III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИХ СУДЬБЫ РИФМОВАЛА ВОЙНА
Митрофанов Д.М.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Паспорт проектной работы

Название проекта: «Их судьбы война рифмовала…» Лирика поэтов-фронтовиков Калужского края и поэтов-фронтовиков соседних областей о Великой Отечественной войне

Руководитель проекта – Митрофанова Галина Ивановна педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДОД «Радуга» г. Калуги»

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом, - литература Учебные дисциплины, близкие теме проекта: история, краеведение, музыка

Возраст учащихся –10 - 12 лет

Состав проектной группы: Митрофанов Дмитрий, учащийся 6а класса

Тип проекта: исследовательский проект с элементами творчества

Цель проекта: 1. Расширить представления учащихся о поэзии периода Великой Отечественной войны.

2. Познакомить с поэтами-фронтовиками Калужской и поэтами-фронтовиками соседних областей.

Задачи проекта:

Обучающие: знакомство со стихотворениями поэтов-фронтовиков Калужской и поэтами-фронтовиками соседних областей.

Развивающие: развитие познавательной активности учащихся, творческих способностей, коммуникативных и информационных компетентностей.

Воспитательные: воспитание чувства патриотизма и гордости за страну и ее народ, чувства благодарности участникам войны.

Основополагающий вопрос: Какое значение имеет лирика военных лет?

Проблемные вопросы: Какие цели преследует поэт, создавая свои произведения?

Какую роль сыграла поэзия во время Великой Отечественной войны?

Почему поэзия стала самым популярным жанром в годы войны?

Вопросы учебной темы:

Каких поэтов периода Великой Отечественной войны вы знаете?

Знаете ли вы поэтов Калужской области – участников войны?

Какую роль сыграла литература в годы войны?

Какие чувства выражаются в стихах?

В чем уникальность и ценность поэзии военных лет?

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в 2015 г. вся страна отметила 70 лет со Дня Победы над фашистской Германией. Проект поможет в воспитании духовно богатой и нравственной личности, гражданина и патриота России, знающего её культуру и историю, расширит кругозор учащихся, научит уважительно относиться к прошлому. Данный материал может оказать практическую помощь преподавателям при подготовке и проведении мероприятий, посвященных лирике Великой Отечественной войны.

Методы:

  • Анализ.

  • Обобщение.

  • Наблюдение.

  • Анкетирование.

Предполагаемый продукт. Презентация, внеклассное мероприятие ко Дню Победы для учащихся 5-7 классов Гипотеза: участники войны находили время и писали стихи.

Сроки реализации проекта сентябрь 2016 г. декабрь 2016

Этапы:

  1. Подготовительный

- Формулировка темы работы, обоснование выбора темы, проблемы проекта.

- Анкетирование.

Вопросы

Ответы учащихся

Каких поэтов периода Великой Отечественной войны вы знаете?

8 учащихся назвали Лермонтова

9 учащихся не знают никого

 

Знаете ли вы поэтов Калужской области - участников войны?

Никто не знает

   

Нужна ли была поэзия во время Великой Отечественной войны?

8 учащихся ответили - нет, не нужна.

7 учащихся ответили - да, нужна

2 учащихся ответили так: поэзия поддерживала дух бойцов

Как вы думаете, о чем чаще всего писали поэты во время Великой Отечественной войны?

3 учащихся не знают, о чем писали поэты

3 учащихся ответили так: о жестокости, о голоде, о жизни

11 учащихся ответили так: о войне, о своих чувствах, об окончании войны, о Родине, о свободе, о мирной жизни, о жизни, прожитой на войне

В анкетировании приняли участие 17 учащихся 6а класса. По результатам анкетирования видно, что никто из учащихся класса не знают поэтов-фронтовиков периода Великой Отечественной войны. Поэтов Калужской области - участников войны. 8 учащихся класса ответили, что поэзия во время войны была не нужна. 3 учащихся ответили, что не знают, о чем писали поэты во время войны. Анкетирование показало, что в классе появилась проблема: знание поэтов-фронтовиков и поэзии времен Великой Отечественной войны.

