III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

КАК НАУЧИТЬСЯ СОЧИНЯТЬ СТИХИ
Кокшарова К.М.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


 ВВЕДЕНИЕ.

Многие, как и я, любят произведение Николая Носова "Приключения Незнайки и его друзей". А помните главу "Как Незнайка сочинял стихи"? В ней Незнайка решил стать поэтом, пошел к своему другу Цветику и попросил его научить сочинять стихи. Это меня очень поразило: неужели любой человек может взять и начать писать стихи? И даже я? А что для этого нужно сделать?

В словаре я нашла определение: Стихотворение – это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи или небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.

Актуальность: Большинство школьников начальных классов предпочитают произведения в прозе, мое исследование повысит интерес к чтению стихотворений у детей, побудит ребят к самостоятельному написанию стихотворений. Материал моей работы может быть использован учителем для проведения уроков и кружков по литературному чтению.

Цель исследования: изучить принципы стихосложения, научиться сочинять стихотворения самостоятельно. Создать книгу «Мои первые стихи».

Задачи:

  • прочитать стихотворения детских поэтов, попробовать найти схожесть и отличия в структуре стихотворений,

  • собрать и проанализировать информацию о законах написания стихотворений;

  • изучить способы, помогающие писать стихи;

  • используя полученную информацию, самостоятельно написать стихотворения;

Объект исследования: деятельность по созданию стихотворений.

Предмет исследования: законы стихотворной речи.

Итак, мною была выдвинуты гипотезы:

  1. Можно научиться писать стихотворения в детском возрасте.

  2. Существуют определенные принципы и законы написания стихотворений, если их изучить, то можно самой начать писать стихотворения.

Попробую это доказать!

План исследования

  1. Встреча с творческими людьми.

  2. Изучение литературы и анализ.

  3. Самостоятельная деятельность по созданию стихов.

  4. Анкетирование учащихся.

  5. Анализ проведенной работы.

Источники информации.

  1. Книги.

  2. Интернет.

  3. Творческие люди.

  4. Анкеты.

Методы исследования.

  1. Посмотри в книгах, поищи информацию в Интернете.

  2. Спроси у других людей, лучше у тех, кто сами близки к творчеству.

  3. Подумай и попробуй сама.

  4. Понаблюдай.

  5. Проведи эксперимент.

Новизна: я напишу собственные стихотворения.

Глава 1. ТВОРЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ.

Я ходила на встречу с детским писателем, автором многих сюжетов знаменитого юмористического журнала «Ералаш» Георгиевым Сергеем Георгиевичем. Оказалось, что он стал сочинять свои первые рассказы еще в школе- классе в 6-ом...Однажды на уроке истории он ощутил, что как будто кто-то ему нашептывает на ухо. Стал записывать предложение за предложением. Так и появился его первый рассказ, который напечатали в школьной стенгазете. А позже я прочитала, что детские стихи Самуила Маршака появились, когда ему было 12 лет...

Встреча с московским поэтом Алексеем Егоровичем Бахуриным очень поразила меня потому, что поэт очень много внимания уделил рассказу о эмоциях и переживаниях, благодаря которым и рождаются стихотворения. Оказывается, поэту больше важна не ритмика своих произведений, а то, смог ли он донести до читателя свои мысли и чувства, заложенные в стихотворения.

Эти встречи подтвердили мою гипотезу о том, что даже в очень маленьком возрасте можно начинать сочинять стихотворения. После этих встреч у меня появилось желание творить, сочинять. Однако, я задумалась о том, действительно ли в написании стихотворений самым главным является соблюдение законов стихосложения.

Глава 2. ЗАКОНЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ.

  1.  
    1. РИФМЫ.

С чего же мне начать изучать законы стихосложения? И снова на помощь пришел Незнайка. Поэт Цветик, обучая Незнайку стихотворениям, начал с рассказа про рифму. Рифма - это созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Когда я была совсем маленькой мама читала мне четверостишия в которых было пропущено последнее слово, такие стихи-загадки, но это слово должно быть произнесено в рифму. Я вспомнила и повторила такие стихотворения:

Как бревно. С большою пастью.

