III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЖАРГОНИЗМЫ В РЕЧИ ПОДРОСТКОВ: ЗА ИЛИ ПРОТИВ?
Спрогина Е.И.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


I.Введение

Берегите чистоту языка как святыню!

И.С. Тургенев.

В наши дни как никогда остро стоит вопрос речевой культуры общества, особенно в среде подростков и молодёжи. Поэтому для меня слова И. С. Тургенева звучат как духовное завещание потомкам, тем, кто говорит на «великом, могучем, правдивом и свободном русском языке».

Я считаю, что главную опасность сложившейся ситуации очень точно сформулировал Д. С. Лихачев: «Общая деградация нас как нации сказалась на языке, прежде всего. Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело… Важнейший способ узнать человека - прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека - это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает». Разве с этим можно спорить?

Заинтересовавшись вопросами культуры речи, я по-новому услышала, ЧТО и КАК говорят мои сверстники, обратила внимание на свои высказывания и поняла, что одной из важнейших проблем является чрезмерное употребление слов-жаргонизмов. Поэтому свою работу я посвятила изучению вопросов, связанных с причинами включения жаргонизмов в лексикон школьников, а также анализу последствий этого явления.

Объектами моего изучения являются обучающиеся МКОУ СОШ №3 города Мирного.

Предмет изучения – их речь с точки зрения употребления жаргонизмов.

Я выдвинула гипотезу о том, что активное употребление жаргонизмов в речи подростков связано с невозможностью выразить мысль средствами литературного языка.

Цель моего исследования - доказать, что употребление жаргонизмов имеет как положительные, так и негативные проявления. Для того чтобы выполнить данную работу, я поставила перед собой несколько задач:

3

  1. Изучить литературу и ресурсы сети Интернет по данной проблеме;

  2. Изучить языковую среду подростков методом наблюдения;

  3. Дать определение понятию «жаргон», охарактеризовать его виды;

  4. Определить функции и последствия употребления жаргонизмов;

  5. Провести анкетирование обучающихся;

  6. Составить словарь жаргонизмов;

  7. Оформить результат моей работы;

  8. Подготовить сообщение для выступления.

Методы проведения исследования: анализ научно-популярной литературы, ресурсов сети Интернет, наблюдение, анкетирование, обобщение и систематизация найденных сведений, описание проделанной работы.

При выполнении работы я использовала различные словари, а также ресурсы сети Интернет.

II. Основная часть

  1. Жаргон как разновидность речи.

История жаргона насчитывает тысячелетия. Изучение древнерусских памятников позволяет прийти к выводу, что и в те далекие времена, когда русский язык только зарождался, уже существовал жаргон. На нем говорили люди, принадлежавшие к какой-либо социальной группе и ставившие своей целью скрыть что-либо от окружающих, например, профессиональные секреты. К ним можно отнести лошадиных барышников, портных, шаповалов, жестянщиков, условные языки которых сохранялись и в конце XIX века, и даже в начале XX века. Из словаря офенского языка Владимира Даля известно, что жаргон возник из языка коробейников-офеней. Отсюда и другое название жаргона – феня (болтать по фене). Эти торговцы составляли отдельный класс. А так как у них всегда были разные товары и деньги, на них часто нападали разбойники. Речь торговцев состояла из исковерканных до неузнаваемости форм и слов литературного русского языка. Таким способом офени

4

обменивались информацией, не предназначенной для чужих ушей. Существует также предположение, что они возникли из почти вымершей нации – афинян. Этот народ состоял из десятка этнических групп. Их зашифрованный язык передавался от родителей к детям веками. И он так понравился простым людям, что постепенно стал применяться абсолютно всеми.

Так что же такое жаргон? Жаргон – это своего рода язык в языке. Это слово произошло из французского языка, где первоначально обозначало «чирканье». Затем оно стало означать «непонятный язык», а ещё позже – «испорченный язык». В толковом словаре Ожегова дается следующее определение: «Жаргон - речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных» [2, с. 211]. В «Лингвистическом энциклопедическом словаре»: «Жаргон - разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно-устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон программистов), положения в обществе (жаргон русского дворянства в ХIX веке), интересов (жаргон филателистов) или возраста (молодежный жаргон)». [1, с. 151].

