III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЦВЕТОВАЯ ГАММА В СТИХОТВОРЕНИЯХ О ПРИРОДЕ ПАНТЕЛЕЙМОНА ОБРАЗЦОВА
Рузанкина Э.С.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

К творчеству Пантелеймона Образцова я обратилась не случайно. В прошлом учебном году я работала над темой «Растительный и животный мир в стихотворениях Пантелеймона Образцова.

Пантелеймон Образцов мой любимый поэт Республики Коми. Его стихи о природе для детей понятны, естественны и искренни. Он выдающийся мастер в использовании цвета. Цветовая гамма яркая и разнообразная.

Цветовое воздействие не ограничивается только органом зрения - глазом, оно влияет и на другие органы чувств - на вкус, слух, осязание и обоняние. Цвет может вызвать приятные воспоминания о наиболее счастливых минутах жизни, и наоборот, так же, как и звуки музыки, определенный цвет может напомнить о чем-то грустном, тягостном, о страдании, об ушедшей любви. Эти ощущения, связанные с цветом, носят названия цветовых ассоциаций. Образование и закрепление в нашем сознании цветовых ассоциаций тождественно процессу образования и закрепления в коре больших полушарий условных рефлексов.

То, как мы воспринимаем цвета, зависит как от самих цветов, их чистоты, яркости, насыщенности, так и от особенностей нашего восприятия. Каждый человек реагирует на определенные цвета по-разному. Каждый цвет воздействует на разных людей по-разному, в зависимости от темперамента и состояния здоровья. Есть цвета, которых мы инстинктивно избегаем, - они нас раздражают, вызывают чувство дискомфорта и беспокойства. Другие цвета радуют наш глаз. Мы предпочитаем их в одежде, украшениях, в интерьере. Психологи и психиатры на основании предпочтения или любви людей к определенному цвету определяют характер человека, его склонности, склад его ума, психики, состояние здоровья. Это "цветовое предпочтение", по мнению психологов, формируется на основе сложившихся ассоциаций и зависит от национальных традиций и связей, темперамента, пола.

Существует мнение, что цветовые предпочтения являются биологически врожденными особенностями и, надо полагать, имеют тесную связь с планетарными влияниями в процессе формирования индивида.

Дети инстинктивно любят яркие и чистые цвета - красный, синий, желтый. Любой другой цвет, не входящий в привычную цветовую гамму, немедленно вызывает у ребенка повышенный, пристальный интерес. С возрастом меняется "цветовое предпочтение" - в пределах чистых специальных цветов предпочтение отдается холодным тонам.

Каждый человек воспринимает окружающий мир по–своему, старается выразить мысли и чувства и через цвет. Случайно ли люди отдают предпочтение тому или иному цвету? Взаимосвязаны ли выбор цвета и характер человека, его настроение, мысли и чувства? Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и многофункциональное изобразительное средство. Примером цветовой картины мира можно считать поэзию Пантелеймона Образцова. Исходя из этого, я поставила перед собой следующую цель.

Цель:

Доказать, что выбор цвета в лирике Пантелеймона Образцова не случаен: он определяется мироощущением поэта, отношением к Родине и характерными чертами личности самого поэта.

Задачи:

- изучить материал по теме исследования;

- выявить наиболее распространенные цветообозначения в поэзии Пантелеймона Образцова

- осуществить классификацию цветовых единиц поля и установить особенности их функционирования;

- установить преобладающий, любимый цвет поэта;

- соотнести преобладающий цвет с личностью поэта.

При анализе языкового материала мы используем следующие методы и приёмы исследования:

1) описательный (проводится путем сплошной выборки лексических единиц со значением цвета);

2) метод компонентного (статического) анализа: число выявленных фактов, их функциональную нагрузку - количество словоупотреблений той или иной языковой единицы, соотношение единиц определённого тематического поля по всему объёму материала и т. д.

Объектом моего исследования стали стихи Пантелеймона Образцова о временах года.

Предмет исследования - цветообозначения в стихотворениях о природе П.Образцова.

