III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

БЫТОВАНИЕ ЗАКЛИЧЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Сускина О.Д.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


 

  1. Введение

Вот уже почти 3 года я занимаюсь в фольклорном ансамбле «Толока». Здесь мы не только учимся петь народные песни, но и узнаем много интересного об истории русского народа, изучаем народные традиции, костюмы и многое другое. Все это включает в себя наука этнография. Произведения фольклора, с одной стороны, это часть жизни народа. С другой стороны - это произведения словесного творчества. На уроках литературного чтения и на занятиях в ансамбле мы изучали устное народное творчество: загадки, потешки, докучные сказки, заклички, сказки и многое другое. Больше всего меня заинтересовали заклички. Считалось, что они могут влиять на силы природы. Действительно ли заклички оказывали влияние на урожайность и изменение погоды? Захотелось больше узнать о них и об их использовании.

Гипотеза: Заклички придуманы не зря: они действительно оказывают влияние на природные явления.

Цель научной работы: исследование бытования закличек для определения их воздействия на повседневную жизнь человека.

Задачи:

  1. Изучить историю и природу возникновения закличек

  2. Разработать анкету и опросить учащихся на знание закличек

  3. Взять интервью у руководителя фольклорного ансамбля

  4. Использовать заклички для определения их влияния

  5. Определить отношение участников к участию в обрядах закликания

Объект исследования: заклички

Предмет исследования: влияние закличек на погоду

Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент

Сроки исследования – март 2016 - январь 2017

Литературы по теме исследования достаточно, так как фольклор - часть исторического прошлого нашего народа.

2. Литературный обзор

Наши предки к силам природы относились уважительно, но с определенной долей страха. От благосклонности природных стихий зависел урожай, удача на охоте, наличие достаточного количества пищи. Люди в древности считали, что явления природы, небесные светила – живые существа, наделенные душой. Их следовало задабривать, с ними можно было договориться или, наоборот, вызвать у этих сил недовольство. Для этого существовали обряды. Один из способов обращения к природным силам в древности и дошедшим до нас – это заклички.

Слово закличка образовано от слова – закликать (звать, приглашать). По своей сути заклички — это музыкально-поэтические произведения, которые отражают веру в магическую силу слова, обращенного к природным явлениям. В древние времена заклички составляли часть языческих обрядов, носивших заклинательно - заговорный характер. Наши предки, язычники «...молились идолам, солнцу, огню, воде, камню, древам, волам, козам, волхвам, кудесникам и золотой бабе» [http://www.topauthor.ru/]

Обращаясь к силам природы, земледельцы обрядовым способом звали, кликали богатый урожай, весну, дождь. Просили здоровья, счастья, богатства. Разговаривали с радугой и животными, особенно птицами. Буквально любые природные явления и хозяйственные работы крестьянин сопровождал заклинанием – закличкой.

С приходом христианства языческие обычаи изменились, но не исчезли. Отголоски языческих обрядов – заклички - не только записаны фольклористами, но их до сих пор помнят и применяют люди. Моя бабушка рассказывала, что в детстве они с ребятами дразнили дождик:

Дождик, дождик, посильней!

Разгони моих гусей!

Мои гуси дома,

Не боятся грома!

Практически в каждом селе сохранились веснянки. С приходом весны их напевают до сих пор.

Уж вы жавороночки,Жавороночки,Прилетите вы к нам,Принесите вы намЛето теплое,Весну красную!Хоть под крылышком,Под бутылышком!

