III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

КАК ПОБЕДИТЬ СКВЕРНОСЛОВИЕ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
Дуброва О.О., Михадюк А.В.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Как победить сквернословие в жизни школьников

Актуальность

Русский язык отражает всё происходящее в социальной жизни людей. Любое культурное явление продиктовано общественной жизнью. Оно может быть позитивным, несущим пользу, благо людям, а может нести негатив в общество, начинает отрицательно влиять на жизнь людей, то есть становится проблемой, которую необходимо решить.

Мы обратились к такому явлению, как сквернословие. Выбор темы исследования обусловлен тем, что сегодня, по-нашему мнению, сквернословие является большой проблемой, так как охватывает большое количество людей, употребляющих так называемую «нецензурную брань».

Для нас эта проблема очень ощутима, так как мы знаем, что сегодня многие дети с раннего возраста и, особенно, в школьном возрасте применяют «бранные слова» в своей речи в общении со сверстниками. А значит, в 21 веке это негативное явление продолжает жить.

В связи с этим возникает противоречие – с одной стороны каждый школьник знает и понимает, что сквернословие – это плохо, что оно осуждается в обществе. С другой стороны, многие ребята, не смотря на это, используют мат, «бранные слова» в своей речи. Почему это происходит? Почему это явление так живуче? Как избавиться от него?

Выявленные недостатки в наших знаниях и понимании по данному вопросу сделал для нас актуальной проблему сквернословия в школьной среде и вызвал необходимость разрешить возникшее противоречие.

Мы решили исследовать эту проблему и, возможно, найти способы, как справиться с данным явлением в жизни школьников и, значит, исключить его из жизни в будущем.

Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточное понимание вопроса определили тему исследования: «Как победить сквернословие в жизни школьников».

Цель исследования: Рассмотреть сущность явления сквернословия в жизни людей и причины его существования в культуре; поиск путей искоренения сквернословия из жизни школьников.

Объект исследования: сквернословие как негативное явление в жизни людей.

Предмет исследования: сущность, место и роль сквернословия в жизни людей; причины его существования в культуре.

Гипотеза исследования: предполагаем, что изучив и поняв сущность, место, роль и причины существования этого негативного явления в культуре людей, мы сможем найти пути искоренения сквернословия из жизни школьников.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать лексическое значение слова сквернословие и реализацию слова в словарях синонимов и антонимов.

  2. Выявить причины употребления сквернословия – ненормативной лексики.

  3. Рассмотреть этимологию и историю сквернословия.

  4. Проанализировать имеющиеся материалы, влияет ли сквернословие на здоровье человека.

  5. Узнать, велась ли борьба со сквернословием в историческом времени (с древности и до наших дней)?

  6. Проанализировать, как проявляется слово и понятие сквернословие в жизни школьников: их понимание и отношение (на основе анкетирования среди школьников нашей школы №101 г. Новокузнецка).

  7. Обобщить результаты исследования, выявить причины, следствия этого явления.

  8. Определить возможные пути искоренения сквернословия из жизни школьников.

При решении поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: изучение литературы, лингвистический анализ словарных статей, культурологический анализ явления сквернословия в жизни людей и, в частности, школьников, анкетирование учащихся, обобщение и систематизация материала.

Глава 1. Сквернословие как негативный феномен культуры и русского языка.

1.1.Лексическое значение слова сквернословие и его реализация в словарях синонимов и антонимов.

Изучение литературы по теме показало, что сквернословие является одним из проявлений обсценной лексики. Обсце́нная ле́ксика (от лат. Obscenus —«непристойный, распутный, безнравственный»). Она характеризуется как: непечатная брань, нецензурные выражения, ненормативная лексика, сквернословие, срамословие — это сегмент бранной лексики, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (похабные, непристойные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию [1].

Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является русский мат. В русском языке присутствует также другие обсценные слова, не являющиеся матерными и значительно менее табуированные, но тоже считающиеся «неприличными» или неблагозвучными[2].

Мы узнали также, что такая лексика называется ещё инвективной, то есть оскорбительной, существующей во многих языках и культурах. Такие слова называются ещё словом мат. Это замкнутая группа слов и выражений, на употребление которых в культурном сообществе накладывается табу.

Образовано это слово от слова инвектива – [от лат. invectivus - бранный, ругательный]. Резкое выступление против кого-, чего-либо; оскорбительная речь; Синонимы слова инвектива: выпад, обвинение, обличение, оскорбительная речь, осмеяние, ругательства[2; 11, с.664].

В нашем исследовании мы исследуем понятие сквернословие в значении мат, матерщина, матерные слова, которые используют школьники в своей речи. С этой точки зрения изучаем теоретические материалы.

При изучении словарных статей, установлено, что в словарях слово «сквернословие» имеет близкое толкование. Так, в словаре Ожегова: Слово «сквернословие» – это речь, наполненная скверными, непристойными словами» [9, с.626].

В Большом энциклопедическом словаре: «Сквернословие» – употребление неприличных, непристойных слов, выражений; брань, ругань [3]. В Словаре русского языка: «Сквернословие» – Речь, наполненная непристойными словами и неприличными выражениями; брань [12, с.106]. В энциклопедическом словаре педагога это слово определяется как 1)Употребление злых, оскорбительных и унизительных слов. 2) Поругание веры, антипод молитвы, 3) Разрушает атмосферу и душу. 4) Бранные слова «взрывают» генетический аппарат человека, ведут к вырождению. 5) У тех, кто произносит нецензурную лексику, и кто их слышит, вызывает мутагенный эффект» [19].

В Викисловаре сквернословие это 1) Речь, наполненная неприличными выражениями; непристойными словами, матерными ругательствами. 2) матерщина, обсценная лексика[5].

В словарных статьях православных сайтов сквернословие определяется как словесный грех, основой которого является произнесение бранных, неприличных выражений, ругань и нецензурная лексика. Всем своим существом сквернословие противоречит молитве: вместо того, чтоб взывать к Богу, сквернослов открывает все демоническое и черствое в человеке[10].

