III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СНЕЖНОГО ПОКРОВА КАК ИНДИКАТОРА ЧИСТОТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Коробейников М.И.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Мы живем во время технического прогресса, который во многом облегчает жизнь благодаря новым и полезным изобретениям. Но у этих достижений человечества есть и обратная сторона медали - последствия этого прогресса напрямую сказываются на экологической обстановке окружающей среды во всем мире. Многие заводы, фабрики и другие производственные сооружения постоянно выбрасывают вредные вещества в атмосферу, загрязняют водоемы своими отбросами, а также землю, когда утилизируют свои отходы в землю. И это отражается не только локально в месте выброса отходов, но и на всей нашей планете. Контроль качества окружающей среды с использованием биологических объектов в последние десятилетия оформился как актуальное научно-прикладное направление.

Снежный покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. В связи с этим он обладает рядом свойств, делающих его удобным индикатором загрязнения не только самих атмосферных осадков, но и атмосферного воздуха, а также последующего загрязнения почвы и воды. В снежном покрове могут накапливаться различные вредные вещества, которые с талыми водами поступают в открытые и подземные водоемы, почву, загрязняя их. Анализ качества снежного покрова позволяет оценить распределение загрязняющих веществ по территории и получить достоверную картину зон влияния различных объектов на состояние окружающей среды. Проанализировав снег на определённой территории, можно сделать вывод о чистоте и экологическом состоянии атмосферного воздуха, поверхностного слоя почвы и близлежащих водоёмов, так как это компоненты природных экосистем. Они тесно взаимосвязаны между собой и нарушение в одном из них ведёт к негативным последствиям, влияющим на здоровье самого человека.

2017 год - это Год экологии в России. Поэтому своё исследование я провожу в рамках этого года и думаю, что изучение снежного покрова позволит выявить загрязнение местности за зимний сезон и позволит оценить степень безопасности нашего села для проживания людей, произрастания растений, жизнедеятельности животных. Именно эту проблему я и выбрал темой своего исследования. Мне было интересно определить, что же входит в состав снежного покрова нашего села.

Средняя продолжительность снежного покрова в селе Менил Игринского района УР составляет 5-6 месяцев. Он появляется преимущественно в начале ноября, а начинает разрушаться в конце марта - середине апреля.

В качестве объектов исследования я выбрал снег на разных участках моего родного села и водопроводную воду в качестве контрольного образца.

Цель работы:

Исследование качества и степени загрязнения снежного покрова.

Задачи:

1. Изучить литературу, образовательные ресурсы в сети Интернет о составе снега.

2. Изучить качество и состояние снежного покрова на территории села Менил, проведя органолептический, химический анализ снежного покрова на различных участках села.

3. Установить степень воздействия автотранспорта, железнодорожного транспорта, котельных на экологическую обстановку села.

4. Определить влияние качества талой воды на рост растений.

5. Сделать вывод о загрязнении снега на основе анализа данных, полученных в процессе исследования.

Гипотеза: предположим, что талая вода содержит какие-либо вредные вещества, влияющие на степень безопасности нашего села.

План работы:

1. Определить участки для исследования проб снега.

2. Осуществить отбор проб снега на исследуемых участках.

3. Провести визуальную оценку снежного покрова.

4.Растопить снег. Использовать талую воду для физического, химического, биологического анализа проб.

5. Отобразить результаты эксперимента в таблицах.

6. Сделать выводы о степени загрязнения снежного покрова на исследуемых участках, влиянии талой воды исследуемых проб на степень безопасности нашего села, на развитие проростков растений – индикаторов.

В зависимости от источника загрязнения и его удаленности изменяется и состав снегового покрова, поэтому нами были взяты пробы снега на анализ в различных местах. Отбор снежных проб проводился перед началом таяния снега в начале марта на разных участках, в зоне воздействия выбросов автотранспорта, железной дороги, котельной. В нашем селе имеются 2 котельные, рядом находится железная дорога, которые влияют на экологию нашего села. Кроме того, автомобильный транспорт так же играет существенную роль, загрязняя окружающую среду. Полученная талая вода из растопленного снега использовался для исследования. В качестве контроля использовали водопроводную воду, взятую из образовательного учреждения.

