III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ОРГАНИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КЛИНИНГОВЫХ УСЛУГ
Тимошина Д.И.
Автор работы награжден дипломом победителя первой степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


ВВЕДЕНИЕ

Данная исследовательская работа призвана помочь решению материальных проблем многих российских семей. Помочь своей семье поправить материальное положение может не только взрослый человек, но даже школьник. Источником для изучения данной проблемы являлись учебники по экономике российских и зарубежных авторов, учебно-методические пособия по развитию предпринимательства в области образования, учебные пособия В.М.Попова, И.С. Ляпунова, А. М. Каунова, Л.Ф. Суховой, Н.А. Черновой и других экономистов по бизнес-планированию, маркетинговой деятельности и финансовому анализу предприятия.

Цель исследования: разработать эффективную модель экономической деятельности учащихся по предоставлению клининговых услуг.

Предмет исследования: предоставление клининговых услуг на уровне г. Нижнекамска.

Для этого необходимо решить следующие промежуточные задачи:

  • изучить научную литературу по проблеме;

  • провести маркетинговые исследования в области клининговых услуг;

  • разработать бизнес-план;

  • реализовать бизнес-план в работе школьной компании;

  • выработать практические рекомендации.

Решению поставленных задач и, следовательно, достижению цели работы спо-собствует использование аналитико-сопоставительного метода.

В соответствии с этим предлагается следующая структура исследовательской работы.

В главе 1 даётся общая характеристика клининговых услуг, обосновывается выбор услуги.

В главе 2 даётся попытка анализа проведенных маркетинговых исследований.

Глава 3 посвящена разработке основных составляющих бизнес-плана. Тема эта достаточно разработана, в частности такими экономистами, как В.М.Попов, И.С. Ляпунов, А. М. Каунов, Л.Ф. Сухова, Н.А. Чернова.

Приложение 1 определяет возможность реализации разработанного бизнес-плана на примере деятельности школьной бизнес-компании «Чистофф».

В приложении 2 приводятся практические рекомендации по успешному ведению малого бизнеса.

В заключении подводится итог исследования – общие выводы по теме.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ КЛИНИНГОВЫЕ УСЛУГИ.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА.

По заключениям экспертов Всемирной организации здравоохранения, загрязнение воздуха в жилых помещениях является опасным фактором риска для здоровья человека. Воздух здесь в 4-6 раз грязнее наружного и в 8-10 раз токсичнее.Основную часть домашней пыли – до 80 % - составляют микроскопические пылевые клещи, которые являются сильнейшим аллергеном. И главная опасность состоит в том, что аллергия на пылевого клеща в большинстве случаев ведет к возникновению астмы.

Одной из причин загрязнения воздуха являются ядовитые испарения и частицы от низкопробных моющих и чистящих средств, которые используются в быту.

Всем известно, что поддержание чистоты и порядка в учебных кабинетах в школах полностью возложено на плечи самих учащихся. Ежедневно после уроков школьники проводят в кабинетах влажную уборку, ежемесячно – генеральную уборку учебного кабинета и закрепленной за классом рекреации. Нужно заметить, что в настоящее время школьники перегружены современными учебными программами, профильными курсами, подготовкой к ЕГЭ и им катастрофически не хватает времени на уборку учебных кабинетов после уроков. В результате школьники убирают кабинеты второпях, не заботясь о качестве уборки. Пыльные и грязные кабинеты действуют на здоровье учащихся как бомба замедленного действия. Со слов школьного фельдшера, более 60% учащихся нашей школы имеют различные заболевания, из них – 14% подвержены аллергии.

Для возникновения и дальнейшего развития аллергии, как известно, огромное значение имеет как раз неблагоприятная окружающая среда. И если на экологию в глобальном смысле, к сожалению, мы не можем существенно повлиять, то экологию своего жилья и школы мы можем и должны контролировать путем активного выявления провоцирующих факторов и их устранения.

В свободное время все большее число успешно работающих людей стали уделять свое внимание досугу и спорту, поддержанию хорошего настроения и хорошей физической формы, посещая при этом развлекательные клубы, рестораны, теннисные корты, бассейны, тренажерные залы. Таким образом не оставляя своего драгоценного времени на уход и содержание своей недвижимости в чистоте и порядке.

Cравнительно недавно в нашем обиходе появились такие понятия как клининг, клининговая компания, клининговые услуги и т. п.

Что же такое клининг? Это новое для русского языка слово произошло от английского “Cleaning” (“Чистить”). Своим названием клининговые услуги обязаны теперь уже забытым владельцам первых моечно-уборочных английских фирм, осознавших, что на удовлетворении потребности в чистоте можно делать бизнес. Опыт работы этих компаний был заимствован бизнесменами других стран вместе с «цеховым» названием. Говоря доступным языком, клининг — это профессиональная уборка. В нашей стране клининг и его производные стали появляться в начале 90-х годов, когда активно создавались первые совместные предприятия с привлечением иностранного капитала. Как давно принято на Западе, на первых совместных предприятиях в России для уборки офисов, промышленных и общественных помещений не стали создавать собственный штат уборщиков, для выполнения уборочных работ стали привлекаться первые российские клининговые компании.

ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках маркетингового подхода выбор услуги осуществлялся при непосредственном изучении рынка. Для того, чтобы узнать насколько востребованы сегодня услуги по уборке помещений, я провела маркетинговые исследования: социологический опрос учащихся, родителей учеников, учителей школы №16 (всего 200 человек), анкетирование потенциальных клиентов (154 человека), сбор и анализ информации о фирмах-конкурентах, анализ спроса на услугу.

Как показало исследование рынка, клининговые услуги в настоящее время высоко востребованы, но в достаточной степени не удовлетворены.

Потенциальный объем рынка. Наши потребители

Возраст покупателя

Район

Могут купить на сумму, руб.

12-18 лет

школьники

СОШ №16

1 000-1 500

25-55 лет

учителя школы

СОШ №16

1 500-5 000

18-55 лет

физические лица,

предприниматели

микрорайон

5 000-7 000

Опрос физических лиц показал, что клининговые услуги обладают рыночной привлекательностью для разнообразных групп потребителей и будут постоянно востребованы.