В общем толковом словаре сквернословие это 1) Словесный грех, основой которого является произнесение нецензурной лексики.

Итак, анализ толкований в словарях показал, что сквернословие в значении мат– это значительная часть абсцентной (непристойной, безнравственной) и инвективной лексики (безнравственной, оскорбительной). Слово «сквернословие», в целом, означает речь, наполненную скверными, неприличными словами и выражениями, употребление злых, оскорбительных и унизительных слов, антипод молитвы, словесный грех.

Выявлено, что слово «Сквернословие» имеет синонимы и антонимы. Так, в словаре синонимов к слову «Сквернословие» приводятся следующие слова: мат, неприличные слова, сильные слова, ругня, лай, черное слово, хула, смрадные, гнилые слова, проклятие, похабщина,ненормативная лексика, бранные слова, матерщина, нецензурная лексика [5,15].

В словаре антонимов противоположность слову «сквернословие» называется нормативная лексика [5,13].

В словарях также говорится, что сквернословие, влияет на организм человека, на его духовное и физическое здоровье. Разрушает атмосферу и душу. 4) Бранные слова «взрывают» генетический аппарат человека, ведут к вырождению. 5) У тех, кто произносит нецензурную лексику, и кто их слышит, вызывает мутагенный эффект [3,4].

Вывод: сквернословие – мат – это слова, считающиеся в нашей русской культуре неприличными и постыдными, вредящими здоровье, поэтому запретными для общественного и личного использования. Еще лично могу добавить, что при сквернословии - это очень плохое поведение при выражении неправильной речи.

1.2. Причины употребления сквернословия – ненормативной лексики

Почему же, зная о том, что сквернословие осуждается людьми, оно продолжает использоваться в речи большим количеством людей? Кто же и в каких случаях употребляет сквернословие?

В поисках ответа на эти вопросы, мы обнаружили исследования учёных-лингвистов В. М. Мокиенко, В. И. Жельвиса и других. Учёные отмечают, что ненормативную лексику в своей речи используют люди разного культурного уровня, но в большей степени – люди малообразованные, с «бедной, скудной речью», то есть, с маленьким словарным запасом.

Так, Мокиенко Валерий Михайлович- доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии филологического факультета Санкт-Петербургского университета в своём труде «Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное» [8, с. 50-73] отмечает «наличие некоего труднопроходимого барьера между матом и культурой». Он отмечает, что сквернословие часто используется как пожелание зла, неудачи или как восклицания, выражающие стремление избавиться, отделаться от кого-либо.

Владимир Ильич Жельвис, доктор филологических наук[7] выделяет скверные слова как средства, по которым нецензурно высказываются прежде всего некультурные и малообразованные люди. Это:

- средство понижения социального статуса адресата,

- средство установления контакта между равными людьми,

- средство дружеского подтрунивания или подбадривания,

- «дуэльное» средство,

- выражает отношение двух к третьему как «козлу отпущения»,

- для самоподбадривания,

- для самоуничижения,

- представить себя «человеком без предрассудков»,

- средство привлечение внимания,

- средство «сбить с толку»,

- передача оппонента во власть злых сил, магическая функция,

- как бунт,

- как средство вербальной (с помощью слов) агрессии,

- как междометие – при выражении всей гаммы человеческих эмоций: гнева, возмущения, изумления и даже восторга.

Учёные обобщают: сквернословие, мат – это демонстрация неуважения к собеседнику, к окружающим, агрессия к миру в целом, он выставляет того, кто ругается, в самом невыгодном свете.

Конечно, есть социальные слои, где тот, кто ругается, предстает как полноценный член среди людей низкой культуры. Но если говорить о сквернословии с позиций человеческих, то это – носители зла.

Если осмыслить вышесказанное, то начинаешь понимать, что подвигают людей на использование скверных слов негативные чувства: злоба, обида, гнев, желание таким агрессивным образом самоутвердиться.

Итак, выводим: использование сквернословия в речи объясняется следующим. Мат, нецензурную лексику используют люди разного культурного уровня с бедным словарным запасом вместо нужных слов для объяснения чего-либо или для выражения чаще негативных чувств и эмоций.

Они используют эти слова, чтобы: 1)заполнить те места в своей речи, на которые у них не находится нужных правильных слов, а высказаться хочется; 2)выказать желание, чтобы с ним, как с человеком, несмотря ни на что, считались; 3)чтобы оскорбить, побольнее обидеть; 4) выразить эмоцию, причём любую: гнев, возмущение, изумление, даже восторг; 5) в прямом назначении: для проведения древнего магического обряда.

Из вышесказанного делаем вывод, что в наше время сквернословие употребляется как универсальное средство для общения при нехватке нужных слов в самых разных жизненных ситуациях, как позитивных, так и негативных для самоутверждения.

И это раскрывает нам две важные причины – бедный словарный состав в лексиконе человека и – желание самоутвердиться, выделиться.

Нам представляется, что именно универсализм слов сквернословия играет главную роль, так как малограмотный человек или образованный, но имеющий недостаточно слов в своём лексиконе, чтобы выразить всё, что он хочет другому человеку или другим людям, заполняет ими свою речь.

В то же время мудрость просвещённых людей и простого народа во все времена осуждала сквернословие. Об этом говорят изречения и народные пословицы.

Пословицы

Не сквернит в уста, а сквернит из уст.

Дело помышлением сквернится.

Не сквернись суесловием, не оскврняйся.

Нет на свете такого мерзавца, который бы не нашёл своей сквернавки.

Владимир Даль [14]

Кто матом ругается, у того лошадь спотыкается.

Матом ругаешься – с счастьем прощаешься.

Тот, кто матом посылает – своих деток убивает.

От того, кто сквернословит, здоровье уходит.

Страшный нож не за поясом, но на конце языка.

