III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ЧЛЕНАМИ СВОИХ СЕМЕЙ ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ «МОЯ СЕМЬЯ»
Подольская А.Н.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Интерес к теме «воспитание» стал результатом моих наблюдений: я стала замечать по утрам, что одни дети идут в школу с весёлыми лицами и светящимися глазами, а другие – хмурые и недовольные. Мне стало интересно, от чего зависит настроение ребёнка утром: от его привычного настроения, от воспитания или от того, как родители преподносят своим детям своё отношение к школе. То есть я подумала, что если ребёнок пришёл с хорошим настроением и сам поздоровался с дежурным, то и родители у него хорошие, и воспитание, а если ребёнок пришёл хмурый и даже не поднял на тебя глаза – то наоборот.

Так я заинтересовалась темой воспитания детей и стала изучать литературу по этой теме. Я поняла, что нельзя делить воспитание на два типа: хорошое и плохое, потому что существует множество стилей, типов и разновидностей воспитания. Какие-то лучше, какие-то хуже. В своей исследовательской работе я использовала психологическую литературу, книги и материалы таких авторов, как Дилер Джон, Юрий Азаров, Н.Е. Щуркова и другие, также материалы Интернета. Моя задача в этом исследовании: попытаться понять, какие взаимоотношения между родителями и детьми сложились в тех семьях, из которых в нашу школу приходят дети, какие типы воспитания используют родители. С этой целью я исследовала детские рисунки.

В моей работе я раскрываю такие вопросы, как:

  • Что такое воспитание;

  • Для чего нужно воспитание;

  • Какие существуют типы воспитания;

  • И какие типы воспитания чаще всего используют родители.

Мне очень понравилась цитата Гегеля и мне кажется уместным привести её здесь: «Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у детей возникает тогда достойная сожаления привычка к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу — корню всякого зла».

Цели работы: исследование особенностей взаимодействия в семьях учащихся начальной школы через анализ детских рисунков по теме «Моя семья»

Задачи исследования:
  • познакомиться с различными типами воспитания (изучить литературу по этой теме);

  • узнать, для чего необходимо воспитание;

  • познакомиться с проективными рисуночными методиками, подходящими для исследования данной темы;

  • подобрать методики для исследования, разработать инструкцию для детей и провести исследование во начальной школе;

  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы на их основе.

Объект исследования: рисунки учащихся начальной школы (в возрасте 7-10 лет) по теме «Моя семья».

Предмет исследования: особенности взаимодействия ребёнка с членами его семьи, отраженные в рисунке.

Общее количество детей, принявших участие в исследовании – 120 человек, среди них 64 девочек и 56 мальчиков.

Теоретическая часть

Я начала исследование литературных источников с прояснения для себя терминов «воспитание», «принципы» и «система».

По определению академика И.П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

А вообще воспитание – это деятельность родителей, а также учителей, воспитателей и других специалистов, направленная на ребёнка, имеющая своей целью выявление склонностей и дарований и его развитие в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями и возможностями.

Цели воспитания, а также задачи могут быть разнообразными: воспитать послушного гражданина или ответственного и самостоятельного человека, или трудолюбивого и аккуратного и т.д. Но не во всех семьях получается воспитать такого человека: некоторые родители бессознательно воспитывают в своей семье эгоиста. Воспитание требуется для того, чтобы ребёнок смог выжить во взрослой самостоятельной жизни – и этому должны научить его родители. А если родители не могут дать ребёнку минимального воспитания, то общество может лишить их родительских прав, частично или полностью.

Каждый тип воспитания задаёт свой путь развития ребёнка и свои критерии успешности этого развития, и каждый тип имеет свои плюсы и минусы.

Принципы воспитания – это общие начальные положения, включающие в себя все основные требования к содержанию и методам воспитания. Принципов воспитания существует огромное количество, одни меняются со временем, другие остаются. Вот некоторые цитаты А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и Монтессори:

  1. «В детском возрастеиграимеет большое значение, и ребёнок должен играть. И надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь» (А.С. Макаренко).

  2. «Научитьсялюбитьдетей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми» (В.А. Сухомлинский).

  3. «Каждый ребёнок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя помочь ребёнку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие» (Монтессори).

Многообразие принципов образует различные системы воспитания.

Система – большое количество элементов, которые находятся в связи друг с другом и образуют что-то целое. Существовало и существует большое количество систем, и все они отличаются друг от друга.

Ниже я привожу краткое описание шести основных типов воспитания.

