III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ В НАЗВАНИЯХ ТЮМЕНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Овчинникова И.М.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

О том, что такое прецедентные феномены, высказывались разные мнения. В работе Д. Б. Гудкова, Л. П. Клобуковой, И. В. Михалкиной прецедентные феномены рассматриваются как эталоны национальной культуры.

Человек в процессе речевого общения часто использует разного рода «готовые» выразительные средства, начиная от фразеологизмов и кончая разного рода художественными текстами, при условии, что эти тексты известны собеседнику. Поэтому прецедентный феномен – в широком смысле - текст, цитата, отрывок текста, часто употребляемый и имеющий для группы людей культурное, познавательное или эмоциональное значение.

В рамках данного исследования мы рассмотрим использование прецедентных феноменов в названиях различных Тюменских учреждений, так как нас интересовало, могут ли прецедентные феномены быть использованы в качестве рекламы фирм и учреждений.

Цель:выполнить комплексный анализ прецедентных феноменов в названиях Тюменских учреждений и определить, могут ли прецедентные феномены быть использованы в качестве рекламы фирм и учреждений.

Задачи:

  1. Изучить научную литературу и понятие «прецедентный феномен».

  2. Собрать и систематизировать материал для исследования.

  3. Классифицировать найденные прецедентные феномены на группы.

Гипотеза.Прецедентные феномены могут использоваться в качестве рекламы фирм и учреждений.

Предметом исследования стали лингвистические особенности прецедентных феноменов в названиях Тюменских учреждений.

Материалом исследованияпослужили прецедентные феномены в названиях Тюменских учреждений.

Актуальностьданного исследования связана с тем, что явление интертекстуальности (общее свойство текстов, выражающееся в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга) применяющееся к исследованию популярных прецедентов, - это одно из перспективных направлений современной лингвистики. Необходимо изучить современные прецедентные феномены, учитывая роли различных языковых средств в их организации: такое изучение важно не только с точки зрения выражения замысла феномена, но и с точки зрения того, насколько воспринимающие способны понять этот замысел.

Методы исследования:

1. Анализ названий Тюменских учреждений на наличие прецедентных феноменов

2. Комплексный анализ прецедентных феноменов

3. Аналогия для классификации прецедентных феноменов

4. Описательный метод для характеристики прецедентных феноменов

5. Классификация прецедентных феноменов

Научная новизна заключается в том, что в этом исследовании впервые проводится комплексный анализ и классификация прецедентных феноменов в названиях Тюменских учреждений.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов исследования в просвещении учеников по теме «Национальная культура», а также при обучении русскому языку иностранцев.

Глава 1. Прецедентные феномены в лингвистике
  1.  
    1. Определение прецедентного феномена

В современном мир существует множество национальных культур, которые имеют свою историю, традиции, язык. В процессе развития стран мира, государства и их народы всячески контактировали между собой. Это обуславливает актуальность исследования межкультурных коммуникаций, соотношение языков и культур. Такая наука, как лингвистика, изучает языковые явления, обращаясь при этом к определенной культуре. Ученые, изучающие взаимовлияние языка и культуры, выдвинули гипотезу, что язык и культура взаимно развиваются и существуют.

Для того, чтобы понять значение словосочетания «прецедентный феномен», необходимо знать значение каждого составляющего:

Прецедент (от лат. praecedens — предшествующий) — случай или событие, имевшее место в прошлом и служащее примером или основанием для аналогичных действий в настоящем.

Феномен - (от греч. phainomenon - являющееся) - 1) необычный, исключительный факт, явление...2) Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании.

Прецедентные феномены (ПФ) – феномены, познавательно и эмоционально значимые для той или иной личности, имеющие сверхличностный характер, т.е. хорошо известные и окружению данной личности, включая и предшественников, и современников, и такие, обращение к которым неоднократно употребляются в речи данной языковой личности [5].

Признаки прецедентных феноменов:

- ПФ хорошо известны всем представителям национально-лингво-культурного сообщества;

- ПФ актуальны в познавательном и эмоциональном плане (за прецедентным феноменом всегда стоит некое представление о нём, общее и обязательное для всех носителей того или иного национально-культурного сообщества);

- Обращение к ПФ постоянно возобновляется в речи представителей того или иного национально-лингво-культурного сообщества;

- ПФ не обязательно выражаются устно.

Прецедентные феномены играют огромную роль в межкультурной коммуникации.