Обзор литературы по проблеме исследования

Снег — форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда. Он образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. Появляющиеся кристаллы льда, не превышающие поначалу 0,1 мм в диаметре, падают вниз и растут в результате конденсации на них влаги из воздуха. При этом образуются шестиконечные кристаллические формы. Основной кристалл воды имеет в плоскости форму правильного шестиугольника. На вершинах такого шестиугольника затем осаждаются новые кристаллы, на них — новые, и так получаются разнообразные формы звёздочек-снежинок.

Всостав снега может входить токсичные вещества - химические соединения, обладающие высокой токсичностью и способные при определенных условиях вызывать массовые отравления людей и животных, а также заражать окружающую среду. На сайте «Мир без Вреда» я нашёл статью, где был указан химический состав снега: «Химический состав снега, такого белого и пушистого на первый взгляд, включает в себя соединения железа, азота, ртути, серы, хрома. О саже и органических веществах, результатах деятельности человека и говорить не приходится. Чем опасно попадание на кожу и внутрь организма этих веществ, входящих в состав снега? Последствия могут быть следующие:

Аммиак (одно из соединений азота) - раздражает кожу и слизистые оболочки, при продолжительном наружном применении (например, если мыть голову талой водой) способен привести к облысению. При приеме внутрь в течении длительного времени — ожог слизистой рта и пищевода, острое отравление.

Диоксид серы SO2 - в соединении с водой превращается в кислоту, которая разъедает любые ткани организма, с которыми соприкасается.

Ртуть - острые пищевые отравления, вегетососудистая дистония, нарушения психики, выпадение зубов, заболевания почек и суставов. Возможен даже летальный исход.

Хром - токсичен для всех органов и тканей (печени, почек, пищеварительного тракта, кожи).

В качестве индикатора чистоты снега можно использовать биоиндикаторы — организмы, присутствие, количество или особенности развития которых служат показателями естественных процессов, условий или антропогенных изменений среды обитания. В качестве объектов для биоиндикации применяются разнообразные организмы — бактерии, водоросли, высшие растения, беспозвоночные животные, млекопитающие. В своей работе я использовал горох.

В различных аналитических лабораториях нашей страны специалисты ежегодно выполняют не менее 100 млн. анализов качества воды, причем 23% определений заключается в оценке их органолептических свойств, 21% – мутности и концентрации взвешенных веществ, 21% составляет определение общих показателей – жесткости, солесодержания, химическое потребление кислорода ХПК, биохимическое потребление кислорода БПК, 29% – определение неорганических веществ, 4% – определение отдельных органических веществ.

В школьной лаборатории так же можно провести ряд исследований. Я воспользовался готовыми методиками исследования, которые описаны во многих Интернет - ресурсах. В нашем селе такое исследование не проводили. Перед выполнением работы я освоил навыки работы с мерной посудой, с электронным цифровым микроскопом, с методиками проведения анализов. Анализы выполнены самостоятельно на базе школьной лаборатории кабинета химии, физики МБОУ Менильская СОШ.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В своей работе я использовал следующие методы исследования:

1. Теоретический (обзор и анализ литературы, образовательных ресурсов в сети Интернет).

2. Экспериментальный (постановка опытов, проведение органолептического, химического анализа и биотестирования проб снега, наблюдение с использованием цифрового электронного микроскопа )

3. Эмпирический (наблюдения, описания и объяснения результатов исследований).

4. Анкетирование жителей села и школьников

Данные методы позволят получить достоверную информацию о степени загрязнения снега на различных участках.

В ходе эксперимента можно было определить следующие показатели:

1. Определение органолептических показателей.

Органолептическая оценка приносит много прямой и косвенной информации о составе воды и может быть проведена быстро и без каких-либо приборов. К органолептическим характеристикам относятся цветность, мутность (прозрачность), запах, вкус и привкус, пенистость.