Данная работа носит как теоретический, так и прикладной характер. Данные исследования можно использовать на уроке литературы при изучении творчества коми поэтов, в анализе стихотворений, для написания сочинения, на уроках ИЗО, МХК.

1. Художник слова. 1.1 Писатель- художник.

В древнем Китае и древней Японии писатели писали кистью свои произведения и сопровождали их рисунками, ибо писательство и есть мысленное художественное преобразование действительности. Лучшие писатели и на самом деле являются художниками слова, ибо показывают краски Вселенной. недаром существует термин "художественная литература". Писать захватывающе - это искусство, где материалом служат слова, а подбор и переплетение их - мастерство.

Выразительность письменной речи отличается от устной тем, что вы не можете интонационно подчеркнуть необходимое, чтобы задержать или обострить внимание на определенном предмете, но можете передать весь накал посредством создания художественного образа. О творческой работе художника есть немало красивых слов, в том числе и у Александры Захаровой:

Художник орудует кистью,Поэт и писатель словами творят.Шедевром становятся листьяБумаги у тех, в ком желанья горят.

1.2 Пантелеймон Образцов.

Многим из вас знакомы его яркие книжки с веселы­ми, звонкими стихами: «Я рисую», «Игрушки», «Тро­пинка», «Куклин дом». Все сразу не припомнишь, ведь книг у Образцова много — больше двадцати. К юбилею поэта готовится новое издание его избранных произведений.

Родился Пантелеймон Образцов в 1909 году в селе Гам Усть-Вымского района. Родители были сельскими учителями. Отец целыми днями был в школе – он руководил еще и школьным хором. С сыном занималась в основном мама – она часто читала ему книжки. Особенно нравились юному Образцову стихи и сказки Пушкина. Любил будущий поэт и музыку, поэтому после школы поступил в Вологодское музыкальное училище. Потом перевелся в училище при московской консерватории. Преподаватель музыки – основная профессия Образцова. До Великой отечественной войны он работал в музыкальных школах Москвы. Потом переехал в Сыктывкар, где преподавал музыку в музыкальном и педагогическом училищах.

Писать стихи Пантелеймон Образцов начал очень рано. Его первые детские стихи были напечатаны еще в школьной газете. А в далеком 1942 году они стали известны широкой публике - их напечатала республиканская газета «За новый Север». Его стихи часто печатались на страницах журнала «Войвыв кодзув». В 1945 году, на Всесоюзном конкурсе на лучшую художественную книгу для детей, рукописи стихов Образцова были отмечены поощрительной премией.

Стихи тогда очень понравились известным детским поэтам: Самуилу Яковлевичу Маршаку и Корнею Ивановичу Чуковскому. Маршак даже написал письмо директору Коми книжного издательства, в котором назвал Образцова талантливым человеком. В 1950 году вышел первый сборник стихов поэта – «Весна». С тех пор было издано много книг Пантелеймона Образцова. И не только в нашей республике. Например, сборник стихов Пантелеймона Образцова выходил в московском издательстве «Малыш».

Пантелеймон Образцов был во многом талантливым человеком. Он не только писал книги, но и играл на нескольких музыкальных инструментах: на скрипке, фортепьяно, домре, мандолине… Пантелеймон Александрович очень любил детей. Часто читал для внуков свои стихи. Сборник «Стихи для детей», изданный в 1979 году, он посвятил старшему внуку Игорю. Поэт устраивал для детей домашние концерты, утренники. Под его музыку ребята пели песенки, читали стихи.

Стихотворения Пантелеймона Образцова о самом разнообразном, что происходит в нашей жизни. Это и морозная северная зима, жаркое лето, золотая осень и журчанье весенних ручьев.

2. Цветообозначение в стихотворениях о природе П.Образцова.

Итак, я познакомилась со стихами П.Образцова о временах года и провела работу со словом. Из стихотворений я выписала все прилагательные и глаголы, которые бы указывали на цветовую гамму.

Результаты получились следующие.

Таблица №1

ЗИМНИЕ КАРТИНКИ

Название стихотворения

Цитаты со словами, обозначающими цвет

«Зимний лес!

-В белом пальтишке

Скачет зайчишка…

-Скачут по елкой

Серые волки.