Традиционное воспитание.

Основной принцип такого типа воспитания – ребёнок должен слушаться взрослых, потому что те знают, что хорошо, а что плохо. А если дети не делают так, как хотят их родители, то вторые прибегают к различным наказаниям. Ребенка приучают к различным правилам. В эти правила входят обязанности, которые ребенок должен выполнять и также нести за их выполнение ответственность.

Потакающее воспитание.

Основной принцип – ребёнок должен быть доволен, и всё будет делаться только для ребёнка. Наиболее важным для родителей является неразрывная эмоциональная связь с ребёнком, постоянное сопереживание его радостям и неудачам. Родители готовы отказаться от норм и требований к ребёнку, лишь бы тот не плакал. В результате вся власть и ответственность передаются ребёнку, а не родителю, и результатом такого воспитания является избалованность.

Развивающее воспитание.

Основной принцип – ребёнок должен быть умным и талантливым. Для данного типа воспитания главной ценностью является максимально раннее развитие способностей ребенка, например, интеллектуальное, музыкальное или спортивное. Дети, как правило, рано начинают говорить, читать, играть на музыкальных инструментах и рисовать. Они интеллектуально развиты и легко поступают в спецшколы.

Программирующее воспитание.

Основной принцип – родители знают, кем должен стать их ребенок, и с детства готовят его к этому. При программирующем воспитании родители заранее определяют будущее ребенка. Наиболее частая проблема программирующего воспитания в том, что подросшие дети не выполняют программу родителей, так как она им не соответствует, а самостоятельно что-то решить, увы, не могут.

Эпизодическое воспитание.

Основной принцип – сначала работа, а потом дети. В наши дни всё больше и больше родителей втягивается в социальные битвы за лучшую долю, за лучшие условия жизни, забывая при этом о своих детях. При таком воспитании есть много минусов: у мамы не хватает времени и сил остановить нежелательное поведение ребёнка, затем она начинает возмущаться и наказывать его, а потом мириться с ним при помощи подарков, компенсируя свое чувство вины за то, что мало проводит с ним времени. Всё это приводит к капризам и истерикам ребёнка.

Личностно-ориентированное воспитание.

Основной принцип – учить ребенка быть самостоятельным, ответственным и творческим. Дети должны иметь способность действовать самостоятельно, а не следовать желаниям и предписаниям других людей. Для личностного развития, конечно, необходимо, с одной стороны, освоение человеческих норм и ценностей, а с другой стороны – овладение интеллектуальными, коммуникативными и другими навыками. Личностное воспитание включает в себя совокупность двух типов воспитания: традиционного и развивающего.

Вот ещё некоторые разновидности стилей, представленные в книге Аллы Баркан [4]:

  1. Воспитание по типу «кумир семьи». Ребёнком всегда восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Игнорируются любые его просчеты и проступки.

  2. Воспитание по типу «золушка». В семье царят ужасные условия, когда ребёнок ни от кого не получает эмоциональной поддержки, поощрения. По каждому поводу в его адрес сыплются угрозы и наказания.

  3. Непоследовательный и противоречивый стиль воспитания. Родители резко и неожиданно меняют первоначально выбранный стиль воспитания, либо каждый из взрослых членов семьи стремится воспитывать малыша по–своему, считая только себя правым в вопросах педагогики и психологии.

  4. Гипоопека. Родители думают, что ребёнок способен вырасти сам по себе, поэтому нет смысла прилагать воспитательные усилия и брать на себя ответственность за судьбу ребенка.

  5. Позиция круговой обороны. В ответ на любые претензии в адрес ребёнка со стороны посторонних людей родители сердятся, конфликтуют, утверждая, что их ребёнок всегда прав.

  6. Демонстративный стиль. Родители постоянно жалуются на своего ребёнка как на «бандита», заявляют, что не знают, что с ним делать, но в то же время не принимают никаких советов и в глубине души нередко удовлетворены и горды проделками «сорванца».

  7. Педантично–подозрительный тип. Родители никогда и ни в чём не верят ребёнку, всё время контролируют его поведение в любых ситуациях, постоянно требуя полного отчета о желаниях, мыслях и действиях.

  8. Жестко–авторитарный стиль. При подобного рода воспитании ребёнок лишается права голоса, возможности обсуждать проблемы в семье и тем более возражать. Любые варианты отклонения ребёнка от правил взрослых жёстко подавляются, и он подвергается наказаниям.

