III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОРТРЕТ МОЕГО СВЕРСТНИКА
Замостная А.А.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Актуальность

Сегодня многие взрослые сетуют на то, что современные дети увлечены компьютерными играми, всевозможными гаджетами, много времени проводят в Интернете в социальных сетях. Взрослые говорят о том, что подростки совсем перестали читать, что растёт поколение, которое редко держит книгу в руках. Тема подросткового чтения волнует сегодня и педагогов, и библиотекарей, и родителей. Однако, объективно ответить на вопрос, что же читают мои сверстники и читают ли они вообще что-нибудь, мало кто может.

Обратившись к Интернет – ресурсам, я узнала, что в нашей стране тема подросткового чтения мало изучена. По оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в 2015 году регулярно читали 28% детей до 15 лет. В 2012 году в исследовании С.Н. Майоровой-Щегловой среди подростков 11-17 лет «чтение книг» в качестве досуга назвали 34,1%, этот показатель вырос по сравнению с 2005 годом (18,1%), но сильно упал по сравнению с 1998-м (49,1%). Ни ВЦИОМ, ни Левада-центр, ни РОМИР не обращались к исследованиям подросткового чтения (младше 15 лет) с 2001 года.

Меня заинтересовал вопрос: «Какой он мой читатель - сверстник?», и для того, чтобы получить на него ответ, я провела исследование среди учащихся 6 классов МБОУ «Козульская СОШ №2». Но прежде, чем приступить к своему исследованию, я решила познакомиться с историей появления книг и их значением для человека. Насколько важным для развития подростка является чтение книг? Итак, это первый вопрос, который я ставлю для себя в начале исследования.

Второй вопрос моего исследования и он же основной «Что читают шестиклассники нашей школы, и любят ли они вообще читать? ».

Достаточно важная, но недостаточно изученная проблема подросткового чтения предопределила актуальность данной работы. Познакомившись с результатами моей работы можно узнать, как выглядит читательский портрет моего сверстника.

Информация, полученная в ходе исследования, я думаю, будет интересна нашим родителям, педагогам и, возможно, самим ребятам.

Цель работы – «создание» читательского портрета моего сверстника

Задачи:

1)изучить литературу о влиянии чтения на человека

2)ознакомиться с социологическими исследованиями по данному вопросу

3)провести анкетирование учащихся

4)взять интервью у библиотекарей

5)сделать выводы

Методы:

1)изучение литературы

2)анкетирование

3)интервью

Глава 1. Из истории книги.

1.1. Первые книги и первые библиотеки.

Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно

несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Фрэнсис Бэкон

Самые первые книги появились более пяти тысяч лет назад в Месопотамии. Это были глиняные таблички, на которых заостренной палочкой наносились знаки клиновидной формы. Таблички обжигались на огне и приобретали прочность камня. Каждая книга состояла из десятков или даже сотен глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик — древнейший книжный переплет. До наших дней дошли сведения о сказочно богатой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (669—633 гг. до н. э.), в которой хранились десятки тысяч книг по различным отраслям знаний: математике, истории, медицине, географии и так далее. Во время пожара царский дворец погиб в огне, но глиняные книги уцелели. С их помощью ученые смогли узнать историю древних государств в Месопотамии, а многие литературные произведения Шумера, Ассирии, Вавилона вошли в золотой фонд мировой литературы.

В разных странах люди использовали для книг самые различные материалы. В Древнем Египте для письма использовались длинные ленты папируса. Писали египтяне тоненькой тростинкой, вместо чернил использовали черную и красную краски. Текст писали черной краской, а начало каждого нового раздела выделяли красным цветом. Так появилось выражение «красная строка», которым и сейчас обозначают новую строку в начале абзаца. В Индии, например, писали на пальмовых листьях, которые потом аккуратно сшивали и заключали в деревянный переплет. В Китае до изобретения бумаги для письма использовался бамбук, в древнем Новгороде писали на бересте.

В XV веке Иоганн Гутенберг первым в Европе использовал для печати типографский станок с металлическими подвижными литерами, это позволяло получить большое количество оттисков. Книги стали сравнительно доступными, хотя для большинства всё ещё весьма дорогими. Необходимость бережного отношения к ним была очевидна.

