III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

НАШИ ДРУЗЬЯ – СЛОВАРИ
Шабашова В.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Еще в древности люди создали семь чудес света. Есть одно чудо, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но все мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, рассказать. Это – книга. В книгах можно найти ответы на самые разнообразные вопросы. Есть такие книги, где поместилась целая вселенная. Это – словари. Французский писатель XIX века Анатоль Франс писал, что «словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг».

На наш взгляд, в современном мире, в связи увеличением информационного потока и ускоренными темпами изменений условий нашей жизни, значение справочной литературы значительно возрастает. В справочной литературе собраны материалы о всех областях человеческой жизни, содержатся сведения научного, прикладного или познавательного характера. Словари помогают расширить кругозор, получить новую информацию из разных сфер науки, техники, искусства и литературы, развивают культуру речи, приобщают к культуре народа.

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам одним из результатов филологического образования является «обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения», а также «овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию». [2] Указанных результатов невозможно достигнуть, если обучающиеся не овладеют умением пользоваться лингвистическими словарями. Этим объясняется актуальность нашей исследовательской работы.

Перед написанием исследовательской работы мы выдвинули гипотезу, что пятиклассники обращаются к печатным изданиям лингвистических словарей только на уроках русского языка и литературы. Дома же единственным источником, к которому обращаются пятиклассники за получением неизвестной информации является интернет.

Объектом нашего исследования стали словари, в частности толковые словари. Уровень практического применения толковых словарей пятиклассниками - предмет исследования.

Цель нашей работы заключается в том, чтобы показать важность и необходимость использования лингвистических словарей, в частности толковых.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи исследовательской работы:

1. увеличить познание о словарях;2.сформулировать алгоритм работы со словарём;3. раскрыть практическую значимость толковых словарей.

Глава I. Что представляет собой справочная литература, её значимость.

1.1 Типология словарей, их функции.

Умение правильно и связно выражать свои мысли является одним из основных показателей умственного и речевого развития обучающегося. Чем богаче активный словарный запас пятиклассника, тем содержательнее и грамотнее его устная и письменная речь. Чтобы добиться совершенного владения языком, необходимо в ходе обучения обогатить словарный запас, в том числе путем эффективного использования лингвистических словарей.

Словарь представляет собой книгу, которая содержит собрание слов , расположенных по определённому принципу, как правило, с добавленными к ним комментариями, в которых содержится информация об особенностях их структуры и функционирования В словаре даются сведения о значениях слов, употреблении, происхождении, переводе на другой язык, или информация о понятиях и предметах, ими обозначаемых.

Составление словаря представляет собой сложную работу. Кроме лингвистических положений о слове, его значениях и употреблении, грамматических и фонетических характеристик, надо знать технику составления словарей и понимать состав словаря. Поэтому одним из важных вопросов при составлении словаря является- порядок расположения единиц. [7]

Чаще всего используется алфавитный порядок, иногда в том или ином сочетании с различными принципами расположения. Например, во многих случаях применяется гнездование, то есть объединение в одно «гнездо» (в рамках одной словарной статьи) слов, связанных общностью корня, хотя это нарушает алфавитную последовательность. Фактически в этих случаях происходит отступление от алфавитного порядка слов в сторону алфавитного порядка корней. Это оказывается очень удобным для некоторых типов словарей, например, для словообразовательных и этимологических. Последовательное проведение гнездового принципа соответствует лексикографической традиции многих языков. Так, арабские словари принято строить именно по алфавиту корней, помещая под каждым корнем все производные (в том числе и производные с приставками).

По своему объекту описания все словари принято делить на два основных типа: энциклопедические и лингвистические.

Особенностью энциклопедических словарей является то, что в них объясняются не слова, а предметы, лица, явления, понятия, обозначаемые теми или иными словами. Слово энциклопедия родилось у древних греков, обозначавших им «круг знаний», «обучение по всему кругу знаний». Такие словари почти не содержат предлогов, местоимений, союзов, частиц, мало глаголов; создаются специалистами в разных областях знаний.

