III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

МИР СКАЗОК Г. Х. АНДЕРСЕНА
Милевская Ж.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем

лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес, событий и поводов для размышлений.

Моё первое знакомство со сказкой произошло ещё в детстве. Мне их читала мама. Но тогда мне просто было интересно слушать. Сейчас мне 11 лет, я их читаю сама. Читая сказки, я учусь доброму, учусь думать и совершать хорошие поступки. Особенно любимыми для меня являются сказки Г. Х. Андерсена.

Обобщая вышесказанное, выдвигаю следующую гипотезу: сила сказочных героев опирается на работу и благородство сердца.

Объект нашего исследования: сказки Г. Х. Андерсена.

Предметом данного исследования являются сказочные герои сказок Г.Х. Андерсена.

Цель исследования заключается в исследовании мира сказок Г.Х. Андерсена и создание по их мотивам коллекцию панно.

Цель научной работы обусловила постановку и решение следующих задач:

  1. Прочитать сказки и изучить мир сказочных героев Андерсена.

  2. Проанализировать чему учат сказки Г.Х. Андерсена.

  3. Создать панно триптих по мотивам сказочных героев Г.Х. Андерсена.

  4. Подобрать материалы и инструменты.

  5. Выполнить панно триптих в соответствии с технологиями.

  6. Определить экономическую и экологическую оценку.

Для достижения цели научной работы и решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  • анализ;

  • анкетирование;

  • обобщение материала.

Актуальность исследования обусловлена тем, что благодаря сказке дети познают мир не только умом, но и сердцем. Так же они выражают собственное отношение к добру и злу.

Когда дети верят в сказку, то они учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.

Практическая значимость работы заключается:

  1. в создание панно в соответствии с тенденциями современных технологий;

  2. в возможности использования результатов исследования для знакомства с творчеством Г. Х. Андерсена и для иллюстрирования сказок, привитие интереса к чтению друзей, одноклассников.

  1. Интересные факты о жизни Г.Х. Андерсена.

Обобщая прочитанный материал, я выделила восемь интересных фактов.

  1. Г. Х. Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в маленьком городе Оденсе. Отец его был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в нищете. Спал он в маленькой каморке, заставленной верстаками и инструментами. Но Ганс стараниями заботливых родителей совсем не замечал бедности. Отец, в свободное от работы время, читал сыну книжки, мастерил игрушки, рисовал картинки. Мать же следила за тем, чтобы он всегда был сыт, причесан и одет.

  2. Мальчик любил выдумывать невероятные истории. В доме у Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель – старый кот по имени Карл. Но у Карла был крупный недостаток: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик не сердился на старого кота: он все ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе сомневаться в существовании колдуний, догадливых трубочистов, говорящих цветов и лягушек с бриллиантовыми коронами на голове.

  3. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух. Весь день они пряли серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшал их свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их от себя старухам. А те только ахали и шептались между собой, что маленький Христиан слишком умен. Мальчик умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждом шагу и на каждой тропинке. Редкая способность Андерсена замечать то, что ускользает от ленивых глаз.

  4. Когда Андерсену было 11 лет умер отец, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике. А учиться он мог только по вечерам в школе для бедных. Но учился он с увлечением и страстью. Все свое свободное время он читал. И сам мечтал стать писателем.

  5. В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген; мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её, и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!». И он стал им!

  6. Своих детей у Андерсена не было, но чужих он не избегал, легко находил с ними общий язык. В воспоминаниях об Андерсене отмечено, что ребятишки обожали его слушать.

  7. Андерсен страдал многими комплексами. Всегда что-нибудь да угнетало его: поперхнувшись за столом, он явственно ощущал, что в желудок его попала иголка; ударившись коленом, он рисовал себе продолжительную болезнь; а если случайно открывал какой-нибудь прыщ под глазом, то ничуть не сомневался, что он будет расти, расти, пока не превратится в огромную шишку, которая закроет глаз.

  8. Великий сказочник настолько боялся пожара, что носил с собой верёвку на случай экстренного побега через окно. Он страшился быть погребённым заживо. Когда болел, оставлял на прикроватном столике записку: «Это лишь кажется, что я умер».