Заклички бывают обрядовыми и детскими. Обрядовые заклички легко распределить по временам года, да и связаны они часто с календарными праздниками. Например, в Вербное воскресенье стегают вербами друг друга и скотину, приговаривая закличку: «Верба хлест, бей до слез! Маслице коровье, бей на здоровье». В Егорьев день (6 мая) освещают скотину, причем несут кусочек хлеба яблоне закликая: «Егорий, Егорий, на тебе хлебца, а ты сбережь мою скотинку». А пастухи гонят стадо с пастбища с закличкой: «На бычицу, на телицу, на кудрявую хвостицу. На поле идет - помыкивает, с поля идет - побрыкивает». После уборки урожая катались по земле с закличкой: «Дай мне, мать, сыра земля, назад силу свою». В прежние времена Семенов день (14 сентября) совпадал с праздником языческого Белбога. Дети хоронили мух и блох, причитая: «Ни будут лягать. Ни будут на нас глядеть, ни будут на земле сидеть, ни будут нас тревожить». К Покрову (14 октября), девушки, которые хотели замуж повторяли: «Покрова, Покрова, покрой землю снегом, а мою голову свадебным венком».

Кроме народных обрядовых закличек существует огромное количество детских закличек, которые со временем превратились в детские прибаутки. Например: «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гуще» или «Мышка, мышка, возьми зубик молочный, дай мне коренной», «Радуга-дуга, не давай дождя..», «Божья коровка, полети на небко…» и многие другие.

3. Практическая часть

3.1.Анкетирование. Чтобы узнать, бытуют ли сегодня заклички среди детей, мы решили провести анкетирование. Ученикам моего класса были предложены следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы что такое заклички?

  2. Как вы думаете, влияют ли заклички на силы природы?

  3. Проверяли ли вы сами действие закличек?

  4. Хотели бы вы принять участие в обряде с закличками?

  5. Используете ли вы заклички повседневно?

Анкета предполагает ответы «да» и «нет» с обоснованием выбора. В анкетировании участвовало 22 человека.

Результаты анкетирования показали, что 21 человек из 22 знают, что такое заклички. Эти знания они получили на уроках в школе. 7 человек думает, что заклички влияют на силы природы. Такое убеждение возникло из собственного опыта, рассказов старшего поколения. 12 человек проверяли действие закличек на внеурочных занятиях по фольклору, откуда получили положительный или отрицательный опыт. 13 человек из 22 изъявили желание принять участие в обряде с закличками. Такое стремление вызвано интересом к традициям и эксперименту. 14 человек желают использовать заклички постоянно. Это обусловлено положительным опытом и наличием загородного дома или дачного участка. (Приложение №1)

Вывод: ребята проявляют интерес к традициям. Хотелось бы, чтобы это стремление помогало развиваться духовно.

3.2. Интервью с преподавателем по фольклору Кузнецовой Татьяной Викторовной о влиянии закличек на природу

- Татьяна Викторовна, как вы считаете, действуют ли заклички на силы природы?

- Раньше верили, что заклички действуют. Например, когда долго не было дождя - люди зазывали дождь. Они выходили в поле, нарядно одетые, с хлебом солью и закликивали дождик. Наши предки верили, что бог дождя обязательно их услышит и пошлет дождь. Народ благодарил его за посланные дары. Также зазывали весну. Люди в нарядных костюмах выходили на высокую гору с хлебом солью и кликали весну: пели закличку. Сейчас этого уже никто не делает, поэтому действуют заклички или нет, мы утверждать не можем. Чтобы это проверить нужно, выполнить полностью весь обряд: одеться в нарядные костюмы, выйти на высокую горку с хлебом солью и начать зазывать весну. Раньше люди в это очень верили, а когда во что-то сильно веришь и хочешь, чтобы задуманное сбылось, то многое сбывается. Сейчас мы просто забыли заклички и не верим в их силу, вот они и исчезли из нашей реальности, и только дети продолжают пользоваться пришедшими к нам из глубины веков закличками.

Вывод: Интервью с учителем подтвердило наши догадки о том, что заклички сейчас вызывают интерес только, когда дети о них узнают или как уважение к традициям. Большинство людей воспринимают обряд с закличками, как веру старшего поколения в силы природы.

3.3. Использование закличек для определения их влияния на силы природы.

3.3.1. Закликание урожая. Влияние закличек я начала наблюдать, находясь в гостях у бабушки. Ритуальное выпекание хлеба должно было способствовать новому урожаю, дать силу земле и работающему на ней пахарю. Поэтому проверка выдвинутой гипотезы началось с праздника: мы с бабушкой рано утром замесили тесто и в печке пекли каравай и другую выпечку. Держа каравай в руках, произносили закличку на богатый урожай:

«Весна красна

Приходи к нам сюда,

Ты тепло приноси,

Урожай захвати.

