III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ШКОЛА ИМЕНИ. . . "
Терешкова Д.С.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF



Тема исследования

Школа имени…

Цель исследования

1. Изучить имена обучающихся и историю их возникновения;

2. Составить словарь имен обучающихся МБОУЯСШ №4 с определением их происхождения и значения

Задачи исследования

1. Проанализировать список имен школьников на 2016-2017 учебный год

2. Проанализировать, какие имена в нашей школе являются самыми частотными

3. Выявить самые популярные и редкие имена

4. Научиться пользоваться различными источниками информации, анализировать и обобщать полученную информацию

5. Представить результаты исследования в форме словаря

6. Познакомить учащихся своей школы с собранными материалами, заинтересовать их собственным исследованием.

Объект исследования

Имя

Предмет исследования

Имена обучающихся МБОУЯСШ №4

Методы исследования

- поиск и анализ информации из различных источников

- опрос школьников и их родителей

- анкетирование

- беседа

- обобщение полученных результатов

- презентация результатов

Этапы выполнения исследования

- осмысление темы, составление плана работы

- сбор материала из различных источников (Интернет-ресурсов, книг и др.)

- работа с отобранным материалом, редактирование

- написание работы и составление презентации

- самооценка выполненной работы

- презентация работы учащимся школы.

Результаты исследования

Мы узнали количество редких и популярных имён среди наших школьников. Узнали историю происхождения и значения всех имён. Заинтересовали своих друзей и одноклассников своим исследованием и думаем продолжить работу над изучением не только имён, но отчеств и фамилий. Самым важным результатом будет оформление словаря «Школа имени…– 2016-2017 учебного года»

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….. 4

2. Актуальность исследования…………………………….……………..4

3. Цель исследования……………………………………………………..4-5

4. Задачи исследования………………………………...…………………5

5. Объект, предмет, гипотезы, методы исследования……………..........5

6. Этапы выполнения работы…………………………………………….5-6

6.1. Что такое имя человека?....…………………………………………..6-7

6.2. Роль имени в жизни человека……………………………………….7-8

6.3. История традиции имянаречения…………………………………...8-9

6.4. Классификация имён по происхождению…………………………..9

7. Исследование…………………………………………………………...12-14

7.1. Самые популярные имена в нашей школе………………………….14-16

7.2. Имена по происхождению……………………………………….......17

7.3. Знаете ли вы?........................................................................................17-19

7. Заключение и выводы………………………………………………….20

8. Используемые источники информации……………………………….21

Добрый день!

На уроках русского языка мы учимся правильно общаться: выбирать адресата в зависимости от коммуникативной задачи, от речевой ситуации. Что говорить? Как говорить? Как обратиться к собеседнику? Как слушать и слышать? Мы постоянно ищем ответы на эти вопросы. Поэтому вполне естественным стал разговор о наших именах как обращениях при общении. Появилась идея узнать, что означает имя каждого из наших одноклассников, потом мы решили изучить имена ребят всей школы, кроме этого, мы заинтересовались: и почему это родители назвали нас именно таким именем? Пришлось, а потом и захотелось прочитать дополнительную литературу.

Говорят, что имя отражает характер человека. Так ли это, если говорить о наших одноклассниках или обо всех школьниках в целом? А какие имена сейчас самые популярные, и много ли их в нашей школе? По мере исследования тема увлекала нас все больше. Захотелось узнать о классификации имен, об их происхождении, о том, всегда ли имя, выбранное родителями для своего ребенка, оправдано. Поиск ответов на эти вопросы и мотивировал нас на данное исследование.

Актуальность

Актуальность нашего исследования заключается в неподдельном интересе к истории происхождения имени и его значению. Дело в том, что в нашей школе встречается достаточно много редких имён, значение и этимологию которых не все знают, а ведь имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения. А ведь именно из истории отдельного человека складывается история целого государства.

Цель исследования

1. Изучить имена обучающихся и историю их возникновения;

2. Составить словарь имен обучающихся МБОУЯСШ №4 с определением их происхождения и значения.

Задачи исследования

1. Проанализировать список имен школьников на 2016-2017 учебный год.

2. Проанализировать, какие имена в нашей школе являются самыми частотными.

3. Выявить самые популярные и редкие имена.

4. Научиться пользоваться различными источниками информации, анализировать и обобщать полученную информацию.

5. Представить результаты исследования в форме словаря.

6. Познакомить учащихся своей школы с собранными материалами, заинтересовать их собственным исследованием.

Объект исследования – имя

Предмет исследования – имена обучающихся МБОУЯСШ №4

Гипотезы:

1. Мы предположили, что на имя человека оказывает влияние современных веяний.

2. Если человек будет знать историю своего имени, он будет лучше знать историю своего рода, своей семьи, будет чтить традиции поколений.

Методы исследования

- поиск и анализ информации из различных источников

- опрос школьников и их родителей

- анкетирование

- беседа

- обобщение полученных результатов

- презентация результатов

Этапы выполнения исследования

- осмысление темы, составление плана работы

- сбор материала из различных источников (Интернет-ресурсов, книг и др.)