Я выяснила, что в нашем городе клининговые услуги – это еще новый, практически свободный сегмент рынка.Детальный анализ конкурентов в нашем случае проводился по следующим позициям: спектр предоставляемых услуг, качество конечного результата, компетентность сотрудников, стоимость оказываемых услуг, наличие рекламы. Известна только одна фирма «CleanКомфорт», которая занимается профессиональной уборкой помещений в нашем городе. Эта фирма предлагает достаточно широкий ассортимент клининговых услуг, однако качество оказываемых услуг оставляет желать лучшего. Кроме того, сравнительный анализ прейскуранта цен на оказываемые услуги конкурентной фирмы показал, что цены на оказание услуг очень высокие и рассчитаны на узкий круг потребителей с достаточно высоким уровнем доходов, что делает данные услуги недоступными для остальных категорий потребителей со средним и низким уровнем доходов.

Наши преимущества

Услуги нашей фирмы будут конкурентоспособными и вызовут интерес потребителей по следующим причинам:

  • удобное местонахождение (центр города);

  • ориентация на массового потребителя;

  • высокий уровень контроля качества услуг;

  • доступные цены, соответствующие достатку покупателя;

  • высокая культура обслуживания;

  • широкий ассортимент предлагаемых услуг.

Анализ спроса услуги

Чтобы определить цену и выяснить качество предлагаемых услуг, было опрошено 154 респондента, заинтересованных в клининговых услугах.

По результатам опроса наибольшую ценность для потребителя представляют следующие критерии в оценке услуги:

  • доступная цена;

  • качество оказания услуги;

  • культура обслуживания.

Кривая спроса

Основываясь на полученных данных, я определила, сколько опрошенных воспользуется клининговыми услугами и по какой цене.

Проведенный комплексный анализ рынка показал: спрос на услугу будет зависеть от информированности населения о фирме и услугах, то есть от целевой рекламы.

Для внедрения услуги на рынок необходимо вести активный маркетинг, систематически заниматься анализом продаж и по ожидаемым результатам продаж следует принимать решение о расширении или снижении производства того или иного вида нашей продукции.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА

3.1. Цели и задачи проекта

Ввиду всего сказанного выше, я предлагаю проект создания школьной бизнес-компании по оказанию клининговых услуг учащимся школ и жителям города Нижнекамска. Данный проект будет носить рекомендательный характер для людей, которые хотели бы не только выжить в условиях экономического кризиса, но и преуспеть в бизнесе.

Управление фирмы будет возложено на одного руководителя фирмы и пяти менеджеров компании.

Для реализации проекта необходим уставной капитал в размере 35 000 рублей. Произведены и представлены расчеты финансового плана. Коридор цен на проведение уборочно-очистительных работ составит от 50 до 80 рублей за 1 кв. метр.

Расчеты показывают, что уже менее чем через 3 месяца работы фирмы будет возвращен первоначально вложенный капитал (33 277,6 рублей).

С учетом факторов риска средний годовой объем работ составит в первый год 436 услуг, что позволит покрыть суммарные, прямые расходы и получить в первый год чистую прибыль в размере 221 004,43 рублей.

Миссией нашей фирмы является:

создание чистоты и порядка в жилых и производственных помещениях с помощью высокоэффективных безопасных моющих средств.

Цели фирмы:

  • извлечение максимальной прибыли из предприятия,

  • внедрение на российский рынок недорогих и качественных клининговых услуг.

Задачи фирмы, разработанные для достижения этих целей:

  • находить новые ниши в данной специфике, завоевывать данные позиции и укрепляться на них, при производстве сопутствующего товара;

  • комплексное предоставление услуг более высокого качества и более низким ценам;

  • дальнейшее расширение ассортимента услуг.

3. 2. Описание идеи положенной в основу бизнеса

Я предлагаю оказывать следующие виды услуг:

Генеральная уборка учебных кабинетов и квартир:

  • вакуумная чистка (пылесос) всех видов полов: линолеумных, керамических, мраморных и паркетных; мягкой мебели;

  • вакуумная чистка (пылесос) и мытье плинтусов;

  • вынос мусора, мытье мусорных корзин;

  • уборка устойчивых загрязнений с влагостойких стен;

  • уборка пыли и загрязнений со всех видов мебели, полировка деревянных поверхностей интерьера;

  • чистка ножек кресел, столов и стульев;

  • влажная уборка зеркал и стеклянных поверхностей;

  • удаление пыли и загрязнений с оконных рам и подоконников, включая стекла;

  • мытье жалюзи и радиаторов отопления;

  • уборка дверных блоков;

  • мытье светильников.

Ежедневная комплексная уборка помещений включает:

  • Протирку пыли с крышек столов, полок, шкафов, тумбочек, дверных ручек, подоконников и прочих поверхностей до 2-х метров высотой;

  • Чистка зеркал и стеклянных поверхностей (кроме окон);

  • Уборка дверных блоков;

  • Натирка специальной полиролью декоративных элементов интерьера;

  • Натирка специальной полиролью мебели из натурального дерева;

  • Вынос мусора из мусорных корзин и их протирка;

  • Удаление пыли с подлокотников и крестовин стульев;

  • Уборка пола (подметание/мытье);

  • Удаление пыли с плинтусов;

  • Удаление пятен и липких субстанций (жвачка, пластилин и т.п.) с полов;

  • Протирка батарей;

  • Удаление пыли с рам (не включая стекла).

Конкретный перечень выполняемых работ и график их проведения согласовывается с заказчиком.

п/п

Название и описание работы

Стоимость, руб./кв. м

1

Ежедневная комплексная уборка помещения

25

2

Генеральная уборка помещения

75

3

Чистка радиатора отопления (1 шт.)