Несовпадения аналогов прецедентных феноменов в различных культурах и неправильное их восприятие часто становятся источником межкультурных конфликтов. Изучение культуры и быта носителей языка направлено на то, чтобы помочь понять особенности употребления, дополнительные смысловые нагрузки, политические, культурные, исторические и тому подобные эмоциональные окраски единиц языка и речи [2].

Особое внимание уделяется реалиям, поскольку глубокое знание реалий необходимо для правильного понимания явлений и фактов, относящихся к повседневной действительности народов, говорящих на данном языке [6].

Функции прецедентных феноменов [7]:

  1. Оценочная функция: прецедентные феномены используются для оценки предметов, явлений, людей и др. С помощью прецедентного имени автор может дать точную оценку и емко высказать свое мнение. Примерами являются Казанова, Шаляпин, Муромец.

  2. Моделирующая функция заключается в том, что некоторые прецедентные феномены формируют представления о мире, выполняют функцию модели. Примерами являются Гудвин, три богатыря, аленький цветочек, золотая рыбка [1].

  3. Прагматическая функция заключается в воздействии на реципиент информации. Некоторые прецедентные феномены положительно или отрицательно окрашены. Эта окраска берет начало в первоисточнике употребления данного феномена. Данное явление влияет на то, как человек воспримет конкретную информацию.

  4. Парольная функция прецедентных феноменов помогает определить «своего» и «чужого» среди людей. Если человек дает реакцию на пароль, т. е узнает его, то он автоматически становится «своим». С помощью этой функции люди находят себе единомышленников [2].

  5. Эстетическая функция предполагает, что прецедентные феномены используются для эстетической оценки окружающего мира, различных явлений.

  6. Людическая функция используется в неформальной обстановке: каким-либо образом измененные прецедентные феномены в данном случае являются загадкой. Примеры: «Любишь сарказм, люби и в одиночестве жить», «очей моих разочарование».

  7. Эвфемистическая функция заключается в том, чтобы сделать высказывание, мнение неагрессивным, менее резким. Пример: Снежная королева, гадкий утенок.

  8. Рекламная функция предполагает то, что ПФ, использованный в качестве названия того или иного объекта, будет ассоциироваться с родом деятельности или предназначением данного объекта, таким образом привлекая клиентов.

  1.  
    1. Классификация прецедентных феноменов

В лингвистике существует несколько классификаций прецедентных феноменов, а зависит это от параметров.

Лингвисты выделяют следующую классификацию прецедентных феноменов [1]:

  • Прецедентные тексты (ПТ) – это тексты, являющиеся элементом культурной памяти народа и регулярно используемые для создания других текстов. Пример: Анна Каренина, автор Л. Н. Толстой.

  • Прецедентные высказывания (ПВ) – продукт речемыслительной деятельности, сумма значений компонентов которого не равна его смыслу. Например, «Быть или не быть» (Отрывок из монолога Гамлета в трагедии «Гамлет» У. Шекспира).

  • Прецедентные имена (ПИ) – индивидуальное имя, связанное или с широко известным текстом, относящимся, как правило, к числу прецедентных, или с ситуацией, широко известной носителям языка. Пример: Шариков, герой произведения М. Булгакова «Собачье сердце».

  • Прецедентные ситуации (ПС) – реальная единичная ситуация, включающая представление о самом действии, о его участниках, основную эмоциональную окраску и оценку, входит в базу знаний лингво-культурного сообщества и знаком любому среднему представителю этого сообщества. Например, Титаник.

Также существует классификация ПФ, по социальной значимости распространения, представленная Г. Г. Слышкиным [9]:

А) Автопрецеденты представляют собой отражение в сознании человека некоторых феноменов окружающего мира, обладающих особым значением для данной личности, связанных с особыми индивидуальными представлениями, вызывающие конкретные ассоциации (символы, впечатления, воспоминания о детстве). Например, в каждой семье есть такие слова, которые несут информацию о ситуации или тексте (например, анекдота) только для данной группы людей, для других они не являются своеобразной отсылкой к ситуации или тексты.

Б) Социумно-прецедентные феномены — феномены, известные любому среднему представителю того или иного социума (социального, профессионального и т. д). Если такое общество ограничено рамками семьи, то прецеденты этого типа являются автопрецедентами. Эти феномены могут не зависеть от национальной культуры. Например, феномены, общие для всех мусульман (конфессиональный социум) или для врачей (профессиональный социум).