Цель: заинтересовать учащихся темой, показать истоки изображения войны в литературе военных лет.

2. Организационный

- Составление развернутого плана работы, этапов реализации проекта. Консультация с руководителем проекта. Создание банка идей и предложений.

План работы над проектом:

  • Интервьюировать членов семьи;

  • Исследовать литературу по творчеству поэтов-фронтовиков;

  • Использовать материалы архивов и статей из газет;

  • Свои результаты показать в виде презентации.

Цель: Организовать работу над проектом с помощью семьи.

3. Поисковый

- Поиск информации – осуществление деятельности. Обработка и осмысление информации. Выбор базового варианта. Были прочитаны биографии поэтов, познакомился со стихотворениями военного периода.

4.Систематизация.

Продукт – результат работы. Учащийся уточняет и анализирует собранную информацию, формулирует выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Из прочитанных стихотворений были выбраны стихотворения по направлениям:

- Что видели поэты на войне?

- О чем мечтали на фронте?

- Какие чувства испытывали на войне?

- Чем были для них фронтовые письма?

- Работа по анализу и систематизации материалов по проекту. Определение технических характеристик проекта. Систематизация теоретического материала по теме. Поиск стихотворений.

Цель: развитие навыков самостоятельной работы учащихся с литературой.

5.Заключительный.

Презентация результатов – представление готового продукта.

Осмысление и оценка проекта. Выводы по проекту. Учащийся провел обзор поэзии времен Великой Отечественной войны на примере творчества Калужских поэтов-фронтовиков и поэтов-фронтовиков соседних областей. Узнал, что поэзия - самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

Аннотация проекта

Учащиеся познакомятся со стихами поэтов - фронтовиков Калужской и поэтов-фронтовиков соседних областей. Прочитают стихотворения, в которых поэты делятся впечатлениями, что они видели на войне, какие чувства испытывали, о чем мечтали, чем для них были фронтовые письма. Работа в проекте разовьет коммуникативные умения: понимание собеседника, умение общаться, проект поможет учащимся обратиться к сборникам стихов поэтов – фронтовиков. Больше всего в работе над проектом меня заинтересовали стихотворения об атаках бойцов, об их бесстрашии, вере в победу. Проект предназначен для использования на уроках литературы, внеклассных мероприятиях. В работе над проектом необходимо побольше узнать о поэтах-фронтовиках со слов однополчан, родственников.

Предполагаемый продукт: внеклассное мероприятие ко Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне для учащихся 5-7 классов. Презентация.

В ходе работы над проектом я познакомился с биографией поэтов-фронтовиков, их фронтовыми стихотворениями. Поэты-фронтовики писали свои стихи в перерывах между боями - в сыром лесу, в холодной землянке, в промерзлом окопе, во фронтовом госпитале, торопливой строкой ложились на лист бумаги горячие слова.

Александр Авдонин

Александр Николаевич Авдонин родился 18 ноября 1923 года в селе Лопатино Тарусского уезда Калужской губернии в крестьянской семье. Участник Великой Отечественной войны, радист, за боевые заслуги награждён орденами и медалями. Первые стихи напечатаны в 1947 году в газете Южной группы войск «Советский воин». Первая книга стихов вышла в 1958 году. Вторая «Откровение» — в 1962-м. За ними последовали сборники «Время и сердце», «Искорка», «Тарусский причал» и другие. Сборник стихов и поэм «Полдень» опубликован в 1973 году московским издательством «Современник», и там же была издана книга «Над вечной рекой» (1983).Был ответственным секретарем Калужской областной организации Союза писателей.

Я видел однажды, как шли в рукопашный матросы,

Как сдвинули все они вдруг бескозырки на лоб.

