III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВЫРАЩИВАНИЕ ЗЕЛЁНОГО ЛУКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Лызов А.Н.
Автор работы награжден дипломом участника конкурса
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща и целебного средства чуть ли не от всех болезней. Мы все хорошо знаем что лук – обязательная приправа супов, котлет, и разных других мясных, рыбных и овощных блюд. А каким образом он попал на стол? Как его вырастить? Эти и другие вопросы часто задают начинающие огородники.

Конечно, со временем у каждого начинающего овощевода приобретается личный опыт. Такой опыт решил приобрести и я.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: технология.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: «Овощеводство закрытого грунта», «Основы агрономии».

Тип проекта: информационно-исследовательский

Проблема:

  1. Недостаток витаминов в организме снижает иммунитет в зимний период.

  2. Для повышения иммунитета можно употреблять зелёный лук, выращенный в домашних условиях.

Актуальность:

Недостаток витаминов приводит к неприятным последствиям – ослаблению иммунной системы и увеличивает риск простудных заболеваний. Одним из источников витаминов зимой является зелень репчатого лука.

Гипотеза:

  1. Если луковице-репке создать благоприятные условия, то есть посадить в ёмкость с почвой, поставить в теплое, освещенное место, то можно вырастить зеленый лук.

  2. Употребление в пищу зелёного лука в весенний период способствует повышению иммунитеты, является профилактикой простудных заболеваний.

Цель проекта: Выращивание лука в домашних условиях, знакомство с правилами ухода за ним.

Задачи, решаемые в ходе работы над проектом:

- изучить литературу, информацию из сети Интернет по теме проекта;

- выяснить условия выращивания лука-репка на перо;

- провести наблюдения за развитием растения, зафиксировать результаты и сделать выводы.

Методы исследования:

эмпирические:

- наблюдение;

- сравнение;

- фотографирование.

С помощью этих методов я изучал конкретные явления, на основе которых сформировал гипотезы

методы теоретического уровня:

- изучение и обобщение литературы, Интернет-источников.

Эти методы исследования позволили мне выработать понятия и суждения, сделать теоретическое обобщение.

Срок реализации: январь – февраль 2017 года.

Необходимое оборудование: лук, бутыль с водой, ёмкости для выращивания зелёного лука, плодородная почва, иллюстрации с изображение лука, компьютер.

Ожидаемые результаты:

1. овладение практическими навыками выращивания зелёного лука в домашних условиях,

2. создание презентации по теме исследовательской работы.

3. защита проекта.

Практическая значимость

Я смогу самостоятельно вырастить зелёный лук для употребления в пищу всей семьи как средство поднятия иммунитета.

Этапы работы над проектом:

  1. Выбор темы проекта.

  2. Постановка цели и задач.

  3. Сбор материала о луке.

  4. Выращивание лука на перо.

  5. Наблюдения за ростом зеленого лука.

  6. Презентация.

Основная часть

Это интересно

Изучая литературу, я узнал, что сортов лука на земле очень много. Учёные даже не могут точно подсчитать их число. Считается, что этого растения 500-600 видов. И все они объединяются в один род, который и называют лук.

Лук широко распространен по всему земному шару. На территории нашей страны растёт 225 видов лука. Как бы ни выглядело растение этого семейства, из других его всегда выделит одно свойство - особенный луковый запах.

В России лук культивируется повсюду как огородная культура, употребляется в пищу. Лук очень богат на разные полезные составляющие. Самым ценным в нем считаются фитонциды, благодаря которым он сам не болеет и нам не дает. Поэтому лук советуют, есть в сыром виде, чтобы все драгоценные фитонциды сберечь.

В общем, есть много причин ежедневно употреблять этот чудо – овощ. Кстати, учёные считают оптимальным употребление каждым человеком 7 – 10 кг лука ежегодно.

