III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ГАРРИ ПОТТЕР КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ (ПО РОМАНАМ ДЖ. РОУЛИНГ И Д. ЕМЦА)
Исмаилова А.А.
Автор работы награжден дипломом победителя первой степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Два похожих лица, ничуть не смешных по отдельности, смешат своим сходством, когда они рядом.Блез Паскаль

Каждый писатель находится в своем художественном мире, творит по своим законам, стараясь отразить свое миропонимание. Эти миры могут быть похожими, идентичными. В любые времена человека притягивало все необычное и мистическое. Даже самый убежденный скептик в глубине души рад поверить в чудеса. Причем возраст не имеет значения. Может, этой тягой к мистике объясняется интерес ребенка к волшебным сказкам, а взрослого к романам в жанре фэнтези? Но есть сказки, которые в равной степени покоряют сердца и детей, и взрослых. Необыкновенно увлекательным, с нашей точки зрения, является такое направление, как фэнтези, в котором творили многие писатели. Всем известна с начала XXI века линия романов Джоан Роулинг «Гарри Поттер». В русской литературе в последнее десятилетие появилось не менее интересное имя – Д.Емец, создавший похожий мир фэнтези. Это писатель, привлёкший к себе пристальное внимание не только в русской читательской среде, но и в зарубежной, многие представители которой обвиняли его в копировании. Стоит отметить, что в любой литературе, в том числе и художественной, без сомнения, имеет место плагиат.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что мало кто задавался вопросом, проследить истоки и историю образа Гарри Поттера. Тем более никто не брался исследовать развитие этой темы в русской литературе.

Нам показалось интересным рассмотреть истоки романа у самой Джоан Роулинг, а также найти ее последователей в отечественной литературе.

Цель исследования: выявить и проследить развитие такого литературного явления, как Гарри Поттер, в английской и русской литературе.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятия фэнтези и фантастики в литературе.

  2. Познакомиться с творческими биографиями Дж. Роулинг и Д. Емца.

  3. Определить понятие плагиата и пародии.

  4. Найти своеобразие каждой из линий развития данного литературного явления.

Объект исследования – произведения Джона Толкина, Джоан Роулинг и Дмитрия Емца.

Предмет исследования – художественное своеобразие романов Дж. Роулинг «Гарри Поттер» и Д. Емца «Таня Гроттер».

В ходе работы были определены понятия фэнтези и фантастики, изучены биографии Роулинг и Емца, прочитаны немногочисленные доступные материалы о творчестве русского писателя, а также выявлены особенности романов данных авторов.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащийся в ней материал может быть использован на факультативных и кружковых занятиях по русской литературе конца 20 - начала 21вв, послужить толчком для популяризации русской подростковой литературы.

Глава 1 Фантастические миры Дж.Роулинг и Д.Емца

1.1 Понятия «фэнтези» и «фантастика»

Фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») вид фантастической литературы, основанной на необычайном и порой непонятном сюжетном допущении. Это допущение не имеет, как правило, житейских мотиваций в тексте, основываясь на существовании фактов и явлений, не поддающихся рациональному объяснению.[1] Огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин.

Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX века. Широкую популярность жанру принесла публикация «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина в 1954—1955, оказавшая огромное влияние на формирование этого направления.

Фантастика (от др.греч. — искусство воображения, фантазия) — жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей[2]. Современная фантастика включает в себя такие направления, как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие.

В конце XX -начале XXI века фантастика снова коммерциализируется. Большим спросом пользуется подростковая развлекательная фантастика, например, серия «Гарри Поттер» Джоан Роулинг. Бум переживают сначала настольные, а затем и компьютерные игры, основанные на фантастике. Фантастические вселенные — часть популярной культуры, воплощающаяся в литературе, кино, играх, комиксах.

1.2 Творческая биография Джоан Роулинг и Дмитрия Емца

Джоан Роулинг — одна из самых известных писательниц современности. Подарив миру серию книг о Гарри Поттере, она вмиг стала популярна и любима во всех уголках земли. Воображением и талантом известной британской писательницы был создан целый мир, который сразу же стал родным для миллионов читателей. Роулинг описывала на своём сайте зарождение концепции Гарри Поттера.[3] Серия романов о Гарри Поттере, став популярной, приобрела множество пародий во всем мире на разных языках.