Лингвистические словари отличаются от энциклопедических своим принципом построения.

Лингвистическиесловари можно подразделить на три типа:

1 ) многоязычные;

2 ) двуязычные;

3 ) одноязычные.

Многоязычные и двуязычные словари — это словари переводные. В них значения слов одного языка объясняются через сопоставление со словами другого языка. Часто встречаются следующие двуязычные словари :

1) англо­русский и русско-английский;

2) немецко-русский и рус­ско-немецкий.

В одноязычных словарях слова объясняются посредством слов того же языка.

Целью лингвистических словарей является объяснение лексического значения слов, их грамматическая, стилистическая, этимологическая, орфоэпическая и другая характеристика. В зависимости от этого, существуют различные типы лингвистических словарей русского языка: толковые, словообразовательные, орфоэпические, орфографические, этимологические, словари синонимов, антонимов, омонимов, иностранных слов и многие другие. На базе этих словарей созданы специальные школьные словари с учетом психологических особенностей школьников, методики их обучения и т.д., которые дают самый разнообразный языковой материал. [7]

1.2. Характеристика толковых словарей.

Лингвистические словари различаются по единице описания, учёные выделяют те, в которых единицей описания является слово (толковые словари, словари синонимов, антонимов, омонимов), и те, в которых единицей описания является фразеологизм.

Наиболее распространенным одноязычным словарем является толковый словарь.

В учебнике по русскому языку за 5 класс под редакцией Т.А.Ладыженской даётся следующее определение толкового словаря: «Это особые справочные книги, которые состоят из словарных статей. В них разъясняется лексическое значение слова». [4, c. 149]

Толковые словари называют универсальными, или комплексными, так как, обращаясь к ним, мы можем получить целый ряд сведений о том или ином слове. Он содержит в себе значение слов (частично фразеологизмов), их грамматическую и экспрессивно-стилистическую характеристику, отмечает их нормативное написание и произношение, иногда приводит сведения этимологического характера.

Толковый словарь изъясняет лексическое значение слов. Слово толкуется только один раз, а словосочетание даётся в толковом словаре столько раз, сколько слов входит в это сло­во­со­че­та­ние, — один раз с толкова­нием, осталь­ные­ с отсыл­кой. Такие словари, как правило, пред­назначе­ны для носителей родно­го языка.

Первичная функция толкового словаря заключается в описании значений слов, причем словарные описания, или толкования, должны быть ясными и понятными, по возможности без использования в них таких слов, которые менее употребительны и менее понятны, чем само толкуемое слово. Обычно сначала толкуются более общеупотребительные значения, а за ними следуют более редкие. Поскольку конкретное значение слова часто зависит от контекста, в более подробных словарях приводятся примеры употребления слов в различных контекстах

Без обращения к толковым словарям невозможно представить работу по обогащению словарного запаса и совершенствованию грамматического строя речи обучающихся, невозможно получить знания о богатстве и разнообразии лексики русского языка. Это значит, что без систематического использования обучающимися толковых словарей невозможным будет достижение результатов, выдвигаемых требованиями современного стандарта образования.

Применение толкового словаря помогает решить целый ряд образовательных задач:

  1. В словаре представлен свод актуальной лексики русского языка, что помогает обогатить лексический запас обучающихся.

  2. В словаре фиксируется современная норма употребления слов, что позволяет овладеть литературными нормами языка.

  3. В словаре объясняется, в каких ситуациях и с какой стилистической окраской можно употреблять слово или выражение.

  4. Иностранные обучающиеся с помощью толкового словаря могут ознакомиться с особенностями сочетаемости и семантики русских слов.

Если учесть какой ряд образовательных задач выполняет толковый словарь и какие функции он выполняет, то можно прийти к выводу, что толковый словарь должен быть настольной книгой каждого обучающегося, служить языковым справочником активного типа.