-Вон снегири…

В галстуках алых

Ярче зари!

«На лыжах»

Небо сине. Солнце рыже.

«Зима идет»

Белобокая сорока

«Морозный день»

В горячей печке

Потрескивают угольки.

-Но она всех зеленей (о елке)

-Красногрудые клесты.

«Дед Мороз»

Красны щеки, красен нос.

«Зима хлопочет»

Все дома в ушанках белых

«Мороз и рябинка»

Бусы красные надела (о рябине)

ИТОГО:

Белый – 3

Красный – 7

Серый – 1

Синий - 1

Рыжий - 1

Таблица №2

ВЕСНА ПРИШЛА

«Март»

-Улеглись в полях метели

В белоснежные постели.

«Снеговик»

Там, где был снеговик,

Нынче лужа голубая

«Береза»

-И лес стоит в сиянье алом,

И голубая даль светла.

«Подснежник»

-В капюшончике

Снежно – белом.

«Весёля весна»

-Солнце золотистое!

-В вышине – голубизна…

«Последние деньки»

-И солнце золотит лучом

Зелёные листочки почек.

ИТОГО:

Белый – 2

Золотой – 2

Зелёный – 1

Голубой – 3

Алый - 1

Таблица №3

ЛЕТО КРАСНОЕ

«Рожь»

В небе синем тучки тают

Колосится в поле рожь

Золотистая…

«Ромашки»

Тонконогие ромашки

В белых

Ситцевых рубашках.

«Одуванчик»

Разлетелся белый пух

«Улитка»

У новенькой калитки

Черемуха в цвету

«Зима … в июне»

Закружился вьюгой белой

Тополевый пух.

«Стрекоза»

Над лужайкой стрекоза,

Крылышки как бирюза.

ИТОГО:

Белый – 4

Золотистый – 1

Синий – 1

Бирюза - 1

Таблица №4

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

«Наш огород»

-Зеленеет огород…

-За косу зелёную…

Дергаем морковку –

Красную…

-Вытащили репку –

Желтую…

«Золотая осень»

-Роща в позолоте.

-Пожелтелые луга…

-Льётся золотой денек…

-На рябине огонек

-Гроздья ягод красных.

-Смотрит неба просинь…

-Золотая осень.

«Октябрь»

На утренних зорях,

Холодных и синих…

«Желтеют листья на осине…»

Желтеют листья на осине

ИТОГО:

Зелёный – 2

Красный – 3

Золотой – 3

Желтый – 2

Синий - 2

3. Живописные образы.

Если взять холст и краски и нарисовать то, что изобразил Пантелеймон Образцов словами, то времена года выглядели бы так.

Зима - белый и красный.

Весна – голубой и белый, с золотым отливом.

Лето – белый и синий, с золотым отливом.

Осень – красный и золотой.

Преобладающий цвет зимой – красный, несмотря на то, что всё укрыто белым покрывалом.

Весной всё тонет в голубом и белом. Может быть, потому, что воздух весной настолько чист и свеж, что все в нем растворяется.

Летом преобладает белый и синий. И все залито солнечным светом. Летом, казалось бы, должен преобладать зеленый цвет. Но среди зелени так радуют глаз белое и голубое.

Осень трудно себе представить без красного и золотого.

Если представить времена года в образе девушки, то получится примерно следующее:

Рис.1. Девушка – Зима

Рис.2. Девушка- Весна

Рис.3. Девушка- Лето

Рис.4. Девушка – Осень

4. Связь с мифологией. 4.1. Красный цвет

Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе.

В мифологии красный цвет используется очень много: Бог войны в красном (аспект жестокости); в Африке – означал “я тебя люблю безмерно”, в красное одевали в Африке царей и вождей (только они могли вынести смертный приговор), красный цвет связывали с жарки временем года и потерей самообладания. У крестоносцев в геральдике выражал любовь к Богу, ближним, но также ярость и жестокость. В христианстве алый как символ великолепия, пролитой крови. В древних племенах тело умершего окрашивали в красный цвет – активность и после смерти.

4.2. Синий цвет и его оттенки.