Дмитрий Александрович Емец (род. 27 марта 1974) — российский писатель-фантаст. Написал такие сказочные и фантастические повести для детей, как «Приключения домовят», «Куклаваня и К°», «Властелин пыли», «В когтях каменного века» и др. Но наиболее широкую известность приобрели его книги о девочке-волшебнице Тане Гроттер, построенные по мотивам произведений Джоан Роулинг. Вначале они позиционировалась как пародия на серию книг о Гарри Поттере, но были обвинены в плагиате и запрещены к публикации в некоторых странах.

1.3 Плагиат или пародия?

Плагиат — (фр. plagiat, от лат.plagiatus=похищенный) умышленное присвоение авторства чужого произведения или использование в своих трудах чужого произведения без ссылки на автора (Булыко А.Н. Современный школьный словарь иностранных слов).

Плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования.

Пародия (от древ.греч. «возле, кроме, против» и «песня») — комическое или сатирическое подражание кому-чему-нибудь [4] Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства, в том числе литературе (в прозе и поэзии), музыке, кино, эстрадном искусстве и других.

Советский исследователь А. Морозов в статье «Пародия как литературный жанр» (1960) выделяет три основные разновидности жанра литературной пародии:

  • юмористическая или шуточная пародия

  • сатирическая пародия

  • «пародийное использование» (к примеру: «И скучно, и грустно, и некого в карты надуть» Н. А. Некрасова).[5]

Распространены литературные пародии как поэтические, так и прозаические.

Примеры прозаических пародий:

  • Парнас дыбом

  • Таня Гроттер

  • Порри Гаттер

1.4 Споры вокруг романов «Гарри Поттер» и «Таня Гроттер»

Художественные споры вокруг романов Д.Роулинг и Д.Емца ведутся давно, с выхода первой книги русского писателя. Дмитрий Емец творчески переработал "Гарри Поттера", поменял ему пол и выпустил в свет книгу "Таня Гроттер и магический контрабас". В интервью BBC Дмитрий Емец заявил, что его героиня является русским ответом на Гарри Поттера. По словам автора, образы героини и сюжеты этой книги заимствованы из русского фольклора и основываются на русской истории и традициях. Представитель издательства назвал публикацию этой книги "серьезнейшим нарушением авторских прав".

Сюжет "Тани" навеян мотивами "Гарри", но в этом нет ничего предосудительного - на Западе много продолжений "Гарри Поттера", не имеющих к Роулинг отношения, говорили сторонники Д.Емца. Издатели "Тани" даже высказывали предположение, что если творчество Роулинг подвергнуть литературоведческому разбору, то выяснится, что и в основе ее книг лежат чужие сюжеты. Емец полагал, что и его книга является не плагиатом, а попыткой создания универсальной литературы, интересной и молодым, и взрослым. "Я надеюсь, что Джоан прочитает мою книгу. Я думаю, что ей будет интересно, как в России и Великобритании возникают похожие культурные тенденции", - говорил Дмитрий Емец. Представители издательства "ЭКСМО" же считали, что никакого плагиата нет, есть только создание книги "по мотивам" "Гарри Поттера", в чем нет ничего предосудительного.

В русской литературе имеются примеры подобных адаптаций западных детских бестселлеров, взять хотя бы "Волшебника Изумрудного города" А. Волкова, "Приключения Буратино" А. Толстого или "Аню в стране чудес"

В. Набокова. Однако эти переделки имели место задолго до 1973 года, когда СССР стал участником Всемирной конвенции об авторском праве.

Книги о юной волшебнице Тане Гроттер, российской коллеге Гарри Поттера, изучали независимые литературоведы в Англии и России. Эксперты уже признали: "Таня" - "не авторская переработка книг Роулинг, а настоящий плагиат", - заявляла "Интерфаксу" Татьяна Успенская, директор по маркетингу издательства "Росмэн". В зарубежной прессе 7 ноября 2002 была опубликована статья с заголовком «Russia has Harry Potter knockoff», что в переводе означает: «Россия подделала Гарри Поттера».[6]

«Если лондонские юристы решат начать тяжбу, они обратятся в российский суд - в районный суд по месту "прописки" "ЭКСМО"»,- сообщала Успенская. По его словам, "ЭКСМО" получило от лондонских юристов и "Росмэна" "ультиматум", призывавший в определенный срок прекратить "издание, воспроизведение, маркетинг, распространение и продажу контрафактных книг". В случае отказа "сторона Гарри Поттера" намеревалась подать в суд.

