III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И УТИЛИЗАЦИЯ ТВЁРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ. ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПОЛИЭТИЛЕНУ
Мифтахутдинова Л.Р.
Автор работы награжден дипломом победителя первой степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


1.Введение

«Бесконечный ведут диалог

Мать – Природа и сын – Человек.

Силой меряются каждый век,

Кто мудрее и кто в мире Бог?...»

В среднем на каждого жителя Земли за год накапливается около тонны отходов, а это более 5 миллиардов тонн!!!

Из всего этого мусора серьезную опасность по загрязнению окружающей среды представляют твердые бытовые отходы.

Великий датский физик Нильс Бор предрекал: человечество погибнет не от атомной бомбы, бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов. Раньше вопрос утилизации остро не стоял. Крестьяне

отправляли свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, упаковки, рекламы и торговой сети. Овощные очистки скармливались или использовались в виде компоста как удобрение почвы для будущего урожая [1].

Со временем продукцию стали обменивать, а значит, потребовалось ее упаковывать для большего удобства. В современном мире уже никого не удивляет вид полиэтиленового пакета. В результате человеческой деятельности ежегодно образуются миллионы тонн различных отходов, в том числе и бытовых. Наблюдается острая нехватка площадей под захоронение отходов [2].

Актуальность проекта

Таким образом, одной из острейших экологических проблем в нашей стране является утилизация твердых бытовых отходов, которые постоянно образуются в быту. С каждым годом их количество увеличивается, ухудшается экологическая обстановка, а отношение к мусорной проблематике практически не меняется. Вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности жизнедеятельности населения России становятся все более актуальными в последнее время. В России около 25% заболеваемости населения обусловлено загрязнением окружающей среды. Экологически неблагополучными признаются около 2,5 млн. кв.км или 15% территории России, где проживает почти 2/3 населения страны. Накоплено свыше 86 млрд. тон твердых промышленных и бытовых отходов. Вода в большинстве рек страны классифицируется как загрязненная и грязная. От 35% до 60% питьевой воды, потребляемой населением, не удовлетворяет санитарно-гигиеническим стандартам. Современное состояние обращения с отходами во многих регионах России может быть охарактеризовано сегодня как кризисное. На мусорных свалках ежедневно образуется целый букет сильнейших ядов и токсинов [3].

К такому виду органических веществ, загрязняющих нашу планету, относится полиэтилен. В наши дни широко используются полиэтиленовые пакеты. Полиэтиленовые пакеты (ПЭ-пакеты) появились в середине 50-х годов в Америке и сразу же завоевали огромную популярность. Когда пластик вошел в нашу повседневную жизнь, это казалось революцией – удобно, практично, дешево. Однако, весь мир уже осознал, какой вред это наносит экологии планеты. В окружающей среде выброшенные пакеты сохраняются длительное время и не подвергаются биологическому разложению. Таким образом, они образуют устойчивое загрязнение. В год в мире используется 4 триллиона пакетов. Они убивают 1 млн птиц; 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимые косяки рыб. Поэтому оборот полиэтиленовых пакетов вызывает серьёзные возражения экологов.

По этой причине в ряде стран использование полиэтиленовых пакетов в качестве бытовой упаковки ограничено или запрещено.

Мы видим, что накопление отходов приносит огромный экологический ущерб. Отходы, обладая токсичностью, являются одним из существенных источников загрязнения окружающей среды. Пришла пора задуматься над сложившейся ситуацией [4]. Наша работа направлена на сохранение окружающей среды, нашей планеты.

Цель проекта:

Провести исследование о том, как можно использовать полиэтиленовые отходы вторично, тем самым внести свой посильный вклад в частичную утилизацию и сокращение мусорных свалок и улучшение экологической обстановки. Привлечь внимание общественности к данной проблеме.