«Экология детства и экология воспитания призывают нас, родителей и педагогов, учиться у великой матери Природы. Всматривайтесь, как растут розы и васильки, как живут пчёлы и муравьи, ели и берёзы, яблони и вишни, и вам откроются немало секретов подлинного искусства воспитательной практики! Истинное воспитание не может быть не-демократичным, не-социальным, не-гражданским. Воспитывая сильную нравственную личность, мы фактически создаём и то нравственное поле, которое организует нравственную среду, творит нравственное социальное воспитание, формирующее Человека и Гражданина!»(Юрий Азаров [1]).

Каким же образом можно узнать, какой тип воспитания используется в семье ребёнка? Конечно же, существует огромное количество тестов, для выявления типа воспитания. Но ребёнок, который учится в начальной школе не сможет ответить на огромное количество вопросов: он устанет читать, сидеть на одном месте, он не сможет сказать правду, хотя бы потому, что не всегда понимает, что происходит в его семье. Именно для работы с детьми используются проективные методики, в частности, рисуночные тесты. Рисунок – это очень интересный инструмент, и если знать, как им пользоваться, то можно узнать очень много о ребёнке – того, что он сам рассказать не умеет.

Достоверная оценка рисунка ребёнка невозможна без принятия во внимание возраста и уровня его развития. Нет смысла ждать кистей рук в рисунках ребёнка 4-х лет, мы может увидеть их в 5, но в 6 они должны быть. Искажённая, неузнаваемая «мазня», которая называется «человек», вполне нормальна в 3 года, но вызывает много вопросов у специалистов, если ребёнок так рисует в 5 лет.

Вот некоторые ориентиры, по которым мы можем узнать, что «расскажет» нам рисунок ребенка об особенностях взаимодействия между членами его семьи:

  • Считается, что если ребёнок изобразил людей меньше, чем на ¼ листа, то в его семье понятие «личность» скорее всего отсутствует.

  • Считается, что с помощью размеров изображенных фигур в рисунке или порядка изображения ребёнок обозначает значимость членов семьи, то есть чем больше размер, тем выше значимость этого члена семьи. А если ребенок рисует себя больше других членов семьи или первее, то можно предположить, что вся семья «вертится» вокруг него и его интересов.

  • Существует мнение, что ребёнок не изображает на своём рисунке тех членов семьи, которых он боится или не хочет видеть. Также можно предположить, что у ребёнка с этим человеком нарушены эмоциональные контакты.

  • Психологи считают, что если ребёнок не изобразил себя на рисунке среди других членов своей семьи, то можно предположить, что он не чувствует себя принятым, а наоборот, он чувствует себя отвергнутым.

  • Если ребёнок изобразил всех членов семьи спиной друг к другу, то это свидетельствует о нарушении взаимоотношений между ними. Если же ребёнок располагает людей в несколько рядов, то наиболее значимых для него членов он располагает по центру.

  • Считается, что наличие разного рода «преград» обозначает, что если ребёнок «отгородил» себя от какого-либо члена семьи, то скорее всего у него нарушен с ним контакт.

  • Цвет изображения – это важный компонент в исследовании рисунков, так как с его помощью ребенок передает своё эмоциональное отношение к различным членам семьи.

И на многие из этих признаков я обращала внимание при исследовании детских рисунков.

Практическая часть

Цели работы: исследование особенностей взаимодействия в семьях учащихся начальной школы через анализ детских рисунков по теме «Моя семья»

Задачи исследования:
  • познакомиться с проективными рисуночными методиками, подходящими для исследования взаимодействия ребёнка с другими членами его семьи;

  • подобрать методику для исследования;

  • разработать инструкцию для детей;

  • провести исследование в начальной школе;

  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы на их основе.

Объект исследования: рисунки учащихся начальной школы (в возрасте 7-10 лет) по теме «Моя семья».

Предмет исследования: особенности взаимодействия ребёнка с членами его семьи, отраженные в рисунке.

Общее количество детей, принявших участие в исследовании – 120 человек, среди них 64 девочек и 56 мальчиков, обучающихся 1-го, 2-го, 3-го и 4-й классов.

Используемые методы: проективный рисунок «Моя семья», количественный и качественный анализ.

В ходе проведения исследования было важно, чтобы у детей были в доступе любые изобразительные средства (карандаши, мелки, краски, фломастеры), для того чтобы был выбор цветов.

