III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СЕМЬЮ СПЛОТИТЬ СУМЕЕТ МУДРОСТЬ КНИГ.
Туртаева Д.В.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Научно-исследовательская работа

Семью сплотить сумеет мудрость книг

Выполнила:

Туртаева Дарья Владимировна

учащаяся 1 класса

МОУ ООШ №10 г.Вольска

Руководитель:

Туртаева Снежана Викторовна,

учитель начальных классов

МОУ ООШ №10 г.Вольска

г.Вольск

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

  1. Аннотация……………………..………………………………………

3

  1. Введение...................................................................................................

4-7

  1. Основная часть……………………………………………………......

7-10

  1.  
    1. Организационный этап

 
  1.  
    1. Основной этап

 
  1.  
    1. Заключительный этап

 
  1. Заключение.............................................................................................

10

  1. Список использованных источников и литературы……………..

11

  1. Приложение…………………………………………………………….

12-13

  1. АННОТАЦИЯ

«Книги — корабли мысли, странствующие

по волнам времени и бережно несущие

свой драгоценный груз

от поколения к поколению».Френсис Бэкон

Благодаря книгам мы узнаем ценности человеческой жизни, понимаем, что такое справедливость, добро, честность, взаимовыручка. Книги с нами в часы отдыха, они помогают в учебе и труде. Они входят в нашу жизнь с детских лет и становятся затем постоянными спутниками. Главное их предназначение было и остается - это нести в себе информацию. Но в современном мире все чаще пренебрегают таким ценным источником информации. В проекте будет раскрыта не просто роль книги как источника любой информации, а именно роль художественной книги в воспитании и формировании личности школьника. В основе проекта лежит исследовательская и аналитическая деятельность учащихся по выявлению собственных читательских интересов. Проект способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика - читателя.

Результатом деятельности школьников станут рисунки, плейкаст, в которых ребята расскажут о своих читательских пристрастиях и о своей самой любимой книге, а также классная библиотечка «Кроссбукинг», собранная с помощью родителей.

  1. ВВЕДЕНИЕ

Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире».

Современные же статистические данные говорят о том, что положение изменилось, и отнюдь не к лучшему. По данным социологических исследований, 37% россиян не читают книг вообще, а 52% не покупают газет и журналов. Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%. 40% опрошенных читают книги от случая к случаю. Эти данные говорят о тенденции снижения интереса к чтению.

Проблема проекта: год от года резко снижается интерес учащихся к чтению. Школой ведётся активная работа по пропаганде чтения. Но почему эта работа становится малоэффективной?

Наш век является веком компьютерных технологий. Все чаще появляются электронные книги. Они не занимают много места, но, тем не менее, в них содержится целая библиотека. Книги печатного формата стали ярче, красочнее, доступней для читателя. Но, почему – же дети стали так мало читать? Как приобщить школьников к чтению? Это самые актуальные вопросы на данный момент.

Предмет исследования: отношение к чтению вообще и к семейному чтению в частности.

Участники проекта: учителя, учащиеся начальной школы МОУ ООШ №10 г.Вольска и их родители.

Цель проекта: формирование представлений о значении книги в жизни человека; развитие познавательных, творческих способностей; обеспечение преемственности семья - школа.

Задачи проекта:

1. Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним.

2. Создать атмосферу творчества, эмоционального отношения к процессу создания коллективной стенгазеты.

3. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

Вид проекта: практико - ориентированный, среднесрочный.

Продолжительность проекта: 5 месяцев.

Продукты проектной деятельности:

  • оформление электронного каталога детских книг для учащихся 1 – 4 классов;

  • выпуск буклетов о семейном чтении «Советы родителям»;

  • газета с фоторепортажем (http://linoit.com/);

  • плейкаст – рассказ о посещении библиотеки;

  • стенгазета «Портрет литературного героя»;

  • проведение школьной акции «кроссбукинг», создание классной библиотечки.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса к книге.

  • Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми библиотеки и организации семейного чтения.

Гипотеза: если возродить утраченную в большинстве семей учащихся традицию семейного чтения, то у ребенка повысится интеллектуальный уровень, уровень воспитанности, ребенок сможет лучше адаптироваться в жизни.

Этапы работы над проектом

Вид деятельности

Сроки

1.Организационный этап

1

Демонстрация учащимся стартовой презентации. Обсуждение проблемных вопросов.

ноябрь , 4-я неделя

2

Родительское собрание «Книга – окно в мир знаний» (знакомство родителей с планом работы над проектом).