- работа с отобранным материалом, редактирование

- написание работы и составление презентации

- самооценка выполненной работы

- презентация работы учащимся школы

Нет меж живущих людей, да не может быть безымянных:

в первый же миг по рождении каждый,

убогий и знатный, имя, как сладостный дар,

от родимых своих получает.

Гомер

Что такое имя человека?

Слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими. Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека.

Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя.

По В.Далю:

«ИМЯ ср. названье, наименованье, слово, которым зовут,

означают особь, личность. Имя предмета, названье;

имя животного, кличка;

имя человека. собственно имя, по угоднику, ангельское,

крестное и рекло, которое встарь не оглашалось;

прозвание, родовое, фамилия;

прозвище, данное в семье или народом в

прибавку к родовому.

Крестное, ангельское дается по Святому т.д.»

Личные имена имели все люди во все времена во всех цивилизациях. Имя человека – часть истории народов. В именах отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Для того, чтобы определённое имя появилось у какого-либо народа, необходимы особенные культурно-исторические условия. Поэтому многие имена несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи.

Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем.

Роль имени в жизни человека

Личные имена имели все люди во все времена, во всех цивилизациях. Роль имени в жизни человека очень велика. Имя может характеризовать человека.

Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом «онома» – имя. Отрасли ономастики, посвященные изучению отдельных разрядов имен, также имеет свои особые названия. Имена людей относятся к ведению антропонимики (от греческого «антропос»). В именах людей отражается быт, верования, фантазия и художественное творчество народов. Таким образом, личное имя (в древнерусском языке также – рекло, название, прозвище, прозвание, проименование) – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека.

Имя – это и судьба, и характер, и помощник на добрые слова, и защитник небесный. Сейчас нам трудно представить, что человек может быть без личного имени. Хотя (как исключение), в США был зафиксирован уникальный случай, когда из-за несогласия родителей ребенок на всю жизнь остался без имени. Родители понадеялись, что сын, когда вырастет, выберет себе имя сам, но он, повзрослев, так и не смог решить этот вопрос, оставшись с одной только фамилией – Гейтвурд. Это случай может вызвать у вас улыбку, но по факту – человек в жизни оказался нерешительным и неопределившимся, и всё из-за отсутствия имени!

История традиции имянаречения

Так может ли человек жить без имени? А как же тогда различать людей? Как к ним обращаться? У многих народов, в том числе у русских, данное в детстве имя сохраняется за человеком всю жизнь. У каждого имени есть своя история происхождения.

С давних пор имя человека считалось очень важным. Ведь оно имеет своё значение, как считалось раньше, да и считают сейчас, оказывает влияние на жизнь человека, его характер, судьбу.

Славянские имена самые старые из тех, что дошли до нас. И сейчас в ходу имена Святослав, Ярослав, Владимир, Людмила. Что они означают?

На этот вопрос мы найдем ответ, вслушиваясь в звучание слова: Святослав – святая слава, Владимир – владеющий миром, Людмила – людям милая.

Во времена Древней и Московской Руси многие имена были прозвищами. Родился мальчик с черными волосами – назвали его Чернышем. Белокурую девочку – Беляной. Часто имя было связано с ростом и внешностью человека, его характером: Светлана – светленькая.

Иногда давали имена по названиям животных, растений: Волк, Заяц, Медведь, Трава, Ветка. Ученые предполагают, что они связаны с древними верованиями наших предков, которые обожествляли природу.

В языческие времена ребенку давали имя неблагозвучное, отталкивающее, тем самым как бы оберегая младенца от злых духов. (Даже злые духи не любят некрасивых имен.)

Когда-то имена давались по церковному календарю или по святцам. Посмотрит батюшка в святцы и наречет младенца Авдотьей или Иваном, в зависимости от того, имя какого святого или великомученика ближе стоит к дню рождения младенца.

Из Интернета мы узнали: после революции 1817 года появились такие имена как Октябрина, Майя, Искра. А после первого полёта Ю. Гагарина в космос, самым популярным именем стало – Юрий.

У каждого времени есть свои любимые имена. Но не обходится и без казусов. У народов современной Западной Европы до сих пор принято давать новорождённому ребёнку сразу 2-3 имени: Анна-Мария, Эрнест-Триори-Амадей, и другие. Известен случай, когда один английский торговец дал своему сыну 7 имён в часть любимой футбольной команды ВЭСТ–ГЭМ: Вильям-Эдуард-Стюард-Тревор-Генри-Эдвард-Мартин.

Классификация имён по происхождению.

В истории происхождения русских имен выделяют 3 этапа: 1)дохристианский (когда использовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка);

2)период после введения христианства на Руси (когда церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности)

3)Новый этап, начавшийся после 1917года.

