III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

«СТРОЧНЫЕ» ЗНАКИ: ОТ МАКСИМА ГРЕКА ДО НАШИХ ДНЕЙ
Макарова О.А.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться», - отмечал К.Г.Паустовский (Приложение 1).

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались безвсем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

На уроках русского языка мы говорим о знаках препинания, учимся правильно расставлять запятые, тире, кавычки. Но как и когда появились знаки препинания?

Становление пунктуации обусловлено развивающимися потребностями письменного общения. Решающее значение для развития пунктуации в европейских языках имело изобретение книгопечатания и деятельность типографов и издателей, которые упорядочили в XV в. состав знаков препинания и правила их употребления. На Западе, в Европе, книгопечатание связано с именами типографов и издателей, в частности братьев Мануциев родом из Венеции.

В России книгопечатание изобрел Иван Федоров в XVI в., а точнее – в 1564 г (Приложение 2). Еще в древних европейских языках отмечены элементы пунктуации, прежде всего точка и комбинация точек, а также двоеточие, запятая, точкас запятой; они непоследовательно употреблялись (помимо указания границ слов в текстах без пробела) как разделительные знаки препинания. Состав и употребление знаков препинания расширяется с развитием письменных жанров и усложнением письменной речи[1].

Пунктуация (ср.-лат. Punctuation, отлат. Punctum– точка):

1. Пунктуация – система графических в неалфавитных знаков (знаков препинания).

2. Пунктуацией называется собрание правил о постановке в письменном тексте знаков препинания.

3. Пунктуация – раздел языкознания, изучающий закономерности системы пунктуации и нормы употребления знаков препинания[8].

Знание происхождений знаков препинания пробуждает интерес к нашему языку, грамотному письму. Так возникла тема нашего исследования – ««Строчные» знаки: от Максима Грека до наших дней».

Целью представленной нами исследовательской работы является изучение происхождения знаков препинания и определение их функции.

Задачи:

  1. Изучить лингвистическую литературу по истории возникновения знаков препинания

  2. Определить основания для появления различных знаков препинания

  3. Создать пособие «Знаки препинания: история происхождения»

Мы выдвинули гипотезу: знаки препинания: точка, запятая – появились намного раньше, чем другие пунктуационные знаки.

Объектом исследования явились пунктуационные знаки.

Предмет исследования – происхождение пунктуационных знаков.

Методы исследования:

1. Анализ учебных пособий по истории языка

2.Методы лингвистического наблюдения

3. Приём статистического описания(регистрация, ранжирование)

4.Синтез полученных данных

Исследовательская работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части мы изучили вопросы по истории русской пунктуации и общие вопросы пунктуации. В практической части была проведена работа по систематизации пунктуационных знаков в порядке их появления и использования, функционального назначения, создание пособия для учащихся.

Глава 1. Пунктуация как лингвистическое явление

  1.  
    1. К истории русской пунктуации

Знаки препинания существуют давно. Но число их и правила употребления постепенно изменялись. Русская пунктуационная система в начале своего развития ориентировалась на греческую, поэтому основным знаком препинания была точка. Первоначально точки ставились произвольно, ибо тексты довольно долго писались без деления на слова и предложения. Это могла быть одна точка (внизу, вверху или посередине строки) или их сочетание в разных вариантах. Каких-либо правил, естественно, не было. Ориентиром служил смысл высказывания, и точки ставились для выделения смысловых частей. Кроме точек, в древнерусских текстах ставились линии в низу строки (_), змийцы (~), а также разные сочетания линий и точек.

Впервые попытка упорядочения постановки знаков препинания на смысловой основе была предпринята М.Греком (XVI в.)(Приложение 3). Именно он в работе «О грамотике Инока Максима Грека святогорца объявлено на тонкословие» выказал стремление обозначить роль таких знаков, как точка,иподиастоли – запятая, иподиастоли с точкой – точка с запятой. Точкой предполагалось обозначать конец высказывания, иподиастоли должна была дать говорящему передышку при чтении, знаком иподиастоли сточкой рекомендовалось обозначать вопрос.

