП": , 2010.

10. Паустовский К.Г. Мещерская сторона.

11.Распутин В.Г. Прощание с Матерой. Живи и помни. Последний срок. Пожар. 1976г.

12.Розенталь Д.Э. и др. Путешествие в страну слов. Учебное пособие –М.: Дрофа, 1995.

13. Толстой Л.Н. Детство.

14. Тургенев И.С. Муму. Бирюк.

15. Чехов А.П. Ванька.

16. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов.-М.: Дрофа, 2001.

17. http://synonymonline.ru/

18. ABCSynonym.ru

19.http://www.vedu.ru/expdic/

20. http://knowledge.allbest.ru

21. http://bobych.ru

22. http://5-ka.ru

23. http://lib.rus.ec

24. http://cyberleninka.ru

25. http://ronl.ru

26. http://gumer.info

27. http://bibliofond.ru

28. http://lib.rus.ec