До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали в себе различные свойства и качества людей, особенности их характера, поведения, время и «очередность» появления того или иного ребенка в семье. Нам эти имена кажутся очень необычными, мы воспринимаем их как прозвища. Например, малыша, родившегося зимой, могли назвать Морозом. С пожеланиями красоты, доброты и других качеств связаны имена Красава, Добрыня, которые родители давали своим детям. И наоборот, довольно распространенными именами были, с нашей точки зрения, ругательские – Дурак, Некрас, Волк. Так наши далекие предки пытались обмануть нечистую силу, сберечь от нее детей некрасивыми именами.

Древнерусские имена были разнообразны. Например, в числовых именах представлен весь числовой ряд от 1 до 10: Перва и Первой, Вторак, Третьяк. Мы встречаем прямых потомков этих имен – фамилии: Первов, Третьяк, Шестаков.

Имена присваивались и по другим внешним признакам – росту, особенностям телосложения: Толстой, Мал, Малюта, Губа, Беспалой.

Были и такие имена, которые присваивались в зависимости от характера и поведения ребенка: Бессон, Неулыба, Смеяна, Забава.

Среди древнерусских имен были такие, которые дошли до наших дней: Вадим, Всеволод. Другие, долгое время забытые, ныне возрождаются: Любава.

Второй период в истории русских имен наступил в конце X века, после введения христианства. Христианизации населения Руси и обязательному обряду крещения сопутствовало наречение людей новыми христианскими личными именами, перечни которых были переданы византийской христианской церковью с религиозными обрядами. Древнерусские имена стали вытесняться церковными, как греческими, так и древнеримскими, древнееврейскими, сирийскими и египетскими. Интересно то, что многие имена древних русичей в точности соответствуют в переводе тем именам, которые пришли из Византии: греч. Агафон («добрый») соответствует русскому имени Добрыня; лат. Павел («малый») – русским Мал, Малой; древнееврейское Давид – русскому Любим; греч. Петр и сирийское Кифа – русскому Камень.

Древние русские имена (вроде Владислав, Святогор) церковь не признавала, определив их как языческие.

Почти все личные имена, входящие сейчас в русский именослов, принесены христианством на Русь через Византию. Поэтому они восходят к греческому, латинскому и некоторым восточным языкам. Например, Анна – из древнееврейского, Александр – из греческого, Виктор – из латинского.

Итак, до революции имя давалось человеку только при посредничестве церкви; помимо церковного списка ни одно имя не допускалось. Но независимо от времени своего появления в русском языке, от благозвучности или труднопроизносимости, все старые календарные имена являются традиционными русскими именами, требующими к себе бережного отношения как к части российской истории и культуры.

Третий этап развития русских имен, продолжающийся и в наши дни, начался со дня опубликования декрета (Указа) Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет положил начало свободному выбору личных имен родителями и объявил законной гражданскую регистрацию рождений вместо церковного крещения. С этого времени в русский именной ряд вошли многие иноязычные имена: Жанна, Инесса, Эдуард, Тимур, а также новые русские имена, возникшие в годы революционной ломки старого уклада жизни, многих традиционных представлений.

Русские имена, вместе со своими живыми носителями – людьми – начали новую жизнь. В первые годы после Октябрьской революции основной массе рождавшихся давали старые имена. Даже в самых передовых семьях бабушки тайком от родителей крестили внучат в церкви (именно такая история произошла с нашим руководителем – Еленой Викторовной Дюковой – её в возрасте 6 лет втайне от родителей окрестили в церкви). Но вместе с тем сказались и результаты антирелигиозной политики – многие родители не хотели давать детям имена в память о святых и придумывали новые.

Многие из опытов именования оказались неудачными. Это привело к тому, что уже после Великой Отечественной войны для именования детей стали использовать старые, привычные русские имена.

Исследование

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

Итак, до сих пор была теория. А что на практике? Знают ли наши школьники историю своего имени? Что означают наши имена? Мы предложили ребятам ответить на следующий вопрос с предложенными вариантами ответов. (См. приложение 1)

Самуил Яковлевич Маршак, знаток и ценитель русского слова, написал стихотворение «В защиту детей». Поэт образно и наглядно показывает, какие житейские трудности подстерегают тех людей, которым родители дают неудобные, неправильные имена:

Если только ты умен,

Не давай ребятам

Столь затейливых имен,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала

Сокращенно Дита,

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее

И назвал он, наконец,

Дочь свою Идеей.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой,

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придется вековать

Злополучным детям.

В нашей школе всего 410 детей. Исследовав имена учащихся нашей школы, мы выявили следующее: разновидность имен женских – 53, мужских – 43. Самое популярное женское имя – Анастасия (у 24 девочек) (См. приложение 2), а мужское Никита (у 16 мальчиков) (См. приложение 3) и Дмитрий (16) (См. приложение 4). А редких имён достаточно много – 33 имени! (См. приложение 5)

Самые редкие, т.е. с такими именами учатся по одному ребенку в школе:

Девочки

Мальчики

Еванжелина

Константин

Камилла

Михаил

Кира

Святослав

Лилия

Архип

Василина

Валентин

Альбина

Гарик

Снежана

Армен

Регина

Василий

Арина

Марк

Варвара

 

Александрия

 

Зинаида

 

Диана

 

Милена

 

Илона

 

Ульяна

 

Яна

 

Севда

 

Севенгбона

 

Олеся

 

Ирина

 

Тамара

 

Зайнаб

 

Самые популярные имена в нашей школе

Мальчики:

Имена

Кол-во учеников с таким именем

В каком году больше всего родилось учеников с таким именем?