Ты не встреть его, к несчастью,

Чтоб тебя не проглотил.

Он зовётся … (крокодил).

Я среди лесных зверей

Поумней и похитрей.

Гордо рыжий хвост несу,

Посмотрите на …(лису).

Научить рифмовать можно даже самых маленьких детей. В приложении № 5 я собрала примеры стихотворений для игры «Продолжи рифму».

Затем я стала перечитывать свои любимые стихотворения детских поэтов: С. Маршака, Ю. Мориц, С. Михалкова и обратила внимание, что рифмы в стихотворениях строятся по- разному, и в большинстве случаях можно проследить закономерность, увидеть чередование рифм. Оказываются рифмы в зависимости от своего положения бывают:

  • Смежные. Когда рифмуется первая строка со второй, третья с четвертой. Если буквами обозначить строки, то одинаковыми будут обозначаться рифмующиеся строки. Записать смежные можно так: ААББ.

Где обедал, воробей?В зоопарке у зверей.Пообедал я сперваЗа решеткою у льва.

  • Перекрестные. Рифмуется первая строка с третьей, вторая - с четвертой. АБАБ.

В доме восемь дробь одинУ заставы ИльичаЖил высокий гражданин,По прозванью Каланча

  • Опоясанные или охватные. Рифмуется первый стих с четвертым, а второй - с третьим. АББА.

И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне песни говорил.

  • Сплетенная. Она имеет много разных схем. Так, в общем, называются сложные виды рифмовки, например, АБВАБВ или АБВВБА и другие варианты.

Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои.

  1.  
    1.  
      1. БУРИМЕ.

Оказывается, существует игра, которая может помочь в умении сочинять стихи, она называется Буриме, что в переводе с французского означает рифмованные концы. Ее смысл в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Игра в буриме появилась в XVII веке при дворе французского короля, когда малоизвестный поэт Дюло потерял заготовки своих сонетов, а его друзья, найдя записки, устроили забавную игру, сочиняя продолжение. В это время игра пользуется спросом в салонах, среди придворных дам и королей. Александр Дюма даже издает сборник буриме, написанных обычными людьми. В России буриме писали и Пушкин, и Минаев, и Голенищев-Кутузов. В 1914 году один журнал написал статью о том, как играть в буриме, устроив конкурс среди читателей.

В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди всех любителей стихотворного жанра. Они позволяют проявить свои творческие способности в поэзии, блеснуть остроумием и оригинальностью, в считанные минуты (или даже секунды) продемонстрировать своё владение словом. В жанре буриме выступают многие мастера эстрады, разговорного жанра, конферанса. Например, Юрию Горному было предложено 4 пары рифм и он мгновенно выдал замечательный экспромт. Заданные рифмы:

воздух - отдых игра - топора недуг - досуг земля - рубля Избу не возвести без друга-топора, И труд иной порою просто отдых, Работа- радость мне: весёлая игра, Когда в лицо - удачи свежий воздух. Болезни я отверг, мне незнаком недуг. Не трачу на лекарства ни рубля. Дорогой под ноги мне стелится земля: Природа для меня - лекарство и досуг.

Примеры моих буриме в Приложении № 2.

  1.  
    1.  
      1. АКРОСТИХ.

Я изучила еще одну игру "Сочинение акростихов". Слово это греческого происхождения – краестишие. Начальные буквы строк стихотворения, прочитанные сверху вниз, составляют слово или фразу.

Акростих рассчитан на зрительное восприятие текста. Исследователи по-разному определяют время его появления. Одни говорят, что он родился из магических текстов, другие считают его чисто поэтическим жанром.

Известно, однако, что акростих был популярен еще в древнегреческой поэзии. Его изобретение приписывают поэту Эпихарму (около 540 — 450 до н.э.).

В русской поэзии акростих был особенно распространен среди поэтов-монахов, сторонников патриарха Никона. Их стихи распространялись в рукописных песенниках на протяжении XVII-XVIII веков.