Задачи:

• Узнать как можно больше о способах сбора, утилизации, переработке и вторичном использовании ТБО;

• Выяснить, какие отходы разлагаются быстрее;

• Рассмотреть вопрос о раздельном сборе мусора;

• Провести в школе мероприятия и беседы, поднимающие проблему взаимоотношений человека и природы, сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в её решении;

• Ознакомиться с новыми технологиями работы с полиэтиленовым бросовым материалом;

• Изготовить изделия из переработанного полиэтилена;

Объект исследования: отходы полиэтилена

Предмет исследования: возможность вторичного использования полиэтилена в целях создания значков с эмблемой школы для учащихся.

Методы исследования:

- изучение различных источников информации;

- эксперимент;

-социологический опрос;

- наблюдение.

Значимость и прикладная ценность работы: научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, привить им навыки ручного труда, расширить знания об истории вещей. После привлечения их внимания к данной проблеме и воспитания подрастающего поколения в экологическом ключе мы можем обеспечить экологическую безопасность населения России в будущем. Создать условия для снижения количества твёрдых бытовых отходов. Сохранить природное сырьё и окружающую среду, научить рационально использовать бытовые отходы. Научиться через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору.

Ожидаемый результат:

- Выясним историческую справку о полимерах;

- определим положительные и отрицательные стороны использования полиэтилена;

- произведем переработку сырья полиэтилена в значки с эмблемой школы для учащихся.

Глава I

Твердые бытовые отходы (ТБО)

1.1 Способы сбора ТБО

Твердые бытовые отходы (ТБО) – это товары, потерявшие потребительские свойства.

Твёрдые бытовые отходы представляют собой сложную гетерогенную смесь. В России ежегодно производится около 3,8 млрд тонн всех видов отходов. Количество ТБО составляет 63 млн тонн/год (в среднем 445 кг на человека) [5].

Состав ТБО:

  • бумага и картон — 35%,

  • пищевые отходы — 41%,

  • пластмассы — 3%,

  • стекло — 8%,

  • металлы — 4%,

  • текстиль и другое — 9%.

Исследуя данную проблему по журналам, энциклопедиям, учебникам по экологии, сети Интернет, мы выяснили, что, оказывается, проблема бытового мусора актуальна для всех стран мира на протяжении всей истории человечества.

Существует два способа сбора ТБО:

  • унитарный - все отходы собираются в единый мусоросборник,

  • раздельный - ТБО собирают по видам отходов (стекло, бумага, цветной металл, пищевые отходы и т.д.) в разные мусоросборники. Эта схема требует специальных транспортных средств для вывоза собранных ТБО, но позволяет собирать сырье для вторичной переработки, пищевые отходы, значительно уменьшает объемы отходов, требующих обезвреживания.

1.2. Способы утилизации ТБО

В среднем в нашей стране перерабатывается 10 % — 15 % мусора.

Твёрдые бытовые отходы подвергаются переработке только на 3 % — 4 %, промышленные на 35 %. В основном мусор свозится на свалки — их в России около 11 тысяч. В них захоронено около 82 млрд тонн отходов

  1. Захоронение ТБО: пока еще остается, к сожалению, основным способом

его утилизации. Из-за того, что многие предприятия построены десятки лет назад и используют устаревшую технологию (таблица 1)

  1. Компостирование – это технология переработки отходов, основанная на их естественном биоразложении. Наиболее широко компостирование применяется для переработки отходов органического – прежде всего растительного – происхождения, таких как листья, ветки и скошенная трава. Существуют технологии компостирования пищевых отходов, а так же неразделенного потока ТБО.

  2. Мусоросжигание – это наиболее сложный и «высокотехнологичный» вариант обращения с отходами. Сжигание требует предварительной обработки ТБО (с получением т.н. топлива, извлеченного из отходов).

  3. Брикетирование ТБО - сравнительно новый метод в решении проблемы

их удаления. Брикеты, широко применяющиеся уже в течение многих лет в промышленности и сельском хозяйстве, представляют собой одну из простейших и наиболее экономичных форм упаковки. Уплотнение, присущее этому процессу, способствует уменьшению занимаемого объема, и как следствие, приводит к экономии при хранении и транспортировке.

5. Безотходные технологии

Безотходная технология – это такой способ производства продукции, при котором наиболее рационально и комплексно используются сырье и энергия в цикле : сырьевые ресурсы - производство-потребление- вторичные сырьевые ресурсы. Это позволяет сделать минимальным воздействием на окружающую среду и не нарушать ее нормального функционирования.

