III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ РУССКОГО НАРОДА. МАСЛЕНИЦА
Зорькина П.С.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку. Об этих страницах истории русского народа я узнала, прочитав книгу А.В.Терещенко «История культуры русского народа». Изучение культуры моего народа интересует меня уже давно. Из года в год мы празднуем Масленицу, Пасху и т.д. и совсем не задумываемся, как же праздновали их наши предки, в чем заключается смысл празднования, происхождение этих праздников, обряды, традиции. А ведь все это очень интересно и можно даже сказать таинственно. В своей первой работе я исследовала праздник Ивана Купалы и создала костюм для него. Сегодня меня заинтересовала Масленица, я решила исследовать историю этого праздника, узнать особенности как праздновали его в нашем селе, создать модель костюма для него и разработать сценарий празднования Масленицы.

Гипотеза: изучение обычаев и традиций своего народа способствует повышению интереса к изучению народного творчества, истории родной страны и истории своего села, музыкальному фольклору, прикладному искусству. Цель работы: изучение особенностей народных обычаев в праздновании Масленицы на Руси и в с.Гофицком.

Объект исследования: праздник Масленица Задачи:

  • изучить историю праздника

  • исследовать отличия стародавних обычаев и символов от нынешних.

  • изучение особенностей проведения Масленицы в с.Гофицком

  • проведение соцоопросае жителей с.Гофицкое

  • создание костюма для празднования Масленицы

  • разработка семейного сценария праздника «ШирокаяМасленица».Источники информации: учебники, произведения устного народного творчества, научно-популярная литература, печатные работы, интернет-ресурсы, данные периодических изданий, сведения из телевизионных передач, материалы народного музея им. Ю.И. Бельгарова с.Гофицкое. Методы исследования: анализ и синтез, сравнение, обобщение, опрос и анкетирование.

Основная часть.

2. Обзор литературных источников

Этот старинный народный праздник отмечают в последнюю неделю перед Великим постом, который продолжается семь недель до Пасхи.

Изучая литературу по теме, я узнала о том, что разгульный праздник Масленицы, или Сырной недели уходит своими корнями в глубь веков и почти не изменился, «не испытал на себе влияния христианства, за исключением запрета мясной пищи и обычая просить друг у друга прощения в воскресенье накануне Великого поста».1

Семь Масленичных дней

Как известно, «Масленица семь дней гуляет». Масленица по церковному календарю до сих пор называется «сырной неделей». Начинается она в понедельник. Каждый день праздника имеет свое название:

Первый день – «встреча», гостей встречали, и масленицу тоже. Дети строили ледяные горки. Взрослые ставили качели, посещали родных, начинали печь блины, первый блин – нищим или для умерших на окошко.

Второй день – «заигрыши», в этот день начинаются самые веселые игры и карнавальные шествия ряженых: «Масленица ставит молодых на показ». По сути это были смотрины невест. Масленицу зазывали: «У нас горы снежные готовы и блины напечены – просим жаловать!»

Третий день – «лакомка», готовили самые вкусные блюда и, конечно, блины. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и старалась держать его в секрете. Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие – во всю сковороду или маленькие – с чайное блюдце, тонкие и легкие. К блинам подавалась приправа – сметана, яйца, икра.

Четвертый день – «разгуляй». Масленица набирала полную силу. Катались на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки. Ребятишки возили по деревням гулять Масленицу, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы.

Пятый день – «тещины вечера», в этот день зятья угощали своих тещ блинами, а тещи, в свою очередь, приглашали к обеду зятьев: «Милости просим к нам об Масленице со своим добром, с честным животом».

Шестой день – «золовкины посиделки». Золовка – это сестра мужа. Невестка приглашала своих родных и подруг к себе и развозила гостей по золовкам. Молодая невестка дарила своим золовкам подарки.

Седьмой день – «прощеный день», или «целовальник». Родственники и друзья шли друг к другу с «повиновением», просили прощения за огорчения и обиды. Самым главным было восстановить хорошие, добрые отношения. В этот день весело прощались с Масленицей, устраивая забавные «похороны», причем Масленица умирала с радостью, символизируя смерть зимы и рождение новолетия.