В начале 1800-х стали популярны паровые печатные машины. Они могли печатать до 1100 листов в час, однако рабочие могли установить за то же время не более 2000 знаков. В конце XIX века были внедрены монотипные и линотипные прессы. На них можно было ставить до 6000 знаков и даже целые строки сразу. А к середине XX века производство книг в Европе перешагнуло отметку 200 тыс. наименований в год. Всего на сегодня существует примерно 130 миллионов наименований книг!

Собрание книг может быть как частным (коллекция), так и общественным (библиотека). Иметь подобное собрание первое время было привилегией дворян и состоятельных людей, а также монастырей и университетов. С удешевлением книг и увеличением их количества получили распространение общественные библиотеки, сделавшие книги доступными широким массам. Однако, из различных соображений (быстрота доступа, вкусы, соображения престижа) некоторые люди предпочитали (и предпочитают) иметь собственную (личную) библиотеку.

Появление книг в мягкой обложке в XX веке привело к взрыву популярной литературы. Из-за упавшей цены большинства книг и распространения книжных магазинов, обладание частной библиотекой перестало быть символом положения в обществе. Частная библиотека стала появляться во многих семьях.

1.2.Зачем нужны книги?

Читая авторов, которые хорошо пишут,

привыкаешь хорошо говорить.

Ф. Вольтер

Книга объединяет поколения, это часть нашего культурного наследия. В книгах мы находим ответы на многие вопросы, книги дают пищу для размышлений, книги воспитывают в нас человека, книги предлагают лучший интеллектуальный отдых и полёт воображения, потому что в книгах, в отличие от фильмов, нет ограничений на спецэффекты. Следует еще заметить, чтение книг это не только получение новой информации, это работа с ней. О пользе чтения сказано довольно много и многими.

Чтение книг:

  • пополняет словарный запас,

  • учит общаться с людьми на различные темы, способствует формированию речевых навыков.

  • способствуют формированию эмоциональной сферы личности

  • развивает память, фантазию и мышление

  • дает новые знания, в том числе необходимые знания для жизни

  • оказывает положительное влияние на духовное развитие и нравственные ориентиры человека: учат любить, сопереживать, прощать, анализировать действия, оценивать поступки и отслеживать причинно-следственную связь между событиями.

При чтении у человека активизируются те же самые участки мозга, как и при наблюдении описанных в книге сцен вживую. Профессор оксфордского университета Джон Стейн утверждает: мы настолько «вживаемся» в происходящее, что мозг реагирует на книгу так же, как если бы мы реально участвовали в описанном событии. Иными словами, утверждение: «Читатель проживает тысячи жизней», — очень недалеко от истины. И наконец, чтение поднимает настроение, усиливает стремление к жизни, мотивирует на необходимые действия, хорошие поступки!

Ещё очень важно не только то, что мы ЧИТАЕМ, а ещё и то, ЧТО именно мы читаем. Бенджамин Франклин всегда советовал окружающим уделять много времени книгам, однако относиться к ним избирательно. Доказано, что расширению словарного запаса, умению писать грамотно способствуют в первую очередь произведения, признанные классикой. Фактически читатель берет уроки у лучших авторов, активно задействует и развивает зрительную память.

Итак, ответ на свой первый вопрос, поставленный мною в начале исследования: «Действительно ли, так важно, чтобы подросток читал книги?» - лежит на поверхности. Подросток обязательно должен читать, для того, чтобы развиваться, быть коммуникабельным, уметь логически мыслить, успешно учиться в школе.

Глава 2. Проведение исследования.

2.1.Проблема подросткового чтения в социологии.

В поисках статистики о подростковом чтении я наткнулась на сайт «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования». Он объединяет взрослых людей ведущих исследования в этих сферах. Обратившись к заведующей отделом Социологии, психологии и педагогики детского чтения, кандидату социологических наук Колосовой Елене Андреевне в поисках статистики о подростковом чтении, я получила ссылку на отчет 2013 года «Проведение комплексного всероссийского исследования по проблемам детского чтения» под руководством Марии Александровны Веденяпиной. В этом отчете ученые отмечают мало изученность подросткового чтения. В самом документе ему отведена всего одна страница, для сравнения, чтению дошкольников и младших школьников посвящено 33 страницы!