70

4

Чистка окна (1 сторона)

80

5

Мойка двери (1 сторона)

50

6

Вынос бытового мусора (включая мытье мусорной корзины) (1 раз)

50

7

Удаление пыли с различных поверхностей

60

8

Мытье пола (без размывки)

40

Предлагаемые услуги призваны удовлетворять эстетические и гигиенические потребности клиентов. Характерными чертами предлагаемых услуг являются доступная цена, а также гарантируемое качество, которое будет обеспечиваться качественными составляющими и добросовестным подходом рабочих.

3.3. План маркетинга

А) Ценовая политика

В начальный период внедрения компании на рынок выбор падает на умеренные цены, которые определяются себестоимостью и возможной прибылью для окупаемости вложенного капитала.В дальнейшем после завоевания рынка цены на услуги можно будет поднять, опираясь на спрос и предложение.

Общая производственная себестоимость ежедневной комплексной уборки составит 12,5 руб. за 1 кв.м. Предполагается получить прибыль с продажи одной услуги в размере 100 % от ее себестоимости. Совокупная цена всего ассортимента услуг составит 450 руб. за 1 кв.м.

Б) Мероприятия по внедрению товара на рынок

На этапе выведения услуги на рынок, когда необходимо сформировать первичный спрос, предлагаю изготовить рекламный стенд, разместить объявления в местных газетах, распространить рекламные проспекты и визитные карточки.

На этапе роста компании провести презентацию услуг в наиболее оживленных местах города, таких как супермаркеты, кинотеатры, дома культуры, где менеджеры компании познакомят потенциальных покупателей с ассортиментом услуг компании.

На этапе зрелости компании отвести место напоминающей рекламе в бегущей строке местного телевидения.

В) Организация каналов сбыта на внутреннем рынке

В целях продвижения товара, предлагаю использовать следующие методы стимулирования сбыта услуг: гарантия качества,скидки до 30 % постоянным клиентам,скидки 50 % пенсионерам, инвалидам,высокая культура обслуживания.

Расходы на изучение спроса, рекламу первоначально составят 1 722рублей.

3.4. План производства

Для организации предприятия необходимо помещение для офиса площадью 12 кв.м., помещение для складирования оборудования и моющих средств, площадью 15 кв.м.

Услуга по уборке квартир выполняется следующим образом:

Клиент звонит по телефону и сообщает:

  • примерную площадь помещения;

  • при необходимости мытья окон – количество окон, пластиковые или деревянные, открываются или доступ затруднен;

  • характер загрязнения;

  • желаемые сроки проведения работ.

После этого консультант называет клиенту примерную стоимость проведения работ, а также ориентирует по ценам дополнительных работ.

Если клиента устраивает цена – в назначенное время прибывает уборочная бригада во главе с менеджером по производству, который контролирует качество уборки, и с которым клиент может решить любой вопрос.

Оплата работ осуществляется после подписания акта приема – сдачи работ.

Предоставляя клининговые услуги мы будем использовать только высококачественные безопасные гипоаллергенные материалы, не содержащие хлорфторуглеводородов, не разрушающие озоновый слой, одобренные дерматологами и разрешенные к применению Госсанэпидемнадзором Минздрава России (например, такие как полироль для мебели аэрозоль «Pronto», чистящее средство «Ковроль» для чистки ковров и дорожек, чистящее средство для окон «CLIN», чистящее средство для удаления стойких загрязнений «Cillit Bang», «Domestos», «Мистер Proper», «Санита»). Отбеливающие и поверхностно-активные составляющие используемых материалов разлагаются биологическим путем без образования вредных веществ, поэтому не требуется организация системы утилизации отходов, так как производство нашей продукции полностью безотходно. Необходимые для оказания услуг материалы не требуют специальных условий хранения. Моющие средства будут закупаться у оптовиков на складах.

Необходимое для производства оборудование: моющий пылесос Karcher Puzz 100, пятновыводитель Karcher RM 769, пароочиститель Karcher K1102, швабры, веники, ведра, щетки.

Первоначальные производственные затраты составят 33 277,6 рублей.

Рентабельный объем оказания услуг за 1 год

п/п

Услуга

Минимальный объем услуг

Максимальный объем услуг

1

Генеральная уборка помещения

12

16

2

Ежедневная комплексная уборка помещения

240

320

3

Мытье окна (включая подоконники, рамы, межрамное пространство, стекла)

32

42

4

Чистка жалюзи

24

32

5

Мытье батарей

32

42

6

Мытье дверей

96

128

7

Вынос мусора (включая мытье мусорной корзины)

120

160

8

Химическая размывка пола

120

160

9

Удаление пыли с различных поверхностей

120

160

 

Итого объем услуг

436

1 060

В производстве примет участие 1 бригада рабочих в составе6-ти человек.

3.5. Организационный план

Деятельность предприятия предлагаю осуществлять под руководством управляющего фирмой и пяти менеджеров компании.

Обеспечение руководства, управление компанией, организация регулярных собраний работников фирмы входят в обязанности управляющего.

Планирование производства,обучение рабочих, оказывающих услуги, стимуляция их работы, совершенствование качества услуги входят в обязанности менеджера по производству.

Координация и проведение стратегии торговли, включающий цели и стимулы продаж обеспечивается специалистом по маркетингу.

Ведение учета средств компании и финансового планирования осуществляются финансовым директором.

Контролирование работы персонала, ведение документации, составление годового отчета обеспечивается менеджером по персоналу.

Создание презентации, регистрация на сайте в Интернете, бухгалтерская отчетность в программе Microsoft Office Exсel возложены менеджера по ИКТ.

Планируется проведение еженедельных производственных планерок.

3.6. Оценка риска

Фирма обладает наименьшей вероятностью риска.

Возможный

источник угрозы

Принимаемые меры

в случае внезапной

угрозы

Предотвращение

угрозы

Несчастный случай

Оказание первой помощи

Безопасная организация труда, страхование

Болезни рабочих

Замена людей со второй производственной смены

Отчисления на больничные и другие непредвиденные расходы

Поломка

оборудования

Ремонт оборудования

Регулярный осмотр и техническое обслуживание оборудования

Спад спроса

Проведение срочной рекламной акции

Отчисления на рекламу

Снизить степень риска нашего предприятия можно следующими способами:

  • Привлечь к разработке проекта компетентных консультантов;

  • Прогнозирование деятельности;

  • Резервирование средств на непредвиденные расходы;

  • Использование более полной и достоверной информации;

  • Проведение диверсификации производства дополнительных услуг.