Но не чудаком Ганс Христиан Андерсен должен оставаться в нашей памяти, а самым настоящим героем. Он был такой же упорный и стойкий, как его Оловянный солдатик, - и добился своего.

Для всех людей мира Г.Х.Андерсен всегда останется добрым и мудрым советчиком, который учит доброте и милосердию.

  1. Результаты анкетирования.

Сказки Г.Х. Андерсена имеют особое значение для меня. Популярны ли произведения этого писателя среди моих сверстников? Знают ли дети главных героев сказок? Чтобы ответить на эти вопросы, мною было проведено анкетирование (приложение 2) среди учащихся 5х, 6х, 7х классов.

55 учащихся приняли участие в анкетировании.

Вопрос №1 (Приложение№3): верно ответили 38 человек- это 69%,

Вопрос №2 (Приложение №4): правильно ответили 44 человека- это 80%,

Вопрос №3 (Приложение №5): правильно ответили 27 человек- это 49%,

Вопрос №4 (Приложение №6): безошибочно ответили 39 человек- это 70%,

Вопрос №5 (Приложение №7): справились 52 человека- это 95%,

Вопрос №6 (Приложение №8): ответил 21 человек- это 38%,

Вопрос №7 (Приложение №9): ответили 32 человека- это 58%.

Обобщая вышеизложенные данные, можно сделать вывод о том, что сказки Г.Х. Андерсена известны и любимы среди учащихся 5-7х классов. Дети знают главных героев сказок.

У меня тоже есть любимые герои, поэтому мне захотелось создать панно триптих. Данное панно станет достойным дополнением среди моих творческих работ.

  1. Создание панно триптих «По мотивам сказок Г. Х. Андерсена».
Материалы и инструменты
  • Отрезки тканей:

  • а) боровка;

  • б) флис;

  • в) фатин;

  • г) тафта;

  • д) кружево;

  • е) синтепон.

  • Отрезки кожи;

  • Шпагат;

  • Доска 3 шт. 15см/25см;

  • Клей «Момент»;

  • Нитки.

  • Ножницы (портновские);

  • Игла (ручная);

  • Гвозди;

  • Молоток;

  • Ножовка;

  • Дрель.

  • Иллюстрации для панно
  • Технологическая последовательность изготовления панно.
  • Данные приведены в таблице №1.
  • Таблица №1
    • Последовательность выполнения

    • операций

    • Графическое изображение

    • Графическое изображение

    • 1.

    • Выбрать заготовку из доски толщиной 10-12 мм и разметить контур изделия

    • Карандаш, линейка.

    • 2.

    • Выпилить контур изделия

    • Ножовка

    • 3.

    • Высверлить отверстие

    • Дрель

    • 4.

    • Зачистить изделие

    • Шлифовальная колодка

    • 5.

    • Подбор ткани и инструментов для выполнения панно по каждому рисунку

    • Ткань, ножницы, игла, линейка, карандаш, клей, мел (портновский), нитки.

    • 6.

    • Выполнить лекало для пошива кукла солдатика, домовенка

    • Ватман, карандаш, ножницы

    • 7.

    • Раскрой деталей на ткани

    • Лекало, карандаш, ножницы

    • 8.

    • Пошив куколи одежды для них

    • Игла (ручная), нитки, ножницы

    • 9.

    • Крепление фона и деталей панно к основе при помощи гвоздей и молотка, клея.

    • Доска, гвозди, молоток, клей

    • 10.

    • Плетение из шпагата косички для облицовки панно и пришивание её по периметру.

    • Шпагат, игла, нитки, ножницы.

    • 11.

    • Пошив мешочков и заполнение их крупами.

    • Мешковина, нитки, игла, крупа, шпагат.

    • 12.

    • Подбор ткани и деталей для панно «Домовой»

    • Мешковина, шпагат, веник, игла, нитки, ножницы.

    • 13.

    • Окончательная отделка панно «Домовой»

    • Шпагат, ножницы.

    • 14.

    • Сборка трёх панно в триптих

    • Шпагат, ножницы

  • При выполнении панно я соблюдала правила безопасности при работе с ножовкой, дрелью, иголками, ножницами.