Сам Дмитрий Емец 14 марта 2003 года в интервью «ПРАВДЕ.Ру» сообщил, что предпочел бы, раз уж представители «Поттера» видят ущемление своих прав в существовании «Тани Гроттер», чтобы состязание между ними происходило на литературной почве, а не в зале для судебных разбирательств.[7]

3 апреля 2003 года суд принял решение, в соответствии с которым издательство «Библос» не может выпускать голландский перевод книжки о Тане Гроттер и должно отказаться от «всяких посягательств на авторские права писательницы Роулинг». Однако в вердикте нет слова «плагиат», которого так добивались истцы. Наполовину Роулинг отступила и разрешила Д.Емцу писать про Таню, но фильм снимать запретила.

Углубляясь в данную конфликтную ситуацию, нельзя не сказать, что Джоан Роулинг в своё время тоже обвиняли в плагиате. С соответствующим заявлением в лондонский суд обратились наследники другого писателя из Туманного Альбиона Эдриана Джейкобса.

В иске утверждалось, что Роулинг использовала сюжетные линии из его книги в своем романе Гарри Поттер и Кубок огня, вышедшем в свет в 2000 году. Истцы утверждали, что и у Роулинг, и у Джейкобса речь идет о соревновании волшебников, герой получает подсказки в ванной комнате, а задание, с которым ему предстоит справиться, заключается в спасении человека, захваченного в заложники волшебными созданиями - наполовину людьми, а наполовину животными.

Сама писательница категорически не соглашалась с выдвинутыми против нее обвинениями. «Я огорчена тем, что было выдвинуто очередное обвинение в том, что я использовала материал из другой книги для написания книги о Гарри. Дело в том, что я никогда не слышала об этом авторе или об этой книге до первого обвинения. Я, естественно, никогда не читала этой книги», - подчеркнула она.

Можно вспомнить, что автор романа «Властелин Колец» и «Хоббит, или Туда и обратно» замечательный Дж. Толкиен также напрямую использовал свои научные знания в создании своих миров.

Писательница заимствовала своих героев из легенд о том же короле Артуре, греческой мифологии, Средневековых сказаний и, в особенности, у самого Толкиена.

Кольцо Всевластия пропитано мощью Саурона и оказывает тлетворное воздействие на того, кто обладает им, наденет его или просто окажется неподалёку. Крестражи имеют такие же свойства, что и Кольцо, о чём свидетельствует дневник Тома Реддла.

И у Роулинг, и у Толкиена главному герою помогает могущественный старый маг (Гэндальф и Дамблдор), присутствуют артефакты, дающие бессмертие (Единое Кольцо и Философский камень) и волшебный меч (Андуриль и меч Годрика Гриффиндора). На самом деле, этот сюжет не придуман Толкиеном или Роулинг. Свои корни он берёт из легенд о короле Артуре, где упомянутые образы играют Мерлин, Святой Грааль и Экскалибур. Легенды о короле Артуре буквально “пропитывают” английскую культуру, литературу, и очень многие писатели, так или иначе, заимствуют оттуда те или иные элементы.

Сравнения и предположения о заимствованиях и источниках неизбежны. Как говорил Томас Шиппи: “Я не думаю, что любой современный писатель фэнтези сможет избежать клейма Толкиена, как бы долго и тяжело он не старался”.

Глава 2 Художественный мир романов Джоан Роулинг и Дмитрия Емца

2.1 Своеобразие тематики и сюжета

«Гарри Поттер» (англ. «Harry Potter») — серия из семи романов. Основной сюжет данной серии посвящён противостоянию Гарри и тёмного волшебника по имени лорд Волан-де-Морт, в чьи цели входит обретение бессмертия и порабощение магического мира.

Повышение значимости вопроса жизни и смерти выражается в гибели одного или нескольких персонажей в последних четырёх романах и тем самым подчеркивает прогресс серии[8]. Впоследствии Гарри извлекает для себя важные жизненные уроки из бесед с наставником Альбусом Дамблдором.

Таня Гроттер — серия книг русского писателя Дмитрия Емца, повествующая о приключениях девочки-волшебницы Тани Гроттер и её друзей. Данная серия имеет сравнительно большой коммерческий успех в России.

