III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

БЫЛЬ НЕ СКАЗКА, ИЗ НЕЁ СЛОВО НЕ ВЫКИНЕШЬ.
Зубов А.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

«Былина старину любит»

В.И.Даль

Изучая раздел Русского языка «Слова, слова, слова..», мы узнали, что такое лексическое значение слова, познакомились с разными видами словарей и как с ними работать. Наши знания мы решили применить на практике. Очень часто, читая то или иное произведение, мы встречаемся со словами, значение которых вызывает затруднение. Особенно много незнакомых слов встречается в былинах, с которыми мы начали знакомство на уроке внеклассного чтения. Русские былины - это часть русской народной культуры. Язык былин сложен для понимания. Не ко всем словам даются объяснения. «Толковать о достоинстве образов, смысл которых остаётся неведомым, - всё равно, что рассуждать о меткости и живописности незнакомого нам языка – писал А.Афанасьев1 (Приложение Лист1).

Объектом исследования являются: русские былины.

Предмет исследования: слова, значение которых вызывает затруднение.

Цель: составить картинный словарь с толкованием слов.

Задачи:

- изучить материал о былинах, прочитать выбранные былины;

- отобрать «трудные для понимания слова», найти к ним иллюстрации и толкование;

- взять интервью у учителей для выявления трудностей при изучении былин;

- провести анкетирование среди учащихся 2-4 классов с целью выявления

понимания слов из былин;

- составить занимательный материал.

Гипотеза: смысл и понимание былинного произведения невозможно без ярких образов и толкования слов.

Методы: поиск и изучение информации, анкетирование учащихся, интервью, анализ проделанной работы.

В своей работе мы использовали справочную, научно-популярную литературу, а также материалы сети Интернет.

Глава 1. Что такое былины?

1.1 Общее значение термина «былина».

Для определения термина былины мы обратились к толковым словарям и справочникам (Приложение Лист 2).

Былина – русская народная эпическая песня – сказание о богатырях.2

В.И.Даль так писал: «Бывалка, бывальщина, былица, былина – что было, случилось, рассказ не вымышленный, а правдивый, старина; иногда вымысел, но сбыточный, не сказочный. Бывальщину слушаешь лучше сказки. Былина старину любит.»

Были́ны (стáрины) — русские героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод истории Киевской Руси (отсюда народное название былины — «стáрина».3 Это же слово встречается и в самих былинах: «тем старина и кончилась»: «благословите, братцы, старину сказывать».

Термин «былина» был введён собирателем фольклора Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Иван Сахаров (Приложение Лист 3) предложил его, исходя из выражения «по былинам», что значило «согласно фактам». С тех пор слово «былина» используется на правах термина.

Былины делятся на Киевский цикл (тема: защита русских земель) и Новгородский (быт, купечество, торговля).

В былинах можно найти много исторических примет. Старинное вооружение воинов - меч, щит, копье, шлем, кольчуга. Упоминается Чернигов, Муром, Галич и другие древние города. Детали реальной жизни помогают ученым восстановить, как жили люди, старинный облик зданий.

1.2 Исполнители былин

Создателем и исполнителем былин всегда был народ. Передавались они устно из уст в уста, как слышали от предков. Былины одновременно и сказывались и пелись. Однако, и пелись и сказывались былины по-особому. От песен они отличаются торжественностью тона, а от сказок величавостью, правдивостью рассказывания. Исполнителя называли бояном или сказителем. Обычно это были пожилые люди, лет пятидесяти - семидесяти. (Приложение Лист 3)

У северных народов Сибири их исполнял один человек. У южан же их исполняли хором, так же как и другие произведения устного народного творчества (Приложение Лист 3).

В старину былины исполнялись в сопровождении гуслей.

1.3 Герои русских былин

Герои русских былин - воины-богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, крестьянин Микула Селянинович, гусляр Садко и другие. (Приложение Лист 4). Ученые считают, что многие из них жили на самом деле много столетий назад.

Богатыри отличаются большой силой и совершают подвиги. Некоторые события, описанные в былинах, действительно имели место в истории. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Каждый из былинных героев имеет свои отличительные черты, но все они выражают представление о том, каким быть человеку и как вести себя в мирные дни и в годину, когда враг грозит Руси. «Богатыри – это идеальные образы людей, по силе, умению, красоте, богатству»4.

Знакомство с былинами даёт нам ценный материал, как источника народной мудрости, прививает интерес к устному народному творчеству и истории России, учит быть настоящим патриотом своей страны.