  1. Себестоимость
  • После завершения изготовления всех элементов необходимо определить экономическую оценку панно, то есть определить себестоимость триптиха. Результаты приведены в таблице № 2.
  • Таблица№2
    • Название материалов и инструментов

    • Количество

    • Цена за штуку

    • Всего

    • Отрезки тканей

    • -

    • Утилизация

    • -

    • Отрезки кожи

    • -

    • Утилизация

    • -

    • Шпагат

    • 1 моток

    • 64.00 руб.

    • 64.00 руб.

    • Доска 15см/75см

    • 3 шт.

    • 90.00 руб.

    • 270.00 руб.

    • Клей «Момент»

    • 1 шт.

    • 45.00 руб.

    • 45.00 руб.

    • Нитки

    • 1шт.

    • 18.00 руб.

    • 18.00 руб.

    • Гвозди

    • 30 шт.

    • 1.00 руб.

    • 30.00 руб.

    • Итого

    • 427.00руб.

  • Вывод: В результате работы, изделие получилось оригинальным, стильным, эксклюзивным. Стоимость панно составила427 рублей.

  • Заключение
  • В ходе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что смысл каждой сказки Андерсена весьма глубок, а тематика историй обширна.

  • Ниже представлены основные темы его детских произведений.

  • 1) Гуманность, героизм и самоотверженность.

  • Этим сильным качествам посвящены такие сказки, как «Дикие лебеди», «Снежная королева». Отвага и неугасаемая вера Герды в человека вызывает только восхищение.

  • 2) Безмерная сила любви.

  • Именно это движет маленькой Гердой, Русалочкой и стойким оловянным солдатиком. Любовь в сказках Андерсена – чувство, способное преодолеть горечь разлуки и все трудности, возникающие на пути.

  • 3) Смысл жизни и искусства.

  • Эта тема ярко представлена в нескольких сказках писателя: «Лен», «Сальная свечка», «Последний сон старого дуба».

  • 4) Сострадание и милосердие.

  • Чуткость сердца Герды помогла справиться со злом и завистью, жадностью и равнодушием.

  • 5) Умение ценить и любить жизнь.

  • Так, в сказке «Соловей» живой соловей был желаннее, чем искусственная птица, ведь именно настоящей птице было подвластно излечение императора.

  • Некоторые сказки имеют грустные окончания, в некоторых историях писателя присутствует тема смерти. Но ведь главное, к чему автор стремится в таких историях- это показать, что огромное значение для человека имеют его поступки и действия при жизни, они навсегда остаются в памяти, даже после ухода человека из жизни.

  • В ходе исследования я нашла ответы на мои вопросы. Я прочитала много сказок Г.Х. Андерсена, узнала значения непонятных мне слов. По прочитанным сказкам, я сделала вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась- сила главных героев опирается на работу и благородство сердца.

  • Список литературы
  1. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org.

  2. Кузьмина М. «Азбука плетения», Москва, «Легпромбытиздат» 1992 г.

  3. Проснякова Т. Н. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Технология. Творческая мастерская», изд. «Учебная литература», 2007 г.

  4. Симоненко В.Д. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 5 класс, изд. Центр «Вентана- Граф», 2007 г.

  5. Филиппова С. Н Изделия из кожи. Подарок своими руками, 2007 г.

  6. Финягин В. В., Дерево. Изделия своими руками, изд. Аст, Астрель, 2001 г.

  • baget1.ru/applied-arts/applied

  • http://stranamasterov.ru/node/815403

  • http://www.liveinternet.ru/users/4148732/rubric/1821054/

  • Приложение 1Словарь терминов.
  1. Технология - (от греч. techne - искусство , мастерство , умение и 1о- gos - учение , наука ) - англ. technology; нем. Technologie.

  1. Совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки (изменения состояния, свойств, формы) сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий в различных отраслях промышленности, строительстве и т. п.

  • б). Научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая этиприемы и способы.

  • в) Описание производственных процессов, инструкции по их выполнению.

  • 2) Панно- заполненная художественным изображением часть стены, обрамленная лентой орнамента или лепной рамкой.Панно может исполняться на холсте обычными живописнымисредствами, а затем уже прикрепляться к стене или потолку для украшения

  • интерьера общественных зданий.