В) Национально-прецедентные феномены — феномены, известные любому среднему представителю того или иного национального, лингвистического или культурного сообщества. При переводе, в частности, художественной литературы квалифицированные переводчики дают дополнительные разъяснения, комментарии или интерпретации, раскрывая инвариант восприятия того или иного феномена, очевидный для носителей языка-оригинала, но закрытый для читателей перевода.

Г) Универсально-прецедентные феномены - феномены, известные любому среднему современному человеку и входящие в его когнитивное пространство.

Выводы к главе 1

  1. Прецедентные феномены - хорошо известные всем представителям национально-лингвокультурного сообщества слова, выражения, тексты. За прецедентным феноменом всегда стоит некое общее и представление о нем, которое делает все отсылки к прецедентному феномену понятными и эмоционально окрашенными.

  2. Прецедентные феномены можно классифицировать по разным критериям. В лингвистике их разделяют на автопрецеденты, социумно-прецедентные феномены и национально-прецедентные феномены. Также прецедентные феномены можно классифицировать по источникам возникновения; по источникам, из которых представитель социума получил данный феномен; по целям употребления и др.

Глава 2. Анализ прецедентных феноменов в названиях Тюменских учреждений

Рекламная функция ПФ наиболее ярко выражается в тех случаях, когда той или иной прецедентный феномен используется в качестве названий учреждений в маркетинговых (рекламных) целях. Предприниматели, чтобы сделать свою компанию более прибыльной путем привлечения клиентов, называют учреждение тем или иным ПФ. В дальнейшем, рекламируя свое заведение, рекламные ролики/постеры в большинстве случаев связываются с названием организации. Например, если учреждение названо в честь какого-либо мультипликационного героя, то в качестве эмблемы заведения используется тот самый герой.

В названиях Тюменских учреждений используются всевозможные группы ПФ (Приложение 1):

  1. Автопрецеденты

В названиях учреждений автопрецеденты не используются, так как вследствие своей малоизвестности они не имеют влияние на широкие массы людей и не имеют маркетинговой силы.

  1. Социумно-прецедентные феномены

Социумно-прецедентные феномены активно используются в маркетинговых целях, так как определенные феномены известны определенному кругу лиц, что позволяет человеку определить деятельность данной фирмы. Однако есть случаи, когда социумно-прецедентные феномены используются без рекламных целей.

Ева – название мебельной компании. Ева является персонажем библии, следовательно, является известной всем представителям христианского конфессионального социума. Используется без маркетинговых целей.

Квант – название компьютерного салона. Квант - неделимая порция какой-либо величины. Данный прецедентный феномен известен профессиональному социуму, специализирующемуся на физике и информатике. Используется в маркетинговых целях, т. к. название вызывает определенные ассоциации, соответствующие роду деятельности организации.

Парацельс – название лечебно-диагностического центра. Первоисточником является швейцарский врач Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, использовавший псевдоним Парацельс. Данный прецедентный феномен известен врачебному профессиональному социуму. Используется в маркетинговых целях, т. к. название вызывает определенные ассоциации, соответствующие роду деятельности организации.

220V – название магазина электротехники. 220 Вольт – напряжение, используемое в бытовой электросети. Данный прецедентный феномен известен профессиональному социуму, специализирующемуся на физике, электроэнергетике. Используется в маркетинговых целях, т. к. название вызывает определенные ассоциации, соответствующие роду деятельности организации.

Ной – название кафе. Ной является персонажем библии, следовательно, является известной всем представителям христианского конфессионального социума. Используется без маркетинговых целей.

  1. Национально-прецедентные феномены

Национально-прецедентные феномены также часто встречаются в названиях учреждений. По подобию социумно-прецедентных феноменов, они могут быть использованы как с целью рекламы учреждения, так и без определенной цели. Различие заключается в том, что национально-прецедентные феномены могут быть известны только определенному культурному или лингвистическому социуму, а социумно-прецедентные только определенной группе людей.

Теремок – название детского сада. Первоисточником является одноименная русская народная сказка. Используется в маркетинговых целях, т. к. это название вызывает ассоциации, связанные с детьми.

Аленький цветочек – название фирмы по оформлению и доставке букетов. Первоисточник – одноименная русская сказка С. Т. Аксакова. Употребляется с целью рекламы, так как название фирмы вызывает ассоциацию с невероятно красивым цветком из сказки.

Семь пятниц – название ресторана. Первоисточником является фразеологизм «Семь пятниц на неделе», что означает «непостоянный». Используется без маркетинговых целей.