Потом побежали. А день был январский, морозный,

А снег был таким, что слепил за сугробом сугроб

И было в том беге от моря свирепого что-то

От грозного моря, когда надвигается шквал.

И тут полоснули по ним в этот миг пулеметы-

По черным мишеням в упор. Прямо в грудь. Наповал

Иван Озеров

Озеров Иван Васильевич [14.04.1914 – 19.11.1989 г.г.]. Поэт. Родился в Урицком районе Орловской области. Жил в Орле. С июня 1941 года находился на фронте. Многие военные эпизоды, которые сохранила память, дали толчок для написания стихов. Его стихи печатались в журналах «Молодая гвардия», «Смена». Первую книгу стихов «В кругу друзей» выпустил в г. Иваново, остальные – в родном краю: «Огни над Окой», «Сверкают росы», «Тепло моей души». Главная тема поэзии – родной Орел, простые люди современного города.

Полыхнула огнем граната,

Град осколочный- по лицу.

И в тревожный покой санбата

Поселиться пришлось бойцу.

Плюхнулся снаряд вблизи окопа,

В ожидании разрыва мы

Яростно клянем тебя, Европа,

Что таила ты гнездо чумы.

Алексей Пахомов

Пахомов Алексей Васильевич (12.04.1924 – 15.06.1998) – поэт-фронтовик. Родился в селе Вышне-Долгое Должанского района Орловской области. Автор семи книг стихотворений, в том числе книги для детей. Добровольцем ушёл в действующую армию. Он был солдатом Великой Отечественной, участником битвы за Ленинград, воевал сапёром 106-го особого мотоинженерного батальона Ленинградского фронта. Участвовал в бою за взятие высоты в районе Синявино, был контужен, но сумел вынести с поля боя тяжело раненного товарища. Сражался на Карельском перешейке. Был назначен командиром взвода 69-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона. Служил в Чехословакии, Одессе, Дубоссарах, в Крыму. Член Союза писателей России с 1992 года. Его стихи – это правдивая память о военном лихолетье, фронтовых дорогах, по которым шагал он, теряя друзей–однополчан. Алексей Васильевич Пахомов автор ряда поэтических сборников: "Мёд и полынь", "Весна возвращается", "Яблоня у порога", "На крутом повороте", "Любовь как солнце", документальной повести "Высота", книги для детей "Подснежник".Ребята знали перед штурмом:

Атака - это не парад.

Страшней всего: «Ты -трус! Ты – шкурник!»

И выхватит ТТ комбат.

Мы брали каждый шаг на ощупь

И обезвреживали смерть…

Забыто многое, но рощу

Не позабыть мне и теперь.

Все помутилось в той атаке,

А за спиной вставал рассвет,

Тот бой потом мы звали дракой»,

Названия другого нет.

Павел Алексеевич Быков

Павел Алексеевич Быков (1925 - 1990). Родился Павел Алексеевич в селе Мужиново, Клетнянского района Брянской области. В журналистику пришел семнадцатилетним пареньком, работал литсотрудником в Кандалакшской районной газете Мурманской области. Уже в июле 1941 года Павел Быков в рядах защитников Отечества. Воевал на Западном, Калининском, Ленинградском, 1–ом Прибалтийском фронтах. Был дважды ранен. И на фронте он не переставал писать. Его стихи, заметки, статьи публиковались во многих армейских газетах.

Бывало, бой чуть только стихнет,

Присев с блокнотом к огоньку,

Я подбирал такие рифмы,

Чтоб пулей били по врагу.

Поэт – фронтовик посвятил много стихов тяжелейшему ратному подвигу солдата.

В огне горели, в водах стыли,

А все же выжили с тобой,

И лишь на волосы густые

Лег дым сражений сединой.

Стихи Павла Быкова –фронтовые – правдивая летопись, которую он оставил грядущему поколению.