В эту же эпоху в рукописных сборниках появляются статьи анонимных авторов, в которых или только перечисляются знаки препинания, или даются немногочисленные советы по их употреблению. Здесь представлено описание таких знаков, как запятая, подостолия – запятая (чем они различались – установить трудно; кроме того, в некоторых работах подостолией называлась точка с запятой), кендема (знак ” в конце высказывания), статия ( ~ ,).

Конец XVI – начало XVII вв. ознаменованы выходом печатных грамматик Лаврентия Зизания («Грамматика Словенска…» 1596 г.) и МелетияСмотрицкого «Грамматики Словенския правильное синтагма» (в 1616 г. – первое издание, в Москве напечатана в 1648 г.), которые сыграли определённую роль в развитии русской пунктуационной системы.

Лаврентий Зизаний говорит о шести знаках препинания – это запятая (,), срока (ё), двосрочие (:), подстолия (;), съединительная (-), точка. В определении функций знаков препинания Л.Зизанием положен смысловой принцип, завершённость или незавершённость высказывания (Приложение 4). Точка – в конце законченного целого. Запятую, сроку и двосрочие рекомендуется употреблять как разделительные знаки в середине предложения. Подстолия – знак выражения вопросительной интонации. Съединительная – знак переноса слов (кстати, ничего не говоря о слоговом членении слов, Л.Зизаний в приводимых примерах демонстрирует учёт их морфемной структуры).

И.И.Срезневский справедливо отмечал, что «в грамматике Л.Зизания нередко наблюдается смешение сроки, запятой и двосрочия, а в некоторых случаях не разграничены функции сроки и точки». И всё же стремление определить место каждого знака в тексте – большая заслуга Л.Зизания в разработке пунктуационной системы (Приложение 5).

МелетийСмотрицкий выделяет уже десять «строчных препинаний» – это черта (/), запятая (,), двоточие (:), точка (.), разъятная, единитная (-), вопросная (;), удивная (!), вместная[ ], отложная () (Приложение 6). Как видим, именования знаков препинания уже несколько иные, чем у Л.Зизания.

В основе употребления «строчных препинаний» у М.Смотрицкого лежит интонационный принцип с учётом смысла высказывания. Так, черта – это короткий отдых при чтении; запятая позволяет говорящему сделать более длительную паузу; двоточие употребляется тогда, когда мысль высказана не вся, а лишь только её часть, но части предложения более самостоятельны, чем при разделении запятой; точка ставится в конце законченного высказывания, вопросная – в конце вопросительного высказывания; разъятная и единитная – знаки переноса.

М.Смотрицкий впервые в истории русской пунктуации выделил три новых знака: удивная, отложная и вместная, чётко определив их функции. Удивная – в конце предложения, произносимого с особой (восклицательной) интонацией; вместная – включает менее самостоятельную часть предложения; отложная – такую, которую можно полностью изъять из предложения.

Несмотря на некоторое несовершенство описания правил употребления знаков препинания, грамматика М.Смотрицкого долгое время была основным учебным пособием для изучающих грамматику, орфографию и пунктуацию русского языка той эпохи. Значение её неоднократно подчёркивали такие известные лингвисты, как В.А.Богородицкий, В.В.Виноградов и др.

Следующий серьёзный этап в развитии русской пунктуации связан с именем В.К.Тредиаковского. В 1748 году в Санкт-Петербурге выходит из печати его достаточно объёмная (460 листов), известная и в наши дни работа «Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии старинной и новой и о всем, что принадлежит к сей материи». Именно В.К.Тредиаковскому принадлежит заслуга формулирования правил употребления знаков с точки зрения синтаксических особенностей; им установлены отдельные случаи употребления знаков с учётом структуры простого или сложного предложения, с аргументацией каждого положения примерами. Кроме того, В.К.Тредиаковский ввёл в свой текст вопросительный знак (правда, описание его функции встречаем в «Российской грамматике» М.В.Ломоносова) и представил употребление точки с запятой в современном понимании – уже не в конце вопросительных предложений, а для разделения частей сложного предложения и (иногда) при обращении[12].