Очевидно, что ни одна технология сама по себе проблемы ТБО не решит. И МСЗ и полигоны являются источниками выбросов полиароматических углеводородов, диоксинов и других опасных веществ. Эффективность технологий можно рассматривать лишь в общей цепочке жизненного цикла предметы потребления - отходы. Проекты МСЗ, на борьбу с которыми общественные экологические организации потратили много сил, в нынешней экономической ситуации еще долго могут так и оставаться проектами.

Лучшим способом для снижения количества твёрдых бытовых отходов является вторичная их переработка (рециклинг).

В странах, где охране окружающей среды придают большое значение, объемы переработки вторичных полимеров постоянно увеличиваются. Законодательство обязывает юридических и частных лиц выбрасывать полимерные отходы (гибкую упаковку, бутылки, стаканчики и т. д.) в специальные контейнеры для их последующей утилизации. Сегодня на повестку дня становится не только задача утилизации отходов полимерных материалов, но и восстановления ресурсной базы. Однако возможность использования полимерных отходов для повторного производства ограничивается их нестабильными и худшими по сравнению с исходными полимерами механическими свойствами. Конечная продукция с их использованием часто не удовлетворяет эстетическим критериям. Для некоторых видов продукции использование вторичного сырья вообще запрещено действующими санитарными или сертификационными нормами.

Таким образом, продукты вторичной переработки пластмасс могут использоваться для производства изделий, ранее производимых из первичных материалов. Например, возможно производство пластиковых бутылок из отходов, т. е. переработка по замкнутому циклу. Также вторичные полимеры пригодны для изготовления объектов, свойства которых могут быть хуже, чем у аналогов, изготовленных с использованием первичного сырья. Последнее решение носит название «каскадной» переработки отходов. Она с успехом применяется, например, компанией FIAT auto, которая перерабатывает бамперы отслуживших свой срок автомобилей в патрубки и коврики для новых машин. Можно перерабатывать вторично стекло [6].

Результаты говорят за себя: около 10 млн. тонн упаковки бытовых отходов из стекла были в 2004 г. в Европе использованы вторично. Это положительно отразилось на развитии научных процессов в области переработки отходов упаковки. Почему же процесс рециклинга вызвал столь великое воодушевление? Потому что у него много преимуществ:

1. сохранение природного сырья и окружающей среды;

2. значительное энергосбережение;

3. уменьшение количества использованного стекла на общественных свалках уменьшение теплового эффекта.

Глава II

Полиэтилен. Общие сведения

2.1 Историческая справка

Термин “полимерия” был введен в науку И.Берцелиусом в 1833 для обозначения особого вида изомерии, при которой вещества (полимеры), имеющие одинаковый состав, обладают различной молекулярной массой, например этилен и бутилен, кислород и озон. Такое содержание термина не соответствовало современным представлениям о полимерах. “Истинные” синтетические полимеры к тому времени еще не были известны.

Ряд полимеров был, по-видимому, получен еще в первой половине 19 века. Однако химики тогда обычно пытались подавить полимеризацию и поликонденсацию, которые вели к “осмолению” продуктов основной химической реакции, т.е., собственно, к образованию полимеров (до сих пор полимеры часто называют “смолами”). Первые упоминания о синтетических полимерах относятся к 1838 (поливинилиденхлорид) и 1839 (полистирол),

Химия полимеров возникла только в связи с созданием А.М.Бутлеровым теории химического строения. Полимеры – высокомолекулярные соединения, вещества с большой молекулярной массой (от нескольких тысяч до нескольких миллионов), в которых атомы, соединенные химическими связями, образуют линейные или разветвленные цепи, а также пространственные трехмерные структуры. К полимерам относятся многочисленные природные соединения: белки, нуклеиновые кислоты, целлюлоза, крахмал, каучук и другие органические вещества. Большое число полимеров получают синтетическим путем на основе простейших соединений элементов природного происхождения путем реакций полимеризации, поликонденсации, и химических превращений.