Народные представления

В присутствии пчел нельзя сквернословить и вести себя недостойным образом.

В присутствии муравьев нельзя ругаться - к неудаче.

Мудрые мысли

«Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько и уши, в которые входят» Екатерина II

«Бранные слова у русских так страшны, что их без ужаса и передать нельзя». Людвиг Фабрициус (голландец, живший в 17-18 веках, автор записок о России).

«Антипод молитвы - сквернословие. Оно смущает и грязнит пространство… Упаситесь сквернословия!» Елена Рерих[18]

1.3. Этимология и история сквернословия.

Изучение литературных источников, и прежде всего, словарей русского языка показало, что слово сквернословие образовалось от слова «скверна».

Считается, что слово это происходит от праслав. *skvьrnъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. сквьрна «мерзость, нечисть», сквьрнъ «нечистый», ст.-слав. сквръна (др.-греч. κηλίς, βόρβορος) ,укр. скверний, белор. скверня «нечистоты, грязь», словенск. skvr͂na, skrûnа «скверна», чешск. skvrnа «пятно, порок», словацк. skvrnа — то же. Праслав. *skvьrna, *skvьrnъ. Также, слово скверна сближали ввиду знач. со скаред, греч. σκῶρ, σκατός «навоз, отброс» и т. д. И ещё считают это слово родственным лат. squarrōsus «покрытый струпьями, гадкий, нечистый». По мнению Махека, имеет смысл говорить о дальнейшем родстве с сербохорв. ква́рити «портить» [5].

В. Даль в своём словаре определяет это слово так: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное» [14].

Интересно, что Владимир Даль отмечает, что «акающие русаки (ряз. тул. орл. кур. тамб. и пр.) – первые сквернословы; в окающем говоре (сев.-вост.) такого сквернословия не услышишь.

Изучение источников в сети интернет показало, что историческое появление сквернословия объясняют несколькими причинами.

Во-первых, считается, что мат, скверные слова пришли к нам с монголо-татарским игом, которое существовало на Руси 300 лет. Но это опровергается многими учёными, потому что скверные слова находят в источниках большей древности.

Во-вторых, многие русские слова, которые сейчас называются матерными, скверными, имели первоначально положительное значение и употреблялись: 1) только в магических ритуалах и обрядах плодородия древними людьми; 2) как формула против нечистой силы. И не всеми людьми, а только жрецами. Исследователи истории русского сквернословия отмечают, что использовались эти слова только мужчинами, что это были слова мужской силы. Уже тогда, в старые времена считалось недопустимым для использования женщинами. На это было наложено строгое табу.

С приходом христианства на Русь все проявления языческой культуры были отвергнуты как бесовские и постепенно укоренился их негативный смысл. А поскольку эти слова произносились с особым чувством, негативный смысл их принял значение крепкого ругательства.

Анализ изученных материалов показывает, что да, корни сквернословия уходят в далекую языческую древность. Но тогда эти слова не имели отрицательного значения, а были включены в заклинания, обращённые к языческим божествам. По мнению учёных, так называемый мат являлся языком общения мужчин-жрецов с идолами. Их просили о плодородии и рождении новых членов рода, поэтому большинство матов связано с половыми органами мужчины и женщины.

Есть мнение, что древние славяне мат использовали и как способ «договориться со способными навредить духами», «отогнать нечистую силу». Поэтому он при христианстве приравнивался к проклятию. Подобное его применение зафиксировано в славянской письменности. В болгарской хронике слово «изматерили» обозначало не «обругали», а «прокляли».

Общий вывод такой: скверные слова изначально употреблялись исключительно мужчинами и только в языческих ритуалах, не употреблялись в обыденно й жизни. При христианстве были отвергнуты, запрещены, обрели отрицательный смысл, но почему-то остались в лексиконе русских людей, и их стали употреблять в обычной речи все: мужчины, женщины, дети.

Результаты исследования заставляют нас узнать, изучить научные материалы: влияет ли сквернословие, мат, неприличные слова на здоровье людей. Что и будет сделано в следующем параграфе.

1.4. Влияет ли сквернословие на здоровье людей?

При изучении такой важной темы мы решили обращаться только к исследованиям учёных, к научной доказательной базе и выявили следующее. Приведём только несколько доказанных фактов, которых, конечно, значительно больше.

Сначала – всем известный факт. В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.

То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой.

Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно творить красоту[19].

Также, путем опытов установлено, что хромосомы белка содержат всю информацию, необходимую для формирования живого организма. Доказано, что генетический аппарат любого живого существа одинаково реагирует на внешние воздействия, вызывая изменения в генах. Поскольку человек состоит более чем на 75% из воды, произносимые человеком слова изменяют структуру воды в организме, выстраивая ее молекулы в сложные цепочки,

меняя их свойства, а, следовательно, меняя генетический код наследственности.

При постоянном отрицательном воздействии скверных слов происходит видоизменение генов, которые влияют не только на самого человека, но и на его потомство. Это становится проклятием для детей и внуков сквернослова, рождённых с разными тяжёлыми заболеваниями.

Видоизменение генов ускоряет старение организма, способствует развитию различных болезней и таким образом сокращает срок жизни.

И наоборот, при воздействии позитивных слов и мыслей улучшается генетический код человека, задерживается старение организма и увеличивается срок жизни ( Доктор биологических наук, академик медико-технических наук П. Горяев) [6].

Занимаясь проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека в течение многих лет, доктор биологических наук И. Б. Белявский с математической точностью доказал, что не только человек характеризуется определенным спектром энергии, но и каждое его слово несет энергетический заряд. И слово воздействует на гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость, значительно ухудшая общее качество жизни [4].

Учёными выявлено еще одно важное наблюдение. В странах и национальных языках, в которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП. А в России, например, эти заболевания встречаются всё чаще.