В наше время большую популярность получил синоним слова «жаргон» - «сленг». По сути, это одно и то же, однако первый вариант у современных людей больше ассоциируется с лексиконом воровского мира, в то время как сленг – это развивающийся и обновляющийся язык молодёжи. В любом случае, от названия суть не изменится: жаргон был и будет речью отдельной социальной или профессиональной группы, с отличным от

общеупотребительного составом слов.

С течением времени ускоряется темп жизни. Соответственно, растет словарный запас языка, ведь каждому новому понятию должно соответствовать как минимум одно слово. Это способствовало своеобразному признанию обществом жаргона как «поставщика» неологизмов для официального языка.

5

Литературный язык не успевает за изменениями в жизни, так как на это уходят годы, что в современном мире – вечность. Именно поэтому всё больше и больше людей обращаются к понятию «жаргон», пытаясь определить, чем же в действительности оно является и откуда пришло в нашу жизнь.

  1. Виды жаргонизмов.

Жаргоны лексически и стилистически разнородны, отличаются неустойчивостью и быстротой сменяемостью наиболее употребляемых слов. На данный момент ученые и филологи выделяют множество групп и видов жаргонизмов, и, наверное, перечислить их все очень сложно. Это язык людей и из низших слоев общества (воровской жаргон, жаргон уголовников и т. д.), и так называемых «сливок общества» (жаргон политиков, музыкантов и т. п.). Кроме того, выделяется ещё молодежный жаргон (молодёжный сленг), который совмещает признаки других видов жаргона и сейчас является одним из самых распространённых. Я рассмотрю несколько разновидностей подробнее:

  1. Профессиональный жаргон.

Такой жаргон по своему социальному и коммуникативному статусу отличается от других подсистем русского национального языка одной существенной особенностью:носители этого жаргона как бы «двуязычны»: в профессиональной среде, для целей непринужденного профессионального общения они используют жаргон, принятый у людей данной профессии, а вне этих ситуаций пользуются иными языковыми средствами, чаще всего литературным языком, реже – диалектом или просторечием. Профессиональный жаргон совмещает в себе коммуникативные признаки стиля и социальные признаки группового жаргона. К этим жаргонам относятся ‘сленги’ любых профессий, ‘непосвященному’ понять их очень трудно, например, сленг программистов и торговцев оргтехникой: «мамка» - материнская плата, «красная сборка» - оборудование,

6

произведенное в России. Подавляющее большинство жаргонных слов музыкантов - заимствования из английского языка: «дум» - одно из направлений в музыке ( от англ. «doom» - судьба ), «попса» - популярная музыка (из англ. заимствовано только понятие: «popular music»), у музыкантов, связанных с уголовным миром, свой сленг: «жмура тянуть» - играть на похоронах. Итак, профессиональные жаргоны – одно из активно используемых коммуникативных средств современного общества.

  1. Групповой жаргон.

Под групповыми жаргонами понимаются языковые образования, основанные на социальном обособлении людей. В современном обществе роль групповых жаргонов невелика – она значительно меньше, чем коммуникативная роль литературного языка и профессиональных жаргонов. Например, достаточно хорошо развитое в дореволюционном прошлом нищенское арго в советское время сузило, а затем и полностью утратило свою социальную базу. Жаргоны группировок людей по интересам наиболее распространены, например, у любителей домино: ‘забить козла’ - поиграть в домино и т.п.

  1. Молодежный жаргон.

Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Раскованный, непринужденный молодежный жаргон стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей. По мнению многих специалистов, именно он пагубно влияет на нашу речь. В любой молодежной среде сленг — это один из способов самовыражения. Все проходят через тот возраст, когда лексикон пестрит разными «словечками», не имеющими ничего общего с правильной литературной речью.

Большая часть элементов в молодёжном сленге представляет собой различные сокращения и производные от них, а также английские заимствования или фонетические ассоциации. Характерной особенностью, отличающей молодёжный сленг от других видов, является его быстрая

7

изменчивость, объясняемая сменой поколений.

Молодежные жаргоны делятся на производственные и бытовые. Производственная лексика учащихся тесно связана с процессом учебы, солдат - с воинской службой. Общебытовой словарь намного шире производственного, он включает в себя слова, не связанные с процессом учебы, работы или службы. Школьный жаргон включает в себя наименования учебных предметов (матыч - математика, руссыч – русский язык, физра – физкультура, геша - география и пр.), некоторых школьных помещений (столовка – столовая, тубзик - туалет и пр.), отдельных работников школы (училка - учительница, дерюга / дирка - директор школы), видов учебной деятельности (домашка – домашняя работа; контра, контроша - контрольная работа) и т. д. Жаргоны солдат и матросов срочной службы: «литеха»-лейтенант, «дух»-солдат, который служит первые полгода.; жаргоны студентов: «война»-занятия по военной подготовке; общебытовые молодежные жаргоны: «лопатник»-кошелёк.; жаргоны неформальных молодежных группировок: «хайр»-волосы ( слово заимствовано из англ. ‘hair’-волосы ), с последним жаргоном очень тесно переплетается сленг музыкантов, т.к. вся ‘неформальная’ культура построена на музыке.