Исследователи отмечают, что многие подростки приходят в библиотеку уже с готовым списком книг, которые они возьмут. С другой стороны, они считают, что мои сверстники читают легкую, развлекающую литературу, не требующую эмоциональных затрат. Но они так же уверены, что дети читающие «легкую» литературу, смогут обратить свое внимание на серьезные книги, если доступ к развлекательным книгам ограничить. Отмечено, что научно-популярная литература не пользуется спросом у моих сверстников. «Читатели-подростки часто обращаются в библиотеку за современной социально-критической литературой: книгами о современной жизни, о проблемах в семье, школе и других проблемах, с которыми они сталкиваются в повседневности».

Мнение о том, интересует ли подростков история нашей страны, разделилось, некоторые эксперты отмечают особый интерес к книгам по Древней истории, востребована художественная литература о Великой Отечественной войне, другие, говорят о том, что дети не знают историю своей страны.

В рекомендациях к развитию детского, подросткового чтения исследователи также отмечают преемственность чтения, т.е. если родители читают книги, то и дети будут читать.

2.2. Проведение анкетирования учащихся и его результаты.

Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги,

и тех, кто слушает тех, кто читает.

Вербер Бернард

Изучив социологические исследования по проблеме подросткового чтения, я захотела представить, как выглядит читательский портрет моего сверстника: какие произведения читают ребята, кто из писателей является их любимым автором, каким жанрам литературы они отдают предпочтение и т.п. Основным методом сбора первичной информации при проведении исследования было анкетирование.В анкетировании участвовали 72 ученика 6 классов МБОУ «Козульская СОШ №2»: из них 42 мальчика и 30 девочек. В анкете требовалось указать пол, класс ученика и ответить на 16 вопросов (Приложение №1). По данным опроса я получила следующие результаты:

На первый вопрос « Нравится ли тебе читать?»- 35 человек (57%) ответили положительно, 18 опрошенных (30%) отрицательно и 8 человек (13%) не имеют определенного мнения по данному вопросу. Из ответивших, что любят читать – 16 мальчиков и 19 девочек.

На вопрос «Что тебе нравится больше: читать книги или слушать их?» 25 девочек ответили, что предпочитают читать, 3 слушать и 2 девочки любят и слушать и читать (рисунок 1). Из 42 мальчиков, участвовавших в анкетировании, 20 человек любят читать, 13 слушать, 8 и читать и слушать и 1 человек не любит ни то ни другое (рисунок 2).

Рисунок 1 Рисунок 2

Отвечая на третий вопрос, читатели должны были выбрать жанр произведений, который они наиболее предпочитают – фэнтази, детектив, книги о животных, энциклопедии, приключения или свой вариант, количество ответов не ограничивалось. 16 девочек из ответивших выбрали несколько жанров литературы, среди мальчиков таких оказалось 7 человек.

Для наглядности данные опроса представлены в виде таблицы:

Жанр

Девочки

Мальчики

Фэнтази

16

15

Детектив

13

3

Книги о животных

9

6

Энциклопедии

4

1

Приключения

14

20

Ответы на вопрос «Ты предпочитаешь книги отечественных или зарубежных авторов? » у большинства девочек и мальчиков совпали.

Ребята - шестиклассники большее предпочтение (из 72 опрошенных 41 человек) при выборе книги отдают предпочтение зарубежным авторам; 31 шестиклассник предпочитает книги отечественных авторов (рисунок 3). Отвечая на следующий вопрос анкеты «Тебе больше нравится классическая или современная литература?», мальчики и девочки были единодушны в том, что произведения современной литературы им нравится читать больше. Современным авторам отдают предпочтение 46 человек из 71; 9 человек предпочитают классическую литературу; для 17 человек данный факт не является важным. Для создания читательского портрета моих одноклассников мне показался важным факт, какие книги ребята чаще читают – из школьной программы или книги, которые просто хочется прочесть, руководствуясь своим желанием. Ответы на вопрос: «Ты чаще читаешь те книги, которые тебе хочется или те которые вы изучаете в школе?» представлены ниже на диаграммах (рисунки 4-5).

Рисунок 3

 

Рисунок 4 Рисунок 5

Далее в работе представлены обработанные ответы на вопросы без деления по половому признаку.

Вопрос 6. «По какому принципу ты выбираешь книгу в библиотеке?»