На наш взгляд, неотъемлемым помощником каждого пятиклассника должен стать «Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухина. Словарь дает возможность узнать значение слова. При толковании слова на первый план выдвигается основное прямое его значение, а затем приводится переносное. Пользуясь словарем, обучающийся может узнать, как пишется и как произносится интересующее его слово, каковы его фонетические и морфологические признаки.

Кроме школьного толкового словаря существуют ещё несколько словарей.

«Толковый словарь» В.И.Даля словарь, составленный Владимиром Ивановичем Далем в середине XIXвека. Один из крупнейших словарей русского языка. Содержит около 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов. Данный словарь представляет собой явление исключительное и, в некотором роде, единственное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. Другого подобного труда лексикография не знает. Создатель его не был языковедом по специальности. О себе и своём словаре В. И. Даль говорит: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». Выдающийся знаток русского слова, В. И. Даль был чутким ценителем и заботливым собирателем русской речи в самых многообразных её проявлениях: меткая самобытная пословица, поговорка, загадка, сказка находили в нём внимательного собирателя и бережного хранителя. Отсюда и та необыкновенная полнота, с которой отражается народное речевое творчество в составленном им словаре. В словаре можно найти пояснения специфических фраз, многих профессий и ремесел, которые в современном мире уже не встречаются. «Толковый словарь живого великорусского языка» — это настоящая энциклопедия русского народного быта, склада ума и характера, нашедших своё выражение в речи. Достаточно указать, что В. И. Даль под разными словами поместил около тридцати тысяч пословиц. Словарь Даля далеко выходит за пределы, которые ограничивают обычные филологические словари: он объясняет и предметы, характеризующие русский народный быт, и поверья, и приметы, связанные с сельскохозяйственным календарём, а также даёт множество других этнографических сведений. Толкуя то или иное слово, В. И. Даль подбирает множество синонимов, свидетельствующих об исключительном богатстве русского языка, его гибкости и выразительности, он показывает безграничные словообразовательные возможности русского языка. (http://www.rubricon.com/about_tsd_1.asp)

«Словарь русского языка» (Малый академический словарь, МАС) — академический четырёхтомный нормативный толковый словарь современного русского литературного языка, созданный на основе картотеки «Словаря современного русского литературного языка», собранной Словарным сектором Института русского языка Академии наук СССР и содержащей выборки из произведений художественной литературы со времён А. С. Пушкина и произведений публицистической и научной литературы XIX—XX веков.

Содержит общеупотребительную лексику и фразеологию русского литературного языка по состоянию на время выхода издания. Первое издание словаря вышло в свет под редакцией А. П. Евгеньевой в Москве в 1957—1961 годах, второе издание, исправленное и дополненное, — в 1981—1984 годах. При переиздании в словарь были введены слова и значения, возникшие в языке со времени публикации первого издания; во втором издании систематически представлены наречия на -о, -е, -ски, а указания на видовую пару даются при каждом из входящих в неё глаголов. Несколько расширено число помет, относящихся к экспрессивно-эмоциональной оценке слов. [3, с.4]

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова рассчитан на широкий круг читателей: — однотомный, нормативный[ толковый словарь русского языка, созданныйизвестнымсоветским лингвистом Сергеем Ивановичем ОжеговымТолковый словарь русского языка содержит 80 000 слов и фразеологических выражений. Слова и фразеологизмы, включенные в толковый словарь, относятся к общелитературной русской лексике, а также к взаимодействующим с ней специальным сферам языка; в толковом словаре широко представлены также просторечия русского языка, употребительные в литературе и в разговорной речи. Словарная статья включает толкование значения, характеристику строения слова, если оно многозначно, примеры употребления в литературной и разговорной речи, сведения о сочетаемости, грамматические характеристики слова.