3.7. Финансовый план

Стартовый капитал формируется из продажи 350 простых именных акций номинальной стоимостью 100 рублей. Денежные средства из Уставного капитала будут затрачены на закупку необходимых в процессе оказания услуг моющих средств, оборудования и подручных материалов.

Разница между доходами и расходами - 260 005,2 руб.

Коэффициент рентабельности по отношению к себестоимости услуг составит:

910 205,6 руб.: 650 200,42 руб. = 1,3.

Как видим, наше производство является рентабельным даже при минимальной производственной мощности, т.к. коэффициент рентабельности выше 1.

Единый налог (15 %) составит 39 000,77 руб.

Чистая прибыль составит 221 004,43 руб.

3.8. Стратегия финансирования

Денежные средства в размере 35 000 рублей для финансирования получены в результате продажи 350 простых именных акций номинальной стоимостью 100 рублей. Первичные затраты составляют 33 277,6 рублей. Полная окупаемость вложенного в производство капитала будет достигнута уже по истечении 3-х месяцев работы.

Оценка предела безубыточности

Y, руб. Зона убытковЗона прибыли

910 205,6

прибыль

650 656,5

С перем. затраты

540 565,5 пост. затраты

0 36 436 X, объем работ

С – точка безубыточного объема продаж

Валовая прибыль за год составит 260 005,2 руб.

Чистая годовая прибыль составит 221 004,4 рублей.

Наше предприятие, по всем предыдущим расчетам, обещает быть рентабельным при минимальном объеме услуг - 436 услуг в год. Расчеты показывают, что уже через 6 месяцев работы компании без всяких рисков будет возвращен первоначально вложенный капитал (33 277,6рублей). В дальнейшем экономически целесообразно расширить производство дополнительным ассортиментом услуг (чистка катка от снега, утепление окон) и выпуском сопутствующего товара.

3.9. Юридический план

По форме собственности наша фирма - частное предприятие. Организационно-правовой статус фирмы – закрытое акционерное общество.

Мы выбрали закрытое акционерное общество, так как для создания предприятия нужны небольшие денежные средства, которые будут получены от продажи 350 простых именных акций номинальной стоимостью 100 рублей.

Учредителями данного общества являются частные лица.

При создании фирмы использовались такие законодательные акты, такие как ГК РФ, ТК РФ, Федеральный Закон «О закрытых акционерных обществах».

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования, проведённого в данной работе, целью которой было разработать эффективную модель экономической деятельности учащихся по предоставлению клининговых услуг в условиях экономического кризиса, я пришла к следующим выводам.

1. Успешное развитие российского общества в значительной степени будет зависеть от деятельности нового класса предпринимателей, их нравственности, гражданской позиции и высокой культуры. Предпринимательству необходимо учить и учиться – это путь не только к личному благосостоянию, но и к процветанию всего общества. Каждый человек еще со школьной скамьи должен уметь честно зарабатывать деньги.

2. Практический опыт можно приобрести, работая в школьной компании, которые функционируют уже во многих школах нашего города.

3. Начинать нужно с нулевого этапа – поиска и выработки предпринимательской идеи, получения заказа на производство того или иного товара или услуги и до заключительного – реализации готовой продукции потребителю, получения и правильного распределения прибыли: на развитие дела, увеличение дохода компании, а значит, и дохода учащихся.

4. Для успешного ведения бизнеса необходимо:

  • создать самоуправляемую систему, которая будет обеспечивать прибыль,

  • ограничить потребность в капитале,

  • держаться за клиента,

  • гарантировать качество,

  • еженедельно подводить итоги,

  • поощрять инициативных работников.

5. Выбор услуги осуществлялся при непосредственном анализе рынка. Маркетинговые исследования показали, что клининговые услуги клининговые услуги обладают рыночной привлекательностью для разнообразных групп потребителей и будут постоянно востребованы.

6. При реализации предпринимательской идеи был разработан бизнес-план, который позволил оценить затраты и возможные каналы сбыта услуг, просчитать риски, разработать стратегию бизнеса.

7. Бизнес-план был реализован через деятельность школьной компанией «Чистофф». Проведенный эксперимент показал,что данный бизнес-план может принести максимальную прибыль при минимальных капиталовложениях. Деятельность школьной бизнес-компании была успешной: мы не только получили предпринимательские навыки при ведении собственного дела, но и значительную прибыль.

Обобщив результаты исследования, приходим к выводу, что все промежуточные задачи, которые необходимо было решить для достижения цели, решены, и, следовательно, цель исследовательской работы достигнута.

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бизнес-планирование Учебник/под ред. В.М.Попова и И.С. Ляпунова. М: Финансы и статистика, 2004.- 245с.

  2. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепция и методы планирования: Учеб. пособие.- М.: Финпресс, 2002. -412 с.

  3. Каунов А. М. Предпринимательство в системе образования: учебно-методическое пособие. – Волгоград: Перемена, 2003. – 297 с.

  4. Каунов А. М. Основы предпринимательской деятельности. Социальная ответственность и этика в сфере предпринимательства: учеб. пособие / Т. С. Перекрестова, А. М. Каунов, Д. В. Перекрестов. – Волгоград: Перемена, 2005. - 78 с.

  5. Каунов А. М. Предпринимательская практика: учебн.-метод. пособие/ А.М. Каунов, Ю.А. Жадаев, Г. А. Плиев. – Волгоград: Перемена, 2006. – 72 с.

  6. Макаревич. Л.М. 200 правил бизнеса: Практическое руководство. - М.: Дело и сервис, 2002.- 456 с.

  7. Маркова В.Д., Кравченко Н.А. Бизнес–планирование.- Новосибирск: ЭКОР, 2004. – 365 с.