  1. Функции жаргонизмов.

Жаргон выполняет те же функции, что и разговорный и литературный язык: коммуникативную, экспрессивную, контактную.

Коммуникативная функция реализуется через обмен информацией, передачу сведений, фактов. И в некоторых случаях это сделать проще и быстрее жаргонным языком, а не официальным.

Контактная функция имеет целью установление контакта с собеседником. Некоторые слова молодёжного сленга даже не несут никакой конкретной информации, но зато способствуют нахождению общего языка, помогают завязать разговор.

На первый план в молодёжном жаргоне выходит экспрессивная функция,

8

которая предполагает не только обмен информацией, в отличие от коммуникативной функции, но и обмен чувствами, эмоциями, исходящими от говорящего. Популярность использования жаргонных слов именно с яркой эмоциональной окраской объясняется тем, что с их помощью можно кратко и ёмко обрисовать свое физическое, душевное состояние и даже целую ситуацию. А многообразие значений выражений молодёжного сленга можно объяснить желанием его носителей разнообразить свой язык, сделать его более выразительным и, наконец, проявить свою индивидуальность.

Таким образом, описав основные функции жаргонизмов, я выявила причины их использования. Это, во-первых, желание отделиться от старших, говорить со сверстниками на «своем языке». Неформальное общение предполагает поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажду искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться. Другой причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании. Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. В-третьих, жаргонизмы употребляют для привлечения внимания к

собственной персоне и для обогащения языка, придания лексической конкретности некоторым явлениям и предметам. Чем интереснее молодежь придумывает слова, тем лучше они усваиваются в их речи.

  1. Последствия включения жаргонизмов в активный словарный запас.

По результатам проведенного исследования я определила, что употребление жаргонизмов способствует самовыражению личности и подчеркивает ее индивидуальность. Для молодежи и подростков это очень важно, так как каждый стремится выделиться из толпы, чтобы не быть похожим ни на кого. Также это позволяет наладить контакт со сверстниками,

9

сделать речь более эмоциональной, способствует выражению чувств. Сленг позволяет подросткам сделать общение проще, сократить длинные фразы и слова, сохраняя их смысл. А главное, жаргонизмы не требуют тщательного подбора слов в неформальной обстановке. И это является для подростков безусловными «плюсами».

Если говорить о «минусах», то они очевидны: сленг засоряет язык, делает его непонятным старшему поколению. Помимо этого, сленг могут не понимать люди, живущие в других городах и областях, так как жаргон имеет особенность распространяться на определенных территориях, иногда не выходя за их пределы. Молодежный жаргон замещает литературные выражения. Чем больше люди пользуются жаргонизмами, тем меньше они говорят на литературном языке. Не во всех жизненных ситуациях применим жаргон. В определённых кругах людей можно говорить только литературным или официально-деловым языком, где сленг не приемлем. Но это еще не все. Например, некоторые люди не знают значения жаргонизмов и используют их неправильно. Основной же проблемой и существенным недостатком, по моему мнению, является скудный словарный запас некоторых людей. Со временем запас слов и вовсе перестает пополняться. Подросток даже в среде своих друзей, с которыми уже налажен контакт, иногда не может подобрать нужные слова. Все это ведет к снижению речевой культуры общества.

Заключение.

В своем исследовании я постаралась выяснить, зачем подростки употребляют в своей речи жаргонные слова. Для того чтоб представить более полную картину, провела анкетирование среди обучающихся 8-10 классов (Приложение 1). В опросе приняли участие 50 респондентов. Анализ результатов показал (Приложение 2):

  • 100% учащихся используют жаргон в своей повседневной жизни.

  • Большинство – 27 чел(54%),. - использует жаргонизмы, чтоб сделать речь более понятной для друзей, 8 (16%)считают, что это помогает

10

  • преодолеть недостаток слов, и только 3 (6%) думают, что это модно, 12 (24%) указали другие причины.