Начало научной разработке русской пунктуации положил гениальный представитель грамматической науки XVIII века М. В. Ломоносов в своём труде «Российская грамматика», написанном в 1755 году (Приложение 7). М. В. Ломоносов даёт точный перечень употреблявшихся к тому времени в русской печатной литературе знаков препинания, в системе излагает правила их употребления, формулируя эти правила на смысловой и грамматической основе: «Кроме букв, в Российском языке употребительных, ставят при них разные знаки, в строках и над строками: и для того первые называются строчными, другие надстрочными знаками. Строчные знаки суть запятая, точка, две точки, удивительной, единительной, вместительной»[9].

М.В.Ломоносов не вводит новых знаков, но определяет основной принцип их употребления: с учётом не только смысла предложения, но и расположениячастей, и значения союзов, которые служат «к сопряжению и сношению понятий». Таким образом, в пунктуации М.В.Ломоносов утверждает два тесно взаимосвязанных принципа: смысловой и синтаксический. Но М.В.Ломоносову не удалось представить полных и развёрнутых правил употребления знаков препинания. Так, функцию запятой он определяет лишь для разделения однородных («одинаких») членов предложения, других же правил использования данного знака не формулирует.

Наибольшая заслуга в упорядочении русской пунктуации в XIX веке принадлежит академику Я. К. Гроту, книга которого «Русское правописание» - результат многолетних исследований истории и принципов русского письма – стала первым в России академическим сводом правил орфографии и пунктуации и выдержала 20 изданий до 1917 года (Приложение 8). Грот подробно излагает историю и принципы русского письма, трудные случаи правописания, дает научно систематизированный и теоретически осмысленный свод правил орфографии и пунктуации. Сформулированные им правила употребления знаков препинания ценны тем, что в них подведён итог исканий в области пунктуации предшествующих авторов. Упорядоченные пунктуационные, как и орфографические, правила Грота вошли в практику школы и издательств и в своей основе, с небольшими изменениями, действуют и в настоящее время

  1.  
    1. Пунктуация: общие понятия

Было время, когда писавшие по-русски обходились всего лишь одним знаком – точкой, расположенной в середине строки между группами нерасчлененных слов. Именно пунктуация является важным средством оформления письменной речи: знаки препинания указывают на ее смысловое членение. Вместе с тем в значительной степени русская пунктуация строится на синтаксической основе, как это показывают формулировки большинства пунктуационных правил. Все это придает русской пунктуационной системе большую гибкость: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строгого нормативного характера и допускающие пунктуационные варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и его стилистическими особенностями. Я. К. Грот считал, что посредством основных знаков препинания дается «указание большой и меньшей связи между предложениями, а отчасти и между членами предложений», которое служит «для облегчения читателю понимания письменной речи».

Проанализировав издание Шапиро «Пунктуация», можно прийти к выводу, что знаки препинания – знаки, образующие особую часть общей графической системы данного языка и обслуживающие те стороны письменной речи, которые не могут быть выражены буквами и другими письменными обозначениями (цифрами, знаком равенства, знаком подобия) (Приложение 9).

Древние писцы не употребляли знаки препинания, и долгое время все слова писали слитно. Пунктуация зарождается в IV-V вв. , когда начинают использовать пробел; тексты оформляют так, что каждый крупный период начинается с красной строки и с большой буквы. Большинство латинских памятников снабжено знаками препинания позже.

Большое значение для развития пунктуации имело введение книгопечатания. Постановка знаков в печатающихся произведениях была по преимуществу делом типографских мастеров, которые часто не считались с тем, что представлял собой в пунктуационном отношении авторский рукописный текст.

Сформировавшаяся в основных чертах к XVIII веку система знаков препинания требовала разработки определённых правил об их употреблении. Ещё в XVI – XVII веках наблюдались первые попытки теоретически смыслить постановку имевшихся к тому времени знаков препинания. Однако общие и частные основы постановки знаков препинания в главных своих чертах складывались в течение XVIII века, когда закончилось формирование основ современного русского литературного языка.

Принципы, на которых основана вся система правил пунктуации, осмыслялись постепенно.

Большинство древних письменностей из всех знаков препинания знало только «абзац» или «точку». Графически они выражались по – разному, хотя, по-видимому, точка и была самой распространенной формой. В древнерусской письменности самым распространенным знаком была точка, употребляющаяся более или менее в смысле нашей запятой и в основном разделяющая, по – видимому, текст на синтагмы. Те или другие знаки более сложной формы, которые более или менее отвечали бы по смыслу нашей точке, встречаются реже и являются чем-то средним между нашим «абзацем» и «точкой».