В зависимости от строения основной цепи полимеры делятся на линейные, разветвленные, и пространственные структуры. Линейные и разветвленные цепи можно превратить в трехмерные действием химических агентов, света, и радиации, а также путем вулканизации.

Классификация

Некоторые органические пластические материалы встречаются в природе, например асфальт, битум, шеллак, смола хвойных деревьев и копал (твердая ископаемая природная смола). Обычно такие природные органические формуемые вещества называют смолами.

Хотя модифицированные природные полимеры и находят промышленное применение, большинство используемых пластмасс являются синтетическими. Органическое вещество с небольшой молекулярной массой (мономер) сначала превращают в полимер, который затем прядут, отливают, прессуют или формуют в готовое изделие. Сырьем обычно являются простые, легко доступные побочные продукты угольной и нефтяной промышленности или производства удобрений.

Первым термопластом, нашедшим широкое применение, был целлулоид—искусственный полимер, полученный путем переработки природного—целлюлозы.

Основные представители

Полиэтилен— полимер с чрезвычайно широким набором свойств и использующийся в больших объемах, вследствие чего его считают королем пластмасс. За 10... 12 лет эксплуатации прочность его снижается лишь на ¼. Благодаря химической чистоте и неполярному строению полиэтилен обладает высокими диэлектрическими свойствами. Они в сочетании с высокими механическими и химическими свойствами обусловили широкое применение полиэтилена в электротехнике, особенно для изоляции проводов и кабелей.

Помимо полиэтилена общего назначения выпускаются его многие специальные модификации, среди которых: антистатический, с повышенной адгезионной способностью, светостабилизированный, самозатухающий, ингибитированный (для защиты от коррозии), электропроводящий (для экранирования).

Главный недостаток полиэтилена—сравнительно низкая нагревостойкость

Химические свойства

С точки зрения химического поведения полимер похож на мономер (или мономеры), из которого (или которых) он получен. Углеводороды этилен H2 C=CH2 , пропилен H2 C=CH–CH3 и стирол H2 C=CH–C6 H5 претерпевают присоединительную полимеризацию, образуя полиэтилен, полипропилен и полистирол со следующими структурами

Эти полимеры ведут себя как углеводороды. Они, например, растворимы в углеводородах, не смачиваются водой, не реагируют с кислотами и основаниями, горят, подобно углеводородам, могут хлорироваться, бромироваться и в случае полистирола нитроваться и сульфироваться

Физические свойства

Физические свойства полимера, напротив, зависят не только от характера мономера, но в большей степени от среднего количества мономерных звеньев в цепи и от того, как цепи расположены в конечной макромолекуле [8].

2.2 Экологическая проблема, связанная с использованием полиэтилена

Загрязнение природы полиэтиленом – одна из больших проблем современного человечества. Ведется борьба с этой проблемой. Для борьбы с загрязнением окружающей среды полиэтиленовыми пакетами применяются различные меры, и уже около 40 стран ввели запрет или ограничение на продажу и производство пластиковых пакетов. Например, в Германии утилизацию пакетов оплачивают потребители, а за сбор и вторичную переработку отвечают продавцы и распространители. В Англии уже осенью 2004 года были запущены на рынок первые в мире биоразлагаемые пакеты для хлеба. Новый материал, из которого производятся пакеты, в течение четырёх лет полностью разлагается на углекислый газ и воду. Но у этих решение и отрицательные стороны. Сжигание — энергоемкий процесс, который уменьшает озоновый слой. Полиэтилен сгорает неполно или его окисление при сжигании идет не до конца. При сгорании образуется большое количество органических соединений, в том числе и диоксинов, все эти соединения обладают токсичностью. Особенно токсичен диоксин.

Диоксины выделяются при сжигании полиэтилена по реакции:

Они обладают кумулятивным эффектом, накапливается в жировой ткани, печени, кожи. Диоксины поражают все виды живых материалов от бактерий до теплокровных. Главная опасность проявляется в воздействии на организм крайне малых доз. Диоксины способны вызывать мутации. У высокочувствительных организмов первоначально проявятся заболевание кожи хлоракне. Хлоракне — это поражение сальных желез, сопровождается дерматитами и образованием долгонезаживающих язв. Эта болезнь может проявляться снова и снова через многие годы после излечения.