декабрь, 1-я неделя

3

Сбор подписей родителей о согласии на работу ребёнка в сети Интернет, на использование персональных данных ребёнка.

декабрь, 2-я неделя

4

Знакомство детей с правилами безопасного поведения в Интернете.

Знакомство детей с правилами работы в группе. Создание команды.

декабрь, 3-я неделя

5

Анкетирование родителей и обучающихся 1- 4 классов.

декабрь, 4-я неделя

2.Основной этап

1

«Книга в нашей семье» - фоторепортаж мероприятия, созданный с помощью сервиса http://linoit.com/.

январь, 3-я неделя

2

«Таинственный дом книги» - экскурсия в библиотеку. Создание плейкаста.

январь, 4-я неделя

3

«Моя любимая книга» - создание коллективной стенгазеты «Портрет литературного героя».

январь, 5-я неделя

4

Оформление электронного каталога детских книг для учащихся 1 – 4 классов.

февраль, 1-я неделя

5

Выпуск буклетов о семейном чтении «Советы родителям».

февраль, 2-я неделя

6

Акция по сбору детских книг «Кроссбукинг», создание классной библиотечки.

февраль, 3-я неделя

3.Заключительный этап

1

«Рефлексия» - написание отзыва о работе над проектом.

февраль, 4-я неделя

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

3.1.1. Демонстрация учащимся стартовой презентации. Обсуждение проблемных вопросов.

3.1.2. Родительское собрание «Книга – окно в мир знаний» (знакомство родителей с планом работы над проектом).

3.1.3. Знакомство детей с правилами безопасного поведения в сети Интернет. Знакомство детей с правилами работы в группе. Создание команды.

3.1.4. Анализ результатов исследовательской работы по развитию интереса учащихся к чтению.

С целью выявления читательской грамотности нами было проведено анкетирование среди учеников начальной школы и их родителей.

Результаты анкетирования обучающихся 1-4 классов /Приложения 1, 2/

Вывод: книга влияет на нравственные идеалы ребёнка, формируя его ценности. И задача родителей – помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни.

  1.  
    1. ОСНОВНОЙ ЭТАП

С целью воспитания любви к книге как источнику знаний и бережного отношения к ней, создания атмосферы творчества, активизации родителей к совместной продуктивной деятельности классным руководителем совместно с нами и нашими родителями были подготовлены и проведены следующие мероприятия, направленные на повышение интереса к книге.

  1.  
    1.  
      1. «Книга в нашей семье» - фоторепортаж мероприятия, созданный с помощью сервиса http://linoit.com/.

Дома родители рассказали и показали нам, какие книги из детства дороги им по сей день и хранятся в домашней библиотеке. Вместе с родителями мы прочитали их любимую книгу, сделали закладки на самых интересных страницах. Обсудили, что понравилось в этой книге им - взрослым, а что – нам.

Затем поделитесь впечатлениями о семейном чтении в репортаже на сервисе linoit.com.

  1.  
    1.  
      1. «Таинственный дом книги» - экскурсия в библиотеку. Создание плейкаста.

В феврале мы вместе с родителями отправились на экскурсию отправиться на экскурсию в библиотеку №2. В ходе беседы с библиотекарем Ольгой Ивановной мы узнали:

-где располагаются книги для чтения в свободное время;

-где взять энциклопедию или словарь;

- как найти книгу определенного автора и др.

А также узнали новое слово – буккроссинг (от анг. - "перемещение книги"). Это замечательное культурное увлечение молодых людей за рубежом оставлять прочитанные книги в публичных местах, чтобы их прочитали другие. Суть буккроссинга проста - человек, прочитав книгу, оставляет ее в людном месте. Эту книгу находит и читает другой человек. Прочитав, он делает то же самое - и так далее.

Затем с помощью родителей мы создали плейкаст (http://www.playcast.ru/).

  1.  
    1.  
      1. «Моя любимая книга» - создание коллективной стенгазеты «Портрет литературного героя».

В жизни каждого человека, даже начинающего читателя, обязательно есть книга, которая оставила след в душе. Не одно поколение читателей восхищалось такими замечательными произведениями, как: «Басни» И.А. Крылова, «Чей нос лучше» В.В. Бианки, «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Н.Носова, «Доктор Айболит» К.И.Чуковского и др. Учащиеся нашего класса издали стенгазету «По страницам любимых книг» с портретами любимых литературных героев, нарисованных самими.

  1.  
    1.  
      1. Оформление электронного каталога детских книг для учащихся 1 – 4 классов/Приложение на диске/.