Ответы распределились следующим образом:

Рисунок 6

 

- автор-27 человек,

- нравится обложка-15,

- изучают в школе -13,

-7 человек – посоветовали друзья, знакомые,

- 16-человек не дали однозначного ответа. Ответы представлены на диаграмме (рисунок 6).

На следующий вопрос анкеты «Как ты считаешь, могли бы понравиться твоим родителям книги, которые ты читаешь?» - 39 ребят ответили положительно. Они считают, что книги, которые они читают, могут понравиться их родителям, 18 ребят считают, что «нет» и 15 человек затруднились с ответом. Вопрос: «Какая концовка тебе больше нравится в книге?» затруднил в ответе 18 человек (из них10 мальчиков и 8 девочек); 4 ребятам нравится трагичный финал (здесь представители полов поделились поровну 2 и 2), остальным 50 нравится счастливая концовка (30 юношей и 20 девушек).

31 человек считают, что книги могут быть для них в жизни помощниками, 24 человека на вопрос «Помогают ли книги тебе в реальной жизни?» ответили - «нет», 17 человек не смогли дать однозначный ответ . 34 человека на вопрос « Перечитываешь ли ты книгу, которая тебе понравилась?» ответили утвердительно,30 ребят не перечитывают понравившуюся книгу, 8 ребят ответили «не знаю».

Средний показатель количества прочитанных книг в месяц у девочек и мальчиков шестых классов получился разный. Среди девочек 10 человек (наибольшее количество) читают в месяц от 5 до 10 книг; 8 человек – от 1 до3. У мальчиков наибольшее количество (18 человек) читают в месяц от 1 до 3 книг.

Далее в анкете было необходимо указать 3-4 своих самых любимых книги. У многих ребят это предложение вызвало затруднение. 19 человек не написали ничего. Автора понравившегося произведения не смогли назвать 19 человек из 72опрошенных. Написали авторов, но не указали названия книг 4 человека. Допустили ошибку в фамилиях авторов или в названии произведений 11 учеников. Так же наблюдались случаи приписывания произведений другим авторам у 6 человек. В таблице (Приложение 2) представлены самые популярные авторы и произведения в порядке убывания.

Ещё одним важным элементом чтения в подростковом возрасте , на мой взгляд, может являться не только чтение художественных книг, но и чтение журналов. На вопрос: «Читаете ли вы какие-либо журналы?» ответы распределились следующим образом: 16 девочек из 30 ответили «да», 14 девочек ответили «нет». Из 42 опрошенных мальчиков читают журналы лишь 11 человек, 31 человек на данный вопрос ответили «нет, не читают журналы». Самым читаемым журналом оказался журнал «Мурзилка», его назвали 7 человек, 3 человека назвали журнал «Непоседа», ещё 3 человека-журнал «Тошка». 46 человек не указали названия журналов. 3 человека написали общую тему журналов, которые они читают: «о моде», «о футболе», «о хоккее». В таблице (Приложение3)представлены названия журналов, которые читают ребята-шестиклассники.

Поскольку социологи в рекомендациях к развитию детского, подросткового чтения исследователи отмечают преемственность чтения, мне захотелось узнать ответы ребят на вопрос : «Есть ли у вас в семье домашняя библиотека?» . На данный вопрос положительно ответили-30 человек, 5 человек затруднились с ответом и 37 человек ответили на данный вопрос-отрицательно, так как у них в доме нет домашней библиотеки. Данные представлены на диаграмме (рисунок 7).

Рисунок 7

 

2.3.Интервьюирование библиотекарей и его результаты.

Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг,

но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи.

Моя работа была бы неполной без учета мнения специалистов, которые каждый день видят, какие книги предпочитают читать именно подростки. Чтобы выяснить, какие книги читают мои сверстники, и часто ли они посещают библиотеку, я взяла интервью у библиотекарей моей школы МБОУ «Козульская СОШ №2» и у библиотекаря МБУК «Централизованная библиотечная система Козульского района».

Первый вопрос, на который они отвечали, звучал так: «Часто ли ученики 6 классов посещают библиотеку?» На этот вопрос библиотекари школьной библиотеки ответили, что «довольно часто». Библиотекарь центральной библиотеки отвечает, что наоборот, подростки стали реже посещать библиотеку.