  8. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. -302с.

  9. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес – плана и финансовому анализу предприятия: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика. 2003, -302 с.

Приложение № 1

РЕАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ БИЗНЕС-КОМПАНИИ «ЧИСТОФФ»

В ходе исследования был разработан бизнес-план, который был положен в основу практической деятельности школьной бизнес-компании «Чистофф». Эта деятельность стала основой для экспериментальной части данной работы.

Школьная компания ЗАО «Чистофф» начала свою деятельность 1 октября 2016 года и завершила 01.04.2017 года после 27 недель активного участия в практикуме «Школьная компания». Целью организации нашей Школьной компании было получение опыта создания и ведения собственного бизнеса на примере малого предприятия и закрепление теоретических знаний в области экономики с помощью практической работы.

Деятельность нашей фирмы осуществлялась под руководством президента и пяти вице-президентов.

Когда было принято решение о создании нашей компании, перед нами возник ряд вопросов:

  • Какую продукцию производить?

  • Что хотел бы приобрести потребитель?

  • Сколько производить?

  • Где производить?

  • Сможем ли мы удовлетворить запросы потребителя?

Для ответа на данные вопросы и выбора вида продукции нами были проведены маркетинговые исследования рынка, которые позволили выявить ряд возможных направлений деятельности.

Как показало исследование рынка, в нашем городе клининговые услуги – это еще новый, практически свободный сегмент рынка. В итоге мы решили занять свободную рыночную нишу по оказанию уборочно-очистительных работ в жилых помещениях граждан.

Мы предлагали следующие виды услуг:

  • Генеральная уборка помещения;

  • Ежедневная комплексная уборка помещения;

  • Мытье окон, дверей, пола;

  • Чистка жалюзи;

  • Удаление пыли с элементов декоративного оформления, с искусственных растений;

  • Вынос мусора, мытье мусорных корзин.

На первом этапе планирования мы поставили перед собой четкие цели:

  • приобретение навыков предпринимательства в процессе нашей деятельности;

  • внедрение на рынок недорогих и качественных услуг.

Для достижения этих целей были разработаны следующие задачи:

  • Оказание помощи потребителям в благоустройстве учебных кабинетов и жилых помещений;

  • Содействие в охране окружающей среды, борьба с загрязнением воздуха;

  • Способствовать сохранению здоровья населения.

25.09.2016 года для родителей, учителей, учеников и администрации нашей школы была проведена презентация Школьной компании, оглашен устав, продемонстрирован видеоролик процесса оказания клининговых услуг. Для нашей фирмы мы выбрали коллективную форму собственности. Стартовый капитал был сформирован путем выпуска и распространения акций Школьной компании. Было выпущено 300 акций номинальной стоимостью 10 рублей, которые были приобретены 24 акционерами, включая членов Школьной компании. Стартовый капитал составил 3 000 рублей.

Денежные средства из Уставного капитала были затрачены на закупку необходимых в процессе оказания услуг моющих средств и подручных материалов.

Наше предприятие было организовано на базе школы №16. Администрация нашей школы всячески содействует развитию предпринимательских способностей подрастающего поколения. Поэтому школа в качестве спонсорской помощи закупила нашей компании необходимое для производства оборудование: моющий пылесос Karcher Puzz 100, пятновыводитель Karcher RM 769, пароочиститель Karcher K1102, швабры, веники, ведра, щетки. Также школа предоставила нам в безвозмездное пользование складское помещение для хранения оборудования и моющих средств, площадью 15 кв.м. Администрация школы позволила нам бесплатно пользоваться школьным компьютером для составления бизнес-плана и годового отчета, создания презентаций, регистрации на сайте, оплачивала доступ в Интернет. Это имело свои преимущества: мы не оплачивали коммунальные услуги, аренду оборудования и помещения, что позволило в значительной степени уменьшить себестоимость наших услуг.

Наша компания создала свой имидж, благодаря маркетинговой политике, которую мы провели. Руководствуясь основным принципом маркетинга, во главу маркетинговой деятельности компании, было поставлено определение и наиболее эффективное удовлетворение нужд и потребностей потенциальных клиентов. Наша работа состояла в том, чтобы выполнить желание клиента с прибылью и для него, и для компании, поэтому оказание услуг являлось, прежде всего, средством общения и изучения потребителя.

Безусловно, как любое начинающее предприятие, мы столкнулись с проблемой установления цены, не ущемляющей экономических интересов фирмы и потребителя.

Мы заключили договор на оказание наших услуг в течение года с администрацией СОШ №16 (уборка незакрепленных за учащимися двух учебных кабинетов общей площадью 108 кв.м). 1

На этапе выведения товара на рынок, когда необходимо было сформировать первоначальный спрос, мы изготовили рекламный стенд, дали объявления в газету «Нижнекамское время» и в журнал «Имидж», распространяли рекламные проспекты2 и визитки. В результате общий уровень продаж после проведения рекламных акций повысился на 30%. Таким образом, за 6 месяцев производственной деятельности фирмы былооказано436 разного вида услуг.

Руководство нашей компании посчитало необходимым, с целью снижения риска, провести диверсификацию деятельности. Поэтому, помимо оказания клининговых услуг в учебных кабинетах школы и в жилых помещениях граждан, мы также убирали наш пришкольный участок в осеннее время года от падающих листьев, а весной – от оттаявшего после зимы мусора.

Благодаря этому, наш школьный двор стал более чистым и привлекательным для учащихся школы и жителей нашего микрорайона, а наше предприятие - более рентабельным.

Нам приятно сообщить о том, что наша работа была успешной. Первичные затраты (2 129,0рублей) окупились после реализации 15 комплексных уборок помещения. Полная окупаемость вложенного в производство капитала была достигнута по истечении 1 месяца работы.

Компанией было выпущено 300 акций номинальной стоимостью 10 рублей, которые были приобретены 25 акционерами, включая членов Школьной компании. Руководство компании (6 человек) приобрело всего 108 акций по 18 акций каждый. Остальными акционерами (19 человек) являлись учащиеся школы, учителя и родители, которые приобрели 192 акции. После возврата номинальной стоимости акции каждому акционеру компании в размере 10 рублей, учредителями было решено выплатить дивиденды в размере 100 % , т.е. 10 руб. на акцию.