Только есть один минус – после его употребления лук источает неприятный запах. Но от этой беды есть надёжное средство – пожевать в конце еды корочку подгоревшего хлеба. [1]

Практическая часть

На каждом этапе проекта я проводил определённую работу:

Вместе с учителем сделал выбор темы проекта «Выращивание зелёного лука в домашних условиях».

Определились с целями и задачами проекта.

Я стал из различных источников собирать информацию о луке.

I.Истрия появления репчатого лука.

Родина репчатого лука — Юго-Западная Азия. В диком виде современный лук репчатый не встречается нигде. Считается, что его ввели в культуру 4-6 тысяч лет назад где-то в Азии, скорее всего в Иране или Афганистане. Совсем не исключено, что он возник как культурное растение в разных местах Азии независимо друг от друга, так как в ряде регионов произрастают дикорастущие виды, родственные луку репчатому. Достоверно известно, что на больших площадях лук выращивали в долине Нила в Древнем Египте. Его изображения датируют III—II тысячелетием до н.э. В Древнем Египте лук олицетворял неистощимую жизненную силу и бессмертие. Его носили на груди как талисман, способный защитить от злого глаза, болезней. У египтян он был символом Вселенной В Древней Греции за несколько столетий до н.э. было уже немало сортов культурного лука. На Руси эта культура известна с X века. Лук культивируется повсюду как огородная культура, употребляется в пищу. [2]

II. Биологические свойства лука.

Репчатый лук – сравнительно холодостойкое растение. Он легко переносит весеннее похолодание, но в фазе петельки (когда появляется первый лист) всходы могут погибнуть при температуре минус 2-3°С. Оптимальная температура для роста листьев 15-25°С, они способны противостоять заморозкам до –7°С и жаре – свыше 35°С. Через 3-4 дня первый лист выходит на поверхность почвы вместе с оболочкой семени. [3]

В первое время растения развиваются очень медленно. В этот период им необходимо достаточное количество влаги, питательных веществ и света.

Первый настоящий лист у растений образуется через 5-7 дней.

В зелёных листьях лука содержатся сахара, белки, аскорбиновая кислота. Также имеется эфирное масло, придающее им специфический запах и острый вкус, серосодержащие соединения, йод, органические кислоты, слизи, пектиновые вещества, гликозиды. В составе лука имеются фитонциды. Интересно, что работники теплиц, где выращивается зеленый лук, не заболевают гриппом даже в период эпидемии. [3]

Лук является поставщиком витаминов.

III. Выращивание лука- репки на перо в домашних условиях.

После этого приступил к посадке луковиц.

  1. Насыпал в ёмкости плодородной земли, увлажнил её. Ёмкость установил на подоконник, где светло и тепло.

  2. Перед тем как сажать лук в домашних условиях, отобрал для посадки правильные луковицы, чтобы получить высокий урожай. Луковицы для посадки должны быть здоровыми, без признаков гниения и с блестящими чешуйками, примерно одинаковыми по размеру. Оптимальный диаметр луковиц – 2-4 см, слишком большие луковицы можно высаживать в случае, если они проросли сами. [4]

  3. Из уже проросших луковиц зелень появилась быстрее. Подготовленные луковицы перед посадкой опустил в горячую воду (50-52 °С) на 20 минут. Далее луковицы опустил в холодную воду и снял шелуху.

  4. Для выращивания зелени лука на подоконнике на дно ящика или горшка сначала уложил дренаж из керамзита и песка, а потом заполнил емкость почвосмесью из торфа, перегноя и огородной земли в пропорции 7:2:1. Добавил немного фосфорных удобрений (1-2%).

  5. При высадке лука в емкость зачастую используется мостовой способ. Луковицы высаживают плотно друг к другу. Засыпать их почвой не обязательно, половина луковицы должна находиться над землей. Не нужно беспокоиться, что луку не хватит питательных веществ из почвы – все самое нужное содержится в самой луковице. Вместо почвы можно использовать опилки. [5]

  6. После высадки ёмкость с луком переместил в прохладное затененное место на 10 дней для формирования корневой системы. Следил, чтобы земля была постоянно влажной.