Я видел много раз в боях,

Как смерть друзей моих косила.

Сыновний принимая прах,

Навзрыд Россия голосила

Первая книжка «Под мирным небом» вышла в 1951 году в издательстве «Брянский рабочий». Его стихи печатались в журналах «Советский воин», «Москва».

Митрофан Рубеко 1920 года рождения, деревня Садовичка Брянской области,

парторг роты, освобождал Варшаву, брал Берлин. Работал ответственным секретарем районной газеты «Лениннец» в Жуковке. Член Союза писателей.

Прямо в окопе письмо мы писали

Витиной маме во Львов:

«Сын Ваш геройски погиб, - сообщали-

Мы схоронили его»

После атаки под самым Берлином

Мы получили ответ:«Горькую весть вы прислали о сыне,

Только не верю я, нет!»

Николай Родичев родился в 1925 году в Дмитриевском районе Орловской области

Чтобы ускорить свой призыв в армию, приписал несколько месяцев. Воевал танковым десантником 4 гвардейского Сталинградского механизированного корпуса. Когда боевые машины достигали вражеских траншей, автоматчики врывались в окопы, открывали огонь. В обороне стояли насмерть. Однажды танк с крестом проутюжил его ячейку, отыскали только по обмотке на ноге. В бою под Мелитополем осколки мины впились в левую руку и ногу. Признан инвалидом Отечественной войны 2 группы. Стихи писал в перерывах между боями, прямо в окопах. После войны закончил вечернюю школу, Киевский государственный университет, был собкором газеты "Заря Полтавщины", главным редактором Сталинского книжного издательства, заведующим отделом прозы издательства "Советский писатель", заместителем главного редактора издательства "Московский рабочий", корреспондентом журнала "Огонёк". Издал 55 отдельных книг, опубликовал 202 статьи и очерка в центральных журналах. Награждён орденом Отечественной войны 1 степени, "Дружбы", медалями "За взятие Берлина", "За победу над Германией", двумя знаками "Шахтёрской славы". Заслуженный работник культуры РСФСР. Умер 7 августа 2002 г.

Здравствуй, Ваня. Долго не писала

На далекий адрес полевой:

Все тебя домой я поджидала,

Ну, а ты, сказали- не живой.

Я в беду поверила не сразу,

Приглашала в дом однополчан

А потом скупые их рассказы

Не давали спать мне по ночам

Олег Бушко ушел в действующую армию добровольно. На фронте был в качестве сержанта, командира отделения 195-го отдельного зенитного бронепоезда. Молодой боец и неуемный лирик участвовал в освобождении от фашизма Донбасса, Украины, затем воевал в Молдове, Румынии. Стихи, написанные на пулеметном посту бронепоезда, привели Олега осенью 1944 года в армейскую многотиражную газету, а после Победы — в Литературный институт имени А. М. Горького в Москве. Там его творческими руководителями были Ярослав Смеляков и Евгений Долматовский. С 1944 года стал литературным сотрудником в газете «За Родину».

(Борис Дубинин, фронтовой товарищ)

Мечтал он о ролях героев смелых,

а сам в тревогах бомбовых атак

не на подмостках, а на самом деле-

Был храбр, как Сирано де Бержерак!

Василий Дмитриевич Зеленченков родился в 1922 году в селе Волконском Дмитровского района Орловской области. Служил на границе. Был тяжело ранен. После войны работал избачом, секретарем районной газеты, учителем русского языка и литературы, директором восьмилетней и средней школ. В 1953 году окончил Калужский учительский институт, затем Литературный институт имени А.М. Горького. Василий Дмитриевич Зеленков печатался в коллективных сборниках, издаваемых в Москве, Туле, Калуге, Орле, в областных и центральных газетах. В 1969 году в Приокском книжном издательстве вышла книга его стихов «Над Зушей».