Полученную прибыль было решено распределить следующим образом: в рамках 2017 года, объявленного Годом экологии в Республике Татарстан, 60% прибыли (11 764,7 руб.) направлено на озеленение быстрорастущими саженцами деревьев нашего микрорайона, 40% прибыли (7 843,2 руб.) получили акционеры в виде дивидендов.

При распределении оставшихся активов, руководство компании посчитало необходимым поощрить денежной премией в размере 921,6 рублей двух самых активных членов Школьной компании: вице-президента по маркетингу Анфилофьеву Анжелику и вице-президента по финансам Прокофьева Михаила.

Несмотря на трудности, с которыми мы сталкивались в процессе нашей деятельности, мы учились правильно воспринимать их и действовать, учитывая ситуацию. Иногда нам приходилось принимать нелегкие решения, но мы поняли, что основными факторами успеха являются: сотрудничество, взаимодействие, забота о клиентах и качестве оказываемых услуг.

Приложение 2

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УСПЕШНОМУ ВЕДЕНИЮ БИЗНЕСА

Работая в школьной компании, я сделала для себя практические выводы, которыми хочу поделиться с начинающими бизнесменами. Сосредоточившись именно на этих десяти заповедях успеха, менеджер принесет максимальную пользу своей компании и возглавляемому им подразделению.

Десять заповедей успеха в условиях экономического кризиса:

1. Стратегическое мышление

Возможно, менеджер, который управлял отделом сбыта или розничным направлением, всегда четко знал круг своих обязанностей, имена вверенных в подчинение людей и многое другое. Теперь этого недостаточно. Сейчас от него потребуется отделить тактику и стратегию и начать мыслить стратегически. То есть, более дальновидно. То есть, теперь все, что он делает, надо сверять со стратегическими целями компании и оценивать, что ускорит их достижение, а что замедлит. Раньше стратегически мыслить были обязаны только владельцы и акционеры, сегодня этому пора учиться и управленцам среднего звена. Если вы предлагаете взять еще одного человека, потратить деньги или открыть новый филиал – обоснуйте это руководству в долгосрочной перспективе и докажите с цифрами в руках, что в любом другом случае компания только проиграет.

2. Нацеленность на результат

Скорее всего, вы уже обсуждали со своим руководством работу организации по новым законам. Скорее всего, совместно вы уже выделили ключевые задачи. Вы должны четко проговорить со своим непосредственным руководителем, что сейчас самое главное, чего он ждет от вас и от ваших людей. И после этого, вы должны сосредоточиться на этой самой главной и самой важной задаче. Все, что вы делаете – делайте для того, чтобы она чуть-чуть приблизилась.

3. Ответственность за принимаемые решения

Менеджеру необходимо научиться брать на себя самую полную ответственность ЗА КАЖДОЕ принятое им решение. Каждое решение – от покупки скрепок до изменения структуры своего подразделения – должно быть тщательно продумано, взвешено и приведено к исполнению со словами «Я абсолютно уверен, что поступаю правильно и готов подписаться под каждой буквой нового приказа». Больше советуйтесь, рассчитывайте все, что можно рассчитать, контролируйте происходящие изменения, просчитывайте риски и предсказывайте последствия.

4. Понимание корпоративных финансов

Вы должны очень четко понимать, откуда в Вашей компании берутся деньги и куда они уходят. Консультанты много лет убеждали компании становится клиентоориентированными. Сейчас самое время прислушаться к этому совету. Все в компании обязаны знать, кто принес деньги в вашу компанию и как они будут распределены.

5. Лидерство

Вы действительно имеете право не быть лидером, но у вас нет ни одного оправдания, чтобы не стремиться к тому, чтобы им стать. Вы можете доносить до людей важные идеи и показывать им пример. Истинный смысл лидерства в том, чтобы найти персональный язык общения с каждым, кто вам подчиняется. Методы могут быть любыми, но сегодня вы обязаны вести за собой людей и служить им надежной гаванью от всех жизненных невзгод.

6. Инициативность и инновационность

Выживание в условиях кризиса не всегда связано с деньгами. Во многом, оно может зависеть от умения капитана и команды собраться и четко двигаться намеченным курсом. В такие времена есть большой дифицит здравых мыслей и идей. Возможно, ваш руководитель гений. Но сейчас даже для гениев наступили не самые лучшие времена. Проявите свои таланты – сейчас их оценят. Подумайте, что помогло бы сейчас вашей компании пережить кризис. Каждая ваша идея на счету. Сегодня требуется больше рабочих инициатив, чем вчера. Думайте, как снизить издержки, как больше продать, что сделать с персоналом, чтобы поднять его мотивацию без дополнительных затрат. Думайте день и ночь. Инновации во всех сферах работы компании могут на круг привести к неожиданно хорошим результатам. Поощряйте инициативу «снизу». Все идеи собирайте и передавайте наверх, каждый из вас может удержать компанию на плаву всего лишь одной хорошей идеей.

7. Трудолюбие, самомотивация и отдача

Еще вчера рынок труда был перегрет, люди не торопясь ходили по рынку и выпрашивали огромные зарплаты. Сегодня на рынке уже много ценных специалистов, готовых занять ваше место за вдвое меньшую зарплату. Вы не просто должны работать – вы должны приносить пользу.

8. Дисциплина и отчетность

Дисциплина должна быть безупречной. Все должны работать, включая вас. Повысьте уровень отчетности. Точно знайте, кто и что будет делать сегодня, завтра и на этой неделе. Контролируйте выполнение, повысьте внимание к мелочам.

9. Личное участие

Показывайте личный пример. Сейчас это важно, как никогда. Какая бы тяжелая работа ни была у ваших подчиненных – покажите им пример – как надо делать то, что вы от них требуете. Ваш личный пример вдохновит многих.