  7. Через 10 дней разместил лук на подоконнике, так как для развития сочной зелени необходимо хорошее освещение. Оптимальная температура для выращивания комнатного лука составляет 18-20 градусов. Он не должен перегреваться от солнца или бытового отопления.

  8. Луковицы поливал через день теплой водой. Чтобы зелень была более сочной, перья немного опрыскивал.

  9. Через 2 недели появились первые листочки, которые каждый день подрастали на несколько миллиметров.

  10. Первую зелень не трогал, чтобы не остановить рост остальных побегов. Срезку лука можно совершать через три недели после посадки.

  11. Через 4 недели я собирал урожай зелёного лука. Длина пера достигла 30 см. Срезал крайние перья, так как они отрастают с середины. Часть лука вырывал вместе с уже истощенной луковицей, а на ее место сажал новую.

Заключение

Проведённая мной работа дала много знаний о репчатом луке, его выращивании и значении для здоровья человека.

  1. Я нашёл ответы на все вопросы, которые для себя поставил. Узнал, что в свежем зелёном луке содержится витамин С, который очень нужен при простудных заболеваниях. А вещества – фитонциды очищают воздух в помещении и не дают человеку заболеть гриппом. В этом году я болел простудными болезнями меньше, по сравнению с прошлыми годами, так как выращивал и употреблял в пищу зелёный лук.

  2. Через 16-18 дней перо лука может достигнуть 30 см.

  3. Выращенный лук мы семьёй использовали для приготовления витаминного салата, покрошили в суп и окрошку.

  4. Данную работу я выполнял с помощью учителя и мамы. Вместе наблюдали за ростом лука, проверяли, достаточно ли влажная земля, не испарилась ли вода, хватает ли света, тепла луковицам

  5. Исследовательская деятельность «Выращивание зелёного лука в домашних условиях» показала мне, что выбор профессии «Плодоовощевод» – дело ответственное. Чтобы получить положительный результат, такой, который хочешь, надо все продумать заранее и надо любить свое дело. И тогда задуманное обязательно сбудется!

Источники:

  1. Клепинин З.А., Жаров М.С. «Трудовое обучение 5-7, сельхозработы». М.: «Просвещение» 2009 год. В данном источнике рассматриваются технологические особенности выращивания репчатого лука.

  2. Небесный С. «Юным овощеводам» М.: «Детская литература» 2011 год. В данном источнике говорится кратко о полезных свойствах репчатого лука, частично о технологии его выращивания.

  3. Смирнов Н.А. «Домашний огород» М.: «Росагропромисздат» 2008 год. В данном источнике рассматриваются некоторые особенности по вопросам удобрения лука, способов его обработки, даются полезные советы по его выращиванию.

  4. http://www.ug.ru/method_article/1124 Проект на тему «Выращивание лука в комнатных условиях»

  5. https://infourok.ru/material.html?mid=64117 Технологический проект «Выращивание лука в комнатных условиях»

Словарь

Витамины - (от лат. vita — «жизнь» и амин) — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы.

Лук является поставщиком витаминов.

Витамин С (аскорбиновая кислота) – один из наиболее важных для нормальной жизнедеятельности организма и широко применяемый в медицине. Отсутствие в пище приводит к заболеваниям цингой, малокровию, нарушениям деятельности сердца, понижению сопротивляемости организма к инфекциям.

Фолацин (фолиевая кислота) необходим для нормального кроветворения. Он играет важную роль в обмене белков, имеет особое значение для процессов роста и развития, положительно влияет на жировой обмен в печени, обмен холестерина и ряда витаминов. При дефиците фолиевой кислоты в организме теряется возможность удерживать витамин В12. При её недостатке воспаляются язык и слизистая оболочка ротовой полости, резко понижается кислотность желудочного сока, появляется малокровие, создаются условия для развития хронического гастрита и энтероколита.