Главной героиней является девочка Таня Гроттер, чьи родители погибли от рук злой колдуньи Чумы-дель-Торт, имя которой боятся произносить рядовые маги и волшебницы, заменяя прозвищем Та-Кого-Нет и прочими кеннингами. Директор магической школы Тибидохс оставил Таню в футляре от контрабаса перед дверью единственных родственников девочки среди лопухоидов, семьи депутата Дурнева. Потом её забрали в Тибидохс, который и стал её домом.

Заимствование сюжетных ходов из «Гарри Поттера» ограничивается несколькими первыми книгами, в дальнейшем серия романов о Тане Гроттер развивает собственные сюжетные линии и совсем не напоминает книги о Гарри. Первые книги – это копирование с "Гарри Поттера", но даже близкая схожесть сюжетов нашла свой дух, свой образ, именно определённо русское, сказочное, близкое только русскому человеку, который вырос на наших легендах и мифах, нашем юморе.

2.2 Главные герои, персонажи и образы

Критики отмечают немало отличий между героями и связанными книжными сериями Д.Роулинг и Д.Емца. Как пишет Роман Арбитман, литературный критик: «В книгах про Гарри нравственные акценты расставлены чётко. У Емца... положительная Таня пакостит Дурневым в стиле коммунальной кухни («подливает в чайник воду из бачка унитаза»), негодяем в финале первой книги оказывается зубрила - «ботаник», а в Тибидохсе, в отличие от Хогвартса, под одной крышей с белыми преспокойно учат и чёрных магов, причём всяким гадостям»[9].

У Роулинг магия, образно говоря, рассредоточена, а у Емца она более хаотичная, сумбурная; Гарри изначально слишком идеализируют, Таня же описывается такая как есть - со своими недостатками и достоинствами. Любовь у Роулинг почти у всех одинаковая, у Емца каждый персонаж любит по-своему. Сходства судеб героев книг Д.Роулинг и Д.Емца прозрачно прослеживаются и могут быть представлены в следующей таблице:

 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Гарри Поттер

Таня Гроттер

Родителей Гарри убил злой волшебник Волан-де-Морт.

Родители Тани убиты злой ведьмой Чумой-дель-Торт.

У него есть странный шрам на лбу.

Его оставили у двери его родственников Дурслей.

У неё есть странная родинка на носу.

Её оставили у двери её родственников Дурневых.

Они плохо к нему относились, но любили своего сына Дадли (Диди).

Они плохо к ней относились, но любили свою дочь Пенелопу (Пипу).

У Гарри два лучших друга Рон Уизли и Гермиона Грейнджер.

У Тани два лучших друга Ягун и Ванька Валялкин, в которого она влюблена.

Он становится отличным игроком в квиддич, летая на метле.

Она становится отличным игроком в драконбол, летая на контрабасе.

Волан-де-Морт ищет философский камень, спрятанный в Хогвартсе.

Чума-дель-Торт ищет Талисман Четырёх Стихий, спрятанный где-то в Тибидохсе.

Гарри и его друзья сражаются с Волан-де-Мортом и его слугой.

Таня и ее друзья сражаются с Чумой-дель-Торт и ее слугой.

Они побеждают, но камень уничтожен.

Она побеждает, но талисман уничтожен.

Учителя поставили задачи, дабы туда никто не прошёл.

Учителя поставили магические преграды, дабы туда никто не прошёл.

