III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВА
Куляхтина Н.К.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Российская Федерация как демократическое федеративное правовое и социальное государство, действуя в интересах всего общества в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, осуществляет социальную, экономическую, правоохранительную и другие функции, которые материально обеспечиваются взимаемыми с граждан и юридических лиц налогами. Налоги, имеющие, таким образом, публичное предназначение, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства, условием реализации им указанных функций.

Налоги представляют собой неотъемлемую часть любого государства. Они выступали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения и развития государств. Взимание налогов представляет собой условие существования государства, и именно поэтому государство обязывает всех налогоплательщиков платить налоги независимо от их воли.

Налоги являются основой формой доходов государства, так как основная доля поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивается налоговыми поступлениями. В свою очередь бюджетная система образует денежные фонды и материальные условия для функционирования государства, что позволяет воздействовать государству на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Так же с помощью налогов распределяется и перераспределяется ВВП, в том числе выделяется определенная часть на социальную сферу и обеспечение населения. Так в России налогообложение как инструмента экономической политики в последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики.

В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Для обеспечения экономического роста страны государству необходима эффективная налоговая система, что влечет за собой её преобразование. В истории давно известны случаи, когда высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект являлся результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий.

Поэтому в современных условиях данная тема является актуальной и востребованной.

Сегодня вопрос налогообложения очень остро стоит перед многими государствами, поскольку населения не хочет платить налоги так, как не видит от этого никакого толка.

В связи с этим мною сформулирована проблема «Платить или не платить? Вот в чем вопрос».

Для решения проблемы поставлена цель работы: изучить сущность налогов и их функции.

Исходя из данной цели, в работе основное внимание уделено решению следующих задач:

  1. раскрыть экономическую сущность налогов;

  2. оценить систему налогообложения в России;

  3. определить значение налогов для государства;

  4. охарактеризовать важность налогов для общества.

Основная часть

1.1. Теоретическая характеристика налога

Налоговая система возникла и развивается вместе с государством, однако налог не является начальной формой сосредоточения средств в бюджете страны. С самого начала существовало много видов поступлений в казну: контрибуции; домены; регалии; пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития экономики.

На сегодняшний момент Налоговый кодекс Российской Федерации так трактует понятие налога: налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения, а именно:

  1. субъект налогообложения;

  2. объект налогообложения;

  3. налоговая база;

  4. налоговый период;

  5. налоговая ставка;

  6. льготы по налогу;

  7. порядок исчисления налога;

  8. порядок и сроки уплаты налога.

  1. Субъектами налогообложения (налогоплательщиками и плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

  2. Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению.

  3. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

  4. Налоговый периодпризнается срок, в течение которого происходит формирование и определение налоговой базы и окончательно определяется размер налогового обязательства.

  5. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Ставки бывают:

  • пропорциональные – не зависят от величины налоговой базы;

  • прогрессивные – увеличиваются при увеличении налоговой базы;

  • регрессивные – с увеличением налоговой базы ставки снижаются.

  1. Налоговые льготы - полное или частичное освобождение налогоплательщиков от уплаты налога в соответствии с действующим законодательством. Налоговые льготы могут предоставляться в форме изъятия, освобождения, налоговых скидок, отсрочки (рассрочки), налогового кредита и др.

  2. Порядок исчисления налога:
  • налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот;

  • в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

  1. Срок уплаты налога - это срок, в который уплачивается налог.

Для более полного понимания сущности налогов необходимо рассмотреть их функции.

  1. Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция - основная функция налогообложения. Именно посредством данной функции налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

  2. Распределительная функция налогов состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджет и внебюджетные фонды перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, которые имеют общегосударственное значение. Реализуется эта функция через систему налоговых льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов и др.

  3. Стимулирующая функция - вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство активно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, ресурсосбережение, платежеспособный спрос населения и другие факторы.

  4. Регулирующаяфункцияналогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма.

  5. Контрольная функция налогов означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. Механизм этой функции заключается в том, что налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за финансовой деятельностью экономических субъектов,

Через функции налоги показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

1.2. Нормативно-правовое регулирование налогообложения

Нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации базируется на основных положениях «Законодательства РФ о налогах и сборах» разработанных Федеральной налоговой службой РФ в их приказах и методических рекомендациях. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов, порядок, особенности и сроки их расчета, начисления и уплаты, налоговые льготы, субъекты (налогоплательщики — физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) и объекты налогообложения (прибыль, доходы, имущество, сделки, финансовые операции и тому подобное), юридическая ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах.

«Законодательство о налогах и сборах» Российской Федерации представляет собой трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;

  • регионального законодательства; в соответствии с Налоговым кодексом субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;

  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

1.3. Налог как источник формирования бюджетов РФ

Формирование доходной части бюджета происходит за счет различных источников: налоговых и неналоговых доходов, а так же безвозмездных перечислений.