Известно достаточно много акростихов, содержащих в основном обращения к определенным лицам. Акростих использовался и как один из видов тайнописи. Его применяли тогда, когда нужно было обмануть цензуру, например, чтобы сообщить читателям имя автора или адресата запрещенного по содержанию стихотворения.

Родясь от пламени, на небо возвышаюсь; Оттуда на землю водою возвращаюсь! С земли меня влечет планет всех князь к звездам; А без меня тоска смертельная цветам. (Г. Державин)

Я решила сочинять акростихи на тему «Времена года». Мои акростихи в приложении № 2.

  1.  
    1. СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ

Прочитав разные стихотворения я заметила еще кое-что, вот послушайте поэтов из Незнайки:

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка

и другое:

Огромный шар, надутый паром,

Поднялся в воздух он недаром.

Оба отрывка содержат смежную рифму, но у этих стихотворений разный ритм. А именно ритм и отличает стихи от прозы. Ритм возникает в результате чередования ударных и безударных слогов, стихотворный размер - это порядок чередования ударных и безударных слогов. Сочетание ударного и безударного слога называется стопа. Рассмотрим основные виды стихотворных размеров.

  1. Ямб - один из основных стихотворных размеров. Стопа ямба состоит из двух слогов: безударного и ударного. Чаще всего встречается ямб, в котором ударение падает на каждый второй, четвертый, шестой и восьмой слоги каждой строки.

Люб-лю́ гро-зу́ в на-ча́-ле ма́-я,

Ког-да́ ве-се́н-ний пе́р-вый гро́м.

  1. Хорей – еще один распространенный размер. Тоже двусложный, только в стопе хорея сначала идет ударный слог, а за ним – безударный.

Бу́-ря мгло́-ю не́-бо кро́-ет

Ви́х-ри сне́ж-ны-Е кру-тя́

  1. Дактиль - трехсложный размер стиха, то есть его стопа состоит из трех слогов: первого ударного и двух последующих безударных.

Ту́ч-ки не-бе́с-ны-е, ве́ч-ны-е стра́н-ни-ки!

Сте́пь-ю ла-зу́р-но-ю, це́-пью жем-чу́ж-но-ю

  1. Анапест – состоит из трех слогов, первые два не имеют ударения, а ударение падает на последний слог.

По зер-ка́ль-ной во-де́, по куд-ря́м лоз-ня-ка́

От за-ри́ а-лый све́т раз-ли-ва́-ет-ся…

  1. Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, в стопе которого ударный слог с двух сторон окружен безударными. Довольно сложный, и потому нечасто встречающийся размер.

На се́-ве-ре ди́-ком сто-и́т о-ди-но́-ко

На го́-лой вер-ши́-не сос-на́…

Чтобы научиться определять стихотворный размер я составила следующий алгоритм:

  1. Определим количество слогов в строке, для этого подчеркнем все гласные буквы.

  2. Произнесем строку нараспев и расставим ударения.

  3. Теперь проверим, через какое количество слогов повторяется ударение: а) если повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб.б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

Зна́й-ка ше́л гу-ля́ть на ре́ч-ку (Хорей)

Пе-ре-пры́г-нул че́-рез о-ве́ч-ку

и другое:

Ог-ро́м-ный ша́р, на-ду́-тый па́-ром,

Под-ня́л-ся в во́з-дух о́н не-да́-ром. (Ямб)

Я подумала о том, что одно и то же содержание можно передать в разных стихотворных размерах. Я взяла рифмы: Кошка - окошко, спать - вставать. В результате у меня получилось 5 четверостиший, написанных разными стихотворными размерами, они находятся в Приложении № 3.

Глава 3. АНКЕТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Я разработала анкету (Приложение 1) и провела анкетирование школьников 3 «Б» класса средней школы № 45 города Калуги.

Я получила следующие результаты:

Рис. 1. Любимые виды произведений.

Рис. 2. Пробуем в творчестве

Рис. 3. Оценка собственных достижений.

Рис. 4. Желание научиться писать стихи.