Последующие книги серии также имели ряд пересечений с другими, последующими романами Гарри Поттера. К примеру, прообразом Дубодама –стал Азкабан, прообразом дементов — дементоры, а Магщества продрыглых магций — Министерство магии. Гарри Поттер и Виктор Крам соединились в одно лицо, имя которого Гурий Пуппер. Также можно провести параллель в именах дяди Гарри и дяди Тани — дядя Вернон и дядя Герман. Ханну Абот переименовали в Жанну Аббатикову. Можно увидеть сходство характеров учителей —Тарарах немного похож на Хагрида, однако не имеет страсти к монстрам. Он был питекантропом, а не полугигантом. Северус Снегг (Снейп), объединившись с Филиусом Флитвиком, стал Зигмундом Клоппом. Филч принял обличье Поклепа Поклепыча. Минерва МакГонагалл оказалась прототипом Медузии Горгоновой. А профессор Альбус Дамблдор предстал в лице академика Сарданапала Черноморова. У Тани есть и свой «Драко Малфой» — девочка с тёмного отделения Гробыня Склепова. Но она хотя бы помогает ей, а в роли Малфоя больше подходит Лиза Зализина. Таня великолепно играет в драконбол, игру, в которую в молодости играл её отец. В книге «Таня Гроттер и трон Древнира» упоминается жуткий школьный вурдалак Адавра Кедавра ( в Гарри Поттере Авада Кедавра - непростительное заклинание), обитающий в Магфорде (аналог Хогвартса в «Тане Гроттер»). Его собирались натравить на Таню Гроттер фанаты Гурия Пуппера (аналог Гарри Поттера). В третьей книге серии «Таня Гроттер и Золотая Пиявка» появляется интересный персонаж — Гурий Пуппер. Его вероятный прототип — Гарри Поттер. Летает на метле, носит очки, перевязанные скотчем, и плащ-невидимку. При этом он известен даже в лопухоидном (немагическом) мире. У Гурия есть двое верных друзей, глав его фан-клуба — Прун и Гореанна. Также интересно, что в Магфорде работают домовые эльфы, среди которых есть копия Добби — Дюдя.

В книге «Таня Гроттер и трон Древнира» упоминается издательство «Русфэн», которое занимается «переводом мемуаров Гурия на русский язык» и является намёком на Росмэн.

В "Гарри Поттере и Ордене Феникса" школу волшебников инспектирует Амбридж, а в "Тане Гроттер и перстень с жемчужиной" в школу с инспекцией приходит Зербаган. Гарри Поттер проявляет склонности к тёмной магии, и Таня Гроттер тоже имеет такую способность.

Вначале история Д.Емца как две капли воды похожа на книги Роулинг: объявляется злая и сильная колдунья (Чума-дель-Торт) и устраивает репрессии среди магов. Однако злодейка обламывает зубы о ребенка и исчезает, еле живая. Таню, которая в одночасье теряет родителей и становится знаменитой, отправляют к ее родственникам — Дурневым в лопухоидный мир (мир людей, не обладающих магией). В отличие от родственников Поттера, которые устраивают побег из города, чтобы не допустить его поступления в Хогвартс, семью Дурневых только радует исчезновение "ненаглядной племянницы".

Тибидохс у Д.Емца— школа для трудновоспитуемых волшебников. Она же — место ссылки для древних реликтов, недружелюбно настроенных к людям и магам. Школа состоит из двух отделений — белого и темного, тогда как в Хогвартсе было четыре отделения, названных по именам основавших их волшебников.

Мир Тани Гроттер превосходит в оригинальности все остальные миры юных волшебников. Здесь используют купидонов вместо сов. Летают кто на чем горазд: от веника и метлы до пылесоса и контрабаса, в Гарри Поттере – метлы, летучий порох, ковер-самолет, также передвигаются на гиппогрифах и других магических животных. Для перемещения по Лондону можно воспользоваться министерскими автомобилями. Иногда волшебники используют магические предметы, напоминающие магловские изобретения, например, фиолетовый трёхэтажный автобус «Ночной Рыцарь».

Колдуют исключительно с помощью волшебного кольца, в английском романе при помощи волшебной палочки. Здесь никто не играет в демократию: нет попечительского совета, который мог бы сместить ректора.

Естественно, что юных волшебников в первую очередь интересуют не занятия. Их интересует спорт, который представлен только одним видом, но зато каким — драконболом, в Гарри Поттере – квиддич.

В квиддиче на поле сражаются две команды. Запасные игроки предусмотрены только в том случае, если игра затянулась настолько долго, что игроки не могут её продолжать.

В драконболе на одном поле играют две команды по десять игроков. Используются пять видов мячей разной стоимости. Пять игроков в нападении, трое прикрывают своего дракона, а двое мешают чужому глотать игроков своей команды. Таня с друзьями участвует и в международных играх. Иногда они даже выигрывают соревнования по драконболу. Гарри, как мы помним, играет в квиддич только на уровне школы.

Также существует Бешеное Родео. Им тешились маги в средневековье. Специальным заклинанием оживляют, например, скамью. Затем пытаются её укротить, поставить на место.