Главные составляющие масленицы.

Многие люди, независимо от возраста, пола и профессии, постоянно находятся в ожидании какого-либо чуда, праздника. Таким праздником для большинства из них является Масленица. Здесь абсолютно любой человек может найти для себя что-то свое, особенное. Никого, не стесняясь и не стыдясь, можно поесть блинов, позабавиться над ряжеными и самим собой – одним словом, получить удовольствие.

3. Результаты исследования

3.1. Отличия стародавних обычаев и символов от нынешних.

В своем исследовании я постаралась выделить важные, на мой взгляд, составляющие Масленицы, без которых трудно было бы себе представить сейчас это празднество. Кроме того, мне было важно понять, каково отличие стародавних обычаев и символов от нынешних.

Блины

Древним символом Масленицы являются блины. Когда-то они были первыми пресными хлебами, их пекли круглыми, как солнце. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц, да еще приговаривали: Месяц, ты месяц, Выгляни в окошко!Подуй на опару!

В наши дни блины также почитаемы и любимы в праздник Масленицы. В продолжение всей масленичной недели в каждом доме любого уголка нашей страны выпекаются блины по разным народным рецептам.

Обращения к Масленице

Ласково называли Масленицу объедалой, блиноедой, круглой, румяной и белой. Не отпразднуешь ее сытно, не быть сытому и всему году. Каких только нежных слов не находили, обращаясь к Масленице: «Душа моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное тельце, сахарные уста, сладкая твоя речь…..»

До нынешнего времени дошли практически все обращения «дорогой гостьюшки Масленицы», но, все-таки, самым распространенным, самым любимым и уважительным обращением русского народа к масленице является имя самой Масленицы - Авдотьюшка Изотьевна.

Игры и забавы Масленицы

Масленичные праздники на Руси всегда сопровождались различными играми и забавами. Игра в снежки, игры в мяч на льду вдоль реки, борьба за место на санках, медвежьи утехи – все эти затеи были обязательными составляющими последних дней Масленицы. Но все-таки одно из самых любимых развлечений – катание на санках с естественных снежных гор.

В настоящее время обычно все игры и забавы можно наблюдать только в последний день – день прощания с Масленицей.

Песни Масленицы

Особое внимание в старину уделялось и песням, которые «сопровождали» Масленицу все семь дней. Преобладали 2мотивы и строки прославления, величания самой персоны Масленицы, («Дорогая наша гостья, Масленица, Авдотьюшка Изотьевна!»), перечисляются те удовольствия и развлечения, которые она приносит людям («Кидала масло по кому, кто ухватит, так тому!»). Песни же, сопровождающие проводы Масленицы, шутливо-похоронные.

Современное празднование Масленицы, как и любого другого русского народного праздника, конечно же, тоже не обходится без песен. Ведь такова натура нашей истинно русской души: коли плохо на душе (если кошки скребутся) – нет лучшего лекарства, чем песня; а уж если «душа поет» - тогда сам Бог велит что-либо запевать, да погромче!

3.2.Празднование масленицы в с. Гофицком.

Пожалуй, ни что так ярко не характеризует народ, как те праздники, которые он любит и отмечает. В праздниках, как в зеркале отражается характер, культура и самобытность каждого народа. Ведь даже территория, на которой этот народ проживает, накладывает свой отпечаток, придаёт только этой местности свойственный колорит.

И хотя, любой праздник – это, прежде всего радость и веселье, вы никогда не спутаете праздничное торжество в рыбацкой деревушке на берегу Балтийского моря с праздником в высокогорном ауле или в Ставропольской степи. Так какой же он, праздник масленица в селе Гофицком? Он такой же, как наша земля, такой же, как русский характер – широкий, светлый, раздольный, с неуёмным весельем и лёгкой грустинкой.