В настоящее время формирование доходной части федерального бюджета происходит за счет налоговых поступлений. Создавая запас финансовыми ресурсами, государство создает положительные условия для развития экономики и распределяет данные финансовые ресурсы в виде дотаций субъектам, которые нуждаются в финансовой помощи. Налоги и сборы призваны сглаживать негативность кризисных явлений в экономике страны, а так же создавать стимулы, для повышения эффективности производства являясь обязательными эквивалентами платежей физ. и юр. лиц, которые собираются с целью обеспечения расширенного воспроизводства.

К налоговым доходам относятся доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

К Федеральным налогам и сборам относят налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации:

  1. налог на добавленную стоимость;

  2. акцизы;

  3. налог на доходы физических лиц;

  4. налог на прибыль организаций;

  5. налог на добычу полезных ископаемых;

  6. водный налог;

  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

  8. государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации

К региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;

  2. налог на игорный бизнес;

  3. транспортный налог.

Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам и сборам относятся:

  1. земельный налог;

  2. налог на имущество физических лиц;

  3. торговый сбор.

Так, например, в 2016 году в местные бюджеты поступили налоги на общую сумму -199 576 960 руб.; в региональный бюджет поступило -865 128 182 руб.; в федеральный бюджет -11 454 820 927 руб.

На рисунке 1 представлены налоговые поступления от федеральных, региональных и местных налогов.

Рис.1. Поступление налогов в бюджет РФ по состоянию на 1 декабря 2016 года.

Наибольший объем поступлений налогов в бюджет страны осуществляет Центральный федеральный округ – 3 424 727 297 рублей. Второе место занимает Уральский федеральный округ - 2 663 482 327 рублей, а третье - Приволжский федеральный округ 834 101 501 руб. (см. Приложение 1).

«В России сформировано налоговое законодательство, которое без повышения налоговых ставок и роста налоговой нагрузки позволяет достигать высоких результатов налогового администрирования и стабильно обеспечивать поступления доходов во все уровни бюджета страны», - об этом заявил руководитель Налоговой службы Мишустин М.В., выступая на XVI Съезде партии «Единая Россия».

Он сообщил, что за последние пять лет налоговые поступления в реальном выражении выросли на 16% и по темпам роста на 10 процентных пунктов опережали экономику, что свидетельствует о сокращении теневого сектора. По итогам 2016 года при скромных макроэкономических показателях ФНС России обеспечила высокий рост налоговых поступлений - в консолидированный бюджет страны поступило 14,5 трлн. рублей, что на 700 млрд. рублей, или на 5% больше, чем в 2015 году. Выросли все бюджетообразующие налоги:

  • НДС поступило 2,7 трлн. рублей, на 8,5% больше;

  • налога на прибыль поступило 2,8 трлн. рублей, на 6,6% больше;

  • НДФЛ - более 3 трлн. рублей, рост на 7,5%;

  • акцизов - 1,3 трлн. рублей, рост на 27,6%, в том числе акцизов на алкогольную продукцию – на 27%.

В Приложении 2 представлены поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ (по данным ФНС России).

Таким образом, доля налоговой составляющей в обеспечении доходов бюджетов субъектов РФ достаточно разнообразна. Как правило, именно налоговые поступления определяют степень устойчивости бюджета.

Налоги являются основным источником формирования ресурсов государства, аккумулируемых в его бюджете и внебюджетных фондах. С помощью налоговой системы осуществляется регулирующее воздействие государства на экономику и социальную сферу.

1.4.Налог как способ решения социально-экономических задач населения

Одним из важнейших направлений отечественной политики государственного регулирования провозглашалось согласование бюджетной и социальной стратегии развития российского общества. Это означает, что практически все аспекты государственной финансовой политики, ее бюджетная и налоговая составляющие должны быть ориентированы на решение социально-экономических задач, обеспечивающих нашей стране статус социального государства.

Данный статус позиционирует в качестве важнейшей задачи максимально возможное поддержание уровня жизни населения, особенно наименее социально защищенных слоев. Решение такой задачи призвана обеспечивать система социального налогообложения или взносов в государственные фонда социального страхования, действующая в качестве финансовой базы пенсионного обеспечения и иных форм социальной защиты нетрудоспособного населения.

Все предприятия и граждане Российской Федерации обязаны платить налоги независимо от их желаний и воли. Все суммы, поступающие от уплаты налогов, используются в соответствии с утвержденными бюджетами и направляются на финансирование бюджетных расходов.

На рисунке 2 представлены направления расходования средств бюджета.

Рис 2. Расходы бюджетов по основным функциям государства

Рассмотрим, каким образом изменилось распределение бюджетных средств по основным направлениям расходов в 2016 году по сравнению с 2015 годом.

Таблица 1.