Несмотря на видимые сходства, каждый роман имеет свои отличительные образы и притягивает по-своему. Казалось бы, в книгах одинаковые персонажи и главные герои, но в произведениях они раскрыты и показаны по-разному. Это подчеркивает индивидуальность творческого мира каждого автора.

2.3 Русские мифологемы в произведениях Д.Емца

Мифологема — термин, используемый для обозначения мифологических сюжетов, сцен, образов, характеризующихся глобальностью, универсальностью и имеющих широкое распространение в культурах народов мира.

В книгах Д.Емца немало "отечественных" персонажей, до боли знакомых нам с детства. Среди них можно назвать Ягге, которая заправляет магпунктом и лечит всех, кого угораздило найти неприятности на свою голову. Тридцать три богатыря, при упоминании которых вспоминаются сказки А.С.Пушкина, патрулируют остров, обеспечивая безопасность юных магов. Соловей О. Разбойник - явно образ из русских былин— тренер сборной Тибидохса по драконболу, Бессмертник Кощеев (герой русских сказок) - известный член Магщества.

Нетрудно заметить, что заклинания, которые используют маги в «Тане Гроттер», составлены так, что прозрачно напоминают русские крылатые выражения, известные фразы, фразеологизмы. Например:

  • Законус подлостус! - заклинание изменения вероятности в выгодную заклинателю сторону.

  • Атыс батыс крутипедалис - двигательное заклинание из подросткового крути педали….

  • Разрази громус - смертельная клятва (как разрази меня громом).

  • Ничегоус невечнус - заклинание быстрой смерти (по аналогии ничто не вечно под луной).

  • Капут тынетут - заклинание, отделяющее душу от тела. Придумано Чумой-дель-Торт.

Лысая Гора существует на самом деле — под Курском, в деревне Быки Курчатовского района[10].

Заключение

Серии книг Дж. Роулинг и Д.Емца завоевали популярность во всем мире среди детской и взрослой аудитории благодаря заманчивой, затягивающей объемности и целостности описываемого волшебного мира, искусным аллегориям на реальное мироустройство, захватывающему сюжету и «живым», обладающим особой харизмой героям.

В ходе работы мы выполнили все поставленные задачи, а именно: познакомились с биографиями Дж. Роулинг и Д. Емца, сопоставили романы «Гарри Поттер» и «Таня Гроттер», попытались определить художественное своеобразие романов. Для нас было очень приятно и интересно работать над этим исследованием, потому что творчество Емца оказалось увлекательным и специфичным. В данном исследовании содержится достаточное количество зарубежной и русской критики о личностях Роулинг и Емца и материалов по их творчеству.

Мы пришли к заключению, что такое литературное явление, как Гарри Поттер, проходит через творчество Толкина, Роулинг, имеет свою историю, истоки которой уходят далеко в Средневековье. Мы узнали, что в России есть подобный образ, который создал Дмитрий Емец.

Нам представляется возможным с уверенностью утверждать, что этот роман Дмитрия Емца является самостоятельным произведением, имеющим русские истоки и широко опирающимся на них.

Наша работа может помочь тем, кто желает глубже и основательнее разобраться в современном русском фэнтези. Мы с удовольствием познакомили бы ребят 5-6 классов с романами Дмитрия Емца.

Список используемых источников и литературы.

[1] Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов. Саратов: Лицей, 2006.

[2]Лотман Ю.// О принципах художественной фантастики // с. 285—287; Роже Кайуа. В глубь фантастического / Пер. с фр. Наталии Кисловой. — СПб, 2006,.

[3] J.K. Rowling's official website /It All Started on Platform 9 3/4/(2006)

[4] Greig, Geordie/There would be so much to tell her…/Daily Telegraph. (10 Jan 2006)

[5] Ожегов С. И. /Толковый словарь русского языка/ 4-е издание, Москва 2008

[6] THE ASSOCIATED PRESS/Russia has Harry Potter knockoff/ 7.11.2002/ http://www.heraldtribune.com/article/20021107/NEWS/211070321

[7]Газета «Правда.ру» - /Гарри Поттер боится Тани Гроттер//14 марта 2003г/

[8] Издательство /Советская энциклопедия/Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ): Пародия/ 1962-1978г

[9] Grossman, Lev. Harry Potter's Last Adventure (26 June 2007)

[10] Two characters to die in last 'Harry Potter' book: J.K. Rowling, CBC (28 June 2006)

[11] Роман Арбитман. Журнал «Реальность фантастики», ПРИНЦ ГАРРИ И ЕГО ЭРЗАЦ-СВИТА. № 1(1) Август-Сентябрь 2003

[12] Лысая гора (Киев) (рус.) // Википедия.