Я опросила 28 человек. Мой опрос показал, что большая часть детей любят читать рассказы – 15 человек. Многие дети пробовали себя в творчестве, ничего не пробовали сочинять только 4 человека. Большая часть пробовала сочинять сказки – 16 человек. У большинства школьников не получилось сочинять стихи или получались стихотворения, которые самим детям не понравилось. Считают, что у них не получилось 16 человек. Основные трудности с которыми столкнулись дети это: сложность выбора темы, сложность подбора рифм, отсутствие вдохновения, нехватка знаний о том как пишут стихи. 22 человека хотят научиться писать стихотворения.

Я увидела большую заинтересованность у детей к процессу написания стихов, желание сочинять собственные произведения. Я думаю, что материал, собранный мною, может быть использован учителем на внеклассных занятиях по литературному чтению. Этот материал должен научить ребят основам стихосложения, усилить интерес к прочтению стихотворений и побудить их к самостоятельному сочинению стихотворений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Я провела исследование, выполнила поставленные задачи и подтвердила свои гипотезы.

На основании проведенной работы я делаю следующие выводы:

  1.  
    1. В раннем возрасте можно начинать сочинять стихотворения.

    2. Знание законов и принципов стихосложения помогает в написании стихотворений. Однако, не является гарантией того, что стихотворения будут удачными.

Стихотворения должны вызывать эмоции, как положительные, так и отрицательные, и если написанное не вызывает глубоких чувств у автора, то у читателя тем более не возникнет никаких эмоций. Нужно глубоко чувствовать, писать с душой, переживать описываемые ситуации. Также нужно воображать, придумывать интересные, неожиданные образы, красочные картины. Я научилась самостоятельно сочинять стихотворения, однако, многим моим стихам не хватает душевности и красочности.

  1.  
    1. В результате анкетирования видно большое желание школьников изучить законы стихотворной речи и научиться самостоятельно писать стихотворения.

Ценность моей работы состоит в том, что материал, собранный мною, может быть использован учителем на внеклассных занятиях по литературному чтению. Этот материал должен научить ребят основам стихосложения, усилить интерес к прочтению стихотворений и побудить их к самостоятельному сочинению стихотворений.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ.
  1. Стихи детских писателей: Б. Заходер «Мохнатая азбука», издательство «Интербук» 1998.

  2. Г. Сапгир «А напишу-ка я стихи», «Леса-чудеса», http://Deti-Online.com

  3. Сборник «Стихи любимых поэтов», издательство «Харвест», 2012

  4. В. Писарук «Как научиться писать стихи». Познавательный журнал «Школа жизни.ру»

  5. Основы стихосложения в помощь начинающим поэтам. Методико-литературный интернет сервер: http://www.mlis.ru.

  6. Стихотворные размеры. http://mosliter.ru.

  7. Учебник стихосложения. http://www.stihi.ru/

  8. Д. Маштаков. «Как самому научиться писать стихи». http://www.proza.ru

Приложение 1. Мои буриме.

Рифмы: детки-конфетки, дали-спали.

Маленькие детки

Любят так конфетки.

Им родители их дали,

Чтобы детки крепко спали.

Рифмы: нужно-дружно, пол-стол.

Если вдруг убраться нужноЛучше делать это дружно.Чтоб быстрей стал чистым пол,Кресло, стул, ковер и стол.

Рифмы: лесу-несу, норка-шторка.

Ежик я, живу в лесу,На себе листок несу.Станет теплой моя норкаИз листочка будет шторка.

Рифмы: котлета-конфета, глядят-хотят.

Я не буду есть котлеты,А достану-ка конфеты.На меня они глядят,Чтобы съела их хотят.

Рифмы: мороз-вопрос, скорее-веселее.

На улице сильный мороз.Что одевать? – Вопрос.Настала бы весна скорее,Всем станет теплее и веселее.

Рифмы: домик-гномик, птица-синица.

В лесу, под деревом маленький гномикУютный построил собственный домик.Соседству такому была рада птица,Подруга его - лесная синица.