Насколько можно судить по показаниям памятников, в том числе и печатных, а также по грамматическим и орфографическим руководствам XVIII столетия (главным образом для изучения иностранных языков), основным поводом для постановки знаков препинания было наличие в речи пауз большей или меньшей длительности. Для постановки вопросительного знака основанием служил вопросительный смысл предложения, для постановки двоеточия – переход от поясняемой части предложения к поясняющей. Но эти два знака препинания ставились далеко не во всех случаях. Итак, знаков препинания в середине XVIII века было значительно меньше, нежели в наше время. Уже к концу XVIII века появляются новые знаки препинания: тире, кавычки, многоточие. Вводились они в практику письма обычно писателями и соответственно находили отражение в учебниках и учебных пособиях по грамматике и правописанию. Известно, что знак тире (или «черта») первым начал употреблять М.Карамзин. Кому принадлежит инициатива употребления в русской письменности многоточия и кавычек, указать точно до сих пор не представляется возможным.

Некоторые учёные-лингвисты придерживаются точки зрения, что русская пунктуация базируется на смысловой основе, другие – на грамматической, третьи – на интонационной. Однако, несмотря на теоретические разногласия учёных, принципиальные основы русской пунктуации остаются неизменными, что способствует её устойчивости, хотя отдельные пунктуационные правила периодически уточняются и конкретизируются в связи с развитием русской грамматической теории и в целом русского литературного языка [1].

  1.  
    1. Принципы современной пунктуации

Современная русская пунктуация строится на смысловой и структурно- грамматической основах, которые взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Пунктуация отражает смысловое членение письменной речи, указывает на смысловые связи и отношения между отдельными словами и группами слов, на различные смысловые оттенки частей письменного текста. Знаки препинания являются прежде всего показателями синтаксического, структурного членения письменной речи. Именно этот принцип сообщает современной пунктуации стабильность. На таком основании ставится наибольшеечисло знаков.

К «грамматическим» можно отнести такие знаки, как точка, фиксирующая конец предложения; знаки на стыке частей сложного предложения; знаки, выделяющие функционально разнообразные конструкции, вводимые в состав простого предложения (вводные слова, словосочетания и предложения; вставки; обращения; многие сегментированные конструкции; междометия); знаки при однородных членах предложения; знаки, выделяющие постпозитивные приложения, определения – причастные обороты и определения – прилагательные с распространителями, стоящие после определяемого слова.

Структурный принцип способствует выработке твердых общеупотребительных правил расстановки знаков препинания. Знаки, поставленные на таком основании, не могут быть факультативными, авторскими. Это тот фундамент, на котором строится современная русская пунктуация. Это, наконец, тот необходимый минимум, без которого немыслимо беспрепятственное общение между пишущим и читающим. Такие знаки в настоящее время достаточно регламентированы, употребление их устойчиво. Членение текста на грамматически значимые части помогает установить отнесенность одних частей текста к другим, указывает на конец изложения одной мысли и начало другой [2].

Синтаксическое членение речи в конечном счете отражает членение логическое, смысловое, так как грамматически значимые части совпадают с логически значимыми, со смысловыми отрезками речи, поскольку назначение любой грамматической структуры – передать определенную мысль. Но довольно часто случается так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное, т.е. конкретный смысл диктует и единственно возможную структуру.

В предложении Избушка крыта соломой, с трубой запятая, стоящая между сочетаниями крыта соломой и с трубой, фиксирует синтаксическую однородность членов предложения и, следовательно, грамматическую и смысловую отнесенность предложно-падежной формы с трубой к имени существительному избушка.

Отчасти русская пунктуация основывается и на интонации: точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы; вопросительный и восклицательный знаки, интонационное тире, многоточие и т.д. Например, обращение можно выделить запятой, но повышенная эмоциональность, т.е. особая выделительная интонация, диктует и другой знак – восклицательный В ряде случаев выбор знака зависит целиком от интонации. Ср.: Придут дети, пойдем в парк. – Придут дети – пойдем в парк. В первом случае перечислительная интонация, во втором – интонация обусловленности. Но интонационный принцип действует лишь как второстепенный, не основной. Это особенно наглядно выступает в тех случаях, когда интонационный принцип «приносится в жертву» грамматическому. Например: Морозка опустил мешок и, трусливо вбирая голову в плечи, побежал к лошадям (Фад.); Олень раскапывает передней ногой снег и, если есть корм, начинает пастись (Арс.). В этих предложениях запятая стоит после союза и, так как фиксирует границу структурных частей предложения (деепричастного оборота и придаточной части предложения). Таким образом, нарушается интонационный принцип, ибо пауза находится перед союзом.