Одно из новых направлений в медицине – психосоматика (др.-греч. душа и тело) – соединение знаний медицины и психологии, изучает влияние психологических стрессов, в том числе, влияние мата, на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Учёными доказано, что если человек при выбросе отрицательной энергии вспоминает детородные органы, то это оказывает на них негативное влияние. Установлено, что матершинники рано становятся импотентами или приобретают урологические заболевания. Но самое плохое в том, что человеку достаточно нечаянно услышать ругань, мат, чтобы тоже заболеть. Болезни ожидают и тех, кто живёт в окружении сквернословов [4].

Особенно тяжело это отражается, разрушительно действует именно на женщин и детей. Вероятно, в старину это уже знали и не использовали запретные слова в обычном общении.

Опираясь на исследования медиков и психологов, учёные-филологи называют сквернословие «лингвистической бомбежкой», «убийственной привычкой», «нравственной заразой», «эпидемией», «психовирусами».

Учёными доказано: слово может убивать и может излечивать, если оно доброе. Это обоюдоострый инструмент. Бранная, искаженная речь губительна. Вывод ученых: ДНК воспринимает речь и ее смысл. Волновые "уши" ДНК непосредственно усваивают звуковые колебания. Особенно страшно, что при этом для ДНК не имеет значения, является ли собеседник живым человеком или телевизионным героем. Человек употребляющий или слышащий мат постоянно подвержен неизлечимым заболеваниям, губителен для детей.

Влияет мат на мужскую потенцию и женственность, на формирование бесплодия. Ругань заметно отражается на интеллекте. Дети существенно отстают в умственном развитии, этот факт научно доказан. Ребенка, который постоянно слышит сквернословие, покидает чувство стыда, а это мостик к будущей деградации.

Мат "пробуждает" в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью "психовирусы". Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. [6, 4 и др.].

Часто можно услышать, что в мате ничего плохого нет, человек просто сбрасывает негативную энергию и язык не может обойтись без мата. Но ведь он сбрасывает негативную энергию на других людей, на родных, на детей!

Есть и другое мнение: сквернословие имеет прямое отношение к миру темных, низких энергий. В каком состоянии может находиться человек, если из него или на него выливается подобный негатив? Мат "пробуждает" в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью "психовирусы". Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. [т, у и др.].

Матерщина основана на гнусно-оскорбительном употреблении слова «мать». Одно из самых высоких понятий для человека принижается до уровня цинично-вульгарного. Здесь уместно привести слова А. П. Чехова: «Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо» [4,6 и др.].

Итак, опираясь на данные опытов учёных, доказано, что из-за мата значительно страдает здоровье человека и окружающих его людей, и прежде всего – родных и близких! Ругань оскверняет человека, убивает его душу. Даже нескольких примеров достаточно, чтобы убедиться, что в сквернословии скрыта огромная разрушительная сила. А их множество.

Представьте себе: матерное слово, как мощный отрицательный заряд взрывается и летит в вас, поражая ударной волной! Я сама лично не раз ощущала такую ударную волну. Как от неё скрыться, ведь чаще всего она бывает неожиданной?! А тогда что творится в душе и теле произнёсшего бранные слова?

Мы нашли ответ на этот вопрос: человек теряет совесть, а он и его родные, его дети перестают ощущать стыд – а это уже признак вырождения человеческого, потому что совесть и стыд – это главные показатели лучших «божественных» человеческих качеств[4].

Как же бороться со сквернословием, с этой нравственной заразой? Попытаемся узнать, а велась ли борьба со сквернословием в историческом времени (с древности и до наших дней)? Этому посвящён следующий параграф.

1.5. Велась ли борьба со сквернословием в историческом времени?

Изучив несколько статей в сети интернет, ссылающихся на научные источники, мы можем констатировать: да, велась.

Оказывается, сквернословие на Руси преследовалось и примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Поскольку после крещения Руси матерные слова (которые в обыденной жизни людьми сначала не использовались) были объявлены «бесовскими» и за них строго наказывали.

Так, во времена царя Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. Это объясняется не только скромностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. Царь Алексей Михайлович активно боролся со сквернословием, он подчеркивал недопустимость ругани на свадьбах и других праздниках и обрядах, где оставались языческие корни. Считалось, что выругавшийся человек оскорбляет Божью Матерь, родную мать человека и саму Землю. Что нецензурная брань навлекает бедствия, несчастья и болезни.

По Соборному уложению (это свод законов Русского царства, принятый Земским собором в 1649году и действовавший почти 200 лет, до 1832 года) за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание. В Уложении подчеркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися»[11,с.360].

Применялось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругающихся матом, и тут же, на месте преступления, при всём честном народе секли розгами для всеобщего назидания. Кроме того, за эту провинность вырывали язык, отлучали от церкви, садили в тюрьму или казнили смертью.

Выявлено также, что Петр I (годы правления 1682 – 1725) придавал большое значение воспитанию. 4 февраля 1717 года он издал книгу "Юности Честное Зеркало", где писал, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

В то же время Пётр ввёл в постоянный обиход людей пьянство и курение табака, что усугубило воспитание в людях развязность и употребление «запретных» слов»[3].

В 19 веке борьбу со сквернословием вела только церковь. Матершинников приравнивали к безбожникам и анархистам.

Матерный язык в массовости был присущ рабочим и крестьянам, которые были необразованны. В 20 веке, после 1917 года и победы власти «рабочих и крестьян», многие из тех, кто не мог выражать свои мысли нормальными словами попал во власть. Так сквернословие вошло в лексикон политических деятелей. Мат стал официальным языком тюрьмы, понятным всем её обитателям. Во время "оттепели” (60-е годы 20 века) стали появляться все новые и новые матерные частушки.

Но за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

В конце 20 века мат взял ещё одну, последнюю, высоту. Его подхватила интеллигенция»[17].

Мат перекочевал в 21 век. Он полностью вышел из подполья и набрал значительную популярность в обыденной жизни. Сегодня на прилавках магазинов без труда можно купить различные словари сквернословия, сборники матерных частушек и прочую ересь.