1. Цветность – естественное свойство воды, обусловленное присутствием гуминовых веществ и комплексных соединений железа. Для определения цветности проб талой воды в стеклянный цилиндр диаметром 3 см высотой 30 см наливается определенное количество воды, через которую просматривается шрифт (печатный текст). Сравнить каждую пробу с контрольным образцом – водопроводной водой. Вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. Перед замером воду необходимо взболтать. Цвет зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождения и определяется высотой столба воды в цилиндре, сквозь который начинают читаться буквы.

2. Запах воды может быть связан с деятельностью как живых, так и отмирающих организмов.

Для определения запаха в чистую колбу наливается исследуемая вода на 2/3 объема, прикрывается, осторожно взбалтывается. Затем колба открывается и определяется запах воды. Запах определяют, как правило, при нормальной температуре в 20 градусов и при повышенной температуре воды в 60 градусов. Запах описывают по своим ощущениям.

3. Мутность воды обусловлена содержанием взвешенных в воде мелкодисперсных примесей. Мутность воды обуславливают и некоторые другие характеристики воды – такие, как:

  • наличие осадка, который может отсутствовать, быть незначительным, заметным, большим, очень большим, измеряясь в миллиметрах;

  • взвешенные вещества, определяются гравиметрически после фильтрования пробы, по привесу высушенного фильтра. Содержание взвешенных частиц (в мг/л) в испытуемой воде определяется по формуле: (M1-M2) х 1000 / V, где М1 – масса бумажного фильтра с осадком взвешенных частиц (г), М2 – масса бумажного фильтра (г), V – объем воды для анализа (л).

  • прозрачность, измеряется как высота столба воды, при взгляде сквозь который можно различать узнаваемый знак. Прозрачность воды обусловлена её цветом и мутностью.

2. Определение химических свойств талой воды

1. Определение кислотности.

Для определения реакции водной среды талого снега необходим универсальный индикатор, полоску которого нужно смочить в пробе и сравнить цвет со стандартной шкалой pH. Снег может иметь как кислую, так и щелочную реакцию, в зависимости от преобладания тех или иных загрязняющих веществ. Если в снег попадают соединения различных кислот, он приобретает кислотную реакцию. Присутствие соединений металлов, ароматических углеводородов защелачивает снег.

2. Обнаружение органических веществ

Признаки наличия органических веществ:

  • радужная плёнка на поверхности воды;

  • масляное пятно на фильтровальной бумаге после высыхания;

  • обесцвечивание подкисленного раствора перманганата калия.

В одну пробирку наливают 5 мл дистиллированной воды, в другую – исследуемую воду. В каждую пробирку прибавляют по капле 5% раствор перманганата калия КМnО4. В пробирке с дистиллированной водой окраска сохранится. Исчезновение окраски в исследуемой воде указывает на присутствие в ней органических веществ (иногда неорганических восстановителей).

3. Определение ионов железа Fe3+

К 10 мл исследуемого талого снега прибавляют 1-2 капли соляной кислоты HCl, несколько капель пероксида водорода и 0,2 мл (4 капли) 50%-го раствора тиоцианата калия KSCN. Перемешивают и наблюдают за развитием окраски. Метод чувствителен, можно определить до 0,02 мг/л. Качественная реакция протекает по ионному уравнению: Fe3+ + 3SCN- = Fe(SCN)3.