Никита

16

2003

Дмитрий

16

2008

Александр

15

2005

Даниил

14

2006

Владислав

13

2008

Максим

11

2004

Артём

10

2008, 2007

Алексей

9

2004

Кирилл

9

2008, 2002, 2006

Егор

8

2006

Сергей

7

2006

Иван

7

2007

Илья

7

2004

Андрей

6

2003, 2004, 2005, 2006

Вадим

4

2003, 2005, 2006, 2008

Антон

4

2006

Николай

4

1999, 2004, 2007, 2008

Роман

4

2001

Евгений

4

2003, 2004, 2008, 1999

Денис

3

2001, 2002, 2008

Виктор

3

2002, 2003, 2008

Павел

3

2002, 2005, 2006

Артур

3

2000, 2002, 2005

Олег

2

2008, 2002

Владимир

2

2008, 2004

Захар

2

2008, 2006

Глеб

2

2008, 2004

Степан

2

2008. 2007

Юрий

2

2006, 2004

Семён

2

2006, 2005

Вячеслав

2

1999, 2003

Игорь

2

1999, 2001

Девочки:

Имена

Кол-во учеников с таким именем

В каком году больше всего родилось учеников с таким именем?

Анастасия

24

2005

Екатерина

16

2004, 2005

Дарья

13

2007

Валерия

12

2005

Анна

9

2001

Кристина

7

2001

Алина

7

2006, 2007

Юлия

6

2001

Полина

6

2006

Ксения

6

2001

Мария

6

2007

Елизавета

6

2005

Виктория

6

1999, 2000, 2001, 2003, 2004, 2007

Татьяна

5

2001

Александра

5

1999, 2001, 2004, 2005

Ангелина

5

1999

София

4

2007

Вероника

3

2002, 2007, 2008

Карина

3

1998, 2002, 2006

Ольга

3

2000, 2004, 2005

Алиса

3

2004, 2007, 2008

Софья

3

1998, 2000, 2007

Алёна

2

2004, 2008

Светлана

2

1999, 2008

Марина

2

2005, 2007

Ева

2

2004, 2007

Майя

2

2004, 2006

Елена

2

2003, 2006

Евгения

2

2002, 2004

Наталья

2

1999, 2003

Валентина

2

1999, 2003

Имена по происхождению

Происхождение имени

Количество имен девочек

Количество имен мальчиков

  1. Древнегреческое

24

16

  1. Латинское

13

9

  1. Древнееврейское

6

6

  1. Древнеславянское

5

7

  1. Древнегерманское

2

1

  1. Древнеперсидское

1

-

Древнескандинавское

-

2

  1. Древнеримское

-

1

  1. Древнекельтское

-

1

  1. Арабское

2

-

Всего

53

43

(См. приложение 6)

Задав вопрос ученикам нашей школы, нравятся ли им их имена, мы были приятно удивлены, что все ребята своими именами довольны. (См. приложение 7)

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Знаете ли вы?

  • На Руси всех детей до крещения называли Богданами.

  • Многие из забытых русских имен, которые сегодня снова входят в моду, на самом деле никогда не были на Руси особенно популярны. Так, еще Пушкин отмечал, что такие имена, как Агафон, Филат, Фекла, практически никогда не встречались среди дворян и были распространены только среди крестьян, которых нарекали без согласия родителей, по Святцам.

  • Одни из самых неудачных имен, еще до Революции, дал своим детям аптекарь из Мелитополя. Он назвал дочерей Агония, Рецептура и Фармакопея (Гоня, Реца и Копа). Девушки так и не вышли замуж.

  • В Смоленской области в 2011 году самым популярным мужским именем стало имя Артём. Так своих детей назвали 360 человек. Самое популярное женское имя - Анастасия - в лидерах уже несколько лет подряд. По данным ЗАГСа, родители продолжают придумывать своим детям и более редкие имена.

  • В одной из школ Гонолулу училась дочь владельца местного ресторана, имя которой не помещалось в классном журнале. Оно состояло из 102 букв и звучало по-гавайски примерно так: Напуамахалаонаонаанекавехивехионакуахивеаненававакехоонка к ехаалекесаонанайнананиакекеоао гавайиикаванао, что значит: Многочисленные прекрасные цветы гор и долин начинают наполнять Гавайи в длину и в ширину своим благоуханием.

  • В некоторых районах Индии существует обычай особый, разрешения спора между родителями об имени новорождённого. Если отец предлагает одно имя, а мать - другое, то они зажигают две лампы. Чья лампа будет гореть дольше, тот и даст ребёнку имя.

  • У Вольтера было около 200 литературных псевдонимов и среди них псевдорусские имена Иван Альтов и Жан Плаков.