В современной России нецензурная брань в общественных местах влечет за собой административную ответственность. Согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации, публичное употребление мата может расцениваться как мелкое хулиганство (статья 20.1), наказываемое штрафом от 500 до 1000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток, это предусмотрено статьей 20.01 Административного кодекса «Мелкое хулиганство».Статья 20.01.: мелкое хулиганство – нарушение общественного порядка, выражающее неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам влечёт наложение административного штрафа в размере от 500 до тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток [20].

Использование мата считается неприемлемым в приличном обществе и в литературе и обычно цензурируется в периодической печати, на телевидении, радио и в других СМИ. Несмотря на это, употребление мата традиционно очень широко распространено в устной речи у самых разных половозрастных групп общества. Встречается он также и в современной литературе (В. О. Пелевин, В. Г. Сорокин, М. И. Веллер, М. И. Волохов и др.) и песенном творчестве (С. В. Шнуров, З. Б. Май, Ю. Н. Клинских). Известны и более ранние случаи употребления, в том числе в виде «ребусов» с многоточиями, мата в литературе, в частности, в произведениях классических авторов: А. С. Пушкина, В. В. Маяковского и др. Тем не менее большей частью людей, говорящих на русском языке, мат не воспринимается как само собой разумеющееся в публичных местах; и когда, например, популярный певец Ф. Б. Киркоров употребил матерную брань на пресс-конференции, это вызвало как судебное разбирательство, так и негативную реакцию общественности »[17].

Несмотря на это, в настоящее время непристойные слова можно услышать повсюду: и по телевизору, и в магазине, и на остановке. Вседозволенность выражений, матерный лексикон, внедрение иностранной терминологии стали делом обыденным и даже, кажется, что привлекательным и престижным. Очень страшно, что мат можно услышать не только от взрослых и подростков, но и от детей. Неужели такое положение становится нормой? Как остановить так распространившуюся нравственную заразу»?!

Мы решили исследовать положение дел по этому вопросу в нашей школе.

Глава 2. Проявление понятия сквернословие в жизни школьников: их понимание и отношение (на основе анкетирования среди школьников нашей школы №101 г. Новокузнецка)

Нами было проведено анкетирование по большинству классов в нашей школе (Приложение1). Сбором данных по анкетам, сведением в один документ мы занимались вместе. А я их систематизировала и анализировала.

Обобщение полученных материалов дал следующие результаты. Всего в анкетировании участвовало 91 человек, учеников 5-11 классов от 11-ти до 17 лет.

Анализ ответов на первый вопрос (рис.1) показал, что ребята считают, люди употребляют мат, ругательства, потому что не хватает словарного запаса (50%), чтобы выразить: отношение, чувства (31,6%); когда нечего сказать (3,9%), копируют других (2,6%), невоспитанные, не умеют контролировать себя (7,9%). Есть и такие: потому что это круто, мода(3,9%).

Рис.1

На второй вопрос «В вашей семье часто присутствует нецензурная брань?» (рис.2) были такие ответы: Нет(70%) , никогда (4%), да (6%), редко очень (18%),50/50 (2%).

Рис.2

На третий вопрос: «Считаете ли вы нормой поведения употребление нецензурной брани?»(рис.3), ребята дали такие ответы: Нет (84,3%) , не знаю (2,3%), да (13,5%).

Рис.3

Четвёртый вопрос: «Если вы используете в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясните почему?»(рис.4), да, потому что: злость, обида, самозащита (34.3%), не употребляю (42.9%), не могу ответить( 18,6%), очень редко (1.4%), мне надо выразиться (2.9%).

Рис.4

Пятый вопрос: «Часто ли произносят эти слова ученики нашей школы» (рис5), ответы таковы: Редко (48,5%) , никогда (51,5%)

Рис.5

На шестой вопрос «В каких ситуациях это происходит?»(рис.6) были такие ответы: Ни в каких не происходит (42,2%), в разборках, ссорах, когда злой, обижен, когда в компании кто-то раздражает (45,3%), когда пошутил и нужно усилить влияние шутки (1,6%), когда ударился (6,3%),в разговоре (4.7%).

Рис.6

Как вы думаете, плохо это или нет? Почему? (Седьмой вопрос – рис.7)). Большая часть ребят школы ответили что это «Плохо» (92,6%) , не знаю (4,9%) ,не плохо, так лучше выражать свои эмоции (1,2%), думаю, что это некрасиво (1,2%).

Рис.7

На восьмой вопрос, в котором спрашивалось, что они чувствуют при этом (рис.8), они ответила так: некультурность (8,1%) , отвращение (10,8%), ничего (20,3%), стыд (13,5%), злость (10,8%), обиду (8,1%) , не произношу (20,3), боюсь что обидят (1,4%),душа чернеет (1,4%),не знаю (1,4%),чувство ненависти к кому-то (1,4%),нет (1),неловко (1,4%).

Рис.8

На девятый вопрос: «Как вы думаете, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как вы произносите бранные слова?» (рис.9) были ответы: что я не культурный, невоспитанный, думают обо мне плохо, обижаются, им неприятно (42,9%), не знаю, не употребляю (41,1), смотря где я произношу эти слова (1,8%), мне всё равно на чужое мнение (14,3%).

Рис.9

На десятый вопрос «Что вы чувствуете, когда при вас кто-то ругается матом?» рис.10), они дали такие ответы: он (она) глупый человек, невоспитанный, плохой (43,1%), что тоже матерюсь (15,4%), не обращаю внимания ( 12,3%), странные люди (9,2%), неприязнь, недовольствие, мне плохо, обидно (7,7%), такое чувство, что он хочет просто выглядеть крутым (1,5%), красавчик (1,5%), ничего (9,2%).