- Булыко А.Н. Современный школьный словарь иностранных слов. - М.: «Мартин», 2005

- В чем секрет популярности Гарри Поттера? http://2-mood.ru/2015/12/09/v-chem-sekret-volshebnoj-populjarnosti-knig-o-garri-pottere/

- Властелин Колец VS Гарри Поттер http://prosims.ru/showthread.php?t=25594

- Гарри Поттер// Википедия – свободная энциклопедия// https://ru.wikipedia.org/wiki/Гарри_Поттер

- Дж. К. Роулинг и плагиат? http://www.epochtimes.ru/content/view/34623/67/

- Екатерина Хрущ/ВЗГЛЯД/ Кто украл Гарри Поттера?/ 16 июня 2009/ http://vz.ru/culture/2009/6/16/297921.html

- Емец, Дмитрий Александрович – Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Емец_,Дмитрий_Александрович

- Корреспондент.net /На Роулинг подали в суд за плагиат /16 июня 2009/http://korrespondent.net/showbiz/871291-na-rouling-podali-v-sud-za-plagiat

- Куча неприятностей. http://tanygrotter.narod.ru/wer.html

- Миры. «Гарри Поттер» Пародии и Конкуренты. http://old.mirf.ru/Articles/art198.htm

- Роулинг, Джоан – Википедия// https://ru.wikipedia.org/wiki/Роулинг_,Джоан

- Серия романов о Гарри Поттере // Википедия – свободная энциклопедия// https://ru.wikipedia.org/wiki/Серия_романов_о_Гарри_Поттере

- Смолин А., обозреватель РАПСИ/Литературный плагиат: невиновных нет/ 19.03.2010/ http://ria.ru/pravo_analysis/20100319/215385172.html

- Сходство между мирами Гарри Поттера и Властелина Колец http://yaokino.ru/shodstvo-harri-pottera-i-vlastelina-kolets

- Таня Гроттер – Википедия// https://ru.wikipedia.org/wiki/Таня_Гроттер

- Таня Гроттер (персонаж)// Википедия – свободная энциклопедия// https://ru.wikipedia.org/wiki/Таня_Гроттер_(персонаж)

- Таня Гроттер – Гарри Поттер - Wikia http://ru.harrypotter.wikia.com/wiki/Таня_Гроттер

- Толкин и Роулинг – совпадение или плагиат? http://evendim.ru/tolkin-i-rouling-sovpadenie-ili-plagiat/

- Фантастика – Википедия// https://ru.wikipedia.org/wiki/Фантастика

- Фэнтези – Википедия// https://ru.wikipedia.org/wiki/Фэнтези

- JesusChrist.ru/В России создали Таню Гроттер... /17 сентября 2002 http://jesuschrist.ru/mail/view.php?id=1051#.Vq9P-NKLTIV

Приложение.

1[] Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов. Саратов: Лицей, 2006.

2[] Лотман Ю.// О принципах художественной фантастики // с. 285—287; также Роже Кайуа. В глубь фантастического / Пер. с фр. Наталии Кисловой. — СПб, 2006

3[] J.K. Rowling's official website /It All Started on Platform 9 3/4/(2006)

4[] Ожегов С. И. /Толковый словарь русского языка/ 4-е издание, Москва, 2008

5[] Издательство «Советская энциклопедия» /Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ): Пародия/ 1962-1978

6[] THE ASSOCIATED PRESS/Russia has Harry Potter knockoff/ 7.11.2002/

7[] Газета «Правда.ру» - «Гарри Поттер боится Тани Гроттер»/14 марта 2003г/

8[] Grossman, Lev. Harry Potter's Last Adventure (26 June 2007)

9[] Роман Арбитман. Журнал «Реальность фантастики», ПРИНЦ ГАРРИ И ЕГО ЭРЗАЦ-СВИТА. № 1(1) Август-Сентябрь 2003

10[] Лысая гора (Киев) (рус.) // Википедия.

20