III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЭССЕ,"НАШ ЯЗЫК, ЧТО С ТОБОЮ МЫ СДЕЛАЛИ?"
Мудрак С.М.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Я часто задумываюсь о судьбе родного языка. Меня заботит состояние нашей речи, родного языка.

Оскудение нашего языка не сегодня началось. Именно язык стал одной из первых жертв революционных катаклизмов. Его быстрая деградация уже в 20-х- начале 30-х годов вызывала тревогу писателя М.Булгакова, А.Платонова, М.Зощенко, Е.Замятина. Вспомним у Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях» людоеду Эллочку, перлы её жаргона. Приведу цитату из романа: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляют 300 слов. Элочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью».

Мы смеялись над её излюбленными словечками: «хамите», «парниша», «мрак», «жуть», над её карикатурным обликом, но ведь за этим стояла драма нашего языка, а за ней, в свою очередь, драма культуры и общества вообще. Так язык, как точный и надежный инструмент, безошибочно и быстро отражает даже самые незначительные колебания в общественной жизни, в уровне культуры и духовности. Несомненно, самые разные факторы повлияли на обеднение нашего языка. Советская власть, как известно, обрушила уже в 1918 году «красный террор» на миллионы соотечественников, как правило, самых образованных, олицетворявших культуру, науку, искусство России. Спасаясь от репрессий, более двух миллионов из них, «социально чуждых элементов», эмигрировали. Оставшиеся же и избежавшие тюрьмы и ссылки выталкивались во «внутреннюю эмиграцию», старались стать как можно менее заметными. И соответственно пошло быстрое снижение культуры, в том числе культуры речи. Новые руководители «университетов не кончали», о чём кичливо заявляли. Мол, «вышли мы все из народа». Однако принесли они с собой не народный-яркий, выразительный язык, а некий «новый», обеднённый до примитивности и изуродованный все растущим включением в него канцеляризмов, чужих слов, понятий, выражений. Человек, который говорил грамотно, красиво, незапертыми словами, воспринимался как «не наш». Богатство языка вовсе не обязательно связано только с высоким образованием. Сам по себе народный язык полон природной красоты и выразительности. Недаром А.Пушкин, по его собственному признанию, учился русскому языку, толкаясь среди простого люда на деревенских ярмарках, слушая говор крестьян в людской. Высоко ценил он и речь, например, московских женщин, помогавших батюшке в церкве, - их душевные, прочувствованные, а потому живые слова. Если же у человека душа холодна, омертвела,- откуда же взяться у него яркой, выразительной речи!? Но вот наступил, наконец, период коренного обновления жизни. Страх за сказанное «не то» слово ушёл в прошлое (это и есть один из самых важных признаков демократического обновления общества!) Сегодня от каждого из нас требуется куда более интенсивно работать головой, быть инициативнее, искать своё место в меняющейся жизни. А человеку, свободно думающему, нужен и более свободный и богатый язык. Иначе трудно ему будет устанавливать новые контакты, объяснять свои намерения возможным компаньонам и партнерам, защищать свои интересы и понимать чужие... Вспоминается эпизод, подаренный нам замечательным писателем К.Паустовским. В одном из его рассказов описано, как лесник, обходя знакомые до мельчайших веточек, овражков, родничков места, открыл для себя: «Да вот этот самый «родник». Я это слово давно приметил. Всё его обхаживаю. Надо думать, получилось оно от того, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через свою родину, кормит народ…родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня!- повторил он и засмеялся». И К.Паустовский замечает: «Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключалась в этих словах». Не побудит ли и нас эта мысль писателя к усилиям во имя того, чтобы больше слов оживало в нас и одаривало неожиданно открывшимся смыслом, красотой? Я считаю, что чтение художественной литературы неоценимо для становления личности, так как воспитывает, как говорил А.Чехов, « совесть и ясность ума». Разумеется, насильно за книгу не посадишь, враз, с налёта, не научишь быть настоящим читателем. Тут важны терпение, настойчивость учителя и ученика, родителей. Если в семье уважают книгу, обсуждают прочитанное (а не только увиденное по телевизору), следят за речью, оберегают её от загрязнения, то и результат воспитания будет выше. Народ жив, пока живёт его язык. Так что заботу о нём откладывать « на потом» нельзя.