Рис.10

На одиннадцатый вопрос «От кого вы чаще всего слышите бранные слова?» (рис.11): От разных людей (11,8%), от прохожих(13,2%), от друзей ( 29%), не общаюсь с такими людьми (19,7%), от дяди (7,9%), от нетрезвых людей (1,3%),от одноклассников (6,6%),от всех (2,6%),от деда (1,3%),от папы (1,3%),от детей (2,6%),от мамы (1,3%), не слышу (1,3%).

Рис.11

На двенадцатый вопрос: «Верите ли вы, что сквернословие вредит вашему здоровью?» (рис.12), большая часть ребят ответили «Да». Да (50%), Нет (46,7%) ,возможно (2,2%),50/50 (1,1%).

Рис.12

Ответы на тринадцатый вопрос «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди не употребляли бранных слов?» (рис.13) ребята ответили: учить литературу, больше читать книг (33,3%), забыть про мат, заменять на другие слова (30,3%), по губам бить (16,7%), не знаю, затрудняюсь ответить (13,6%), штраф за маты (1,5%),к сожалению, ничего не сделать (3,0%), это личное дело каждого (1,5%).

Рис.13

Четырнадцатый вопрос: «Что нужно сделать, чтобы вы не употребляли этих слов?» (рис.14), ответы: я их не употребляю (25%) , не выводить меня (15%) , убрать эту вредную привычку, перестать употреблять, следить за своей речью (35%) , не знаю (8,3%), просто всё само пройдёт (1.7%), стыдить, ругать (1.7%), больше читать книг (1.7% ),давать 1000 за час без мата (1.7%), не попадать в плохую компанию, не дружить с плохими товарищами (3,3%), не слушать, когда так говорят, терпеть, не злиться (6,7%).

Рис.14

И, наконец, заключающий вопрос – пятнадцатый: «Хотят ли ребята, чтобы их дети употребляли нецензурную брань?» (рис.15): Нет, конечно (51%) , это не культурно, некрасиво ( 22,4%) , нет, это вредит здоровью (11-16,4%), я не собираюсь вмешиваться в их личную жизнь (1,5%), пусть, если будет необходимо (1,5%), после 18 лет пусть употребляют (3%), я не хочу, чтобы мои будущие дети ругались матом (1,5%), нет, я буду бить им по губам (1,5%),нет, потому что люди могут быть злыми (1,5%).

Рис.15

Проанализировав все ответы учеников и обобщив их, представляем вам самые общие результаты исследования положения дел с употреблением сквернословия в нашей школе.

1.Ребята считают, что люди употребляют мат, ругательства, прежде всего, потому что не хватает словарного запаса (50%), чтобы выразить: отношение, чувства (31,6%).

2.В семьях наших школьников у 74% учащихся сквернословие не используется, «да» сказали (6%), редко очень (18%),50/50 (2%).

3. 84,3% учеников не считают употребление нецензурной брани нормой поведения, 13,5% школьников сказали «да, считают нормой поведения.

4. Используют в своей речи бранные слова от злости, обиды, самозащиты и потому что надо выразиться 34.3%, 18,6% не могут ответить, почему.

5. Редко произносят эти слова (48,5%), никогда (51,5%).

6. Это происходит в ситуациях: в разборках, ссорах, когда злой, обижен, когда в компании кто-то раздражает или ударился (45,3%), в разговоре и так пошутил - 6,3%), нНи в каких не происходит – 42,2%.

7. это плохо - считают 92,6%.

8.На вопрос, что они чувствуют при этом, они ответили так: некультурность, отвращение, ненависть, злость, обиду, неловкость, боюсь что обидят, душа чернеет – 42%. Страшно, что ничего не чувствуют 21,7%, а стыд чувствуют всего 13,5% школьников.

9.На вопрос: «Как вы думаете, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как вы произносите бранные слова?» были ответы: что я не культурный, невоспитанный, думают обо мне плохо, обижаются, им неприятно (42,9%), не знаю, не употребляю (41,1), смотря где я произношу эти слова (1,8%), мне всё равно на чужое мнение (14,3%).

10.«Что вы чувствуете, когда при вас кто-то ругается матом?», они дали такие ответы: он (она) глупый человек, невоспитанный, плохой (43,1%), что тоже матерюсь (15,4%), не обращаю внимания ( 12,3%), странные люди (9,2%), неприязнь, недовольствие, мне плохо, обидно (7,7%), такое чувство, что он хочет просто выглядеть крутым (1,5%), красавчик (1,5%), ничего (9,2%).

11. «От кого вы чаще всего слышите бранные слова?» : От прохожих, от друзей ( 29%), от дяди, от деда, от папы, от мамы, от нетрезвых людей – 72,4%, от одноклассников – 6,6%, не общаюсь с такими людьми, не слышу – 21%.

12. 50% - половина учеников верят, что сквернословие вредит здоровью . Не верят 46,7% ,возможно – 2,2%), 50/50 – 1,1%.

13, 14. На вопрос «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди и сами ребята не употребляли бранных слов?» они ответили: учить литературу, больше читать книг (35%), забыть про мат, заменять на другие слова (30,3%), по губам бить (16,7%), штраф за маты (1,5%),к сожалению, ничего не сделать (3,0%), это личное дело каждого (1,5%). / Убрать эту вредную привычку, перестать употреблять, следить за своей речью (35%), просто всё само пройдёт (1.7%), стыдить, ругать (1.7%), давать 1000 за час без мата (1.7%), не попадать в плохую компанию, не дружить с плохими товарищами (3,3%), не слушать, когда так говорят, терпеть, не злиться (6,7%). Затруднились ответить 21,9%.

15. 74,9% учащихся не хотят, чтобы их дети ругались матом. Остальные относятся к этому демократично.

Лучшее и худшее

Лучшее

1.Ребята считают, что люди употребляют мат, ругательства, прежде всего, потому что не хватает словарного запаса (50%), чтобы выразить: отношение, чувства (31,6%).

2.В семьях наших школьников у 74% учащихся сквернословие не используется.

3. 84,3% учеников не считают употребление нецензурной брани нормой поведения.