Но внутренним волнением объяты,

Мы думаем о будущем, о том

Счастливом дне,

Когда из трех накатов,

Из этих бревен, глиною прижатых,

Здесь будет срублен

Пятистенный дом.

Степан Иосифович Таманов

Степан Таманов родился в 1925 году в деревне Бруснь Ульяновского района Калужской области. В 1932 году семья Тамановых переехала в Красноармейск. Отсюда семнадцатилетний Степан в сентябре 1943 года добровольцем ушел на фронт, принимал участие в освободительных боях за Донбасс. 9 апреля 1944 года в боях за Крым, близ села Караджиган, был тяжело ранен. Два месяца боец находился без сознания, домой ушла похоронка. Сквозное ранение головы считалось не совместимым с жизнью, однако Степан выжил и летом 1945 года вернулся в Красноармейск на носилках, ему было 19.

Печататься Степан Таманов начал с 1954 года в газете «Новый Донбасс». Кроме цикла стихов о войне, у него десятки стихотворений, посвященных Красно­армейску. Многие его произведения были положены на музыку. В 1967 году Тамановы переехали в Калугу, но связи с Красноармейском никогда не теряли. Умер Степан Иосифович 29 марта 1978 года и похоронен в Калужской области.

Стихи Таманова печатались в областных, районных газетах, в еженедельнике «Литературная Россия». Книги «Последний патрон», «Молния в сердце», «Орбита мужества» публиковались в журнале «Радуга». В 1982 году в Приокском книжном издательстве вышел сборник стихов «Далекое эхо».

Я убит девятого, в апреле,

В час рассветный, накануне дня.

Не успел и вскрикнуть еле-еле,

Руки разбросав на зеленя

Александр Авдонин печатался в журналах «Октябрь « и «Смена», Иван Озеров печатался в журналах «Молодая гвардия», «Смена», в 1984 году в Приокском издательстве вышла книга Алексея Пахомова «Мед и полынь», Олег Бушко закончил Литературный институт, публиковался в периодике, выпустил несколько книг, первая книжка Павла Быкова называлась «Под мирным небом», у Василия Зеленченкова в 1969 году вышла книга стихов «Над Зушей», Александр Минаев после войны стал членом Союза писателей СССР, Митрофан Рубеко 20 лет проработал ответственным секретарем районной газеты «Ленинец» в Жуковке, Иван Полевой печатал стихи в альманахе «Литературная Тула», Николай Родичев автор нескольких книг, член Союза писателей, Петр Жаворонков оставил фронтовую тетрадь со своими стихами.

Рефлексия:

  • В ходе работы я узнал о поэтах-фронтовиках Калужского края и поэтах-фронтовиках соседних областей, познакомился с их стихами;

  • в ходе исследования мне удалось научиться интервьюировать членов семьи;

  • я порадовался, что в моей семье много знают о Великой Отечественной войне, хранят документы;

  • я очень рад, что наши совместные семейные поездки по местам боевой славы помогли мне выбрать именно эту тему проекта;

  • в ходе работы над проектом я узнал, что поэтов-фронтовиков волновали разные темы, но больше всего они писали о войне, о потерях друзей, а также мечтали о мирных днях, ждали писем из дома;

  • во время работы над проектом я много узнал о фронтовой жизни поэтов-фронтовиков и об их жизни после войны.

Литература

1. Бучарский В. http://bucharsky.ru/books/9/89/

2. Золотин А.П. «Люблю и верую. Стихи». «Советская Россия», 1989 г.

3. Источник:http://www.vampodarok.com/stihi.php?autor=21

4. Кухтинов А. «Дом у Карек – озера». Калуга, 1989 г.

5. «Мы шли дорогами войны». Стихи. Составитель С.И.Галкин. Тула. Приокское книжное издательство, 1985 г., 254 стр.

6. Питиримов С. «Подвиг любви». Литературно-краеведческие очерки. Тула, «Приокское книжное издательство», 1991 г. – 367 стр