Интонационный принцип действует в большинстве случаев не в «идеальном», чистом виде, т.е. какой-либо интонационный штрих (например, пауза), хотя и фиксируется знаком препинания, но в конечном счете эта интонация сама является следствием заданного смыслового и грамматического членения предложения. Ср.: Брат – мой учитель. – Брат мой – учитель. Тире здесь фиксирует паузу, однако место паузы предопределено структурой предложения, его смыслом.

Итак, существующая в настоящее время пунктуация не отражает какого-либо единого последовательно проводимого принципа. Однако формально-грамматический принцип является сейчас ведущим, тогда как принципы смысловой и интонационный выступают в качестве дополнительных, хотя в отдельных конкретных проявлениях они могут быть выдвинуты и на первый план. Что же касается истории пунктуации, то известно, что первоначальным основанием для членения письменной речи служили именно паузы (интонация).

Принципы пунктуации взаимосвязаны и в одном и том же пунктуационном факте мы можем найти совмещение разных принципов, хотя ведущим является синтаксический (структурный). Современная русская пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение предложения в их взаимодействии. Поэтому русская пунктуация достаточно гибкая и наряду с обязательными правилами содержит указания, допускающие пунктуационные варианты [2].

Глава 2. Подробно о знаках препинания (функции знаков препинания и их характеристика).

Знаки препинания функционально значимы: они имеют закрепленные за ними обобщенные значения.

В русской пунктуации употребляются следующие знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. Функцию знака препинания выполняет также абзацный отступ, или красная строка.

Знаки препинания выполняют две основные функции: 1) отделение, 2) выделение. Одни из знаков препинания служат только для отделения (отделяющие знаки препинания) – это одиночные знаки препинания: точка, точка с запятой, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие; сюда же относиться и абзацный отступ. С помощью этих знаков отделяются друг от друга предложения, предикативные части некоторых сложных предложений, иногда однородные члены и другие конструкции.

Другие знаки препинания служат только для выделения (выделяющие знаки препинания) – это двойные знаки: скобки и кавычки. С помощью этих знаков выделяются вводные и вставочные обороты и предложения (скобки) и прямая речь (кавычки).

Третьи знаки препинания (запятая и тире) многофункциональны, т.е. могут выступать и как отделяющие, и как выделяющие в зависимости от конкретных условий, в которых они употребляются.

Так, с помощью запятой могут быть отделены друг от друга и части сложного предложения, и однородные члены; с помощью тире отделяются в ряде случаев части сложных предложений, однородные члены от обобщающего слова, одни члены предложения от других в некоторых неполных предложениях и в других конструкциях.

С помощью запятых выделяются различные обособленные обороты, обращения, вводные слова; с помощью тире могут выделяться вводные и вставочные предложения.

В ряде случаев, как, например, в предложениях с прямой речью, употребляются сложные комбинации выделяющих и отделяющих знаков.

Указанные основные функции знаков препинания часто осложняются более частными, смыслоразличительными функциями. Так, знаки конца предложения не только отделяют одно предложение от другого, но выражают и то, каким является данное предложение по цели высказывания или по степени эмоциональности: Он не придет. Он не придет? Он не придет! Показательно в этом отношении употребление знаков препинания и в бессоюзных предложениях, в которых знаки препинания несут и смысловую нагрузку, сигнализируют о грамматическом значении бессоюзных предложений. Так, например, в предложении «Он не приходит, ждет она» выражаются отношения перечисления, а в предложении «Он не приходит – ждет она» - отношения противительные[3].

Обобщенная информация по происхождению и функциям знаков препинания представлены в таблице №1.