У этого цвета “нет дна”, он никогда не кончается, он затягивает в себя, опьяняет. При этом сила цвета недооценивается. Он создает предпосылку для глубокого размышления над жизнью; зовет к нахождению смысла, истины. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость.

В мифах – синий цвет – это божественное проявление, цвет загадочности и ценности.

Синий цвет – мечтание. В синий цвет одеты маги и волшебники. В средневековье люди, ходившие в голубом, знали истину. В Древнем Египте пирамиду изнутри красили синим цветом. Жук – скоробей синего цвета. Будда и Кришна – синего цвета. Синий цвет во флагах – свобода, объединение, принадлежность к большому целому.

4.3.Белый цвет.

Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полную свободу для возможностей и снятие препятствий.

Его фундаментальное качество – равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу).

В мифологии белый цвет часто используется в Африке – его носили жрецы, т.к. оберегал и давал возможность зачаровывать. Белый был цветом социального согласия и мира. Если принести в жертву белое животное – это пакт перемирия с богами . Если выкрасить дом внутри белым – в нем будет мир, если выкрасить в белый косяки дверей – человек, входя, оставит свое зло снаружи.

Белый очень широко используется в христианстве, как символ веры, чистоты, истинности и светлости.

4.4.Золотой цвет.

Золотой цвет является цветом солнца, символом Божественных принципов, просвечивающих через явленное. Знак земного и небесного величия. У египтян связан с богом солнца Ра. В Индии золотой цвет означал истину. В китайском алхимическом трактате «Секрет золотого цветка» золотой цветок - символ просветления. Античные греки видели в золотом цвете знак разума и бессмертия.

Из Библии известно, что ковчег завета и скиния были обложены золотом, из золота был сделан светильник.

Золото есть образ света, оно символизирует свет солнца и в связи с этим является атрибутом русских князей. Солнце, золото, русские князья — все они излучают свет: солнце «светлое» и «тресветлое».

5. Любимый цвет поэта.

В стихотворениях, которые я брала для исследования, преобладающим цветом является красный. Возможно, это связано с тем, что имени Пантелеймон соответствует в том числе и красный цвет.

Имя Пантелей отличается мягкостью и подвижностью, причем подвижная энергетика как будто бы вовсе не предполагает какой-либо концентрации и упорства.

Цвет имени: красный, серебристый, темно-серый.

Пантелей празднует именины: 22 января, 9 августа, 27 ноября

Энергетика имени: Любознательность, активность, чувствительность

Уменьшительно-ласкательные формы имени: Паня, Панечка, Панюшка, Панюша, Пантюша, Пантюшенька, Пантюшечка, Пантелейка.

Заключение

Таким образом, цель моей работы достигнута. Мною проанализированы слова, обозначающие цвет в стихотворениях П.Образцова. Мне было интересно наблюдать, как художник слова с помощью слов – красок рисует картины природы зимой, летом, весной и осенью.

Поэзия Пантелеймона Образцова будто озарена светом любви к своей родине. Родная земля – вот тот родник, из которого поэт берёт и силы, и вдохновение, что несет в себе и радость, и печаль. Цветовые тона усиливают ощущения необъятности просторов: Этим выражается чувство любви и нежности. Образцов видит родную землю в весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми борами с гомоном птиц. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту родной природы. В голубые и радостные тона окутана Республика Коми в его стихах. Залита золотым солнечным светом.

Проведя исследование цветовой гаммы в стихотворениях о природе Пантелеймона Образцова, приходишь к выводу, что использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не только мысли, но и чувств и эмоций, внутреннего самоощущения поэта.

Постараюсь использовать свою работу для того, чтобы донести информацию до своих одноклассников и показать им, сколько тайн хранит поэзия.

Список литературы:
  1. Пантелеймон Образцов. «Мы растем». Стихи. Рассказы. Загадки. Сыктывкар: «Анбур», 2011.-176 с.

  2. http://www.infoname.org

  3. https://yandex.ru/images

  4. http://igiuv.ru

  5. http://russianmyth.ru

  6. http://sigils.ru/signs/zolotoi.html

  7. https://www.tutoronline.ru/