Словарная статья в словаре С.Ожегова сопровождается описанием тех фразеологических выражений, которые порождены этим словом либо так или иначе с ним связаны. [6, с. 4]

Глава 2. Практическая значимость словарей

2.1. Правила работы со словарем

На уроках русского языка, литературного чтения, математики, ознакомления с окружающим миром создаются учебные ситуации, требующие от учащихся обращения к словарям различного типа. В каждом словаре есть предисловие, в котором объясняется, как пользоваться словарём. Независимо от того, каким словарем вы пользуетесь, вы должны быть осведомлены о его структуре, которая подскажет вам, как с легкостью найти необходимую вам информацию и по максиму использовать возможности этой книги. Структура словаря включает в себя такие позиции: введение или предисловие; раздел «как использовать этот словарь»; перечень обозначений, используемых в транскрипции; список сокращений и объяснений; основой список слов, какие-либо дополнительные материалы и список использованной литературы.

Так как словари по своей структуре одинаковы, то можно сформулировать общие правила пользования словарём:

1. Помни, что слова в словаре расположены в алфавитном порядке.

2. Помни, что словарь состоит из предисловия и словарных статей. Поэтому сначала внимательно изучи текст предисловия. Это поможет тебе легко ориентироваться в словаре.

3. Помни, что словарная статья рассказывает о разных сторонах слова: его написании, правильном произношении, истории слова, его составе и способах образования, лексическом значении и т.д. Во многих словарных статьях помещаются иллюстрированные цитаты, которыми авторы словарей подтверждают, оправдывают употребление слова или выражения в языке. Цитаты эти выписываются из художественной, общественно-политической, научной и другой литературы. В качестве цитат используются пословицы, поговорки.

4. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны жирным шрифтом слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо парные три буквы этих слов. Это облегчит поиск нужного слова.

2.2. Анализ ситуации по использованию толковых словарей пятиклассниками

Ранее в работе было указано, что новые государственные стандарты образования ставят перед нами такие цели изучения русского языка, как овладение основами культуры устной и письменной речи; овладение навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Однако в полном объеме овладеть раз и навсегда нормами литературного языка невозможно, так как язык- это живой организм, постоянно изменяющийся в процессе развития. Только регулярное обращение к всевозможным словарям и справочникам позволит постоянно совершенствовать свою речевую культуру. И на наш взгляд привычка обращения к проверенной справочной литературе формируется именно в школе.

В связи с этим я решила разузнать часто ли ученики пятых классов в моей школе пользуются словарями, и в каких ситуациях. Для этого я провела социологический опрос среди 49 (100%) пятиклассников.

В толковом словаре Д.В. Дмитриева мы встречаем следующее толкование слова опрос:

1. Опрос — это выяснение мнения окружающих о чём-либо, когда людям задают вопросы и получают на них ответы.

Учёные-филологи провели опрос местных жителей, записали предания. | Для своей статьи журналист провёл опрос знатоков лучших марочных вин завода.

2. В социологии опросом называют метод сбора информации, который базируется на выяснении мнений разных людей по тому или иному вопросу и на основе которого делают выводы о состоянии общества, о тенденциях его развития.

Анонимный, письменный, телефонный, выборочный, фронтальный, репрезентативный опрос. | Изучить данные опроса. [см.5]

Пятиклассникам предлагалось ответить на 5 вопросов:

1.Обращаешься ли ты к словарям при подготовке к урокам?

2. Обращаешься ли ты дома к словарю, если сталкиваешься с неизвестным словом?

3. Какие словари ты чаще всего используешь?

4. Нужны ли словари современному школьнику?

5. К какому источнику информации ты обращаешься. Если сталкиваешься с трудностями при выполнении домашних заданий.

Анализ полученных ответов показал следующие результаты:

93% (40 человек) опрошенных ответили, что при выполнении домашних заданий они не используют словари. Это очень большой показатель. Не случайно нами был предложен еще один вопрос, который помог понять, к какому источнику информации обращаются пятиклассники, если сталкиваются с трудностями при подготовке к урокам. Ответы показали, что чаще всего справится с трудностями помогают родители (45%). 40% опрошенных обучающихся для получения необходимой информации обращаются к интернет-ресурсам, остальные 15% в качестве источника дополнительной информации используют словари и справочники.