Глава 2. Словарь к былинам

2.1 Общее представление о былинах учащихся начальной школы

Начиная с дошкольного возраста, дети, знакомятся с былинами на доступном уровне. В начальной школе былины включены в программный материал в 4 (3) классах. Нами была разработана анкета, в которую были включены вопросы на общий кругозор былин и толкование некоторых слов. (Приложение Лист 6)

Результаты анкеты показали, что большинство детей 3-4 классов (3-х классов – 53 ученика, 4-х – 78 учащихся) имеют представление, о том, что такое былины. Но среди неверных ответов были допущены грубые ошибки: рассказ о рыцарях, выдуманная история, сказка, рассказ. Анкета показала, что дети смешивают жанр произведения и упускают ключевое слово: то, что было в действительности. (Приложение Лист 7).

На 2-й вопрос анкеты (значение слова «богатырь») большинство учащиеся давали верный ответ, но неполный, чаще всего называли качество, по которому определяли данное слово, например, богатырь – это сильный человек (22 человека), храбрый (4 человека).

На вопрос «Каких богатырей знаете?» получили данные: большей популярностью у детей пользуются богатыри: Илья Муромец (занимает первую строчку в рейтинге – 96%), Добрыня Никитич – 92%, Алёша Попович – 90%. Назвали Святогора - 38%, Садко – 4%, Василису Микулишну – 1% .(Приложение Лист 8). Среди неверных ответов были названы: Иван-царевич, Сергий Радонежский, Вещий Олег, Никита Кожемяка.

Смысл слова «яровчатые» большая часть объяснила неверно либо не смогла дать ответ. Верное значение указал 1 человек. (Приложение Лист 8)

Среди неверных ответов назывались такие: громкие – 14 человек, яркие – 12 человек, красивые, красные - 8 человек, старые – 5 человек, с узорами – 2 человека, по 1 ответы были названы: большие, новые, хорошие, неработающие, быстрые.

Слово « паробок» объяснили верно всего 16% в 4 классах и 1% - в 3-х классах. (Приложение Лист 8).

Ответы к слову «калики». Дали верный ответ – 12% (калики - бродячие, обычно слепые певцы, 4 класс)), не смогли ответить -10%, ответили неверно – 52% - 4 класс, 72% - 3 класс). (Приложение Лист 9)

Неверные ответы: бомжи – 6 человек, маленькие люди – 5 человек, умные, иностранные, молодые, рабочие – по 1 ответу.

Вывод: большая часть детей не могут объяснить данные слова или объясняют неверно. Незначительная часть понимают смысл слов верно.

Лучше всего дети знают «трёх богатырей» - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. Это не случайно, ведь в мультипликации показаны данные герои, есть известная картина В.Васнецова, с которой дети встречаются на уроке русского языка и чтения.

Аналогичную анкету я провёл и в своём классе, когда мы только начали знакомство с былинами. Мы сократили количество вопросов, так как дети ещё не изучали былины.

К слову «богатырь» данные были взяты из КИМов по русскому языку 2 класс, где одним из тестовых вопросов был вопрос о толковании данного слова. Оказалось, что из 26 человек правильный ответ дали половина учащих. Вторая половина учеников выбрали неверное толкование слова:

а) богатый человек – 4 человека (31%)

б) так называли в старину детей, рожденных в деревне – 6 человек (46%),

в) богатырских дел мастер – 3 человека (23%). (Приложение Лист 9).

При объяснении слов, ученики нашего класса также испытали трудности.

« яровчатые» (Приложение Лист 10)

- затруднились ответить – 11 человек – 44%.

- ответили верно – 2 человека – 8%.

- ответили неверно – 12 человек – 48%.

(старые, новые, яркие, необычные, звонкие, человек в ярости).

« паробок»

- затруднились ответить – 13 человек – 52%.

- дали верный ответ – 0 человек – 0%.

- дали неверный ответ – 12 человек – 48%.

(Среди неверных ответов даны объяснения: яма, кофта, порох, редкий человек, вор, сильный человек)

При объяснении лексического значения большинство детей не могут дать точного толкования слова, либо затрудняются дать ответ. Идет искажение воспринимаемого текста или неверное его понимание.

Из вышесказанного мы делаем вывод, что учащимся нужна помощь: это может быть словарик (как это сделано авторами учебника «Литературное чтение»5), а ещё лучше иллюстрация, картинка.

2.2 Составление словаря.

Как сделать, чтобы работа по изучению былин была учащимся интересна и приносила пользу? За советом мы обратились к моему классному руководителю Киряковой Н.В. и учителю русского языка и литературы Лущик О.А. (Приложение Лист 11). Из сказанного мы пришли к выводу, что хорошим подспорьем для учеников будет наглядный материал, словарная работа.

