III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ТЕМА «ЧЕЛОВЕК» И «ВОЙНА» В ПОЭЗИИ ВОЕННЫХ ЛЕТ ( НА ПРИМЕРЕ ПОЭЗИИ М. ДЖАЛИЛЯ И К. СИМОНОВА)
Кутбеев В.И.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира - они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе.Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Мы рассмотрели поэзию Мусы Джалиля-татарского писателя и Константина Симонова-русского писателя в объективе тематической составляющей, так как тема помогает автору более глубоко передать эмоциональный фон произведения, объяснить цели и причины действий героев. Тема – это круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.

Поднятая нами тема «Человек» и «Война» в поэзии военных лет( на примере поэзии М.Джалиля и К.Симонова) актуальна, прежде всего тем, что через понятие темы мы понимаем тот важный акспект, к которому автор пытается привлечь основное внимание читателя.

Целью данной работы является выявление особенностей темы «Человек» и «Война» в поэзии М.Джалиля и К.Симонова

Цель работы предопределила следующие задачи:

  1. Изучить биографические данные и творческое своеобразие К.Симонова и М.Джалиля

  2. Раскрыть тему «Человек» и «Война» в поэзии военных лет (на примере

творчества К.Симонова и М.Джалиля)

Объектом изучения в данной работе послужили стихотворения М.Джалиля и К.Симонова.

Методы исследования: избран комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ литературы, подборка материала из интернета и работа с текстом.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы можно использовать на уроках литературы в 5- 11 классах при изучении военной поэзии.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Творчество М.Джалиля и К.Симонова - военная поэзия.

  1.  
    1. Муса Джалиль, Константин Симонов - биография, творческое своеобразие.

В памятное тревожное утро 22 июня 1941 года, когда предутреннюю тишину советского пограничья нарушили первые залпы немецких орудий, рев танков со свастикой на броне, вой падающих бомб, наш народ встал во весь рост на защиту Отечества.

В общем строе сражающегося народа нашла свое место и многонациональная советская литература: ее прозаики, поэты, драматурги, критики. В самые трудные для народа дни войны громко звучали голоса поэтов.

Листая страницы книг, написанных в дни военных потрясений, мы словно листаем страницы памяти своего сердца. Из глубины времени перед нами воскресают события, наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанные человеческой кровью и слезами. И пусть многие поэты пали смертью храбрых на пути к солнечному Дню Победы, они и сегодня остаются с нами, потому что слово, рожденное в огне, написанное кровью сердца, бессмертно.

Неудивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, рожденных войной, таких как “Синий платочек”, “Темная ночь”, “Бьется в тесной печурке огонь...”, “В лесу прифронтовом”, “Огонек”, были сугубо лирическими. Эти песни отогревали солдатское сердце, продрогшее на холодном ветру суровой военной жизни.

Война вошла в жизнь каждого человека, и в каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести. Время требовало от литературы строгости и точности в передаче дум и чаяний народа, в раскрытии характера человека. Стихи, созданные в те годы о войне, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало.

Хотя во времена стародавние и бытовала истина о том, что, когда разговаривают пушки, музы молчат, живой опыт человечества начисто опроверг ее.

В войне против немецко-фашистских претендентов на господство над миром советская поэзия стояла в авангарде всех литературных жанров, заплатив за свое право разговаривать от имени воюющего народа жизнью многих поэтов.

Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы — нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.

Одними из известных поэтов того времени смело можно считать Константина Симонова и Мусу Джалиля.

Джалиль (Джалилов) Муса Мустафович (1906—1944) был редактором журнала “Юные товарищи”, “Дети Октября”. С 1941 года служил в армии. В 1942 году, тяжело раненный в бою, был взят в плен, заключен в концлагерь и за участие в подпольной организации казнен в военной тюрьме Шпандау в Берлине.

М. Джалиль начал печататься с 1919 года. В 1925 году вышел первый сборник его стихов и поэм “Мы идем”. Его стихи полны оптимизма, веры в победу над фашизмом: “Из госпиталя” (1941), “Перед атакой” (1942).

Книга М. Джалиля “Письмо из окопа” (1944), изданная во время войны, явилась образцом лирики военных лет. Две самодельные книги, написанные в подполье, содержали более ста стихов — свидетелей борьбы, страданий и мужества поэта.

В “Моабитской тетради” воплотились героические и романтические мотивы его предшествующего творчества; оно многообразно в стилевом и жанровом отношениях, это гимн бессмертию, героизму и стойкости человека.