Беседуя, с работниками народного музея им. Ю.И. Бельгарова и работниками дома культуры я выяснила, что основными составляющими праздника были: обилие еды (главное блюдо — блины), катание на лошадях, чествование молодоженов и проводы Масленицы. (Приложение 1)

Подготовку к Масленице начинали загодя, с предшествующей недели. Женщины старались, как говорили, «вымыть дом от чердака до подполья», придать ему праздничный вид. И конечно, заранее припасали продукты. Чего не хватало, покупали на местных ярмарках. Масленица — своеобразные каникулы, отменявшие всякий труд.

В селе «никто не работал даже по хозяйству, готовили огромное количество еды и непременно блины, ходили в гости и смотрели на развлечения молодежи. На протяжении семи дней еду не убирали со стола (во всяком случае, традиционные блины должны были стоять там все время). С утра до позднего вечера шли народные гулянья. Все - от мала до велика - принимали участие в праздничном веселье, исключение составляли только больные и немощные люди.В первые дни праздника дети с утра обходили дворы односельчан, поздравляли с наступлением Масленицы, побуждали хозяек заняться прямым масленичным делом — печением блинов. В ответ на поздравление ребята требовали угощения: Ах ты, Домнушка, Красно солнышко! Вставай с печи. Гляди в печь — Не пора ли блины печь? Подайте широкой Масленице! Масленичное чревоугодие, разумеется, не ограничивалось блинами. По русским привычкам и представлениям о настоящем празднике, стол должен был ломиться от сытной и обильной еды. Хозяйки жарили рыбу, делали большие рыбные пироги, пирожки с тыквой и ягодами. Все это заготавливалось для приема бесчисленных гостей.

Как правило, гости не сидели долго. Отведав масленичных яств, они вставали, благодарили хозяев и отправлялись в другой дом, где опять ели и пили. В каждом доме всегда кто-нибудь оставался для приема гостей.

В один из последних дней Масленицы парни должны были катать приглянувшихся им девушек. «Женихи» из всей округи съезжались в село и переманивали друг у друга будущих невест, загоняя ради них лошадей, стараясь привлечь внимание не только упряжью и конями, но и своей удалью, щедростью, готовностью «выложиться» перед девичьей компанией. Обычай этот нашел отражение в веселых, насмешливых частушках.

Девки, Масленка идет, Кто нас покатает? У Петруни за двором Сивка пропадает.

Однако самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала (если зять был по душе) настоящий пир. Главное внимание уделялось, разумеется, самому молодому, новоиспеченному зятю.

Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, анекдотов, песен, бытовых сказок.

Зять на двор ‐ пирог на стол.

У тещи про зятя и ступа доит.

Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу устраивали «тещины вечерки» - зятья приглашали тещ на блины.

Посещению тещи, особенно в первые для ее дочери годы замужества, предшествовало почетное приглашение — зятю положено было накануне вечером лично пригласить тещу со всей ее родней, а утром прислать за ней нарядных «зватых». Чем больше являлось «зватых», тем больший почет оказывал зять матери своей жены.

В воскресенье - Прощеный день - устраивали проводы Масленицы. Главным элементом этого дня становился костер. С утра ребятишки и подростки собирали дрова для костра - жечь Масленицу. Всадники разъезжали по селу и зазывали селян на праздник.У костра собиралось много народу. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!». Девушки жалобными голосами выводили: «Сударыня-Масленица, протянися!». Парни же выкрикивали, поджигая костер: «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!».

Последним актом масленичного празднества был ритуал прощения-прощания, давший название завершающему дню - Прощеное воскресенье.

Прощаясь, люди как бы перекидывали мостик от веселой широкой Масленицы к строгому Великому посту.

За Масленицей начинается другой, новый виток жизни. Люди вступали в долгий Великий пост, символически повторяя, проживая путь Христа на Голгофу и к Светлому Воскресению.