«Какую литературу предпочитают читать подростки?»- так звучал второй вопрос. В ответе на него библиотекари были единодушны в том, что и девочки и мальчики любят читать приключения и фэнтази.

На вопрос «Сколько ребят из учащихся 6-7 классов являются постоянными читателями?»- все опрашиваемые библиотекари сказали, что очень мало детей такого возраста являются постоянными читателями.

«Дети берут литературу по собственному желанию или по школьной программе?» Библиотекари школьной библиотеки отметили, что дети практически все книги берут по собственному желанию. Библиотекарь центральной библиотеки выразила мнение, что дети берут книги ближе к каникулам или же в обычный день, когда задали прочитать что-то по школьной программе.

«Есть ли какая-нибудь статистика о читателях 6-7 классов?» Библиотекари школьной библиотеки ответили на этот вопрос так: «80% подростков зарегистрированы в нашей библиотеке». Ответ библиотекаря центральной библиотеки: как таковой статистики про читателей этого возраста нет.

Из ответов библиотекарей на мои вопросы я заметила совпадение их мнений с ответами на вопросы анкетирования у учащихся : ребята берут литературу в библиотеке больше по собственному желанию, предпочитают читать фэнтази и приключенскую литературу, очень мало детей подросткового возраста являются постоянными читателями.

Глава 3. Выводы

Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми,

кто смотрит телевизор.

Ф.Жанлис

Итак, каков же он - читательский портрет моего сверстника? По результатам анкетирования и ответов библиотекарей можно сделать определённые выводы:

1.Из 72 учащихся (100%) чуть больше половины опрошенных (57%) любят читать книги, из 30 девочек любят читать 19человек (63%); из 42 мальчиков читать любят 16 (38%). Первая деталь к читательскому портрету - девочки любят читать больше чем мальчики.

2.Мальчики наравне с чтением печатных книг любят прослушивать аудиокниги.

3.Любимым жанром и для девочек, и для мальчиков являются фэнтази и приключения. На третьем месте по популярности жанров у девочек-детективы.

4.И мальчики, и девочки по всем методам исследования предпочитают больше чтение книг зарубежных авторов.

5.Больше ребят увлекают произведения современной литературы, однако, в числе любимых книг ребята называют книги, изучаемые в рамках школьной программы, т.е произведения из классической литературы.

6.При выборе книги девочки больше руководствуются своим желанием, а мальчики отдают предпочтение книгам, изучаемым в рамках школьной программы.

7.В числе популярных любимых книг у моих сверстников-А.Грин «Алые паруса», И.С.Тургенев «Бежин луг», «Муму», А.С.Пушкин «Дубровский», Н.С.Лесков «Левша».

8. 69 % учащихся предпочитают читать книги со счастливым финалом.

9.Девочки в среднем читают до 5 книг в месяц, мальчики – от 1 до 3.

10.Помимо художественной литературы девочки читают и журналы (16 девочек- 53%), мальчики (73%) не любят читать журналы.

Таким образом, в целом читательский портрет шестиклассника нашей школы представляет позитивное отношение к книге и чтению. Многие мои сверстники осознают необходимость чтения для своего развития. Я думаю, что если в школе и дома продолжить развивать читательский интерес, то можно полагать, что в дальнейшем чтение книг станет одним из любимых занятий у большего количества учащихся.

Список литературы:

1. Виноградова Г.Г. Социальная ориентация и чтение подростков 11

- 15 лет // Детское чтение на рубеже веков : - Ч. I. - М., 2009

2. Голубева Е.И. Детское чтение в России : Реальность, опасения, прогнозы - М., 2003.

3. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков на рубеже веков: процессы трансформации. – М. : Рудомино, 2003.

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/

5.www.farms.ru-официальный сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Приложение 1

Анкета для изучения читательского предпочтения

1.Нравится ли тебе читать книги?

2.Что тебе нравится больше: читать книги или слушать их?

3.Что тебе нравится читать больше:

  • фэнтази

  • детектив

  • книги о животных

  • энциклопедии

  • приключения

  • другое -(допиши, что именно)_______________________________

4.Тебе нравятся больше книги российских или зарубежных авторов?

5.Тебе больше нравится классическая или современная литература?

6.Ты чаще читаешь те книги, которые тебе хочется, или те, которые вы изучаете в школе?