4. Определение ионов свинца Pb2+

Иодид калия (KI) дает в растворе с ионами свинца характерный осадок йодида свинца PbI2. Исследования производятся следующим образом. К 5 мл испытуемого раствора прибавить немного KI, после чего, добавив уксусной кислоты CH3COOH, нагреть содержимое пробирки до полного растворения первоначально выпавшего, мало характерного желтого осадка PbI2. Охладить полученный раствор под краном, при этом PbI2 выпадет снова, но уже в виде красивых золотистых кристаллов: Pb2+ + 2I- = PbI2

5. Определение ионов меди Cu2+

В фарфоровую чашку поместить 3-5 мл исследуемого талого снега, выпарить досуха, затем прибавить 1 каплю концентрированного раствора аммиака NH3. Появление интенсивно синего цвета свидетельствует о появлении меди: Cu2+ + 4NH4ОН = [Cu(NH3)4]2+ + 4H2O

6. Определение сульфат ионов SO42-

К 5 мл талого снега добавить 4 капли 10% раствора соляной кислоты HCl и 4 капли 5% раствора хлорида бария BaCl2. Образуется осадок или муть:

Ba2+ + SO42- = BaSO4

  • слабая муть – 1-10 мг/л,

  • сильная муть – 10-50 мг/л,

  • хлопья – 50-100 мг/л,

  • белый творожистый осадок > 100 мг/л.

3. Биотестирование

Растения играют важную роль в нашей жизни, участвуя в пищевых экологических цепочках, являясь производителями кислорода воздуха, выполняя средозащитные функции. Поэтому особенно важно знать, как реагируют растения на химическое загрязнение среды. Так, например, загрязнение почвы пылью токсичных металлов, особенно в соединении с серной кислотой, губительно действует на корневую систему, а через нее и на все растение. В результате воздействия высокотоксичных загрязнителей на растения отмечается замедление их роста, образование некроза на концах листьев и хвоинок, выход из строя органов ассимиляции и т.д. В качестве объектов для биоиндикации применяются разнообразные организмы — бактерии, водоросли, высшие растения, беспозвоночные животные, млекопитающие. В своей работе я использовал горох.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ

Материалы исследования

В зависимости от источника загрязнения и его удаленности изменяется состав снежного покрова, поэтому были взяты пробы снега на анализ (приложение №1) с разных участков на территории села:

№ 1 – снег со школьной территории;

№ 2 – снег возле котельной;

№ 3 – снег с поля ;

№ 4 – снег возле железной дороги;

№ 5 – снег возле дороги в центральной части села, где количество проезжающего автотранспорта за день является максимальным, рядом расположен мусорный контейнер;

№ 6 – вода с водопроводного крана образовательного учреждения (в качестве контрольного образца)

Опыт №1.Визуальная оценка снежного покрова

Взял лист белой бумаги, подносил его к образцам снега и визуально сравнивал цвет снега с цветом бумаги. Результаты приведены в таблице №1 (приложение №2).

Вывод: на первый взгляд снег представляет собой чистую массу, без видимых следов загрязнения, кроме проб № 2, № 4, №5. В данных пробах видно, что снег грязный.

Собранный снег был растоплен. Талая вода использовалась для дальнейших опытов.

Опыт №2.Определение органолептических показателей.

2.1. Для анализа проб мы заполняли пробирки пробами воды до высоты 10-12 см. Определяли цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном освещении. Отмечали наиболее подходящий оттенок из приведённых в методике (приложение №3).

Вывод: вода в образцах № 1,3,6 прозрачная, мутность слабая. Присутствует слабый желтоватый в цвет в пробах № 4,5, возможно это обусловлено наличием гуминовых кислот, соединений железа.

2.2. Запах воды мы исследовали в помещении, где отсутствовали посторонние запахи В ходе работы мы заполняли колбу пробами воды на 1/3 объёма, закрывали пробкой. Далее взбалтывали воду, открывали колбу и сразу определяли характер и интенсивность запаха, при этом осторожно вдыхая запах. Далее мы повторили испытания, опустив колбу в горячую воду и нагревая её до 60 градусов (приложение №4).

Вывод: характерные запахи присутствуют во всех образцах проб, особенно резко в пробах воды возле котельной, в водопроводной воде.

2.3. Мутность воды обусловлена содержанием взвешенных в воде мелкодисперсных примесей различного происхождения. Взвешенные вещества определяли гравиметрическим способом после фильтрования пробы по привесу высушенного фильтра. Содержание взвешенных частиц (в мг/л) в испытуемой воде определяется по формуле: (M1-M2) х 1000 / V, где М1 – масса бумажного фильтра с осадком взвешенных частиц (г), М2 – масса бумажного фильтра (г), V – объем воды для анализа (л). Объем воды для анализа брали 60 мл. (приложение №5).