В луке в небольшом количестве, но в свободном состоянии содержится витамин Н (биотип). В нём нуждаются люди с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, кожи, атеросклерозом, гипертонической болезнью, хроническим нефритом.

Витамин РР (никотиновая кислота) входит в состав ферментов, участвующих в окислительных процессах, ускоряет заживление ран. Этот витамин активен лишь при присутствии витаминов В1 и В2. При его недостатке ухудшается аппетит, появляются боли в желудке, тошнота, резкая слабость, ухудшается память, а при полном отсутствии развивается тяжелое заболевание – пеллагра.

Выгонка – ранний способ получения витаминной продукции.

Мостовойспособ посадки – луковица к луковице.

Минеральные вещества - это вещества, имеющие неорганическую природу. Но они необходимы каждой живой клетке для нормального развития. Минеральные вещества входят в состав жидкостей тела, крови и костей. Они нужны для нормальной деятельности нервной системы и регуляции мышечных функций. Минеральные вещества являются источником энергии, роста и заживления тканей, они необходимы для нормального усвоения витаминов и других питательных веществ. Недостаток минеральных веществ приводит к глубоким нарушениям в состоянии здоровья.

Среди минеральных веществ, которые содержит лук, не последнее место занимает железо. Дефицит этого элемента приводит к возникновению тяжелых анемий и других заболеваний крови. Железо особенно необходимо женщинам во время беременности и кормления ребенка грудью. Лук – рекордист среди овощей по содержанию одновременно трех элементов: железа, цинка и меди. Эти элементы усиливают действия друг друга. Совместное действие железа, меди и цинка приводит к усилению защитных функций организма. Благоприятное влияние на систему дыхания оказывает содержащийся в луке йод, с чем связано тормозящее влияние лука на развитие атеросклероза.

Алюминий присутствует почти во всех органах и тканях человека. Он принимает участие в построении эпителиальной и соединительной ткани, в процессах регенерации костей, в фосфорном обмене, повышает общую кислотность и переваривающую способность желудочного сока, увеличивает содержание соляной кислоты в желудочном соке.

Лук также богат марганцем, которому принадлежит важная роль в поддержании жизнедеятельности любой живой клетки. Марганец необходим для нормального функционирования половых желез и опорно-двигательного аппарата. Его дефицит отрицательно сказывается на стабильности нервной системы. Значительно больше в луке, по сравнению с другими пищевыми растениями, серы. Она необходима для стимуляции секреции пищеварительных желез, синтеза инсулина в поджелудочной железе, дефицит которого испытывают больные сахарным диабетом. Сера помогает организму освобождаться от различных ядовитых веществ и представляет собой топливо для энергетического обмена в клетках. Вместе с йодом она обеспечивает правильное дыхание клеток.

Лук является одним из лучших источников селена. Селен одновременно с витамином Е стимулирует образование антител и тем самым увеличивает иммунитет организма, быстрый рост и созревание эритроцитов и тормозит образование злокачественных опухолей.

Вот сколько необходимых организму веществ содержит простая луковица! И все эти «лекарства» совместно присутствуют в жгучих и пахучих тканях лука, подкрепляя и усиливая действия друг друга.

Есть в луке и лимонная и яблочная кислоты, и каротин (провитамин А), и витамины В, РР (никотиновая кислота), и даже до 60 мг витамина С.

Иммунитет (лат. immunitas — освобождение, избавление от чего-либо) — это совокупность защитных механизмов, которые помогают организму бороться с разными чужеродными факторами, бактериями, вирусами, ядами, посторонними телами и т. д.

Гликозиды - это природные углеводосодержащие вещества органического характера, преимущественно растительного происхождения.

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы.

Полумостовой способ посадки – между луковицами имеется расстояние.

Фитонциды (от греч. phyton — растение и лат. caedo — убиваю), образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие микроорганизмов.