Нами был выбран круг былин. Нашими источниками стали следующие произведения: былины из учебника «Родная речь» для 2 класса. (Авторы М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова). Так же я использовал книгу «Былины» из серии «Школьная библиотека». (Приложение Лист 12). Работу мы проводили коллективно: ученикам нашего класса было предложено прочитать былины из учебника «Родная речь» (былины даны в сокращённом варианте) и выписать слова, смысл которых не ясен или вызывает затруднение. У нас получился словарь. К данному списку я добавил слова, которые выбрал из тех же былин, но в другом источнике «Былины».

Толкование некоторых слов было дано в учебнике (сноски). Мы обратились к справочной литературе – словарям, которые упомянуты выше, а также использовали мифологический словарь.

Словарь «Непонятные слова»: барыш, белояровая (пшеница), буйна (голова), булат, вдова, горница, гусли яровчатые, дружина, ендова, зычный, изнурился (конь), изотчина, калики, крестьянин, обходительный (Добрыня – « а сам ласковый, обходительный), Почай –река, Гора Сорочинская, колчан со стрелами, палица, паробок, копьё долгомерное, чара, князь, княгиня, латы, стремя, маковки, призреть, приторочил, епанча, чадо, матерел, опара, рать, …

К словам, которые являются именами существительными, кроме толкования, мы подобрали иллюстрации. Также включили сведения о богатырях и некоторых географических объектах. У нас получилось два вида словарей: один – индивидуальный, куда вошли как имена существительные, так другие части речи, другой – картинный (Приложение Лист 13), как наглядное пособие для уроков.

Мной были разработаны творческие задания: викторина, игра, логические задания, которые помогут детям, как при изучении былин, так и при закреплении материала (Приложение Лист 16, 17).

Заключение.

Работая над данной темой, мы выяснили, насколько важно знать лексическое значение каждого слова в произведении. Наша гипотеза подтвердилась: учащиеся плохо понимают смысл прочитанного, не зная толкования слова. Изучили литературу по данному вопросу, составили словарь для работы с былинами, занимательный материал.

С данной работой я выступил перед классом. Контрольный тест, который мы провели с учащимися нашего класса, показал хорошие результаты (Приложение Лист 14 15). Разработанный материал помог детям при написании сочинения по картине В.Васнецова «Три богатыря». Выполненные мной словари, помогут в дальнейшем в изучении былин.

Список литературы

  1. В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», издательский дом «Рипол Классик», С.: 3104, 2007 г.

  2. А.А..Кайев «Русская литература», с.114

  3. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий … «Литературное чтение» 2 класс, Москва «Просвещение» 1993 г.

  4. Нечаева А.Н. «Былины», издательство «Высшая школа», 2015 г.

  5. Розе Т.В. Мифологический словарь». Древняя Русь, Британия и Ирландия – М :ОЛМА МЕДИА ГРУПП.2014 – 48 с.

  6. «Русский фольклор» - М.: Олимп; ООО «Фирма Издательство АТС»,1999,- 576 с., - (Школа классики)

  7. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. Москва 2006 г, с.65

  8. http://russian7.ru/post/murom/© Русская Семерка russian7.ru

  9. https://ru.wikipedia.org/

Приложение Лист 1

Александр Николаевич Афанасьев — русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед.

Приложение Лист 2

Работа со словарями, литературой и интернет-источниками.

Приложение Лист 3

Русский фольклорист-этнограф И.П. Сахаров (1807-1863)

Приложение Лист 4

Исполнители и сказители былин

В. М. Васнецов - «Баян»

Виктор Васнецов. "Гусляры"

Приложение Лист 5

Герои русских былин

В.Васнецов «Богатыри» Садко

Никита Селянинович

Приложение Лист 6

Анкета

  1. Объясни, как ты понимаешь значение слова «былина». Допиши предложение:

Былина – это …………………………………………………………………

  1. Объясни значение слова «Богатырь».

Богатырь – это ………………………………………………………………..

  1. Каких былинных богатырей ты знаешь? Перечисли

………………………………………………………………………………….

  1. Прочитай предложения из былин и объясни значение выделенных слов:

«Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою на старинный лад

яровчатые –

Добрыня зычным голосом крикнул паробка, велел ему в провожатых быть

паробок –

К Илье под окно странники нищие, калики перехожие забрели.

калики –

Приложение Лист 7

Результаты анкетирования

Фото «Обработка анкет»

«Что означает слово былина?