Позволь собрать урожай нам сполна

Много картошки ссыпать в закрома!»

Затем каравай мы поделили на 3 части: одна часть Земле (Плодородице), другая огню (дарителю жизни), и последний кусочек мы разделили между всеми членами семьи, чтобы всем досталось (это означает, что весь год никто не будет голодным!) (Приложение №2)

После этого мы все дружно принялись сажать картошку.

Закончив посадку, мы с родителями уехали домой, а бабушка, и моя тетя с детьми ухаживали за картошкой: окучивали, поливали, пололи, опрыскивали от жуков. Созваниваясь с бабушкой, мы интересовалась, как там наша картошечка.

Взошла картошка у нас раньше, чем у других на соседнем участке, и ботва была у нас зеленая и густая. Погода летом была хорошая, и дожди поливали регулярно, и было очень тепло. Когда наступило время сбора урожая, мы приехали опять к бабушке. Я же хотела удостовериться, что закличка положительно повлияла на урожай.

Результат превзошел мои ожидания: мы собрали очень много крупной картошки, к нам даже приходили соседи и удивлялись богатому урожаю.

3.3.2. Закликание весны

Для заклинания весны необходимо бело испечь каравай. Каравай испекли с мамой. На следующий день я принесла его в класс, и мы с одноклассниками закликали весну. Встали на возвышенное место, чтобы увидеть, как играет солнце, обратились к нему с просьбой:

«Весна, приди, три угодья принеси,

Первое угодье - в лугах половодье,

Второе угодье - солнце на подворье,

Третье угодье зеленое раздолье!

Весна, весна красная!

Приди весна с радостью!

С милостью богатою,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!» (Приложение №3)

По игре солнца судят, какой будет весна. Солнце светило ярко.

Действительно, в 2017 году весна пришла рано, снег растаял быстро, солнце припекало. Да и пасха была ранняя, апрельская. Затем мы пришли в класс и дружно принялись пить чай, угощаясь вкусным караваем. (Приложение №3)

3.3.3. Закликание хорошей погоды

На улице было пасмурно, очень хотелось, чтобы выглянуло солнышко, и мы с друзьями решили обратиться к солнцу с просьбой о хорошей погоде:

«Солнышко, покажись

Красное, снарядись

Поскорей, не робей!

Нас ребят обогрей!

Выгляни из-за горы,

Да до вешней горы

Солнышко, солнышко

Красное солнышко

Выйди поскорей

Будь к нам подобрей!

К сожалению, солнце так и не выглянуло, весь день было пасмурно и холодно. Результат: закличка не повлияла на солнце. (Приложение №4)

3.3.4. Закликание на хороший урожай при подготовке рассады

Весной мы с мамой и бабушкой готовимся к посадке рассады овощей. В этот раз решили проверить, действуют ли заклички на рассаду. Перед каждым шагом посадки пели разные заклички на хороший, плодородный урожай.

В начале марта мы замачивали семена перца и помидоров, затем завернули во влажную ткань и положили в теплое место, через два дня семена дали ростки и были выбраны несколько семян, за которыми в дальнейшем очень внимательно наблюдали, как же влияют на них заклички.

Семена с росточками посадила в приготовленный заранее горшочек с землей, поставила их с другой рассадой на подоконник, там много света, и накрыла горшочки полиэтиленовой пленкой. Через несколько дней показались маленькие ростки, и в моих горшочках, и в других. Дальше мы ухаживали за всей рассадой одинаково: поливали, рыхлили, поворачивали горшочки так, чтобы росточки тянулись к свету. Сначала мои росточки немного отставали в росте от других, а потом поравнялись и даже перегнали.