10. Позитивное мышление

Вы должны улыбаться! Вы должны быть бодры и веселы! Ничего не должно быть на свете, чтобы могло сломить вашу волю к победе, ваше стремление идти вперед и добиваться успеха. Все эти лидерские качества крайне важно сопровождать улыбкой и радостью, что в это неспокойное время у нас есть работа и нам за нее все еще платят. У вашей компании есть резервы! Ваша компания спокойно переживет кризис! Более того – кризис уже идет на спад! Есть много хороших новостей! Чтобы не случилось с деньгами, акциями и срочными вкладами – ваша компания будет на этом рынке до самого последнего клиента. Это наша жизнь, она у нас одна и мы проживем ее на энергичной и веселой волне. Невозможность быть успешным в кризис – это не факт, это только мнение. Кризис – это вызов. А вы – будьте достойны этого вызова и примите его с открытым забралом.

Возможно, следование этим принципам не приведет к повышению производительности труда до 90 или более процентов (вместо традиционных российских 40-50), но в том, что они добавят реальных конкурентных преимуществ организации – в этом я глубоко убеждена. Важно, чтобы в каждой компании каждый менеджер понимал сложность момента, понимал свою роль в снижении разного рода рисков и всеми силами старался помочь своей компании сохранить управляемость и стабильность.

Приложение 3

Договор на оказание услуг

г. Нижнекамск « 01 » октября 2016 г.

Закрытое акционерное общество «Чистофф», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице Президента Тимошиной Дарины Игоревны, действующей на основании Устава, с одной стороны, и МБОУ «СОШ №16» НМР РТ, именуемой в дальнейшем «Заказчик», в лице Сорокиной Е.А., действующей на основании Свидетельства, с другой стороны, заключили договор о нижеследующем:

  •  
    1.  
      1.  
        1. Предмет договора.

1.1.Исполнитель по заданию Заказчика в течение срока действия договора за согласованную сторонами плату обязуется оказывать уборочно-чистящие услуги по содержанию в чистоте и порядке принадлежащих Заказчику учебных кабинетов № 50,78, расположенных по адресу: г. Нижнекамск, ул. Спортивная, д.21 а.

1.2.В состав непосредственно оказываемых услуг по п.1.1. договора входят:

- проведение ежедневных влажных уборок указанных выше помещений;

- раз в неделю проводить комплексную уборку помещений;

- ежедневный вынос бытового мусора;

- уход за комнатными растениями, находящимися в учебных кабинетах ( полив, опрыскивание, удаление пыли);

- ежемесячно проводить генеральную уборку помещений.

Перечень, состав и периодичность выполнения работ приведены в Приложении № 1. Данный перечень услуг и работ может быть изменен с согласия Исполнителя на основании решения Заказчика.

1.3. Заказчик передает Исполнителю на время действия настоящего договора служебные и складские помещения, а также необходимое оборудование для проведения работ: моющий пылесос Karcher Puzz 100, пятновыводитель Karcher RM 769, пароочиститель Karcher K1102, швабры, веники, ведра, щетки.

Арендная плата за складское помещение и оборудование с Исполнителя не взимается в течение всего срока действия настоящего договора. Коммунальные услуги оплачиваются Заказчиком на общих основаниях, текущий и капитальный ремонт оборудования производится за счет средств Заказчика.

2. Обязанности сторон.

2.1.Заказчик обязан:

2.1.1. Оплачивать услуги (работы) по обслуживания учебных кабинетов № 50, 78 , оказанные Исполнителем пропорционально (соразмерно) занимаемой ими площади.

2.1.2. Ежемесячно оплачивать услуги (работы), оказанные Исполнителем наличными через вице-президента по финансам Бутырского И. не позднее 10 числа месяца следующего за истекшим.

2.1.3. Обеспечивать беспрепятственный доступ в учебные кабинеты представителей Исполнителя для проведения осмотра помещений и проведения уборочно-очистительных работ.

2.1.4.Заказчик обязан самостоятельно производить текущий и капитальный ремонт указанных помещений.

2.2. Исполнитель обязан:

2.2.1.Обеспечивать качественное и своевременное оказание услуг (работ) в соответствии с требованиями, действующими в РФ нормативных документов, а также условием настоящего Договора.

2.2.2.Информировать Заказчика об аварийных ситуациях, нарушений правил пользования учебными кабинетами, предоставлять по запросу Заказчика требуемую информацию, непосредственно связанную с деятельностью компании.

2.2.3.Обеспечивать санитарное состояние учебных кабинетов не ниже зафиксированного на момент передачи.

2.2.4.Вести по установленной форме учет оказываемых услуг (работ) по обслуживанию учебных кабинетов, финансовую и бухгалтерскую документацию.

2.2.5.Участвовать во всех проверках, проводимых Заказчиком, а также в составлении актов о снижении качества уборочно-очистительных услуг, принимать все замечания-предписания инспектирующих органов и устранять их в установленные сроки, известив Заказчика.

2.2.6.Ежеквартально представлять уполномоченному представителю Заказчика отчет о выполнении договора на оказание услуг за предыдущий квартал.

2.2.7.По запросу Заказчика выделять своих представителей для оперативного решения вопросов, возникающих при оказании услуг (работ) в рамках настоящего договора, разбора жалоб и заявлений, поступающих от учителей, учеников и внеплановых проверок и контроля работ, принимать меры по устранению выявленных нарушений.

2.2.8.В течение 5 (пяти) дней с момента заключения настоящего договора довести до сведения учителей, учеников, обучающихся в учебных кабинетах № 50,78, что данные помещения обслуживаются Исполнителем с указанием часов работы, адресов и телефонов руководства фирмы, диспетчерской службы.

3.Права сторон.

3.1. Заказчик имеет право:

3.1.1. Проводить обследования и проверки санитарного состояния учебных кабинетов № 50,78, оценивать качество выполнения оказываемых Исполнителем услуг в соответствии с критериями качества.