75% (32 человека) обращаются к словарю, если сталкиваются с неизвестным словом. Можно предположить, что 25% опрошенных, которые ответили на второй вопрос отрицательно, обращаются за помощью в толковании слова к интернет-ресурсам.

На вопрос, какие словари чаще всего используют пятиклассники мы получили следующие ответы:

  • толковый – 49 %

  • орфографический – 40 %

  • разные – 5 %

  • не пользуюсь – 6 %

На вопрос, нужны ли словари современному пятикласснику, 98% опрошенных ответили, что нужны. Ответы получились не соответствующие результатам первого вопроса. На наш взгляд, такие данные говорят о том, что пятиклассники знают о функциях словарей, знают, что они нам нужны, но при этом не сформирован навык обращения к словарям в ситуациях, когда возникают реальные трудности в понимании и интерпретации текстов.

На основе данного анкетирования можно сказать, что все пятиклассники понимают, что словари нужны для них, чтобы правильно писать и толковать значение слов. Больше половины опрошенных чаще пользуются толковыми и орфографическими словарями, а под ответом «разные словари», скорее всего, можно подразумевать, что обучающиеся 5 классов не знают типологии словарей. Поэтому очень актуально познакомить пятиклассников со словарями и рассказать, как ими пользоваться.

Заключение

Целью данного исследования было показать, насколько важно уметь пользоваться лингвистическими словарями.

Когда мы стараемся раскрыть, например, ребенку или иностранцу смысл какого-то слова или выражения, сделать это бывает нелегко. Самые простые слова кажутся нам абсолютно понятными без всяких объяснений. Однако именно простые слова имеют сложное содержание. Мы часто ограничиваемся указанием на самое общее значение слова и упускаем из виду все другие возможные значения, которые реализуются лишь в контексте. Но быстро вспомнить или подобрать нужный контекст довольно сложно. Очень важно и то, что наш язык постоянно обновляется, меняется. Из нашей жизни уходят какие-то реалии, и обозначающие их слова устаревают, на смену им приходят другие слова, называющие новые понятия, -и этот процесс бесконечен. Всякий раз, когда мы хотим получить справку об интересующем нас слове или выражении и уточнить их нормативный статус в современном языке, мы можем обратиться к словарю.

Наша исследовательская работа ещё раз доказывает, что словарь незаменимый помощник, который подскажет ответ на любой вопрос. Главное знать, к какому словарю обратиться.

Нами было проведено анкетирование, которое показало. Что пятиклассники знают о необходимости обращения к словарям, знают о практической значимости словарей, но за пределами школы не обращаются к словарям как источнику необходимой информации.

Проведённая исследовательская работа направлена на привлечение внимания обучающихся к справочной литературе. Несомненно, что важную роль в процессе получения быстро изменяющейся и накапливающейся информации в современном мире играет интернет, однако, к сожалению, это не всегда достоверный и точный источник знаний. На наш взгляд образцом истинно научной справочной литературы есть и останутся лингвистические словари. Современной жизни соответствуют постоянные изменения в языке, поэтому словари должны обновляться в соответствии с требованиями времени, и столь же важны полнота и скрупулезность.

Библиографический список

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 июня 2009 г. N 195 «Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации».

2. Приказ от 17 декабря 2010г №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

3. Словарь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. Яз.; Под ред А.П.Евгеньевой.- 2-е изд., испр. И доп.- М.:Русский язык, 1981

4. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский.- М.: Просвещение, 2012.- 193с.

5. Толковый словарь русского языка: Ок.7000 словар. Ст.: Свыше 35000 значений: Более 70000 иллюстрат. примеров / под. Ред Д.В.Дмитриева.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.- 1582 с.

6. Толковый словарь русского языка: 120000слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е издание, дополненное.- М.: ООО «А Темп», 2015.-896с.

7.http://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/3152/%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81 /cyberleninka.ru/article/n/rabota-so-slovaryom-yazyka-pushkina-v-shkole

8. http://www.rubricon.com/about_tsd_1.asp