7.По какому принципу ты выбираешь книгу в библиотеке:

  • понравилась обложка

  • посоветовал друг

  • нравится автор

  • изучаем в школе

8.Есть ли у вас в семье домашняя библиотека?

9.Как ты считаешь, могли бы понравиться твоим родителям книги, которые читаешь ты?

10.Какая концовка тебе больше нравится в книге?

11.помогают ли книги тебе в реальной жизни?

12.Перечитываешь ли ты книгу, которая тебе понравилась?

13.Обсуждаете ли вы с друзьями книги, которые читаете?

14.Напиши, пожалуйста, 2-3 своих самых любимых книги.

15.Сколько примерно книг ты прочитываешь в месяц?

16.Читаешь ли ты какие-нибудь журналы? Если да, то напиши, пожалуйста, их названия.

Приложение 2.

Любимые авторы и произведения учащихся 6 классов

МБОУ «Козульская СОШ №2»

Автор

Название

Количество человек

Грин А.

«Алые паруса»

6

Пушкин А. С.

«Дубровский»

6

Тургенев И. С

«Бежин луг»

6

Лесков Н. С.

«Левша»

4

Тургенев И. С.

«Му-му»

4

Пушкин А.С.

«У Лукоморья»

3

Пушкин А. С.

«Барышня-крестьянка»

3

Волков А.

«Изумрудный город»

3

Дойл А.К.

«Затерянный мир»

3

Некрасов Н А.

«Железная дорога»

3

Клочков С. А.

«S.T.A.L.K.E.R» серия

3

Носов Н.

«Незнайка на луне»

2

Пушкин А. С.

«Медный всадник»

2

Джонатан Свифт

«Путешествия Гулливера»

2

Толстой Л.Н.

«Детство»

2

Полянская Е.

«Волшебная академия»

2

Твен М.

«Том Сойер»

2

Чехов А. П.

«Каштанка»

2

Чуковский К.И.

«Федорино горе»

2

Есенин С.

Стихотворения

2

Андерсен Г. Х.

«Русалочка»

2

Пушкин А. С.

«Зимняя ночь»

2

Экзюпери С.

«Маленький принц»

2

Донцова Д.

«Фокус-покус от Василисы ужасной»

1

Верн Ж.

«Путешествие к центру Земли»

1

Андерсен Г.Х.

«Дюймовочка»

1

Ахматова А. А.

Стихотворения

1

Джордж Д.

«Солнце и луна, снег и лёд»

1

Пушкин А. С.

«Сказка о царе Салтане…..»

1

Крылов И. А.

«Лебедь, рак и щук»

1

Полянская Е.

«Я ненавижу оборотней»

1

Носов Н

«Живая шляпа»

1

Тютчев Ф. И.

Стихотворения

1

Щерба Н.

«Чародеи»

1

Дмитриев И. И.

«Муха»

1

Толстой А. К.

«Где гнутся над омутом лозы…»

1

Грин А.

«Продавец счастья»

1

Емц Д.

«Таня Гроттер»

1

Кэрролл Л.

«Алиса в стране чудес»

1

Рид М.

«Охота на медведей»

1

Толкиен Д.

«Властелин колец» - трилогия

1

Роулинг Д.

«Гарри Поттер»

1

Поляков В.

«Заветная мечта»

1

Барто А.

«Я расту»

1

Крылов И. А.

«Осел и соловей»

1

Гоголь Н. В.

«Тарас Бульба»

1

Чехов А. П.

«Толстый и тонкий»

1

Пушкин А. С.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Рик Янси

«Пятая волна»

1

Рик Янси

«Бесконечное море»

1

Купер Ф.

«Последний из могикан»

1

Киплинг Р.

«Книга джунглей»

1

Приложение 3.

Любимые журналы учащихся МБОУ «Козульская СОШ №2»

Название журнала

Количество человек

«Собери и познай человеческое тело»

1

«Трансформеры»

1

«Live»

1

«People»

1

«Непоседа»

3

«Мега мозг»

1

«Тошка»

3

«Животный мир»

2

«Мурзилка»

7

«Фиксики»

1

«Winx»

1

«Победа»

1

«Супер герои»

1

«Мишки»

1

«Bravo»

1

«Girls»

1

«Том и Джерри»

1

«Простоквашино»

1

«Мир спорта»

1

«10 звезд»

2

«Звезды»

1

22