Изменения в распределении бюджетных средств по основным направлениям расходов

По имеющимся данным в видно, что в 2016 году произошел рост расходов по следующим статьям:

  • национальная экономика на 24,71%;

  • охрана окружающей среды на 27.04%;

  • здравоохранение на 27,92%. Основной рост расходов на здравоохранение произошел за счет статьи «Стационарная медицинская помощь». Основная подстатья расходов этой статьи в 2016 году – на меры Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» (150 768 124,4 тыс. руб.) (см. Приложение 3).

  • социальная политика на 5,66%. Рост расходов на социальную политику связан в большой мере с реализацией программы «материнского капитала» (см. Приложение 4.), а так же расходы на реализацию государственной программы «Доступная среда».

Однако произошло и падение расходов по таким важным статьям как:

  • образование на 3,72%;

  • жилищно-коммунальное хозяйство на 37,8%.

Налоги являются важнейшей составляющей доходной части бюджета. Поэтому их значение для экономической, социальной и политической жизни страны трудно переоценить.

Налоги представляют собой важный рычаг управления социально-экономической жизни общества страны.

Заключение

Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода.

Но для того, чтобы государство эффективного выполняло свои функции необходимо финансирование, которое он получает за счет налогов, взимаемых с населения страны. Но при этом значительная часть налоговых изъятий возвращается в виде широко­го спектра доступных общественных благ (услуг медицины, образо­вания, культуры, различных и других услуг социального характера).

Наибольшее значение в этом аспекте имеет распределительная функция налогов. То есть государство перераспределяет доходы своих граждан путем направления финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной, в результате осуществляется процесс повы­шения качества жизни всего населения, создаются стимулы для эффективного использования человеческого капитала в экономике, что обеспечивает, в конечном счете, гарантию социальной стабильности общества.

Таким образом, у проблемы «Платить или не платить» есть только одно решение – платить. Налоги – являются необходимой составляющей деятельности государства, направленной на регулирование рыночной экономики, без которой не может осуществляться ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.

Список использованных источников и литературы

1. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие/В.Р. Захарьин. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 320 с.

2. Погорелова М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учеб. пособие. - 3-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА – М, 2015. – 205 с.

3. http://www.gks.ru

4.https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/6040192/ Отчет по форме № 1-НМ за 2016 год.

Приложение 1

Размеры налоговых поступлений

Округа РФ

Федеральные налоги и сборы

Региональные налоги

Местные налоги

ВСЕГО

11454820927

865128182

199576 960

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

3424727297

245868757

88525583

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

2663482327

165821148

17006583

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

1834101501

127655528

4198852

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

1377548020

107342112

19698606

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

1046599074

85682541

30918604

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

578160674

62850792

14047720

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

409168993

53204946

1 009763

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

121033041

16702358

6171249

Приложение 2

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых Федеральной налоговой службой, в консолидированный бюджет Российской Федерации, млрд. руб.

 

2016г.

В % к 2015г.

консолиированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

14482,4

6928,7

7553,7

105,0

100,7

109,4

из них: налог на прибыль организаций

2770,2

491,0

2279,1

106,6

99,9

108,1

налог на доходы физических лиц

3017,3

-

3017,3

107,5

-

107,5

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)

2808,2

2808,2

-

108,4

108,4

-

из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

2657,4

2657,4

-

108,5

108,5

-

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

1293,9

632,2

661,7

127,6

119,8

136,0

налоги на имущество

1116,9

-

1116,9

104,5

-

104,5

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2951,8

2883,0

68,9

90,8

90,6

99,0

из них налог на добычу полезных ископаемых

2929,4

2863,5

65,9

90,8

90,6

98,6

Приложение 3

Структура расходов бюджета на 2016 год на здравоохранение по направлениям

 

2015

2016

Изменение (к

2015 году)

Стационарная медицинская помощь

149 592 121,2

240 696 857,0

+60,90%

Амбулаторная помощь

74 285 102,2

75 052 773,2

+1,03%

Санаторно-оздоровительная помощь

26 954 277,4

38 997 065,2

+44,68%

Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов

* не вынесена в

отдельную открытую

статью

14 472,8

 

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов

3 083 604,6 3

162 919,0

+2,57%

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

14 894 189, 4

15 320 213,3

+2,86%

Прикладные научные исследования в области здравоохранения

18 660 920,8

18 282 181,9

-2,03%

Другие вопросы в области здравоохранения

84 316 389,1

83 733 518,3

-0,69%

Приложение 4

Таблица материнского капитала по годам

Год

Размер капитала (в рублях)

2007 год

250 000

2008 год

276 250

2009 год

312 162

2010 год

343 378

2011 год

365 698

2012 год

387 640

2013 год

408 960

2014 год

429 408

2015, 2016 и 2017 годы

453 026

2018, 2019 годы

453 026 (прогноз)

Количество семей, получающих материнский капитал (нарастающим итогом), тыс. семей