  • Двух одинаковых имён в племени Качанов (Северная Бирма) не бывает. Но когда рождаются близнецы, возникают трудности, так как по качинским поверьям близнецы – это один человек в двух лицах. Тогда в силу вступает специальный обряд: по достижении 9 лет близнецам предлагают три раза по очереди засунуть руку в кувшин с рисом. Одна из рисенок окрашена в красный цвет. Тот, кто достанет её, и будет носить имя. Другой же отныне будут звать просто «Второй».

  • В США зафиксирован уникальный случай, когда из-за несогласия родителей ребенок на всю жизнь остался без имени. Родители понадеялись, что сын, когда вырастет, выберет себе имя сам, но он, повзрослев, так и не смог решить этот вопрос, оставшись с одной только фамилией – Гейтвурд.

  • Единичный случай с долгого времени: в Америке в 80-х годах шестеро разнополых детей в одной семье были названы одним и тем же именем: Юджин Джером Дюпуа. Чтобы различить своих потомков, родители используют номера.

  • Среди прибывших в США иммигрантов в конце 1990-х — начале 2000-х годов было немало девочек по имени Анастасия. Однако, с сокращенной формой этого имени, Настя, жить в Америке противопоказано, ибо «нейсти» (nasty) по-английски значит «отвратительный, гадкий и противный». Так что все бывшие российские Насти немедленно стали называться в Америке Стейси.

Литературные произведения, в названия которых входят имена

  • Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

  • И.С. Тургенев «Ася»

  • Жорж Санд «Консуэло»

  • И. Куприн «Суламифь»

  • М. Горький «Макар Чудра»

  • В. Короленко «Сон Макара»

  • А. Твардовский «Василий Теркин»

  • А.И. Солженицын «Матренин двор»

  • А.К. Толстой «Петр Первый»

  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита» и многие-многие другие.

Заключение и выводы

В результате исследования мы выяснили:

  1. История имён берёт своё начало много сотен лет назад;

  2. В разное время были разные традиции имянаречения;

  3. Имя человека во многом определяет его характер и судьбу.

А также сделали вывод:

  1. Имя дают ребёнку при рождении его родители исходя из собственных убеждений и желаний;

  1. В руках каждого человека - создать добрую славу своему имени, своему роду, своим предкам.

  2. Когда мы вырастем, наши имена станут известны добрыми делами.

Всё это подтверждает гипотезы, выдвинутые нами в начале работы.

Перспективы работы: Наша исследовательская работа, связанная с историей имен, только начата. Нам этот процесс понравился. Поэтому думаем, что продолжим такую деятельность.

В перспективе работы: 1) Изучение степени распространенности имен в нашем городе. 2) Изучить историю происхождения отчеств и фамилий учеников нашей школы.

Используемые источники информации

Литература:

  1. Даль В.И. «Толковый словарь Живого Великорусского языка» - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005 г

  2. Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г

  3. Русская ономастика и ономастика России. Словарь под ред. О.Н.Трубачева. – М., 1994

  4. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М., 1998.

  5. Хигир А. Энциклопедия имён. Имя, характер, судьба. – М.: Эксмо, 2005.

Ресурсы Интернета:

  1. http://www.akviloncenter.ru/name/list.htm

  2. http://www.calend.ru/names/

  3. http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1830/0526.htm

  4. http://s61.radikal.ru/i173/1103/8f/3f2ff82dea.jpg

  5. http://vdetskommire.ru/growth/rebusy-dlya-malyshej-pro-imena/

  6. http://www.namepoem.ru/

  7. http://www.poskart.ru/imena.html

Приложения

Приложение 1

Каковы причины выбора твоего имени ? (Ответить можно было при помощи родителей)

1. Личные вкусы и предпочтения родителей

2. Созвучие с отчеством и фамилией

3. Семейные традиции

4. Популярность имени

5. Соответствие имени святцам

Интересно было обрабатывать результаты опроса.

Итак, мы выяснили, по какому принципу выбирали родители имена своим детям, ученикам нашей школы:

1. Личные вкусы и предпочтения родителей – 81

2. Созвучие с отчеством и фамилией – 26

3. Семейные традиции – 17

4. Популярность имени – 8

5. Соответствие имени святцам – 12

Приложение 2

Известные женщины с именем Анастасия

Настя – имя из русских сказок. Помните замечательную сказку «Морозко» и ее удивительную героиню Настеньку? Синие глаза - «озера», в которых можно утонуть; хрупкий силуэт, мечтательный взор...

Милая, кроткая, трепетная, она пленяет с первого взгляда.

А какая славная, чуткая, добрая Настенька – героиня волшебной сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»!

Так что, девочке с таким чудесным именем на роду написано быть самой красивой, самой умной, самой нежной.

Маленькая Настя очень любит сказки, у нее хорошо развито воображение, она умеет придумать и игру, и забаву. Ее любят в семье, в садике, в школе - поэтому она очень доверчива, открыта людям, ее легко обмануть или обидеть.