В настоящее время в нашем селе Масленица не празднуется так широко как раньше, остались лишь некоторые из традиций - поедание блинов в течение всей недели, приглашение гостей и ритуал прощения-прощания. Мне бы очень хотелось, чтобы вновь возродилось празднование Масленицы в нашем селе, так как есть в этом празднике и то, что не поддается ни времени, ни влиянию исторических перемен: душевная доброта и широта, и радостное ожидание обновления жизни. (Приложение 2)

3.3. Результаты опроса жителей с. Гофицкого.

Жителям с. Гофицкого было предложено заполнить анкету, состоящую из семи вопросов. Было опрошено 60 гофитчан в возрасте от 15 лет до 70 лет и старше. В каждой возрастной группе анкетируемых по 20 человек. Основная цель анкетирования заключалась в диагностики знания жителей с.Гофицкого традиций и обычаев праздника «Широкая Масленица». Результаты анкетирования показали (Приложение 3), что гофитчанам известно о празднике «Масленица», но не многие празднуют ее в своей семье и знают название каждого дня. По результатам опроса можно также сделать следующие выводы:

· традиции и обычаи праздника известны не многим (чем старше люди, тем больше им знакомы характерные для данного праздника традиции и обычаи);

· о празднике люди в возрасте от 15 до 30 знают из учебной программы или посредствам Интернет – ресурсов и только 10% от своих родителей, бабушек, дедушек;

· о празднике «Масленица» в возрастной группе от 31 до 50 знают из средств массовой информации или Интернет – ресурсов и только 40% от своих родителей, бабушек, дедушек.

На вопрос: «Почему последний день масленичной недели называют Прощенным?» из 20 человек первой группы верный ответ дали лишь 10% опрошенных, во второй группе – 50%, в третьей- 90%.

В результате анкетирования выяснилось, что большинство опрошенных в возрасте от 15 до 50 лет знакомы с русским народным праздником «масленица» поверхностно.

3.4. Создание костюма для празднования Масленицы.

Удивительный мир богатейшей русской культуры находит свое отражение и в национальном костюме, поскольку, как известно, «встречают по одёжке». Ведь именно по одежде составляется первое впечатление о человеке – кто они и что он – даже в наше, достаточно унифицированное время. Что уж говорить о народном костюме, который есть отражение души народа, его представление о прекрасном, его сконцентрированная культура и история, копившаяся и совершенствовавшаяся на протяжении многих веков. Мое увлечение историей русского костюма началось еще с начальной школы. С тех пор мною были созданы несколько костюмов для народных праздников. Сегодня я решила создать национальный костюм для празднования Масленицы.

Традиционной одежды для этого праздника не было, но народ старался надеть самые лучшие, яркие наряды. (Приложение 4) Красочные костюмы на Масленицу дарили незабываемые впечатления от праздника. При выборе цвета костюма я руководствовалась знаниями, которые получила в результате своего исследования. Яркое солнце, золотистые блины, сочные краски праздника переливаются на желтом фоне. Платье я украсила вышивкой черного цвета, сделав окантовку из золотых пайеток . Для создания окончательного образа был изготовлен русский кокошник. (Приложение 5)

3.5. Разработка семейного сценария для празднования Масленицы в начальной школе.

Работая над исследованием, я выяснила, что учащиеся нашей школы имеют лишь поверхностные знания о празднике Масленицы. Я решила разработать сценарий этого праздника для учеников начальной школы. Мне кажется, это мероприятие позволит расширить представления о традициях и обычаях русского народа, ребята узнают, что празднование Масленицы всегда сопровождается обрядами, гуляньями, играми, различными забавами. Для проведения праздника нам понадобится помощь родителей, что позволит создать условия для сплоченности коллектива единомышленников, творческого объединения детей и родителей.

4. Заключение

Русское село всегда была сильна своими традициями и обычаями. А нужно ли нам, современному поколению, знать обычаи, которыми руководствовались наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры, и в первую очередь, традиции и культуру своей малой родины, места, где мы родились и выросли. Мы должны осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой, в том числе с местными обычаями. И пока эти традиции есть, пока они будут передаваться из поколения в поколение, село будет жить и процветать!