5. Редко произносят эти слова (48,5%), никогда (51,5%).

6. Ни в каких ситуациях не произносят – 42,2%, не общаюсь с такими людьми, не слышу – 21%.

7. Ругаться матом – это плохо - считают 92,6%.

12. 50% - половина учеников верят, что сквернословие вредит здоровью .

15. 74,9% учащихся не хотят, чтобы их дети ругались матом. Остальные относятся к этому демократично.

Худшее

13,5% школьников сказали «да, считают нормой поведения.

34.3% - используют в своей речи бранные слова от злости, обиды, самозащиты и потому что надо выразиться.

Употребляют мат: в разборках, ссорах, когда злой, обижен, когда в компании кто-то раздражает или ударился (45,3%), в разговоре и так шутят - 6,3%),

При этом они чувствуют: глупый человек, невоспитанный, плохой (50,8%), некультурность, неприязнь, недовольствие, мне плохо, обидно, отвращение, ненависть, злость, обиду, неловкость, боюсь что обидят, душа чернеет – 42%, странные люди (9,2%), тоже матерюсь (15,4%), не обращаю внимания ( 12,3%). Ничего не чувствуют 30,9%, а стыд чувствуют всего 13,5% школьников.

Считают, что другие люди при этом чувствуют и думают: что я не культурный, невоспитанный, думают обо мне плохо, обижаются, им неприятно (42,9%), , смотря где я произношу эти слова (1,8%), мне всё равно на чужое мнение (14,3%).

Слышат «бранные слова»: от прохожих, от друзей ( 29%), от дяди, от деда, от папы, от мамы, от нетрезвых людей – 72,4%, от одноклассников – 6,6%.

Не верят, что сквернословие вредит их здоровью 46,7% ,возможно – 2,2%), 50/50 – 1,1%.

Глава 3. Общие результаты исследования, причины и следствия этого явления.

Подведя итоги теоретического исследования, можно сказать:

Сквернословие как негативный феномен русской культуры появилось в глубокой древности. В языческой культуре оно не несло в себе отрицательного значения. Так называемые «матерные слова» использовались только жрецами-мужчинами для общения с природными силами земли и окружающего пространства для того, чтобы договориться сними о их невмешательстве в дела и жизнь людей, для продолжения человеческого рода и для усиления себя в пространстве. Обычные люди в повседневной жизни эти слова не употребляли.

С приходом христианства на Русь в языческую культуру была введена новая – более совершенная идея – единого, всемогущего Бога – создателя, который защитит от всех напастей, бед, поможет во всём, наградит за праведную жизнь и т.д. Языческие обряды и культовые слова были упразднены, объявлены ненужными и вредными. Началась борьба церкви с носителями древних культов, которых предавали анафеме, проклятию, сжигали, утопляли и т.д.

Изученные сведения о истории существования сквернословия наводят на мысль, что запрет сыграл обратную роль. Эти слова выплеснулись в повседневную жизнь обычных людей, которые начали употреблять их, как указывалось учёными для усиления себя в разных ситуациях:

- средство понижения социального статуса адресата,

- средство установления контакта между равными людьми,

- средство дружеского подтрунивания или подбадривания,

- «дуэльное» средство,

- выражает отношение двух к третьему как «козлу отпущения»,

- для самоподбадривания,

- для самоуничижения,

- представить себя «человеком без предрассудков»,

- средство привлечение внимания,

- средство «сбить с толку»,

- передача оппонента во власть злых сил, магическая функция,

- как бунт,

- как средство вербальной (с помощью слов) агрессии,

- как междометие – при выражении всей гаммы человеческих эмоций: гнева, возмущения, изумления и даже восторга.

В то же время за многовековую историю развития христианской культуры в сознании людей выработалась уверенность в негативности этого явления. Кроме того, учёными доказано, что эти матерные слова, действительно, нельзя использовать в обычной жизни, так они отрицательно влияют на человека (в электромагнитном, волновом отношении, влияют на хромосомы, гены человека и т.д.), как будто, действительно бросают человека во власть темных сил (по-научному – во власть тяжёлых энергий, часто не совместимых с жизненными ритмами человека. Это приводит к тяжёлым и неизлечимым заболеваниям, большим неприятностям в жизни.

Учёные разных профессий, церковь обобщают: сквернословие, мат – это агрессия по отношению к другим людям, миру в целом, а ругающиеся матом – носители зла, разрушители своей жизни и жизни окружающих.

Сами того не понимая, они посягают на самое святое для человека – на мать (Божию Матерь, женщину-мать, Землю-мать и всё что с ними связано).

Ученики нашей школы на вопрос «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди и сами ребята не употребляли бранных слов?» ответили: учить литературу, больше читать книг (35%), забыть про мат, заменять на другие слова (30,3%), по губам бить (16,7%), штраф за маты (1,5%),к сожалению, ничего не сделать (3,0%), это личное дело каждого (1,5%). / Убрать эту вредную привычку, перестать употреблять, следить за своей речью (35%), просто всё само пройдёт (1.7%), стыдить, ругать (1.7%), давать 1000 за час без мата (1.7%), не попадать в плохую компанию, не дружить с плохими товарищами (3,3%), не слушать, когда так говорят, терпеть, не злиться (6,7%). Затруднились ответить 21,9%.

Глава 4. Заключение.

Возможные пути искоренения сквернословия из жизни школьников.

Если учесть, что школьники в настоящее время могут услышать мат в любом месте, то, конечно, начинаешь понимать, что это настоящая эпидемия. И что с ней обязательно нужно бороться.

Во-первых, можно бороться законным способом – писать заявление в суд, и носитель зла будет наказан рублём. Конечно, это вряд ли решит проблему.

Во-вторых, мы решили познакомить с результатами нашего исследования всех учеников нашей школы на классных часах в каждом классе.