Диоксины нарушают обмен порфиринов, предшественников гемоглобина. Порфирия — это заболевание, которое проявляется в повышенной фоточувствительности кожи, она становится хрупкой и покрывается микропузырьками. Диоксины также оказывают сильное эмбриональное воздействие, подавляя жизнеспособность, нарушая процесс формирования и развития нового организма.

Глава III

Методы и результаты исследования

3.1 Результаты исследования

Мы провели опрос среди учащихся средней образовательной школы. В опросе принимали участие 50 человек. Это ученики школы и их учителя. В анкете были представлены следующие вопросы:

• Какая возрастная категория больше всех мусорит?

• Знаете ли вы о вреде и влиянии ТБО на окружающую среду?

• Какие ТБО наиболее опасны на ваш взгляд?

• Какие основные способы утилизации ТБО вы знаете?

• Согласны ли вы на переработку ТБО?

• Готовы ли вы сортировать мусор для устранения проблемы, связанной с утилизацией ТБО? (Таблица 1)

По результатам данных опроса учащихся и учителей мы можем сделать следующие выводы. Больше всего мусорят люди, относящиеся к молодежной группе (рис. 1). Это говорит о том, что среди молодежи необходимо проводить профилактические беседы, направленные на устранение этой проблемы и объясняющие то, какой вред приносят ТБО экологической среде.

Большее количество опрошенных осознают вред и влияние ТБО на окружающую среду, но тем не менее остаются люди, которые не понимают всей серьезности и масштабности этой проблемы (рис. 2).

Наиболее опасными ТБО, по мнению опрошенных людей, считаются древесина, бумага, стекло, бытовая техника, резина и полиэтилен. Среди них первое место занимает полиэтилен (рис. 3). Именно поэтому наш проект направлен на рассмотрение рационального использования и утилизации полиэтилена.

Опрошенными были названы все основные способы утилизации ТБО (рис. 4). Наиболее популярным способом оказалась сортировка и переработка ТБО. Вслед за ней расположились сжигание и захоронение, последнее место заняло компостирование.

Большая часть согласна с тем, что ТБО нужно перерабатывать, лишь мало доля анкетированных против этого (рис. 5).

На вопрос о готовности сортировки мусора многие ответили согласием (рис. 6). Лишь некоторые из опрошенных не готовы сортировать мусор для устранения проблемы, связанной с утилизацией ТБО.

3.2 Результаты экспериментальной работы

Приборы и реактивы:

  • термостойкое стекло (использовалось в качестве формочки для производимых нагрудных значков, было вырезано из термостойкой колбы);

  • полиэтиленовые пакеты(сырье);

  • вазелин (использовался для смазывания стекла, чтобы расплавленный полиэтилен лучше отходил от стекла);

  • гипс(посыпался поверх вазелина с той же целью, что и вазелин);

  • кристаллизатор с водой (для тушения остатка горящего полиэтилена, страховка на случай возникновения возгорания);

  • щипцы(использовались для держания полиэтилена на расстоянии от рук для предотвращения получения ожогов);

  • асбестовая нить(служило теплоизолятором между кольцом штатива и термостойким стеклом для предотвращения излишнего нагревания самого стекла);

  • горелка(для поджигания полиэтилена и нагревания термостойкого стекла снизу при плавлении полиэтилена);

  • штатив с кольцом (использовался для удержания термостойкого стекла над пламенем горелки);

  • наждачная бумага(для стачки неаккуратных краев производимых нагрудных значков).

Ход работы:

  • нахождение подходящих приборов и реактивов для проведения эксперимента;

Для работы нужно было использовать термостойкое выгнутое стекло в качестве формочки для производимых нагрудных значков для придания нужной округлой формы. В процессе плавления полиэтилена на стекло оно нагревалось с верхней стороны. Для равномерного прогревания стекла нужно было подавать теплый воздух снизу, чтобы избежать на нем сколов и трещин. Мы решили использовать термостойкое стекло. Так как не было готового термостойкого стекла нужной формы, решили вырезать его из колбы, сделанной из термостойкого стекла, с помощью станка, предназначенного для этой цели. При резке стекла обязательно нужно надевать защитные очки с целью избежать попадания осколков стекла в глаза (рис 7)

В качестве сырья(полиэтилена) использовались пакеты различных цветов и плотностей. Интересно то, что при плавлении некоторые пакеты меняли свой цвет, а при застывании возвращались в первоначальный.