В годы войны К. М. Симонов (1915—1979) был корреспондентом газеты “Красная звезда”. Главная тема в его стихах первых лет войны — любовная лирика. В ней особенно ощущалась лирическая стихия — щедрое, страстное, напряженное раскрытие мира поэта. В лучших стихах цикла “С тобой и без тебя” соединились социальные, патриотические обобщения и личные чувства. Эмоциональный, исповеднический тон любовной лирики Симонова поразил читателя драматичным контрастом военного времени и открыто звучащей доверительной, личной авторской интонацией.

Глава 2. Раскрытие темы «Человек» и «Война» в творчестве Мусы Джалиля и Константина Симонова (на примере поэзии данных авторов).

2.1. Понятие тема в литературоведении

В литературоведении существует множество определений понятия тема. Понятие темы, как, впрочем, и многих других терминов литературоведения, заключает в себе парадокс: интуитивно человек, даже далекий от филологии, понимает, о чем идет речь; но как только мы пытаемся определить это понятие, закрепить за ним какую-то более или менее строгую систему значений, то оказываемся перед очень сложной проблемой.

Связано это с тем, что тема – понятие многоаспектное. В буквальном переводе «тема» – это то, что положено в основание, что является опорой произведения. Но в этом-то и заключается сложность. Попробуйте однозначно ответить на вопрос: «А что же является основой литературного произведения?» Стоит задать такой вопрос, как станет ясно, почему термин «тема» противится четким дефинициям. Для кого-то самым главным является жизненный материал – то, что изображается. В этом смысле можно говорить, например, о теме войны, о теме семейных отношений, о любовных приключениях, о сражениях с инопланетянами и т. д. И всякий раз при этом мы будем выходить на уровень темы.

Но можно сказать, что самым главным в произведении является то, какие важнейшие проблемы человеческого существования автор ставит и решает. Например, борьба добра и зла, становление личности, одиночество человека и так до бесконечности. И это тоже будет темой.

Собственно говоря, различные позиции ученых, по-разному понимающих термин «тема», связаны именно с этой многоаспектностью. Исследователи выделяют в качестве определяющего то один, то другой фактор. Это нашло свое отражение и в учебных пособиях, что создает ненужную путаницу. Так, в наиболее популярном учебнике по литературоведению советского периода – в учебнике Г. Л. Абрамовича– тема понимается почти исключительно как проблема[1]. Такой подход, конечно, уязвим. Есть огромное число произведений, где основой является вовсе не проблематика. Поэтому тезис Г. Л. Абрамовича справедливо критикуется[2].

Мы будем опираться на определение тема – это круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.

2.2. Тема «Человек» и «Война» в поэзии К.Симонова и М.Джалиля

Тема «Человек» и «Война» стала особенно актуальной в военной поэзии 1941-1945 годов. В своей работе мы проанализировали наиболее значимые стихотворения в творчестве Джалиля и Симонова, и выявили по 3 главных художественных составляющих темы «Человек» и «Война»

В дни войны особенно обострилось чувство Отчизны. Поэты пристально вглядывались в лицо родной земли, писали о деревенских проселках, о зябком осиннике, о простеньких крестах русских могил, о трех березках, что стоят на родном клочке земли, где родился и рос…

Читаем грустные, очень правдивые строки о родной земле в стихотворении Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» и перед нами возникает образ Человека, искренне любящего свою Родину

Ты знаешь, наверное, все – таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А те проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил,-

Или обратим свой взор на стихотворение «Родина», написанное Симоновым с особой любовью:

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою мередианов,

Непобедима, широка, горда.

Подобный образ предстает перед нами и в творчестве М.Джалиля. По многим стихам моабитского цикла видно, как нелегко приходилось Джалилю в неволе. Тоска и отчаяние тяжелым комом застревали в горле. Нет, не физические страдания, даже не близость смерти угнетали поэта, а разлука с Родиной.

Прости меня, твоего рядового,

Самую малую часть твою.

Прости за то, что я не умер

Смертью солдата в бою, -

Звучат горькие строки в стихотворении «Прости, Родина!» Джалиля.

В стихотворении М. Джалиля « Прощай моя умница»1941 года появляется образ человека-солдата-защитника, который клянется сберечь любовь к родному краю.Здесь он ставит рядом родину и свою любимую.

Чтоб нашего счастья врагам не отдать,

Тебя я покинул,родная...

Я-раненый-грудью вперёд упаду,

Дорогу врагу преграждая.

Лирический герой М.Джалиля – не только мужественный человек, но и твердо убежденный в победе гуманизма.

Придет, придет день торжества свободы,

Меч правосудья покарает их,

Жестоким будет приговор народа.

В него войдет и мой последний стих.(М. Джалиль, «Перед судом».)

Подобный образ Человека- защитника появляется и в творчестве К.Симонова в стихотворении «Слава»1942 года

В нас есть суровая свобода:

На слёзы обрекая мать,

Бессмертье своего народа

Своею смертью покупать.