Таблица №1

Знак препинания

История возникновения знаков препинания

Функции знаков препинания в современном русском языке

Точка

Использование знаков пунктуации для разделения текста на меньшие смысловые отрезки началось примерно со II века до н.э.. Грамматик и лексикограф Аристофан Византийский, будучи главой Александрийской библиотеки, изобрёл систему трёх точек: точка внизу – комма – ставилась в конце самого короткого отрезка; точка вверху – периодос – делила текст на большие отрезки, а точка в центре – колон – на средние.

Русская пунктуационная система в начале своего развития ориентировалась на греческую, поэтому основным знаком препинания была точка. Каких-либо правил не было. Ориентиром служил смысл высказывания, и точки ставились для выделения смысловых частей.

Впервые попытка упорядочения постановки знаков препинания на смысловой основе была предпринята М.Греком (XVI в.). Именно он в работе «О грамотике Инока Максима Грека святогорца объявлено на тонкословие» выказал стремление обозначить роль знаков препинания.

Является этимологически славянским термином. Образован с помощью суф. –ьк- (совр. –к-) от точьвосходящего к тъчь, являющемуся производным посредством темы –ь- от основы тък-, выступавшей в тъкати, тъкнути; к передь изменилось в ч[11].

Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

Запятая

В работе «О грамотике Инока Максима Грека святогорца объявлено на тонкословие» иподиастоли(запятая) должна была дать говорящему передышку при чтении.

Лаврентий Зизаний («Грамматика Словенска…» 1596 г.) запятуюрекомендуется употреблять как разделительный знаки в середине предложения.

В основе употребления «строчных препинаний» у М.Смотрицкого лежит интонационный принцип с учётом смысла высказывания.Запятая позволяет говорящему сделать более длительную паузу.

Является этимологически славянским термином. Запятая – происхождение «от глагола запяти – «воспрепятствовать, задержать». Ср. запонка, путо, препятствие (обращаем внимание на то, что слово запятая однокоренное со словами знак препинания, запинка) [11].

  • Указывает на следование объектов и событий друг за другом

  • Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов

Точка с запятой

В работе «О грамотике Инока Максима Грека святогорца объявлено на тонкословие» точка с запятой называетсяиподиастоли с точкой. Знаком иподиастоли сточкой рекомендовалось обозначать вопрос.

У Лаврентия Зизания точка с запятой – подстолия – знак выражения вопросительной интонации.

У МелетияСмотрицкого –вопросная – в конце вопросительного высказывания [11]

Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части. Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее следует другая информация для размышления читателя.

Двоеточие

Лаврентий Зизанийдвосрочиерекомендует употреблять как разделительный знаки в середине предложения. В основе употребления «строчных препинаний» у М.Смотрицкого лежит интонационный принцип с учётом смысла высказывания. Двоточие употребляется тогда, когда мысль высказана не вся, а лишь только её часть, но части предложения более самостоятельны, чем при разделении запятой [11].

Разъяснительно-пояснительная функция (отделяет однородные члены предложения от обобщающего слова, слова автора от прямой речи, части бессоюзного сложного предложения).

Восклицательный знак

М.Смотрицкий впервые в истории русской пунктуации выделил три новых знака: удивная (!), отложная(())ивместная([ ]), чётко определив их функции. Удивная – в конце предложения, произносимого с особой (восклицательной) интонацией.

  • Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания.

  • Указывает на эмоциональную напряженность.

Вопросительный знак

Первоначально в значении вопросительного знака употреблялась точка с запятой (это отражено в грамматиках Л. Зизания, (1596 г. ), и М. Смотрицкого, (1619г. ), хотя вопросительный знак встречался уже и в книгах первой половины 16 в. Окончательно вопросительный знак был закреплен для выражения вопроса «Российской грамматикой» М. В. Ломоносова.

  • Вопросительный знак – знак препинания, служащий для выражения вопроса.

  • Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания.

  • Указывает на ожидание ответа.

Тире

Тире (черта) — из французского tiret, tїrer.

Существует мнение, что тире изобрёл Н.М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова[3].

  • Указание на то, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.

  • Указывает на следование событий друг за другом.

  • Указывает на временной интервал.

  • Значение противоположности.

  • Указывает на композиционную, интонационную, смысловую неожиданность.

Многоточие

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше (Приложение 10).

  • Передает недосказанность, недоговоренность.