Три девицы – название магазина товаров для рукоделия. Первоисточником являются героини произведения «Сказка о царе Салтане». Употребляется в маркетинговых целях, т. к. данное название вызывает определенные ассоциации, которые соответствуют деятельности организации.

  1. Универсально-прецедентные феномены

Универсально-прецедентные феномены наиболее часто используются в названиях учреждений, так как их маркетинговое влияние распространяется на максимальные массы людей. По подобию социумно и национально-прецедентных феноменов, могут использоваться как в рекламных целях, так и без них.

Железный человек – название кузницы. Первоисточником является имя героя из произведения А. М. Волкова «Волшебник изумрудного города». Используется в маркетинговых целях, т. к. название вызывает определенные ассоциации, соответствующие роду деятельности организации.

Петр Столыпин – название бизнес-центра. Первоисточником является государственный деятель Петр Столыпин. Используется в маркетинговых целях, т. к. данное название вызывает определенные ассоциации, которые соответствуют роду деятельности организации.

Нептун – название фирмы по проектированию и строительству бассейнов. Первоисточником является персонаж древнегреческой мифологии. Используется в маркетинговых целях, т. к. данное название вызывается определенные ассоциации, соответствующие роду деятельности организации.

Шаляпин – название караоке-клуба. Первоисточником является советский оперный певец Федор Шаляпин. Используется в маркетинговых целях, т. к. данное название вызывается определенные ассоциации, соответствующие роду деятельности организации.

Есенин – название ресторана. Первоисточником является русский поэт Сергей Есенин. Используется без маркетинговых целей.

Выводы к главе 2
  1. Автопрецеденты не используются в маркетинговых целях.

  2. Социумно-, национально-, универсально-прецедентные феномены могут использоваться как в маркетинговых целях, так и без них.

  3. Данное исследование показало, что 51% найденных феноменов являются универсально-прецедентными, 39% приходится на национально-прецедентные, 10% на социумно-прецедентные и 0% на автопрецеденты. В ходе исследования мы доказали, что прецедентные феномены могут использоваться в маркетинговых целях.

Заключение

В данном исследовании изучались прецедентные феномены, найденные в названиях Тюменских учреждений.

Прецедентные феномены – феномены, познавательно и эмоционально значимые для той или иной личности, имеющие сверхличностный характер, и такие, обращение к которым неоднократно употребляются в речи данной языковой личности.

В ходе данного исследования было выяснено, что:

Прецедентные феномены могут использоваться как в качестве рекламы, так и без определенных маркетинговых целей.

Прецедентные феномены выполняют оценочную, моделирующую, прагматическую, парольную, эстетическую, смягчающую функции, функцию «языковой игры».

Прецедентные феномены подразделяются на автопрецеденты, социумно-прецедентные феномены, национально-прецедентные феномены, универсально прецедентные феномены.

Автопрецеденты не используются в маркетинговых целях.

Социумно-, национально-, универсально-прецедентные феномены могут использоваться как в маркетинговых целях, так и без них.

Данное исследование показало, что 51% найденных феноменов являются универсально-прецедентными, 39% приходится на национально-прецедентные, 10% на социумно-прецедентные и 0% на автопрецеденты. В ходе исследования мы доказали, что прецедентные феномены могут использоваться в маркетинговых целях (Приложение 2).

Список литературы

1. Гудков Д.Б. / Теория и практика межкультурной коммуникации. // М.: «Гнозис», 2003. 288 с.

2. Красных В.В. / Этнопсихолингвистика и лингвокультурология // М.: «Гнозис», 2002. 284 с.

3. Д. Б. Гудков, Л. П. Клобукова, И. В. Михалкина / Обучение русскому языку как иностранному в условиях современного социального контекста общения // Вестник Московского университета. Сер.9, Филология. - 2001. N6. Библиогр.: С. 256-257.

4. Высоцкая И.В., Перфильева Е.Ю. Типология способов трансформации прецедентного текста в газетном заголовке // Вестник Новосибирского государственного университета, 2010. Серия: История, филология. Т. 9, вып. 6: Журналистика. С. 118–124.

5. Караулов Ю. Н. / Русский язык и языковая личность. // М.: Наука, 1987. 216 с.

6. Гудков Д. Б. / Теория и практика межкультурной коммуникации // М.: «Гнозис» 2003. 288 с.

7. Нахимова Е. А. / Прецедентные имена в массовой коммуникации: монография // Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; Ин-т социального образования, 2007. 207 с.

8. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М.: ЧеРо, 2003. 139 с.