При плавлении разноцветных пакетов верх брал тот цвет, который преобладает. При плавлении тонких пакетов сырья уходило больше, так как оно быстрее плавилось, при плавлении плотных пакетов -меньше, так как полиэтилен плавился туже. Для эксперимента использовались небольшие ранее подготовленные кусочки пакетов (рис 8).

  • подготовка места и оборудования для проведения эксперимента;

Эксперимент проводился под вытяжкой для предотвращения возгорания и дыхания парами плавления полиэтилена. Сначала мы установили штатив с кольцом, закрепив кольцо на уровне окончания пламени горелки, чтобы пламя горелки не доставало до термостойкого стекла, а лишь нагревало его. Стекло поместили на кольцо, предварительно обмотав его асбестовой нитью, которая не горит, избегая передачи тепла для нагревания от кольца к стеклу. На столе проведения эксперимента всегда находился кристаллизатор с водой для предотвращения возгорания и тушения остатка плавящегося полиэтилена.

  • проведение эксперимента;

нагревали стекло, потом приступали к процессу плавления полиэтилена. Таким образом, мы избегали резкого нагрева стекла от расплавленного полиэтилена. При резком нагреве стекло могло дать трещину или расколоться (рис 9).

После нагревания стекла приступали к плавлению полиэтилена. Сначала сырье мы поджигали на пламени горелки, после удерживали с помощью щипцов над термостойким стеклом, нагревая его снизу пламенем горелки. С помощью этого термостойкое стекло нагревалось постепенно со всех сторон (рис 10).

После наполнения термостойкого стекла определенным количеством расплавленного полиэтилена мы тушили остаток плавящегося сырья в кристаллизаторе с водой, выключали горелку и давали остыть массе в стекле. Через некоторое время мы доставали застывший полиэтилен из стекла (рис 11,12).

Масса, получившаяся после плавления полиэтилена, имела неаккуратные края. Мы спиливали их наждачной бумагой. После выравнивания краев получался готовый нагрудный значок.

  • проблемы, возникшие в ходе проведения эксперимента, и их устранение;

В ходе проведения мы столкнулись с некоторыми проблемами.

  • После непосредственного плавления полиэтилена на термостойкое стекло сложно было отделить застывшую массу от стекла. Для устранения возникшей проблемы мы использовали вазелин и гипс. Сначала мы смазывали края термостойкого стекла, служащим формочкой для изготовления нагрудных значков, слоем вазелина, после этого насыпали гипс. Такая прослойка позволила без лишних проблем отсоединть застывший полиэтилен от термостойкого стекла после завершения хода эксперимента (рис 13, 14, 15).

  • Нахожение материала, служащего теплоизолятором между термостойким стеклом и кольцом штатива. Мы долго не могли найти подходящий материал, так как он должен отвечать следующим требованиям: его можно легко найти и использовать, должен быть теплоизолятором, стойкий по отношению к огню. Наш выбор пал на асбестовую нить. Мы обматывали кольцо штатива таким образом, чтоб стекло не касалось кольца и располагалось поверх этой нити, удерживаясь на кольце (рис 16).

Заключение и выводы

1. Полиэтиленовые пакеты можно применять для переплавки в условиях химической лаборатории и изготавливать из них заготовки для нагрудных значков.

2. В качестве форм для изделий из вторичного полиэтилена можно применять посуду из тонкостенного термостойкого стекла. Однако посуда должна быть прогрета, во избежание растрескивания.

3. Для исключения прилипания полиэтиленового изделия к форме можно применять вазелин для смазывания формы и гипс в качестве присыпки. Указанные материалы не оказывают влияния на внешний вид и характер поверхности изделия.