Вывод: все собранные пробы снега в своем составе содержали примеси. Наиболее загрязненными пробами являются пробы на участке железной дороги. В полученной воде находится наибольшее количество чёрных крупинок, много чёрного осадка; по наличию примесей этот образец на первом месте

Присутствуют примеси возле котельной, дороги. Причиной служит вынос частиц (сажи и др.), содержащихся в выхлопных газах машин.

Я рассмотрел пробы талой воды с помощью цифрового микроскопа. Под микроскопом чётко видно, что во всех пробах присутствует грязь: комочки почвы, сажи и др. (приложение №6).Значит талая вода – грязная

Прозрачность, или светопропускание воды, обусловлена её цветом и мутностью, то есть содержанием в ней различных окрашенных и минеральных веществ. Прозрачность определяют по высоте столба воды, который позволяет различать на белой бумаге стандартный шрифт. В ходе работы мы пробы воды помещали в цилиндр, который устанавливали на высоте 4 см над образцом шрифта. Наблюдая сверху через столб воды, и доливая воду в цилиндр, определяли высоту столба, позволяющего отчётливо видеть шрифт. Все результаты заносили в таблицу (приложение №7).

В своих исследованиях не определяли вкус воды, т.к. видны подозрения на её загрязнённость, и пенистость, т. к. наши пробы не относятся к сточным водам и загрязнённым природным. Общие результаты наблюдений представлены в виде таблицы (приложение №8).

Выводы: вода в образцах: школа, поле, водопроводная - прозрачная, а у железной дороги, на дороге, возле котельной прозрачность меньше.

Опыт №3.Определение водородного показателя (pH)

Водородный показатель (pH) – это один из важнейших показателей качества воды.

Для определения водородного показателя можно использовать индикаторную бумагу. В своей я работе я использовал универсальную индикаторную бумагу (приложение №9). Этот способ определения не дает точного результата, но более доступен. Показания, которые получились в исследовании, представлены в таблице.

Значения водородного показателя

пробы

pH- среда

1

6 – очень слабокислая

2

6,3 - очень слабокислая

3

6,0 – очень слабокислая

4

6,0 – очень слабокислая

5

6,1 - очень слабокислая

6

8оченьслабощелочная

Вывод: все значения рН находятся в пределах 6 и выше, что свидетельствует о нормальной нейтральной среде. Самый большой показатель рН имеет водопроводная вода (№6), что говорит о щелочной воде. Для подтверждения результата провели опыт с фенолфталеином. Результаты подтвердили нейтральную среду во всех пробах. Водопроводная вода дала слегка розовый цвет. Экологическое состояние окружающей среды в селе в пределах нормы.

Опыт №4. Обнаружение органических веществ

В исследуемую воду прибавляли по капле 5% раствора перманганата калия КМnО4. Во всех пробах окраска сохранилась, значит органические вещества не присутствуют (приложение №10).

Вывод: органические вещества не обнаружены ни в одной пробе.

Опыт №5. Обнаружение ионов железа (III)

Для обнаружения железа перемешивали исследуемый талый снег с соляной кислотой и пероксидом водорода, раствором тиоцианата калия. Перемешивали и наблюдали за развитием окраски. Железо не обнаружено ни в одной пробе. Но в пробе №4 (железная дорога) на дне образовался слегка желтоватый цвет, возможно указывающее на незначительное присутствие железа (приложение №11).

Вывод: возле железной дороги обнаружено незначительное количество железа

Опыт №6. Обнаружениеионов свинца Pb2+

Для обнаружения ионов свинца перемешивали исследуемый талый снег с иодидом калия и уксусной кислотой. Осадка ни в одной пробе не обнаружено (приложение №12).