  • Многие подростки хорошо знакомы с жаргонной лексикой. Знают значения употребляемых слов 26 чел(53%), не всегда – 21 (42%), и только3 ( 6%) не знают.

  • Абсолютное большинство респондентов – 39чел. (78%), считают, что легко могли бы исключить жаргонизмы из своей речи, не задумывались об этом 6 (12%), отрицательно ответили 5 (9%).

  • Более половины опрошенных - 28 чел(56%) сказали, что стараются говорить только литературным языком, 12 (24% )ответили , что не могут обойтись без жаргонизмов, а 10 (20%) не задумывалась над этим вопросом.

  • На вопрос о необходимости использования жаргонизмов утвердительно ответили 16 чел (32%), отрицательно – 12(24%), 22 (44%) не задумывались об этом.

Это значит, что жаргон – неотъемлемая и естественная часть подростковой культуры. Нельзя дать однозначного ответа, является ли использование жаргонизмов положительным или отрицательным явлением в речевой культуре подростков. Очень важно чувствовать грань, когда допустимо употребление таких слов, а когда нужно обратиться к ресурсам литературного языка. И хотя трудно не согласиться с тем, что жаргонная лексика - это огромный пласт ненормированной русской лексики, активно использующейся в речи подростков в процессе неформального речевого общения, но не хочется с этим мириться. Подрастающее поколение должно четко для себя уяснить, что грамотная речь в современной России - это модно, это показатель образованности человека. И если нынешний подросток хочет быть успешным и востребованным в будущем, то сегодня, сидя за школьной партой, он должен любить и беречь русский язык, настойчиво формировать свою языковую культуру, больше читать, мыслить, спорить, отстаивать свою точку зрения,

11

сформировать в себе постоянную потребность быть грамотным.

Мне было очень интересно работать над этой темой. Увлекшись наблюдением за речью сверстников, я составила словарь жаргонизмов нашего класса (Приложение 3). В дальнейшем я хотела бы продолжить работу в данном направлении.

Думаю, что моя работа может иметь практическое применение при изучении темы «Жаргонизмы» на уроках русского языка, при проведении внеклассных мероприятий, а также на занятиях по культуре речи.

12

Библиографический список

  1. Никитина Т.Г. Молодёжный сленг: толковый словарь: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004г.

  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.

  3. Лингвистический энциклопедический словарь. Главный редактор В.Н.Ярцева. - М.: Современная энциклопедия, 1990.

  4. https://www.scienceforum.ru/2016/1623/25443

  5. http://studbooks.net/777032/literatura/prichiny_upotrebleniya_zhargona_rechi_molodezhi

  6. http://natbor83.ucoz.ru/publ/upotreblenie_zhargonizmov_v_rechi_sovremennoj_molodjozhi_prichina_ogrublenija_russkogo_jazyka/1-1-0-2

  7. http://pandia.ru/text/78/421/49065.php

  8. http://scicenter.online/russkiy-yazyik/jargonizmyi-prichinyi-istochniki-97837.html

  9. http://zdvs1.ucoz.ru/chitelya/BogdanovaTV/zhargonizmy_v_rechi_shkolnikov.pdf

  10. http://www.onlan.ru/referaty_po_kommunikacii_i_svyazi/kursovaya_rabota_ispolzovanie_zhargonnoj.php

  11. http://uchebnik.biz/book/232-sociologiya-molodezhi/42--3-molodezhnyj-zhargon-igra-ili-vyzov.html

13

Приложение 1

Анкета

  1. Для чего вы употребляете жаргонизмы в речи?

а) Считаете, что модно, современно.

б) Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

в) Делают речь понятнее для друзей.

г) Что-то другое (указать).

  1. Знаете ли вы значение жаргонных слов, которые употребляете?

а) Да.

б) Нет.

в) Не всегда.

  1. Могли бы вы обойтись без них?

а) Да.

б) Нет.

в) Не думал об этом.

  1. Стараетесь ли вы обойтись без них?

а) Да.

б) Нет.

в) Не думал об этом.

  1. Как вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

а) Да.

б) Нет.

в) Не думал об этом

14

Приложение 2

Результаты анкетирования

15

16

Приложение 3

Словарь (фрагмент)

БАБКИ, БАБЛО, БАБОСЫ – деньги

БОТАН, ботаник, шутл.-ирон. Шк. Отличник, прилежный, примерный ученик.