Рифмы: краски-сказки, друзья-семья.

Скажу вам не сгущая краски,Что в жизни также, как и в сказке:На свете всех важней семья,Ну и, конечно же, друзья.

Приложение 2. Мои акростихи.

Зима засыпает дороги

И только в уютной берлоге

Медведь свою лапу сосет,

А снег все идет и идет.

Вот по лесному переулку

Ежата вышли на прогулку.

С ними шла ежиха мать,

Надо шишки собирать,

А потом ложиться спать

Лягушка залезла по шею в болото,

Ей мошек ловить совсем неохота.

Так помогло ей сесть на диету

Очень хорошее жаркое лето.

Облетела листва неспеша,

Снова осень в наш город пришла.

Естественно, на этом точка.

На мягкий знак не будет строчки...

Ь

Приложение 3.Мое стихотворение, написанное в разных стихотворных размерах.

ХОРЕЙ

Све́тит со́лнышко́ в око́шко,

На́ ковре́ мурлы́чет ко́шка

Я́ хочу́ еще́ поспа́ть,

То́лько вре́мя мне́ встава́ть.

ЯМБ

Люблю́ смотре́ть, как на́ша ко́шка

На со́лнце дре́млет у́ око́шка.

Она́ спосо́бна су́тки спа́ть,

Не на́до в шко́лу е́й встава́ть.

АМФИБРАХИЙ

Когда́ загляну́ло мне со́лнце в око́шко,

Просну́лась моя́ ненагля́дная ко́шка.

Ника́к не дае́т хоть немно́го поспа́ть,

Пора́ поднима́ться, пора́ мне встава́ть.

ДАКТИЛЬ

У́тренний ча́с, но темно́ за око́шком,

Дре́млет моя́ непослу́шная ко́шка.

Спи́т мой пито́мец, и я́ буду спа́ть

Во́т рассвете́т – тогда бу́ду встава́ть.

АНАПЕСТ

Очень ти́хо, без сло́в подошла́ я к око́шку,

Разбуди́ла лежа́щую ры́жую ко́шку.

Я ж просну́лась, а зна́чит и е́й хватит спа́ть.

Я же вста́ла, а зна́чит пора́ ей встава́ть.

Приложение 4.Анкетирование.

Ф. И. -------------------------------- класс ---------------------------

1.Что ты любишь читать больше всего?

а) рассказы

б) стихи

в) сказки

г) что-то другое (напиши)

2.Пробовал ли ты сам сочинять?

а) нет

б) да, рассказы

в) да, стихи

г) да, сказки

д) да, что-то другое (напиши что)

3.Как ты считаешь, у тебя получилось? ( подчеркни) Да Нет

4. Если нет, как ты думаешь, почему? Напиши.

5.Хочешь ли ты научиться писать стихи? ( подчеркни ) Да Нет

Приложение 5.Продолжи рифму.

В реке большая драка:Поссорились два ... (рака)Ёжик вырос в десять раз,Получился ... (дикобраз)Хитрая плутовка, рыжая головка,Хвост пушистый - краса!А зовут её... (лиса)Кто на свете ходит в каменной рубахе?В каменной рубахе ходят ... (черепахи)Живёт спокойно, не спешит,На всякий случай носит щит.Под ним, не зная страха,Гуляет ... (черепаха)И в море не купаются,И нет на них щетинки,И всё же называютсяОни - морские ... (свинки)Он ходит голову задрав,Не потому, что гордый нрав,Не потому, что важный граф,А потому, что он ... (жираф)По реке плывёт бревно.Ох и злющее оно!Тем, кто в речку угодил,Нос откусит ... (крокодил)Летом, в болоте, вы её найдёте.Зелёная квакушка. Кто это? (Лягушка)В прошлый раз был педагогом,Послезавтра - машинист.Должен знать он очень много,Потому, что он ... (артист)Тучек нет на горизонте,Но раскрылся в небе зонтик.Через несколько минутОпустился ... (парашют)К дальним сёлам, городам,Кто идёт по проводам?Светлое величество!Это ... (электричество)Это тесный-тесный дом:Сто сестричек жмутся в нём.И любая из сестёрМожет вспыхнуть, как костёр!Не шути с сестричками,Тоненькими ... (спичками)Ты весь мир обогреваешьТы усталости не знаешь,Улыбаешься в оконце,И зовут тебя все ... (солнце)