Приложение

(Презентация – раздатка)

Текст для защиты работы

Здравствуйте!

Меня зовут Андрей Лызов. Я учащийся Первого года обучения класса профессиональной подготовки МБОУ «С(К)СОШ № 15».

Цель моего выступления дать новую информацию по теме проведённого мной исследования в области овощеводства защищённого грунта.

Тема: «Выращивания зелёного лука в домашних условиях».

Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:

во-первых, лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща и целебного

средства чуть ли не от всех болезней.

во-вторых, как вырастить зелёный лук в домашних условиях? Что необходимо для этого?

Цель моего исследования:

  • узнать о пользе зелёного лука

  • выращивание лука в домашних условиях

  • знакомство с правилами ухода за ним.

Задачи, решаемые в ходе работы над проектом:

- изучить литературу, получить информацию из сети Интернет о пользе зелёного лука

- выяснить условия выращивания зелёного лука в домашних условиях

- провести наблюдения за развитием растения

- зафиксировать результаты и сделать выводы

Гипотеза:

Из луковиц можно выращивать зеленые перья круглый год на подоконнике?

На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

  1. Сортов лука на земле очень много. Учёные даже не могут точно подсчитать их число. Считается, что этого растения около 600 видов. И все они объединяются в один род, который и называют лук.

Лук широко распространен по всему земному шару. На территории нашей страны растёт 225 видов лука.

В России лук культивируется повсюду как огородная культура, употребляется в пищу. Зелёный лук очень богат витамином С. Самыми ценными в луке считаются фитонциды, благодаря которым он не даёт болеть нам. Поэтому лук советуют, есть в сыром виде, чтобы все драгоценные фитонциды сберечь.

В общем, есть много причин ежедневно употреблять этот чудо – овощ. Кстати, учёные считают оптимальным употребление каждым человеком 7 – 10 кг лука ежегодно.

Только есть один минус – после его употребления лук источает неприятный запах. Но от этой беды есть надёжное средство – пожевать в конце еды корочку подгоревшего хлеба.

  1. Я решил попробовать себя в роли настоящего овощевода. Взял контейнер с землей. Луковицы посадил донцем вниз, так как из нижней части развиваются корни.Посадки с луком поставил на подоконник, чтобы было больше света: я знаю, что это помогает росту растений. Следил за тем, чтобы почва всегда была влажная, для этого каждый день поливал лук.

Через 2 недели на верхней части луковицы появились зеленые перья, которые каждый день подрастали на несколько миллиметров.

Я сделал вывод, что выращивание репчатого лука на перо не требует больших затрат. Достаточно посадить луковицу в ёмкость с землёй, и через 3-4 недели можно снимать урожай.

Таким образом, для выращивания зелёного лука в комнатных условиях необходимы вода, свет, тепло, и, конечно же, моё внимание.

Заключение

В ходе исследования я узнал о пользе лука и его применении, истории этой культуры.

В этом году я болел простудными болезнями немного, по сравнению с прошлыми годами, так как выращивал и употреблял в пищу зелёный лук.

Я определил необходимые условия выращивания лука на перо.

Провел наблюдения за ростом зеленого лука.

Выращивание и уход за луком я продолжил после проведённого эксперимента.

Выращенный лук мы семьёй использовали для приготовления витаминного салата, покрошили в суп и окрошку.

Данную работу я выполнял с помощью учителя и мамы, а самое главное – делали все дружно. Вместе наблюдали за ростом лука, проверяли, достаточно ли влажная земля, не испарилась ли вода, хватает ли света, тепла луковицам…

Исследовательская деятельность «Выращивание лука в комнатных условиях» показала мне, что выбор профессии «Плодоовощевод» – дело ответственное. Чтобы получить положительный результат, такой, который хочешь, надо все продумать заранее и надо любить свое дело. И тогда задуманное обязательно сбудется!

Благодарю за интерес к теме проведённого мной исследования

Всего доброго!