«Что означает слово богатырь?

Приложение Лист 8

«Каких богатырей знаете?»

«Толкование слова «яровчатые»

«Толкование слова «паробок»

Приложение Лист 9

«Толкование слова «калики»

Результаты анкеты 2 класс

Приложение Лист 10

«Толкование слов»

Приложение Лист 11

Интервью с учителем русского языка и литературы Лущик Ольгой Александровной.

1)– С какими трудностями сталкиваются учащиеся при изучении былин?

Ольга Александровна

- У былин так называемый былинный стих, длинная стихотворная строчка, сложная рифмовка. Былины создавались не для чтения, а для исполнения. Детям такое чтение непривычно, поэтому не всегда удаётся прочитать правильно. Затрудняет чтение непонимание слов, поэтому прочитывают с искажением, неверно ставят ударение.

Учащимся трудно представить историческое время, описанное в былинах, отсюда сложное восприятие былин. Учителю нужно познакомить учащихся с той исторической эпохой, с тем временем, о которых говорится в былинах. Перед изучением былин необходимо проводить подготовительную работу.

2) Какие рекомендации по изучению былин вы можете дать.

Ольга Александровна

- Изучение былин лучше всего начинать со знакомства исторической эпохи, тогда будет понятен смысл многих слов, например, кто такой Владимир, почему русское государство, называлось Киевская Русь.

Читать нужно вдумчиво, не пропуская деталей, вести словарную работу: разъяснение непонятных слов. Хорошо, если ученик записывает смысл незнакомых слов. Обращать внимание на сам язык: образные выражения,

Интервью с учителем начальной школы Киряковой Наталией Валентиновной.

 
  1. Какие советы вы можете предложить по изучению былин?

- Былины воспринимаются детьми достаточно сложно. Само чтение вызывает много ошибок: искажение слов, неверное ударение. Непонимание прочитанного.

Нужна большая подготовительная работа: прежде всего, знакомство с самим жанром, его особенностям;

введение в историческое время;

словарная работа.

В былинах встречаются как историзмы, так и архаизмы. Данные слова требуют от учащихся много времени, чтобы понять и уяснить смысл каждого слова. Важно, чтобы такой ценный материал, как былины, не отбил у детей желание изучать их. Яркие образы, элементы занимательности, интересные исторические факты, задания творческого характера, проблемные вопросы помогут оживить материал и привлечь внимание.

Приложение Лист 12

«Родная речь» для 2 класса. Авторы М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова

Приложение Лист 13

Приложение Лист 14

Тест

по теме « Былины», 2 класс

  1. Персонаж былин, который отличается силой и совершает подвиги?

а) силач, б) титан в) богатырь

2. Какой инструмент использовался при исполнении былин

а) скрипка, б) гусли в) балалайка

3. Кто помог Илье Муромцу встать на ноги?

а) калики, б) маги в) врачи

4. Богатырь, умеющий хитро обмануть врага.

а) Илья Муромец, б) Алёша Попович в) Добрыня Никитич

5. В какой город отправлялись на службу богатыри?

а) Москву, б) Ростов в) Киев

6. Чем сразил Илья Соловья-разбойника?

а) стрелой, б) палицей в) плетью

7. Кто из перечисленных героев не является былинным богатырём.

а) Святогор б) Дунай в) Иван

8. Какое из слов передаёт, какой была Почай-река?

а) спокойная б) сердитая в) быстрая

9.Как назывался в 12 веке правитель государства

а) царь б) король в) князь

10) Главная идея в былинах.

а) любовь к природе

б) любовь к родной земле

в) любовь к братьям нашим меньшим

Верные ответы

1-в 2.-б 3-а 4-б 5-в 6- а 7-в 8-б 9 –в 10-б

Таблица оценивания

Верных ответов

уровень

10-9

высокий

8-7

средний

6-5

ниже среднего

Менее 5

низкий

Приложение Лист 15

Фото «Проведение теста»

Результаты теста (2 класс)

Верных ответов

Количество человек

уровень

%

10-9

8 человек

высокий

30%

8-7

17 человек

средний

63%

6-5

2 человека

ниже среднего

1%

Менее 5

-

низкий

 

Приложение Лист 16 «Занимательный материал к былинам»

Викторина по теме «Былины», 2 класс

  1. Кто из великих русских богатырей 30 лет пролежал на печи ? (Илья Муромец)

  2. Какое чудище проживало в горах Сорочинских ? ( Змей Горыныч)

  3. Кто освободил Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира из плена? ( Добрыня Никитич)

  4. Единственный из русских богатырей, гробница которого доныне существует в пещере Киево – Печерской Лавры. Кто это богатырь? (И. Муромец)

  5. Самый обходительный из богатырей? (Добрыня Никитич)

  6. С кем сражался Алёша Попович? (С Тугариным)

  7. В славном городе Ростове у ростовского попа был один единственный сын. А как его звали ? ( Алёша Попович.)