9. Слышкин Г.Г. / От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. // М., 2000. 353 с.

Приложение

Приложение 1

Название организации

Классификация

Род деятельности

Происхождение прецедентного феномена

Три богатыря

Национально-прецедентный

Закусочная

Сказка

Три медведя

Национально-прецедентный

Кафе

Сказка

Екатерина

Универсально-прецедентный

Кафе

Политический деятель

Семь Пятниц

Национально-прецедентный

Ресторан

Фразеологизм

Посейдон

Универсально-прецедентный

Ресторан

Мифы, легенды

Берлускони

Универсально-прецедентный

Ресторан

Политический деятель

Два капитана

Национально-прецедентный

Кафе

Литературное произведение

Петр Столыпин

Универсально-прецедентный

Бизнес-центр

Политический деятель

Теремок

Национально-прецедентный

Детский сад

Сказка

Фаренгейт

Универсально-прецедентный

Натяжные потолки

Ученый

Золотая рыбка

Национально-прецедентный

Праздничное агентство

Сказка

Аленький цветочек

Национально-прецедентный

Доставка и оформление букетов

Сказка

ТЦ Гудвин

Универсально-прецедентный

ТРЦ, кафе, офисы, кинотеатры

Сказка

МФК Магеллан

Универсально-прецедентный

Кафе, офисы, бытовые услуги

Путешественник

У Раневской

Универсально-прецедентный

Кафе

Актриса

Жар птица

Национально-прецедентный

Кафе-бар

Сказка

Шаляпин

Универсально-прецедентный

Караоке-клуб

Оперный певец

Есенин

Универсально-прецедентный

Ресторан

Поэт

Муромец

Национально-прецедентный

Спецтехника

Былина

Алые Паруса

Национально-прецедентный

АНО ДООЦ

Литературное произведение

Белая ворона

Национально-прецедентный

Изготовление и обслуживание аквариумов

Фразеологизм

Нептун

Универсально-прецедентный

Проектирование и строительство бассейнов

Мифы, легенды

Нобель

Универсально-прецедентный

Бизнес-центр

Ученый

Кентавр

Универсально-прецедентный

Кафе

Мифы, легенды

1000 и одна ночь

Универсально-прецедентный

Кафе

Сказка

Катюша

Национально-прецедентный

Кафе-столовая

Песня

Дзержинский

Универсально-прецедентный

Паб

Политический деятель

Распутинъ

Универсально-прецедентный

Кафе

Политический деятель

Утесов

Универсально-прецедентный

Кафе

Советский певец

Гермес

Универсально-прецедентный

Кафе

Мифы, легенды

Вишневый сад

Национально-прецедентный

Кафе

Литературное произведение

Пятый угол

Национально-прецедентный

Тайм-кафе

Фразеологизм

Дали

Универсально-прецедентный

Дизайн-студия

Художник

Маруся

Национально-прецедентный

Салон штор

Литературный персонаж

Тиффани

Универсально-прецедентный

Студия детского интерьера

Основатель ювелирной компании

12 стульев

Национально-прецедентный

Салон мебели

Название кинофильма

Casa Nova

Универсально-прецедентный

Студия кухни

Итальянский писатель (измененное)

Аврора

Универсально-прецедентный

Мебель на заказ

Мифы, легенды

Felicita

Универсально-прецедентный

Детская мебель

Название песни

Ева

Социумно-прецедентный

Мебельная компания

Персонаж

Железный человек

Универсально-прецедентный

Кузница

Литературный персонаж

Папа Карло

Национально-прецедентный

Мебельный салон

Литературный персонаж

Цезарь

Универсально-прецедентный

Торговая компания

Политический деятель

Орион

Универсально-прецедентный

Торговый комплекс

Мифы, легенды

Аладдин

Универсально-прецедентный

Магазин

Литературный персонаж

АБВГдейка

Национально-прецедентный

Магазин

Название передачи

Три девицы

Национально-прецедентный

Студия-магазин

Литературные персонажи

Квант

Социумно-прецедентный

Компьютерный салон

Понятие в информатике/физике

Парацельс

Социумно-прецедентный

Лечебно-диагностический центр

Швейцарский врач

220 V

Социумно-прецедентный

Магазин электротехники

Напряжение, используемое в бытовой электросети

Ной

Социумно-прецедентный

Кафе

Персонаж библии

Дягилев

Универсально-прецедентный

Ресторан

Театральный и художественный деятель

Приложение 2