В-третьих, нам кажется, что в школе нужно создать атмосферу неприятия матершинников: вызывать на совет профилактики вместе с родителями, которые, скорее всего, тоже матерятся. И тем, и другим будет урок.

В четвёртых– мы предлагаем мягкое, но как нам кажется, действенное наказание за эту провинность в школе – выучить стихи Эдуарда Асадова «О скверном и святом». И прочитать его с выражением на очередном Совете профилактики в присутствии родителей и в своём классе.

Это стихотворение настолько проникновенное, что читающий его как минимум, задумается над своим неправильном поведении.

Э. Асадов

«О скверном и святом»

Что в сердце нашем самое святое?Навряд ли надо думать и гадать.Есть в мире самое простоеИ самое возвышенное – мать!

Так почему ж большое слово это,Пусть не сегодня, а давным-давно,Но в первый раз ведь было кем-то, где-тоВ кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,И вряд ли даже ведал, что творил,Когда однажды взял и пригвоздилРодное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,А поднялось, как тёмная река.Нашлись другие. Взяли подхватилиИ понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочетсяХлестнуть врага словами, как бичом,И резкость на язык не только просится,А в гневе и частенько произносится,Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.И всё же трудно попросту понять,Что слово "мат” идёт от слова "мать”,Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,За то, что родила нас и растила,Мать лучшего уже не заслужила,Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годомТак оскорблялось пламя их сердец?!И сквернословам всяческого родаПора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,Но не теряйте звания людей.Не трогайте, не смейте, не грязнитеНи имени, ни чести матерей!1970 г.

В нашей литературе есть множество прекрасных и мудрых слов о вреде сквернословия, можно собрать их и знакомить с ними на уроках на разных предметах. Вот одно из них.

«Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след. Оно живёт среди нас и действует на сердца наши. Ибо в слове содержится великая духовная энергия – или энергия любви и добра, или, напротив, энергия зла»

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) .

А вот отрывок из сказки, относящейся к европейскому фольклору.

У девушки, говорившей доброжелательно и сердечно, из уст падали розы. А у девушки, говорившей грязно и грубо, изо рта выпрыгивали жабы и выползали змеи…

Какой точный художественный образ!

Мы считаем, что эти культурные средства усилят нравственное воспитание в нашей школе и помогут нам победить сквернословие в нашей школе.

Наше условие – долой сквернословие!

Спасибо за внимание!

Список литературы

1. Академический словарь// [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/es/84217/ ОБСЦЕННАЯ

2. Академический словарь // [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/es/

3. Большой энциклопедический словарь // [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.vedu.ru/bigencdic/53644/.

4. И. Б. Белявский. Сайт «Русская правда» // [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://ruspravda.info/Vliyanie-mata-na-zdorove-soznanie-zhizn-cheloveka-1812.html

5. Викисловарь// [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/wiki/сквернословие

6. Гаряев П. П. Принципы лингвистико-волновой генетики// [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://slawa.su/lichnocni/ garyaev/3038-garyaev-printsipy-lingvistiko-volnovoj-genetiki-2017.html

7. Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. /[Текст]/ - М.: 2001.- 44 с.

8. Мокиенко В. М. Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное»/ /[Текст]/ Русистика. - Берлин, 1994, № 1/2. - С. 50-73.

9. Ожегов С. И. – М., Русский язык, 1986. – 797 с. [2] с. Ил. ISBN 978-5-488-01717-7

10. Православный сайт // [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://skvernoslovie.ru/?p=17

11. Словарь русского языка в четырёх томах [Текст] //АН СССР, Ин-т рус. Яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1987. – т.1. – 672 с.

12. Словарь русского языка в четырёх томах [Текст] //АН СССР, Ин-т рус. Яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1987. – т.4. – 795 с.

13. Словарь антонимов// [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://myantonyms.ru/s-letter/skvernoslovie-134618

14. Словарь Владимира Даля// [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://slovariki.org/tolkovyj-slovar-dala/25317

15. Словарь синонимов// [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://словарь-синонимов.рф/words?keyword= сквернословие

16. Энциклопедический словарь// [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://slovar.cc/enc/slovar/ 1793415.html

17. Энциклопедический словарь педагога// [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://culture.niv.ru/doc/ dictionary/spiritual-culture/fc/slovar-209-4.htm

18. Цитаты // [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.wisdomcode.info/ru/quotes/themes/50283.html?page=1

19. Масару Эмото.- Любовь и вода/[Текст]/ – М.: София, 2008.-134 с.

20. Федеральный закон от 22.06.2007 N 116-ФЗ с КонсультантПлюс, 1992-20. 14/ ст.20.01

Приложение1

Анкета «Что Вы думаете о сквернословии?»

Возраст___________ Пол М Ж 1. Как вы думаете, почему люди в своей речи употребляют мат, ругательства?___________________________________________________

_______________________________________________________________

2.В вашей семье часто присутствует нецензурная брань? ______________3. Считаете ли вы нормой поведения употребление нецензурной брани?

_______________________________________________________________

4.Если вы используете в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясните почему? ______________________________________________5. Как часто вы произносите эти слова? _____________________________6. В каких ситуациях это происходит? _____________________________________________________________________________________________

7. Как вы думаете, плохо это или нет? Почему? _____________________________________________________________________________________

8. Что вы чувствуете, когда произносите такие слова _________________ _______________________________________________________________

9. Как вы думаете, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как вы произносите бранные слова? _______________________________________________________________________________________

10. Что вы чувствуете, когда при вас кто-то ругается матом? __________________________________________________________________________

11. От кого вы чаще всего слышите бранные слова? __________________

_______________________________________________________________

12.Верите ли вы, что сквернословие вредит вашему здоровью?_________

13. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди не употребляли бранных слов? _________________________________________________________________________________________________________________

14.Что нужно сделать, чтобы вы не употребляли этих слов? __________________________________________________________________________

15.Хотите ли вы, чтобы ваши будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?_________________________________________ ______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Спасибо за откровенность!

30