Анастасия – воплощение очарования и изящества. Обладая отличной интуицией, она способна предсказывать будущее, предвидеть события. При этом у Насти столь мощный аналитический ум, что она может легко поставить в тупик самых изощренных мыслителей. Анастасия имеет склонность к перепадам настроения.

Анастасия строга, настойчива и горда. Эти ее качества помогают создать успешный бизнес.

Прекрасная хозяйка. Обожает цветы, красивые вещи. Очень любит детей. Настя – душевный и отзывчивый человек.

Анастасия – имя гордое и звучное, недаром и среди исторических личностей, и среди современных знаменитостей столько прекрасных обладательниц этого имени.

Бесспорно, самая известная Анастасия – это княжна Анастасия Николаевна Романова(1901-1918), четвертая дочь последнего императора России, Николая II. Живет легенда, что после расстрела царской семьи в 1918 году Анастасия выжила. По всему миру то и дело появлялись барышни, которые объявляли себя «чудом спасшейся великой княжной». Все женщины, выдававшие себя за княжну Анастасию, рано или поздно были разоблачены как обманщицы и самозванки. К сожалению, нет никаких подтверждений тому, что после расстрела в доме Ипатьева уцелел кто-либо. Как нет, впрочем, и документальных доказательств, что приговор не обошел ни одного члена семьи императора. Вопрос тонкий, спорный, с многолетней дискуссией. Большинство людей считает, что самая известная Анастасия России все-таки погибла в тот страшный день. Анастасия вместе со всей своей семьей была канонизирована русской православной церковью в 1981 году.

Говоря о княжне Анастасии, нельзя не вспомнить прекрасный американский мультфильм с одноименным названием.

В мультфильме "Анастасия" рассказывается про дочь Николая II - Анастасию, которая, будучи еще совсем маленькой девочкой, потеряла всю свою семью. Осталась у нее только бабушка, и с той пришлось, из-за несчастного случая, расстаться на долгие годы.

Мультик весь наполнен волшебством: великолепная анимация, потрясающая музыка, захватывающий сюжет. Особенно интересно и немного смешно смотреть интерпретацию русской истории американцами.

Разумеется, истории учить малышей по этому мультфильму не стоит. События и факты не совпадают. Но сам мультфильм - очень светлый, добрый.

После выхода мультфильма «Анастасия» в 1997 году имя Анастасия приобрело широкую популярность.

Есть еще одна не менее знаменитая Анастасия Романова (1530/1532—1560) – первая жена царя Ивана Грозного (Анастасия Захарьина-Юрьева), первая русская царица. Была выбрана царём на смотре невест из 1500 девиц. Среди историков бытует мнение, что она – единственная, кто умел смягчать и утихомирить крутой нрав царя. Славилась необыкновенной красотой, добротой и помощью бедным. После ее смерти (предполагается, что царицу отравили) жестокость Ивана Грозного усилилась.

А слышали ли вы про Анастасию Вяльцеву?

Анастасия Вяльцева (1871-1913) - знаменитая артистка оперетты, исполнительница цыганских романсов. В этой области она создала свой «вяльцевский» жанр. Ее бархатный голос, чарующие манеры, неотразимое личное обаяние сделали ее настоящей любимицей публики.

Интересно, а есть ли знаменитые Анастасии среди писателей?Анастасия Ивановна Цветаева (1894–1993)— русская писательница и автор мемуаров, младшая сестра известной поэтессы Марины Цветаевой.

В актерской среде можно встретить много очень талантливых Анастасий.Анастасия Платоновна Зуева (1896-1986) — советская российская актриса театра и кино.Вы все, наверное, смотрели замечательные сказки «Варвара-краса, длинная коса», «Огонь, вода и... медные трубы»? Помните, милую старушку, приветливо улыбающуюся из окошка сказочного теремка? Это и есть Анастасия Зуева - добрая сказительница из светлого мира детства, лучшая на все времена.Одной из самых ярких ее ролей в театре была роль Коробочки Настасьи Петровны (кстати, заметьте - еще одна Настя!). Это героиня романа Н.В. Гоголя "Мертвые души", помещица с умом ребенка, единственная цель которой – страсть к накопительству денег. Были у Зуевой и небольшие роли в кино - фильмы «Светлый путь», «Донецкие шахтеры», «Васек Трубачев и его товарищи».Анастасия Павловна Георгиевская (1914-1990) - советская актриса театра и кино. Много было запоминающихся ролей в театре и в кино. Она снималась в таких фильмах, как «Ревизор», « А если это любовь?» Но, пожалуй, при упоминании имени этой актрисы сразу вспоминается интеллигентная, ироничная и обаятельная учительница географии в кинокомедии "Большая перемена".Анастасия Александровна Вертинская (1944) - советская и российская актриса театра и кино, представительница славной артистической династии Вертинских. Ее отец, Александр Николаевич Вертинский (1889-1957), великий русский композитор, поэт, киноактер, один из родоначальников отечественного жанра авторской песни. Мать - Лидия Владимировна Вертинская, художница и актриса. Старшая сестра - Марианна Александровна Вертинская (1943) - актриса Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова.Самые свои лучшие роли Анастасия Вертинская сыграла в таких фильмах, как «Алые паруса», «Человек-амфибия», «Гамлет», «Война и мир», «Анна Каренина», «Безымянная звезда», «Овод», «Мастер и Маргарита» и др. Незаурядная внешность, искренность в актерской игре помогли актрисе завоевать большую любовь и симпатии зрителей.Анастасия Рюриковна Мельникова (1969) — российская актриса театра и кино, телеведущая. Самой лучшей ее ролью стала роль следователя Абдуловой в телевизионном сериале «Улицы разбитых фонарей». Работа в «Ментах», растянувшаяся на несколько лет, сделала актрису известной на всю страну.