Опыт №7. Обнаружениеионов меди Сu2+

Выпаривали талый снег в фарфоровой чашке, а затем прибавляли 1 каплю концентрированного раствора аммиака NH3. Появление интенсивно синего цвета ни в одной пробе не обнаружено (приложение № 13).

Опыт №8. Определение сульфат ионов SO42-

К 5 мл талого снега добавили 4 капли 10% раствора соляной кислоты HCl и 4 капли 5% раствора хлорида бария BaCl2. Пробы под № 1,2,5 остались без изменения, в № 3(поле),4 (ж/д), 6(водопроводная вода) обнаружена слабая муть, что говорит о присутствии сульфатов ионов SO42- в незначительном количестве (приложение № 14).

Опыт №9. Влияние качества воды на развитие проростков

Для того, чтобы проверить, какая вода чище и пригоднее для жизни растений, мы взяли горох и проращивала их в чашках с пробами талой воды (приложение № 15). Простерилизовали чашки. Налили на дно каждой чашки талую воду. Талую воду мы использовали для проращивания 10 шт. гороха, расположенного на влажные ватные диски. Пометили их номерами. Наблюдали прорастание семян и рост корешков растений в течение 5 дней, добавляя, по мере высыхания, талую воду, полученную из снега с тех же участков (в одинаковых объемах). На 5-ый день горох с ростками посадили в землю и продолжили наблюдение, записывая все результаты в таблицу (приложение №16).

Вывод: по результатам опыта видно, что в образцах воды №6 (водопроводная вода), № 1(школьный двор), №3 (поле), № 5 (дорога) прорастание гороха достигает 90-100%, всходы дружные, ростки крепкие, ровные. В образцах № 2 (котельная), № 4 (ж/д) горох прорастал не дружно, что позволяет судить о недостаточности питательных веществ для роста и развития растений в этих пробах. Длина ростка во всех образах увеличилась примерно одинаково за 5 дней. Стебелёк гороха быстрее рос в земле, которую поливали талой водой из школьного двора, медленнее всех с образцом воды с железной дороги. Стебельки везде крепкие. На проращивание гороха талый снег с разных источников сильно не повлиял.

Результаты анкетирования

Провёл анкетирование среди учащихся 6-8,11 классов и взрослого населения с целью выяснения их мнения о влиянии загрязнённого снега на экологию (приложение № 17). Было опрошено 54 человека. Не все респонденты едят снег. Больше едят снег женский пол. Именно женский пол знает, что снег есть опасно, а мальчики 6,7,8 классов знают об этом не все. Большая часть опрошенных понимают, что грязный снег влияет на экологию окружающей среды. Причиной поедания снега мужской пол, в первую очередь, выбирает его вкусовые качества. Следующей причиной как мужской, так и женский пол выбирают утоление жажды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе я исследовал степень загрязнения снежного покрова моего села.

Результаты исследований показывают, что абсолютно чистого снега в образцах нет. Даже если снег белый, то в талой воде присутствуют посторонние примеси. Поэтому есть такой снег я не рекомендую. Самым грязным оказался снег в образцах, взятых возле железной дороги, котельной. Цвет снега серый, обусловлен пылью и сажей, ощущается запах, при отстаивании талой воды образуется осадок.

Мы убедились, что на качество снега в селе большое влияние оказывают котельная, автомобильный транспорт, железная дорога. Снег становится возле этих источников грязным с большим количеством примесей. Причиной служит вынос частиц (сажи, частиц каучука, кремния и др.), содержащихся в газах, также из состава автопокрышек, износ которых в зимнее время резко возрастает. Котельная в селе работает на твёрдом топливе, при работе которой происходят выбросы твёрдых частиц (летучей золы и несгоревшего топлива), оксидов серы, оксидов углерода, оксидов азота. Труба в котельной высокая, поэтому вредных токсичных веществ на снежном покрове не обнаружено. Наша гипотеза о том, что талая вода содержит какие-либо вредные вещества, влияющие на степень безопасности нашего села, на развитие ростков растений – индикаторов не подтвердилась. Основываясь на результатах химического анализа и биотестирования, можно утверждать, что в целом атмосфера в селе благоприятная.