Когда рассада подросла, мы выставили ее на балкон, чтобы рассада немного закалилась, и продолжали дальше ухаживать за всеми одинаково. В начале мая мы пересадили рассаду в парник, для своей - пела еще закличку на посадку овощей: «Рассадушка – матушка,не будь голенаста, а будь пузаста, не будь пустая, ждем большого урожая». Затем мы продолжали ухаживать за растениями: поливать, опрыскивать подвязывать, открывать утром парник и закрывать вечером, чтобы сохранялось тепло. Мои помидоры не отставали от маминых, я очень радовалась этому. Урожай мы с мамой собрали очень богатый. На моих кустах помидоров было много плодов, как и на маминых. Из чего сделала вывод, что если хорошо и правильно с душой ухаживать за рассадой, то и с закличками, и без них вырастет хороший и богатый урожай. (Приложение №5)

3.4. Опрос по результатам проведенных обрядов закликания

Обряд

Количество участников обряда

Закличка помогла

Закличка не помогла

Понравилось участие в обряде

Причины, по которым понравилось участие в обряде

Закликание урожая

5

2

3

5

Ожидание высоких урожаев

Закликание весны

11

11

0

11

Было весело

Закликание хорошей погоды

12

0

12

12

Ожидание тепла

Вывод: Достоверно установить влияние заклички на результат мы не смогли. Мы с бабушкой, мои одноклассники решили, что заклички помогают. Другие взрослые не поверили в силу закличек. А вот участие в обряде понравилось почти всем, потому что они создают положительный эмоциональный настрой, объединяют членов семьи и нацеливают их на положительный результат.

4. Выводы и рекомендации

Гипотеза, выдвинутая в начале работы подтвердилась частично – после закликания был достигнут положительный эффект, но нельзя утверждать, что эффект был достигнут только благодаря закличкам. По результатам проведенных исследований можно сказать, что в деревнях, селах, где преимущественно проживают люди старшего поколения, вера в обряды сохранилась и, следовательно, заклички используются чаще. В городе, где люди воспринимают заклички как вид фольклора, это, скорее, дань традиции. Для детей это веселая игра. Заклички мы учим, придумываем сами и с удовольствием учим этому первоклашек. Но, с уверенностью можно сказать, что закличка дает хороший эмоциональный заряд перед началом работы. А часто бывает так, что как настроишься на работу, так она и пойдет.

5. Заключение

Заклички, считалочки, колыбельные, колядки, скороговорки - произведения детского и обрядового фольклора – сохраняют традиции нашего народа. Конечно, сегодня наша жизнь не привязана к сельскохозяйственным работам. Но способ, каким они передаются в большинстве семей известный от века: из уст в уста. И если в семье ребенок знает произведения фольклора, это говорит о связи поколений в семье: от бабушек и дедушек к детям и внукам. Так и живет столетиями наша земля.

Библиография

монографии:

  1. Капица, Федор Сергеевич, Колядич, Т. М. Русский детский фольклор: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 315 с.: ил.

  2. Колпакова Н. П. А мы просо сеяли: Очерки об устной поэзии крестьян – земледельцев. / Рис. А. Аземши. – Л.6 Дет. лит., 1984. – 157 с., ил.

  3. Потешки, считалки, небылицы /Сост. А. Н. Мартынова; Худож. В. В. Лукашов. – М.: Современник, 1997. – 366 с. : ил.

  4. Хоровод – круглый год: Театрализованные представления; Календарные песни; Сказки с напевами; Фольклорный праздник/ Сост. Г. М. Науменко – ВЦХТ, 1999. – 178с.: нот. – (Я вхожу в мир искусств; Вып. 699).

Интернет-источники:

  1. Википедия. Малые жанры фольклора - https://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. Фламингуру для детей и родителей. Заклички - http://flaminguru.ru/

  3. Фольклор Закличка прибаутка история – художественный анализ. Детские народные сказки - http://www.testsoch.info/

Приложение №1.Результаты анкетирования

Приложение 2. Закликание урожая

Приложение №3. Закликание весны

Приложение № 4. Закликание хорошей погоды

Приложение №5. Закликание на хороший урожай при подготовке рассады