В мире спорта известны следующие Анастасии.

Анастасия Юрьевна Гребенкина (1979) — фигуристка, выступавшая в танцах на льду (парное катание). В разное время представляла в спортивных соревнованиях Россию, Армению, а также, непродолжительное время, Латвию. Мастер спорта международного класса с 1998 года.Анастасия Андреевна Мыскина (1981) - российская теннисистка и тренер, заслуженный мастер спорта. Впервые в истории российского тенниса она была официально признана чемпионкой мира по версии Международной федерации тенниса (ITF) за 2004 год и до сих пор остается единственной среди взрослых теннисистов России, кто был удостоен этого титула.В синхронном плавании существует прекрасный дуэт, по воле случая состоящий из двух... Насть, - Анастасии Ермаковой и Анастасии Давыдовой. Чтобы не путаться, Ермакову в сборной называют Настей, а Давыдову — Асей.Анастасия Николаевна Ермакова (1983) - российская спортсменка (синхронное плавание), 4-кратная олимпийская чемпионка, многократная чемпионка мира, Европы и России.Анастасия Семеновна Давыдова (1983) — российскаяпортсменка (синхронное плавание). Единственная в истории спортсменка, выигравшая 5 золотых олимпийских медалей, выступая под флагом России, и единственная 5-кратная олимпийская чемпионка в истории синхронного плавания, 13-кратная чемпионка мира и 7-кратная чемпионка Европы. Кавалер 3 государственных орденов. В настоящий момент - вице-президент Олимпийского комитета России. Первый факелоносец Эстафеты Олимпийского огня Сочи-2014 в России.Анастасия Владимировна Кузьмина (Шипулина) (1984) — российская и словацкая биатлонистка, двукратная олимпийская чемпионка в спринте (2010 и 2014), неоднократная победительница континентальных первенств и чемпионатов мира среди юниоров, мастер спорта международного класса. Серебряный призёр чемпионата мира 2009 года в масс-старте, двукратная чемпионка Европы того же года. Завоевала для Словакии первую золотую медаль зимних Олимпийских игр в 2010 году. На церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи была знаменосцем сборной Словакии.Современный шоу-бизнес может похвастаться множеством талантливых и красивых носительниц имени Анастасия.Анастасия Юрьевна Заворотнюк (1971) — российская актриса театра и кино, телеведущая. Известной ее сделал сериал «Моя прекрасная няня». Помимо актерской деятельности, Анастасия Заворотнюк выступала в роли телеведущей в программах «Хорошие песни» на канале СТС, «Танцы со звездами», «Танцы на льду», «Ледниковый период», в одноименном юмористическом ток-шоу — «Настя». С 2013 года вместе с Дмитрием Нагиевым ведет шоу «Две звезды».Анастасия Юрьевна Волочкова (1976) - российская балерина, танцовщица и общественный деятель. Работала в Мариинском театре. С 2005 года работает в собственных проектах, снимается в фильмах, телевизионных сериалах и рекламных роликах, принимает участие в светских мероприятиях. В 2010 году Волочкова защитила диссертацию по теме творческих школ в регионах России и получила степень МВА в Высшей школе экономики. В 2011 году в Москве открыт первый творческий центр Анастасии Волочковой.Анастасия Андреевна Чернобровина (1977) — российская телеведущая, журналист. Начинала в качестве репортера в «Новостях», позже молодой журналистке доверили вести программу с участием звезд шоу-бизнеса. Вскоре Чернобровина начала работать на федеральном телеканале «Россия». Ведет программу «Утро России».

Звездный список можно продолжать практически до бесконечности: актриса и эстрадная певица Анастасия Стоцкая, актриса и певица Анастасия Задорожная, актриса, певица и модель Анастасия Макеева, популярная певица Настя Каменских, выступающая в дуэте с Потапом («Потап и Настя»), поп-певица Анастасия Минцковская (обычно просто Анастасия), рок-певица Настя Полева (солистка группы «Настя»), Анастасия Макаревич (группа «Лицей») и т.д.Теперь понятно, почему столько знаменитых и известных людей носит это прекрасное имя. Видимо, каждая, кто зовется Анастасией, обречена на успех и славу.Ну, а бережет всех Анастасий от бед и невзгод святая великомученица Анастасия Узорешительница.