Но необходимо помнить, что чистота выпавшего снега – это здоровье всех живых организмов и человека. Именно качество снежного покрова ярко демонстрирует влияние различных источников загрязнения атмосферного воздуха на поверхности земли. Призываю всех больше озеленять окружающую территорию села, не мусорить.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Боголюбов, А.С. Простейшие методы статистической обработки результатов экологических исследований / А.С. Боголюбов. - М.: Экосистема, 2001.-17 с.

  2. Вредные химические вещества. Углеводороды. Галогенпроизводные углеводородов: Справ. изд./ Под ред. В.А. Филова и др. — Л.: Химия, 1990.-732 с.

  3. Интернет- ресурсы:

  4. Мансурова, С. Е., Кокуева, Г. Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум./ С. Е.Мансурова, Г. Н. Кокуева – М.: Гуманит/ - 200с.

  5. Муравьёв, А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами/ А.Г. Муравьёв/- Крисмас, 2004.

  6. Новиков, Ю.В. и др. Методы исследования качества воды водоёмов/ Ю.В Новиков. - М.:Медицина, 1990.

  7. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас/ А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2006.

  8. Популярная детская энциклопедия: Всё обо всём. /Под ред. А.Ликум – М., 1995.

  9. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие/Под ред. Т. Я. Ашихминой. - М.: АГАР,2000.-385 c.

  • http.com/so://bezvreda stav-snega/

  • https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-ekologii-sneg-kak-indikator-chistoti-vozduha-1595822.html

Приложения

Приложение 1

Взятие проб снега

Приложение №2

Визуальный осмотр снега

№1 №2 №3

№4 №5

Таблица 1.

Визуальная оценка снежного покрова

Проба

Цвет снега

№1 (снег со школьной территории)

Не отличается от листа бумаги

№2 (снег возле котельной)

Чуть темнее листа бумаги

№3 (снег с поля)

Не отличается от листа бумаги

№4 (снег возле железной дороги)

Тёмный цвет

№5 (снег возле дороги)

Бело - серый цвет

Приложение №3

Определение цветности талой воды

Таблица 2.

Показатели цветности талой воды

Проба воды

Цветность

Школьная территория

Бесцветная

Котельная

Бесцветная

Поле

Бесцветная

Железная дорога

Жёлтый оттенок

Автодорога

Жёлтый оттенок

Водопроводная

вода

Бесцветная

Приложение №4

Определение запаха

Таблица 3.

Показатели запаха талой воды

Проба воды

Запах

при 20 о

при 60 о

Школьная территория

Присутствуют посторонние запахи

Котельная

Запах резины

Резкий запах дерева

Поле

Нет запаха

Землянистый

Железная дорога

Посторонний запах

Металлический запах

Автодорога

Землянистый

Землянистый

Водопроводная

вода

Ароматизированный

Ароматизированный

Приложение №5

Определение содержания взвешенных частиц

Таблица 4.

Показатели осадка талой воды, массы взвешенных частиц

Проба воды

Осадок,

масса взвешенных частиц, мг/ л

Школьная территория

Незначительный;

0,2мг/ л

Котельная

Осадок толщиной 0,1 мм;

0,3мг/ л.

Поле

Незначительный;

0,1мг/ л

Железная дорога

Осадок толщиной 0,5 мм;

0,8мг/ л

Автодорога

Незначительный; 0,2мг/ л

Водопроводная

вода

Нет; 0 мг/ л

Приложение № 6

Фотографии, полученные с помощью электронного микроскопа

№2 №5

№1 №6

№3 №4

Приложение №7

Определение прозрачности воды

Диаграмма 1.

Высота столба воды, мм

Приложение № 8

Таблица5.