Перед началом рисования всем детям была дана инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, свою семью», и на все уточняющие вопросы неизменным был ответ: «Как ты сам это себе представляешь». После завершения рисунка детей мы просили детей подписать всех персонажей и обозначить цифрой «1» того, кого они нарисовали первым.

Некоторые рисунки приведены в Приложении.

При анализе рисунков мы обращали внимание на:

  • члена семьи, изображённого первым на рисунке;

  • размер персонажей рисунка;

  • наличие преград между членами семьи, например, на наличие рамок или стен;

  • наличие фона;

  • то, где изображён ребёнок относительно других членов семьи и его номер.

Полученные результаты

Обращая внимание на указанные выше параметры рисунков, мы увидели следующее:

1) В 85% рисунков все члены семьи изображены вместе, одной группой, а в 15% рисунков все члены семьи изолированы друг от друга;

2) 5% учащихся нарисовали многопоколенные семьи, то есть изображены сами дети, их родители, а также бабушки и дедушки (см. Приложение, рисунок 1). На некоторых рисунках изображены даже прабабушки;

3) 37% детей первым изобразили папу (см. Приложение, рисунок 4), 29% - маму, 13% учащихся изобразили первыми себя (см. Приложение, рисунок 2);

4) 2,5% детей не нарисовали себя на рисунке, и скорее всего это значит, что эти дети не чувствуют себя равноценными членами семьи;

5) 13% детей нарисовали себя больше своих родителей и остальных членов семьи (мне встретились несколько статей в Интернете и в журналах, где говорилось о том, что в наши дни большинство детей рисует себя в неадекватно больших размерах, то есть намного больше родителей – что в нашем исследовании не подтвердилось);

6) 87% детей использовали цветные карандаши или фломастеры, рисуя свои семьи, и лишь 13% рисовали только простым или чёрным карандашом (см. Приложение, рисунок 5);

7) В двух классах дети в два раза чаще использовали фон по сравнению с детьми из других классов;

8) В рисунках одного из классов 43% (!) учащихся использовали рамки для изображения всех членов своей семьи (см. Приложение, рисунок 1).

Заключение

Анализ полученных результатов позволил нам сформулировать некоторые выводы об особенностях взаимодействия в семьях учащихся начальных классов в нашей школе.

1. Среди семей учащихся нашей школы редко встречаются многопоколенные семьи.

2. Папы чаще, чем мамы, являются наиболее значимыми членами семьи, исходя из анализа рисунков учащихся, как для мальчиков, так и для девочек.

3. Так как мальчики чаще изображают себя первыми на рисунке семьи, можно предположить, что, воспитывая мальчиков, родители чаще используют попустительский тип воспитания или воспитание по типу «кумир семьи».

4. Подавляющее большинство детей в своих рисунках использовало цвет (карандаши или фломастеры ярких цветов) для изображения членов своих семей, из чего можно сделать вывод о том, что сфера семейных взаимоотношений очень важна для учащихся начальной школы.

5. Есть повторяющиеся особенности взаимодействия в семьях детей из одного класса, возможно, в этом проявляется влияние учителя на взаимоотношения в семьях своих учеников.

Мне кажется, что подобные результаты могли бы быть получены во многих других школах разных районов нашего города, и наши выводы будут интересны как родителям, так и педагогам.

Информационные источники:
  1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994 – 608 с., с ил.

  2. Балкан А. О чём говорят рисунки детей. Руководство для родителей и педагогов - М.: Этерна, 2014 – 208 с., с ил.

  3. Дилер Джон. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Пер. с англ. Е. Фатушиной. 2-е изд., испр. – М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2007 – 256 с. (Серия «Детская психология»).

  4. Л.А. Ясюкова. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство – СПб: ГМНПП «ИМАТОН», 2002 – 208 стр.

  5. Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике – М., 1992

  6. Шелби Б. Открой своего ребёнка с помощью тестов. Тюмень, 1994.

  7. http://psixolog-ramenskoe.ru/tipy_vospitanija.html

  8. http://studopedia.su/20_56727_tipi-vospitaniya.html

Приложение.

Рисунок 1 учащегося 4-го класса (многопоколенная семья; все члены семьи помещены в рамки; ребёнок изобразил себя тоже в рамке на другой стороне листа):

Рисунок 2 учащегося 3-го класса (ребёнок – главный):

Рисунок 3 учащегося 2-го класса (доминанта - бабушка):

Рисунок 4 учащегося 1-го класса (доминанта - папа):

Рисунок 5 учащегося 1-го класса (наличие фона и ярких цветов в рисунке):