Согласно житию VI века, святая Анастасия была знатной римлянкой. Она тайно посещала узников-христиан в римских тюрьмах и ухаживала за ними, лечила их раны и выкупала на свободу (за что получила прозвище Узорешительница). Затем сама претерпела за веру Христову великие мучения и смерть (после долгих пыток была сожжена на костре).4 января - день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы.

Приложение 3

Известные люди с именем Никита

Никита Давыдов (? — 1669) — один из лучших мастеров-оружейников XVII века, считающийся отцом русского оружейного дела. Работал в Оружейной палате в Московском Кремле с 1613 по 1664.

Никита Иванович Одоевский (умер 22 февраля (12 февраля по ст.ст.) 1689, в Москве) — князь, русский государственный и военный деятель, дипломат, влиятельный член русского правительства в 1650-1680-х годах, один из крупнейших землевладельцев России конца 17 века. руководил внешней политикой России в 70–80–е годы XVII века.

 

Никита Моисеевич Зотов (ок. 1644-1718) — думный дьяк, учитель Петра I. Глава Ближней канцелярии, Печатного приказа. Участник развлечений молодого царя, «всешутейный патриарх». Граф (с 1710).

Никита Демидович Антуфьев (Антюфеев), более известный как Никита Демидов (5 апреля (26 марта по ст.ст.) 1656, Тула — 28 ноября (17 ноября по ст.ст.) 1725, там же) — русский промышленник, основатель династии Демидовых. Происходил из мастеров-оружейников, владел в Туле оружейной фабрикой и «вододействующим» чугуноплавильным заводом.

Никита Юрьевич Трубецкой (1699-1767) — князь, генерал-фельдмаршал (1756). С 1740 генерал-прокурор Сената, в 1760-62 президент Военной коллегии.

Никита Сергеевич Хрущев (1894 — 1971) советский партийный государственный деятель.

Никита Владимирович Богословский (22 мая 1913, Петербург — 4 апреля 2004, Москва) — российский композитор, народный артист СССР (1983), классик советской песни. Музыкальная драма «Незнакомка» (1982), музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943), песни, в том числе «Спят курганы» (1930), «Любимый город» (1940), «Темная ночь» (1943).

Никита Николаевич Моисеев [(23 августа (10 августа по ст.ст.) 1917, Москва — 29 февраля 2000] — российский ученый в области общей механики и прикладной математики, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984), академик Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) (1985). Труды по динамике, численным методам теории оптимального управления. Государственная премия СССР (1980).

Никита Ильич Толстой (15 апреля 1923, Вршац (Югославия) — 27 июня 1996, Москва) — российский филолог-славист, специалист по истории славянских литературных языков, славянской диалектологии и семасиологии, основатель русской этнолингвистической школы. Академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Член-корреспондент по Отделению литературы и языка с 1984, академик по тому же Отделению, специализация «языкознание» с 1987. Член бюро Отделения литературы и языка (1985–1996). Член Президиума РАН (1992-1996).

Никита Сергеевич Михалков (род. 21 октября 1945, в Москве) — российский актер и кинорежиссер, народный артист России, общественный деятель. Сын писателя Сергея Владимировича Михалкова.

Никита Борисович Джигурда (род. 27 марта 1961, в Киеве) — российский актёр, сценарист, режиссёр, исполнитель песен. Народный артист Чеченской Республики. Работал в различных московских театрах. В кино романтико-героические роли. Снимался в фильмах: «Счастливого рождества в Париже!» (1991), «Любить по-русски» Евгения Семеновича Матвеева (1995), «Ермак» (1997); в телефильме «Иван Федоров» (1991) и др. Одна из последних работ актера — роль в картине «Тонкая штучка» (1999).

Никита Викторович Михайловский (8 апреля 1964, Москва — 24 апреля 1991, Лондон) — российский актер.

Никита Владимирович Высоцкий (род. 8 августа 1964) — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист. Сын Владимира Семеновича Высоцкого и актрисы Людмилы Владимировны Абрамовой, младший брат актера и киносценариста Аркадия Владимировича Высоцкого. После окончания школы проработал год на заводе. В 1986 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Андрея Васильевича Мягкова). Написал сценарий фильма о своём отце «Высоцкий. Спасибо, что живой», который вышел на экраны в 2011 году. С сентября 2012 года преподает на кафедре режиссуры и актерского мастерства во МГУКИ. Режиссёр и педагог в Мастерской Н. Л. Скорика.

Приложение 5

Итак, из 410 имен школьников – 33 редких имени, что составляет 8% от общего количества детей. Из них имеют следующее происхождение:

1. Древнееврейское – 9%

2. Древнегреческое – 39%

3. Старославянское – 12%

4. Латинское – 30%

5. Арабское – 6%

6. Древнегерманское – 4%

Приложение 6

Приложение 7

Мы опросили 296 школьников, из них довольны своим именем 242, равнодушно относятся - 8, не довольны своим именем - 46 человек, но мы считаем, что это своеобразный протест в силу возрастных особенностей.

20