Теоретическая значимость работы заключается в том, что праздник «Масленица», способствует приобщению учащихся нашей школы к истокам русской народной культуры.

Практическая значимость проекта заключается в мотивации к изучению русской народной культуры, возрождению традиций, обычаев в своей семье.

Проводя исследование по данной теме, мною было раскрыто сравнение празднования Масленицы в стародавние времена и в наше время и выделены обычаи, которые сохранились в проведении Масленицы до настоящего времени; было проведено анкетирования жителей с.Гофицкого, создан костюм для празднования Масленицы, разработан сценарий семейного праздника «Широкая Масленица».

5. Литература и ресурсы сети Интернет

  1. Бернштам Т. Молодежь в обрядах и обычаях русской деревни. М., 1988.

  2. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль: Академия Холдинг, 2002 Розова А.Н. Обрядовая поэзия. М. «Современник», 1989.

  3. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Праздник – ожидаемое чудо! М.: Вако, 2005.

  4. Колобанов В.А. Календарно.

  5. Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Фольклор и родное слово. Н.-Новгород, 1993.

  6. Материалы народного музея им.Ю.И. Бельгарова села Гофицкого.

https://ru.wikipedia.org/

http://www.maslenitsa.org/history

Приложение 1

Интервью с работником народного музея им.Ю.И. Бельгарова Соповой Т.С.

Беседа с работником дома культуры с.Гофицкое Бинюковой Л.Ф.

Приложение 2

В праздничных гуляньях принимали участие все жители с.Гофицкое

Главные действующие лица праздника скоморохи. Проводы Масленицы.

Любимым развлечением на Масленицу было катание на лошадях

Масленичные забавы.

Угощение блинами.

Приложение 3

Анкета.

  1. Знаете ли вы о существование праздника Масленица?

  2. Знаете ли вы названия каждого дня Масленицы?

  3. Известны ли вам традиции и обычаи при праздновании Масленицы?

  4. Какое блюдо является основным для этого праздника и что оно символизирует?

  5. Откуда вы узнали о существования праздника Масленица?

  6. Почему последний день масленичной недели называют Прощенным?

  7. Празднуете ли вы этот праздник в своей семье?

Результаты опроса жителей с.Гофицкого

Возрастные группы

15-30

31-50

51-70

Знаю,%

Не знаю ,%

Знаю,%

Не знаю ,%

Знаю,%

Не знаю ,%

Знаете ли вы о существование праздника Масленица?

100

0

100

0

100

0

Знаете ли вы названия каждого дня Масленицы?

10

90

35

65

40

60

Известны ли вам традиции и обычаи при праздновании Масленицы?

15

85

45

55

80

20

Какое блюдо является основным для этого праздника и что оно символизирует?

Блины-100

Символ солнца - 0

Блины-0

Символ солнца - 100

Блины-100

Символ солнца - 85

Блины-0

Символ солнца - 15

Блины-100

Символ солнца - 100

Блины-0

Символ солнца - 0

Откуда вы узнали о существования праздника Масленица?

из уч. программы - 30

посредствам Интернет – ресурсов-60

от своих родителей, бабушек, дедушек - 10

из уч. программы - 20

посредствам Интернет – 40ресурсов-

от своих родителей, бабушек, дедушек -40

из уч. программы -5

посредствам Интернет – ресурсов-5

от своих родителей, бабушек, дедушек -90

Почему последний день масленичной недели называют Прощенным?

10

90

50

50

90

10

Празднуете ли вы этот праздник в своей семье?

Да- 20

Нет-80

Да- 40

Нет-60

Да-70

Нет-30

Приложение 4

Праздничный наряд жительницы с.Гофицкого конца XVIII начала XIX веков.

Приложение 5

Эскиз костюма к празднованию Масленицы

Фотография костюма к празднованию Масленицы

1 http://www.diets.ru/article/1167676

2 http://www.maslenisa.ru/o-maslenitse/kakie-primety-na-maslenicu-est-u-russkogo-naroda.html