  • Отражает эмоциональную окраску речи – передает прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением.

  • Указывает на неполноту информации

  • Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл

Кавычки

Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“ [11].

  • Указывают на то, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.

  • Обозначают границы прямой речи или цитаты.

Скобки

Скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения)

Заключение

Знаки препинания – очень важные помощники в понимании письменного текста. Они придают смысл написанному, разделяют на фрагменты, облегчающие восприятие, обогащают текст интонациями и эмоциями. Эти маленькие знаки могут передать удивление, восхищение и радость, помогут подчеркнуть важность какой-либо мысли или пригласят вас придумать продолжение прочитанной истории.

Пунктуационная грамотность необходима не только как показатель знания русского языка, общей культуры человека, она играет важную роль в общечеловеческом плане. От пунктуации может зависеть выполнение государственных актов, оформление экономических документов, а в юриспруденции одним знаком препинания можно решить судьбу человека. Например, всем известно изречение: «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». От позиции запятой зависит сама жизнь.

Таким образом, можно утверждать: пунктуация играет важную роль не только в лингвистических дисциплинах, но и в социальных, экономических, юридических сферах человеческой деятельности. Поэтому отношение к данному разделу науки о языке должно быть лингвистически обоснованным.

Как справедливо указывает А.И.Моисеев, пунктуационную систему «как и систему букв, можно назвать алфавитом. Онообладает определёнными признаками: составом знаков, их начертанием и названиями, значениями или функциями. Правда, буквенный алфавит характеризуется ещё строгим порядком букв: А, Б, В и т.д. Этот параметр у знаков препинания по существу ещё не выработался». Следовательно, пунктуационная система ещё не завершила своего развития.

Гипотезу о происхождении знаков препинания точка и запятая мы доказали. В качестве пособия для проведения внеклассных занятий и классных часов был составлен сборник «Знаки препинания: история происхождения» (Приложение 11).

Список использованных источников и литературы

  1. Блохина, Н.Г., Дриняева, О.А. Русская пунктуация. Современная лингвистика и литературоведение [Текст] № 2 (048), 2013

  2. Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка[Текст]: Учебник М.: Агар, 2000. 416 с. 10000 экз.

  3. Гольцова, Н. Г. Из истории знаков препинания [Электронный ресурс], - http://www.znaki-pr.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html

  4. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка [Текст]: современное написание: ок. 1500 ил./ В.И.Даль. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2006. – 348, [4] c.: ил.

  5. Журавлева, Л.И. Русский язык в алгоритмах [Текст]: Пунктуация: Уч. пос. для учащихся 8-9 кл. Изд.5-е, испр., доп. Практикум. – Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 2007 – 64 с.

  6. Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания [Электронный ресурс], - http://platinym.livejournal.com/537744.html

  7. Как появились знаки препинания[Электронный ресурс], - http://www.kakprosto.ru/kak-872529

  8. Лингвистический энциклопедический словарь[Текст] / гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990

  9. Ломоносов, М.В. Российская грамматика [Текст] – Санкт-Петербург, 1755

  10. Общее понятие пунктуации. История русской пунктуации[Электронный ресурс], - http://scicenter.online/russkiy-yazyik/obschee-ponyatie-punktuatsii-istoriya-russkoy-71745.html

  11. Точка, точка, запятая: происхождение знаков препинания [Электронный ресурс], - http://origin.iknowit.ru/paper1234.html

  12. Фёдорова, Л. Точка, точка, запятая… (Из истории пунктуации), №10, 2010 год [Электронный ресурс], - http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_10_180

Приложение

Приложение 1

К.Г.Паустовский

Приложение 2

Иван Федоров

Приложение 3

Максим Грек

Приложение 4

Лаврентий Зизаний

Приложение 5

Измаил Иванович Срезневский

Приложение 6

Мелетий Смотрицкий

Приложение 7

Михаил Васильевич Ломоносов

Титульный лист «Российской грамматики» М.В.Ломоносова

51 страница «Российской грамматики» М.В.Ломоносова

Приложение 8

Яков Грот

Приложение 9

Семен Шапиро

Приложение 10

Александр Христофорович Востоков «Русская грамматика»

Приложение 11

Пособие «Знаки препинания: история происхождения»