III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ В МОЕМ ДВОРЕ
Воробьева А.В.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Я думаю, что многие знакомы с таким понятием как солнечные часы. Но не каждый знает, как они выглядят и как работают. И в своём проекте я хочу показать как с помощью солнечного света определять время . Я создам солнечные часы и объясню как они работают . Я считаю, что все, кто увидят мой проект, и я в том числе, узнают много нового и интересного о солнечных часах. Надеюсь что мой проект будет полезен как для учеников и учителей, так и для обычного зрителя, захотевшего узнать что-то новое о солнечных часах .

Цель проекта: Создать солнечные часы, научиться определять время по солнечным часам.

Объект исследования: часы и солнечный свет.

Гипотеза:

Если я познакомлюсь с информацией о солнечных часах , то смогу создать свои солнечные часы.

Задачи проекта.

  1. Изучить информацию о солнечных часах.

  2. Выяснить, что знают мои одноклассники о солнечных часах.

3. Создать солнечные часы

4. Оформить материал для форума «Шаг в будущее»

5. Отобрать материал для презентации.

6. Поделиться информацией с одноклассниками

Методы исследования:

- наблюдение;

- анкетирование.

1

Первая глава (теоретическая)

Что мы знаем о часах.

Всё делается во времени. Мы ходим в школу, садимся за парты в определённое время; автобусы и поезда начинают своё движение в определённое время – по расписанию. Если бы не было часов и люди не соблюдали бы время, то везде случился бы переполох, а значит беспорядок. Есть карманные, настольные, настенные часы. Часы – кулон, часы – перстень и много других часов.

Самыми главными часами считаются у нас, в России – Кремлёвские Куранты. Они установлены на Спасской башне, в Москве. Каждый день россиян начинается с торжественного боя этих часов. Интересно, а что Вы знаете о часах, а о солнечных?

Для того, чтобы начать свою исследовательскую работу я должна выяснить, что знают о часах мои одноклассники. Для этого я разработала вопросы анкеты и провела социологический опрос.

Анкета:

1 . Нужны ли тебе часы?

2. Зачем тебе часы?

3. Какие часы ты знаешь?

4. Какими часами чаще всего, пользуются в твоей семье?

Я опросила 24 одноклассника.

• все опрошенные считают, что без часов жить невозможно и они необходимы для точного определения времени;

• 8 человек вспомнили часы солнечные, водяные, песочные и огненные, механические и электронные;

10 человек назвали пять видов часов;

6 человек – четыре вида;

• почти все пользуются механическими и электронными часами и только 3 человека используют ещё и песочные часы.

Итоги анкетирования:

2

• все опрошенные считают, что без часов жить невозможно и они необходимы для точного определения времени;

• мои одноклассники вспомнили часы солнечные, водяные, песочные и огненные, механические и электронные;

• почти все пользуются механическими и электронными часами

По результатам анкетирования я сделала следующие выводы:

• часы – это необходимый и важный предмет, без которого мы не можем правильно организовать свою жизнь;

• все сейчас пользуются только электронными и механическими часами.

Солнечные часы. Появление солнечных часов связано с моментом, когда человек осознал взаимосвязь между длиной и положением солнечной тени от тех или иных предметов и положением Солнца на небе. Возможно солнечные часы изобрели в Египте, так считают многие ученые, но на 100 процентов никто доказать не сможет. Такие солнечные часы называются гномоном. Гномон – это такая «палка», на которой есть какие-то пометки. Её размещают на улице, и когда солнце кидает тень на палку – тогда и можно увидеть который сейчас момент и сколько сейчас времени. Эта тень служила вроде бы стрелкой для солнечных часов.

Такие «палки» или как их называли обелиски, устанавливали их, чаще всего, перед входом в храм. Высота солнечных часов не должна была превышать тридцать сантиметров и, обязательно, должна быть перпендикулярно к её плечу.

3

В древности солнечные часы имели широкое распространение. Но и сегодня солнечные часы можно увидеть в Санкт-Петербурге. В музее Арктики и Антарктики хранятся трое солнечных часов, обнаруженных при раскопках в Сибири. Солнечные часы сохранились на Московском проспекте и на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, а также в городе Пушкине у Орловских ворот.

Я решила сама сделать свои солнечные часы.

Вторая глава – описание исследования

Лето 2016 года было очень жарким. Очень ярко светило солнце. Я много времени проводила во дворе на солнышке.

Заметила, что солнце утром светит с одного конца двора, на другом тень. А вечером наоборот. Значит, посмотрев, где тень, можно узнать, утро сейчас или вечер. А если проследить за тенью от какого-нибудь предмета, например, моей куклы, от утра до вечера? Как она будет меняться?

Приготовила камешки, чтобы отмечать каждый час расположение стрелки.

4

Вот и первая отметка.

А потом пошли ливневые дожди, я не смогла сохранить свои часы. А соорудить их и отследить время очень хотелось. Тогда мы с мамой сконструировали другие. Отметили середину, карандаш выполнял роль гномона. Тень от гномона будет стрелкой для наших часов.

Поместили их на солнечное место во дворе. Стали отмечать каждый час движение стрелки, записывали время на часах.

5

И вот – часы почти готовы. Теперь наши часы показывают настоящее время! От 10 утра (раньше мы вставать поленились)) до 6 часов вечера (потом на этом месте густая тень). И мы теперь во время прогулки узнаем, не пора ли идти домой, по солнечным часам))).

Так выглядят готовые солнечные часы.

Выводы:

Изучив эту тему, я узнала, что такое солнечные часы и как можно их построить.Подтвердилась, выдвинутая мной гипотеза – изучив информацию, я смогла сама создать солнечные часы.

Используя результаты моей работы, каждый может украсить своё

жилище солнечными часами. На это потребуется не так уж и много времени и

затрат, тем более очень много различных видов этих часов существует. Я

планирую летом во дворе создать солнечные цветочные часы (виде клумбы). Её можно сделать с помощью нескольких цветочных горшков. Создание такой клумбы - отличный способ узнать и увидеть своими глазами, как положение солнца меняется от часа к часу, а , главное, не заходя домой, всегда знать который час. «Солнечная клумба» будет украшением нашего двора.

6

Литература:

1. «Впереди времени»/ Е. Кнорре.: Детская литература, 1989 г

2. «Обо всём на свете» иллюстрированная энциклопедия для

детей/ФедановаЮ.В.: Владис, 2015 г.

3. Ресурсы Интернет http://www.sundials.ru/ ; http://www.firsanov.ru/

7