      2. Выпуск буклетов о семейном чтении «Советы родителям».

      3. Акция «Буккроссинг» по сбору детских книг, создание классной библиотечки.

Библиотека в нашей школе небольшая. Поступление книг в неё происходит редко. Поэтому мы решили провести среди учащихся 1-4 классов акцию «Буккроссинг». Собранные книги размещены в классной библиотечке. Любой желающий может прийти и взять понравившуюся книгу, а взамен принести другую.

  1.  
    1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  1.  
    1.  
      1. Рефлексия.

Работа над проектом вызвала много положительных эмоций как у нас, так и у наших родителей. Вот некоторые отзывы о работе над проектом:

Гончарова Мария: «Больше всего понравилось работать в команде. Интересно было читать вместе с мамой и папой книги, а потом писать репортаж и размещать его в Lino It».

Верещагина Софья: «Самое интересное: запись моего голоса. С первого раза и получилось. Вся школа смотрела на наши работы, некоторые даже завидовали, что участвуем в проекте. Моя мама стала дома читать мне и сестренке разные книги. Иногда мы с ней читаем по очереди».

Кибиткин Максим: «Мы с нашей учительницей ходили в городскую библиотеку. Я узнал, где живут книги. Теперь я сам буду ходить в библиотеку!»

Морозов Данила: « Я очень люблю рисовать. Мы с ребятами рисовали иллюстрации к произведениям Н.Н.Носова. Газета удалась на славу».

Мы подтвердили гипотезу: если возродить утраченную в большинстве семей учащихся традицию семейного чтения, то у ребенка повысится интеллектуальный уровень, уровень воспитанности, ребенок сможет лучше адаптироваться в жизни.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хорошая, умная книга, семейное чтение должны снова объединить людей. Семья формирует основы мировоззрения человека, его образ жизни и ценностные ориентиры. Одной из безусловных ценностей семьи является традиции семейных чтений. Необходимо сделать так, чтобы вернуть книгу в семью.

Настоящим ценителем чтения ребенок вырастет в среде, где:

  • читают все члены семьи, не только детские книги для малыша, но и свои книги, показывают их ребенку, рассказывают о том, что читают;

  • книги для ребенка покупаются регулярно, дарятся ему с радостью, и становятся собственностью ребенка;

  • у ребенка есть своя книжная полка, с которой удобно и легко он может взять книгу сам.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дети и книга: простые приемы привлечения к чтению. - М.: Чистые пруды, 2007.

  2. Степичева, Т. В. Семейное чтение. Зачем? // Школьная библиотека. - 2004. - № 4.

  3. Тимофеева И. Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И. Н. Тимофеева; РНБ. - СПБ, 2000.

  4. Чуппуева, Л.В. «Читаем вслух» // Новая библиотека. - 2007. - № 7.

  5. http://forum.bibldetky.ru/

  6. http://www.semya2008.ru/

  7. https://sites.google.com/site/knigasolnce/refleksia-proekta

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Итоги анкетирования одноклассников

  1. Читают ли тебе родители на ночь?

Да – 47%

Нет- 53%

  1. А ты читаешь книги маме, папе, бабушке, дедушке?

Да- 83%

Нет- 17%

  1. Придумываете ли вы продолжение истории, которая понравилась?

Да- 74%

Нет- 26%

  1. Часто ли дарят тебе родители книги?

Часто - 27%

Нет- 73%

5. Покупают или выписывают тебе детские журналы?

Покупают - 87%

Выписывают – 13%

6. Как часто ты читаешь дома?

Каждый день - 88%

2 -3 раза в неделю – 8%

Редко – 4%

Не читаю – 0%

  1. Любишь ли ты читать книги?

Люблю читать – 19%

Не очень – 81%

Приложение 2

Анкета для родителей.

  1. Есть ли у Вас дома детская библиотечка?

Да – 16%

Нет – 84%

  1. Часто ли Вы покупаете ребёнку книги?

Часто – 37%

Редко – 63%

  1. Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребёнку?

Просматриваю содержание – 27%

Учитываю возраст ребёнка – 35%

Выбираю книгу по иллюстрациям – 8%

Покупаю случайно – 30%

  1. Как часто Вы читаете ребёнку книги?

Ежедневно – 4%

Два-три раза в неделю – 15%

Очень редко – 81%

  1. По чьей инициативе Вы читаете книги?

По просьбе ребёнка – 93%

По своей инициативе – 7%

  1. Рассказывает ли Вам ребёнок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в школе?

Да – 87%

Нет – 13%

 

13