Рекомендации

1. Усовершенствовать методику переплавки полиэтилена для уменьшения потерь и исключения его горения.

2. Исследовать влияние изначальной окраски полиэтилена на окраску изделия после переплавки. Поработать над приданием заданной окраски переплавленному полиэтилену.

Список используемой литературы

1. Бухвалов В.А и др. Методы экологических исследований. М.,1995

2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Город без отходов// Биология в школе.2005.№3 3. Мюррей Р. Цель - Zero Waste - М.: ОМНОО "Совет Гринпис", 2004

4. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Народное образование, 2001

5. Катрин де Сильги История мусора. От средних веков до наших дней. М.: «Текст», 2011

6. Евгений Левин, Маргарита Гулак und Рамиль Сагитов. Комплексная переработка твердых бытовых отходов. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 92 с.

7. Л.Я. Шубов, М.Е. Ставровский, А.В. Олейник. Технология твердых бытовых отходов. Учебник. – М.: Инфра-М, Альфа-М, 2016. – 400 с.

8. Дж. Уайт, Д. Чойд Полиэтилен, полипропилен и другие полиолефины. М.: Профессия, 2006.- 262 с.

Приложение

Таблица 1

Захоронение ТБО

Достоинства

Недостатки

1.Позволяет забыть о проблеме утилизации отходов. Создаётся видимость - если закопать ТБО, то они исчезнут.

2. Не требуются новые огромные территории. 3. Не требует постоянных и крупных капиталовложений.

1. Находящиеся в почве отходы отравляют её, попадая через подземные воды в водоёмы, представляют огромную опасность для человека и животных.

2. Подземные свалки не заметны, на первый взгляд, но на поверхности земли над ними почва отравлена и разрыхлена, она не пригодна ни для строительства, ни для земледелия, ни для выпаса скота. Более того с поверхности почв над свалками часто испаряются едкие токсичные вещества.

3. Затраты на борьбу с последствиями губительного влияния захоронений отходов, т.е. на охрану природы, здравоохранение, во много раз превышают расходы на строительство заводов по переработке ТБО.

Рис. 1

  • Какая возрастная категория больше всех мусорит?

Таблица 2

Сводная таблица результатов анкетирования

Какая возрастная категория больше всех мусорит?

Дети

Молодежь

Взрослые люди

Пожилые люди

30%

52%

12%

6%

Знаете ли вы о вреде и влиянии ТБО на окружающую среду?

Да

Нет

92%

8%

Какие ТБО наиболее опасны на ваш взгляд?

Древесина

Бумага

Стекло

Бытовая техника

Резина

Полиэтилен

2%

6%

8%

12%

32%

40%

Какие основные способы утилизации ТБО вы знаете?

Захоронение

Сжигание

Сортировка и переработка

Компостирование

12%

22%

60%

6%

Согласны ли вы на переработку ТБО?

Да

Нет

94%

6%

Готовы ли вы сортировать мусор для устранения проблемы, связанной с утилизацией ТБО?

Да

Нет

88%

12

Рис. 2

  • Знаете ли вы о вреде и влиянии ТБО на окружающую среду?

Рис. 3

  • Какие ТБО наиболее опасны на ваш взгляд?

Рис. 4

  • Какие основные способы утилизации ТБО вы знаете?

Рис. 5

  • Согласны ли вы на переработку ТБО?

Рис. 6

  • Готовы ли вы сортировать мусор для устранения проблемы, связанной с утилизацией ТБО?

Рис. 7Стекло, вырезанное из термостойкой колбы

Рис. 8Образцы пакетов, использованных в ходе проведения эксперимента

   

Рис. 9Нагревание стекла перед проведением эксепримента

Рис. 10Плавление полиэтилена

Рис. 11Процесс охлаждения расплавленного полиэтилена

Рис. 12Необработанный нагрудный значок

   

Рис. 13Термостойкое стекло, смазанное вазелином

Рис. 14Вазелин, использованный в ходе проведения полиэтилена

   

Рис. 15Обсыпание термостойкого стекла гипсом

Рис. 16Использование асбестовой нити в качестве теплоизолятора

   

23