Органолептические показатели воды

Проба воды

Цветность

Запах

Мутность

при 20 о

при 60 о

Осадок, примеси

Масса взвешен

ных частиц, мг/л

Прозрач- ность

№1 (снег со школьной территории)

Бесцветная

Присутствуют посторонние запахи

Незначи-тельный

0,2

Прозрачная. Шрифт просматривается сквозь воду высотой 30 см.

№2 (снег возле котельной)

Бесцветная

Запахрезины

Резкий запах дерева

Значи-тельный осадок толщиной , 0,1 мм

0,3

Слегка мутная. Шрифт просматривается сквозь воду высотой 25 см.

№3 (снег с поля)

Бесцветная

Нет запаха

Землянистый

Незначительный

0,1

Прозрачная Шрифт просматривается сквозь воду высотой 30 см.

№4 (снег возле железной дороги)

Жёлтый оттенок

Посторон-ний запах

Металлический

Осадок толщиной 0,5 мм

0,8

Мутная. Шрифт просматривается сквозь воду высотой 12 см.

№5 (снег возле дороги)

Жёлтый оттенок

Землянистый

Землянистый

Незначительный

0,2

Мутная. Шрифт просматривается сквозь воду высотой 15 см.

№6 (водопроводная вода)

Бесцветная

Ароматизированный

Ароматизированный

Нет

0

Прозрачная. Шрифт просматривается сквозь воду высотой 30 см.

Приложение № 9

Определение кислотности

Диаграмма 1

Значение водородного показателя (pH)

Приложение № 10

Обнаружение органических веществ

Приложение № 11

Обнаружение ионов железа

Проба №4

Приложение № 12

Обнаружение ионов свинца

Приложение № 13

Обнаружение ионов меди

Приложение № 14

Определение сульфат ионов SO42-

Приложение № 15

Наблюдение за ростками гороха

Начало наблюдения 2-ой день

4 -ый день

Посадка ростков на 5 день 9-ый день

Приложение № 16

Таблица 5.

Рост ростков гороха

День/Проба

1-ый день

Набухли

Набухли

Набухли

Набухли

Набухли

Набухли

2-ой день

Проросли 5

≈ на 5 мм

Проросли 5

≈ на 3 мм

Проросли 7

≈ на 4 мм

Проросли 5

≈ на 5 мм(2 шт.) и на 3 мм (3 шт.)

Проросли 7

≈ на 5 мм

Проросли 7

≈ на 3 мм

3-ий день

Проросли 6

≈ на 8 мм

Проросли 7

≈ на 7 мм

Проросли 8

≈ на 6 мм

Проросли 7

≈ на 8 мм

Проросли 9

≈ на 6 мм

Проросли 10

≈ на 5 мм

4-ый день

Проросли 6

≈ на 9 мм

Проросли 8

≈ на 9 мм

Проросли 8

≈ на 9 мм

Проросли 8

≈ на 9 мм

Проросли 9

≈ на 8 мм

Проросли 10

≈ на 6 мм

5-ый день

Проросли 10

≈ на 9 мм

Проросли 8

≈ на 9 мм

Проросли 9

≈ на 10 мм

Проросли 8

≈ на 9,5 мм

Проросли 10

≈ на9 мм

Проросли 10

≈ на 8 мм

5-ый день

Посадили ростки в землю

7 день

Длина стебля

2 см

Длина стебля

1,5 см

Длина стебля

1,5 см

Длина стебля

1 см

Длина стебля

1,2 см

Длина стебля

1,2 см

9 день

Длина стебля

7 см

Длина стебля

5 см

Длина стебля

3 см

Длина стебля

1,5 см

Длина стебля

2,5 см

Длина стебля

2,5 см

Диаграмма 2

Процент всхожести гороха.

Диаграмма 3.

Рост ростков гороха, мм

Приложение № 17

Результаты анкетирования

1. Пробовали ли вы хотя бы раз в жизни есть снег? (в %)

2. Считаете ли вы, что снег есть это опасное занятие? (в %)

3. Считаете ли вы, что загрязнённый снег влияет на экологию нашего села? (в %)

4. Почему едят снег? (в %