  8. Кто из известных русских художников написал картину «Богатыри»? (В. Васнецов)

  9. Как назывался человек, исполняющий былины? (Бооян)

  10. Как называлась огненная река, в которой решил искупаться Добрыня Никитич? ( именуют Пучай-рекой)

  11. Что означает слово рать? (войско)

  12. Как называлась комната в былинах? (Горница).

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

« Третий лишний». Вычеркните лишнее слова:

1.Киев, Пермь , Муром,

2.Добрыня Никитич, Алёша Попович, Иван-Царевич.

3.Почай- река, Река Черёмуха, Река Смородина..

4. Латы, каска, шлем.

***

  1. Плеть, автомат, копьё

  2. Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Соловей –разбойник

  3. Святогор, Василий Буслаев, Никита Кожемяка.

  4. Гусли, скрипка, гитара

По описанию узнай одного из героев былин.

1. «Свищет злодей по-соловьему, кричит по-звериному, и от посвиста соловьего да от крику звериного трава-мурава пожухла вся, лазоревые цветы осыпаются, темные леса к земле клонятся, а люди замертво лежат! » (Соловей-разбойник)

2. «Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». (Алеша Попович).

3. «В плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые, вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам ласковый, обходительный». (Добрыня Никитич).

4. Говорящее драконоподобное существо, с тремя головами, с хвостом и медными когтями, обладающее способностью дышать огнем, при этом выпуская из ушей дым. (Змей Горыныч )

Соотнеси слово и значение

1

порешить

А

притомился, устал

2

приумаялся

Б

оскалиться

3

ощериться

В

убить

1

2

3

     

***

1

дородный

А

громкий

2

обходительный

Б

полный

3

зычный

В

вежливый

1

2

3

     

***

1

чара

А

широкий сосуд с отливом для кваса

2

шпенёчки

Б

небольшой сосуд для питья вина

3

ендова

В

небольшие шипы, стержни

1

2

3

     

***

С каким врагом сражался каждый из богатырей, соотнеси

1

Илья Муромец

А

Змей Горыныч

2

Добрыня Никитич

Б

Тугарин Змей

3

Алёша Попович

В

Соловей-разбойник

1

2

3

     

«Старинное вооружение воинов»

Разгадай анаграммы и ты узнаешь, чем были вооружены богатыри.

  1. ТИЩ - ……………. 2) ЧЕМ - ………………..

  1. КЬЕПО - ………….. 4) АТЫЛ - ………………

Ответы: 1)Щит, 2) меч, 3) копьё, 4) латы

«Объясни слово»

В былинах встречаются незнакомые старинные слова. К каждому из слов даны три толкования, но только одно из них верное, определи какое? Назови номер ответа, который ты считаешь верным.

А) УШКУЙ 1) большая плоскодонная ладья, с парусом и вёслами

2) врач-специалист по болезням уха

3) небольшая кадка с ушами

Б) ШАЛЫГА 1) непородистая дворовая собака

2) мягкая козья или овечья шерсть

3) подорожный посох

В) ЧЕЛЯДИНЕЦ 1) сапожник

2) дворовый слуга

3) болезненный человек

Г) ВЫТЬ 1) еда

2) одежда

3) непогода

Д) БАСУРМАН 1) болтун, говорун

2) высокий, нескладный

3) иноземец, иноверец

Е) Чадо

1) ребёнок, дитя

2) болеющий человек

3) старик

Ответы: А-1, Б-3, В-2, Г-1, Д-3,Е -1.

Снаряди богатыря

Из предложенного списка подчеркни только те предметы, которыми мог воспользоваться Илья Муромец:

Автомат, пилотка, палица, револьвер, граната, копьё, шинель, латы, бронежилет.

Выбери названия и подпиши, используя слова для справок

Слова для справок:

Стремя, меч, шлем, сбруя, палица.

Приложение Лист 17

Фото «Проведение викторины, игры «Путешествие в мир былин»

Игра

1 https://ru.wikipedia.

2 Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. Москва 2006 г, с.65

3 https://ru.wikipedia.org/

4 А.А..Кайев «Русская литература», с.114

5 Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий … «Литературное чтение» 2 класс