В НАТУРЕ. 1. Действительно, в самом деле (из уголовного жаргона).2. Выражение отрицательных эмоций.

ВОЗНИКАТЬ. Вести себя вызывающе; противоречить, возражать кому-либо.

ВРУБИТЬСЯ. Понять, уяснить что-либо; разобраться в чём-либо.

ГНАТЬ. 1. Лгать, обманывать кого-либо. 2. Упрекать кого-либо в чем-либо.

ГОНЯТЬ. Дружить с кем-либо.

ДОСТАТЬ. неодобр. Замучить, лишить спокойствия кого-либо, надоесть кому-либо, постоянно, назойливо приставая по какому-либо поводу.

ЖЕСТЬ. 1. одобр. Хорошо, прекрасно, отлично. 2. неодобр. Ерунда, чушь.

ЗАБИТЬ. 1.Порвать с кем-либо, отказаться от чего-либо. 2.шк. Пропустить занятие без уважительной причины. 3. Начать с призрением, пренебрежением относиться к чему-либо. 4.Забыть о чем-либо неприятном.

ЗАМУТИТЬ, намутить. Организовать что-либо совместное.

ЗАПАРИТЬ. неодобр. Надоесть кому-либо, измучить кого-либо.

ЗАШИБИСЬ, одобр. Отлично, превосходно.

ЗЫРИТЬ. Смотреть на кого-либо, на что-либо.

КАЙФ. 1. Удовольствие, наслаждение, любые приятные эмоции от чего-либо. 2. О чем-либо очень хорошем, отличном, заслуживающем высокой оценки. 3. Выражение эмоции.

КЛАССУХА. шутл. шк. Классная руководительница

КЛЕВО, КРУТО, СУПЕР, ОФИГЕННО, ВАЩЕ. одобр. Хорошо, прекрасно.

КОРЕШ. 1. Друг, старый приятель (из уголовного жаргона) 2. Уважительное обращение к мужчине, юноше.

ЛОХ, ЛОШАРА, ЛУЗЕР. 1. пренебр. Невнимательный, наивный человек; простак, разиня. 2. пренебр. Необразованный, ограниченный человек.

17

МАЖОР. Подросток, обычно – сын богатых родителей.

МАТАН. шк. Урок математики.

МАХНУТЬСЯ. Поменяться с кем-либо, чем-либо.

НАЕХАТЬ. 1. Придраться к кому-либо; выругать, упрекнуть кого-либо в чем-либо. 2. Начать драку с кем-либо, спровоцировать драку.

НАПРЯГ. Трудное положение, требующее усилий для разрешения.

ОБОСНУЙ, ПОЯСНИ.1. Объясни что-либо.2.Введи в курс дела.

ОТВАЛИ, ОТВЯНЬ. Не приставай, не надоедай кому-либо.

ОТСТОЙ. 1. Неприятная ситуация, неудача, невезение. 2. неодобр. Что-либо некачественное, скверное.

ПАЛЕВО. 1.Большая неприятность; крах, конец; печальный итог (из уголовного жаргона). 2. Сигнал опасности при появлении чужих людей.

ПРЕПОД. УЧИЛКА. шк. Учитель, преподаватель.

ПРИКИД. 1. Любая одежда. 2. одобр. Хорошая, дорогая, модная одежда

ПРИКОЛ. 1. Шутка; остроумное высказывание.

ПРИПЕРЕТЬСЯ. Прийти куда- либо.

ПРОШАРЕННЫЙ. Умный, много знающий человек.

РЕАЛЬНО. одобр. 1. Отлично, превосходно. 2. Легко, без труда.

СКАТАТЬ,СЛИЗАТЬ. Шк. Списать, переписать выполненное задание.

СЛИНЯТЬ, СМЫТЬСЯ, СВАЛИТЬ. Уйти, уехать куда-либо, скрыться.

СТОЛОВКА. шк. Столовая

СТЫРИТЬ. Украсть.

ТОРМОЗ. ирон. или пренбр. Глуповатый несообразительный человек

ТОЧНЯК. 1. Точно, пунктуально. 2. Конечно, совершенно верно, действительно.

ТУПИТЬ, шутл.-ирон. или неодобр. Не понимать чего-либо

ХАВАТЬ. Есть, принимать в пищу, употреблять что-либо.

ШАРАГА. Училище, школа.

ШАРИТЬ. Понимать.

ШПОРА. Шпаргалка. 18