3.1.2. Оценивать качество, оказываемых Исполнителем услуг (работ), путем плановых и внеплановых проверок санитарного состояния учебных кабинетов, проводимых на основании решения Заказчика. По результатам проверок составляются двусторонние акты оценки качества услуг по санитарному содержанию помещений.

3.1.3. При выявлении недостатков в работе Исполнителя, а также в случае обоснованных жалоб или заявлений учителей, учеников требовать от Исполнителя:

- безвозмездно устранять недостатки, возникающие по вине Исполнителя;

- возмещение Заказчику расходов по устранению этих недостатков, если устранение производилось силами третьих лиц и оплачивалось за счет Заказчика.

3.2. Исполнитель имеет право:

3.2.1. Самостоятельно определять способ выполнения оказываемых им услуг и количество необходимого для этого персонала.

3.2.2. Отклонять санкции, применимые к нему Заказчиком, в случае отсутствия представителя Исполнителя по причине его несвоевременного извещения (либо отсутствия такового) при составлении документов, подтверждающих нарушение обязательств Исполнителем по настоящему договору.

4.Ответственность сторон.

4.1.Стороны несут материальную ответственность за невыполнение взятыхна себя обязательств по настоящему договору в соответствии с его условиями и действующим законодательством Российской Федерации.

4.2.Стороны не несут ответственности по своим обязательствам, если:

а) в период действия настоящего договора произошли изменения в действующем законодательстве, делающие невозможным их выполнение;

б) невыполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего договора в результате событий чрезвычайного характера.

Сторона, для которой возникли условия невозможности исполнения обязательств по настоящему договору, обязана немедленно известить другую сторону о наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств.

Надлежащим подтверждением наличия вышеуказанных обстоятельств и их продолжительности будут служить официально заверенные справки соответствующих государственных органов.

4.3.Исполнитель, в соответствии с законодательством РФ, несет материальную ответственность в полном объеме причиненных Заказчику убытков, ущерба его имуществу, явившихся причиной неправомерных действий (бездействий) Исполнителя при оказании услуг в рамках настоящего договора.

4.5.Исполнитель не несет материальной ответственности и не возмещает убытки полностью или частично и не компенсирует причиненный реальный ущерб имуществу, если он возник в результате:

а) стихийных бедствий: пожара (возникшего не по вине Исполнителя и не из-за нарушения им своих обязательств по настоящему договору); наводнения; других стихийных бедствий, нехарактерных для данной местности и произошедших по независящим от Сторон причинам;

б) умышленных действий лиц, использующих данные помещения;

в) грубой неосторожности данных лиц;

г) аварии инженерных сетей или иного оборудования, произошедших не по вине Исполнителя, и при невозможности последней предусмотреть или устранить причины, вызвавшие эти аварии;

д) гражданских волнений, забастовок, военных действий и т.п.

4.6. При нарушении сроков передачи или приемки результата выполнения услуг (работ) в соответствии с настоящим договором риск случайного повреждения результата выполненной работы (услуги) несет сторона, допустившая данное нарушение.

4.7. Окончание срока действия настоящего договора не освобождает Стороны от ответственности за нарушение его условий в период его действия.

4.8. За несвоевременную оплату услуг по настоящему договору Заказчик уплачивает пени в размере 1/300 (одной трехсотой) от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки.

5.Срок действия договора

5.1.Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами. Срок действия настоящего договора 1 учебный год.

5.2.При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.

5.3.Действие договора может быть прекращено ввиду других обстоятельств, предусмотренных действующим законодательством для договоров аналогичного вида или обычаями делового оборота.

6.Изменение и расторжение договора

6.1.Стороны имеют право по взаимному соглашению сторон досрочно расторгнуть или изменить настоящий договор.

6.2.Все изменения и дополнения к настоящему договору осуществляются путем заключения дополнительного Соглашения, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора;

6.3.Соглашение о расторжении настоящего договора заключается в письменной форме и подписываются уполномоченными представителями каждой из сторон.

Сторона –инициатор расторжения выплачивает другой стороне все понесенные ею расходы, связанные с выполнением настоящего договора.

Под такими расходами понимаются:

- стоимость произведенных, но не оплаченных работ;

- расходы на завершение невыполненных или устранение недостатков некачественного выполнения работ и т.д.

6.4. Договор может быть расторгнут в одностороннем порядке Заказчиком:

- в случае невыполнения в течение 10 (десяти) дней или

систематического некачественного оказания Исполнителем услуг, предусмотренных настоящим договором (неудовлетворительная оценка услуги (работы) Заказчиком более 3 раз в течение срока действия договора) после предупреждения последней не менее чем за 10 (десять) дней.

7.Разрешение споров

7.1.При возникновении споров в связи с исполнением обязательств по настоящему договору они разрешаются Сторонами путем переговоров.

7.2.Все претензии по выполнению условий настоящего договора должны заявляться в письменной форме и вручаться контрагенту лично под расписку.

8.Заключительные положения договора.

8.1. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

8.2. Подписанием настоящего договора Заказчик выражает свое согласие на получение информационных, рекламных и иных аналогичных материалов, распространяемых Исполнителем любым способом, в том числе по сети электросвязи, а также на участие во всех лотереях, розыгрышах и иных аналогичных мероприятиях, которые проводит Исполнитель.

8.3. Стороны признают равную юридическую силу собственноручной подписи, факсимильного воспроизведения подписи, либо любого аналога собственноручной подписи Исполнителя воспроизведенного с помощью средств механического или иного копирования на договоре, на дополнительных соглашениях к настоящему договору, а также на иных документах, связанных с его исполнением, заключением или прекращением.

9.Юридические адреса и подписи сторон

«Исполнитель»

«Заказчик»

ЗАО «Чистофф»

423570, РТ, г. Нижнекамск,

Пр.Вахитова, д. 2а

МБОУ «СОШ №16»

423570, РТ, г. Нижнекамск,

Пр.Вахитова, д. 2а

Президент ЗАО «Чистофф»: ______

Д.И.Тимошина

Директор МБОУ «СОШ №16»:______

Е.А.Сорокина

1 Приложение 3

2 Приложение 4

38