  • Декоративное панно может быть также рельефное,

  • резное, изразцовое, текстильное и др. Роспись по дереву и по металлу в

  • народном и декоративно-прикладном искусстве может украшать панно не только

  • больших, но и достаточно небольших размеров, предназначенных для оформления

  • интерьеров жилых помещений.

  • 3) Триптих (от греч. — сложенный втрое) — произведение искусства, состоящее из трёх картин, барельефов, объединенных общей идеей.

  • Приложение 2Анкета.
  • Вопрос 1. В историях и сказках Андерсена чаще всего героями являются люди, животные и вещи. Только изредка встречаются гномы, тролли, эльфы. В одной из сказок героиня, пережившая множество приключений, сама становится эльфом. Если вы поняли, о ком идет речь, назовите птицу, которая ей помогала.

  • Вопрос 2. Когда Герда, героиня сказки «Снежная королева» мчалась на северном олене спасать своего брата, небо вдруг «выбросило столбы голубого огня». Какое явление природы так красиво описал Андерсен?

  • Вопрос 3. Как называется сказка Андерсена, в которой музыкальная игрушка стоит всего сто касаний губами?

  • Вопрос 4. Цена земли в городе всегда была очень высокой. Поэтому раньше дома строились так, чтобы внизу они занимали мало места, а верхние этажи нависали над нижними. При этом улицы внизу были гораздо шире, чем на уровне 2-го и 3-го этажей. В одной сказке Андерсена именно благодаря этой особенности средневековой архитектурой Копенгагена у двух детей был летний садик. А как звали этих детей?

  • Вопрос 5. Герой этой сказки был не похож на других членов своей семьи, поэтому ему пришлось покинуть свой дом, однако через некоторое время из одинокого, всеми презираемого изгоя он превратился в прекрасное существо. А какого цвета он стал?

  • Вопрос 6. Герой одной сказки Андерсена помогал хорошим детям смотреть чудесные сны. Его имя переводится как «Закрой глазки». Так как же по-датски звучит фраза «закрой глазки»?

  • Вопрос 7. В истории «Обрывок жемчужной нити» Андерсен рассказывает о шести «жемчужинах» — старинных городах от Копенгагена до Корсер. «Жемчужный блеск» им придают старинные легенды, а из какого материала создана нить, связывающая эти города?

  • Приложение 3Диаграммы по анкетированию.
  • Вопрос 1. В историях и сказках Андерсена чаще всего героями являются люди, животные и вещи. Только изредка встречаются гномы, тролли, эльфы. В одной из сказок героиня, пережившая множество приключений, сама становится эльфом. Если вы поняли, о ком идет речь, назовите птицу, которая ей помогала.

  • Вопрос 2. Когда Герда, героиня сказки «Снежная королева» мчалась на северном олене спасать своего брата, небо вдруг «выбросило столбы голубого огня». Какое явление природы так красиво описал Андерсен?

  • Вопрос 3. Как называется сказка Андерсена, в которой музыкальная игрушка стоит всего сто касаний губами?

  • Вопрос 4. Цена земли в городе всегда была очень высокой. Поэтому раньше дома строились так, чтобы внизу они занимали мало места, а верхние этажи нависали над нижними. При этом улицы внизу были гораздо шире, чем на уровне 2-го и 3-го этажей. В одной сказке Андерсена именно благодаря этой особенности средневековой архитектурой Копенгагена у двух детей был летний садик. А как звали этих детей?

  • Вопрос 5. Герой этой сказки был не похож на других членов своей семьи, поэтому ему пришлось покинуть свой дом, однако через некоторое время из одинокого, всеми презираемого изгоя он превратился в прекрасное существо. А какого цвета он стал?

  • Вопрос 6. Герой одной сказки Андерсена помогал хорошим детям смотреть чудесные сны. Его имя переводится как «Закрой глазки». Так как же по-датски звучит фраза «закрой глазки»?

  • Вопрос 7. В истории «Обрывок жемчужной нити» Андерсен рассказывает о шести «жемчужинах» — старинных городах от Копенгагена до Корсер. «Жемчужный блеск» им придают старинные легенды, а из какого материала создана нить, связывающая эти города?