Образ Человека-товарища появляется в творчестве Симонова в стихотворении «Смерть друга»(1942), который становится неотъемлемой составляющей военной поэзии не только данного автора

Любовь мы завещаем женам,

Воспоминанья — сыновьям,

Но по земле, войной сожженной,

Идти завещано друзьям.

Никто еще не знает средства

От неожиданных смертей.

Все тяжелее груз наследства,

Все уже круг твоих друзей.

Симонов пишет, что друг, переживший с тобой все тяготы войны, является самым близким, подобно брату, члену семьи.

Подобный образ появляется и в творчестве Джалиля в стихотворении «На память другу»(1941)

Мы ведь столько пережили вместе,

Связанные дружбой фронтовой!

До конца бы нам не разлучаться,

До конца пройти бы нам с тобой!

Нам скрепили дружбу кровь и пламя.

Оттого так и крепка она!

Насмерть постоим мы друг за друга,

Если нам разлука суждена.

(переход к теме войны!!!)

А вот и тема «Война», которая предстает перед нами как ужасное событие, поднятая в стихотворении «Варварство» М.Джалиля. Данное стихотворение является страшным документом военного времени, изложенным в стихах. В нѐм описан характер жестокости фашистов. С первых слов понимаешь всю трагедию, весь ужас той войны. Фашисты убивали невинных людей. В овраг забрасывали почти живых женщин с детьми, стариков.

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

Стихотворения с подобной характеристикой темы «Война» можно найти и в поэзии Константина Симонова. Так в стихотворении "Словно смотришь в бинокль перевернутый", 1941 война предстает так:

Что – то очень большое и страшное,

На штыках принесенное временем,

Не дает нам увидеть вчерашнего

Нашим гневным сегодняшним зрением.

Олицетворение войны у Симонова — образ чудовища, хищника. Так в его стихотворении «Танк» мы видим как война толкает на создание оборонительных сооружений, которые Симонов сравнивает с волчьими ямами, тем самым приравнивая Войну к жизни хищников.

Вот здесь он шел. Окопов три ряда.

Цепь волчьих ям с дубовою щетиной.

Вот след, где он попятился, когда

Ему взорвали гусеницы миной.

Подобный образ войны появляется в стихотворении Джалиля «Волки» (1943), где войны сопоставляется к реальными животными.

Идет кровавый пир войны.

Дымят леса, горят поселки.

Среди полночной тишины,

Принюхиваясь, бродят волки.

Зеленый луг железом смят.

Поля пустые – смертью дышат.

Глаза волков во тьме горят.

Их ноздри – запах крови слышат.

В то же время Симонов как и Джалиль подчеркивает, что война — это ежедневный подвиг и тяжелый труд народа на фронте и в тылу в стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» возникает новая характеристика темы «Война»

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слёзы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Или обратимся к стихотворению М.Джалиля «Без ноги», где показан подвиг народа и его непреклонность перед фашистами

Вернулся я! Встречай, любовь моя!

Порадуйся, пускай безногий я:

Перед врагом колен не преклонял,

Он ногу мне за это оторвал.

Ударил миной, наземь повалил.

—Ты поклонился! — враг торжествовал.

Но тотчас дикий страх его сковал:

Я без ноги поднялся и стоял.

Заключение

Когда в жизни людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье, нарушает привычный уклад жизни. О самой жестокой, чудовищной войне – Великой Отечественной – вспоминают и поныне.

Мы рассмотрели поэзию Мусы Джалиля-татарского писателя и Константина Симонова-русского писателя в объективе тематической составляющей, определением нам послужило понятие тема – круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.

Проанализировав стихотворения о войне данных авторов, мы выявили по три главных художественных составляющих темы «Война» и «Человек».

«Человек» предстает перед нами в следующих образах:

-Человек, любящий свою Родину,

-Человек- солдат, защитник,

-Человек-товарищ

Эти образы наиболее актуальны в поэзии М.Джалиля и К.Симонова.

«Война» предстает перед нами как:

-Война - ужасное событие,

-Война-хищник, чудовище,

-Война - ежедневный подвиг и тяжелый труд народа на фронте и в тылу.

Раскрытие темы «Война» и «Человек» как объекты художественного изображения помогают понять тот важный акспект, к которому авторы пытаются привлечь основное внимание читателя.

Список использованной литературы

[1]См.: Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1970. С. 122–124.

[2] См., напр.: Ревякин А. И. Проблемы изучения и преподавания литературы. М., 1972. С. 101–102; Федотов О. И. Основы теории литературы: В 2 ч. Ч. 1. М., 2003. С. 42–43;

[3] Сборники стихотворений М.Джалиля и К.Симонова