Говорю я брату:- Ох, с неба сыплется горох!- Вот чудак, - смеётся брат,- Твой горох ведь это ... (град)От кого, мои друзья,Убежать никак нельзя?Неотвязно в ясный деньРядом с нами бродит ... (тень)

Приложение 6. Мои стихотворения.

***

Родители спросили: "Ксеня,

Что подарить на день рожденья?"

Я им ответила негромко,

Что очень хочется котенка

И как-то утром очень рано

Ко мне заходят папа с мамой,

Сказали: "Ксюша, хватит спать!

Пойдем подарок выбирать!"

Нам приглянулась одна крошка,

И вот уже в своих ладошках

Держу, завернутый в платочек,

Пушистый маленький комочек.

Принесли домой мы киску,

Как назвать? Давай, Алиской.

Чтобы жизнь как у принцесс,

Чтобы как в стране чудес

Но природу не исправить,

Быть послушной не заставить -

Смотрит хитро, без опаски,

Как лиса Алиса в сказке

Только сяду я играть -

Киска мчится помогать.

Стали общими игрушки

У меня и у зверушки.

Я кормлю, я с ней играю,

Я за нею убираю,

Ведь отвечать нас научили

За тех, кого мы приручили

Помните, друзья-подружки,

Кошка - это не игрушка!

***

Люблю ли я школу, ну конечно - да,

Там детство поселилось навсегда.

Ждут лучшие подружки и друзья,

Серьезные уроки и детская возня.

И даже дома, усадив игрушки,

Возьму звоночек и начну урок.

Глаголы и спряжения, таблицу умножения

Теперь усердно учат игрушки назубок.

И вечером за ужином, когда дела все сделаны

Отметила восторженно, порадовав семью:

"Как много интересного, мне раньше неизвестного,

Столь нужного, полезного я в школе узнаю!

Здесь жизнь моя течет неторопливо

И не грустна она и не тосклива.

Науки кладезь, радость детских встреч,

Я буду помнить это и беречь.

***

Однажды рано утром, на рассвете

От взрывов и сирен проснулись дети

Они не поняли что происходит тут

И в честь какого праздника салют?

Но это был не праздник, а наоборот

Случилось горе, в панике народ.

И лишь родители шептали "нет, нет, нет"

Вот так в историю попал тот злой рассвет.

***

Я люблю…Люблю я дни рождения, когда подарки дарят,Когда вокруг веселье - танцуют и поют.Еще люблю, когда я на сцене выступаю,И хоть я не лентяйка - каникулы люблю.

***

Прошли зима, весна и лето,И вот ноябрь передалОчередную эстафету - Мой день рождения настал!Всегда волшебно в этот деньХоть осень за окошком.Тепло, светло и весело,И рада даже кошка.

***

Как бы было хорошо,Если б не было печали,Если бы цветы не вяли,Люди бы не умирали.

***

Во Владимир влюбилась я с первого взгляда

И сюда приезжать я всегда очень рада.

Каждый год посещаю теперь этот город

Фестиваль театральный этому повод.

***

Ах, дорогая мама,Ты не буди так рано.Укроюсь с головой,Сегодня - выходной!

***

Я сегодня был в лесу,Я лукошко принесу.Ягодки лежат в нем дружно,Это для здоровья нужно.

***

Я сказала ему: «Привет»,

Что ты грустный такой сосед?

У тебя нездоровый вид.

Может что у тебя болит?

Ты сходил бы к врачу, дорогой,

Ну подумай своей головой!

Для того и нужны нам больницы,

Чтобы в них мы могли подлечиться.

***

Я проснулась в 7 утра,

Значит в школу мне пора.

Не опоздать бы на урок!

А вдруг уже звенит звонок?